Как просить у бога помощи?

№-3. Православный этикет, или правила поведения христиан.

Основы православного этикета в отличие от светского являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но, будучи основаны на христианской любви, и путями утверждения души в Боге. В каждом человеке христиане учатся почитать образ Божий.
С молитвы все начинается – каждое утро и любое дело, молитвой и все завершается, т.к. в жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место. Молитва определяет наши отношения в семье и с окружающими людьми. Обращение к Богу «Господи, благослови!» перед началом всякого дела уберегает от многих недобрых дел, размолвок и обид. Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке, и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжелобольному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…(имя) и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения». Прощать обиды надо от всей души. Лучший способ погасить последствия размолвок, недоразумений и обид, которые в церковной практике называются искушениями, – это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто виноват, а кто прав. Но далека от христианства ситуация когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради». Бич нашего времени – необязательность. Разрушая многие дела и планы, подрывая доверие, вводя в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово – признак нелицемерной любви к ближнему.
При беседе умейте внимательно и спокойно слушать собеседника, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту. Многословие и возбужденный рассказ о своем “духовном опыте” свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с окружающими. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону, старайтесь не говорить без особой нужды.
Входя в чужой дом, надо сказать: «Мир Вашему дому!», на что хозяева должны ответить: «С миром принимаем!». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!». В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Современные христиане приветствуют друг друга от Пасхи до Вознесения Господня: «Христос Воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!». В воскресные и праздничные дни православные приветствуют друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!». Уходящих из дома на учебу детей напутствуют словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу при прощании, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное. За все тепло и искренне благодарите ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено отвечать: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, лучше благодарить, сказав: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Умение обратиться к незнакомому или к ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, что христиане видят в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. В православной среде принято обращение к священнику «батюшка», либо, называя его полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Александр». Прихожане к батюшке должны обращаться на «вы». К юноше, мужчине обращаются «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту – «отец», как знак особого уважения. «Отец» – великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». К девушке, к женщине обращаются: «сестра», «сестричка», «сестрица». Жен священников называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Ирина».
Обращение «благословите!» – одна из форм приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде “здравствуйте”. Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись правой рукой пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным зна-мением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. Миряне, получающие благословение, целуют руку священника. Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься» на священника. В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита – рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае берется только у архиерея. Клирики же в присутствии архиерея отвечают на ваше приветствие «благословите» поклоном. Благословение берется только до или после службы. При прощании также испрашивается благословение священника или архиерея. Под благословение, к Причащению Святых Даров, к целованию Креста в конце службы сначала подходят мужчины, затем женщины, в семье – сначала отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству.
В Православной Церкви в официальных случаях к священнику обращаются «Ваше Преподобие» или «Ваше Высокопреподобие», если священник протоиерей. К епископу обращаются “Ваше Преосвященство”, к архиепископу или митрополиту – “Ваше Высокопреосвященство”. В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту обращаются «Владыка». К Святейшему Патриарху обращаются “Ваше Святейшество”. Эти наименования, естественно, не означа-ют святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.
Храм – это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. Идя в храм Божий нужно поразмыслить над тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть. Когда идете в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы, неудобно менять деньги при пожертвовании на свечи, ибо это мешает и молящимся и работающим в храме. Приходить в храм нужно до начала богослужения с таким расчетом, чтобы можно было успеть взятьи поставить свечи к иконам, написать записочки о здравии живущих и упокоении усопших. До начала службы также необходимо приложиться и к иконам.
При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины – с покрытой. Войдя в храм, сотворите в сторону иконостаса – три поясных поклона. В храме ходите тихо, спокойно и скромно, а проходя против Царских Врат, остановитесь на момент и благоговейно поклонитесь в сторону врат и перекреститесь. При прикладывании к иконам целуется изображение руки, край одежды. Не дерзайте целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь к Кресту, лобызаются стопы Спасителя, а не Его Пречистый лик. Прикладывание к иконам во время богослужения, хождение по храму является неуважением к святыне, кроме того, мешает молитве остальных людей.
Если вы опоздали к началу службы и входите в храм во время чтения Евангелия, во время чтения Шестопсалмия или во время Евхаристического канона на литургии, когда совершается пресуществление Святых Даров, – остановитесь у входных дверей и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо идите на свое обычное место. Придя на свое место, молчаливым поклоном поздоровайтесь с окружающими, но ни о чем не спрашивайте. Перед Богом в храме все стоят, а не сидят, только в случае нездоровья или крайнего утомления разрешается сесть и отдохнуть. Стоя в храме, не любопытствуйте, не всматривайтесь в окружающих вас, а также не разговаривайте, а молитесь с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб. Помните, что за разговоры в храме Господь попускает впасть в тяжкие искушения.
Если приходите в храм с детьми, следите за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти из храма, скажите им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) вы-ведете их. Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведете или вынесите его из храма. Никогда не позволяйте ребенку есть в храме, кроме того, когда священник раздает благословенный хлеб и просфоры. Кощунством является жевание «жвачек».
В храме молитесь, как сами участвующие в богослужении, а не только как присутствующие, чтобы те молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца, внимательно следите за Святой службой, чтобы молиться со всеми и именно о том, о чем молится и вся Святая Церковь. Полагайте на себе крестное знамение и творите поклоны одновременно со служащими и всеми молящимися. В будние дни можно творить земные поклоны, а в воскресные дни и Господские праздники – только поясные, касаясь рукою пола, в эти дни земные поклоны совсем отменяются. Не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме, полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.
До конца службы никогда, без крайней необходимости, не уходите из храма, ибо это – неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если такое случится с вами (что раньше вышли), то скажите об этом на исповеди священнику.
Ко Святому Причащению подходите смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди. С верою и любовью причастившись Святых Тайн Божиих, не крестясь, поцелуйте Чашу, и чинно, не крестясь, со сложенными на груди руками отойдите немного в сторону и совершите поясной поклон Спасителю, а затем пройдите к месту, где стоит запивка. После запивки, перекрестившись, чинно пройдите на свое место. Не уходите из храма, не выслушав благодарственной молитвы Господу Богу после Причащения.
Одежда для храма предпочтительнее однотонная, а не пестрая и не цветастая. Ходить в храм надо с чувством достоинства – здесь неуместны спортивные костюмы, спортивные майки, шорты или платья с глубоким вырезом. Одежда должна быть скромная, соответствующая месту, не в обтяжку, не обнажающая тела. Желательно, чтобы одежда была с длинным рукавом. Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, а тем более шорты. Различные украшения – серьги, бусы, браслеты – в храме выглядят нелепо, особенно на мужчинах. Об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями. Помните слова апостола Павла: «Чтобы … жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично же-нам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10). Понятно, что в храме недопустима также косметика. Разрисовывание лица ведет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов – изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути, поклоняется демонам. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к Кресту и к святыням с накрашенными губами.
Любой христианин должен в любом месте, не только в храме, но и на работе, и в гостях, оставаться христианином!

