Катехизаторские беседы

Катехизация

См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ

  • АУДИО. Катехизация
  • ВИДЕО. Катехизация
  • Просветительские листки

Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);
в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;
г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

– в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;
– в древней Церкви оглашение производилось только над христианином, желающим принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;
– в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.
Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

См. ОГЛАШЕНИЕ, ОГЛАШЕННЫЕ, МИССИОНЕРСТВО

Введение в основы катехизации

протоиерей Александр Зелененко,
председатель Епархиального Отдела религиозного
образования и духовного просвещения СПб Епархии

Понятие о катехизации

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).

Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.

В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.

Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.

Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.

Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.

Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.

Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.

Цель и задачи катехизации

Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.

Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.

Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;

Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.

Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.

Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.

Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:

– помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;

– помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся, прежде всего, в Символе Веры;

– помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины;

– способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни;

– способствовать приобщению к Евхаристической жизни общины с признанием того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

– помочь принять иерархическую структуру Церкви;

– помочь обрести личную духовную жизнь под пастырским руководством и свое место в посильном служении Церкви;

– помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь, как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:

а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;

б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);

в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;

г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;

д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2:42-47).

Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1Кор. 7:20).

Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).

Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».

Назначение и место катехизаторского служения.

Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.

Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.

Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.

Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.

Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.

В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?

Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Такой человек не знает:

– сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения святая Церковь;

– что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя, в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

– Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;

– какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;

– почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;

– какую духовную литературу читать и в какой последовательности;

– с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

– почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;

– как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

– как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, с родственниками, на работе);

– в чём отличие Православия от других инославных конфессий, иноверных исповеданий и сект.

Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.

Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь.

Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:

1. Вера, согласно православному Символу веры.

2. Добровольное и сознательное желание креститься.

3. Понимание истин веры (догматов) в церковном духе.

4. Покаяние за прошлую греховную жизнь.

5. Усердие в практических делах веры.

От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.

Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых жизненно важных знаний и духовных ориентиров.

Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1Петр. 3:21).

Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.

Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.

Санкт–Петербургская епархия, отдел религиозного образования
и духовного просвещения. Епархиальная конференция
Насущные вопросы катехизации:
Традиции и современность.

Катехизические курсы

Катехизические курсы в Кафедральном Соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского созданы по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Руководитель катехизических курсов ключарь Кафедрального Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Сергий Матвеев.

Цель курсов состоит в том, чтобы преподать и углубить знания слушателей по различным церковным дисциплинам, познакомить их с православным мировоззрением, с церковным и научным взглядом на духовно-нравственную сторону жизни человека, а так же с опытом миссионерской и социальной работы.

Катехизические курсы готовят необходимые кадры для Церкви: преподавателей Закона Божия и других церковных дисциплин, миссионеров, катехизаторов, лекторов, преподавателей православных гимназий и средних школ. Кроме сообщения знаний, курсы способствуют единению слушателей, созданию духовной общины.

Слушатели получают базовые знания по следующим основным дисциплинам:

Священное Писание Ветхого Завета — 100 часов, преподаватель протоиерей Александр Зуев

Священное Писание Нового Завета (Четвероевангелие) — 60 часов, преподаватель иерей Сергий Сержантов

Священное Писание Нового Завета (Апостол) -100 часов, преподаватель иерей Алексий Белецкий

Православное вероучение (Катехизис) — 60 часов, преподаватель иерей Сергий Сержантов

Православное богослужение (Литургика) — 100 часов, преподаватель иерей Дионисий Красноперов

Догматическое богословие — 100 часов, преподаватель протоиерей Василий Смагин

Церковная история -180 часов

Церковно-славянский язык — 60 часов, преподаватель протодиакон Димитрий Исаев

Программы обучения на катехизических курсах устанавливаются руководством и преподавательским составом курсов и согласовываются с Отделом религиозного образования и катехизации Епархиального просветительского центра. Работа курсов ведется в соответствии с годовым учебным планом, утвержденным руководителем курсов.

Подготовка ведется по очной форме обучения. Обучение на курсах бесплатное.

В конце каждого года обучения слушатели сдают экзамены.

