Катехизис — это что?

Православный катехизис

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы 5. Бога можно знать поскольку Он Сам нам открывается 6. “Я есмь Сущий” 7. Совершенство Божие. Его единство и простота 8. Как надо думать о различных качествах Божиих 9. Бог личен 10. Сущность Божия, или содержание Его Личности 11. Мы верим в Бога живого 12. Бог Отец 13. Бог Сын, Бог-Слово 14. Ересь Ария 15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия 16. Святой Дух 17. Божественность Святого Духа 18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы 19. Пути познания Бога ЧАСТЬ 2: Бог Творец и Спаситель мира А – Бог-Творец и мир сотворенный 1. Почему Бог сотворил мир? 2. Время и вечность 3. Бог в отношении мира 4. Естественное откровение 5. Цель сотворения мира 6. Ангелы 7. Сотворение видимого мира 8. Сотворение человека 9. Образ Божий в человечестве 10. Образ Божий в человеке 11. Мужчина и женщина 12. Зло 13. Падение Денницы 14. Грехопадение человека 15. Последствия греха 16. Первородный грех 17. Как Бог мог попустить грех? 18. Апологетика 19. Значение Ветхого Завета Б – Учение о Христе 1. Милосердный Бог приходит на помощь падшему человеку 2. Богочеловек 3. Богочеловек-Спаситель 4. Апостолы перед лицом Богочеловека 5. Лжеучения о Христе и Халкидонский догмат 6. Свидетельства о Божественности Христа 7. Промыслительное значение основных событий жизни Господа. Зачатие, Рождество и первые годы жизни Спасителя 8. Иоанн Креститель и Крещение Господне 9. Искушение Господа 10. Христос-Царь 11. Искупительные страдания и смерть Господа 12. Воскресение Христово 13. Вознесение Христово 14. Эсхатология В – Учение о Святом Духе 1. Святой Дух в Ветхом Завете 2. Святой Дух святит Ветхозаветную Церковь 3. Святой Дух в Боговоплощении и Богоявлении 4. Учение Господа о Святом Духе 5. Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви 6. Действие Святого Духа на человека 7. Плоды и дары Святого Духа Г – Церковь 1. Вера в Церковь 2. Что такое Церковь? 3. Единство Церкви 4. Кто делает Церковь единой? 5. Единство и святость Церкви 6. Признаки единства Церкви 7. Кафоличность, или соборность Церкви 8. Непогрешимость Церкви 9. Свобода и ответственность в Церкви 10. Церковь апостольская 11. Устройство Церкви 12. Границы земной Церкви 13. Церковь торжествующая 14. Святые и Ангелы 15. Православное и католическое учение о “заслугах” 16. Пресвятая Богородица Часть 3-я. О Божественной благодати и Таинствах вообще 1. Благодать 2. Пути стяжания благодати 3. Таинство Крещения 4. Совершение таинства крещения 5. Таинство миропомазания 6. Совершение таинства миропомазания 7. Евхаристия 8. Совершение таинства Евхаристии Чин литургии состоит из трех частей 9. Таинство покаяния 10. Исповедь 11. Таинство бракосочетания 12. Совершение таинства брака 13. Монашество 14. О таинстве священства 15. Таинство елеосвящения Часть 4-ая. О духовной жизни христианина. Христианская этика 1. Цель христианской жизни 2. Божественное Откровение. (Священное Писание и Священное Предание) 3. Состав Священного Предания 4. Содержание Божественного Откровения 5. Догматическое и нравственное учение Церкви 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете 7. Декалог или Десять Заповедей 8. Первая и вторая заповеди 9. Третья заповедь 10. Четвертая заповедь 11. Пятая заповедь 12. Шестая заповедь 13. Седьмая заповедь 14. Восьмая, девятая и десятая заповеди 15. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с учением ветхозаветным 16. О делах Христовых, о Его чудесах 17. Призыв Христов к любви примерами любви 18. Притчи об Отце Небесном 19. Притчи о Самом Спасителе 20. Притчи о Царствии Божием, о Церкви и благодати 21. Притчи о поведении человека 22. Учение Господне о причинах греха 23. О возникновении греха и о борьбе с ним 24. О любви к врагам 25. О прощении и неосуждении ближних 26. Об опасностях богатства 27. О смысле и характере Евангельских заповедей 28. О благодатной жизни 29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом 30. Бог принимает наши жертвы 31. Заповеди блаженства (Матф. 53–12) 32. Христианин перед лицом смерти 33. Полнота христианской жизни. Умножение талантов 34. Исполнение воли Божией 35. Молитва Господня 36. Общественная и частная молитва 37. Молитва Иисусова 38. О духовном чтении 39. Православное Богослужение. 40. Иконопочитание А) Иконопочитание и иконоборчество Б) Догматический смысл иконы В) Иконопись как искусство Г) Иконопись и христианская жизнь Д) Темы иконописи. Ж) Святость иконы. 41. Почитание святых мощей 42. Пост Приложение 1-ое. Православие и общественная жизнь 1. Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения 2. Господь Иисус Христос и устроение общественной жизни 3. Евангельский нравственный закон 4. Церковь, мир и Право 5. Что есть Право 6. Право и нравственность 7. Формальный уклон ко злу правовой сферы 8. Оценка Права по его содержанию 9. Социальный вопрос 10. Воля Божия и общественные задачи Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына 3. Учение о папской власти 4. Другие неправильности в учении о Церкви и таинствах 5. Учение о человеке до и после грехопадения 6. Теории искупления. Учение о сверхдолжных заслугах и индульгенциях 7. Учение о загробном воздаянии и чистилище 8. Догмат о непорочном зачатии Божией Матери 9. Общее в Православии и Католичестве Б – Протестанты В – Англиканство Дополнение к главам “Православие и инославие”