Как ПРАВИЛЬНО просить, чтобы не отказывали

Казалось бы – чего тут может быть сложного, взять и попросить! О том, что вам нужно или хочется. Но практика показывает, что умение просить – это драгоценный навык. Можно даже написать так: «лучшие друзья человека – это бриллианты просьбы». Смотрите сами.

Вы приготовили ужин. Как вам кажется – вкусный. И говорите своему партнеру: — готовка сегодня отняла столько сил! — угу (свою эмоцию подставьте сами): ну, и как тебе ужин? — есть можно … (свою эмоцию подставьте сами): ну, тебе-то понравился ужин? — ну, да … (свою эмоцию подставьте сами): мог бы меня и похвалить! — да, все хорошо, чего ты, в самом деле …Свою эмоцию подставьте сами … Описанная ситуация отражает еще не самый запущенный случай! Кто-то и вовсе может молча ждать слова одобрения. И так и не дождаться их. Ведь партнер и не знал, что он ждет. Но подобное незнание не убережет отношения от избытка эмоций нашего с вами Ждуна…

Способы не получить того, о чем просите

Или получить с небольшой долей вероятности. Или получить отказ во времени в стиле «я потом это сделаю» …

— Ждать и не сообщать о своих ожиданиях. Рассчитывать, что ваш партнер проявит чудеса интуиции и проницательности.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

— Идеализировать человека. Рассчитывать на то, что в силу своего характера, воспитания, пола, возраста (или чего-либо еще) ваш партнер будет ДОЛЖЕН сделать то, что вы от него ждете.

