Картина богородица

Вознесение Девы Марии Тициан (Тициано Вечеллио) (1480/85-1576)

Вознесение Девы Марии Тициана, была заказана ему отцом Германо да Касале, и представлена 20 мая 1518 года. Размер картины 6,68 на 3,44 метра. Расположена на горнем месте и доминирует над главным алтарем и над всей церковью. Большой размер центральной апсиды предоставил Тициану возможность использовать своё мастерство в передаче игры света. Цветовое решение шедевра создает эффект свечения, картина светится сквозь арку хоров при входе через центральный вход базилики. На обрамляющей раме резные изображения Христа, снизу мертвого, вверху живого, к которому как бы возносится Дева Мария. Картина находится в мраморном фризе. Вознесение состоит из трех сюжетов. В середине окруженная светом и ангелами, образующими мандорлу, Богоматерь поднимается к Богу-Отцу. В верхней части картины Бог Отец, в спокойном величии и с любовью, ожидает её. В нижней части картины пораженные происходящим апостолы, в изумлении смотрят вверх: коленопрелоненный Святой Петр, молитвенно сложивший руки на груди, слева в красном плаще Андрей Первозванный, справа Апостол Фома указывает на Мадонну. Немецкий историк и поэт Франц Теодор Куглер писал о Вознесении: Мадонна представляет из себя мощную фигуру, стремительно несущуюся вверх божественным побуждением. Лицо, фигура, осанка, одежды и цвета — все красиво. Её окружает обворожительная группа ангелов-младенцев, внизу в торжественных позах стоят апостолы, глядя вверх. Канова считал Вознесение лучшей картиной в мире. В 1817 году, по распоряжению директора венецианской Академии Леопольдо Чикогнара, Вознесение было перенесено в Академию, так как копоть от свечей угрожала сохранности картины, а на её место была помещена картина Успение Джузеппе Порта известному также как Сальвиати. Во время мировых войн картина Тициана хранилась в Пизе и в Ка Реццонико. 13 августа 1945 года была торжественно возвращена в базилику.

Собор Антверпенской Богоматери. «Вознесение Девы Марии» Рубенса (над алтарем)

«Вознесение Девы Марии» или «Вознесение Пресвятой Богородицы» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная в 1626 году как запрестольный образ для высокого алтаря Собора Антверпенской Богоматери, Антверпен, где она и находится по сей день.
В соответствии с новозаветными апокрифами, мать Иисуса, Мария, была телесно принята (вознесена) на небеса после смерти. На картине Рубенса изображено Вознесение Девы Марии, хор ангелов поднимает её в спиралевидном вращении к взрыву божественного света. Вокруг её гробницы собрались Двенадцать апостолов — одни с поднятыми руками в печальном благоговении, другие простирают руки к небесам в надежде прикоснуться к ее исчезающему савану. Женщины в картине, как считается, Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Находясь на коленях, одна из женщин держит цветок, символизируя этим, что цветы чудесным образом заполняют пустой гроб.
Собор Антверпенской Богоматери открыл конкурс на алтарь Успения в 1611 году. Всех прочих опередили модели Рубенса, представленные духовенству 16 февраля 1618 года. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он завершил работу.
Существует меньшая студийная версия картины (с некоторыми отличиями), хранящаяся в Национальной галерее искусств, Вашингтон.

В качестве содержания алтарной картины, предназначенной для украшения храма, вполне могли послужить традиционные сюжеты, связанные с темой Марии или же традиционное для итальянского искусства Раннего Возрождения Святое собеседование, однако Тициан решил по-иному. Выбранный им сюжет — покидая землю, на которой толпятся взволнованные происходящим у них на глазах чудом апостолы, Мария возносится на небо, где ее ожидает Бог Отец, — позволил показать сложную гамму чувств героев. Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различных мотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом.

В изображении фигуры Богоматери с распростертыми руками оживает иконографический тип Оранты, каким он сложился еще в раннехристианском искусстве, а
сияние золотисто-желтого фона в верхней части картины навевает ассоциации с выложенной золотой смальтой поверхностью конхи апсиды в византийском храме.

В чём секрет прекрасных Мадонн Бартоломе Мурильо — живописца, которого сравнивали с Рафаэлем



Святые на его картинах излучают доброту, Дева Мария полна любви и нежности, а ангелы «как будто дышат» — настолько реалистичными изображал их художник. Мягкий деликатный свет в стиле фламандцев и одновременно – яркое южное солнце родной Испании, смелые масштабные замыслы – и теплота, интимность каждого из полотен – это все про картины Бартоломе Эстебана Мурильо. В чем заключался его главный секрет? Может быть, в том, кого он приглашал на роли натурщиков?

Бартоломе Эстебан Мурильо, его учителя и неповторимый стиль письма


Б.Э. Мурильо. Автопортрет

О детстве Бартоломе Мурильо известно немного. Родился он в 1617 году в семье цирюльника, причем – севильского, да и всю почти жизнь провел в этом испанском городе. В десять лет мальчик потерял отца, спустя еще год – мать, после чего был отправлен на воспитание в дом своей тетки и ее мужа. Но бедным родственником Бартоломе не стал: его новая семья была достаточно богатой, а опекуны относились к племяннику хорошо. Заметив его талант к рисованию, они обеспечили ему обучение у известного в Севилье художника Хуана де Кастильо. Старшая сестра Анна заменила мальчику мать.

