Казанский собор Санкт

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли

До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.

Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.

Теперь и Кутузов, и Барклай-де-Толли были изображены в своих форменных мундирах. В компоновке и жестах фигур был заложен подтекст, отображавший общепринятую трактовку истории наполеоновского вторжения в Россию. Фигура Барклая скована и статична. Его маршальский жезл опущен, а грустный взгляд устремлен вдаль. Нога Барклая-де-Толли попирает полураспущенный французский флаг, увенчанный орлом с распростертыми крыльями. Ведь именно под его командованием русские войска были вынуждены отступать до границы. Напротив — фигура Кутузова «провожавшего» французов в обратном направление отображает торжество победителя. Левая рука фельдмаршал поднимает жезл, правая – сжимает шпагу, у ног Кутузова – свернутое французское знамя, где крылья орла уже сложены.

Место установки памятников – Казанский собор, не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.

В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.

С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:

Барклай-де-Толли и Кутузов
В 12-ом году морозили французов.
А ныне благородный росс
Поставил их самих без шапок на мороз.

Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.

Барклай-де-Толли говорит:
-У меня живот болит
А Кутузов отвечает:
-Вот аптека, полегчает.

Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов — знаменитый русский полководец, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Является первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

Михаил Кутузов родился в 1747 году (ранее считалось, что в 1745 г.). Участвовал во многих боях и сражениях. Остался в российской истории, как один из самых прославленных полководцев. В настоящее время Кутузову поставлены более десяти памятников, которые находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде (одна из фигур на Памятнике «1000-летие России»), Калининграде, Смоленске, Тирасполе, неподалёку от Алушты и др.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов скончался 16 (28) апреля 1813 года. По сведениям историков, он простудился и получил тяжёлую форму полиневрита. Врачи не смогли его спасти, и он скончался в городке Бунцлау (Пруссия, ныне территория Польши).

Где похоронен Кутузов?

Кутузов похоронен сразу в двух местах. После смерти его забальзамировали, а внутренности в свинцовом гробу захоронили на холме в трёх верстах от города Бунцлау, у деревни Тиллендорф. В настоящее время на месте первого захоронения Кутузова стоит памятник в виде обломленной колонны, на постаменте имеется надпись: «Князь Кутузов-Смоленский перешел из этой жизни в лучший мир 16 апреля 1813 года». Забальзамированное тело полководца, а также его сердце, заключённое в серебряный сосуд, доставили в Санкт-Петербург, чтобы здесь совершить все необходимые ритуальные услуги и проводить главнокомандующего со всеми почестями. Со времени смерти до захоронения в Петербурге прошло несколько месяцев. Здесь он был похоронен 13 (25) июня 1813 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Над могилой имеется надпись, которая гласит: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау».

Шведский художник-портретист Бенжамин Патерсен (Benjamin Paterssen) значительную часть жизни работал в Санкт-Петербурге. Бенжамен родился в шведском Варберге, художественное образование получил в Гётеборге. В 1787 году Патерсен прибыл в Санкт-Петербург и поместил объявление в газету Санкт-Петербургские Ведомости, предлагая желающим заказать у него картины. Здесь работал в портретной и жанровой живописи, но прославился своими городскими пейзажами, которых создал более сотни. 33 из них написаны маслом, остальные — акварели и гравюры, в том числе им же раскрашенные. Ныне они служат уникальным источником знаний о городе XVIII—XIX веков.
Весьма странно, что картина «Казанский собор со стороны Невского» (под номером 16) была написана в 1800 году, при том, что сам собор построен в 1811 году. На этом странности Питера не заканчиваются, но об этом с следующий раз.
Все работы расположены в хронологическом порядке.
1788 — ЛЕДЯНАЯ ГОРКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
1797 — ВИД ТАВРИЧЕСКОГО ДВОРЦА СО СТОРОНЫ САДА
1797 — НЕВСКИЕ ВОРОТА ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
1798 — ВИД НА ДВОРЦОВУЮ ПЛОЩАДЬ ОТ УГЛА БАСТИОНА ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
1799 — ВИД АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ И ГАЛЕРНОГО ДВОРА С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
1799 — ВИД АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА (ЧАСТЬ 1)
1799 — ВИД АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА (ЧАСТЬ 2)
1799 — ВИД НА МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ ОТ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
1799 — ВИД НАБЕРЕЖНОЙ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА У АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В ПЕТЕРБУРГЕ
1799 — ВИД ОКРАИНЫ ПЕТЕРБУРГА У ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА
1799 — ДВОРЦОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ ЗИМНЕГО ДВОРЦА И ЭРМИТАЖА. ВИД С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
1799 — НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ У ГОСТИНОГО ДВОРА
1799 — СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ И КОННАЯ СТАТУЯ ПЕТРА I, С ОКРУЖАЮЩИМИ
1800 — ВИД СЕННОЙ ПЛОЩАДИ В ПЕТЕРБУРГЕ
1800 — ВИД СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ СО СТОРОНЫ ОХТЫ
1800 — КАЗАНСКИЙ СОБОР СО СТОРОНЫ НЕВСКОГО
1800 — САДОВАЯ УЛИЦА У НИКОЛЬСКОГО СОБОРА И РЫНКА
1801 — ВИД ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ И ЗИМНЕГО ДВОРЦА ОТ НАЧАЛА НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА
1801 — ВИД МРАМОРНОГО ДВОРЦА И ОКРЕСТНОСТЕЙ
1801 — ИМПЕРСКИЙ БАНК
1801 — МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК СО СТОРОНЫ НАБЕРЕЖНОЙ ФОНТАНКИ
1801 — МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК СО СТОРОНЫ ПЛОЩАДИ КОНЕТАБЛЬ
1803 — ВИД ПЕТЕРБУРГА В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 100-ЛЕТИЯ ГОРОДА
1806 — МАРСОВО ПОЛЕ И ОБЕЛИСК
1807 — ВИД НА СТРЕЛКУ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА С ДВОРЦОВОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
1823 — ВИД НА БИРЖУ