— Намекать. Иносказательно подсказывать о том, что вам хочется получить, используя фразы:

  • а мне так не хватает
  • а вот мне сейчас хочется того-то …
  • мне было бы приятно, если бы ты …

А так же, используя сравнения, примеры и прочие кивки в сторону того, сто вам хочется получить.

— Вялые просьбы в стиле «Было бы классно» или «не мог бы ты?», которые показывают, что вам чего-то хочется. Но твердость вы показывать не будете (не готовы).

Когда и почему нам хочется не просить (инициативы) у окружающих

Ограничивающие установки «не проси», «не напрягай других людей». У них и своих забот, проблем и сложностей невпроворот.

Нельзя «унижаться» перед людьми. Нельзя показывать, что ты в чем-то нуждаешься, ты будешь выглядеть слабым.

Вам тяжело нести ответственность за свои желания. Ведь многие свои нереализованные потребности (власть, признание, секс, принятие, понимание и пр.) вступают в конфликт с ощущением себя как полноценной личности. Разве я могу быть полноценным человеком, если у меня так много всего не реализовано?

Фрустрированные потребности, то есть те потребности, которые у вас были гипертрофированы в детстве. Например, вас все детство критиковали и сравнивали. А теперь вы отчаянно хотите признание (что, в общем-то, логично). А потому вы неосознанно стремитесь не к простым просьбам, а к тем вариантам поведения, в которых вы ждете мощной эмоциональной подпитки.

Ощущение несправедливости. «Мне что, всю жизнь о чем-то просить придется??!». Определенную степень инфантильности никто не отменял, однако.

Способ получить то, о чем просите. Просить открыто и уважительно

Задумайтесь вот о чем. Когда вы просите конкретно, последовательно и открыто:

А) Вы доверяете другому человеку. Не доверяетесь, а именно доверяете. То есть самостоятельно контролируете объем и интенсивность вашего эмоционального контакта.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Б) Вы уважаете другого человека. Ведь вы верите в то, что именно этот человек сможет помочь вам в реализации ваших желаний.

В) Вы ставите себе цель с высокой долей вероятности реализовать свое желание

Приведу два примера.

Вариант 1. Купи мне, пожалуйста, красную розу длиной 80 см в палатке за углом соседнего дома.

Вариант 2. Мечтать о том, что мой партнер купит мне розу и спонтанно мне ее подарит, потому что я хорошо выгляжу (потому что день прекрасный, потому что он помнит наш дату и т.п.).

Вариант 1. Скажи мне, пожалуйста, что «я ценю те деньги, которые зарабатываешь, столько вкладывая в свою работу».

Вариант 2. Ждать того, что она поймет, насколько я больше делаю для отношений, раз я зарабатываю СТОЛЬКО денег. И СТОЛЬКО времени провожу на работе.

Варианты, в целом, одинаковые (про одно и то же). Только в одном случае вы с высокой долей вероятности получаете конкретный результат и невысокую (но присутствующую) интенсивность эмоций. А во втором случае вы получаете мощную эмоциональную отдачу при крайне низких шансах на реализацию своего желания. И, гипотетически вообще рискуете остаться без того, чего хотите.

Да, я не предлагаю отказываться от ожидания спонтанного поведения партнера полностью. Ведь любую спонтанность можно активно положительно подкреплять. Показывать всеми фибрами души то, насколько вам хорошо … Но вот ставить такую стратегию в обойму в качестве основной …

В общем, вместо послесловия предлагаю правило почти в рифму:

Если я молчу, вероятность того, что я что-то получу … равна …сами решайте чему.опубликовано econet.ru.

Александр Кузьмичев

Что просить у Господа?

Как просить Бога о помощи? Что просить у Господа?

Просить у Бога земных благ в православной традиции как-то не принято. Любой христианин знает из Евангелия, что все эти блага Господь предоставляет людям, что называется, «по умолчанию»: … не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Но все же так хочется иногда обратиться к Нему с чем-нибудь эдаким… приземленным и обыденным. Диапазон таких просьб может быть очень широким. От детского «Господи, сделай так, чтобы завтра утром мороз был тридцать градусов и я не пошел в школу» — до взрослого, но не менее наивного «Господи, ну дай же Ты мне денег на автомобиль-квартиру-дачу-поездку-в-Турцию!». Наверное, совсем немного найдется в Церкви людей, которые ни разу в жизни не произносили бы в душе чего-либо подобного, особенно — в начале своего воцерковления. Это некий этап духовного развития верующего человека, своего рода духовное детство, когда наиболее желанными представляются совсем уж простые вещи и ценности. Несколько историй о таких вот «детских молитвах» попробую здесь рассказать.

