Йога православие

Грех ли православному заниматься йогой?

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка! У меня болит иногда спина. Чтобы снять напряжение, делаю упражнения, которые входят в комплекс йоги. Получается, что православному христианину нельзя делать такие упражнения, чтобы снять напряжение и боль в спине? Или, если не использовать техники дыхания и медитации, эти упражнения можно делать? Спасибо.

Ольга

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!
Уважаемая Ольга, йога недопустима именно как духовный путь, потому что она стоит на совершенно других основаниях, чем православие, и может очень навредить человеку. Подробнее об этом говорил мой собрат в ответе на похожий вопрос Можно ли православному человеку заниматься йогой?.

Если же речь только о физических упражнениях, конечно, их можно делать. Спорт вообще полезен для здоровья, организм человека одинаков везде, так что нет ничего удивительного в том, что на Востоке открыли те упражнения, которые помогают, скажем, при болях в спине. Так что Вы все понимаете верно. Делайте гимнастику, а духовные вопросы решайте только в Православной Церкви.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Здоровый образ жизни сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога — это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии — буддизма, который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога — это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта.

Более точное определение йоги — это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

  • Православная церковь о тибетской медицине
  • Православие о теории эволюции
  • Православие и уфология

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее — расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий — это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация — это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.

Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл, давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста. Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

  • Что такое пост и как его соблюдать
  • Кто такой духовный наставник
  • Что такое рай и как туда попасть

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении — завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога — это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

Мой путь от йоги к храму

Статьи — Экстрасенсы и целители

11 лет назад, когда йога еще не была так популярна, я случайно наткнулась в магазине на книжку «Йога для начинающих». Все началось с простых упражнений, и вскоре моя жизнь заиграла новыми красками. Мне показалось, что я нашла новый путь своего духовного и физического развития, и вдобавок то, чего мне «недоставало» в Православии. А «недоставало» мне… физкультуры. Еще не воцерковившись, не познав глубины Православной веры и соответствующего ей образа жизни, я считала, что Церковь заботится лишь о спасении душ. А сосуд души — наше бренное тело — надо тоже спасать от нездорового влияния окружающей среды, развивать и питать энергией. И вот открытие — йога — способ духовно-физического совершенствования, венцом которого является постижение божественного и даже слияние с ним (самадхи).

САМАДХИ — в практике медитации буддизма и индуизма — высшее состояние (транс), при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень Пути, подводящая человека вплотную к нирване.

Итак, процесс пошел довольно быстро, поскольку я всю жизнь занималась спортом и мое тело было готово к новым экспериментам. А отношусь я ко всему очень серьезно. Я стала искать в Москве лучшие центры хатха-йоги и лучших наставников — и, конечно, нашла. Занятия состояли из выполнения асан и пранаямы — дыхательных техник. В философию я пока не вдавалась, но мой образ жизни заметно изменился. Я развивалась физически, стала вегетарианкой, научилась концентрации внимания, контролю над собой и расслаблению (это самое трудное). Появилась странная зависимость: без набора привычных асан жить становилось некомфортно. Я брала повсюду свой коврик и занималась с упоением везде, куда бы ни поехала. При этом я иногда ходила в церковь, постилась и причащалась перед Пасхой, молилась перед сном и была удовлетворена тем, что мои занятия йогой вроде бы не мешают Православию.

И тут бы мне остановиться! Но… не привыкла я останавливаться на достигнутом. Хотелось большего: разобраться в философии йоги, пообщаться с настоящими йогами, познать смысл мантр, погрузиться в медитацию. Для этого я стала читать специфическую литературу, ездить на семинары, общаться с людьми, давно практикующими йогу, и т.д.

Со временем моя Православная вера начала сдавать позиции. Появилось много сомнений. Зачем молитвы и покаяние, если я с каждым днем становлюсь все совершеннее? Зачем утомительные церковные службы, если можно вместо них заняться собой? Собой — такой неординарной! Ведь принцип йоги — познай себя, и ты поймешь весь мир. Да, йога — это путь внутрь себя, глубокое погружение в себя, развитие себя и доведение себя до абсолюта. Полная зацикленность на себе и безсмысленная безконечная огранка себя-бриллианта. В йоге много внимания уделяется криям — техникам очищения тела и энергетических каналов, а душа в этом процессе не участвует. Ее в йоге как будто и нет.

