История боровска

Оценивая архитектурный уровень современного Боровска, придется обойтись без ярких эпитетов. Боровск живописный, местами неожиданный, неспешно-патриархальный, но – памятниками архитектуры он не только не богат, а фактически их просто единицы. Да, такова судьба многих небольших городов. Где то за городом обязательно сохранился монастырь, наполненный памятниками архитектуры многих веков, а в самом городе нет ничего. Конечно, сегодня городские сайты обязательно расскажут о славном прошлом двух или трех церквей, о влиянии их вертикалей на силуэт города и так далее. Но я говорю о высокой архитектуре, о барокко и классицизме, об ампире и модерне. Такого в Боровске найти сложно. Это не Калуга и даже не Малоярославец.
Впрочем, надо сказать, что старинный Боровск хорош не академической архитектурой, а своей живописностью. Он стоит на холмах, в нем много крутых улиц, в нем много неожиданных ракурсов возникает на каждом повороте. Боровск как бы нарисован художником импрессионистом. Он живописен своей нестандартностью.
И немного оживить свой рассказ фотографиями конечно – нужно бы. Но об этом чуть позднее.
К сожалению, интернет перенасыщен фотографиями. И многие читатели уже перестали его читать. Они смотрят «картинки», и этим поистине «примитивным термином» сегодня называют любое изображение, даже репродукции картин великих художников. Все делится на тексты и картинки.
И в таких условиях вести рассказ об архитектуре, об истории, о красоте русского города почти не имеет смысла. Никто мои слова не станет читать. А фотографии для меня лишь подсобный материал для иллюстрирования статьи. Это может быть моя фотография, или снимок безызвестного мне фотографа. Я абсолютно спокоен в этом плане и привлекаю фотографии для раскрытия своей темы, не покушаясь на «авторство» снимков. Точно также как и мои фотографии, я сегодня встречаю в самых неожиданных местах. Если они кому-то понадобились, то мне это только приятно.
Но попробую все-таки вернуться на улицы Боровска, двухэтажного города, спрятанного от поездов и автобусов. Спрятанного за горами, за долами, за дремучими борами. Вот только от машин ему сегодня не спрятаться. В воскресный день окрестные дачники, и калужские и московские туристы на своих «иномарках», часто произведенных в той же Калуге – забивают своими машинами центральные пространства Боровска. Двухэтажный Боровск смотрит на них сквозь запыленные стекла своих первых, кирпичных и каменных этажей. С деревянных вторых этажей город смотрит уже увереннее, все-таки вплотную к ним машину поставить не удастся. Машины сейчас делают низенькие, а этажи в старых домах Боровска – высокие.
И еще раз повторю, что Боровск построен в довольно-таки пересеченной местности. Уже при подъезде к городу дорога начинает круто подниматься в гору, тяжелый собор мелькнет справа, а улица все выше и выше ползет вверх. Какие-то колокольни пляшут над домами, смешались машины и деревья вдоль дороги, и вот мы попадаем на центральную площадь города.
Попытка создания этой центральной площади в городе тоже не удалась. Построены были только «Присутственные места» — квартал прямоугольной застройки с традиционными для того времени фасадами с арками. Но эти дома столько раз перестраивались и поновлялись, что сегодня тоже не представляют архитектурной ценности.


Панорама -1. Центральная часть Боровска.
Слева Благовещенский собор, в центре площадь с торговыми рядами
Думаю, что теперь, объективно охарактеризовав город, можно просто погулять по его улицам. И посмотреть те самые фотографии, из которых я выбрал очень немногие. Все снимки обработаны в Фотошопе, им придан эффект старой фотопленки, на которой видно «зерно». Объединив таким приемом разнохарактерные фотографии, я перехожу к их показу:

Фото 1. Главный въезд в Боровск по современной Коммунистической улице начинается с подъема.
После моста через Протву ось улицы направлена на самую большую в городе церковь,
но затем улица делает вираж и плавно объезжает квартал

Фото 2. Вот он, перед нами – живописный Боровск

Фото 3. Как пишет М.В.Фехнер, автор книги «Калуга — Боровск» — денег на сооружение нового собора
у властей не нашлось. И в Благовещенский собор превратили одну из каменных городских церквей, Никольскую.
В постсоветские годы собор привели в божеский вид, и теперь он по праву является главным историческим сооружением города.
Но детально говорить и его достоинствах (?) и архитектурных просчетах (!!!) я по понятным причинам – не буду.