«Зверь» Серега

Однажды мне довелось быть свидетелем самой первой молитвы в жизни взрослого человека. Дело было в начале девяностых. Я тогда устроился работать на стройку учеником каменщика, а по сути — подсобником. Бригаду, в которую меня определили, работники нашей организации называли почему-то «зверями». Кладовщица, выдавая мне спецовку, поинтересовалась:

— У кого будешь работать?

— У Карпухина.

— Ох, лишенько! — всплеснула она руками. — Это к «зверям» тебя, значит, бросили?

Я удивился:

— Почему так сурово? Они что там, кусаются у вас?

— Поработаешь — узнаешь, — вздохнула кладовщица. — Ладно, давай, расписывайся.

Я расписался в получении телогрейки, мятой шапки-ушанки и пары валенок, твердых, словно камень. И отправился на участок к таинственным «зверям».

Никакой особой лютости в них, слава Богу, не обнаружилось. Обыкновенные русские мужики, после деревенской восьмилетки окончившие ПТУ и всю жизнь клавшие кирпичи на различных стройках в родном районе. Единственным их минусом можно было считать забавный профессиональный снобизм: в оценке любого человека главным критерием они считали умение вести кирпичную кладку. Всех, кто по каким-то причинам не освоил этого нехитрого искусства, «звери» рассматривали как представителей низшей касты. С соответствующим к ним отношением.

Я тогда кирпич класть не умел. И честно признаюсь: столько матюгов не получал в свой адрес ни до, ни после этого ученичества. В сущности, почти все они были за дело: музыкант на стройке — грустное зрелище. Кирпич я подносил не вовремя и не туда, раствор в огромном корыте размешивал слишком медленно и неправильно. Короче — все делал не так. И за каждое неверно выполненное действие тут же получал на «великом и могучем» очередную порцию сведений о том, кто я есть такой, куда мне идти, откуда у меня растут руки и чем меня делали. Не матерились в «зверской» бригаде лишь два человека — пожилая каменщица тётя Аня и тридцатилетний парень Серега. Тетя Аня была верующей, что по тем временам еще считалось экзотикой. А Серега — просто веселый человек, не особо зарубавшийся на своей профессиональной исключительности. Остальные «звери» трудились сосредоточенно и хмуро. Серега же за работой всегда орал какие-то дурацкие песни и прибаутки, которых нет ни в одном фольклорном сборнике.

— Ой, шикалды-балды-ялды! Жил с молодкой, гулял с водкой — не работал никоды! — радостно неслось из закутка, где он возводил очередной простенок. «Звери» хмурились еще больше, и сердито ворчали:

— Без души работает. Пустой человек.

А Серега продолжал горланить:

— Эх, мы с приятелем работали на северных путях, вернулися в деревню — он в галошах, я — в лаптях!

Вот этот-то жизнерадостный каменщик у меня на глазах приобрел самый первый в своей жизни опыт молитвы. Случилось это так. После обеда мы сидели в вагончике и ждали раствор. По идее, если заказанная машина с раствором не появится на стройке до трех часов, значит, в этот день ее уже не будет, и к пяти можно спокойно расходиться по домам. А вот если машина все же придет, скажем, в половине пятого, тогда придется раствор принимать и вырабатывать его часов до семи.

На улице вьюжило. «Звери» за столом азартно рубились в карточную игру с неприличным названием. Тетя Аня дремала в углу, у буржуйки. А разухабистый обычно Серега в тот день почему-то вел себя тихо. В карты играть не садился, курил, и задумчиво смотрел в заснеженное окошко. Потом развернулся, и позвал:

— Ань, слышь…

— Чего тебе? — недовольно пробурчала разбуженная тетя Аня.

— Ты ж богомольная, да?

— Ну. А тебе-то что?

— Вот… Бог же все слышит, что я говорю?

— Все. Небось, устал дурь твою слушать, — тетя Аня снова отвернулась к стене и прикрыла глаза.

