Каин печать

Тут есть над чем работать!
В этой статье не хватает сведений. Вы можете помочь Сверхъестественное Wiki, дополнив её в соответствии с рекомендациями по оформлению статей.

Что нужно сделать:
Посерийное описание появлений

Я могу передать тебе печать, однако с ней ты получишь тяжкое бремя.
— Каин Дину

Метка Каина (каинова печать, первое проклятие) — мощнейший магический символ, которым Люцифер отметил Каина после совершения с ним сделки.

Описание Править

Метка является своеобразным ключом к одному из самых мощных демонических артефактов — Первому клинку: древнему костяному орудию, с помощью которого Каин некогда убил своего брата Авеля (запустив тем самым в наш мир саму идею убийства).

Метка даёт своему носителю ряд преимуществ:

  • Бессмертие — человек с Меткой Каина живет вечно, а при насильственной смерти превращается в демона. После превращения в демона владельца не сможет убить даже Смерть. Единственный шанс носителя умереть — передать Метку другому, после чего он может быть убитым.
  • Неуязвимость — после превращения в демона носитель становится практически неуязвимым, но пока он сохраняет человеческий облик, даже обычное оружие способно причинить ему вред. К тому же, физическую оболочку демона всегда можно повредить или даже уничтожить.
  • Сверхсила — человек с Меткой Каина обладает большей физической силой, чем у обычного человека. Дин Винчестер в одиночку справлялся со множеством опасных врагов. Демон с Меткой (такой, как Каин) также превосходит по силе всех себе подобных.
  • Использование Первого клинка — Метка позволяет использовать Первый клинок. В руках же обычного человека он — всего-навсего древний обломок кости.
  • Убийство сверхъестественного — Первый клинок в руках носителя Метки в состоянии убить любого монстра, демона, языческого бога и ангела.

Однако носитель, получив её однажды, уже не может ни избавиться от неё, ни умереть, будучи обречённым вечно испытывать неудержимую тягу к убийствам. Так что по сути Метка Каина — самое первое в истории и самое опасное проклятие, известное человечеству.Надёжный способ избавиться от Метки всё же есть, но если сделать это, предварительно не передав её другому, будет освобождена Тьма — величайшее первородное зло.

Метку может снять только Бог, создавший её, Смерть — при условии, что Метка останется у кого-то другого. Также Метку можно снять с помощью ритуала, описанного в Книге проклятых. Для его проведения необходимо собрать три компонента: нечто созданное Богом, но запрещённое человеку (запретный плод); нечто созданное человеком, но запрещённое Богом (золотой телёнок); и «сердце» того, кто проводит обряд (нужно убить того, кого больше всех любишь).

История Править

Несмотря на связь с именем Каина, на самом деле Метка появилась задолго до него. В незапамятные времена, ещё до сотворения Вселенной, мироздание населяла Тьма — чудовищная разрушительная стихия, являющая собой изначальное зло. Когда в мироздании наступила эра Бога, Он заточил Тьму и создал Метку — своеобразный «замок», не позволяющий ей вырваться. Но Метка нуждалась в живом существе — носителе, поэтому Бог доверил её Люциферу.

Но, как оказалось, даже из заточения Тьма могла воздействовать на носителя через Метку. Именно из-за неё Люцифер возгордился и поднял мятеж против Бога, после чего Бог низверг его с Небес.

Одержимый жаждой мести, Люцифер ходил по Земле и искушал людей, пытаясь тем самым доказать своему Отцу, насколько несовершенны Его творения. Авель, один из первых людей, общался с Люцифером. Чтобы спасти брата, Каин заключил сделку с Люцифером: Авель отправится в Рай, а Каин в Ад. Люцифер согласился, но при условии, что Каин сам убьёт Авеля. В знак сделки Каин получил от Люцифера Метку. Взяв первое, что попалось под руку — обломок челюсти осла — Каин убил своего брата. Первое убийство превратило обычную кость в Первый клинок и связало его с Меткой. Не в силах вынести тяжесть проклятия, Каин покончил с собой с помощью этого же Клинка. Но Метка, разумеется, не дала Каину умереть: он возродился одним из самых могущественных демонов — Рыцарем Ада (все остальные Рыцари были его учениками, которых он сам же впоследствии перебил Первым Клинком).

Одному из Рыцарей — демонице по имени Абаддон — удалось уцелеть. Когда она благодаря перемещению во времени объявилась в наши дни, этой проблемой занялись братья Винчестеры. Совместно с Кроули они разыскали Каина, усилием воли смерившего жажду убивать и все эти тысячелетия ведущего мирную жизнь среди людей. Каин согласился передать Дину свою печать, но предупредил его, что это чрезвычайно тяжкое бремя. Также он поставил Дину условие: убить его, когда он однажды попросит.

