Исскуство или искусство?

ИСКУССТВО или ИССКУСТВО, как правильно пишется?

Слово «искус­ство» пра­виль­но пишет­ся с дву­мя бук­ва­ми «с» в сере­дине сло­ва.

Все зна­ют, что в инте­ре­су­ю­щем нас сло­ве пишут­ся двой­ные соглас­ные, но, где имен­но, в нача­ле или сере­дине, ино­гда воз­ни­ка­ет сомне­ние. Какое напи­са­ние явля­ет­ся пра­виль­ным:

«искуССтво» или «иССкуство»?

Чтобы выяс­нить пра­виль­ное напи­са­ние это­го суще­стви­тель­но­го и чет­ко усво­ить двой­ное напи­са­ние соглас­ных, уста­но­вим его зна­че­ние и мор­фем­ный состав.

Значение слова «искусство»

Интересующее нас сло­во явля­ет­ся мно­го­знач­ным. Им назы­ва­ет­ся:

  1. твор­че­ская худо­же­ствен­ная дея­тель­ность.
  2. Отрасль твор­че­ской худо­же­ствен­ной дея­тель­но­сти.
  3. Система при­е­мов и мето­дов в какой-либо отрас­ли прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, мастер­ство.
  4. Тонкое зна­ние дела, сно­ров­ка, готов­ность.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

Вспомним похо­жее сло­во «искус­ный», кото­рое в неко­то­рых зна­че­ни­ях пере­се­ка­ет­ся с ана­ли­зи­ру­е­мой лек­се­мой и обо­зна­ча­ет «уме­лый, обла­да­ю­щий мастер­ством, хоро­шо зна­ю­щий».

Морфемный состав слова «искусство»

Исходя из неко­то­ро­го обще­го зна­че­ния, мож­но уста­но­вить эти­мо­ло­ги­че­скую род­ствен­ную смыс­ло­вую связь слов:

«искус­ный» и «искус­ство».

Искусный мастер демон­стри­ру­ет свое искусство рез­ки по кам­ню.

Думаем, что мож­но с неко­то­рой досто­вер­но­стью утвер­ждать, что когда-то от при­ла­га­тель­но­го «искус­ный» обра­зо­ва­лось с помо­щью суф­фик­са -ств- про­из­вод­ное суще­стви­тель­ное, как и ряд ана­ло­гич­ных слов с отвле­чен­ным зна­че­ни­ем:

  • искус­ный — искусство;
  • еди­ный — единство;
  • упря­мый — упрямство;
  • рав­ный — равенство.

Но в совре­мен­ном рус­ском язы­ке уже не выде­ля­ет­ся эти­мо­ло­ги­че­ский суф­фикс -ств-, и рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

искусство — корень/окончание.

Это сло­во ста­ло родо­на­чаль­ни­ком цело­го гнез­да одно­ко­рен­ных слов:

  • искусственный мех;
  • искусственность улыб­ки;
  • выгля­деть искусственно.

Правописание слова «искусство»

Исходя из эти­мо­ло­ги­че­ско­го сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го ана­ли­за это­го отвле­чен­но­го суще­стви­тель­но­го, нагляд­но вид­но, что в его соста­ве встре­ти­лись две оди­на­ко­вые соглас­ные на сты­ке быв­ше­го кор­ня и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са:

искус—ств-о.

В корне сло­ва «искус­ство» пишут­ся две бук­вы»с».

Зная о про­ис­хож­де­нии это­го сло­ва, запом­ним, что двой­ные соглас­ные пишут­ся имен­но в сере­дине кор­ня, а не в нача­ле его.

Вывод

Правильно пишет­ся сло­во «искуССтво».

В орфо­гра­фии совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка это сло­во счи­та­ет­ся сло­вар­ным. О его напи­са­нии в слу­чае затруд­не­ния справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

Отличаем его напи­са­ние с дву­мя соглас­ны­ми в корне от напи­са­ния похо­жих слов:

  • искусный мастер;
  • искусность выпол­не­ния;
  • искусно раз­ри­со­вать.

Масскульт

Масскульт

Массовая культура, поп-культура, масскультура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.

Основная статья: традиционная культура

Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего, образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе. В современном обществе представления о народной культуре испытывают существенное влияние работы ученых-исследователей XIX века, которые в рамках парадигм романтизма и позитивизма занимались сбором и публикацией образцов традиционной культуры (напр. Братья Гримм, Александр Афанасьев). При этом уже в эпоху средневековья появляются произведения, являющие собой отдельное явление по отношению к народной культуре, в котором важную роль играют абстрактные понятия — честь, доблесть, верность, представленные в европейской традиции рыцарскими романами — культура феодальной элиты (например, цикл о короле Артуре).

