Канон в православии, что это?

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Содержание

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Читайте о канонах:

  • Канон святителю Николаю Чудотворцу
  • Канон покаянный ко Господу
  • Канон по исходу души от тела

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

  • Акафист благодарственный «Слава Богу за все»
  • Акафист преподобной Марии Египетской
  • Акафист архангелу Гавриилу

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или покаяться, когда тяжело на душе. Это церковный покаянный жанр.

Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Что такое канон / не канон в фанфиках?

Канон — это события, персонажи, обстановка и т.д., что были в произведении, по которому пишутся фанфики. Это, как правило, информация, подтверждённая создателем фандома.

Неканон — это то, что выдумано фикрайтером. В оригинальном произведении на это или давались намёки, которые не были подтверждены, либо их вообще не было, и автор фанфика решил создать данную вещь/человека/место/­событие исключительно для своей истории.

Наглядный пример канона/неканона — тот же пейринг. К примеру, в фандоме есть персонажи А, Б и В. Пейринг А/Б — канон, это подтвердил создатель, да и в самом оригинальном произведении об этом упоминалось ни раз. Фикрайтер же, создавая фанфик, использует канонных персонажей в другой раскладке — А/В или Б/В. Это уже неканон, поскольку в оригинале эти персонажи не были связаны никакими узами.

Или, например, в оригинальной истории какой-то персонаж погиб. В фанфике же фикрайтер оживляет его — и это тоже неканон.

Или самый очевидный пример — создание персонажа, которого не было в оригинальной истории. Например, в фандоме есть персонажи А и Б, а фикрайтер придумывает им какую-нибудь дочь В или сына Г, или брата, или ещё какого-нибудь родственника. Или придумывает персонажа, который не связан родством с канонными героями, но может разбить канонный пейринг.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?

На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).

Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Что в таком случае стоит прочитать мирянину? Где он может узнать о своих правах и обязанностях в Церкви?

В последние годы неоднократно переиздавался прекрасный курс лекций по каноническому праву протоиерея Владислава Цыпина. Если говорить об ознакомлении с источниками, следует начать с изучения уже упоминавшейся выше «Книги правил». Современные нормативные акты нашей Поместной Церкви (например, ее Устав и различные частные положения) публикуется на ее официальном сайте patriarchia.ru, а пять лет назад Издательство Московской Патриархии приступило к публикации многотомного собрания документов Русской Православной Церкви.

«Господин Хелен Отис?» Я позвал мальчика, который сидит передо мной, но тот не ответил.

Парень носит светло-синюю одежду, у него глубокие темные круги под глазами, грязные черные волосы, а его кожа бледная, как бумага. Он смотрел на меня, будто бы я трепещущая лань, которую вот — вот сожрет ликующий хищник.

Я — психиатр, и моя работа — беседовать с пациентами. Хелен пришел уже давно, но я ни разу не видел, что бы он контактировал с другими больными. Он всегда садится в углу комнаты. Излишне говорить, что он эксцентричный ребенок.

Это — судебная психиатрическая больница. Единственная разница между этим местом и обычной больницей заключается в том, что мы лечим пациентов с судимостью. Чтобы не допустить, чтобы пациенты натворили дел.

Его молчание не продвигало в сеанс.

«Ты это знаешь это?»

Я вытаскиваю перед собой фотографию: очки с черной оправой на дороге. Это его преступное дело. Хелен уставился на фотографию и тихо произнес:

«Это очки моего лучшего друга».

«Хочешь поговорить об этом? — спросил я, но мальчишка просто смотрел на меня без единого слова.

«Послушай, — начал я, — С тех пор, как ты пришли сюда, ничего не продвинулось. Если ты хочешь поговорить о чем-либо, то я послушаю».

После того, как я закончил свою просьбу, он вздохнул и начал говорить:

«Это … Длинная история … «

Он рассказал об очень тихом и замкнутом подростке, которого однажды подставили, украв дорогие часы у одной девушки и подбросив в его сумку. Вскоре они были найдены, а все обвинения были направлены в сторону Отиса, ставшего главной целью для издевательств. Вскоре он смог найти общий язык с одноклассником, Томом, но тот сознается, что он является главным виновником и все беды Хелена из-за него. После случайного толчка Том падает с крыши и умирает.

«Я попытался спасти его! Я попытался подтянуть, но он отпустил мою руку… Я не знаю, о чем он думал в это время». — сказал он, закончив свою историю и смотря на свои дрожащие дрожащие руки.