Таким образом, следующим истинным владельцем Клинка стал Дин Винчестер. С его помощью он убил Абаддон, но так и не смог избавиться от Метки. Вскоре после этого Дин получил смертельную рану в поединке с Метатроном, но, как и следовало ожидать, не умер, а превратился в сильнейшего демона — Рыцаря Ада. После этого его личность изменилась: он стал жесток, хладнокровен, потерял все человеческие чувства и ушёл в самоволку, посвящая всё своё время алкоголю, сексу, дракам и убийствам. Сэму, однако, удалось остановить Дина и насильно исцелить его с помощью обряда крови праведника. Дин снова стал человеком, но не избавился от Метки.

Метка продолжала влиять на него, провоцируя на ярость и непреодолимое желание убивать. Дин отчаянно сопротивлялся, но при этом всё яснее осознавал, что не сможет держаться вечно. После того, как братья вновь столкнулись с Каином, который сорвался, не в силах дальше бороться против Метки, Дин вступил с ним в неравную схватку и убил Первым Клинком, таким образом выполнив своё обещание. Это происшествие только подтвердило худшие опасения Дина: в любом случае Метка рано или поздно победит.

Видя, что метка делает с братом, Сэм Винчестер ещё настойчивее стал искать способ избавиться от метки, и узнал от Ровены, что Печать Каина — это первое проклятие, и, как любое другое проклятие, его можно снять. Описание ритуала, позволяющего снять метку, было найдено в Книге проклятых, но ценой за это стало освобождение Тьмы. После ритуал снятия Печати Каина Метка появилась на теле новорожденной девочки, которую Тьма избрала быть своим сосудом. Но поскольку Метка всегда оставляет след, Дин Винчестер, как последний живой её носитель, получил некоторую связь с освободившейся Тьмой. В результате Дин не мог как-либо навредить Амаре и ощущал её присутствие поблизости, а последняя испытывала к старшему Винчестеру некое подобие романтических чувств и тоже не желала наносить ему вред.

Появления Править

9.11 «Первенец» Править

После убийства демонов, Дин бьёт ножом Руби Каина, но это не приносит ему никакого вреда. Каин рассказывает правду о смерти Авеля. Его брат попал под влияние Люцифера, и тогда Каин заключил сделку: он добровольно попадает в Ад, а Авель — на Небеса. Чтобы Авель попал в Рай, Каин должен был сам убить его. В Аду Каин стал первым Рыцарем Ада. Именно он тренировал других Рыцарей. И именно он, а не архангелы, убил всех рыцарей с помощью Первого Клинка.

Каин показывает метку, оставленную Люцифером. Она является ключом к Первому клинку, и без неё это лишь древняя кость. Он предлагает Дину взять её, а после достать Клинок со дна океана и убить Абаддон. Дин соглашается.

9.12 «Острые зубы» Править

Сэм замечает метку Каина на руке Дина, и спрашивает что это, на что Дин отвечает, что метка не от известного рестлера Кейна, а от того самого, и что получил он её в результате сотрудничества с Кроули. Это очень возмущает Сэма.

9.17 «Маленький помощник матери» Править

9.19 «Алекс Энни Алексис Энн» Править

9.23 «Ты веришь в чудеса?» Править

10.03 «Уцелевшая душа» Править

10.06 «Спросите Дживса» Править

10.09 «То, что мы уже прошли» Править

10.11 «Нет места лучше дома» Править

10.13 «Остановись и гори» Править

10.18 «Книга проклятых» Править

Сэм, видя страдания брата, всеми силами старается найти средство. Единственную надежду даёт Книга Проклятых, содержащая информацию о всех самых жутких проклятиях, какие только известны человечеству. Вместе с Ровеной он берётся за её расшифровку.