Фото 4. Одноэтажная улица в Боровске, спокойный масштаб небольшого среднерусского города

Фото 5. И наконец-то мы переходим к основному архитектурно-художественно-историческому
богатству города, к его двухэтажным домам,
где первый этаж кирпичный, а второй – деревянный

Фото 6. Таких домов в Боровске пруд-пруди ….
Может быть поэтому сегодняшние власти недавно задумали масштабное наступление на традиционную городскую застройку. Борьба за сохранение исторического города идет сегодня нешуточная. И силы как всегда бывает в подобных случаях – неравные. На одной стороне «Власть и Деньги», а на другой простые люди Боровска…

Фото 7. Где эта улица, где этот дом для меня совершенно неважно.
Важна атмосфера спокойствия и неторопливой жизни, которая видна на каждом снимке
Фото 8. Еще одна улица с двухэтажными домами, низ каменный, верх — деревянный
Фото 9. Эти дома на других снимках видны с других точек.
Боровск по праву может гордиться такими красивыми и надежными домами
Фото 10. Этому двухэтажному дому с мезонином посчастливилось попасть в книгу «Калуга-Боровск»,
но это говорит только о бедности города настоящими памятниками архитектуры.
Творение местных строителей сморится ученической работой,
милой фантазией на тему особняков эпохи Ампира.
Но все-таки есть некое подобие портика с колоннами и фронтоном
Фото 11. Двухэтажные кирпичные дома в Боровске тоже впечатляют
своими простыми и строгими объемами
Фото 12. Как и положено в купеческом городе,
такие дома обычно служили двум целям – деловой и торговый первый этаж
и жилые помещения на втором этаже.
И арка проезда во двор тоже часто их оживляет и украшает
Фото 13. Круто спускающаяся к Протве улица Советская создала на своем пути целые комплексы
уникальных домов «на рельефе». На этой улице что ни шаг – то новый вид
Фото 14. На подъеме все эти дома смотрятся еще интереснее.
Уж здесь цокольные первые этажи являют собой поистине дома на горных склонах….))

Фото 15. Вот такие основательные и крепкие дома сохранились на улицах Боровска
Панорама — 2. Недалеко от центральной площади, чуть в глубине застройки можно увидеть
один их настоящих памятников архитектуры Боровска.
Я уже намекал в начале своего рассказы, что высокой архитектурой город не избалован, но все-таки она есть
Фото 16. Это Спасо-Преображенская церковь «на взгорье».
Скромная церковь в духе провинциального классицизма, но с четким и ясным планом.
Поздняя колокольня на этой фотографии почти не видна, к счастью
Фото 17. Попалась мне и такая фотография, где церковь смотрится особенно поэтично.
И двухколонный портик в антах, и купол, и мощная апсида – все эти качества
ставят здание на уровень выдающегося сооружения в Боровске
Фото 18. Вид от Спасо-Преображенской церкви в сторону городской площади
Фото 19. Но главный и единственный шедевр поджидает путешественника на окраине города,
если помните – я упомянул о нем в самом начале рассказа.
Огромный и тяжеловесный старообрядческий Покровский собор построен в 1912 году,
когда наконец-то в России признали сторонников старой, до-Никонианской церкви.
Собор возведен в «Неорусском стиле»
и в нем сильны эпические, «былинные» мотивы
Я специально подобрал вид с дальней точки. Вблизи здание выглядит неважно, так как многолетняя вяло текущая реставрации не спасает памятник архитектуры от старения и разрушения. Конечно, такой крупный и ответственный архитектурный объект нуждается в настоящем финансировании, на копейки верующих его не восстановить.
Много раз читал о том, что Боровске всегда было много старообрядцев, но как-то не задумывался о причинах этого.
А все началось во второй половине XVII века, когда в Боровск был сослан протопоп Аввакум. И сила духа этого человека, его истовая вера, его категорическое неприятие «никонианских новшеств» привели к тому, что город стал одним из центров русского старообрядчества. И все время в Боровске большинство населения были староверами. Думаю, что и сегодня этот процент не маленький, но кто и как его подсчитает? Так получается, что старообрядцев в Боровске и в наши довольно много, но они как тот «град Китеж», не видны глазу непосвященного. Еще в 1905 г. вышел указ, согласно которому старообрядчество получало некоторые права: строить церкви и молельни, открывать общины и приходы. Официально отменено было обидное для старообрядцев название «раскольник». Был опубликован Манифест, в котором провозглашалась для всех граждан России гражданская и религиозная свобода и издан закон о старообрядческих общинах. Этот закон подтверждал право старообрядцев учреждать свои религиозные общины, открывать храмы, молитвенные дома и школы. Духовные наставники получали права священнослужителей. Перед началом 1-ой мировой войны в Боровске существовало три старообрядческих храма и один единоверческий.
Полсотни лет назад все церкви в Боровске были приблизительно в одной степени сохранности. Но в новые времена все резко изменилось. Сегодня все «возрожденные церкви» в городе и Пафнутьевом монастырь принадлежат РПЦ — они отремонтированы, покрашены и более-менее ухожены. Старообрядчество снова оттеснено властями, снова отодвинуто на дальний план. А единственный старообрядческий храм на окраине города — находится в полном небрежении.