катехизис

В Википедии есть страница «катехизис».

Русский

В Викиданных есть лексема катехизис (L115641).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. катехи́зис катехи́зисы
Р. катехи́зиса катехи́зисов
Д. катехи́зису катехи́зисам
В. катехи́зис катехи́зисы
Тв. катехи́зисом катехи́зисами
Пр. катехи́зисе катехи́зисах

ка-те-хи́-зис

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -катехиз-; суффикс: -ис .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. религ. официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского (не обязательно) вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов ◆ Поп из соседнего прихода, которого рекомендовала Анна Львовна, говорил, что Александр Сергеевич закона божия не разумеет и катехизиса бежит. Ю. Н. Тынянов, «Пушкин», 1935-1943 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Таким образом, Евангелие с самого начала было катехизисом, связанным с богослужебной практикой. Александр Мень, «Сын Человеческий», 1969 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. свод правил, положений чего-либо; обозначения произведения, написанного в форме вопросов-ответов, сборника неких незыблемых принципов ◆ Там Полежаев получил коммунистический паспорт и изучил коммунистический катехизис. П. Н. Краснов, «От Двуглавого Орла к красному знамени», 1922 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Если пешеходу иной раз удается выпорхнуть из-под серебряного носа машины ― его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса. Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок (1931» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: катехизация
  • прилагательные: катехизаторский, катехизисный, катехитический
  • глаголы: катехизировать

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: catechism
    • Украинскийuk: катехізис м.

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Кто написал катехизис и что это такое

      В любой религии есть определенный сборник руководств, с помощью которого каждый человек, как служитель храма, так и прихожанин, может ознакомиться с тонкостями вероисповедания. В вопросе о христианстве роль данного пособия играет катехизис. Что это такое? Когда он появился в стенах церквей? Кто его придумал?

      Трактуем термин

      Опираясь на Википедию, скажем, что катехизис – это вероисповедный документ официального уровня в рамках какой-либо конфессии. Иными словами, это книга, в которой оглашены все правила по принятию религии и дальнейшей вере в Бога.

      Обычно наставления и правила изложены в виде вопросов и ответов, которые чаще всего задают прихожане.

      Определение катехизиса как таковое не является догматическим ни для одной христианской церкви.

      Ни в католичестве, ни в протестантстве, ни в православии им не пользуются как четким наставлением по праведному пути, лишь используют как документ вспомогательный, который позволяет вновь прибывшим прихожанам и детям ознакомиться с азами веры, понять, что из себя представляет Бог и религия, и постичь простейшие истины, связанные с вероисповеданием.

      Интересно знать! Существуют детские катехизисы. Что это такое? Тот же самый свод вопросов о вере и ответов на них, только в более упрощенной и даже игривой форме, чтобы дети прихожан смогли наиболее точно ознакомиться с основами религии и понять суть всего происходящего в мире.

