Какой университет?

LiveInternetLiveInternet

После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы этой эпохи размыты, индивидуальны для каждой страны. Средние века принято делить на раннее Средневековье (V–XI вв.), развитое (XI–XIII вв.), позднее (XIII–XV вв.) и эпоху Возрождения (XV–XVII вв.). Как же изменились школы и университеты за 16 столетий?
В раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи‑десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).
В воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Педагогическая мысль в Средние века практически отсутствовала, замененная постулатами церкви, религиозным воспитанием. Существовало два типа церковных учебных заведений: соборные (кафедральные) и монастырские школы.
Первые обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. Они давали более широкое образование, чем монастырские школы. В программу соборных школ входили чтение, письмо, грамматика, счет, церковное пение. В период позднего Средневековья в некоторых соборных школах преподавали учебные предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) или сведения из квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты.
Монастырские школы делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали.
Кроме христианской традиции огромное влияние на систему образования оказала рыцарская культура. Феодалы прививали своим детям идеал рыцарского воспитания, включающий в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. Параллельно рыцарскому идеалу существовала программа «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах.
Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.
В позднее Средневековье большое распространение получили цеховые и городские школы. В первую очередь это было связано с возросшей ролью городов. Цеховые школы, содержащиеся на средства ремесленников, давали общеобразовательную подготовку. Городские школы родились из цеховых, гильдейских школ. Под присмотром церкви они находились недолго. Глава заведения именовался ректором, а учителя очень часто имели статус «бродячих». Дело в том, что школа нанимала преподавателя на определенный срок, поэтому через какое‑то время он был вынужден искать новое место. В программу входили следующие предметы: латынь, арифметика, делопроизводство, геометрия, техника, естественные науки.
Зачастую школы в Центральной Европе создавал какой-то орден (например, городские школы иезуитов в эпоху Возрождения). Учебные заведения этого ордена отличались тем, что в них учился цвет дворянства. Для ордена была характерна строжайшая дисциплина, беспрекословное подчинение младшего старшему. По требованию старшего иезуит должен был лгать, клеветать, убивать… Иезуиты стремились растить себе «будущее», дабы затем влиять на политическую и общественную жизнь.
В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни.
Слово «лекция» означает чтение. Средневековый профессор действительно читал книгу, иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. В небольшом городке Болонье, где на рубеже XI–XII вв. появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.
Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля светской и местной церковной власти и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, а также право дарования ученых степеней), освобождали студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения подчинялись не городским властям, а исключительно выборному ректору университета и выборным деканам факультетов. Если студент допускал какой‑то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.
Студенты обычно делились по нациям, землячествам, обозначавшим объединения учеников из различных регионов. Они могли снимать квартиры, но многие жили в колледжах (коллегиях). Эти колледжи обычно формировались по нациям, в одной коллегии жили представители одного землячества.
В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарные) и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи — диспуты. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.
Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.
Контингент учащихся был самым разношерстным — большинство происходило из знатных горожан, однако получить стипендию и образование могли даже дети крестьян. Много было монахов и клириков. Именно в эпоху Средневековья появилось понятие странствующего вечного студента — ваганта. Они переходили из одного университета в другой с целью получения знаний из различных источников. Поэзия вагантов известна во всем мире, она представляет собой сплетение фольклора и латинских традиций. Основные ее темы — любовь, смерть, веселье, пирушки, образование. Подлинные имена авторов неизвестны: как правило, большинство из них предпочитали сохранять инкогнито во избежание столкновений с представителями инквизиции.
САПОЖНИКОВА Марина

У некоторых учёных были собственные методы проведения исследований. Иногда их эксперименты были настолько необычны, что большинство людей считало их идиотами. Но благодаря именно таким методам, человечество смогло совершить огромный скачок в науке и технике. Большинство непризнанных гениев своего времени посвящало всю жизнь исследовательской работе. В настоящее время мы пользуемся их основами и теориями практически во всех видах технологий. Их блестящий ум и безумные эксперименты, выходящие за рамки понимания обычного человека, намного опередили своё время. После длительных раздумий и споров, мы представляем вам собственный список 15 величайших учёных всех времён!

