История древней церкви

Краткая история христианской церкви

Введение в историю Христианской Православной Церкви

1. Церковь и ее назначение

2. Предмет церковной истории

3. Разделение церковной истории

Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной Глава первая. Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме 2. Распространение Церкви между иудеями в Иерусалиме 3. Распространение Церкви в Иудее и Самарии. Обращение Савла 4. Распространение Церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии 5. Первое благовестническое путешествие Апостола Павла 6. Апостольский Собор в Иерусалиме 7. Второе и третье благовестническое путешествие Апостола Павла 8. Благовестнические труды прочих Апостолов 9. Распространение христианства во II и III веках 10. Гонение на христиан от иудеев 11. Падение иудеев 12. Важнейшие гонения на христиан от язычников в течение первых трех веков 13. Обращение Константина Великого и действия его на пользу Церкви 14. Гонение от Юлиана и падение язычества 15. Распространение христианства в IV-IX веках Глава вторая. Церковное учение 16. Священное Писание 17. Мужи Апостольские 18. Отцы и учители Церкви Восточной и Западной 19. Краткая история Вселенских Соборов История Первого Вселенского Собора История Второго Вселенского Собора История Третьего Вселенского Собора История Четвертого Вселенского Собора История Пятого Вселенского Собора История Шестого Вселенского Собора История Седьмого Вселенского Собора Глава третья. Устройство церковного управления 20. Происхождение церковной иерархии Глава третья. Устройство церковного управления 21. Происхождение власти митрополитов. Отношение их к епископам Глава третья. Устройство церковного управления 22. Патриархи Глава третья. Устройство церковного управления 23. Вселенские и Поместные Соборы Глава третья. Устройство церковного управления 24. Происхождение римского главенства на Западе Глава третья. Устройство церковного управления 25. Отпадение Церкви Западной от союза с Восточной; попытки их к воссоединению Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 26. Братская любовь и строгая жизнь первых христиан Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 27. Нравственное влияние Церкви на общество со времен Константина Великого; борьба ее с нечестивым духом времени; святитель Иоанн Златоуст Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 28. Монашеская жизнь на Востоке Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 29. Монашеская жизнь на Западе Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 30. Место и время христианского Богослужения. Таинства Часть вторая. История Русской Церкви Глава первая. Начало и утверждение христианства между славянскими народами и в России 31. Распространение христианства между славянскими народами святыми Кириллом и Мефодием 32. Начало христианской веры в России и утверждение ее при святом князе Владимире 33. Просвещение Перми святым Стефаном 34. Просвещение христианством Казани и Астрахани 35. Просвещение христианством Сибири Глава вторая. Церковное управление 36. Устройство русской иерархии; значение митрополита в Русской Церкви; отношение его к Константинопольскому патриарху, к прочим епископам и удельным князьям. Замечательнейшие из русских митрополитов Глава вторая. Церковное управление 37. Отношение татар-язычников и татар-магометан к Святой Церкви. Святые мученики в Орде Глава вторая. Церковное управление 38. Правление митрополитов: святых Кирилла II, Петра и Алексия; перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир и потом в Москву Глава вторая. Церковное управление 39. Разделение Русской митрополии; правление митрополита – святого Киприана Глава вторая. Церковное управление 40. Отношение митрополитов южного и северного к Константинопольскому патриарху Глава вторая. Церковное управление 41. Состояние северной и южной митрополий по свержении татарского ига Глава вторая. Церковное управление 42. Противодействие папизму. Низложение Исидора. Святой Иона, митрополит Московский Глава вторая. Церковное управление 43. Святитель Филипп II Глава вторая. Церковное управление 44. Учреждение в России патриаршества. Патриаршество Иова и Гермогена. Заслуги Троицкой Лавры во времена самозванцев Глава вторая. Церковное управление 45. Патриаршество Филарета Глава вторая. Церковное управление 46. Патриаршество Никона: его труды в исправлении Богослужебных книг и обрядов. Суд над патриархом Никоном Глава вторая. Церковное управление 47. Стефан Яворский и учреждение Святейшего Синода Глава третья. Учение Церкви 48. Состояние духовного просвещения Русской Церкви до монголов и при монголах; раскол стригольников и ересь жидовствующих. Заслуги преподобного Иосифа для Церкви Глава третья. Учение Церкви 49. Братское училище в Чудовом монастыре; типографское училище; умножение школ, семинарий и академий; плоды духовного просвещения Глава третья. Учение Церкви 50. Борьба с реформацией. Квакеры-духоборцы. Молокане и скопцы. Борьба с вольномыслием в XVIII веке Глава третья. Учение Церкви 51. Знаменитейшие учители Церкви – святитель Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский и Платон, митрополит Московский Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 52. Чин Богослужения и Богослужебные книги; потребность исправления их; Соборы с сей целью при Иоанне Грозном; труды Никона в исправлении Богослужебных книг и обрядов Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 53. История раскола История секты беспоповщинской Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь История секты поповщинской Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь Меры правительства и Церкви против раскола Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 54. Христианская жизнь Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 55. Иноческая жизнь Глава пятая. Состояние Православной Церкви в Западной Руси 56. Покушение Западной Церкви подчинить себе Церковь Российскую. Введение унии. Страдания православных при Сигизмунде III Глава пятая. Состояние Православной Церкви в Западной Руси 57. Подвиги митрополита Петра Могилы на пользу Православия. Бедствия Малороссии и Белоруссии. Конец унии Взгляд на состояние учения Западной Церкви после отпадения ее от Восточной 58. Учение папистов Взгляд на состояние учения Западной Церкви после отпадения ее от Восточной 59. Учение протестантов, реформаторов, социниан и квакеров Хронологическая таблица к истории Христианской Церкви

Введение в историю Христианской Православной Церкви
1. Церковь и ее назначение

Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Своим назначением она имеет:

сохранять и распространять между людьми дарованное ей Божественное Откровение;

сохранять и употреблять к освящению своих членов установленные таинства и другие священнодействия;

сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им для руководства верующих к животу вечному.

2. Предмет церковной истории

История Христианской Церкви имеет своим предметом изобразить судьбу и потом деятельность Церкви по отношению к главной цели ее назначения – освящению и спасению человеческого рода. Изображая судьбу Церкви как общества, история должна показать, как это общество основалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. При изображении же деятельности Церкви относительно главной цели ее назначения, история всегда должна иметь в виду:

как Церковь в различные времена и при различных обстоятельствах сохраняла полученное ей от Иисуса Христа и Апостолов учение веры и уясняла его в сознании своих чад;

как она сохраняла и употребляла во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия;

как она сохраняла и пользовалась своим священноначалием для возведения своих членов к высшему нравственному совершенству.

3. Разделение церковной истории

В истории церковной различают большей частью три главных периода:

Во-первых, период основания и, по преимуществу, внешнего распространения Христовой Церкви, начиная от сошествия Святого Духа на Апостолов до победы христианства над язычеством в Римской империи при Константине Великом (34–323).

Во-вторых, период по преимуществу внутреннего устроения и утверждения Церкви Христовой и отпадение Западной Церкви от союза с Восточной (323–863).

В-третьих, период постоянного сохранения и защищения всего древнего благоустройства Церкви Вселенской Церковью Православной, Восточной и – постепенного искажения этого благоустройства Церковью Западной доныне.

Мы же для краткости разделим историю Церкви на две части, из коих в первой будет изложена общая церковная история: от сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной; а во второй – история Русской Церкви от начала христианства между племенами славянскими до учреждения Святейшего Синода (863–1721).

Периоды Церковной истории

Стр 1 из 50

Евграф Смирнов. История Христианской Церкви.

Тальберг. История Христианской Церкви.

5. Поснов. История Христианской Церкви.

6. Смирнов. История Христианской Церкви.

7. Карташов. История Христианской Церкви.

Карташов. История Вселенских Соборов.

9. Лебедев. Эпоха гонений на христиан.

10. Лебедев. История Вселенских Соборов.

11. Лебедев. Эпоха разделения Церквей.

Церковную историю нужно изучать для того, чтобы верным ее чадам знать биографию своей матери.

Периоды Церковной истории

Первый период. Эпоха гонений на христиан: 34 – 313 г.г.

Второй период. Эпоха Вселенских Соборов: 325 – 787 г.г.

Третий период. 788 – 1054 г.г. Отпадение Западной Церкви от полноты Вселенского Православия.

1453 г. – падение Константинополя.

1517 г. – начало Реформации.

Духовно – нравственное состояние человечества к моменту пришествия в мир Христа Спасителя.

Речь идет о первом столетии. Мир не представлял из себя что – то целостное, и, в основном, состоял из язычников.

Языческий мир Средиземноморья с философской, культурной точки зрения был представлен, в первую очередь, греками и римлянами.

Иудеи. Ветхий Завет был педагогом (детоводителем) для еврейского народа. Иудеи знали, что в мир должен прийти Христос Спаситель. Это ожидание к 1 – му веку достигло апогея.

В 63 – м г. до Р.Х. римский полководец Помпей захватывает Палестину и Иудею. Эти государства были включены в состав Римской империи.

Потеря политической независимости, подпадение под власть языческого народа, повлияло на рост самосознания еврейского народа.

И в Иудее были различные партии. Например, в Евангелии упоминаются фарисеи (ревнители благочестия, скрупулезно исполняющие предписания иудейского Закона, верили в воскресение мертвых) и саддукеи (характеризовались интересом к языческой, римской культуре; не верили в воскресение мертвых). Огромнейшее количество иудеев было рассеяно, жило в диаспоре. В пределах Иудее жило около 1 млн. иудеев, в рассеянии – около 5 млн.

Языческий мир. Божественный промысел подготавливал языческий мир к принятию христианства. Так, например, на христианское богословие имело впоследствии определенное влияние греческая философия.

Например, у стоиков было такое понятие «апатия» («бесстрастие»). Этот термин был воспринят в христианской литературе, хотя и получил другие наполнение – свобода от страстей.