На картине «Детство Марии» Мурильо изобразил свою старшую сестру Анну, заменившую ему мать

Фамилию «Мурильо» Бартоломе Эстебан взял, по-видимому, от родственников с материнской стороны, по примеру своего земляка и учителя Диего Веласкеса. В 1640 году молодой художник отправился в Мадрид, где знакомился в том числе с работами Рубенса, ван Дейка, Риберы. Этот опыт стал для него определяющим. Поначалу писавший в сухой, жесткой манере своего первого учителя, Мурильо под влиянием произведений Веласкеса и других великих мастеров барокко изменил свой стиль, в его картинах стали проявляться лиричность, жизнерадостность, нежность, доброта. Художник вернулся в свой родной город.

Б.Э. Мурильо. Мальчик с собакой

Севилья в те времена была городом богатым, процветающим. Из Нового Света шли корабли, груженые золотом инков и ацтеков, а статус главного испанского морского порта давал большие преимущества и приносил огромную прибыль. Севилье была дарована монополия на торговлю с Вест-Индией. А потому и художники были обеспечены работой и хлебом насущным; и монастыри, и отдельные заказчики охотно оплачивали труд живописцев, не стал исключением и Мурильо. Некоторое время он зарабатывал продажей небольших холстов, а в 1645 году получил большой заказ от монастыря францисканцев, ставший переломным в его карьере.

Б.Э. Мурильо. Кухня ангелов

Мурильо становился одним из самых знаменитых живописцев Севильи. Выполненный цикл картин для францисканского монастыря принес ему известность, а некоторые из полотен и сейчас ценятся как примеры самых выдающихся произведений испанской живописи: «Святой Диего насыщает нищих», «Кухня ангелов», «Кончина Святой Клары», «Чума». Уже тогда в творчестве Мурильо проявилось его обостренное чувство реальности, а еще – способность сочетать ее с мистическим настроением библейских сюжетов, отчего картины как будто излучали тепло и доброту.

Семья, Дева Мария и ангелы на картинах Мурильо


Б.Э. Мурильо. Мадонна с младенцем

В тот период Бартоломе Мурильо женится, его супругой становится донья Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, из семьи ювелиров. Поступают все новые заказы – главным образом, от церквей и монастырей. Большая часть наследия художника посвящена библейской тематике, особенно – прославлению Девы Марии. Мадонны Мурильо были особенными, не типичными для живописцев того времени. Открытое нежное лицо, устремленные на зрителя или к небесам выразительные темные глаза, полные любви – такой предстает Дева Мария на произведениях Мурильо. И если в качестве моделей для своих жанровых картин художник часто приглашал местных жителей, из народа, то в качестве главного женского христианского персонажа Мурильо обычно позировала его жена.

Б.Э. Мурильо. Поклонение пастухов

Это скорее догадка искусствоведов, чем установленный факт – все же в биографии Мурильо слишком много неясностей, но, взглянув на картины испанца, нетрудно увидеть, что Богородица у него действительно написана с одного женского лица. У супругов один за другим рождались дети – и им тоже доводилось становиться натурщиками. Считается, что на картине «Отдых на пути в Египет» Мурильо написал младенца Иисуса со своей дочери Исабель Франсиски.

Б.Э. Мурильо. Отдых на пути в Египет

В 1660 году уже знаменитый живописец участвовал в создании местной Академии художеств и стал ее первым президентом. После смерти Веласкеса его звали на придворную службу, но Мурильо отказался, оставшись в родном городе.

Б.Э. Мурильо. Дети с раковиной

Художник искренне интересовался жизнью простых людей, на его полотнах часто появлялись жанровые сцены с детьми. У Мурильо такие картины получались живыми, естественными, добрыми, порой забавными. Да и у него самого был полон дом детей. В 1663 году донья Беатрис умерла во время очередных родов, и в жизни художника произошел перелом. Некоторое время он вообще не брал в руки кисть. И следующие два десятка лет прожил вдовцом, так больше и не женившись.

Жизнь в монастыре и служение искусству


Б.Э. Мурильо. Благовещение

Он переехал с детьми из роскошного особняка в комнаты монастыря капуцинов, там Мурильо прожил до самой своей смерти. Для этой обители он выполнил большую работу по украшению алтарной стены. В творчестве Мурильо все чаще возникала тема подвигов христианского милосердия.
В 1680 году, когда каноник одного из монастырей Севильи Домонте был возведен в епископский сан, Мурильо была заказана картина, изображающая архангела Рафаила и обращенного к нему с молитвой епископа. Образ архангела был выполнен художником в нетипичной для испанцев манере. Моделью для этого персонажа послужила женщина.

Б.Э. Мурильо. Архангел Рафаил с епископом Домонте

По признанию русского живописца Виктора Васнецова, «трудно в христианской живописи сделать что-то новое после Рафаэля и Мурильо».
Мурильо считается одним из ведущих испанских живописцев «золотого века». Всего он написал свыше 450 произведений, большей частью на религиозные темы. В 1682 году Бартоломе Мурильо отправился выполнять очередной заказ в город Кадис, где должен был написать большую алтарную картину «Обручение святой Екатерины». Неудачно упав с подмостков, он сильно расшибся, и, переправленный обратно в Севилью, спустя некоторое время скончался. Картину заканчивал один из учеников Мурильо, Осорио.

Б.Э. Мурильо. Девушка с фруктами


Б.Э. Мурильо. Две девушки у окна

И в продолжение темы рассказ о том, какая библейская фраза стала сюжетом картин эпохи Возрождения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: