Картины тернера уильяма

У.Тернер, «Последний рейс корабля «Отважный», 1839 год, Фото: upload.wikimedia.org

Название Последний рейс корабля «Отважный»
Страна, художник Великобритания, Джозеф Уильям Мэллорд Тернер
Год 1839
Жанр романтизм, пейзаж, марина, историческая сцена
Находится Национальная галерея, Лондон
Материалы Холст, масло

Картина “Последний рейс корабля „Отважный“ написана английским художником Уильямом Тернером в 1839 году и названа его лучшим произведением.

Последний путь корабля как символ конечности

На полотне изображен заключительный рейс военного корабля «Отважный». Судно — участник Трафальгарской битвы, и буксир тянет его в доки, где корабль разберут. Действие происходит на фоне заката, небо окрашено во все оттенки желтого. Буксир, по сравнению с «Отважным», совсем маленький, угольно-черный. Военный корабль же огромный, величественный, выделяется большим светлым пятном.

Он громаден, двигается неспешно и плавно, поддаваясь буксиру. На самом верху заметен белый флаг: победитель и герой сдается, выполнив свой долг. Солнце, которое вот-вот скроется за горизонтом, ослепляет, будто провожая корабль в его последний путь. На море полный штиль; водная гладь спокойная и тихая, ветер ее чуть касается. Небо занимает почти все полотно, придавая ему оттенок меланхолии. Сюжет, скорее всего, Тернер придумал сам, а не срисовал с натуры.

Несмотря на свое величие, «Отважный» выглядит потрепанным и обветшалым, что говорит о тленности жизни и о том, что все имеет свой конец. Боевой корабль напоминает судьбу человека, который прожил честную, наполненную подвигами жизнь и с достоинством уходит на покой.

Эксперты предполагают, что Тернер создавал картину с целью почтить легенду Трафальгарского сражения, в ходе которого британский флот одержал победу над флотилией Франко-Испании.

Знаменитое судно затмил собой буксир, который хоть и выглядит маленьким, но вперед идет бесстрашно и гордо. В творческой среде об этой картине говорят разное. Критики не оценили, например, одновременное изображение луны и солнца. Предполагается, что так художник символично передал переход к Новому миру.

К моменту создания полотна Тернеру было 60 лет и он достиг вершин мастерства. Небо и воду на его работах можно почти потрогать руками. Тернер работал над картиной в два этапа. Сначала нарисовал корабль и баржу, которые стали центром композиции. Все остальное уже выстраивалось вокруг них. Также корабль не случайно расположен слева. Оттуда встает солнце и двигается, вместе с судном, к закату — своему последнему рейсу. Сейчас картина выставляется в Лондонской Национальной галерее.

Джозеф Уильям Мэллорд Тёрнер Turner, Joseph Mallord William  

Обнаружена неизвестная картина Уильяма Тернера.
В Великобритании обнаружено ранее неизвестное полотно работы Уильяма Тернера. Данную информацию сообщило информационное агентство «Дэйли Мэйл».
Картина, написанная масляными красками, была приобретена еще восемь лет назад на одном из региональных аукционов за 3,7 тысячи фунтов стерлингов. Точного автора картины устроители распродажи тогда не знали, но в списках предполагаемых значился Тернер. Цена первичного лота размещения была всего 500 фунтов, однако покупатель Джонатан Уил не побоялся поднять ставки в несколько раз.
Непосредственно послу приобретения, владелец заказал ряд авторитетных экспертиз полотна и после довольно длительного ожидания получил единогласный ответ – картина «Рыбацкие лодки и крепкий ветер» написана рукой Уильяма Тернера. Работал над ней известный британский живописец ориентировочно в 1800-1810-х годах, параллельно создавая еще один шедевр – «Трафальгарскую битву».
На данный момент стоимость работы «Рыбацкие лодки и крепкий ветер» оценивается экспертами в 20 миллионов фунтов стерлингов. Самая дорогая картина Тернера – это «Modern Rome – Campo Vaccino». Её два года назад приобрели почти за 30 миллионов представители музея Getty.

Акварели Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера.

01 января – 31 января, Эдинбург, Шотландская национальная галерея.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. 1819. Акварель, 22 см х 28 см, Британский музей, Лондон, Великобритания

Как попасть:
The Mound, Edinburgh, EH2 2EL
Зачем смотреть.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775–1851) был, пожалуй, наиболее плодовитым и инновационным из всех британских художников. На выставке «Тёрнер в январе» в Эдинбурге покажут тридцать восемь акварелей художника, представляющих великолепный обзор творчества художника в разных аспектах.
Завещая галерее в 1899 году выдающийся коллекционер Генри Воган (Henry Vaughan) просил выставлять эти выдающиеся произведения в каждом январе в течении 110 лет. Воган хотел предохранить картины от света для лучшей их сохранности, поэтому они выставляются только в течении одного месяца в году.
Следуя за акварелями Тёрнера мы побываем в Уэльсе, Шотландии, Альпах и, конечно, насладимся Венецией.