Еще в языческой философии имеется понятие о человеке как «микрокосме». Впоследствии, Отцы Церкви (например, Григорий Богослов), переработали это понятие – «каждый человек представляет собой большой космос, который включает в себя остальной мир.

Александрийская и антиохийская богословские школы находились в некоторой зависимости от великих языческих философов: Аристотеля (антиохийская) и Платона (александрийская).

Апостол Павел великолепно знал произведения древнегреческих философов, использовал их произведения и мысли в своих проповедях.

Римская империя отличалась веротерпимостью (при условии уважительного отношения к римским богам).

Однако, к христианству у Римлян отношение было враждебное. Это обусловливалось тем, что по законам Римской Империи порабощенные народы не могли исповедовать какую – либо новую религию.

С точки зрения нравственности, языческий мир был не на высоте. Это подтверждается результатами археологических раскопок (например, в Помпее).

В языческом мире было некое ожидание «нового Августа».

Фильм митрополита Илариона (Алфеева) 
Церковь в истории

Информация о фильме
Название: Церковь в истории
Год выхода: 2012
Жанр: Документальный
Производство: Россия
Режиссер: Мария Гусева
Автор, сценарист и ведущий: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
О фильме:
Фильм об истории христианства от времен основания Церкви Спасителем и Его апостолами до наших дней.

Рассказ начинается с посещения Святой Земли. Создатель фильма ведет зрителя по новозаветным местам Иерусалима, связанным с земной жизнью Спасителя, с проповедью апостолов, с рождением Церкви.

Значительная часть проекта повествует об истории Русской Православной Церкви: о Крещении Руси; периоде монголо-татарского ига и событиях, связанных с Куликовской битвой; расколе XVII века и его последствиях; Синодальном периоде и восстановлении патриаршества на Поместном Соборе 1917-1918 гг. В картине подробно рассказано о гонениях на веру в советское время.

Заключительный фильм посвящен современному положению четырех древних патриархатов (Грузинскому, Сербскому, Румынскому, Болгарскому) и других поместных Церквей.

Митрополит Иларион знакомит зрителей со всеми вехами истории Церкви и проводит их по местам главных событий: по Иерусалиму и Афинам, Риму и Константинополю, Владимиру и Киеву, Петербургу и Москве.

Телепроект «Церковь в истории» интересен для самого широкого круга зрителей, в том числе тех, кто не считает себя верующими, но живо интересуется вопросами истории.

1-я серия. Иисус Христос и его церковь.
Темы: жизнь и смерть Иисуса Христа; споры о его личности и учении; становление раннехристианской Церкви; апостолы и их ученики. Съемки фильма проходили в Иерусалиме и в Афинах.

2-я серия. Эпоха мученичества
Темы: церковь гонимая; христианство в катакомбах; примеры мученичества; святой Игнатий Богоносец; раннехристианская литература. Съемки проходили в Риме.

3-я серия. Эпоха Вселенских соборов
Темы: христианская церковь выходит из катакомб; Константин Великий и создание Восточной Римской империи с центром в Константинополе; великие учители церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Вселенские соборы и их значение; становление и развитие монашества. Съемки фильма проходили в Стамбуле (Собор Святой Софии, Студийский монастырь).

4-я серия. Крещение Руси
Темы: язычество у славянских народов; просветительская миссия Кирилла и Мефодия; крещение Руси князем Владимиром; первые киевские митрополиты; монгольское иго.

5-я серия. Великая схизма
Темы: становление латинской традиции; конфликты между Константинополем и Римом; схизма 1051 года; католичество в Средние века. Съемки фильма проходили в Риме и Ватикане.

6-я серия. Падение Византии
Темы: крестовые походы; уния; исихастские споры (Григорий Палама и его противники); падение Константинополя в 1453 году; Церковь под турецким владычеством. Съемки фильма проходили в Стамбуле.

7-я серия. Православие на Руси
Темы: Церковь и власть на Руси (Иван Грозный и митрополит Филипп); автокефалия Русской Церкви; патриаршество в Русской Церкви; Московский Кремль как церковный и государственный центр; царь Алексей Михайлович и патриарх Никон; русские святые (Сергий Радонежский).Съемки фильма проходили в Соборах Московского Кремля.

8-я серия. Синодальный период
Темы: Петр Первый и его отношение к Церкви; упразднение Патриаршества; секуляризация церковных земель; реформа церковного искусства; церковные деятели синодальной эпохи (Филарет Московский). Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге (Исаакиевский, Казанский соборы, здание Синода и пр.)

9-я серия. Гонения на церковь в России XX века
Темы: революция и начало гонений на Церковь; репрессии сталинского периода; Церковь во время войны; Церковь при Хрущеве и Брежневе; 1000-летие Крещения Руси и начало церковного возрождения. Съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье (Бутово, Елоховский собор, ХХС).

10-я серия. Православные церкви на современном этапе
Темы: современное положение древних четырех Патриархатов; Православие в Грузии; Православие в Сербии, Румынии, Болгарии; Прочие Православные Церкви. Съемки фильма проходили в Грузии, Румынии, Сербии