Гульельмо Маркони

Известен благодаря: Радио

Маркони был известнейшим учёным, достигшим беспрецедентного успеха в области радиопередачи на дальние расстояния. Он изобрёл радиотелеграф и является основоположником закона о соотношении максимального расстояния передачи радиоволн с длиной антенны, который был назван его именем. С раннего возраста Маркони стал проявлять интерес к науке и электронике, что было достаточно странно, так как благодаря богатству своего отца он мог вести праздный образ жизни. За свою жизнь учёный удостаивался множества наград, главная из которых Нобелевская премия 1909 года, полученная в области физики. Маркони основал беспроводной телеграф и сигнальную компанию. Из тёмных сторон его личности стоит назвать поддержку режима Муссолини, и вступление Гульельмо в Фашистскую партию Италии.

Сэр Джагадиш Чандра Бос

Известен благодаря: Миллиметровым волнам

Бенгальский учёный Джагадиш Чандра Бос известен своим вкладом в развитие радио и микроволновой оптики. Он проводил исследования в области биологии и ботаники. Бос был изобретателем крескографа — прибора для измерения реакции растений на внешние стимулы и определения степени их роста. Учёный был Компаньоном Ордена Индийской империи и Ордена Звезды Индии. В 10-е годы XX века Джагадиш был посвящён в рыцари-бакалавры. Бос был противником патентования, считая, что его изобретения должны служить на благо науки, а не представлять собой инструменты для заработка денег. Но под давлением коллег он всё же запатентовал один из своих аппаратов.

Фрэнсис Крик

Известен благодаря: Структуре ДНК

Полное имя этого британского учёного Фрэнсис Харри Комптон Крик. Он прославился в области молекулярной биологии, открыв структуру молекулы ДНК в первой половине 50-х годов XX века. За свои достижения Крик вместе с соавторами был награждён Нобелевской премией в области медицины. А также Фрэнсис внёс значительный вклад в развитие биофизики и нейробиологии. Его работа имела роль в исследованиях, связанных с генетическим кодом. Как учёный Крик продолжал заниматься наукой даже на смертном одре, что с восхищением отметил другой выдающийся нейробиолог Кристоф Кох. Фрэнсис выступал критиком религии и христианства, при этом предполагал изменения в мозгу химического типа во время молитвы.

Обязательно почитайте также о удивительных открытиях в области генетики на most-beauty.ru в этой интересной статье.

Альфред Рассел Уоллес

Известен благодаря: Естественному отбору, биогеографии

Альфред Рассел Уоллес был британским археологом, биологом и антропологом. Он много путешествовал, и во время одной из поездок заболел малярией. Находясь на больничной койке, он стал размышлять о теории Томаса Мальтуса, предполагающей выживание сильнейших особей. Эта теория позволила Альфреду развить теорию эволюции через естественный отбор. Свои труды он передал Чарльзу Дарвину, работавшему над «Происхождением видов». Дарвин настолько впечатлился работой Уоллеса, что включил большинство его терминов в свою книгу. Путешествуя по Малайскому архипелагу и в долине Амазонки, учёный проделал огромный труд по разделению австралийской и азиатской фауны, названный «линией Уоллеса». Он был адептом практики спиритических сеансов и за свою карьеру получил множество наград, в том числе Орден Заслуг, Медаль Копли и Королевскую медаль.

Алессандро Вольта

Известен благодаря: Электрической ячейке, вольтметру

Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта — итальянский учёный, прославившийся изобретением гальванического элемента, на основе которого были созданы современные батареи. Он доказал, что в электричестве есть два положительных и отрицательных терминала, которые можно накапливать для дальнейшего использования. Алессандро работал над изобретением электрической лампочки. Другие его достижения — изобретение конденсатора и электрометра. Вольта работал и в химической области, достигнув немалых успехов в изучении метана, горючего газа, который и обнаружил итальянский учёный. Он мог пойти по противоположному науке пути. Алессандро происходил из аристократической семьи, обучаясь в иезуитском колледже, но роли священнослужителя он предпочёл исследования в физике. Немалую роль в это сыграл Эдмонд Галлей, впечатливший Вольта точным предсказанием прохождения кометы.

