Как помочь умирающему человеку?

Бывает, что не только в деревнях нет возможности пригласить священнослужителя отчитывать предсмертную молитву и сотворить соборование, но и в городе не всегда есть возможность это сделать. Причины тому разные, например: батюшка занят, поехать некому, нет средств, да мало ли что еще.

В таких случаях не возбраняется самим сделать отчитку. Очень многие просят научить этому. Особенно много писем приходит после того, как я написала «У порога вечности».

Люди тяжело переносят смерть родных и близких. Но кроме душевных страданий возникает масса вопросов, которые обязательно нужно разрешить: как правильно молиться об умершем, чтобы Господь простил усопшего, как проводить его в последний путь.

Как всегда, я откликаюсь на ваши просьбы. Сегодня я расскажу о том, какие молитвы следует читать о новопреставленных и давно умерших людях.

* * *

Если человек при смерти (в сознании или же без сознания), следует читать вслух, но не очень громко, по возможности четко и без слез, ибо вы являетесь ходатаем за умирающего человека перед Всевышним. Если Ангел смерти в эту минуту находится возле умирающего, он передаст молитву Господу Богу нашему Иисусу Христу. Не следует прерываться на полуслове, отвлекаться на разговоры с кем-либо. Нехорошо, если в это время в доме будет лаять собака. Нужно заранее позаботиться о тишине и животных убрать.

Помните! Вашим языком умирающий говорит с Богом!

А теперь молитвы:

• Когда я, удрученный болезнью, восчувствую приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.

• Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и томиться смертными муками: Господи, помилуй меня.

• Когда очи мои в последний раз орошаются слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами своими: Господи, помилуй меня.

• Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей: Господи, помилуй меня.

• Когда смертная бледность лица моего и холодеющее тело мое поразит страхом близких моих: Господи, помилуй меня.

• Когда зрение мое помрачится и пресечется голос, окаменеет язык мой: Господи, помилуй меня.

• Когда страшные призраки и видения станут доводить меня до отчаяния в Твоем милосердии: Господи, помилуй меня.

• Когда душа моя, пораженная воспоминаниями моих преступлений и страхом суда Твоего изнеможет в борьбе со врагами моего спасения, силящимися увлечь меня в область мрака мучений: Господи, помилуй меня.

• Когда смертный пот оросит меня и душа с болезненными страданиями будет отдаляться от тела: Господи, помилуй меня.

• Когда смертный мрак закроет от мутного взора моего все предметы мира сего: Господи, помилуй меня.

• Когда в теле моем прекратятся все ощущения, оцепенеют жилы и окаменеют мышцы мои: Господи, помилуй меня.

• Когда до слуха моего не будут уже доходить людские речи и звуки земные: Господи, помилуй меня.

• Когда душа предстанет лику Твоему, Боже, в ожидании Твоего назначения: Господи, помилуй меня.

• Когда стану внимать праведному приговору суда Твоего, определяющего вечную участь мою: Господи, помилуй меня.

• Когда тело, оставленное душою, сделается добычей червей и тления и наконец весь состав мой превратится в горсть праха: Господи, помилуй меня.

• Когда трубный глас возбудит всех при Втором Твоем пришествии и раскроется книга деяний моих, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного раба Твоего (имя). В руце Господи предаю дух мой. Аминь.

Далее надо спросить у умирающего, если он еще в сознании:

1) Всех ли он простил и примирился со всеми ли.

2) Есть ли неотпущенный тайный грех при исповеди.

3) Есть ли слово, которое хочет умирающий сказать кому-либо.

4) Обещайте донести волю умирающего до того лица, к кому обращался умирающий.

5) Спросите, чего бы он искушал или испил.

6) Дайте умирающему святой воды или яблоко (яблоко вложите в руку или положите на грудь).

7) Дайте ему поцеловать икону или же крест.

Далее следует петь от лица человека, с душой разлучающегося и не могущего говорить, и петь канон молебный Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела православного.

Ирмос

Яко по суху путешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песню поим, вопияще.