В конце 4-го семестра слушатели должны пройти катехизаторскую, педагогическую или организаторскую практику. Катехизаторская практика включает в себя проведение самостоятельных катехизических бесед перед совершением Таинств. Педагогическая практика включает в себя проведение под контролем руководителя педагогической практики не менее 2-х самостоятельных занятий. Организаторская практика включает в себя участие в организации и самостоятельное проведение различных мероприятий в области духовно-просветительской деятельности.

Обращаться по адресу: ул. Стрелка, д. 19. Контактный тел.: 246-03-31, с 12:00-18:00 ч.

«Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах»

В наше время бесспорным является утверждение о том, что катехизаторская и просветительская деятельность Церкви не только являются необходимой и неотъемлемой частью церковной жизни, но и приоритетным направлением на современном ее этапе. Более того — сегодня эту задачу можно назвать жизненно важной. Все мы знаем, что до 80% наших сограждан крещены в Православной Церкви и считают себя православными. Но простые подсчеты, производимые в наших храмах, покажут, что даже в праздничные дни, когда, казалось бы, храмы заполнены людьми, в церковь приходит всего около 1-2 % жителей городов и сел. Любой священник, прослуживший на приходе несколько лет, скажет, что покрестил несколько сотен, если не тысяч человек. И каждый батюшка, если он честно относится к своему служению, вынужден со скорбью задавать себе вопросы — где все эти люди? почему они не в храме? — не находя на них ответа.

В Саратовской епархии отдел религиозного образования и катехизации действует с 2003 г. За это время было реализовано множество проектов — разовых и систематических, удачных и не очень, но весьма полезных при этом для обретения необходимого опыта. Уже в течение нескольких лет в епархии ведется работа по организации катехизаторской деятельности на приходах, с целью научения вере не только наших постоянных прихожан (которые также в этом нуждаются), но и тех, кто приходит в Церковь впервые с просьбой совершить над ними таинства Крещения и Венчания.

В этом отношении минувший, 2010 год, был очень насыщенным. Епархиальным советом было принято решение о введении во всех благочиниях Саратовской епархии штатной должности помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации, в городских храмах — штатного катехизатора. Рекомендации и инструкции об организации катехизаторской деятельности, направленные в епархии Синодальным отделом религиозного образования, рассматривались и обсуждались на Епархиальном совете и были приняты к исполнению на большинстве приходов. На епархиальном уровне прошло несколько встреч, на которых духовенство могло поделиться опытом с сослужащими собратьями и задать свои вопросы Правящему Архиерею и лицам, ответственным за это направление работы. Поэтому, с одной стороны, можно говорить о том, что система обязательной катехизации на приходах в целом сложилась и начала действовать, с другой — что в этой деятельности мы по-прежнему сталкиваемся со множеством проблем как объективного, так и субъективного характера. Я расскажу о нескольких конкретных случаях и тех выводах, которые были сделаны.

Одним из самых заметных и радостных событий этого года в епархиальной жизни стало крещение группы оглашенных в Великую Субботу. Это крещение было попыткой воспроизвести древнюю практику, когда научение оглашенных основам веры происходило в течение Великого поста, а Крещение совершалось на особой крещальной Литургии.

Огласительные занятия для этой группы проводились отделом религиозного образования и катехизации. Перед началом Великого поста была набрана группа из 20 человек, желавших креститься. Состав группы был разнородным: в ней были люди разного возраста и с разным уровнем образования — от старших школьников до пенсионеров. Первоначально занятия задумывались в виде цикла лекций, но разнородность состава группы заставила искать другой подход. По рекомендации Синодального отдела религиозного образования и катехизации был использован цикл огласительных бесед, составленный священником Даниилом Сысоевым. Особенность его подхода в том, что оглашение построено как цикл живых бесед. Катехизатор старается выяснить, какого мнения по тому или иному вопросу придерживается человек. Если у него ложные представления, то катехизатор старается дать ему верное направление, чтобы оглашаемый сам с его помощью пришел к правильному пониманию вероучительных истин.