— Погоди, — Серега подошел и сел рядом на корточки. — А вот, к примеру, мысли мои Бог слышит или нет?

— Слышит. Он все и слышит, и видит. Потому что — Бог.

Серега несколько секунд переваривал сказанное. Потом отошел на прежнее место и снова уставился в окно.

Минут через сорок пришла машина с раствором. Бригадир Карпухин тихо выругался сквозь зубы и стал натягивать телогрейку. Остальные тоже засобирались не спеша. И лишь у Сереги лицо пылало неподдельной обидой:

— Врешь ты все, Анна! Ничего твой Бог не слышит. Я Его целых полчаса просил, чтоб раствор сегодня не привозили. И чего? Теперь вот ковыряйся еще два часа на холоде!

Тетя Аня глянула на него сурово, потуже затянула на груди теплый платок. И сказала:

— Дурак ты, Серега. Пошли работать.

Серега помолчал пару секунд. Потом вздохнул, взял со стола шапку и вышел в метель.

Тетя Аня вряд ли читала творения Григория Нисского. Но в своем коротком ответе удивительным образом сумела выразить мысль Святителя: «…тот, кто во время молитвы устремлен не к тому, что полезно душе, но просит Бога оказать благоволение к страстным движениям его ума, есть действительно человек нелепый, молящийся о том, чтобы Бог стал содейственником и служителем его суетностей». Очень надеюсь, что для веселого «зверя» Сереги это его первое обращение к Богу не оказалось последним.

Крысы

Однажды моя жена с помощью молитвы сотворила самое настоящее чудо. Правда, молитвы такой нет ни в одном молитвослове, да и само чудо — ну очень уж… специфическое, что ли? Впрочем, лучше расскажу все с самого начала.

После нескольких лет скитаний по съемным квартирам мы наконец купили себе дом. С газом, с водопроводом, с канализацией, с садом и огородом — ну что еще нужно многодетной семье? Живи и радуйся! Однако некоторые проблемы невозможно себе даже представить, пока не столкнешься с ними воочию. Поздней осенью в наш дом пришли… крысы. С первыми серьезными заморозками они благоразумно покинули свои норы в поле и перебрались на «зимнюю квартиру» — поближе к теплу и пище. И надо же такому случиться, что это крысиное нашествие случилось во время моего отъезда на очередную строительную «шабашку».

Бедная моя жена оказалась на грани полного отчаяния. Представьте себе: в доме — четверо маленьких детей, причем младшей не исполнилось еще и месяца. А ближе к ночи под полом начинается жуткая возня, топот и злобный визг. Потом вдоль стен то тут, то там начинают мелькать хвостатые серые тени, и вся эта адская какофония звучит уже в комнате, из-под кроватей…

Жена две ночи провела без сна, охраняя детские кроватки. Дежурить третью ночь у нее уже не было сил. Тогда она встала перед иконами, и сказала: «Господи, ты же видишь — я ничего не могу с этим сделать. Сейчас я засну, а эти твари могут покусать моих детей. Прогони их отсюда, пожалуйста». После чего налила в миску крещенской воды и прошлась по всему дому, кропя углы, полы и стены. И тут же крысиная возня прекратилась. Не через час или два, не спустя какое-то время, а — немедленно. Удивленная жена пыталась услышать хоть шорох, но тщетно. В доме стояла тишина. Обессиленная двумя бессонными ночами, она легла на кровать и сразу же уснула.
Бедная моя жена оказалась на грани полного отчаяния. Представьте себе: в доме — четверо маленьких детей, а ближе к ночи под полом начинается жуткая крысиная возня и злобный визг.

На следующий день крысы не пришли. Не было больше ни шума, ни топота, ни визга. Жена на всякий случай еще пару дней сидела за полночь с включенным светом, но хвостатые соседи так и не появились. Они нашлись, лишь когда я приехал и полез в подпол за картошкой. Семь больших дохлых крыс валялись на земле неподалеку друг от друга. Я собрал их в ведро и отнес в поле, из которого они в недобрый час пришли к нам в дом. После этого крыс у нас не было несколько лет. Такое вот странное чудо…

Легендарный Гамельнский крысолов утопил полчища докучавших городу крыс с помощью волшебной дудочки. Моя жена умудрилась сделать примерно то же самое с помощью своей наивной, но искренней «самодельной» молитвы. Видимо, о чем-то подобном Иоанн Кронштадтский писал: «Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу. Да, не всё чужими словами беседовать с Богом.., а надо показать и свой ум.., притом же к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий от верующего, любящего и благодарного сердца: пересказать нельзя».