Фото 21. Прощаясь с городом, конечно нельзя не сказать
о его главной достопримечательности – Пафнутьев-Боровском монастыре,
который всегда находился на расстоянии приблизительно трех километров от центра Боровска.
Но в наши дни он, кажется, уже включен в черту города
Еще несколько штрихов к портрету города. В ХХ веке в историческом плане ему очень повезло, город не попал на магистральное шоссе. Знаменитое второе кольцо вокруг Москвы, или по-народному – «бетонка», пролегла в стороне. И через город не идет поток транспорта, магистральный поток, который многие годы угнетал огромное количество среднерусских городов. Потом, уже в 1970-е годы начали строить объезды, и строят их до сих пор. А через Боровск магистрального шоссе нет. И поэтому тоже он более тихий и более свободный от машин. Чужие здесь не ездят.
Вот такой город есть на расстоянии 80 км от столицы. Я никого не приглашаю сюда приехать и посмотреть. Поскольку лучше всего в Боровск войти пешком, прошагав три с половиной километра от Пафнутьева монастыря, посмотреть по пути старообрядческий Покровский собор, и уж затем подняться в гору на центральную площадь города. Именно так я впервые увидел Боровск.
И потом долго гулять по городу, изучать его улицы и дома, посещать редкие музеи, и любоваться живописным двухэтажным Боровском, зеленым городом на холмах, окруженных извивающейся лентой Протвы.
Литература.
— Маргарита Васильевна Фехнер. Калуга. Боровск. М.:Искусство, 1972.
Фотографии.
— Несколько моих снимков
— Фото из интернета
— Фото Пафнутьев-Боровского монастыря выполнил мой друг Александр Шебырев.
— Фото панорам с «птичьего полета» выполнил мой друг Игорь Бойцов
Москва — Боровск. Историческое исследование.

Газета «Боровский просветитель» № 4

Идея создания Православной молодежной дружины Боровского края возникла в процессе подготовки XII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, где впервые была проведена молодежная секция. В ее подготовке участвовали отдел образования и отдел спорта, туризма и молодежной политики администрации Боровского района, а также насельники Свято-Пафнутьева монастыря и духовенство благочиния. Ребята решили объединить здоровые молодежные силы для общения и общественного служения, для совместного творчества. Организаторы Дружины рассчитывают привлечь не только приходскую молодежь, но и школьников, студентов, работающую молодежь, всех тех, кто задумывается о служении, о деятельном участии в судьбе ближнего, в судьбе Отечества.