К моменту крещения из двадцати человек в группе осталось семнадцать. Три человека, посетив начальные беседы, приняли решение отложить свое Крещение на некоторое время (именно отложить, а не отказаться совсем).

Крещение группы было совершено на Архиерейском богослужении в Великую Субботу Страстной седмицы, когда Литургия предваряется Великой вечерней. Богослужебное последование чина оглашения было совершено предварительно, за неделю, в Вербное воскресение. Накануне Крещения была проведена исповедальная беседа. Само Крещение происходило во время чтения паремий, как это предусмотрено Уставом. Затем крещенные в белых одеждах, с горящими свечами в руках, были торжественно введены в храм, молились за литургией и причащались.

Духовенство и в дальнейшем не оставляло крестившихся без внимания, интересуясь, как складывается их церковная жизнь. Большинство из них стали прихожанами того храма, где состоялось их Крещение.

Несмотря на то, что опыт оказался в целом удачным, было несколько спорных моментов. В ходе работы сотрудники отдела пришли к убеждению, что подобную деятельность следует проводить только в храме, на приходах, причем при деятельном участии духовенства, потому что оглашаемые – это, прежде всего, «готовящиеся к рождению» прихожане того храма, где будет совершено таинство Крещения. Если личный контакт у оглашаемого установился в первую очередь с приходским священником, а не с катехизатором-мирянином, то это будет служить определенной гарантией всецелого вовлечения крещаемого в приходскую жизнь.

Знаю, что во многих епархиях приходят к другим выводам, и на должности приходских катехизаторов назначаются именно миряне, так как духовенство сильно загружено.

Рождественским постом занятия для групп оглашенных были организованы в трех храмах Саратова, а само Крещение также было совершено на Архиерейском богослужении в Крещенский сочельник в Покровском храме. Подробнее об этом опыте расскажет руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии священник Сергий Штурбабин на одном из секционных заседаний 26 января.

Хотя на многих приходах епархии катехизация новоначальных осуществляется уже в течение нескольких лет, обязательная подготовка к таинствам на всех приходах введена с середины 2010 г. Она проводится на основании опыта, уже накопленного в епархии, и подробных инструкций Синодального отдела. В большинстве храмов со взрослыми и подростками, желающими креститься, родителями и восприемниками детей, проводится по 2 беседы. В многоклирных приходах областного центра и центральных храмах благочиний оглашенные посещают 4-5 занятий.

Так, в Покровском храме Саратова, одном из крупнейших приходов, не только многоклирном, но и имеющем дополнительные помещения для занятий, все, кто проходит оглашение, разделены на две группы: первая — это взрослые (от 14-ти лет и старше), вторая — крестные и родители, которые желают крестить своих детей. Оглашение для взрослых состоит из четырех бесед, которые проходят раз в неделю в течение месяца. Темы подобраны так, что каждый желающий может прийти на любую по счету беседу и, пройдя их в течение месяца, окончить полный курс. Как дополнительное подспорье для знакомства с вероучением используются фильмы, интернет-ресурсы, подбирается необходимая литература. Крещение взрослых совершается до поздней Литургии по воскресеньям, за поздней Литургией новокрещенные причащаются Святых Христовых Таин. Непосредственно перед Крещением совершается исповедь (без разрешительной молитвы).

Для районных центров мы сочли оптимальным опыт прихода во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска, где с желающими креститься проводят две разъясняющие беседы, которые проходят вечером в пятницу, чтобы на них могли прийти работающие люди. Так, одна беседа посвящена заповедям Божиим и заповедям блаженств, молитве, устройству храма, богослужению и таинствам Церкви. Темы второй беседы — Символ веры, таинство Крещения, порядок его совершения, значение и смысл. Дома оглашаемые прочитывают Евангелие, учат наизусть основные молитвы и Символ веры, чтобы во время Крещения произнести его самостоятельно. Им выдаются для самостоятельного изучения книги и приходские миссионерские листки.

Конечно, невозможно уместить в две или даже четыре беседы систематическое изложение христианской веры. Но и за это время можно коснуться сердца человека, помочь ему понять, что он нуждается в спасении и сподвигнуть к продолжению христианской церковной жизни — вот к этому следует стремиться, такую задачу должны ставить перед собой священники и катехизаторы-миряне.