Акварели Уильяма Тёрнера
Акварели Уильяма Тёрнера.
Один из наиболее успешных художников в истории искусства, прославленный уже при жизни Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 — 1851) был незнатного происхождения. Он родился в семье цирюльника, но с детства усердно рисовал. Отец Уильяма придумал выставлять рисунки сына в окне своей парикмахерской и продавать их по 2-3 шиллинга. В 1790 году акварель Тёрнера выставлялась в Королевской академии.
Уже в 1802 году Тёрнер стал действительным членом Королевской академии, а в 1807 году он был утвержден в должности профессора.
Въезд в усадьбу. 1798. 25,4 см х 33,3 см, акварель, Британский музей, Великобритания, Лондон.
В 1819 году Тёрнер впервые оказывается в Италии, очаровавшей его навсегда. Посещение Венеции оказало глубокое воздействие на колористическое восприятие Тёрнера. С этого момента свет начинает играть все большую роль в его произведениях.
Венеция, вид восточнее острова Джудекка, восход солнца. 1819. Британский музей, Лондон.
Восход солнца. Ловля рыбы в Маргэте. акварель, частная коллекция.
Работая в Риме Тёрнер только за три месяца делает около полутора тысяч набросков. Из 20 альбомов эскизов, созданных за время европейских странствий этих лет, 19 сделаны в Италии.
Рим — Колизей. 1820 г. 27,7 см х 29,3 см, акварель, Британский музей, Лондон, Великобритания
Рим — святой Пётр, смотрящий из усадьбы Барберини. 1819. 22,6 см х 37,8 см, акварель и краски для тела,
Британский музей, Лондон
Тёрнер много путешествовал по Европе. Он посетил не только Италию, но и Францию, Голландию, Бельгию, Швейцарию.
Цюрих. 1842. Акварель. Британский музей, Лондон
Показательно, что акварель имела в творчестве Тёрнера столь же важное значение, как и масляная живопись. Предвещая импрессионистов, в картине «Цюрих» мастер изображает не столько реальный город, сколько впечатление от него.