«Собачья» молитва

У меня тоже был опыт такой «детской» просьбы к Богу, которую Он исполнил. Хотя это была весьма бестолковая, и даже глупая просьба. Скажите, молился ли хоть кто-нибудь из вас о благоустроении собаки? Нет? Тогда я сейчас расскажу, как это делается.

Муха появилась у нас лет пять назад. Однажды, погожим летним утром, мы нашли у себя на открытой веранде щенка. Видимо, кто-то подкинул его, зная, что в доме живут дети. Совсем еще маленькая собачка залезла в кукольный домик дочки, и смотрела на нас оттуда через окошко карими глазками, словно бы спрашивая: «Я в общем-то и сама не понимаю, как тут оказалась. Но раз уж оно так вышло, можно, я останусь у вас жить?».

Щенка, конечно же, оставили. Дети назвали его красивым и героическим именем Мухтар. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что Мухтар — девочка. Имя тут же сократили на женский лад — Муха. Так у нас в доме появилась очаровательное существо, очень быстро ставшее полноправным членом семейства. Красивая рыжая собака, умная и ласковая, Муха обладала всеми собачьими достоинствами, о которых только могут мечтать хозяева. С самого первого дня она просилась в туалет на улицу. Ела очень деликатно, пищу никогда не разбрасывала. Когда подросла, целыми днями играла во дворе с детьми, а по ночам исправно караулила дом, облаивая с веранды заплутавших пьяниц и гуляющих на вольном выпасе лошадей. В общем, собака нам досталась правильная. И лишь один «недостаток» обнаружился у Мухи где-то через год: согласно законам своего собачьего естества, она регулярно приносила по семь-восемь, а то и девять щенков. Разводить у себя псарню мы не собирались.

Как только щенки подрастали, их собирали в большую коробку и относили в базарный день на рынок. В маленьком городке собака нужна многим, а щенки у Мухи всегда были роскошные — толстенькие, крепкие, с ухоженной шерсткой и бодро торчащими ушками. Обычно их удавалось раздать в течение часа. Причем за каждого непременно давали по пять или десять рублей, как мы ни отказывались. Народ у нас чтит традиционные суеверия типа: нельзя брать собаку просто так, нужно хоть что-нибудь да заплатить, а то не приживется. Так что и этот Мухин «недостаток» особенно не отягощал нашу жизнь. Но как-то раз один щенок у нас все-таки «завис». Ну вот не взяли его почему-то, хотя внешне он абсолютно ничем не отличался от своих более удачливых сестер и братьев. Через неделю на щенка опять не нашлось покупателя. Потом был еще один базарный день, и снова его никто не взял… А ведь собаки растут очень быстро. Из забавного мехового комочка щенок уже превратился в голенастого кобелька, нескладного и малосимпатичного, как все подростки. Я смотрел на него и понимал, что на рынок его носить больше нет смысла. Оставался, правда, еще один вариант: подкинуть его кому-нибудь втихаря, как нам подкинули Муху. Но тут слишком уж неопределенным был результат: подкидыша могли просто выгнать на улицу, или безотвязно посадить на цепь, устроив ему поистине «собачью жизнь».
Вот тогда я и помолился о «благоустроении собаки». Уже не помню точных слов, но по смыслу это было что-то вроде: «Господи, помоги мне пристроить этого бедолагу в хорошую семью, чтобы его там любили и не обижали. А то его никто не берет, и я не знаю, что с ним делать».
Я помолился таким нелепым образом и отправился в город по делам. Вернулся через пару часов, сел ужинать. Говорю жене:

— Может, еще разок попробуем отнести щенка на рынок? Мало ли…

А она в ответ:

— Так его же забрали. Тебе дети еще не рассказывали?

Оказывается, сразу же после моего ухода к дому подъехала машина. За рулем — незнакомый парень. Из машины выходят мой сын Глеб и его друг Игорь. Сын спрашивает у жены:

— Мам, можно я с Игорем и Олегом съезжу в деревню на часок?