Первым масштабным проектом Дружины стал июльский слет «Пафнутьевград». Меньше трех дней понадобилось молодым людям, чтобы не только культурно отдохнуть и поближе познакомиться, но слаженно и бескорыстно потрудиться на благо общества. К такому выводу пришли участники состоявшегося Форума «Итоги слета и перспективы молодежных добровольческих объединений», предусмотренного программой слета. Из дневника слета, размещенного на сайте монастыря и сайте Администрации Боровского района, каждый желающий может подробнее узнать о том, чем же ребята занимались на слете. Каковы итоги слета? Главный итог в том, что все участники признали, что идея деятельного служения крайне необходима сейчас всему нашему обществу, что эта идея и ее реализация в жизни актуальны для молодежи. Именно для той части современной молодежи, которая понимает, что только деятельное воплощение евангельского принципа «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) способно в наше время остановить разрушение общественных отношений, падение нравственности и пренебрежение духовной традицией.

Один из организаторов слета иерей Димитрий Антоновский, клирик храма св. прав. Иоанна Кронштадского г. Балабаново, обратил внимание, что можно десятки раз слушать и произносить высокие слова о патриотизме, духовности, нравственности, любви к Родине, Отечеству, соглашаться, что это хорошо и правильно, но для молодого человека важны не слова, а дела, которым он посвящает себя, через которые проявляется его личность.

Об этом же речь шла еще в феврале этого года на молодежной секции Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. Тема объединения и деятельного служения стала обсуждаться в социальной сети «ВКонтакте», участниками которой стали в тот же вечер 37 человек. А главное, что сразу после Чтений ребята стали по воскресеньям собираться в монастыре, чтобы пообщаться, познакомиться с храмами монастыря, их историей, встретиться с интересными людьми, пойти в поход на лыжах, на велосипедах, выехать на помощь многодетной молодой семье, помочь в благоустройстве православного храма, новой экспозиции краеведческого музея. И вот теперь произошло событие, которое повторяет воскресные встречи, но только в большем масштабе и с привлечением значительного числа молодых людей. Об эффективности и перспективности найденной формы работы говорили практически все ребята, после того как еще раз на Форуме посмотрели фильм о Дружине, видеосюжеты о Чтениях и Круглом столе по волонтерскому движению, проходившему в Боровске этой весной, а также фильм тарусской молодежи о православном лагере.

Свои впечатления и пожелания участники итогового Форума слета «Пафнутьевград» записали в анкете. Приведем мнения некоторых из них. Подобные слеты нужны для того, чтобы «в одном месте собрались молодые люди, с которыми можно будет делать общее дело», чтобы «отвлечься от соблазнов внешнего мира», чтобы «помогать инвалидам, малоимущим, подросткам, другим нуждающимся», «потрудиться на восстановлении храмов и посетить святые места», «позаботиться о природе», подружиться и просто культурно отдохнуть: «поиграть, покупаться, попеть песни, встретиться с интересными людьми, побывать рядом со святым местом». А один из участников слета, которого «удивило умение людей культурно общаться» и которому «запомнилось отношение наставников к участникам слета», написал, что «молодежные объединения могут изменить судьбу страны! В лучшую сторону!».

Таким образом, ребята, назвав слет еще одним успешным делом Православной молодежной дружины Боровского края, предложили сделать слет ежегодным. Замечательная погода, живописное место, выбранное организаторами для лагеря, продуманная программа, а главное, сложившиеся доброжелательные отношения между всеми участниками слета, привели к тому, что программа слета выполнена и основные задачи решены. В конце сентября дружинникам предстоит держать отчет перед своим руководителем, иеромонахом Макарием (Комогоровым), который находился в дни слета в составе научно-исследовательской экспедиции на Аляске. Упомянуть иеромонаха Макария следует потому, что его имя встречалось во многих ответах. Отвечая на вопросы анкеты: «Кто тебе помог в трудную минуту?» и «Кому ты хочешь сказать спасибо?» — несколько человек назвали иеромонаха Макария, которого непосредственно среди участников слета не было… Удивительно, что нецерковная молодежь откликается на предложения священника и идет за ним. Не становимся ли мы свидетелями того, что молодежь потянулась к тем, кто действительно озабочен спасением ближнего и кто по любви осуществляет пастырское бескорыстное деятельное служение? О том, как важно священнику идти навстречу молодежи, сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день памяти святителя Московского Филиппа в Успенском соборе Московского Кремля. «Как тогда, когда нас обвиняли в бездействии и пренебрежении к нуждам общества, так и сегодня, когда нас обвиняют в том, что мы слишком активны, мы не слушаем этих голосов. Мы делали и делаем только то, что велит нам Бог. Когда Он велел нам хранить веру православную, идти за эту веру на Голгофу и умирать, — наши отцы, деды, старшие братья шли и делали это. Когда Господь призвал нас восстанавливать святыни, — мы стали это делать. Когда Господь ныне призывает нас идти навстречу людям, нести им свет Евангелия, разделять со скорбящими скорбь, с радующимися радость, — мы будем это делать».