Озеро Тун, Швейцария. 1806. 28 см х 39 см. Акварель, частная коллекция
Тот факт, что акварель наконец признали мощным и захватывающим выразительным средством — во многом заслуга Тёрнера и его поколения.
Старый Лондонский мост. Около 1794. 26,2 см х 35,9 см. Бумага, карандаш, акварель
Хотя Тёрнер родился и прожил всю свою жизнь в английской столице, среди его произведений мало изображений Лондона и городских построек. А если он и обращался в своих работах к Лондону, то предпочитал виды Темзы.
Темза с Ричмондского холма. Около 1815. Бумага, карандаш, акварель 18,8 x 27,2
Дуврский порт: суда и замок на дальнем плане. Около 1795 — 1796. 47,6 см х 60,8 см. Бумага, карандаш, акварель
Тёрнер работал над акварелью «Дуврский порт» вместе со своим другом Томасом Гертином (1775 — 1802) во время обучения в «Школе Монро». Есть запись о том, что Гертин нарисовал контуры, а Тёрнер делал отмывку акварелью.
Лландальфский собор: западный фасад. Экспонировалась в 1796. Бумага, карандаш, акварель 35,5 x 25,9
Живописные развалины замка Долбейдерн вызвали у Тёрнера огромный интерес. Замок был выстроен валлийцами в тринадцатом веке для защиты стратегически важного перевала во времена набегов английского короля Эдуарда I. Побывав в Уэльсе в 1798 году, художник исполнил этот этюд, а в следующем году вернулся и сделал несколько набросков.
Замок Долбейдерн. Этюд. 1798–1799. Бумага, карандаш, акварель 68 x 98,5
Хотя впоследствии Тёрнер считал, что для выражения возвышенного больше подходит шотландский пейзаж, впервые художник пришел в восхищение от горных ландшафтов во время путешествий по Уэльсу в 1790 году.
Траэт Маур, с видом на И Кникт и Моэлвин Маур. 1799. Бумага, карандаш, акварель 55,3 x 76,5
Стремясь к натурализму, Тёрнер, как и многие его современники, перед тем, как писать большое произведение, нередко делал этюды и зарисовки непосредственно на природе. Данный этюд с деревьями – один из самых ранних примеров зарисовок с натуры. Тёрнер использовал бумажную основу, но дополнил акварель маслом, что объясняет приглушенные тона, в которых эта работа выполнена.
Чивнинг-парк. Ок. 1801. Бумага, акварель, масло 27,9 x 37,6
Многочисленные альбомы Тёрнера содержат поистине потрясающее богатство набросков и зарисовок, выдающих его живой интерес ко всему, что он видел. Изображение чирка – наглядная иллюстрация интереса Тёрнера к естествознанию и ко всему живому. Это одна из двух парных акварелей, на которых изображена птица, поднимающаяся с воды или летящая, нарисованная, должно быть, с натуры.
Чирок с расправленными крыльями. Этюд. Ок. 1818–1820. Бумага, акварель 31,6 x 47
Ниже представлены несколько из семнадцати акварелей, подготовленных для серии гравюр «Реки Англии», исполненных в технике меццотинто.
Первая акварель написана по мотивам эскизов, сделанных десять или более лет до того в альбоме «Реки».
Парк Мор близ Уотфорда на реке Колн. Около 1823. (Из серии «Реки Англии»). Бумага, гуашь, акварель 15,8 x 22,1
Медуэй. Около 1824 (Подготовлено для серии «Реки Англии»). Бумага, карандаш, акварель 15,7 x 21,8
Лист «Ширнесс» был заказан гравером и издателем Томасом Лаптоном вместе с двадцатью тремя другими для серии «Порты Англии».
Ширнесс. Около 1825 (Из серии «Порты Англии»). Бумага, карандаш, акварель 16,1 x 24
Через тридцать лет после того, как Тёрнер впервые запечатлел Дарэмский собор во время поездки в 1797 году по северу Англии, художник возвращается к этой теме, чтобы создать акварель для своей серии «Живописные виды Англии и Уэльса» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Дарэмский собор. Этюд. Около 1825. Бумага, карандаш, акварель 16,9 x 24,4
В 1817 году Тёрнер отправился в месячное путешествие по Бельгии, Нидерландам и окрестностям Рейна – это была
его первая заграничная поездка за целых пятнадцать лет.
Кауб и замок Гутенфельс. Этюд. Около 1820. Бумага, карандаш, акварель 39,6 x 50,7
Главной целью поездки Тёрнера в Италию в 1819 году был Рим, однако маршрут включал в себя и прочие знаменитые
места традиционного Гранд Тура, в том числе город Тиволи, расположенный на склоне холма в двадцати милях к востоку от итальянской столицы.
Тиволи, Каскады. 1819. Из альбома «Неаполь – Рим. Этюды в цвете». Бумага, акварель 25,2 x 40,4
Возможность полюбоваться знаменитым Неаполитанским заливом Тёрнер особенно предвкушал при первом посещении
Италии. Художник так стремился поскорее увидеть его, что почти сразу же по прибытии в Рим в октябре 1819 года отправился в четырехдневную поездку к югу, в Неаполь.
Неаполь: Кастель дель Ово. 1819. Из альбома «Неаполь–Рим. Этюды в цвете». Бумага, карандаш, акварель 25,4 x 40,5
Во время своих французских поездок 1820-х и 1830-х годов Тёрнер собрал в альбомах с зарисовками немало материала, позднее использованного им для гравюр.
Орлеанский собор с левого берега Луары. Около 1826–1828. Голубая бумага, перо, акварель, гуашь 14,1 x 19,3
Нант. Замок и собор с реки. Около 1828. Голубая бумага, перо, акварель, гуашь 12,7 x 18,8
Гавр. Башня Франциска I. Около 1832. Бумага, акварель, гуашь 14 x 19,2
Завершающий этап поездки Тёрнера 1839 года проходил вниз по течению Мозеля мимо маленького городка Байльштайн, над которым, на устрашающем скалистом утесе в шестидесяти метрах над рекой, нависают величественные руины замка Меттерних.
Байльштайн и замок Меттерних на реке Мозель. Около 1839. Голубая бумага, акварель, гуашь 14 x 19,2
Пожар Парламента стал для Тёрнера одним из самых значительных происшествий, свидетелем которых он был, и произвел на художника настолько сильное впечатление, что в результате он создал на эту тему целую серию акварелей, а также две крупные работы маслом, выставленные через несколько месяцев после самого события.
Пожар Парламента. Вид на Вестминстерский мост. 1834. Бумага, акварель 23,2 x 32,8
Пожар Парламента. 1834. Бумага, акварель 23,4 x 32,4
Главная цель путешествия, предпринятого Тёрнером летом 1840 года, – третий раз побывать в Венеции, однако на пути
туда и обратно он посетил и незнакомые места. Продвигаясь на юг, Тёрнер пользовался бумагой разных цветов, а также сшитыми белыми листами, производства фабрик Ватмана. Работы на листах синего, коричневого и, как в данном случае, серого цвета были сделаны как раз во время этого путешествия.

Сарнталь и Замок Рункельштайн возле Больцано (Бозена) в Тироле. 1840. Серая бумага, карандаш, акварель, гуашь 19,4 x 28,3
Следующая акварель была выполнена во время третьего и последнего пребывания Тёрнера в Венеции в конце лета 1840 года, и относится к ряду замечательных по своему цветовому решению этюдов из двух альбомов в мягкой обложке, которыми художник часто пользовался в более поздних поездках.
Венеция: западная сторона канала Джудекки вблизи монастыря Сан Бьяджо и Катальдо. 1840. Бумага, акварель 22,1 x 32,2
В большинстве венецианских этюдов 1840 года Тёрнер особое внимание уделял свету, туману и отражениям на воде.
Панорамный вид входа в Большой канал. 1840. Бумага, карандаш, акварель 23 x 30,5
С ноября 2008 по февраль 2009 года в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. A.C. Пушкина работала выставка полотен Уильяма Тёрнера. В экспозиции было представлено более 100 полотен, от акварельных набросков до монументальных работ.
Мне на той выставке больше всего мне понравились акварели, наброски, небольшие работы. Кроме всего прочего, Тёрнер был преподавателем перспективы в Королевской академии, был куратором Школы живописи. На выставке были представлены его учебные пособия, зарисовки для студентов.
К сожалению, проведение подобного рода мероприятий — дорогое удовольствие, и ждать Тёрнера опять в Москве, наверное, придется долго.

Рыбаки в море, Уильям Тернер — описание картины

Рыбаки в море — Уильям Тернер. 1796. Холст, масло. 91 x 122 см
Сквозь завесу мрачных туч, таинственно проступая на небосклоне, является зрителю луна, которая, расталкивая непроглядную тьму, открывает взору неустойчивое судёнышко с рыбаками, подбрасываемое на высоких волнах неспокойного моря – вот основа сюжета замечательной картины Уильяма Тёрнера «Рыбаки в море».
Всё в ней было необычно и гармонично. Живописец, снискавший славу мастера акварели, вдруг презентовал на выставке Королевской академии полотно, написанное маслом. И какое! Детальная прорисовка элементов, театрально выставленная композиция и удивительная, потрясающая игра с цветовой палитрой – работа тут же снискала похвалы, как в свой адрес, так и в адрес творца.
Несмотря на хвалебные отзывы в области владения масляной живописью, близкие друзья знали – в этом нет ничего удивительного, Тёрнер много лет самостоятельно осваивал эту технику, посещая мастерские и ориентируясь на лучшие образцы мирового художественного искусства.
Со свойственным ему мастерством и тонким чутьём, художнику удалось реалистично передать не только сам сюжет, но и настроение работы – могущество и красота моря, уязвимость перед этим величием человека, прорисовав всё в прекрасных декорациях ночного неба, которое и является главным повествователем картины.

pirattika

С захватом Ле-Э-Сента положение для союзников осложнилось. После того, как на ферму была стянута французская артиллерия, она стала плацдармом для атак на позиции армии Веллингтона. Именно теперь Наполеон пустил в дело свой последний резерв, Императорскую Гвардию: два полка гренадер и два полка егерей Старой гвардии, командир генерал Фриан; такие же подразделения Средней гвардии, командир граф Моран. Бригады Молодой гвардии под началом генерала Дюэма уже сражались за Планшенуа.


Гибель императорской гвардии при Ватерлоо
Александр АВЕРЬЯНОВ

Несколько слов о многострадальном маршале Груши. В полдень, когда его войска ещё не успели слишком далеко продвинуться по дороге на Вавр, Груши и его подчиненные услышали звуки громкой артиллерийской канонады со стороны Ватерлоо.


Ошибка маршала Груши, который настаивает на движении в Вавр, несмотря на уговоры своих подчиненных
Иллюстрация к книге Адольфа Тьера История Консульства и империи, том 4

Генералы Жерар и Вандам упрекнули командующего в бездействии и попытались убедить его немедленно идти на гром пушек. Когда Жерар попросил отпустить хотя бы его, маршал отказал, сказав, что получил приказ от императора вступить в бой с пруссаками у Вавра, и заметил, что было бы роковой ошибкой разделять его войска.

Да, маршал Груши не был таким, как самый блистательный из молодых полководцев Республики генерал Луи Шарль Антуан Дезе, который вернулся, нарушив приказ, на грохот канонады под Маренго, и обеспечил ценой своей жизни победу Бонапарту в сражении, ставшем одним из самых легендарных в его реестре. Его звали Эммануэль Груши, он был исполнительным и педантичным генералом, успевшим стать последним маршалом империи. В четыре часа пополудни он получил уже известный нам первый приказ от маршала Сульта, и, убедившись, что действует строго в соответствии с пожеланиями императора, с присущим усердием принялся их выполнять. Когда же вечером около шести часов прибыл посыльный с приказом от Наполеона о необходимости пробиваться его корпусу на соединение с основными силами французской армии, Груши уже втянулся в жестокий бой под Вавром против части прусской армии под командованием генерала Тильмана. Блюхер попросил Тильмана держаться как можно дольше, считая, что его поражение в Вавре не будет иметь значения, если мы победим здесь.