Припев:

Пресвятая Богородица, спаси нас. Каплям, подобно дождевым, злии и малые дни мои, летним обхождением оскудевшие, помалу исчезают уже, Владычица, спаси нас. Твоим благоутробием и многими щедротами Твоими, Владычица, преклоняема, естественно, в час сей ужасный предстани ми, Помощнице Непоборимая. Содержит ныне душу мою страх велик, трепет неисповедим и болезнен есть, всегда изыти ей телеси, Пречистая, Юже утеши. СЛАВА: Грешным и смиренным известное прибежище, о мне извести Твою милость, Чистая, и бесовские избави руки, яко же бо пси мнози обступиша мя. И НЫНЕ: Се время помощи, се время Твоего заступления, се, Владычице, время, о немже день и нощь припадах и молимся Тебе.

Молитва умирающего

Если умирающий не сможет прочитать ее сам, то читают родные.

Господи, сердце мое трепещет. Силы мои меня покидают. Кровь в моих жилах холодеет. Отец мой, если нельзя мне задержаться здесь, если я должен прийти к Тебе, Господи, облегчи мне предстание мое. Зачти мне, Всемилостивый, веру мою. Ужасаюсь я, Господи, пощади меня. Все и всех оставлю я. И в дорогу не беру с собой ничего. И никто не сможет удержать меня, ибо Ты позвал меня к Себе, мой Отец.

Кондак 4

За умирающего читают его родные.

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится к Тебе молитва моя.

Сегодня мы продолжаем тему христианского отношения к смерти и остановимся на том, как молитвенно помочь умирающему в этот единонадесятый час, какие церковные напутствия он может получить.

Последние напутствия перед смертью

В своей известной книге «Переход» П. Калиновский пишет: «…Жизнь человека на земле — это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; …ждут …ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. …очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести.

Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека.

Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (см.: Лк. 23, 32–33, 39–43) о разбойниках. Вот оно: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования <…>»

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Родственники тяжелобольного обязаны позаботиться о том, чтобы во все протяжение болезни член Церкви не оставался лишенным этих христианских Таинств. Если болезнь продолжительна, нужно попросить священника из ближайшего храма посещать больного для регулярного совершения над ним Таинств. Когда же конец жизни человека видимо приближается, нужно срочно позвать священника для напутствия умирающего в жизнь вечную.

У одра умирающего священник заботится о том, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких. Поэтому, если умирающий находится в сознании, священник задает ему соответствующие вопросы для исповеди в такой форме, чтобы ответ мог быть односложным. Конечно, такая исповедь в форме вопросов не может быть полной и всеобъемлющей: она должна быть заключительной, последней, которой предшествовало бы подробное и полное очищение совести больного в те дни, когда он был еще способен на тщательную исповедь. И об этом также должны были позаботиться родственники умирающего.

После совершения Таинства Покаяния священник приобщает умирающего запасными Святыми Дарами, которые он приносит в специальной дароносице. Церковные каноны, заботясь о доброй христианской кончине человека и соединении его со Христом Спасителем, в предсмертные часы дозволяют причащать умирающих даже после принятия лекарств и вкушения пищи , а женщин — и в период месячного или родильного очищения (чего не дозволяется совершать над лицами, не находящимися в смертельной опасности).

Однако правила запрещают причащать Святых Таин людей, впавших в беспамятство или безумие, до их выздоровления, кроме смертных случаев . В исключительных случаях можно приобщать и беснуемых, при условии, если они в бесновании не богохульствуют .

Как во время болезни, так и пред самой кончиною, над христианином целесообразно совершать Таинство Елеосвящения, предавая в руце Божии жизнь болящего. Болен ли кто из вас,— пишет апостол,— пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). По верованию Православной Церкви, Елеосвящение — это Таинство, в котором при помазании освященным елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В этом Таинстве христианину прощаются те грехи, о которых он забыл или которых по неведению и невниманию не считает за грех. Вот что пишет о Таинстве Соборования Московский святитель Филарет: «Из слов Апос­тола (Болен ли кто из вас… и т. д. — Иак. 5, 14–15) видно, что Таинство Елеопомазания имеет двоякий плод: 1) отпущение грехов, и 2) выздоровление болящего: и воздвигнет его Господь. Таким образом, на точном основании Священного Писания Православная Церковь учит, что Елеопомазание может быть совершаемо как над приближающимся к смерти для испрошения ему прощения грехов, так и над всяким больным для испрошения ему прощения грехов и выздоровления от болезни <…>» .

Канон на исход души

Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.

Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. В лице духовника умирающего она спешит к его одру и прежде всего прилагает старание о том, чтобы у умирающего не осталось на совести какого-либо неисповеданного греха, в особенности злобы к кому-либо из братий. А затем духовник от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати, глаголет «Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней». Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню . Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что «нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному» . По 6-й песни канона — кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и нужда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй» .

За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что «Христова врачебница всем открыта», всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния , что и сам диавол, видя эту «врачебницу… пострадав уязвися», и в сознании своего бессилия признается: «убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй» .

Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Чин на разлучение души от тела

Кроме «Канона на исход души» в Большом Требнике и в «Иерейском молитвослове» есть другой умилительный канон, творение Андрея Критского, который входит в «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет». Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви небесной и земной, призывает «ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы» , «всех благочестиво в житии поживших», призывает «вси земнии концы совоздохнуть и соплакать». В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в «память еже к ним дружбы» молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: «Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте».

В конце Чина приводятся две молитвы: первая «о душе судимей», та самая, что и в «Каноне на исход души», только с некоторыми небольшими сокращениями. Вторая молитва — «О долго страждущем умрети» — нарочитая молитва. В ней прежде всего раскрывается та мысль, что смерть дана Господом как средство против развития зла. Неизреченною мудростию созданный от персти Адам был украшен образом Божиим и добротою и как честное и небесное стяжание предназначался к постоянному славо­словию и благолепию Божией славы и Царства, «но понеже заповедь преступи и Божия Его повеления, приим образ и не сохранив» и таким образом в свою богоподобную природу человек внес начало зла, «сего ради, да не зло безсмертное будет», Господь по человеколюбию лишил человека бессмертия по телу, установил разлучение души от тела, причем тело обращается в то, из чего образовано было, то есть в землю, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему, и в определенном Им месте пребывает «даже до общего воскресения». Присутствуя теперь при таком разлучении души от тела одного из рабов Божиих, «долгостраждущего умрети», служитель Божий со смиренным сознанием своего личного недостоинства, но дерзновенно как представитель Церк­ви просит Господа разрешить сему рабу его нестерпимые болезни и содержащие его немощи горькие и упокоить его, идеже праведных дуси.

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего должно молиться об отходящем брате.

По книгам:

1. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 169–176;

Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 37–38.

Кормчая книга. Ч. II; Номоканона пункт 166.

Служебник. Известие учительное о подаянии и приятии Божественных Таин.

Правило 3-е Тимофея, архиеп. Александрийского (Кормчая книга. Ч. I).

См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.

Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.

Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.

Ср. с увещанием пред исповедью: «Пришел еси во врачебницу».

Канон на исход души. По 6-й песни икос.

Здесь далее цитаты из «Канона на разлучение души…»..

Иногда человек болеет долго, и если он окружен любовью, заботой — умирать легко, и все-таки страшно. Очень плохо, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его кровати, не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; его болезнь, как темная туча, висит над нами; поскорее бы он умер… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну, как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили только потому, что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.

Но в чем же должно заключаться истинно христианское отношение к умирающему? Как, проявив христианскую любовь и мудрость, облегчить страдания близкого человека? А если он находится на грани смерти, но сам еще не чувствует этого, — стоит ли ему говорить об этом или постараться сделать так, чтобы он только в последний момент понял, что пути назад уже нет?

Есть одна склонность у христиан, которую они заимствуют у неверующих людей мира: это стремление скрыть от умирающих близких серьезность их положения и близость смерти. Господь посылает длительные предсмертные болезни как последнее средство, служащее для спасения души. Он хочет, чтобы в это время человек задумался над жизнью, заглянул в себя, осознал свою нечистоту и непригодность для вечного блаженства, ужаснулся своему недостоинству, в страхе вспомнил о Боге и с покаянием и надеждою устремил к Нему свое сердце. Этому благому Промыслу Божию часто мешают близкие тяжело больных. Оптинские старцы считали, что врач обязан предупреждать больного о приближении смерти. И, очевидно, не надо скрывать опасность от больного христианина.

Есть случаи из жизни праведников, когда они предсказывали скорую смерть кому-либо из близких, причем эти предсказания потом не оправдывались. Но те, кому они предсказывали, были впоследствии им глубоко благодарны. Это предсказание заставляло их вовремя покаяться, изменить образ жизни и в усиленных духовных подвигах приготовить себя к переходу в иной мир.