Этими словами Предстоятель призывает священнослужителей к активной работе с молодежью, поэтому в резолюции итогового Форума, единогласно принятой его участниками, содержится, в частности, предложение в Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию при Правительстве Калужской области рассмотреть целесообразность проведения областного слета с задачами, подобными задачам слета «Пафнутьевград».

В настоящее время сторонники Православной молодежной дружины Боровского края продолжают общаться в социальной сети. Сеть оказалась удобным инструментом для оповещения участников о предстоящих событиях, для обсуждения этих событий, демонстрации фото-отчетов о прошедших мероприятиях, ведения дискуссий. Сейчас в группе около сотни человек из Боровска, Балабаново, Ермолина, Федотова, Обнинска, Наро-Фоминска, Москвы. Это, конечно, не значит, что на все молодежные встречи в монастыре, мероприятия, походы собираются сто человек. Как правило, их не больше 15-20-ти. Но те, кто по разным причинам не смог поучаствовать в той или иной нашей встрече, потом искренне сожалеют об этом, рассматривая фотоотчет. Самое главное — понимать, что виртуальная площадка не является самоцелью, а всего лишь инструментом популяризации и освещения реальных дел и привлечения новых участников молодежного движения.

Какие у Дружины планы? Помощь пожилым людям в доме инвалидов, общение с ребятами из детского дома в д. Митяево; проведение встреч и концертов для солдат-срочников из воинских частей Боровского гарнизона; создание клуба добровольцев-реставраторов для оказании помощи в восстановлении тех храмов в Боровском районе, в которых еще требуются масштабные работы по реставрации; создание совместно с Боровским краеведческим музеем Клуба любителей истории Отечества для привлечения ребят к изучению истории и традиции увлекательными и интересными методами. В планах также создание совместно с активистами московского клуба «Гастингс» Боровского клуба исторической реконструкции на базе Миссионерско-просветительского центра при Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. В дальнейшем деятельность такого клуба могла бы быть серьезным инструментом в воспитании патриотизма у молодежи нашего района, надеемся, что это направление заинтересует молодых людей, увлекающихся единоборствами и физическим развитием.

Планируется проведение совместных мероприятий с администрациями муниципальных образований по приведению в порядок скверов и клумб там, где в этом есть потребность, проведение субботников, экологических десантов. Есть уже договоренность с главой администрации города Боровска об участии в традиционных городских субботниках. Дружина выступила с инициативой обустроить берег реки Протвы. Предполагается создать хороший современный спортивно-оздоровительный комплекс, которым смогут пользоваться не только дети и молодежь Рощи, Рябушек, Русинова, Ермолина, Боровска, но и приезжающие в монастырь паломники с семьями, особенно молодые и многодетные семьи. С просьбой поддержать эту инициативу обратилась к наместнику и директор ноосферной школы Инееса Геннадьевна Харитонова, на территории которой хорошо потрудились участники слета «Пафнутьевград», расчищая яблоневый сад и проход к футбольному полю. Инициатива нашла поддержку Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области Ольги Александровны Копышенковой, и теперь совместными усилиями с Администрацией района и города наша мечта сможет осуществиться.