Обзор Казанского собора – красивейшего храма в Санкт-Петербурге с богатой историей

Казанский кафедральный собор – действующий храм в Санкт-Петербурге, крупнейший в Северной столице. Фасадом он выходит на Невский проспект и канал Грибоедова. Особенность собора Казанской иконы Божьей Матери – сходство с собором святого Петра в Ватикане.

История возникновения собора

Во второй половине XVIII века император Павел I, путешествуя по Европе, приехал в Россию в восхищении от величия и красоты собора Святого Петра в Риме. Государь пожелал, чтобы такой же храм построили в Петербурге, и объявил конкурс на проект собора, который заменит обветшавшую церковь Рождества Богородицы. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери – главная реликвия страны.

Проект молодого талантливого архитектора из бывших крепостных Андрея Никифоровича Воронихина, отвечающий требованиям императора, получил одобрение царя. Будущий храм торжественно заложили 27 августа 1801 года в присутствии Александра I, сына и наследника Павла I, погибшего к тому времени от рук заговорщиков.

Строить храм решили на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток, что осложняло планы архитектора: к парадному проспекту оказался обращенным боковой фасад собора.

Проблему Воронихин решил гениально. К боковому фасаду зодчий пристроил величественную полукруглую колоннаду, зрительно превратив боковой фасад в главный. А 96 колонн, поставленных в 4 ряда, напоминали о соборе Святого Петра в Ватикане, чего и желал Павел I. Строили храм 10 лет. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил новый Казанский собор.

Казанский собор и время

В Казанском соборе венчались все члены царской семьи, здесь служились благодарственные молебны после неудачного покушения на Александра II и праздновали 300-летие дома Романовых. В ризнице – подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном и позолоченном окладе весом 33 кг, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

После торжественного молебна в Казанском соборе фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов уехал в действующую армию. Сюда же в июне 1813 года доставили прах великого полководца для погребения. Кутузов умер в прусском городе Бунцлау во время заграничного похода русской армии.

После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен.

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

После смены власти из собора вывезли церковные ценности, бесследно исчезли 2 тонны переплавленного серебра. В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории и атеизма. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Через 2 года храм возвратили Русской православной церкви, превратив в кафедральный собор.

В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга мастера судостроительного Балтийского завода отлили для храма 4-тонный колокол высотой 2 метра. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора.

Внешний облик храма

Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.

Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.

Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.

В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.

Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.

На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.

Врата Казанского собора

Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными наличниками, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер работал над ними 21 год и установил в храм в 1811 году, украсив чеканкой-композицией на ветхозаветные темы.

  • Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание из рая.
  • Жертвоприношение Авеля и убийство его Каином.
  • Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта.
  • Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова.
  • Благословение Исааком Иакова.
  • Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа.
  • Евреи в пустыне и Моисей на Синайской горе.
  • Разрушение Иерихона.
  • Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалиму.
  • Встреча Соломона с царицей Савской.

Внутренний облик и интерьер

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.

Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.

Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.

Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.

В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».

Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.

Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.

В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.

Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.

И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.

Казанский собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших храмов и одна из главных достопримечательностей города.

Полное официальное название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Располагается святыня на одноимённой площади Северной столицы.

Казанский собор

Свою историю современный Казанский собор ведёт с рубежа XVIII и XIX столетий, когда на Невском проспекте было начато строительство собора, в котором должен был храниться чтимый список чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Однако до начала строительства нового храма в городе существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которой в свою очередь предшествовала деревянная часовня, располагавшаяся рядом с Невкой. Данная часовня находилась на Посадской улице Городового острова. Спустя непродолжительное время в часовне установили полотняную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1727 году в результате обветшания часовня была закрыта, а иконы и утварь перенесены в Троицкий собор, который располагался рядом с Петропавловской крепостью.

Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери

В 1733 году состоялась закладка придворной церкви, располагавшейся на Невском проспекте — церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие произошло 6 (по новому стилю — 17) сентября. Строительным материалом храма стал камень.

Данная церковь была построена в стиле барокко, имела деревянный купол и колокольню над входом. Спустя неполных четыре года с начала строительства храм был освящён в присутствии императрицы Российской империи Анны Иоанновны. Именно здесь до строительства нового собора хранился чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Со временем церковь стала ветшать и потребовался новый храм. В связи с этим в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора. После рассмотрения многочисленных проектов одобренным оказалось предложение бывшего крепостного графа Строганова, архитектора — Андрея Воронихина.