Александр Грейам Белл

Известен благодаря: Телефону

Учёный и изобретатель из Шотландии Александр Грейам Белл известен изобретением первого практичного телефона. Речь именно о практичном (удобном) телефоне, так как первым человеком, подавшим патент на изобретение телефона, является учёный из Италии Антонио Меуччи. Белл покинул школу в возрасте 15 лет, предпочтя заниматься самообразованием. Основной научный интерес Александра в основном занимала биология, поэтому Белл стал одним основателем Национального географического общества. После переезда в США Белл занял должность преподавателя в университете Бостона, параллельно занимаясь научной деятельностью. Он также известен работами над созданием лодки на подводных крыльях и оптической телекоммуникации. Более того, Беллу принадлежат права на изобретение металлоискателя и фотофона. Учёный не ограничивался одной наукой, он с успехом занимался разведением овец и уделял немало внимания общественной деятельности.

Скорее всего вам также будет интересна статья на most-beauty.ru о ТОП-10 удивительных моделей самой современной техники.

Стивен Хокинг

Известен благодаря: Теореме сингулярности

Стивен Хокинг был британским ученым-космологом, физиком-теоретиком, автором научных работ, а также директором Центра теоретической космологии в университете Кембриджа. Он по праву считается вторым по величине учёным XX века после Альберта Эйнштейна. За свою жизнь Хокинг опубликовал немало научных работ, самой известной является «Краткая история времени». И также учёный известен теорией большого взрыва и теорией чёрных дыр. Бо́льшую часть жизни Стивен провёл в инвалидной коляске, страдая от болезни Лу Герига, постепенно парализующей всё тело. Даже потеря дара речи не заставила учёного прекратить научную практику. Он был удостоен множества званий и наград, среди которых Медаль Копли, Премия Эйнштейна и Премия Вольфа. Являлся Командором Ордена Британской империи.

Галилео Галилей

Известен благодаря: Динамике, кинематике

Выдающийся итальянский учёный Галилео Галилей — отец современной науки и современной физики. Наибольшую известность ему принесли изобретение телескопа, наблюдение и анализ пятен на солнце. Галилей также изобрёл усовершенствованный военный компас и сопутствующие навигации инструменты. Провёл немало экспериментов и исследований, позволивших опровергнуть неверные умозаключения древних философов и учёных (к примеру, Аристотеля). Как сторонник гелиоцентрической системы мира (учение о нахождение Солнца в центре системы с вращением вокруг него других планет, включая Землю) постоянно подвергался критике и гонениям со стороны католической церкви, утверждавшей вращение солнца вокруг Земли. В результате конфликта, Галилео был заключён под стражу и подвергнут суду, на котором вынужден был прилюдно отказаться от своих взглядов. Фраза «И всё-таки она вертится», приписываемая Галилею, конечно же, является мифом, в противном случае его бы казнили.

Альберт Эйнштейн

Известен благодаря: Общей и специальной теории относительности

Имя величайшего учёного XX века Альберта Эйнштейна известно на весь мир. Основной областью деятельности учёного была физика. Эйнштейну принадлежит открытие самой известной в мире формулы E = mc2, при помощи которой выполняется расчёт эквивалентности энергетической массы. Несмотря на получение Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн имел проблемы с успеваемостью в школе, не отличаясь успехами в чтении. Из множества достижений учёного стоит выделить теорию фотоэлектрического эффекта, общую теорию относительности, теорию электромагнитного поля, квантовую теорию, а также теорию частиц и движения молекул. Все эти работы произвели революцию в мире науки, и оказали достаточное влияние для изменения мира. К сожалению, не все открытия были использованы во благо, к примеру, одним из его «тёмных» изобретений было ядерное оружие, противником использования которого он выступал всю оставшуюся жизнь.

Сэр Исаак Ньютон

Известен благодаря: Универсальной гравитации

Деятельность Исаака Ньютона в области физики и математики позволяет назвать его величайшим учёным в истории человечества. Всем нам со школьной скамьи известны 3 закона движения, сформулированных Ньютоном. Ему принадлежит изобретение концепции гравитации, закона движения Кеплера и постройка первого отражающего телескопа. Британский учёный разработал теорию цвета (видимого спектра). Упоминание всех его заслуг перед человечеством займёт слишком много места, но выделить некоторые из них мы просто обязаны:

  • Полностью избавил людей от сомнений по поводу гелиоцентрической модели космоса;
  • Разработал эмпирический закон охлаждения;
  • Нашёл скорость звука;
  • Изобрёл метод для аппроксимации корней функции;
  • Разработал биноминальную теорему и степенные ряды.