На самом деле, я давно знал эту историю. Пациенты, отправленные сюда, имеют личное дело, где записана вся их жизнь, до мелочей. Интриги в школе распространены,а их главной целью становятся такие подростки, как Хелен. Проходят года, все забывается, но сейчас из-за школьной жизни страдает такой мальчик, которого обвиняют в убийстве. Может быть, поэтому он не может прийти в себя? Не может простить прошлое?

«Что случилось после этого?» Я продолжил опрос. По крайней мере, сейчас мы продвигаемся вперед. Это настоящее достижение после долгих часов молчания.

» После смерти Тома до Хэллоуина оставалось всего ничего. В школе устроили вечеринку в честь праздника, все готовили костюмы и собирались прийти. Я приготовил маску за ночь, но очень устал. Я прилег вздремнуть… Но… Проснулся здесь.»

В файле говорится, что в ту ночь он убил 17 человек. Никто не знает, как он это сделал, но мы подозревали, что у него есть помощник.

«Ты помнишь, что произошло потом? Какие-нибудь подробности?» — спросил я

Он покачал головой, а затем продолжил смотреть вниз сквозь пальцы

«Доктор, почему я здесь?» — спросил он тихо.

«Ты здесь потому, что болен».

Он поднял голову в ответ, посмотрев мне прямо в глаза. Стало жутко.

«Давай, тебе всего 14 лет, твое будущее все еще очень яркое». Я терпеливо улыбнулся ему, надеясь поднять настроение. Я хочу доказать ему, что я друг, а не враг.

==

Атмосфера здесь всегда удушит меня, может быть, потому что это больница не лучшее место для здорового человека, долго оставаться здесь невозможно…

Меня окружают разные пациенты каждый день, я привык к этому, но есть некоторые … Но сейчас я чувствую нечто необычное… Чувствую, что я невинная овечка среди стаи голодных волков. Скоро я стану таким же, как и мои пациенты.

Я заметил что-то странное в деле Хелена Отиса и намерен лично его спросить в следующем следующем разговоре.

***

Мы встретились в той же комнате, что и в прошлый раз. Я приветствовал Хелена улыбкой, а он ответил на мне прямым взглядом. Пусть это будет приветствием.

Когда я сел на свое место, открыл свой папку и посмотрел ему в глаза.

-Хелен? Почему ваши родители назвали вас этим именем?

Он подумал минутку и сказал мне, что его родители испытывали трудности с зачатием детей, поэтому очень хотели иметь дочь, но вместо этого родили мальчика. Из-за более слабого здоровья его матери и их финансовых возможностей, семья не могла позволить еще одного ребенка, поэтому они решили воспитывать своего единственного сына как дочь.

Закончив говорить, он замолчал. Поскольку я думал, какой ответ я должен был дать, парень начал говорить, на это раз более отрывисто.

Мало того, что его имя звучит женственно, родители также покупали для него женскую одежду, когда он был младше, воспринимая, как дочь, а не сына. Соседи и дети по улице даже не знали, что он на самом деле мальчик.

Когда ему исполнилось шесть лет, ему пришлось пойти в школу. Его родители, боясь реакции остальных, все же начали покупать нормальную одежду. Отношение так же поменялось.

«Мои родители очень любят меня, поэтому я не жаловался на них. Я не думаю, что у них есть проблемы».

Я был в ужасе. Его семья очень проблематична, ведь ребенок, выросший в подобном окружении, не может развиваться так, как положено. Он мог потерять важные определенные характеристики, даже не замети этого. Скорее всего, Хелен даже знает, как вести себя в обществе, как реагировать, показывть свои чувства. Бедный ребенок.

Трудно изменить мнение пациента о семье, я хотел сказать ему, что то, как его родители делают, неправильно… Но сейчас не то время.

Поэтому я закрыл рот.

==

Хотя Хелен редко контактирует с другими пациентами или работниками, со мной он общается вежливо, спокойно.

Мы иногда болтали, сидя на белой скамье в парке. Солнечный свет ласкал нас мягко, даря необходимое в этом месте тепло. Наверное, сбоку мы выглядели как пара старых друзей. Мы не всегда говорим о чем-то, связанном с больницей. Иногда болтали о ерунде и это был момент, когда мы оба чувствовали себя расслабленными. Особенно я.

Слишком был напряжен и даже чувствовал, что мой разум помутнел. Может, взять отпуск?..

==

В 2001 году, 3 октября, Хелен выпустился из больницы. Он лечился шесть лет, настало его время вернуться в общество. Парню всего 22 года, он не тот мальчик, которого я увидел впервые.