      История создания

      Впервые о создании такого пособия в православном мире заговорили в первой половине 19 столетия. Именно в то время население, включая крепостных крестьян, стало более образованным, уже куда большее количество людей научилось читать. Это послужило причиной создания письменного религиозного руководства на тему веры, которое помогло бы каждому постичь таинство причастия.

      Познавательно! Поминальная молитва о Новопреставленном для чтения дома

      В основе православия на тот момент лежало два подобных документа – руководства митрополитов Платона и Петра Могилы. Однако власть и духовенство раскритиковали первый потому, что имел ярко выраженный протестантский настрой, а второй – из-за явной католической направленности.

      Было принято решение создать новый подобный документ, который вместил бы в себя все истины, по которым православный народ проживал ранее, а также обратиться к греческим первоисточникам, в которых христианская догматика изложена в чистом виде.

      Так что православный катехизис – это наставление, состоящее из «сливок» нашей религии. Создание сего документа было инициировано в 1822 году.

      Это интересно! Значение слова мшелоимство и что это за грех в православии

      Год спустя митрополит Филарет (именно ему доверили написание столь важной книги) показал результат своей работы. Он получил название «Пространный катехизис» и состоял из трех частей: о Вере, о Надежде, о Любви.

      В нем была также отображена структура «вопрос-ответ» и сохранены все догмы, взятые из греческих первоисточников.

      Следует отметить, что в справочнике Филарета есть множество выделений текста жирным шрифтом. Митрополит сам выбирал важные моменты в работе и таким образом подчеркивал их.

      Полезное видео: опрос жителей столицы о том, что такое катехизис

      Дальнейшая судьба катехизиса

      Имперская власть была не полностью удовлетворена работой митрополита, поэтому к 1824 году, уже руками иных церковнослужителей, были созданы и выпущены новые катехизисы (свыше четырех). В них были устранены «ошибки» первого издания, а также включены новые факторы.

      Обратите внимание! Первый катехизис, который получил название «пространный», нередко именуется не «православный», а «христианский». Все потому, что рассчитан он «на весь мир», то есть не ограничивается лишь православной конфессией. Скорее всего, именно этот факт и смутил императора, из-за чего данный свод правил был неоднократно переписан впоследствии.

      Знаменательно также то, что такое явление, как катехизис, заявило о себе в самый разгар критики деятельности РБО и многих священников-переводчиков, которые перекладывали древние тексты на русский язык.

      Понятно, что это осуществлялось с целью образовать в религиозном смысле все слои населения, включая крепостных крестьян. Они бы смогли читать и изучать азы религии на родном и привычном языке.

      Но вот такие церковные деятели, а точнее критик А.С. Шишков и архимандрит Фотий открыто заявили, что тот, кто написал сам катехизис, совершил акт кощунства. Нельзя, мол, священные тексты обращать в народный, светский язык, так как это служит причиной не только неуважения к церкви, но и утери первоначального смысла.

      Это важно! Для чего нужна красная нить на запястье: значение в христианстве

      Относительно катехизиса Филарета, составленного в 1823 году, было принято следующее решение. Документ подвергся критике и был сильно сокращен. Появился так называемый «Краткий катехизис», издание которого даже не удостоилось царской печати.

      Эта книга была предназначена для детей и малообразованных личностей. Наряду с ней вышло еще несколько вариантов пособий, но в каждом из них также наблюдались расхождения с истиной.

      Позднее Шишков и Фотий также начали заявлять, мол, текст первого, Пространного документа плох не только тем, что написан на русском языке, но и своей фактической недостоверностью.

      Однако данное замечание уже не было воспринято всерьез, так как Филарет, работая над данным религиозным руководством, делал крайне точные переводы.

      Полезное видео: о книге «Православный катехизис»

      О чем поведает катехизис?

      Наверное, вам стало интересно, что из себя представляет текст самого катехизиса и что ценного в нем содержится. Кратко расскажем о содержании этого свода направлений и рекомендаций, чтобы каждый мог точно знать, о чем и почему были эти извечные споры.

      Важно! Читаем Житие Сергия Радонежского в кратком содержании по главам

      По традиции, первый раздел указывает читателю на основы христианской веры, ее столпы и азы, на которых она держится. Наряду с этим представлена позиция Русской церкви относительно всего Божественного и духовного в нашем мире.

      Второй раздел катехизиса наполнен истинами о трех главных христианских добродетелях: о Вере, о Надежде, о Любви.