Битва при Ватерлоо

Атака французов, предпринятая в половине восьмого, должна была прорвать центр Веллингтона, и отбросить его назад, не давая соединиться с Блюхером. Наполеон был уверен в том, что главнокомандующий союзными войсками исчерпал все свои резервы и они не выдержат мощную атаку пехоты. С резервами на самом деле было туго, но Железный герцог смог перегруппировать свои войска. Он переместил к центру из Брен-Л’Алле нидерландскую пехоту генерала Шассе, от Папелотта – кавалерийские бригады Вивиана и Ванделёра, от Угумона – несколько батальонов браунгшвейской пехоты.

Герцог Веллингтон
Роберт Александр ХИЛЛИНГФОРД

Кроме этого, Артур Веллингтон отдал свои распоряжения перед последней атакой противника: командующий потребовал, чтобы все союзные войска залегли под защитой укрытий, и настоятельно рекомендовал не открывать огонь до особого распоряжения, а, начав стрельбу, стрелять до последнего заряда. Британская гвардейская бригада Мейтланда, нидерландская бригада Шассе, кавалерия Вивиана и Ванделёра, а также пехотные бригады Эдама, Колина Хэллкета и брауншвейгцы Дитмерса при поддержке трёх артиллерийских батарей готовы были встретить французов.

Наполеон и старая гвардия перед последней битвой при Ватерлоо
Эрнест КРОФТС

Наполеон и Императорская гвардия, битва при Ватерлоо
Гарри ПЭЙН
Ватерлоо. Последняя атака Старой гвардии

Императорская гвардия стройными рядами двигалась по склонам плато. Черная масса гренадеров Императорской гвардии надвигалась от Бель-Альянса под звуки музыки, во главе стоял сам великий Наполеон. Пехота построилась в колонны и двинулась между Угомоном и Ла-Э-Сентом. Сначала Наполеон шёл во главе войск, но затем уступил место маршалу Нею, а сам остался в гравийном карьере. Наполеон благословил своих гвардейцев, указав взмахом руки направление их движения. Одновременно французские батареи через головы пехоты начали шквальный огонь по британским позициям, а солдаты Донзело дружно бросились в атаку против центра англичан и несколько левее. Тридцать орудий противника открыли по ним ответный огонь двойной шрапнелью. Под Неем погибла пятая лошадь.

Марш Французских гренадер против британской пехоты
Фридрих КАМП

Атака полков средней гвардии против центра армии Веллингтона при Ватерлоо
Джузеппе РАВА

Три батальона Старой Гвардии выдвинулись вперед и сформировали вторую линию атаки, они остались в резерве и лично не атаковали союзную армию. Пройдя шквал шрапнели и пуль, 3000 солдат Средней Гвардии западнее Ла-Э-Сента разделились на три колонны. Под удары первой из них попали британские 30-й и 73-й полки, не выдержавшие атаки. Из последних сил держалась пехотная бригада Колина Хэллкота, вдохновляемая командиром, державшим в руках знамя 33 полка.

Атака дивизии голландского генерала Дэвида Хендрика Шассе при Ватерлоо
Ян Хойнк ван ПАПЕНДРЕХТ

На помощь пришла голландская дивизия Дэвида Шассе, которая, став на пути французов, открыла артиллерийский огонь по флангу гренадер. А когда это не принесло успеха, генерал Шассе начал атаку и остановил французскую колонну.

Атака императорской гвардии на плато Мон-Сен-Жан
Жан ОЖ

Несколько западнее удар второй колонны наполеоновской гвардии пришёлся по позициям британской гвардейской бригады Перегрина Мейтленда, а также сражавшейся правее 3-й бригады лёгкой пехоты генерала Адамса. Дабы не попасть под убийственный огонь французской артиллерии гвардейцы Мейтленда ожидали противника, развернувшись в четыре линии и укрывшись в нескошенном поле пшеницы за насыпью. Как только колонна императорской гвардии начала подниматься по склону к позициям англичан, французским артиллеристам пришлось прекратить стрельбу, чтобы не подвергать опасности своих товарищей. А английские канониры, наоборот, палили вовсю, прореживая ряды противника.

Инцидент в битве при Ватерлоо в 1815 году
Мейтленд, сейчас ваше время
Томас Джонс БАРКЕР

Колонну вели французские генералы, маршал Ней шёл с саблей в руке. Подъём на холм уже заканчивался, а врага не было видно, только вдали в густом дыму виднелась группа всадников. Когда до залегших британцев оставалось шагов пятьдесят, из этой группы раздался голос, перекрывший грохот сражения: Теперь, Мейтленд, настал ваш час! и далее: Гвардия! Встать!