Йога состоит из восьми ступеней, среди них хатха-йога — начальная, ее цель — подготовка тела к медитации. Попутно хатха-йога укрепляет здоровье, исцеляет некоторые болезни, учит владению собой, оказывает психотерапевтическое воздействие. Поэтому хатха-йога в качестве фитнеса очень полезна. Но мало-помалу я стала замечать, что йогический образ жизни несовместим с Православным укладом. Принципиально идейно отличаются по смыслу Православные посты от вегетарианства, молитвы от медитации, смыслы жизни христианина и йога, и т.д. Любой думающий человек, для которого важна цель всего, что он делает, рано или поздно должен сделать выбор в пользу какой-то одной идеологии. Очевидно, «православный йог» — это такая же нелепость, как «верующий атеист» или «воин-пацифист».

Думаю, что настоящие йоги, живущие в монастырях или в отшельничестве, все-таки верующие люди. Но про них вообще мало известно. А в нашем обществе йога, по-моему, это все-таки религия. Но религия агностиков. Туда попадают люди интеллигентные, стремящиеся к развитию, ищущие смысла бытия, но не имеющие духовной опоры. Вместо духовности в йоге можно найти лишь иллюзию просветления. По сути — это путь в никуда, пустышка для жаждущей спасения души и нелепый самообман.

А я? Господь вразумил меня красиво. Я нежданно поехала в паломничество на Святую Землю, туда, где прошли стопы Его, и где все в моей бедной голове перевернулось обратно с головы на ноги. Я там самое главное в жизни поняла. А заодно окрепла в вере, переосмыслила свои эзотерические занятия/понятия и вернулась домой совершенно другим человеком — крепко верующей Православной христианкой.

Татьяна Паршина, 38 лет, г. Москва

Мы попросили прокомментировать это письмо настоятеля храма во имя Архангела Михаила села Владимировка Елховского района Самарской области протоиерея Валерия Бахтина, врача-педиатра по светской специальности:

— Йога не может быть полезна нам даже и как сумма физических упражнений. Ни на каком этапе нельзя заниматься этим без риска повредить своей душе. И такое типичное оправдание, что, мол, человек не собирается в это все очень уж углубляться, а только хочет укрепить здоровье, оно очень опасно… Ведь в основе всего дух! И нам сказано: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19). Йога же все равно рано или поздно приведет к пленению не только тела, но и души иной духовностью, далекой от Христианства. И те, кто лишь хочет «взять» у йогов какие-то азы, начатки физической культуры, играют с огнем. Господь, по слову Апостола и Евангелиста Иоанна, исцелил ВСЕГО человека (Ин. 7:23), и нельзя нам искать здоровья для тела в отрыве от здоровья души… А современную йогу породила совсем иная религиозность, с Христианством не имеющая ничего общего.

Я встречался с людьми, практикующими йогу. И обратил внимание на такую закономерность: нам не о чем было говорить… За их речами, за их суждениями ощущалась все время какая-то пустота. Наверное, и йогам неинтересно говорить с Православными, уж не знаю… В этом случае, рассказанном в письме, все кончилось хорошо и благополучно: Сам Господь пришел на помощь человеку и оградил от этого тяжелого искушения. Но путь этот опасный, и не все могут вот так же благополучно преодолеть соблазн.