Никола Тесла

Известен благодаря открытиям в электричестве и магнетизме

Этот человек был одним из главных виновников мировой электрификации. Широко известен благодаря огромному вкладу в развитии современных электроприборов.

Этот сербский ученый открыл вращающееся магнитное поле и электрическую систему переменного тока. На этом не заканчиваются открытия электро-гения. Ему приписывают развитие современного электричества, первой гидроэлектростанции в Ниагарском водопаде, транзисторов, дистанционного управления, современного электродвигателя и множества других машин.

Большинство изобретений Теслы остались лишь на бумаге, ему не хватало времени воплотить все идеи, которые генерировало его сознание. Лишь через несколько лет после смерти ученого его идеи были воплощены другими замечательными учеными.

Тесла мог прочитать всю книгу, просто прочитав ее один раз, и он мог свободно говорить на восьми языках. Ну чем ни гений?!

Некоторые люди даже утверждают, что именно Никола Тесла, а не метеорит, был виновником тунисского феномена. Всё дело в том, что в начале XX века Тесла проводил масштабные опыты с электричеством, в результате которых небо могло светиться молниями, люди наблюдали сгустки энергии во многих километрах от лаборатории ученого. Газетные заголовки того времени часто пестрили пугающими заголовками о фантастических экспериментах ученого.

Мария Склодовская-Кюри

Известна благодаря: изучению радиации

Мари Кюри была первым человеком в мире, получившим две отдельные Нобелевские премии, и первой женщиной, получившая Нобелевскую премию. Она получила свою первую Нобелевскую премию в 1903 году за обнаружение радиоактивности и помощи в применении ее в области рентгеновского излучения. А в 1911 году получила вторую Нобелевскую премию за открытие радия. Она изобрела первый в мире мобильный рентген-аппарат, который помогал раненым солдатам на поле боя. К сожалению, работы с радием и радиацией не прошли незамеченными для здоровья великого ученого, и в 1934 году она скончалась.

Михаил Васильевич Ломоносов

Известен благодаря трудам в различных областях науки

Ломоносов сделал множество открытий в различных областях: он считается первым, кто открыл закон сохранения массы и был автором молекулярно-кинетической теории тепла, а также совершил открытия в химии минералов и стекла.

Ломоносов является основателем первого в России классического университета МГУ.

Он был действительно разносторонним ученым. Как астроном, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Как приборостроитель, он является автором множества приборов, таких как: оптический ботоскоп, анемометр, продвинутой модификации телескопа, перископа, барометра, часов, весов и многих других. Кроме того, он был замечательным географом и картографом. Именно Ломоносова считают основателем экономической географии. Металлурги всего мира считают Михаила Васильевича прекрасным горняком, геологом и металлургом.

Кроме того, Ломоносов прославился в таких областях, как поэзия, история, изобразительное искусство, генеалогия и филология.

Константин Эдуардович Циолковский

Известен благодаря: открытиям в теоретической космонавтике

Ученый-самоучка, ныне известный как дедушка советских космических путешествий. В его честь назван один из кратеров на противоположной стороне Луны.

Циолковский был автором как научно-фантастических работ, так и серьезных трактатов о ракетостроении. Его статья «Исследование космического пространства с помощью ракетных устройств», опубликованная в 1903 году, представила идею использования жидкого топлива в качестве ракетного топлива, а также коснулась невесомости.

А последующая его статья, опубликованная в 1911 году «Цели астронавтов» в 1914 году вызвала широкий интерес в научном мире, обсуждая две ключевые проблемы: ракетные двигатели и межпланетную связь.

Циолковский был убежден в том, что будущее человечества лежит на небесах, чтобы справиться с растущими потребностями постоянно растущего населения Земли. Именно он был автором знаменитой фразы:

«Земля — ​​колыбель человечества, но человечество не может всё время оставаться в колыбели»

Циолковский утверждал, что колонизирующее пространство приведет к совершенствованию человечества. Он считал, что у человечества есть все основания для «космического оптимизма», поскольку человеческая культура может развиваться без ограничений в просторах космоса. Для Циолковского целью освоения космоса было достижение всеобщего счастья.