10.21 «Тёмная династия» Править

10.23 «Сторож брату своему»Править

Дину приходит в голову неожиданная идея, как можно покончить со своим бременем: он должен попросить саму Смерть убить его. Только так Земля останется в безопасности. Однако Смерть, откликнувшись на зов, не стал убивать Дина. Он рассказал ему о том, что Метка — это своего рода «замок», созданный Богом, чтобы удерживать Тьму. На Земле всегда должен быть хотя бы один живой носитель Метки, иначе Тьма вырвется на свободу, и Вселенная будет уничтожена. Поэтому убить Дина не под силу даже Смерти: единственный шанс Дина умереть — это передать Метку другому, тогда он станет смертен. Но это не гарантирует, что новый носитель сможет ей сопротивляться. Смерть предложила Дину такое решение проблемы: отправить его на другую планету подальше от Земли, где он точно никому не навредит, но с одним условием: Дин должен убить Сэма, чтобы тот не стал его спасать. Для этой цели Смерть дал Дину свой Серп. Дин согласился, вызывает Сэма на встречу и уже готовился его убить, но в последний момент одумался и вместо этого убил Смерть с помощью его же оружия.

Дин освобождается от Метки

В это же самое время Ровена с Кастиэлем и Кроули нашли последний компонент и провели обряд по снятию Метки. Молния, с небес поразившая Дина, навсегда стёрла каинову печать с его руки. Но радовались братья недолго: Метка перестала существовать, и прямо на их глазах из-под земли начинает вырываться Тьма…

11.02 «Форма и пустота» Править

11.06 «Наш маленький мир» Править

11.11 «Дьявол кроется в деталях» Править

11.22 «Горсточка счастливцев» Править

Интересные факты Править

  • В эпизоде «О мальчике», когда Гензель превратил Дина в 14-летнего мальчика, Метка с его руки исчезла. Тьма при этом на свободу не вырвалась. Возможно, это объясняется тем, что тогда ещё был жив Каин.
  • По-видимому, метка источает некую тёмную энергию. Такой вывод можно сделать из слов Кроули, когда тот, подъехав к дому Каина, сказал Дину, что чувствует что-то тёмное.
  • Даже после передачи метки её бывший владелец продолжает испытывать влияние Тьмы, как Каин, передавший Метку Дину, так как Каин вновь стал испытывать тягу к убийствам, причем тягу гораздо большую, чем обычные демоны, вроде Кроули или даже Азазеля.

Каинова печать цивилизации

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться, он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности. Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

ПЕРВОЕ БРАТОУБИЙСТВО НА ЗЕМЛЕ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Как повествует Библия, у первых людей на Земле, Адама и Евы, было два сына — Каин и Авель. Согласно традиции каждый из них должен был принести жертву Господу. Дар Авеля был принят, а Каина — отвергнут. Каин так сильно позавидовал своему брату, что убил его — и это явилось первым братоубийством на Земле.

Тут мы видим яркий пример того, до чего может человека довести ярая бесконтрольная зависть, которая, как сказано в Учении Живой Этики, «ведёт к самым изысканным преступлениям»(1).

Она порождает ненависть и, в результате, — предательство.

Вспомним «Моцарта и Сальери» Пушкина. В этом произведении описывается проявление чудовищной зависти, приводящей к убийству.

По словам Елены Ивановны Рерих, зависть является одним из самых страшных по силе чувств. «Зависть человеческая не знает предела. Приходится привыкать к мысли, что живёшь среди злобных, диких зверей, готовых при малейшей вашей удаче растерзать вас на куски»(2).

Недаром в народе говорится: «Он засох от зависти».

В книге «Озарение» сказано: «…Зависть губит здоровье…»(3)

А в «Гранях Агни Йоги» отмечается, что зависть вызывает «в организме образование ядовитых химических соединений, или веществ, которые убийственно действуют на жизненные нормальные отправления тела и порождают всевозможные заболевания»(4).

Что же можно противопоставить зависти? — Умение сорадоваться счастью ближнего.

Николай Константинович Рерих писал: «Сердца людей всегда открыты вниз. Если они вообще открыты».

Сердца людей открыты вниз,

И мы нередко с другом плачем;

Но ты на радость отзовись,

Ты с ближним раздели удачу —

Ведь в счастье каждый одинок,

И вянет, завистью охвачен,

Улыбки розовый цветок.

Н.Д.Спирина. Капли

Это стихотворение возникло под впечатлением прочтения сказки Николая Рериха «Гримр-викинг»(6). В ней рассказывается о том, как престарелый викинг Гримр созвал на праздник своих друзей и предложил высказаться каждому о том, что он хотел бы иметь в жизни.

«Все говорили разное. Богатые желали почёта. Бедным хотелось быть богатыми. Те, которые были поглупее, просили жизни сначала, а мудрые заглядывали за рубеж смерти».

Гримр-викинг, когда все закончили, после глубокой задумчивости сказал: «Мне хочется иметь друга, хоть одного верного друга!»

Гости Гримра возмутились этими словами и стали напоминать ему, какими верными друзьями они были в дни его горя и несчастий.