Неполезна нам не только йога, но и, как я считаю, некоторые другие системы оздоровления, например система дыхания по широко известному методу Бутейко, прямо с йогой не связанная. А тем, кто уж очень обезпокоен своим физическим развитием, я посоветовал бы делать обычную гимнастику. Есть замечательные упражнения и дыхательные, и на укрепление позвоночника, и на укрепление всех групп мышц… При разумном подходе здесь вреда никакого не будет. Не будет и соприкосновения с чуждой духовностью. А польза для здоровья будет несомненно. И я уверен, что достичь результата — здоровья тела — на этом проверенном пути, не связанном ни с какими религиозными практиками, можно быстрее и легче, чем занимаясь йогой, которая несомненно связана с определенным мировоззрением. Хотя по мне так самое лучшее — это просто бить поклоны перед иконами… И душа очищается, и тело укрепляется. Вместо того чтобы штудировать тома всяких теоретиков йоги, лучше прочитать житие нашего Православного святого Никиты Столпника. Вот где, можно сказать, предел человеческих сил, в том числе и физических! Как он подставлял свое тело под комариные укусы, как «томил томящего его…». Но делал это Никита Столпник, конечно же, не ради здоровья, а ради спасения души. Для того и накладываем мы на тело пост, чтобы дух укреплялся… Как бы мы ни любили, ни холили свое тело, нужно помнить — оно лишь средство для спасения. И укреплять тело, жертвуя своей душой, ни в коем случае нельзя.

Источник: Православная газета «Благовестъ»

Йога и Христианство

Добро пожаловать в реальность йоги!

В этой статье поговорим про Христианство (Православие), поговорим о том, как же оно соотносится с йогой. Есть ли вообще что-то общее между йогой и Христианством? Почему официальная церковь считает увлечение йогой грехом? Можно ли заниматься йогой и при этом быть православным христианином?

На эти вопросы ответы следующие…

Йога и Христианство. Цели совпадают.

В одной из любимейших мною православных молитв – молитве Оптинских старцев есть строчка: «Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу». Ни это ли йоговская Яма Сатья? Говорить правду, да ещё и конструктивную правду.

Так или иначе именно затем, чтобы никого не смущать, строго православным верующим, монахам и батюшкам я о своих занятиях йогой не рассказываю. Я уважаю их путь и радуюсь за тех, кто искренне старается приблизиться к Богу и стать чище. Это и есть цель йоги.

Кстати о целях… Какова цель Христианской жизни? В церковь ходить и не грешить? А зачем? Чтобы в рай попасть? А в рай зачем попадать? Чтобы ада избежать? Чтобы с Богом рядом быть? Лучше всего на вопрос о цели Христианской жизни рассказывает Серафим Саровский в беседе с близким учеником Мотовиловым. Эта беседа так и называется: «О цели Христианской жизни». Скачать можно здесь

И там очень любопытная информация есть, о том, что цель Христианской жизни есть стяжание (приобретение) Духа Святого Божьего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро (вид йоги — карма йога) суть средства для стяжания Святого Духа Божиего.

В чём цель йоги? Конечно смысл жизни йога в том, чтобы стать чище и приблизиться к Своей Истинной Божественной Природе, окончательно такое единство наступает не где-то на небесах, а в Самадхи.

Кто такой настоящий йогин и христианин?

Вообще скромный, добрый, смиренный человек, почитающий Христа и о йоге даже никогда не слышавший, является гораздо более настоящим йогом, чем тот, кто может уже даже занятия йогой сам ведёт, но при этом Ямы и Ниямы соблюдать не стремится и распухает от чувства своего превосходства над другими. Неправильная йога очень способствует усилению эго и гордыни. А гордыня – самое большое препятствие на любом истинном духовном пути.

Десять заповедей Моисея, по сути те же Ямы и Ниямы йоги, просто Моисей их сформулировал в те времена, когда люди были грубы, и даже просто не убить было достижением. Христос уже более глубоко Ахимсу (не причинение вреда) в массы принёс: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Яма и Нияма – самое главное на чём настоящий йог должен сделать акцент. Заповеди Христа о любви к ближнему – самое главное на чём должен сделать акцент настоящий Христианин.

Основа абсолютно одинаковая.

Ступени Патанджали в Православном Христианстве.

Хорошо, первые две ступени Восьмиступенчатой йоги Патанджали совпадают, а как на счёт всего остального?

Не буду подробно расписывать какие нюансы отличаются, а какие совпадают, скажу только, что настоящая, глубокая молитва православного христианина, возможна только когда весь он сосредоточен на этой молитве – а это чистая Дхарана – концентрация, которая естественно переходит в медитацию и приводит к Самадхи.