В тех случаях, когда хотят прекратить или облегчить предсмертные страдания больного, надо прибегать к усиленной молитве о нем. Преподобный Афанасий Афонский в тех случаях, когда узнавал, что какому-либо больному иноку его монастыря нет воли Божией исцелиться, совершал всенощное бдение и просил Бога, чтобы Он упокоил его, избавил от мучений, а окружающих — от тяжести длительного ухода за больным. И к утру, когда молящиеся заканчивали свои молитвы, расставался с жизнью и больной. Однако, молящимся следует заканчивать свою просьбу так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Смерть человека — это очень щекотливая тема для большинства людей, но, к сожалению, каждому из нас так или иначе приходится с ней столкнуться. Если в семье есть лежачие пожилые или онкологические больные родственники, необходимо не только самому опекуну морально приготовиться к скорой потере, но и знать, как можно помочь и облегчить последние минуты жизни близкого.

Человек, до конца жизни прикованный к постели, постоянно испытывает душевные терзания. Находясь в здравом уме, он понимает, какие неудобства доставляет окружающим, представляет, что ему придется пережить. Более того, такие люди, чувствуют все изменения, происходящие у них в организме.

Как умирает человек больной? Чтобы понять, что человеку осталось жить несколько месяцев/дней/часов, нужно знать основные признаки смерти у лежачего больного.

Как распознать признаки надвигающейся смерти?

Признаки смерти лежачего больного подразделяют на начальные и следственные. При этом, одни являются причиной других.

Примечание. Любой из ниже перечисленных признаков может быть результатом длительной смертельной болезни и есть шанс его обратить.

Изменение режима дня

Режим дня неподвижного лежачего больного состоит из сна и времени бодрствования. Основной признак того, что смерть близка — человек постоянно погружен в поверхностный сон, как будто дремлет. При таком пребывании человек меньше ощущает физическую боль, но серьезно меняется его психоэмоциональное состояние. Выражение чувств становится скудным, больной постоянно замыкается в себе и молчит.

Отеки и изменение цвета кожного покрова

Следующий достоверный признак того, что смерть в скором времени неизбежна — это отекание конечностей и появление различных пятен на кожном покрове. Эти признаки перед смертью появляются в организме умирающего лежачего больного из-за нарушения функционирования кровеносной системы и обменных процессов. Пятна возникают из – за неравномерного распределения крови и жидкостей в сосудах.

Проблемы с органами чувств

Люди в преклонном возрасте часто имеют проблемы со зрением, слухом и тактильными ощущениями. У лежачих больных обостряются все заболевания на фоне постоянных сильных болей, поражения органов и нервной системы, в результате нарушения кровообращения.

Признаки смерти у лежачего больного проявляются не только в психоэмоциональных изменениях, но и непременно меняется внешний образ человека. Часто можно наблюдать деформацию зрачков, так называемый «кошачий глаз». Это явление связано с резким падением глазного давления.

Потеря аппетита

В результате того, что человек практически не двигается и большую часть суток проводит во сне, появляется вторичный признак приближающейся смерти – значительно уменьшается потребность в пище, пропадает рефлекс глотания. В этом случае, для того, чтобы накормить больного, используют шприц или зонд, глюкозу и назначается курс витаминов. В результате того, что лежачий больной не ест и не пьет, ухудшается общее состояние организма, появляются проблемы с дыханием, пищеварительной системой и «походами в туалет».

Нарушение терморегуляции

Если у больного наблюдается изменение цвета конечностей, появление синюшности и венозных пятен — летальный исход неизбежен. Организм расходует весь запас энергии для поддержания функционирования основных органов, уменьшает круг циркуляции крови, что, в свою очередь приводит к появлению пареза и паралича.

Общая слабость

В последние дни жизни лежачий больной не ест, испытывает сильную слабость, он не может самостоятельно двигаться и даже приподняться, чтобы справить естественную нужду. У него резко снижается масса тела. В большинстве случаев процессы испражнения и дефекации могут происходить произвольно.