Дмитрий Иванович Менделеев

Известен благодаря: периодическому закону химических элементов

В 1860-х годах Дмитрий Менделеев заметил повторяющиеся тенденции в химических и физических свойствах различных элементов. Во время написания своего учебника «Основы химии» Менделеев обнаружил, что если расположить элементы в порядке увеличения атомной массы, их химические свойства демонстрируют определенные тенденции. Опираясь на свое понимание характеристик элементов, Менделеев расположил известные элементы в таблице, систематизируя их.

Основываясь на периодическом законе, Менделеев создал периодическую таблицу элементов, похожую на ту, которая используется сегодня во всем мире. Единственная реальная разница между его таблицей и таблицей, которую мы используем сегодня, состоит в том, что таблица Менделеева упорядочивает элементы по возрастанию атомного веса, в то время как настоящая таблица упорядочивается по возрастанию атомного номера.

Интересно и то, что с помощью своей таблицы ученый предсказал обнаружение трех неизвестных элементов, которые оказались германием, галлием и скандием.

Основываясь на периодических свойствах элементов, Менделеев собирался найти ещё 8 элементов, которые на то время не были обнаружены.

Как и все гении, Менделеев занимался в нескольких областях науки, он также был отличным экономистом, футурологом и исследователем.

Самые знаменитые университеты Великобритании

Великобритания – страна с многовековыми традициями высшего образования. Первый английский вуз – Оксфордский университет – был основан еще в XI веке. С тех пор на берегах туманного Альбиона выросло множество учебных заведений. Сегодня некоторые из них, подобно Оксфорду, не нуждаются в представлении.

Самые престижные вузы Великобритании по версии The Times Higher Education

Одно из наиболее авторитетных изданий, специализирующихся на создании международных рейтингов учебных заведений, The Times Higher Education (THE) превзошло своих коллег по части определения таких довольно размытых показателей как влияние и престиж учебного заведения.

Помимо общего мирового рейтинга университетов, на сайте THE опубликован World Reputation Rankings 2016. Эта классификация сформирована на основании опроса специалистов из академической среды и представляет собой Топ-100 самых влиятельных университетов мира.

В десятку наиболее известных и престижных вузов планеты, по мнению THE, входят 2 английских учебных заведения: University of Oxford и University of Cambridge.

University of Oxford – старейший вуз Великобритании. Официальная дата открытия университета не установлена: по некоторым данным, первые студенты, преимущественно священнослужители, появились в Оксфорде еще в XI столетии.

Сегодня University of Oxford включает 38 колледжей, в которых учится более 22 000 студентов. Преподавательский состав университета формируют члены престижнейших научных организаций, таких как Лондонское королевское общество и Британская академия. Среди выпускников Оксфорда – Джонатан Свифт, Льюис Кэрролл, Оскар Уайльд и Маргарет Тэтчер.

University of Cambridge – второй по старшинству вуз Британии и самый главный соперник Оксфорда в битве за места в международных рейтингах (абитуриентам запрещено в один и тот же год подавать документы в оба вуза).

Кембридж был основан в 1209 году группой ученых, покинувших Оксфорд. Сегодня университет представляет собой конфедерацию из 31 колледжа, в которых учится порядка 19 000 студентов со всего света. Среди студентов и работников университета 130 нобелевских лауреатов – больше чем в любом другом университете мира.

Знаменитые университеты Великобритании в рейтинге QS World University Rankings 2016-2017

Другие аналитические гиганты не берутся формировать классификации исключительно на базе такого субъективного показателя как репутация университета в академической среде. Однако они часто включают репутацию в общий список критериев, наравне с целым рядом объективных параметров: объем исследовательской работы вуза, индекс Хирша (индекс научного цитирования) и др.

Например, при составлении рейтинга QS World University Rankings® 2016-2017 в числе индикаторов качества работы вуза значатся такие показатели, как академическая репутация и репутация у работодателей.

В десятку лучших университетов мира по версии QS World University Rankings в этом году вошло 4 британских учебных заведения: упомянутые выше Кембридж и Оксфорд, а также UCL (University College London) и Imperial College London.