Атака гвардии на каре
Дэннис ДАЙТОН

Битва при Ватерлоо
Дэннис ДАЙТОН

Как будто из-под земли навстречу французским егерям выросли полторы тысячи гвардейцев, построенных в четыре ровные линии, которые встретили остолбеневших французов ружейными залпами, сразившими наповал более трёхсот ветеранов. Замешательство было полнейшим. Попытки офицеров развернуть строй и дать достойный ответ, закончились неудачей. На французов обрушивался один залп за другим, а затем вся бригада Мейтленда ринулась в штыковую атаку. Егеря дрогнули, их строй моментально смешался, они превратились в обезумевшую толпу, в панике устремившуюся вниз по холму. Англичане некоторое время продолжали преследование, но затем вернулись на свои позиции, чтобы отбить атаку следующей колонны.

52-й полк лёгкой пехоты захватывает французскую батарею вечером 18 июня 1815 года
Эрнест КРОФТС

Третья колонна императорской гвардии также храбро шла вперёд под огнем артиллерии англичан. Её встретила бригада Адамса, практически также, как и до этого гвардия Мейтленда. Пехотинцы Адамса обрушили ураганный огонь на левый фланг колонны, которая, сломав строй, обратилась в бегство. В это же время полковник Джон Колборн повёл вперёд 52-й полк, чтобы атаковать с фланга последний подошедший егерский батальон Императорской гвардии, который преодолел склон холма и уже почти добрался до его гребня. Жестокая перестрелка длилась всего несколько минут и стоила только полку 150 человек. 52-й полк вынудил французскую гвардию отступать без остановки: Наверное, в истории невозможно найти другой пример, когда столь малая сила, как та, которой управлял Колборн, оказала бы столь значительное влияние на исход великой битвы.

Блюхер у Ватерлоо 18 июня 1815 года
Георг БЛЯЙБТРОЙ

Несколько припозднился к полю боя I корпус генерала фон Цитена. Попавшиеся ему навстречу толпы раненых и дезертиров возле Мон-Сен-Жана он принял за отступавшую армию Веллингтона и поэтому не торопился ввязываться в сражение, а повернул на юг к Планшенуа. К счастью, барон Мюффлинг, увидев это кульбит Цитена, помчался за ним вослед и вернул назад.

Прусская кавалерийская атакует бегущих французов
Чарльз Тернер УОРРЕН

Прусские егеря в битве при Ватерлоо
Чарльз Тернер УОРРЕН
Прусские гусары Мёртвая голова в битве при Ватерлоо
Джузеппе РАВА

После того, как дивизия Дюротта в Папелотте была атакована пруссаками Цитена, которых, благодаря Наполеону, французы приняли за войска маршала Груши, наступил окончательный перелом в сражении. В половине восьмого к полю битвы прибыл II прусский корпус генерала Пирха, и Блюхер отдал приказ о генеральном наступлении Нижне-Рейнской армии. Молодая гвардия и два батальона Старой гвардии в Планешнуа поначалу пытались оказать пруссакам сопротивление, но вскоре были увлечены всеобщим отступлением, захватившим и корпус Лобау. Только что прибывшая прусская кавалерия налетает, несется, сечет, рубит, режет, убивает, истребляет. Упряжки сталкиваются, орудия мчатся прочь, обозные выпрягают лошадей из артиллерийских повозок и бегут, фургоны, опрокинутые вверх колесами, загромождают дорогу и служат причиной новой бойни. Люди давят, теснят друг друга, ступают по живым и по мертвым. Руки разят наугад, что и как попало. Несметные толпы наводняют дороги, тропинки, мосты, равнины, холмы, долины, леса – все запружено этой обращенной в бегство сорокатысячной массой людей. Вопли, отчаяние, брошенные в рожь ружья и ранцы, расчищенные ударами сабель проходы; нет уже ни товарищей, ни офицеров, ни генералов, – царит один невообразимый ужас. Там – Цитен, крошащий Францию в свое удовольствие. Там – львы, превращенные в ланей. Таково было это бегство! (Виктор Гюго, Отверженные) Пруссаки так рьяно преследовали французов, что одна из батарей по ошибке открыла огонь по союзникам, уничтожив почти весь отряд славного артиллерийского капитана Мерсера.

Защита Планшенуа. Егеря Старой гвардии
Daniel HORSECHIEF

Тем не менее, отдельные подразделения французской гвардии продолжали защищать деревню вплоть до девяти часов вечера, когда пруссаки, очищавщие от французов дом за домом, не выбили их из Планшенуа. Гвардейцы генерала Пеле удерживали церковный двор до тех пор, пока не поняли, что вся французская армия повернула назад, а войска союзников заняли все окрестности Планшенуа. Только тогда Пеле и его храбрые егеря оставили свои позиции и отступили ровным маршем, несмотря на все потери, которые понесли, покинув церковные стены, от отчаянных атак прусской кавалерии и пехоты. На слова генерала: Мои егеря! Спасем нашего орла или умрем за него!, егеря немедленно плотно окружили его, образовав так называемое отступающее каре, и, опустив штыки, удачно отражая атаку кавалерии и плотный ружейный огонь пехоты, неся большие потери, пошли навстречу отступающим войскам и затем соединились с ними. Пеле смог вывести около 250 ветеранов, спасти штандарт и честь своего полка. А командир Молодой гвардии генерал Дюэм в конце сражения получил тяжёлое ранение и был взят в плен. Он скончался от ран через два дня после битвы.

Британские королевские гусары 10-го полка бригады Вивиана атакуют французов, включая каре гренадеров Императорской гвардии на финальном этапе битвы
Дэннис ДАЙТОН
Ватерлоо. Атака английских гусар
Джон Август АТКИНСОН

Герцог Веллингтон снял с левого фланга кавалерию и вместе с бригадой гусар Вивиана бросил эти силы против кавалерии Наполеона, развернутой у Бель-Альянса.

Портрет герцога Веллингтона
Томас ЛОУРЕНС

А затем главнокомандующий союзными войсками выехал на гребень плато Мон-Сен-Жан, встал на стременах и трижды подняв вверх свою шляпу, дал сигнал своей армии к общей атаке. Фигура командующего чётко вырисовывалась на фоне заходящего солнца. Офицеры поняли его сигнал, и союзная армия перешла в наступление. Оно было тяжёлым, медлительным и изматывающим. Изнурённые боями солдаты наступали, с трудом продвигаясь по колено в грязи или воде. Последствия ночной непогоды, которые мешали наступлению армии Наполеона, теперь препятствовали продвижению пехоты Веллингтона.

Последнее каре французской императорской гвардии при Ватерлоо
Джузеппе РАВА

После того, как обе армии перешли в наступление, французы окончательно пришли в растройство и начали отступление по всей линии. Гвардия медленно отступала, отстреливаясь от наседавших со всех сторон союзников, постоянно останавливаясь, чтобы сомкнуть редеющие ряды. Зрелище отступающей гвардии был удручающим, оно охватило паникой остальных солдат, которые нескончаемым потоком хлынули вниз по склону из Ла-Э-Сента.

Ватерлоо. Атака английской кавалерии на каре императорской гвардии

В интервалы между пехотой рванулась британская кавалерия, настигая деморализованного противника, рубя и топча бегущих пехотинцев. Французы отовсюду бежали назад, к своей линии обороны; Ла-Э-Сент и Угумон были брошены; батальон гренадеров, который Наполеон оставил в резерве возле Угумона, отступал квадратами; к востоку от брюссельской дороги дивизия Дюротта беспорядочно бежала от пруссаков, за исключением бригады Брю, которая отступала строем

Маршал Ней при Ватерлоо
Эжен ШАПЕРОН

Маршал Ней сначала пытался собрать остатки гвардейских батальонов, надеясь организовать сопротивление. Затем он увидел бригаду Брю, сохранившую среди всеобщего хаоса относительный порядок. С непокрытой головой и сломанной саблей маршал бросился к ней и призвал: За мной! Я покажу вам, как маршал Франции умирает в бою! Солдаты повернули назад, но этот порыв был бессмысленным, так как большинство погибло, ничего не сумев противопоставить наступающему противнику.

Огюст РАФФЕ
Ватерлоо. Вечер 18 июня 1815 года
Ватерлоо
Доменико МАСТРОЯНИ

Возле Ла-Э-Сента Наполеон Бонапарт занимался построением Старой гвардии, он поспешно собрал три батальона в квадраты, намереваясь вести их к Мон-Сен-Жану, однако при виде бегущих своих солдат и преследовавшей их артиллерии и пехоты союзников, отдал приказ об отступлении. А сам ринулся на позиции к Бель-Альянсу, где у него оставалось два батальона гренадеров в надежде отсюда организовать наступление.

Генерал Камбронн при Ватерлоо
Шарль Эдуард АРМАН-ДЮМАРЕСК
Лорд Хилл приглашает французскую императорскую Гвардию сдаться
Роберт Александр ХИЛЛИНГФОРД

А к остаткам французских ветеранов у Ла-Э-Сента, настигший их английский генерал Хилл (по другим источникам это был полковник Халлкет) обратился со словами: Храбрые французы, сдавайтесь!.

Генерал Камбронн при Ватерлоо

Сражение при Ватерлоо 18 июня 1815 г. Командир ганноверского добровольческого батальона Оснабрюк полковник
Хью Халкетт берёт в плен генерала Камбронна
Рихард КНЁТЕЛЬ

На это предложение генерал Пьер Жак Этьен Камбронн якобы ответил: Merde! (Дерьмо!) По парижской салонной версии, добавив: La garde meurt, elle ne se rend pas! (Гвардия умирает, но не сдается!.) После этого ответа гвардейский полк Камбронна был сметён картечью, сам генерал тяжело ранен и пленён.