Перспективным направлением считаем проведение краеведческих походов, в том числе и лыжных, и велосипедных, и даже водных. Такие походы помогут ребятам узнать свою землю, полюбить ее, познакомиться с историей родного края. Наместник монастыря, отец Серафим, уже предпринимает меры по созданию материальной базы для таких походов.

Также совсем недавно руководство Издательства нашего монастыря предложило создать клуб юных журналистов — это весьма актуально, поскольку детский журнал «Кораблик» становится интересной площадкой для юных авторов. Нужно сказать, что уже сейчас события Дружины регулярно освещаются в «Вестнике Свято-Пафнутьева Боровского монастыря».

В заключение хочется выразить надежду, что первый опыт деятельного служения дружинников и состоявшийся молодежный слет «Пафнутьев­град» послужат дальнейшему развитию молодежного движения не только в Боровском крае, но и на территории других благочиний и всей Калужской области, что позволит активизировать не только церковную социальную деятельность, но и деятельность нецерковных молодых людей, искренне желающих помочь нуждающимся, послужить ближнему и нашему Отечеству.

Фото

иеродиакона Зосимы

(Антипенко)

Ильи Медведева,

Алексея Васильева,

Андрея Баранова

В своих необыкновенных пейзажах и неброских на первый взгляд улочках город хранит удивительные памятники архитектуры, уникальные росписи фресками и малоисследованную культуру старообрядчества. Таинственность и глубокая история Боровска покоряет и не оставит равнодушным любого посетителя этого города.

Вековая история Боровска просто завораживает. Точное обозначение, когда был основан город, до сих пор достоверно неизвестно, но на Боровском городище была найдена керамика, которая датируется XI – XIII веком. Удивительно, но Боровск до сегодняшнего дня сумел сохранить не только свою историческую планировку, но и богатое культурное наследие. Благодаря этому он не устает вдохновлять многих художников, поэтов на творческие шедевры.

Впервые город Боровск был упомянут в Духовной грамоте великого князя Ивана II Красного в 1358 г. среди прочих его московских владений.

В 1378 г. великим князем Московским Дмитрием Боровск был отдан в удел его двоюродному брату – серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. С этого времени князь Владимир и его потомки стали именоваться серпуховско-боровскими.

В 1380г. при приближении к Москве татаро-монгольских полчищ князь Владимир Андреевич со своей дружиной выступил из Боровска на помощь великому князю Дмитрию и принял активное и решающее участие в Куликовской битве, командуя Засадным полком. После этой битвы князь Владимир получил прозвища «Донской» и «Храбрый».

В ХV в. великий русский изограф Дионисий в Пафнутьев-Боровском монастыре расписал стены первого белокаменного собора Рождества Богородицы.

В 1480 году во время Великого стояния на Угре в городе Боровске располагалась ставка Ивана III. Дважды в Боровск прибывал с войском Василий III – во время походов на Литву в 1513-1514 г.г. и в 1515 г., ожидая нападения татар под руководством Мухаммед-Гирея. К этому времени на левом берегу Протвы, напротив городища появилась Пушкарская слобода, которая подтверждала мощь и значение города, который в ХVI в. продолжал оставаться оборонительным пунктом юго-западных границ Московского государства.

В 1508 г. Василием III Боровск был отдан в «кормление» Михаилу Глинскому, а в 1566г царем Иваном IV Грозным – в удел своему двоюродному брату Владимиру Старицкому.

В период Смутного времени в 1600-1618 г.г. Боровск подвергся сильному разорению. Наиболее трагическим событием для города в этот период стала крестьянская война 1606-1607 г.г. под предводительством Ивана Болотникова. Боровчане, поддержавшие восставших, были наказаны войсками князя Ф.Мстиславского, а деревянная Боровская крепость – сильно разрушена.

В 1610 г. при подходе к городу Лжедмитрия II с войском польским Яна Сапеги, царский воевода Михаил Волконский встретил его с гарнизоном в стенах Пафнутьев-Боровского монастыря. Монастырь был взят только после десятидневной осады, а после этого разграблен и сожжен.

В 1615 и 1618 г.г. в город дважды приезжал князь Дмитрий Пожарский с целью сбора войска для похода против поляков.