Примеры этих и многих других приходов показывают, что обязательная катехизация на приходах не только необходима, но и возможна, и что люди в большинстве своем с пониманием и заинтересованностью откликаются на предложение священника познакомиться с православной верой и с церковной жизнью.

Есть несколько выводов, к которым неизбежно приходит каждый, имеющий опыт такой работы. Первый из них — необходимость исповедальной беседы перед Крещением. Можно отметить, что исповедь становится для многих новокрещенных наилучшим средством, способствующим действительному воцерковлению, началом их церковной жизни. Катехизические беседы порой воспринимаются как нечто отвлеченное, а когда человек исповедуется, начинается его собственная работа на пути к Богу.

Второй вывод таков: работа по обязательной катехизации неразрывно связана с трудами священника по созиданию полноценной приходской жизни. Воцерковление человека во многом зависит от того, что он увидит в храме: почувствует ли, что «теория» христианской жизни на этом приходе не расходится с «практикой». Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного? Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности,— то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет — его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций.

И, конечно, главное, что необходимо — искреннее, заинтересованное участие священника в трудах по катехизации оглашенных, его доброе внимание ко всем приходящим людям. Многие батюшки, прослужившие на приходе не один год, отмечают, что совершение Крещения над людьми, не подготовленными к Таинству, не понимающими его сути, оставляет боль в душе священника. Напротив: опыт живого общения, возможность видеть, как всеваются в душу человека семена слова Божия, а затем причащаться с ними от одной Чаши, дают внутреннее удовлетворение от проделанной работы. Радость, которую испытывает священник от таких трудов, с избытком покрывает трудности, которые неизбежны в его служении при увеличении его нагрузки.

Проблемы, с которыми сталкивается священник при проведении оглашения, типичны и для городских, и для сельских приходов. Во- первых, низкий образовательный уровень людей, отсутствия навыка и потребности читать книги, так называемое, разорванное, «клиповое» сознание, когда человеку трудно сосредоточиться. В частности, поэтому катехизаторы стараются применять при оглашении видеопрограммы и интерактивные презентации, сделать информацию наглядной.

Проблема, с которой нам предстоит сталкиваться еще долгое время — потребительское отношение к Таинствам, желание креститься «по обычаю» или «для здоровья», «для защиты от злых сил», отношение к Таинству как к некой услуге, которую за деньги должны оказать в церкви. К сожалению, мы сами, духовенство много поспособствовали распространению такого отношения к Крещению, да и к другим Таинствам и требам, в предыдущие годы.

Бывают ли случаи, когда человек не желает проходить катехизацию и ищет храм, где ему «не будут предъявлять никаких условий»? Бывают. Однако здесь многое зависит от священника и того, кто ему помогает – то есть людей, которые встречают в храме желающего креститься.

И к нам в епархию, и в Патриархию поступило несколько жалоб на духовенство, связанных с новой практикой.

Так, по-видимому, по-офицерски четко воспринял разговор со священником офицер запаса, который направил в Патриархию письмо следующего содержания: «Намеревались крестить ребенка в эту субботу, священник не отказал, но сказал, что на территории Саратовской области действует новый порядок по допуску к обряду Крещения, который подразумевает для крестных родителей 4 причащения в год, 4 исповедания, знание наизусть не менее 15 молитв со сдачей письменного экзамена и необязательное, но добровольное пожертвование на нужды храма. С его слов, пока эти условия не будут выполнены, крестные родители не могут быть допущены к крещению ребенка».

Или вот еще письмо: «Мы в воскресенье хотели покрестить младенца, но нам отказали. Сказали, что крещение младенца без причащения и исповедания родителей, а также без их участия в делах данной церкви – это крещение на смерть»

Настоятели храмов, о которых идет речь в этих письмах, утверждали, что некоторые слова ими не произносились вовсе, а что-то было вырвано из контекста или неправильно понято. И все же я всегда прошу духовенство помнить о том, что, когда нас понимают, как нам кажется, неверно, возможно, виной тому жесткий, учительный тон священника. А вместе с теми «дополнительными сведениями», которые пришедший в храм человек получает из уст наших свечниц — информация и в самом деле принимает в сознании людей, пока далеких от Церкви, совершенно искривленное содержание.