Изменение сознания и проблемы с памятью

Если у больного появляются:

  • проблемы с памятью;
  • резкое изменение настроения;
  • приступы агрессии;
  • депрессия – это означает поражение и отмирание участков головного мозга, отвечающих за мышление. Человек не реагирует на окружающих его людей и происходящие события, осуществляет неадекватные действия.

Предагония

Предагония – это проявление защитной реакции организма в виде ступора или комы. В результате снижается обмен веществ, появляются проблемы с дыханием, начинается некроз тканей и органов.

Агония

Агония — предсмертное состояние организма, временное улучшение физического и психоэмоционального состояния больного, вызванное разрушением всех жизненных процессов в организме. Лежачий больной перед смертью может заметить:

  • улучшение слуха и зрения;
  • нормализацию дыхательных процессов и сердцебиения;
  • ясное сознание;
  • снижение болевых ощущений.

Такую активизацию можно наблюдать на протяжении целого часа. Агония чаще всего предвещает клиническую смерть, означает, что организм уже не получает кислород, но мозговая деятельность еще не нарушена.

Симптомы клинической и биологической смерти

Клиническая смерть – это обратимый процесс, появившийся внезапно или после серьезного заболевания, и требующий срочной медицинской помощи. Признаки клинической смерти, проявляющиеся в первые минуты:

Наименование Описание симптомов
Кома Потеря сознания, отсутствие рефлекторных реакций на различные раздражители (крик, свет, запах нашатырного спирта), расширение зрачков, изменение роговицы глаза.
Остановка дыхания Отсутствие движений грудной клетки.
Асистолия Отсутствие пульса, на ЭКГ изображается изолиния, не слышно сердечных сокращений при прослушивании фонендоскопом.

Если человек находится в коме, присоединен к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ), а зрачки расширены из-за действия медикаментозных препаратов, то клиническую смерть можно определить только по результатам ЭКГ.

При оказании своевременной помощи, в течении первых 5 минут, можно вернуть человека к жизни. Если же оказать искусственную поддержку кровообращения и дыхания позже, то можно вернуть сердечный ритм, но человек никогда не придет в сознание. Это связано с тем, что клетки головного мозга погибают раньше, чем нейроны, отвечающие за жизнедеятельность организма.

У умирающего лежачего больного проявления признаков перед смертью может и не быть, но при этом клиническая смерть будет зафиксирована.

Биологическая или истинная смерть — это необратимое прекращение функционирования организма. Биологическая смерть наступает после клинической, поэтому все первичные симптомы схожи. Вторичные симптомы проявляются в течение 24 часов:

  • охлаждение и окоченение тела;
  • высыхание слизистых оболочек;
  • появление трупных пятен;
  • разложение тканей.

Поведение умирающего больного

В последние дни жизни умирающие часто вспоминают прожитое, рассказывают наиболее яркие моменты своей жизни во всех красках и мелочах. Таким образом, человек хочет оставить о себе как можно больше хорошего в памяти близких. Позитивные изменения в сознании приводят к тому, что лежачий человек пытается что – то делать, куда – то хочет сходить, возмущаясь при этом, что у него осталось очень мало времени.

Такие положительные смены настроения встречаются редко, чаще всего умирающие впадают в глубокую депрессию, проявляют агрессивность. Врачи поясняют, что изменения настроения могут быть связаны с приемом наркотических обезболивающих препаратов сильного действия, быстрым развитием болезни, появлением метастаз и скачками температуры тела.

Лежачий больной перед смертью, находясь длительное время прикованным к постели, но в здоровом сознании, обдумывает свою жизнь и поступки, оценивает что придется пережить ему и его близким. Такие размышления приводят к изменению эмоционального фона и душевного равновесия. Некоторые из таких людей теряют интерес к происходящему вокруг них и к жизни в целом, другие становятся замкнутыми, третьи теряют рассудок и способность здраво мыслить. Постоянное ухудшение состояния здоровья приводит к тому, что больной постоянно думает о смерти, просит облегчить его положение эвтаназией.

Как облегчить страдания умирающего

Лежачие больные, люди после инсульта, травмы или имеющие онкологическое заболевание, чаще всего испытывают сильные боли. Чтобы блокировать эти предсмертные ощущения, лечащим врачом назначаются сильно действующие обезболивающие средства. Многие болеутоляющие препараты можно приобрести только по рецепту (например, Морфин). Чтобы не допустить появления зависимости от этих средств, необходимо постоянно контролировать состояние больного и изменять дозировку или отменять прием препарата при появлении улучшения.