На что Гримр им ответил: «Вы, товарищи мои, вы друзья в несчастьях моих, и за это я благодарю вас. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. Не было их, и вообще их на земле не бывает».

И далее Гримр стал приводить примеры из своей жизни: когда он выиграл битву с датчанами и дружинники славили его и понесли его на щите — он был счастлив. И все говорили ему приятные слова, но сердца друзей молчали; когда он на охоте спас короля и тот поцеловал его и назвал лучшим мужем — все говорили ему приятное, но не было приятно на сердце друзей; когда он женился на первой красавице и женой привёл её в дом, все его поздравляли, но слова друзей шли не от сердца.

И сказал Гримр: «Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз».

Качество сорадования очень высокое — это дальнейшее расширение понимания любви к ближнему.

А какая же Община может стоять без этой любви?!

28 ноября 1999 г.

ПРИТЧА О СТРАШНОМ СУДЕ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Новая Эпоха блеснёт новым осознанием Учения Христа.

Е.И.Рерих

С 25 декабря по 7 января весь христианский мир будет вспоминать и чтить память о Рождестве Христовом — о Приходе в наш грешный и страшный мир Богочеловека, Сына Божьего.

Если бы это не произошло, возможно, что ни нас, ни нашей планеты уже не было бы — мы погибли бы во грехах, которые Он искупил.

В преддверии Новой Эпохи, на нашем последнем перед нею «круглом столе», хотелось бы затронуть евангельскую тему о Страшном Суде.

В конце старого уходящего мира совершится, по слову Евангелия, Страшный Суд или, говоря иначе, — великий необратимый отбор тех, которые могут соответствовать Новой Эпохе и войти в Новую Жизнь, от тех, кто прилежит старому миру и Новую Эпоху принять не в состоянии.

В Евангелии от Матфея (25: 31–46) об этом повествуется так: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: »Приидите, благословенные Отца Моего. Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы накормили Меня; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; болен и в темнице, и вы посетили Меня».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: »Господи! Когда мы видели Тебя голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным и в темнице, и посетили Тебя?»

И Царь скажет им в ответ: »Истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из меньших братьев Моих — вы сделали Мне»». Это чрезвычайно важный момент в Его повествовании, — то, что мы делаем Ему — причиняем ли зло или делаем добро, — Он всё принимает на Себя. Мы слышим о том, что последнее время расплодились наёмные убийцы,

так называемые килеры, — кого они убивают? Ведь это

же страшно, что на свете происходит. Если люди не опомнятся, то будет тот Страшный Суд, о котором рассказывается в Евангелии от Матфея.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: »Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, ибо Я был голоден, и вы не накормили Меня; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и вы не посетили Меня».

Тогда скажет им в ответ: »Истинно говорю вам: то, что вы не сделали одному из меньших братьев Моих — вы не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную».

Эти слова Христа являются ключом для понимания той причинно-следственной связи, которую на Востоке называют кармой.

Каждое наше действие порождает следствие, которое неминуемо проявится в нашей дальнейшей жизни, отразится на нашей судьбе.

Христос называл себя «Сыном Человеческим» и, говоря об отношении к себе, положительном или отрицательном, отождествлял себя со всеми людьми на Земле.

От былинки до звезды —

Всё вмещает синтез «чаши»,

В ней всё пониманье наше —

Творческих трудов плоды.

И на огненный завет

«Лотос» отзвучит в ответ.

Всевмещение.

Сердце.

Свет.

Н.Д.Спирина. Капли

В данное время, может быть, самым главным является прозрение людей в то будущее, которое их неотвратимо ожидает и поэтому необходимо постараться сердцем вместить его. Вступим в Новую Эпоху с новой судьбой!

26 декабря 1999 г.

ЕЩЁ О ВЫСТАВКАХ

В нашу редакцию приходят сообщения о выставках репродукций картин Н.К.Рериха. Нередко бывает, что эти репродукции низкого качества и дают искажённое представление о творчестве великого художника.

Требуется, чтобы устроители выставок сами были хорошо знакомы с работами Николая Константиновича и компетентно разбирались в качестве выставляемых экспонатов.

Также на некоторых таких выставках помещают Изображения Великих Учителей. Мы этого не делаем, так как не можем быть уверены, что эти Великие Облики будут достойно восприняты всеми.

В Учении Живой Этики настоятельно указывается говорить по сознанию, это же относится и к тому, что показываем. Проявим бдительность и бережность к подобной работе с людьми.

Перед Восходом, 1999, № 11