Очень интересно про Христианство сказано в книге «Путь» «Свами Криянанды». Вот один из аудио отрывков на эту тему:

https://reality-yoga.ru/wp-content/uploads/2016/02/18-Iznachalnoe-hristianstvo-i-opyit-samadhi-hristianskih-svyatyih-reality.mp3

И расскажу вам ещё одну историю, из которой связь между йогой и Христианством станет для вас просто очевидной.

Крийя йога и Иисусова молитва.

Один мой друг, практикующий Крийя йогу Парамахасы Йогананды был в Ананде, в общине йогов Италии. Как-то подходит к нему местный итальянец и спрашивает: «Ты читал книгу про русского странника?» Тот не читал, удивился вопросу. Потом ещё один подходит и тоже говорит: «О ты русский, значит ты читал книгу про русского странника?».

Мой друг совсем заинтересовался и узнал, что речь шла о книге «Откровенные рассказы странника Отцу своему Духовному». Это русская православная книга, в который странник описывает свою жизнь и свой опыт практики Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христи, помилуй мя».

Оказалось, что Свами Криянанда, который был тогда в Италии, прочитал эту книгу и сказал: «Да это же та же Крийя описана».

Вот так русская группа Крийя Йогов узнала про потрясающую книгу «Откровенные рассказы странника Отцу своему Духовному».

Когда я впервые прочитала эту книгу. У меня ещё не было Крийи, книга мне очень понравилась…от неё идёт такая светлая энергия…

Потом уже через несколько лет, когда Крийя уже была, я перечитала эту книгу. Да всё примерно так же.

Ключ в преданности и концентрации.

Книгу Откровенные рассказы странника можно скачать в интернете, купить в православном магазине и вот ещё аудио версия есть https://yadi.sk/d/Wf1FddaNrHfro

Святой — это грешник, который никогда не сдавался.

Как сказал Шри Ауробиндо:

«Русские и так склонны к грусти, ещё и религию себе такую выбрали»

Бесчисленные повторения слов: грех, грешник, во грехе — в христианских молитвах и псалмах меня совсем не радуют.

Йогананда говорил : «Самый большой грех – это называть себя грешником».

Ведь по сути, мы все — прекрасные души. Утверждая свою истинную Божественную природу, концентрируясь на ней, мы приближаем момент просветления. Если же человек акцентирует свои грехи, зацикливается на них, то он обречен навечно в них оставаться. Аффирмация должна быть положительной, часто повторяемая молитва работает в том числе, как аффирмация.

Однако же, даже если слово грех и чему-то вредит, все православные молитвы очень сильны. Кроме того, есть несколько молитв, в которых данного слова нет. Больше о молитвах написано статье: Молитва и медитация – наилучший способ помочь в любой ситуации.

Также Парамаханса Йогананда говорил, что Христос давал своим ученикам – апостолам туже Крийя йогу. Просто называлась она тогда иначе.

Сам Христос был великим йогом, он действительно провел много лет в Индии прежде чем вернуться к евреям и исполнить свою миссию. Очень интересно на эту тем написано в книге Николая Нотовича
«Неизвестная жизнь Иисуса Христа». В книге Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов» эта информация так же упоминается.

Об этом всём не надо рассказывать строго православному народу, просто, дорогие мои йоги, знайте это САМИ, очень уважительно относитесь к Православному христианству – это светлое направление. И простите фанатичных бабушек, в церквях… Как говорил Вивикнанада:

Фанатизм любой религии – это начальная стадия Бхакти йоги.

Ошибка Христианства.