Массовая культура в XVIII и XIX веках

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоев, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс).

XX век

В начале XX в. массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество) и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

«Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 ф. ст., был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала».

Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал Питирим Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию».

Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстэтическую сферу симуляции», то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла. Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет справедливо говорит о его дегуманизации. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс закономерный.

В настоящее время сверх-гуманизация в том смысле, в котором ее понимал Ортега-и-Гассет (в альтернативном понимании — дегуманизация) поп-культуры переходит в деперсонификацию, ее героями становятся виртуальные персонажи, наделенные лишь самыми простыми для восприятия эмоциями — Фродо Бэггинс, Нео, Гарри Поттер, Шрек.

Примечания

См. также

  • Высокая культура
  • Традиционная культура
  • Субкультура
  • Мейнстрим
  • Андеграунд
  • Фолк-хистори

Ссылки


. Сейчас продукты массовой культуры пропагандируют элитарное искусство, которое в свою очередь работает с элементами масскульта. Долго ли будет работать такой синтез покажет история, а пока можно только наблюдать за явлением, которое было бы совершенно невозможным еще 100 лет назад.
Понятие «элитарного» искусства вводится в обращение в конце XVIII в. (Хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответственно дифференциация публики произошли значительно раньше). Элитарное выступает как продукт для опытных знатоков, массовое — для обычных, рядовых читателей, слушателей, зрителей . К высокой (элитарной) культуре относятся классические: музыка, живопись, литература, созданные специалистами высокого класса для состоятельных слоев общества (элиты).
Формирование массового искусства связано с ростом городского населения. В этот период возникают новые, городские по происхождению, жанры искусства. Они призваны удовлетворить собственно эстетические потребности человека. Среди массовых форм искусства преобладающего значения приобретают такие, которые ориентируются на отдых, развлечение, развлекательное чтение. При этом произведения, выступавшие в качестве эталона массового искусства, находили связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями


нашла статью:

«В начале 20-го века появилась и широко распространилась теория, суть которой заключалась в проведении четкой границы между массовой и элитарной культурой. Большинство философов и историков искусства того времени выразили свои мысли по поводу этой концепции. Лейтмотивом данных работ была критика масскультуры и сравнение её примитивных ценностей с элитарным искусством.

В то время, когда появилась теория, массовое искусство только набирало оборотов, поэтому неудивительно, что оно пребывало на примитивной стадии своего развития. Такая культура играет на человеческих инстинктах, и именно поэтому становится популярной. Конечно, провозглашённые ею ценности являются сомнительными с точки зрения элитарной культуры, но имеют интересные особенности. Ориентиром масскульта выступает удовлетворения нужд среднего человека, пропаганда лёгкой, комфортной и стабильной жизни, которая легко трансформируется и меняет уклон под давлением социальных тенденций.

Антиподом к этим явлениям и ценностям выступает элитарное искусство. Оно появилось гораздо раньше, одни исследователи приписывают старт данного вида культуры с развитием культуры Древнего Египта, другие – с расцветом античности. Главной особенностью является экзистенциальная суть, что и отличает «высокое» искусство от «низкого», которое обычно оптимистичное. На протяжении хода истории не только национальные идентификаторы, но и всё культурное наследие человечества творилось благодаря представителям элитарного искусства.

Но стремление к самосовершенствованию, установка идеала как недостижимого, чувство прекрасного как двигатель внутреннего развития, которые являются главными идеями искусства, не совсем актуально применять к характеристике пост-модернизма, несомненно являющимся наследником модернизма и, соответственно, элитарной культуры в энциклопедичном представлении.
Также не совсем актуальными в мире гуманности и равноправия выступают концепции Шопенгауэра о разделении всего населения земного шара на «нужных людей» и «людей-гениев».
В соответствии с этой теорией, «высокое искусство» создано для небольшого процента людей, которые способны понять его.

Первые попытки преодолеть пропасть между двумя категориями культуры сделал Энди Уорхол в 60-х годах. Представители поп-арта не стеснялись заявлять, что методы выражения они позаимствовали у масскульта, но сумели преобразовать их в другой контекст. Таким образом был создан синтез искусств, выраженный понятными для большинства образами, но несущий глубокую идею. В современном мире арт социализирован как никогда раньше, художники вдохновляются социальными трендами и отображают их со своей точки зрения. При ориентире работы на небольшую группу людей, такой способ творчества был бы почти невозможным. Также, нельзя забывать об актуальной политике популяризации искусства и привлечении большого количества людей к ознакомлению с ним.

На основе этого мы видим, что наличие чёткой градации не совсем применимо к современной культуре.»