Я был тем, кто провожал его. На каждом шагу вспоминал, как он выздоравливает, что несомненно радовало меня.

» Никогда не возвращайся сюда, Хелен. Вернешься, то мы встретимся только тогда, когда тебя посадят на электрический стул» — это были мои последние слова, сказаны ему. Отис весьма неплохой человек, которому просто не повезло с прошлым.

Я помню его взгляд, когда он уходил. На нем была темно-синяя ветровка и пара черных брюк, а волосы, такие же грязные, торчали во все стороны. Он не пробовал хоть раз расчесаться?

Я искренне надеялся, что больше не увижу его на этом месте.

После того, как Хелен выписался из больницы, он вел себя вполне прилично. Мы иногда общаемся, используя электронную почту или встречаемся в кафе, болтаем о том, чем занимаемся сейчас.

Он работает уборщиком и рабочим персоналом недалеко от больницы,на неполную ставку. Он стал мускулистее, чем тогда, когда только вышел из психологической лечебницы.

Он сэкономил некоторое количество денег, арендовал небольшой старый дом. Как он сказал, вокруг было очень спокойно и приятно, а он вновь начал рисовать. Хелен давно хотел стать художником, а я был только рад за то, что он нашел цель в жизни.

Он говорил, что не обвинял родителей за то, как они с ним обращались, но ни разу не посетил их после выписки.

Я подтвердил, что он не несет угрозы обществу, слежка за ним прекратилась.

==

В 2003 году, в октябре, было несколько необычных случаев. Джуди Джордж и Мэгги Ванг, 24 лет — пропали, а их дело до сих пор не раскрыто. Такие случаи часты, но я волнуюсь на этот раз.

(Пользователь опубликовал эту фотографию в социальной сети, он сказал, что его CCTV записал эту картину 31/10/2003 в 2:30 и заявил, что «кто-то пытался сломать дом моего соседа».

Полиция не знает, кто несет ответственность за эти случаи, они думали, что за ними стоит маньяк.

Вскоре полиция узнала, что все жертвы были связаны с Хеленом Отисом, прежде чем тот попал в больницу. Так же, они были участниками тех случаев, из-за которых парень попал на прием ко мне. Полиция ухватилась за подсказку.

Увидев эти новости, я оцепенел.

Скоро что-то произойдет.

«Это действительно плохо», — я сидел перед телевизором. Мой мозг застыл, как клей, но я ничего не могу придумать, не могу ничего сделать,

Боже мой, пожалуйста, нет.

Это единственные слова, которые повторялись в моем сознании.

(Старый дом Хелена Отиса находился под следствием полиции )

Полиция не знает, кто несет ответственность за эти случаи, они думали, что за ними стоит маньяк.

Вскоре полиция узнала, что все жертвы были связаны с Хеленом Отисом, прежде чем тот попал в больницу. Так же, они были участниками тех случаев, из-за которых парень попал на прием ко мне. Полиция ухватилась за подсказку.

Увидев эти новости, я оцепенел.

Скоро что-то произойдет.

«Это действительно плохо», — я сидел перед телевизором. Мой мозг застыл, как клей, но я ничего не могу придумать, не могу ничего сделать,

Боже мой, пожалуйста, нет.

Это единственные слова, которые повторялись в моем сознании.

(Старый дом Хелена Отиса находился под следствием полиции )

У каждого тела лежали холсты, где были нарисованы часы пыток каждой из жертв. Убийца был явно болен на голову и имел ужасную богатую фантазию. Один вид обезображенного лица с оторванной челюстью и изрезанным языком … Картины были нарисованы коричневой краской, но экспертиза доказала наши худшие догадки — это была кровь. Застывшая, высохшая и поменявшая алый цвет из-за оксидазы.

В доме было всего пять тел, среди которых найдены Джуди и Мэгги. Остальные три трупа — парни, что дали показание на Хелена в полицию.

Кровавые холсты создавали впечатления галереи жертв, рай для мясника. Все трупы были повернуты лицом к двери, словно приветствуя тех, кто входит в ад. Мы до сих пор не знаем, зачем убийца сделал это.

Я впал в отчаяние и панику, чего никогда ранее не испытывал. Действительно надеюсь, что Хелен — это не тот, кто сделал все это. После того, как новости были опубликованы, я не могу есть и не спать как раньше. Мое здоровье сползало вниз. Я психиатр, но мое здравомыслие ускользало. Разве что-нибудь не может быть УЖАСНЕЕ, чем это? Я действительно хочу вернуться в спокойное прошлое…

На следующий день после выхода новостей я получил звонок от полиции. Они спрашивают меня об убийце и получили сообщение от Хелена Отиса. Я сказал им, что все о нем знают. Полиция заметила, что я выгляжу болезненно, но смог оправдаться тем, что в последнее время совсем не в порядке. Я сказал им, что Хелен Отис действительно хороший человек, он просто пошел по неправильному пути… Я ДУМАЛ, что смог помочь ему выбрать правильный путь.