Вечер после сражения при Ватерлоо 18 июня 1815 года
Художник Эрнест КРОФТС
Ватерлоо. 11 часов ночи. Наполеон среди первого полка гренадеров гвардии
Иллюстрация к книге Адольфа Тьера История Консульства и империи, том 4

Наполеон и его гвардия при Ватерлоо
Ипполит БЕЛАНЖЕ
Наполеон Бонапарт в конце сражения при Ватерлоо
Неизвестный художник

Бегство Наполеона с поля Ватерлоо в сопровождении гвардии
Джордж КРУКШЕНК

Наполеон оставляет поле боя при Ватерлоо

А император, поняв, что все его перестроения и попытки наступления уже не имеют смысла, велел гвардейским гренадерам оставить свои позиции и начать отступать на Шарлеруа. Сам Наполеон примкнул к 1-му батальону 1-го егерского полка Старой гвардии, так и не принявшему участия в сражении. Вместе с этим батальоном он покинул место сражения.

Встреча победителей фельдмаршала фон Блюхера и герцога Веллингтона произошла в десять часов вечера у Бель-Альянса.
Ватерлоо. Веллингтонъ и Блюхеръ у Бель-Аллiанса поздравляютъ другъ друга съ победой

Встреча Веллингтона и Блюхера, на Ла-Бель-Альянс, во время битвы при Ватерлоо, 1815 год.
Поражение французских войск Наполеона Бонапарта.
Уильям ХИТ
Герцог Веллингтон среди офицеров и солдат армии союзников в конце битвы при Ватерлоо.
Принц Вильгельм Оранский лежит раненый на носилках.
Ян Виллем ПИНЕМАН
Веллингтон и Блюхер на совещании в конце битвы при Ватерлоо
Джон Август АТКИНСОН
Встреча герцога Веллингтона и фельдмаршала Блюхера вечером после победы при Ватерлоо в Ла Бель-Альянс
Томас Джонс БАРКЕР
Встреча герцога Веллингтона и фельдмаршала Блюхера
Адольф Фридрих Эрдман фон МЕНЦЕЛЬ

К этому моменту из-за дикой усталости и перенапряжения всех сил союзные войска прекратили преследование разгромленной французской армии. Лишь несколько прусских кавалерийских подразделений продолжали гнать бегущие французские части. Деморализованная Северная армия по сути перестала существовать как организованная боевая единица.

Британские гвардейцы открывают ворота Угомона вечером 18 июня 1815 года
Эрнест КРОФТС

Открыв после окончания сражения ворота замка Угумон, его защитники увидели землю, усыпанную телами погибших. Так вспоминал итоги сражения под Ватерлоо полковник Лемонье-Делафоссе: На окраине фермы Угомон, после того как мы откатились назад под огнем противника, даже не дожидаясь сигнала к отступлению, собралось примерно 300 человек. Это было все, что осталось от нашей славной дивизии. Там же оказалась и группа генералов, среди них Рейль, под которым убило коня, Эрлон, Башелю, Фуа, Жамен и другие. Лица у всех были мрачными и скорбными, как и лица наших разбитых солдат. Они говорили: «Здесь все, что осталось от моего корпуса, дивизии, бригады. Только я один». Нам пришлось стать свидетелями, как приняли славную смерть генералы Дюэм, Пеле-де-Морван, Мишель…

Первая встреча голландских и прусских войск вечером 18 июня после битвы при Ватерлоо
Ян Хойнк ван ПАПЕНДРЕХТ

Поле Ватерлоо
Джозеф Мэллорд Уильям ТЁРНЕР

Поле Ватерлоо
Джозеф Мэллорд Уильям ТЁРНЕР

На поле Ватерлоо на следующий день после битвы.
Гравюра Мэтью ДЮБУРГА по оригиналу Джона Хевисайда КЛАРКА

Одно из самых ожесточённых и кровопролитных сражений девятнадцатого столетия под Ватерлоо стоило противникам огромных жертв. Англо-нидерландская армия потеряла убитыми и ранеными 12 генералов, до 700 офицеров и до 16 тысяч солдат и унтер-офицеров. Потери Нижне-Рейнской армии Блюхера составили 2 300 человек убитыми и 7 100 ранеными. Французская Северная армия лишилась более 27 тысяч солдат и 700 офицеров убитыми и ранеными, до 10 тысяч пленными; было убито 4 генерала, 17 ранено и 2 попали в плен. Были потеряны все артиллерийские парки (до 200 орудий), обозы и инженерное имущество. Как обычно, данные по потерям отличаются в разных источниках.