Из чего льют колокола?

Из чего отливают колокола?

«Колокола отливаются по старинному рецепту, это специальный металл — сплав меди и цинка. В отличие от промышленной бронзы, здесь важно, чтобы оба металла были максимально чистыми. То есть, 78 процентов меди и 22 процента цинка. Это идеальное соотношение. Некоторые признают 23, некоторые 22. Нет в колоколах золота, нет серебра. Это все лишь легенды. Иногда мы встречаем в литературе утверждения, что у колоколов серебряный звук, потому что в них содержится серебро. Мы провели сотни анализов металла, у всех исторических колоколов, которые были реставрированы. Никогда серебро не было найдено, лишь изредка — следы серебра. Настоящие мастера колокольных дел и в старину знали, что качество звука колокола зависит от чистоты металла. Но не в этом тайна звука. Этим можно все испортить — это да. Но качество, чистота звука не гарантируются лишь составом металла».

«Чистый металл — это почти стопроцентный, без чужеродных примесей металл. Конечно, стопроцентно чистым металл не бывает, но о цинке говорили как о четырех девятках — 99, 99 процентов был цинк, а одна сотая процента — на примеси. Такой чистоты достаточно. Тоже самое у меди. Например, электротехническая медь считается чистой, так как для сохранения ее свойств в электротехнике необходимо, чтобы она была максимально чистой. Это нельзя назвать лабораторной чистотой, но на 99 процентов — достаточно».

Если тайна серебряного звона — не в металле, из которого отлит колокол, тогда в чем? Об этом Петр Маноушек расскажет нам в следующий раз, через неделю в воскресенье.

Как изготавливают колокола

Есть что-то завораживающее в колоколах. Ведь они не просто инструменты для создания звука особого качества и исключительной чистоты.
Колокола еще и средство для общения с Богом и людьми. Они как бы привлекают его внимание к событию, происходящему в церкви. Ведь колокольный звон бывает торжественным и траурным, он может сообщать благую весть или просто радовать слух музыкой, которую создает звонарь. Но и не только.
Каждый колокол, сам по себе — это еще и произведение искусства. В небольшом городке Тутаеве на севере Ярославской области есть колокольный завод. Он известен, наверно, на весь мир. Тутаевские колокола звенят в храмах по всей России, в Украине и Казахстане.


Фотографии Марка Григоряна
Нет, колокол, конечно, «начинается» не так. Сначала нужны расчеты, нужно на бумаге рассчитать, каким будет новый колокол, потом вырезать лекала, которые и определят его форму. И лишь потом начинается долгий процесс, в ходе которого на ось (стержень) слой за слоем насаживается глина. Причем даже глина здесь особенная — ее вывозят из некоего карьера в Ярославской области. Но не спрашивайте, какого: это секрет тутаевских мастеров.
Владельцем и душой завода является Николай Шувалов. Собственно, он так и называется: Колокольный завод Николая Шувалова. И кто лучше него может рассказать о колоколах и процессе их изготовления?!


На заготовку слой за слоем накладывается глина, причем ее качество постепенно улучшается: она становится все тоньше и тоньше, пока, наконец, на веретене не оказывается вполне «оформленный» колокол. Но глиняный, а не медный. И это пока еще внутренняя поверхность колокола. Потом на стержень надевается другое лекало, по которому «нарезается» внешний профиль будущего колокола. Слой за слоем ложится глина, но уже другого качества.
И на следующей фотографии видны колокола в разной степени готовности.

А здесь видно лекало, приподнятое над глиняной колокольной заготовкой. Лекало двигается вокруг формы, делая более ста кругов в день.

И когда форма готова, на нее накладываются украшения. Это тоже очень кропотливый труд: украшения сначала делаются из пластилина, потом отливаются в специальные формы, из которых происходит новая отливка — на этот раз в воске. И на глиняный колокол накладываются восковые буквы и изображения. Получается примерно вот что:

Когда внешняя форма колокола готова, верхний кожух аккуратно снимается, и под ним оказывается точная копия будущего колокола. Но глиняная. Ее вынимают и уничтожают:

И вот, после более чем двухмесячного труда наступает момент отливки. Сама отливка длится немногим более десяти минут. Ну, для больших колоколов, наверно, около двадцати. Потом металл остывает, и вот он, почти уже готовый колокол!


К нему нужно прикрепить язык. Один из вот таких. А может, и один из этих:
И все, колокол готов.
В него можно звонить. И Владимир Дегтярев, художник и звонарь, делает это с элегантным мастерством:
Каждый колокол обладает своим «голосом» — и чем чище звук, тем ценнее колокол. На некоторых колоколах видны надписи мелом — это ноты, которые они выпевают.
И если присмотреться к небольшому колоколу в центре снимка, то можно увидеть, что на нем написано.

Кто и как делает колокола?

У кого из нас не становится светлее на душе при звуках колокола? Его звон созывает людей в храм, приветствует и провожает прихожан, знаменует важные моменты богослужения и украшает его. Нам сложно представить службу без колокольного звона, но мы редко задумываемся о том, что у каждого колокола своя история. Где и кем они создаются?

Возрождение забытого искусства

Колокольный звон — древняя христианская традиция. С IV века с помощью звона собирали верующих к началу богослужения, сообщали о его важных моментах, предавали торжественность праздничным службам. В дореволюционной России литье колоколов было отдельным видом искусства, со своими великими мастерами.

В советские годы традиция прервалась. И возрождаться стала уже в конце XX века.

Фото kampan.ru

В конце XX столетия с началом восстановления церковной жизни в России первый после революции колокололитейный завод был построен в Воронеже. При этом именно там это дело было не случайно: еще в XIX веке воронежские колокола были известны по всей России. Два завода братьев Самофаловых поставляли свою продукцию в самые отдаленные уголки нашей страны. Однако из-за Первой Мировой войны и последующих событий предприятия были закрыты, а колокола замолчали на несколько десятков лет.

За сложное дело возрождения колокольного искусства взялся местный предприниматель Валерий Николаевич Анисимов. С 1989 года он прошел долгий путь — от литейного цеха на заброшенном песчаном карьере до предприятия, получившего признание в России и за рубежом.

Сегодня компания «Вера» является одним из трех крупных колокололитейных заводов в нашей стране. Завод Анисимова принимает заказы не только из всех уголков России, но и из разных стран по всему миру.

Традиции и современность

Свой путь Валерий Николаевич начинал практически с нуля: не было ни опыта, ни знаний в сфере колокололитейного искусства. Тайны изготовления колоколов предприниматель начал познавать с книги 1912 года, найденной в городской библиотеке. Постепенно удалось не только восстановить утраченные секреты колокольного промысла, но и создать свои собственные. Сегодня производство Анисимова совмещает как традиции древних мастеров, так и современные компьютерные технологии.

Модель колокола рассчитывается на компьютере, а его звучание выверяется в цифровой акустической лаборатории. В то же время на заводе стараются сохранить дореволюционные традиции литья и бережно относятся к канонам.

Какими же интересными проектами занимался завод?

Восстановление храмового комплекса «Новый Иерусалим» на реке Истре

Особенность работы над храмовым комплексом «Новый Иерусалим» заключалась в том, что каждый колокол нес в себе очень глубокий смысл, а все вместе они рассказывали историю Нового Иерусалима. Сложность работы над колоколами для Нового Иерусалима заключалась в том, что до наших дней дошел лишь один колокол с XVII века. Однако он совсем не соответствовал канонам и пропорциям, принятым в колокололитейном деле. Мастерам Колокололитейного завода Анисимова пришлось постараться, чтобы соблюсти все правила и в то же время воспроизвести оригинальный вид колоколов.

Колокол «Воскресенский» весом 8500 кг, отлитый для Свято-Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря. Работы выполнены в 2013 году.

Еще одна сложность заключалась в очень детальных барельефах. Например, один из колоколов, весом в четыре с половиной тонны, был украшен изображениями 400 святых, которые почитаются церковью в том или ином месяце. Один человек не мог справиться с таким объемом работы, поэтому на заводе Анисимова искали мастеров с похожим стилем.

По замыслу патриарха Никона Новый Иерусалим должен был стать своего рода пространственной иконой Святой Земли. Хотя в мире есть много примеров воспроизведения палестинских святынь, только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, с отображением всех мест земной жизни Христа.

Колокола для Валаамского монастыря

В 2005 году на заводе Анисимова был отлит большой благовестный колокол для Валаамского монастыря, его вес составил 14 тонн. Годом позже на Валаам был доставлен колокол «Святитель Николай», который завершил ансамбль колоколов Спасо-Преображенского собора. Его вес — почти 6 тонн, высота — 2 метра 10 сантиметров.

Колокол «Святитель Николай» на Валааме:

Колокола для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

В 2012 году на заводе Анисимова были отлиты пятнадцать колоколов для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Их общий вес составил двадцать две тонны шестьсот пятьдесят килограммов.

Фото kampan.ru

Работа над колоколами велась в соответствии с древними традициями и канонами. Благовестный колокол весом 10 тонн — украшен ликами московских святителей и митрополитов. В 2015 году на заводе Анисимова был отлит главный колокол ансамбля –»Воскресный», весом 17 тонн для северо-западной колокольни Исаакиевского Собора.

Анисимов Валерий Николаевич, генеральный директор ООО фирма «Вера»

Колокол весом 17 тонн отлитый для Исаакиевского собора. Работы выполнены в 2015 году.

Фрагмент нарядки колокола. Работы выполнены в 2015 году.

Колокола для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Одной из знаковых работ для фирмы «Вера» стали колокола, отлитые для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В 2013 году на заводе был создан ансамбль из 17 колоколов, общий вес которого составил 65 тонн. Главный колокол подбора весит 40 тонн.

40-тонный колокол, отлитый для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Работы выполнены в 2013 году.

Восковая модель 40-тонного колокола, отлитого для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Работы выполнены в 2013 году.

Отправка 40-тонного колокола, отлитого для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Работы выполнены в 2013 году.

Колокола для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца

Кронштадтский Морской Собор во имя Святителя Николая Чудотворца, или, как его еще называют, Никольский Собор, был задуман как памятник всем морякам и по праву считается духовным центром всего Российского флота и главной доминантой Кронштадта. В 2011 году на заводе Анисимова был отлит уникальный подбор колоколов Никольского собора. Этот ансамбль был создан по подобию тому, который украшал колокольню Кронштадтского Морского Собора до его закрытия в годы гонений.

Подбор колоколов Никольского собора в Кронштадте был одним из крупнейших колокольных подборов, созданных в Российской Империи в начале XX века. Возглавлял ансамбль большой благовестный колокол весом более 1000 пудов.

Фирма «Вера» подготовила для Кронштадтского Морского Собора подбор из 14 колоколов с благовестным колоколом весом 16 тонн. Звучание нового ансамбля полностью соответствует звуковому ряду второго колокола, единственного сохранившегося с дореволюционных времен – весом 295 пудов (4 840 кг) и языком весом в 228 кг. Все колокола подбора были отлиты мастерами завода Анисимова по сохранившимся архивным данным об их исторических предшественниках. Каждый колокол украшен ликами святых и орнаментом.

Колокол весом 16 тонн для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца. 2011 год.

Фрагмент нарядки колокол весом 16 тонн для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца. 2011 год.

Отправка подбора из 14 колоколов с благовестным колоколом весом 16 тонн, отлитого для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца. 2011 год.

Однако география деятельности колокололитейного завода «Вера» не ограничивается пределами нашей страны.

Колокола для Гарварда

Именно предприятие «Вера» было избрано для изготовления точных копий колоколов Свято-Даниловского монастыря, которые в 2008 году вернулись на Родину из Гарварда.

17 колоколов Свято-Даниловского монастыря одни из немногих, которые сохранились с дореволюционных времен. Ансамбль был куплен американским промышленником Чарльзом Ричардом Крейном и отдан в дар Гарвардскому университету в 1930-е годы. На протяжении 70 лет колокола висели в башне Лоуэлл-Хауз и звонили каждое воскресенье, став неотъемлемой частью жизни американского университета. Переговоры о возвращении колоколов велись с 2003 года. Было решено, что колокола будут обменены на их точные копии. В 2006 году американская делегация посетила Россию, чтобы выбрать завод, который займется производством колоколов. Предприятие «Вера» гости увидели последним, но именно на нем остановили свой выбор. 8 июля 2008 года прошла торжественная церемония обмена исторических Даниловских колоколов на их искусные копии.

Фото колокола 14000 кг, отлитого для Гарвардского университета.