В 1619 г. рядом с пушкарской слободой была устроена Казацкая слобода. 45 казацких семей были переселены в город на жительство.

В 1634 г., после пожара, уничтожившего крепость, Боровск потерял значение оборонного пункта и начал развиваться как торговый центр. Получили развитие кирпичное, кожевенное, пивоваренное, маслобойное, салотопное, свечное производства. В городе появились мастера серебряных дел, иконники.

Во второй половине ХVII века город оказался центре событий, связанных с церковным расколом. Сюда был сослан протопоп Аввакум (дважды содержался в Пафнутьевом монастыре), его сподвижницы сестры боярыня Ф.П.Морозова и княгиня Е.П.Урусова (были заточены сначала в Боровский острог, затем в земляную яму, где и скончались в 1675 г.).

С конца ХVII в. о Боровске заговорили как о старообрядческом городе.

В 1724 г. был утвержден городской магистрат. По указу императрицы Екатерины II в 1776 г. Боровск вошел в состав Калужского наместничества.

В 1777 г. был утвержден герб города, отразивший мужество и отвагу защитников Пафнутьев-Боровского монастыря в 1610 г.

Благодаря государственным преобразованиям начала ХIХ в. Боровск стал промышленным, торговым центром, вторым после Калуги городом в губернии по числу жителей.

В 1812г. город оказался в зоне военных событий Отечественной войны. Наполеон, оставив Москву, через Боровск и Малоярославец, направился на Калугу. 11 и 14 октября в Боровске находился сам Наполеон. До 15 октября продолжалось разграбление города и монастыря французами. Город почти весь сгорел, жители были разорены.

В 1860г. в городе было 11 церквей.

Вторая половина ХIХ в. Связана с именами философа-космиста Н.Ф.Федорова и основоположника космонавтики ученого К.Э. Циолковского. Федоров жил в городе в 1860-е годы и преподавал в уездном училище историю и географию, Циолковский в 1880-1892 г. там же арифметику и геометрию. Первые научные труды были написаны Циолковским именно в Боровске.

В 1887 г. было построено первое предприятие промышленного типа – ткацкая фабрика купца Полежаева П.М.

Революционные события начала ХХ века мало затронули патриархальный город.

Октябрьскую революцию 1917 г. население в большинстве своем не приняло.

14 октября 1941 г. Боровск был захвачен фашистами. Оккупация длилась до 4 января 1942 г. Городу был нанесен большой урон: разрушены промышленные предприятия, городские учреждения, исторические ценности.

Несмотря на то, что за годы советской власти большинство храмов и церквей было разрушено и уничтожено, Боровск сумел сохранить свою патриархальность и неповторимую индивидуальность.

История города, его архитектура, его пейзажи не оставляют равнодушными никого: ни художника и поэта, ни опытного туриста, ни просто заезжего дачника.

Боровск привлекает не только своим прошлым, пейзажами и архитектурой, но и судьбами боровчан, людей, чья жизнь была связана с городом и которые оставили свой след в его истории. Горожане гордятся тем, что в их городе жил и работал в течение 12 лет основоположник космонавтики К.Э. Циолковский, здесь же до него жил и другой философ-космист Н.Ф. Федоров. Боровск связан с именем адмирала Д.Н. Сенявина. Боровский уезд славится и такими именами своих земляков, как врач Ф.И. Иноземцев, впервые применивший эфирный наркоз, художник-передвижник И.М. Прянишников, математик и механик П.Л. Чебышев.

В истории России Боровску выпала особая роль — роль города-воина, города-щита, которую он выполнял на протяжении более чем шести веков. Патриотизм и огромное трудолюбие свойственны и нынешнему поколению боровчан. Горожан отличает бережное отношение к культурному и историческому наследию родного края, забота по возрождению традиций и самобытности своей земли. И сколько бы лет ни прошло с тех времен, память о грозных годах сражений, память о павших и уважение к живым занимает особенное место в сердцах боровчан. Оберегая и сохраняя память о страшных и кровавых событиях в истории города, Боровск по праву гордиться своей историей, прошлым и настоящим.