University College London (UCL) был основан в Лондоне в 1826 году. На момент открытия, UCL стал первым университетом, расположенным в британской столице, а также первым учебным заведением страны, куда принимали студентов независимо от их вероисповедания. Кроме того, в 1876 году университет раньше других вузов Великобритании стал принимать на обучение женщин.

Сегодня UCL является старейшим колледжем в составе University of London. Здесь учится более 38 000 студентов, университет имеет 2 заграничных кампуса – в Катаре и в Австралии. В числе выпускников вуза – такие выдающиеся личности как Махатма Ганди, Александр Белл, Питер Хиггс (в честь которого был назван бозон Хиггса).

Imperial College London – престижный технический университет в Южном Кенсингтоне. Учебное заведение было основано в 1907 году путем слияния трех ранее существовавших вузов. Ровно одну сотню лет Imperial College London, подобно University College London, входил в состав Лондонского университета, но, начиная с 2007 года, колледж работает как самостоятельное учебное заведение.

В Imperial College London учится более 16 тысяч студентов. Среди выпускников и сотрудников колледжа 15 нобелевских лауреатов, а также множество членов авторитетных научных сообществ.

Самые известные университеты Великобритании в других международных рейтингах

Для полноты картины рассмотрим еще 2 классификации высших учебных заведений от авторитетных рейтинговых агентств.

В Топ-20 университетов мира по версии CWUR в 2016 году входят все те же Оксфорд и Кембридж. Двадцатка лучших от U.S. News & World Report помимо Оксбриджа включает также Imperial College London.

Проанализировав информацию из приведенных выше источников, не трудно заметить, что список самых известных университетов Англии не так уж обширен и не отличается большой открытостью. Из года в год «призовые места» в рейтингах лучших вузов планеты достаются одним и тем же британским университетам (Оксбридж +- 1, 2 вуза). Молодые учебные заведения попросту не в состоянии конкурировать с древними гигантами, чья репутация и авторитет складывались столетиями.

В то же время, не стоит забывать, что обучение в знаменитых университетах Великобритании, как правило, стоит очень дорого – не менее £15 000 в год. При этом требования к абитуриентам настолько высоки, что у иностранца почти нет шансов сдать экзамены на необходимом для поступления уровне.

К счастью, помимо Оксбриджа в Великобритании работает множество других вузов, которые не могут похвастаться такой богатой историей или обширным перечнем знаменитых выпускников, однако качество образования в них соответствует всем международным стандартам, а цена за обучение гораздо ниже, чем в легендарных университетах.

Если вы подумываете о том, чтобы отправиться на учебу в Великобританию, обратитесь в компанию «Глобал Диалог». Наши менеджеры помогут найти вуз, подходящий именно вам, и правильно оформить документы на поступление. Записаться на консультацию можно по телефонам +7 (495) 984-33-73 (Москва), +7 (861) 205-01-51 (Краснодар) и 8 (800) 707-66-51 (другие регионы).

Нищий, пьяный, злой: студенческая жизнь Средневековья

Европейское высшее образование — продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.

Университетская иерархия

Ещё по этой теме:

Были ли Средние века тёмными?

Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.

С течением времени это вылилось в появление учёных степеней: статусы школяра, бакалавра и магистра были сходны по смыслу со статусами ученика, подмастерья и мастера в цехах.

Перейти с одной ступени на другую запросто было невозможно: желающим предлагалось специальное задание. И если для ремесленников таким заданием было создание «шедевра» — лучшего образца изделия, то для членов научной гильдии — демонстрация знаний.

Wikimedia Commons

После того как студент постигал «семь свободных искусств» и сдавал экзамен, он мог претендовать на степень бакалавра, а после защиты диссертации — магистра искусств. Магистр уже мог продолжить обучение на одном из высших факультетов, после окончания которого получал докторскую степень. Непрерывное обучение могло длиться 20 лет, что с учётом средневековой продолжительности жизни занимало добрую её половину.

Устройство университетов

Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. Наиболее востребованными в Средние века были юристы — из-за развития практики письменного законодательства — и богословы — благодаря расширению влияния христианства. Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.

Урок анатомии, 1491 г.