Полиция нашла письмо на месте преступления. Они попросили меня успокоиться после прочтения письма, письма, которое … Я хотел бы сжечь еще тогда.

Я уставился на письмо, думая о том, читать или нет. Действительно думаю, что мой разум находится на грани, но, возможно, есть ответ, который находится в письме.

Когда сидел на своем диване, я не так долго смотрел на письмо в моих руках. Затем медленно открыл письмо и начал читать его …

«Дорогой доктор, я, наконец, вспомнил, что произошло той ночью, когда я посмотрел на свою маску. В ту ночь, 6 лет назад, за день до Хэллоуина, я продолжаю метаться на своей кровати, не могу заснуть. Все, что случилось со мной, колет сознание, как иглы. Тогда я подумал про себя: мне нужно что-то сделать! Тогда это произойдет … Я бросил активированный фен в студенческую общественную ванну. Там было много людей. Я помню, что я использовал простую вилку, чтобы вырвать чьи-то глаза из своих глазниц. Помню, что почти отрезал кому-то голову, нападал на всех людей, которые жили в студенческом общежитии … Я не могу полностью запомнить некоторые подробности, но просто делаю — о чем говорит мой разум? Когда никто больше не кричал и не боролся, все вокруг наконец то успокоилось и меня поглотило чувство, которого я никогда не испытывал. Я попадаю в заслуженную дремоту на груду кровавых тел.

Когда я снова открыл глаза, я увидел вас, док.

Вы сказали, что я здесь, потому что болен. Ну, теперь я должен сильно болеть, но никогда не чувствовал себя таким мирным в жизни. Может быть, мне лучше было именно в психушке.

Вы сказали мне, что в следующий раз, если мы вдруг встретимся, то только на электрическом стуле. Что делать? Если есть другой путь? Вы должны знать, что я получил свой собственный способ встретиться с вами лично. До скорой встречи:) «

Когда я закончил свое письмо, мой разум был совершенно опустошен.

Какого черта он пытается сказать?

Его последние слова посылают холод по моему позвоночнику. Я чувствую себя жертвой , становлюсь одним из его вариантов выследить.

Подождите, нет.

Может быть, когда он все еще был в больнице, я уже охотился на него, а он жаждал этого дня, когда мы поменяемся местами. Бог знает, что происходит в его голове? Хелен никогда не проявлял своих эмоций, хотя я, его врач, никогда не мог понять, каким он был. Я даже считаю его своим другом, черт возьми… Даже считаю его своим ребенком! Все воспоминания, в которых мы сидели и болтали, как друзья, мелькнули у меня в голове. Что реально? Это подделка? Почему я так чертовски глуп?

Полиция не может отследить Отиса до сих пор, не могут обеспечить полную защиту моей жизни, которая теперь подобна нестабильной бомбе замедленного действия. До того дня, когда Хелен не будет отслежен, я никогда не смогу узнать, что он собирается делать. Лишь мой мой шанс убить его всегда останется.

Не знаю, когда случится худший сценарий для меня, поэтому пишу это, по крайней мере, я не умру, не дав другим понять, что случилось.

Я живу один, это действительно плохо. Я стал параноиком, даже мелочи могли заставить меня прыгнуть под потолок.

Прежде чем что-либо случится… Хелен был самым безвредным пациентом, с которым я когда-либо встречался, но теперь он тот, кто может убить меня в любую секунду, как беспомощную добычу.

Это то, что я получаю от игнорирования факта, что он преступник, и попытался спасти его сам. Это не потерянный подросток, который шел по неправильному пути в своей жизни, это на самом деле реальный преступник!

Возможно, его поведение было всего лишь актом. В тот момент, почувствовал счастье за его «выздоровление» я только один. Я не знаю, как с ним встретиться, я не знаю, что будет дальше.

Я действительно надеюсь, что все будет хорошо.

,

,

,

,

,

Я только что открыл дверь дома.

(Эти статьи были написаны записной книжкой доктора Элмера Кристофера в ящике, рядом с ней есть старые статьи в газете. Он уже выехал из этого дома, когда новый владелец дома нашел их и разместил в Интернете).