Вопрос, который неизменно задается духовенством на наших епархиальных встречах: кому все-таки следует отказать в совершении Таинств? Самая острая проблема — в том, что сегодня самые грубые плотские грехи стали частью «нормального образа жизни». Таким людям нужно постараться объяснить, почему эти грехи несовместимы с христианством. Иногда, если священник видит со стороны человека полное непонимание, нежелание понимать смысл Таинства, совершенно извращенные понятия о вере — действительно, надо отказать, но этот отказ не должен быть отказом в полном смысле этого слова, то есть запрещением. Человеку ни в коем случае нельзя говорить: «Ты недостоин того, чтобы креститься». Нужно предложить ему подождать, лучше обдумать тот шаг, который он собирается сделать. Решение о том, крестить ли человека и насколько скоро, священник должен принимать не столько на основании наличия или отсутствия тяжких грехов у этого человека, сколько на основании того, насколько сознательно и ответственно он относится к таинству Крещения. А отказать в совершении таинства, именно отказать, я думаю, можно только в том случае, если человек выражает свое пренебрежение к Церкви, кощунствует. Наверное, каждый священник с такими случаями встречался.

Я уже говорил, что значительную помощь в организации систематической работы на приходах по подготовке людей к Таинствам нам оказали подробные инструкции Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Но было в них и то, с чем мы не смогли согласиться, в частности, предложение об установлении двухмесячного испытательного срока перед таинством венчания и подачи предварительного заявления по образцу того, которое подается в органы ЗАГСа. Мы должны учитывать, что наш народ страшно устал от всякого рода формальностей. Практически любое дело в наше стране, в том числе и вступление в брак, и так связано с оформлением огромного количества документов и хождением по инстанциям. Душевная усталость людей от этого приводит к их озлоблению. И если в Церкви они увидят хотя бы подобие того же формализма, они просто «взрываются», разочаровываются и уходят. Конечно, священнику нужно проводить беседы с людьми, желающими венчаться (кстати, сегодня их очень немного), нужно объяснять им, что такое христианский брак, и что такое таинство венчания — что это не просто красивый обряд, на который можно прийти в перерыве между застольем. Но двухмесячный испытательный срок — на мой взгляд, уже «бремена неудобоносимые».

Может быть, надо честно ответить для себя на такие вопросы. Желаем ли мы от сердца, чтобы как можно больше наших современников узнали свою веру, стали по-настоящему людьми Церкви — да, конечно. Ставим ли мы своей целью, по образцу старообрядцев, полностью прекратить совершение Таинств над людьми, пока еще невоцерковленными или относящимися к вере неглубоко? Наверное, нет. Поэтому надо стараться подходить к этой работе взвешенно и не допускать конфликтных ситуаций. Не возлагать на людей «неудобоносимые бремена», иначе они будут ходить из одного храма в другой в поисках более легких, удобных путей, даже ездить креститься и венчаться в другие города и села, как это было в Советском Союзе, когда для того, чтобы крестить ребенка, люди ездили из городов в глухие деревни, где можно было не предъявлять паспортов и не бояться, что о крестинах узнают в парткоме или профкоме. Но и духовенству ни в коем случае не следует пренебрегать своими обязанностями.

К сожалению, я вынужден сказать и о том, что сегодня мы не можем добиться одновременного исполнения духовенством рекомендаций священноначалия о проведении обязательной катехизации. Это очень плохо, но это так, и виной тому – низкая исполнительская дисциплина нашего духовенства. Все еще встречаются случаи, когда люди, которым предложили посетить ряд занятий, направлялись в другой храм, где их крестили «по факту оплаты».

Однако я убежден, что если мы, всей Церковью, будем продолжать систематическую работу по подготовке к таинствам наших прихожан, проявим постоянство, некоторую неотступность, то нам удастся изменить ситуацию к лучшему.