по материалам

Правописание слова «искусство» нередко вызывает затруднение. В данном слове присутствует удвоенная согласная «с», многие сомневаются, в начале или конце слова следует ее удваивать, встречается также написание вовсе без удвоения. В связи с чем, можно встретить такое написание: «искусство», исскуство» и «искуство».

Как правильно пишется слово?

Существует единственно верное написание слова: «искусство», тогда как все остальные варианты ошибочны.

Слово тесно связано со словом «искусный», которое пишется с одной «с» путем прибавления суффикса «-ств-«. Однако в современном русском языке данный суффикс уже не выделяется в отдельную единицу, произошло его сращение с корнем «-искусств-«.

Таким образом, наблюдая за тем, как было образовано слово, можно увидеть, чем обоснован выбор удвоенной согласной. Между тем, слово «искусство» относится к разряду словарных слов. Его написание следует запомнить и не допускать ошибок.

Понятие «искусство» достаточно емкое и имеет несколько трактовок. Это и особенный способ познания и отражения мира, и форма художественной деятельности, и часть духовной культуры, а также результат творческой деятельности. Таким образом, это процесс и результат художественного труда, а также степень развития личности.

Примеры предложений

Примеры предложений помогут запомнить правильное написание слова «искусство». В качестве примеров можно рассмотреть следующие варианты:

  1. Она посещала лекции по истории искусства.
  2. На выставке собрались видные деятели искусства.
  3. Таким образом, зародился совершенно новый вид искусства.
  4. Те, кто имел склонность к изобразительному искусству, принялись рисовать.
  5. «Покажите ваше искусство», − обратился он ко мне.
  6. Он приложил все свое искусство и старание.

Данные примеры позволят увидеть, что слово может употребляться как в прямом, так и в переносном значении, имеет несколько оттенков, но самое главное, помогут запомнить правописание слова.

Как правильно: «искусственный», «искуственный» или «исскуственный»?

Прилагательное «искусственный» имеет один и тот же корень, что и у слова «искусство», а значит, пишется аналогично. Запомнив, как пишется одно слово, можно писать правильно и другие однокоренные слова.

Не следует путать «искусственный» со словом «искусный». Несмотря на то, что эти слова имеют единое этимологическое происхождение, в настоящее время они не являются однокоренными и отличаются по написанию. «Искусственный» − это словарное слово, его можно найти в орфографическом словаре русского языка, который должен быть у каждого человека, который желает писать грамотно.

«Искусственный» употребляется в значении рукотворный, созданный человеком, наподобие природного. Есть и переносное значение – «притворный, неискренний». Синонимами в данном случае будут: ненатуральный, поддельный, рукотворный.

На примере предложений можно не только глубже понять значение слова, но и запомнить его написание:

  1. В парке был разбит искусственный пруд, где плавали прекрасные лебеди.
  2. Он сделал себе искусственные зубы.
  3. Операции по вживлению искусственных органов прошли успешно.
  4. В настоящее время многие современные технологии основаны на искусственном интеллекте.
  5. Каток был покрыт искусственным льдом.
  6. Одежда была сшита из искусственных тканей.
  7. В прошлом веке на космическую орбиту вышел первый искусственный спутник Земли.
  8. Ее слова прозвучали неискренне, а на лице появилась искусственная натянутая улыбка.

Список предложений можно продолжать и далее. При желании можно составить несколько своих предложений, чтобы крепче усвоить, как пишется слово «искусственный».

Ошибочное написание слов «искусство» и «искусственный»

Как было рассмотрено выше, возможен лишь один вариант написания − «искусственный». Тогда как «исскуственный» − неверно написанное слово. Но в данном случае возможны и иные ошибки. Случается, что удвоение «с» происходит дважды: «исскусственный». Это, конечно же, грубая ошибка.

Наличие безударной гласной в корне говорит о том, что при написании возникает выбор между «е» и «и». Редко, кто напишет «ескуственный» или ескусство», но такая ошибка возможна, и на этот факт следует обратить внимание. Проверить написание гласной, поставив ее под ударение, не удастся. Поэтому проверка осуществляется также с помощью словаря.

Еще одна ошибка кроется в суффиксе. В данном случае перед нами суффикс «-енн-«, который, по правилам русского языка, пишется с удвоенной «н», в отличие от суффикса «-ин-«, который пишется с одной буквой «н». Таким образом, недопустимо написание: «искуственый», «искуствиный» или «искуствинный».

Таким образом, были рассмотрены все варианты ошибочного написания слов «искусственный» и «искусство» и выявлены правильные способы, которые следует хорошо запомнить, чтобы писать грамотно и без ошибок.