      • В части о Вере дает подробное понятие Никео-Цареградского Символа. Для более удобного рассмотрения его разделили на 12 составляющих. После представлено семь таинств христианства.
      • Вторая часть – о Надежде, главным образом повествует о мотивах и смысле бытия в рамках религии. Подробно и с множество пояснений рассматривается такое положение, как «Отче Наш». Следом идет четкое пояснение всем 10 заповедям о блаженстве.
      • Третий раздел – о Любви, дает подробное разъяснение 10 Божьим Заповедям. Первые четыре из них были высечены Господом на первой скрижали. Они дают наставление относительно любви простого человека к Всевышнему. Оставшиеся шесть заповедей позволяют людям понять и принять любовь к ближнему к своему как к себе самому. Также в этой части кратко описанные основные грехи с точки зрения христианства и возможные пути их отпущения.

      Отметим, что читая этот текст, каждый прихожанин, который только начинает знакомиться с религией, может без лишних вопросов и проблем все понять и постичь.

      Эта книга выступает в роли вступления перед прочтением куда более громоздкой и серьезной литературы, например, Библии.

      О том, что это простая и доступная литература, знают даже дети, которые знакомы со специальными изданиями, написанными в упрощенной форме.

      Интересно знать! И тот, кто написал первый в мире катехизис, и те митрополиты, которые в дальнейшем занимались его реструктуризацией, использовали так называемые «архаические» термины и слова. Для примера, словосочетание «в каком смысле» будет звучать как «в каком разуме».

      Католический вариант

      Пришло время узнать, что это такое – катехизис католической церкви и чем он отличается от нашего, православного.

      Несмотря на то, что письменные руководства, многочисленные книги, документы и акты, касающиеся непосредственно католицизма, всегда были в избытке, своего свода правил католики длительное время заиметь не могли.

      Окончательно сформировался и был впервые опубликован такой документ католической церкви в 1985 году на одном из советов. Утвержден он был Папой Иоанном Павлом Вторым в 1992 году.

      Познавательно! Как нужно правильно креститься православным

      Данный сборник сводов и правил относительно католического вероисповедания имеет много общего с православным или общехристианским. Он также составлен в структуре «вопрос-ответ» и поделен на определенные главы. В первой из них идет речь о Символе Веры. То есть обо всех азах и основах, на которых христианство и католицизм были построены.

      Вторая глава посвящена таинству этой веры, ее особенностям. В третьей главе прихожан учат жизни в вере, то есть Заповеди. О том, как нужно действовать в рамках бытия, что дозволено, а что под запретом. Ну и четвертый раздел посвящен молитве – «Отче Наш», ее детальному разбору и сути.

      Полезное видео: новый православный катехизис

      Определение катехизиса, как оказалось, не может быть однозначным. Это одновременно и четкий свод правил, который должен оставаться незыблемым для каждого прихожанина, и некое вступление в религиозную науку, и таинство причастия, раскрывающее все карты христианства.

      Изучить катехизис и придерживаться основ православной веры– значит быть праведным, всесторонне развитым и Богу угодным мирянином.

      Катехизис

      • Катехизис Русской Православной Церкви (Проект)
      • Катехизис иерей Олег Давыденков
      • Катехизис митр. Платон (Левшин)
      • Катихизис свящ. Борис Левшенко
      • Детский Катехизис свящ. Максим Козлов
      • Пространный Православный Катехизис свт. Филарет (Дроздов)
      • Катехизис Восточной Православной Церкви свт. Николай Сербский
      • Православный катехизис еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
      • Сокращенный Православный катехизис прот. Николай Вознесенский
      • Закон Божий прот. С. Слободской
      • Что такое «Катехизис» митр. Волоколамский Иларион
      • Введение в православное богословие сост. еп. Артемий (Кищенко)
      • Православный противосектантский катехизис мч. Ник. Варжанский
      • История составления катехизисов в Православной Церкви Мария Дикарева
      • Кратчайший катихизис игум. Силуан (Туманов)
      • Во что или в Кого верят православные? свящ. Александр Богдан
      • Жив Бог: православный семейный катехизис прот. Кирилл Фотиев

      Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.

      В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.

      В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека.

      В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.

      Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. Кириллу Иерусалимскому, свт. Иоанну Златоусту, блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

      В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.

      В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

      Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.

      После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

      В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.

      В настоящее время определением Архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).