Жена, естественно, спрашивает, кто такой этот Олег и для чего с ним нужно куда-то ехать.

— Олег, мам, это приятель Игоря. У его дочки день рождения. И они с женой решили подарить ей собаку. Им уже предложили щенка в Мурачёвке. Только Олегу не нравится, что там девочка. Ну так можно, я с ними смотаюсь туда и обратно?

— Говоришь, не нравится, что девочка? Ну-ка пойдем, мне нужно с ним поговорить.

Через пять минут наш щенок уже ехал с Глебом в машине к своим новым хозяевам. Когда Глеб вернулся, восторгам его не было предела:

— Мам, ну там вообще… Все пищат просто от удовольствия. Подстилку сразу ему соорудили в комнате, ножку куриную из холодильника… А наш пес деловой такой: по комнатам не спеша прошелся, обнюхал все, потом — с тапком начал играть… Жене и дочке очень понравился. В общем, будет жить барином.

Глеб еще пару раз был у Олега, проведывал щенка. Тот действительно жил барином: ему накупили разных собачьих игрушек, кормили специальной собачьей едой, его купали, вычесывали, периодически вывозили на машине в лес — побегать на природе. Он подрос, окреп, и выглядел абсолютно счастливой собакой.

Я потом для себя пытался найти объяснение — почему Бог так быстро и буквально исполнил мою нелепую просьбу про «хорошую семью» для песика. И, наконец, прочитал у Григория Нисского мысль, которая, как мне показалось, хорошо объясняет смысл произошедшего. По мнению святителя, Господь отвечает на подобные молитвы, «…чтобы в людях поверхностных утверждалась этим вера в Бога, и чтобы, познавая на опыте, как Бог внемлет нашим молениям, испрашиванием маловажного, мало-помалу возвысились мы со временем до пожелания даров высших и боголепных».

Ну что ж… Видимо, действительно, поверхностный я пока еще человек в деле веры. Но история с чудесно пристроенной собакой осталась в памяти именно как опытное свидетельство действенности молитвы. Даже такой немощной и бестолковой, как моя.
«Не проси у царя навоза…»

Просить Бога о земном в православной традиции не принято. Преподобный Исаак Сирин очень категорично говорит об этом: «…Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ».

Но… все равно ведь — просим. Каждый о своем. Одни по недомыслию. Других жизнь прижала так, что без Божьей помощи уже и не продохнуть. А третьи — в простоте душевной, не задумываясь особо над уместностью подобных просьб. Хорошо ли это?

Я не знаю. Но могу предположить, что если человек не дорос в своем духовном развитии до молитв о смирении, терпении и любви к ближнему, то лучше уж пусть у него будет молитва о каких-то простых земных нуждах, чем никакой молитвы вообще. Ведь любое обращение к Богу — уже благо для человека, потому что понемногу приучает его жить в присутствии Божием. А без этого сознания ни о каком духовном росте даже и говорить не приходится.

Ну и напоследок — несколько утешительных слов святителя Луки (Войно-Ясенецкого), сказанных им не для отшельников-аскетов, а для обычных мирян, которые, по немощи своей, все же выпрашивают «навоз у царя»:

«Всё то, чем живет человек, — все заботы, все скорби наши и страдания, наши нужды, даже самые малые, — составляют нашу духовную жизнь, ибо все наши переживания, все наши нужды кладут отпечаток на жизнь нашего духа. А если так, то они и в очах Божиих важны, ибо цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы стать чистым, святым.

Значит, всё, что мешает жизни духа, что омрачает его, что отвлекает дух наш от пути добра, не может быть безразличным для Бога и Ангелов. Господь знает, как важны для нас все наши переживания, страдания и нужды, а потому обо всем Он заботится, ибо любовь Его к людям безмерна и безгранична.

Знает Господь и хранит всё. Он знает, что наши жизненные нужды и наши скорби очень важны в духовной жизни нашей, поэтому ни одна из мелких нужд, ни одна из малых скорбей наших не может быть безразлична Богу.

Оттого всегда просите Бога обо всем, что вам надо, не смущаясь мыслью, что недостойно Его воссылать молитвы о повседневных своих нуждах. Как малые дети, простирайте к Богу руки, всегда просите обо всем без смущения, просите то, что нужно вам: с детским доверием, ожидая помощи во всем, что не противно воле Божией».