Христианство и в особенности православное христианство почти всем хорошо: оно очень сильно, очень хорошо чистит и очень хорошо сдерживает людей от падения в бездны страстей, поэтому не стоит ругать его за то, что христианство называет себя единственным путем к Богу. Особенность любой религии в том, ЧТО ОНА УТВЕРЖДАЕТ БУДТО БЫ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НЕЁ МОЖНО ДОЙТИ ДО БОГА и старается лишить этого права остальные религии и остальные духовные пути. Основная масса людей не особо осознана, им лучше не разбредаться по свободным прериям современного духовного мира, ведь в нём действительно много опасностей.А те, кому в рамках религии тесно, и без посторонней помощи найдут йогу. Кстати за них я волнуюсь гораздо больше, чем за фанатичных христианских бабушек. Потому что здесь есть чего опасаться.

Но и возможности велики. Цель занятий настоящей йогой — это почувствовать в медитации Сверхсознание внутри себя.

Настоящая йога говорит: «Ты человек, созданный по образу и подобию Бога, тебе не нужны посредники для того, чтобы услышать и узнать волю своего Небесного Отца».

То, что церковь утверждает, что лишь через неё и её священнослужителей можно ощутить соприкосновение с Богом, я считаю ошибкой, но опять же, для основной массы населения такой подход обеспечивает более безопасный вариант.

Конечный вывод: церковь молодец, Православная церковь является чудесным путем к Богу и, глубоко идущий по нему верующий, обязательно дойдёт до Христа. Те йоги, которые осуждают православную церковь, просто ещё недостаточно интуитивны.

Как сказал один мой друг:

В церковь ходят либо те, кто недостаточно осознан для того, чтобы увидеть множество противоречий в ней происходящих, либо те, кто уже выше этих противоречий и просто чувствуют благостные энергии.

Возможно, каждый должен пройти период отдаления от церкви…Скорее всего это этап духовного роста, но очень важно, чтобы человек побыстрее вырос и закончил этот этап, потому что на пути жизни, пока мы не добрались до абсолютного Единства, есть очень много ловушек, а православные энергии помогают их обойти.

Православные энергии

Я относительно много путешествовала, была во многих буддийских святынях, была в Гималаях, в храмах Индии, но вибрации русского Православия люблю более всего. И медитировать в храмах чудесно. Все старые православные храмы и церкви очень сильны и благостны (с новыми бывает не так, особенно с теми новыми, которые выглядят особенно шикарно). В католических храмах тоже была… Но там такой благодати не ощущала, хотя все святыни, связанные с Франциском Ассизским на его родине в городе Ассизи в Италии – очень мощные. Мне этот святой очень близок.

А ещё… Как-то мой друг по чистой случайности подвёз монаха, и тот рассказал про его друга, который был в Шаолине где ему сказали, что Православие в нынешнее время – это самое мощное течение, которое противостоит злу. О том, что такое зло и существуют ли тёмные силы может быть расскажу в другой статье.

А выводы этой статьи:

Между настоящим глубоким Православным Христианством и йогой нет никакой разницы. Вообще, йога это не религия – это наука по осознанию своей высшей Божественной Природы. Йога является основой любого истинного духовного пути и любой настоящей религии, не только христианства.

Образы Нового Завета стали мне более или менее понятны только благодаря написанному в Автобиографии Йоги и благодаря комментариям Парамахансы Йогананды на него:

Все три тома изданы одной книгой издательством Амрита Русь — вот она в Лабиринте https://www.labirint.ru/books/671943/

Уж очень немудрым тогда было населения и слишком глубокими притчами приходилось говорить Иисусу Христу.

Кстати Христос — это не имя, а титул того, кто осознал свою Высшую природу. Кришна тоже титул того же самого. Они даже по звучанию похожи: Кришна, Христос.

Так что основа совершенно одинаковая. В основе стоят великие полностью реализованные Мастера, величайшие Гуру всего человечества. И Будда такой же титул. В книжечке Николая Нотовича об этом интересно написано neizvestnaya-zhizn-iisusa-hrista

Медитируйте, мой дорогой читатель, молитесь, веруйте и стремитесь к Богу превыше всего: всё это гарантирует вам обретение истинного Царствия Божиего, которое внутри придёт неприметно.

Больше о моём собственном знакомстве с христианством, о том как оно помогло мне в жизни и на пути йоги, вы можете узнать из этой книги: Йога на защите Православия, или почему я снова хожу в церковь.