Умирающий человек, находящийся в здравом сознании, очень сильно нуждается в общении. Важно с пониманием отнестись к просьбам больного, даже если они будут казаться нелепыми.

проблемы по уходуСколько может прожить лежачий больной? Ни один врач не даст точного ответа на этот вопрос. Родственнику или опекуну, ухаживающему за лежачим больным, необходимо круглосуточно находиться рядом с ним. Для более качественного ухода и облегчения страданий больного, следует использовать специальные средства — кровати, матрасы, подгузники. Чтобы отвлечь больного, рядом с его кроватью можно поставить телевизор, радио или ноутбук, также стоит завести домашнего животного (кошку, рыбок).

Чаще всего, родные, узнав, что их родственник нуждается в постоянном уходе, отказываются от него. Такие лежачие больные попадают в дома престарелых и госпитали, где все проблемы по уходу ложатся на плечи работников этих учреждений. Такое отношение к умирающему человеку не только приводит к его апатии, агрессии и замкнутости, но и усугубляет состояние здоровья. В медицинских учреждениях и пансионатах существуют определенные нормы ухода, например, на каждого пациента выделяется определенное количество одноразовых средств (пеленок, подгузников), также лежачие больные практически лишены общения.

Заботясь о лежачем родственнике, важно выбрать действенный метод облегчения страданий, обеспечить его всем необходимым и постоянно беспокоиться о его самочувствии. Только таким образом можно уменьшить его душевные и физические мучения, а также подготовиться к неизбежной кончине. Нельзя все решать за человека, важно спрашивать его мнение о происходящем, предоставлять выбор в тех или иных действиях. В некоторых случаях, когда осталось жить считанные дни, можно отменить ряд тяжелых лекарственных препаратов, доставляющих неудобство лежачему больному (антибиотики, диуретики, сложные витаминные комплексы, слабительные и гормональные средства). Нужно оставить только те медикаменты и транквилизаторы, которые снимают болевые ощущения, предотвращают появление судорог и рвоты.

Реакция мозга перед смертью

В последние часы жизни человека, нарушается его мозговая деятельность, появляются многочисленные необратимые изменения в результате кислородного голодая, гипоксии и отмирания нейронов. Человек может видеть галлюцинации, что-то слышать или чувствовать, что к нему как будто кто-то прикасается. Мозговые процессы занимают считанные минуты, поэтому больной в последние часы жизни часто впадает в ступор или теряет сознание. Так называемые «видения» людей перед смертью часто связаны с прошедшей жизнью, вероисповеданием или неосуществленными мечтами. На сегодняшний день нет точного научного ответа о природе появления таких галлюцинаций.

Какие бывают предикторы смерти по мнению ученых

Как умирает человек больной? По многочисленным наблюдениям за умирающими пациентами, ученые сделали ряд выводов:

  1. Не у всех больных появляются физиологические изменения. У каждого третьего умирающего нет никаких явных симптомов смерти.
  2. За 60 – 72 часа до смерти у большинства пациентов пропадает реакция на вербальные раздражители. Они не отвечают на улыбку, не реагируют на жесты и мимику опекуна. Наблюдается изменение голоса.
  3. За двое суток до смерти наблюдается повышенная расслабленность шейных мышц, т.е., больному сложно держать голову в приподнятом положении.
  4. Медленное движение зрачков, также больной не может плотно закрыть веки, зажмуриться.
  5. Также можно наблюдать явные нарушения работы желудочно – кишечного тракта, кровотечения в верхних его отделах.

Признаки скорой смерти у лежачего пациента проявляются по разному. По наблюдениям врачей, заметить явные проявления симптомов можно в определенный промежуток времени, и при этом определить примерную дату смерти человека.

Признаки смерти лежачего больного Время проявления
Изменение режима дня Несколько месяцев
Отечность конечностей 3-4 недели
Нарушение восприятия 3-4 недели
Общая слабость, отказ от пищи 3-4 недели
Нарушение мозговой активности 10 дней
Предагония Кратковременное проявление
Агония От нескольких минут до часа
Кома, клиническая смерть Без оказания помощи человек умирает через 5 -7 минут.