Так что любой средневековый университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и артистический (факультет «свободных искусств») — подготовительный. На артистическом факультете студенты постигали тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем квадриум (арифметику, геометрию, астрономию и гармонику), после чего поступали на один из трёх старших факультетов.

Примечательно, что юридические и медицинские факультеты до сих пор сохраняют привилегированное положение, а получение соответствующих специальностей влечёт зазубривание большого количества теории в лучших традициях средневековья.

Это может быть интересно:

Между небом и землёй: телесность в Средние века

Аналогом современных студенческих братств были «нации», на которые делились факультеты. Члены «наций» сообща отстаивали имущественные и образовательные интересы, организовывали неформальную студенческую жизнь, помогали друг другу в беде.

Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники. Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу). Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.

Научное бродяжничество

Академическая мобильность сегодня — университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.

Образование было универсальным.

Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.

Учёные степени признавались во всех вузах христианского мира. Кроме того, в Средние века студенту было гораздо проще отправиться в другой город и лично познакомиться с интересующим его учёным, нежели разыскать рукописи его лекций.

earlymedievalarchaeology.co.uk

Путешествия между университетами ради научных знаний были настолько распространены, что возник даже особый тип средневековой богемы, занимавшейся «научным бродяжничеством», — голиарды. Костяк голиардов составляли студенты, обучающиеся от случая к случаю в разных местах и противостоящие феодализму с его стремлением закрепить каждого человека за конкретным делом и местом. В среде голиардов зародился студенческий гимн всех времён «Гаудеамус», прославляющий профессоров, вино и студенческую свободу.

Особый статус научного сообщества

Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика — соединение христианского богословия и логики Аристотеля. На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.

В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.

Во многих странах студенты и учёные были освобождены от уплаты налогов, воинской повинности и вообще от всех видов деятельности кроме интеллектуальной. Это формально уравнивало их с аристократией.

Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.

Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия. Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения. Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.

Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.

Прообразы лекций и семинаров

Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями.

Чтение лекций под диктовку не поощрялось, если не было запрещено вовсе.

Изучаемые тексты были достаточно объёмными. К примеру, теологам читали Библию, медикам — труды Авиценны и Гиппократа. Перед началом занятия лектор, как правило, давал обзор трудов автора и изучаемой книги, доказывал подлинность текста. Для облегчения преподавания начали создаваться «суммы» — сборники ключевых мыслей книг с комментариями, аналоги хрестоматий.

medieval.berkeley.edu

Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров. Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах. Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов — последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.

В ходе диспута необходимо было соблюдать моральный кодекс и христианский канон. Резкие и бранные выражения предписывалось заменять нейтральными типа «недопустимо» или «не является истинным».

Тем не менее, нередко диспуты переходили в драки, иногда с применением палки — непременного атрибута студента. Возможно, с этим связано появление крылатого выражения «argumentum ad baculum» — «аргумент к палке».

Чем-то вроде современных конференций были диспуты «о чём угодно» (кводлибеты), которые могли продолжаться неделями. На них часто обсуждались темы, имеющие фривольный или злободневный политический характер. Излюбленной, к примеру, была тема «О верности проституток клирикам».

Средневековый посвят

Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.

Яркий пример инициации — обряд «Сбивание рогов». Обряд символизировал прощание с деревенским невежеством. Бакалавры унижали студента-новичка, которого именовали «быком» — агрессивным и нечистым животным. Средневекового абитуриента избивали, привязывали к его голове самодельные рога, а затем обламывали их.

Встреча докторов в Парижском университете, XVI в.

Википедия

В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! («Итак, будем веселиться, пока мы молоды!»)

Начиная с создания первых университетов студенчество вело подчёркнуто гедонистический образ жизни. И если члены «учёного цеха» не корпели над книгами, то непременно праздно шатались по городу или распивали вино, дискутируя о насущном.

Попойки были атрибутом учёности.

К примеру, согласно уставу Сорбонны, штрафы за поведение измерялись мерами вина, а выражение «напоить по-богословски» существовало и в Новое время. Тогда же была заложена традиция проведения пиршеств после присуждения учёной степени за счёт новоиспечённого бакалавра или магистра.

Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.

В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента. Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды. Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.

Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни — всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.