27 августа (по новому стилю — 8 сентября) 1801 года состоялась закладка нового собора, на которой присутствовал лично император Александр I. Спустя десять лет возведение нового храма было завершено. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил Казанский собор, а старую церковь разобрали.

После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал восприниматься современниками как памятник русской воинской славы. После окончания войны здесь были выставлены различные трофеи: военные французские знамёна и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, личный жезл маршала Даву и прочее. В 1813 году здесь был похоронен генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов.

Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов

В 1903 году прихожанами планировалось воздвижение колокольни, но из-за возражений, выдвинутых Академией художеств, построить данный объект не удалось.

На протяжении многих десятилетий 30 августа из Казанского собора отправлялся самый большой в Санкт-Петербурге торжественный крестный ход. Верующие двигались по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. День 30 августа в Северной столице был выходным. 8 июля в престольный праздник также собиралось огромное количество людей, в связи с чем молебен проводился на особом помосте перед чудотворным образом на площади у Казанского собора.

Казанская площадь перед собором

Также торжественно отмечались и другие праздники, в числе таковых были и «царские дни», во время которых на богослужении находились члены императорской семьи, министры и видные сановники.

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, при котором находились школа-приют, бесплатная столовая, богадельня, дом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.

После смены власти Казанский собор подвергся изъятию церковных ценностей, которое происходило в 1922 году. В 1923 году храм был передан обновленцам, в результате чего с середины 20-х годов ХХ столетия стал кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии.

В январе 1932 года Казанский собор оказался закрытым по решению Леноблисполкома (Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся) от 26.12.1931 и Президиума ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) от 10.03.1932, после чего здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона оказалась перенесённой во Владимирский собор, где располагалась у правого клироса.

Казанский собор в советский период

С начала 1990-х годов в храме начали проводиться богослужения. Полное освящение собора состоялось в марте 1998 года. Спустя ещё два года храм был возвращён Русской православной церкви и превратился в кафедральный собор.

Внешний облик Казанского собора отличает его от классического православного храма. Дело в том, что император Павел I, при котором было начато строительство нового здания, выразил желание, чтобы храм был похож на главную католическую святыню — Собор Святого Петра в Риме. В связи с этим архитектором Воронихиным была возведена колоннада, включавшая 96 колонн, а сам храм был построен в стиле ампир. Также в нём прослеживаются черты классицизма.

В архитектуре собора нашли сочетание формы как базиликального (чисто римского), так и крестово-купольного храма. Само здание имеет форму четырёхконечного латинского креста, в средокрестии которого находится купол. Казанский собор вытянут с запада на восток. Вдоль барабана купола располагается 16 окон. Он имеет два свода: нижний и верхний, а диаметр купола превышает 17 метров. Интересно, что при его сооружении впервые в истории мировой строительной практики была разработана и применена металлическая конструкция. Венчает купол крест, который располагается над уровнем земли на 71,6 метр.

Купол Казанского собора

Интересен и тот факт, что первоначально предполагалось наличие у храма не одной, а двух колоннад, вторая из которых должна была располагаться с южной стороны. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Примечательно, что Казанский собор не имеет колокольни. При этом храм располагает звонницей, находящейся в западной части колоннады.

Снаружи храм облицован серым пудостским камнем. Первоначально на фасаде располагались многочисленные статуи, а также храм был украшен рельефами, часть из которых не сохранилась. Например, и сегодня можно увидеть два пьедестала, располагающиеся по бокам колоннады. На них до 1824 года размещались гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что они будут заменены на бронзовые, однако задуманное не осуществлено до настоящего времени.

Северные врата храма отлиты из бронзы. За образец были взяты «райские двери» флорентийского кафедрального храма — Собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Казанский собор имеет колонны не только снаружи, но и внутри. Так, во внутренней части здания можно увидеть 56 колонн коринфского ордера, выполненные из розового финского гранита. Капители у колонн — золочёные. Таким образом внутри Казанский собор — римская базилика, четыре ряда монолитных колонн которой делят пространство на три нефа.

Северные врата храма

Ранее в соборе было несколько барельефов, из которых до наших дней сохранилось только два: «Несение креста» и «Взятие под стражу». Следует отметить, что остальные барельефы были убраны ещё в 1814 году.

Внутри храма хранятся многочисленные святыни и реликвии, основной из которых является Чудотворная икона, обретённая в 1579 году в Казани. В Санкт-Петербург икона была привезена в 1710 году. Вероятнее всего сюда она попала из Москвы с царицей Параскевой Феодоровной.

Часть почитаемых образов сегодня находится не в соборе. В их числе икона Спасителя в иконостасе, иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, которые были подарены Кутузовым. К числу таковых также относится икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, которая была прислана в 1906 году патриархом Иерусалимским Дамианом. Также одной из важных реликвий, бывших в Казанском соборе является Голгофа с частицей Живоносного Гроба, которая была устроена по проекту российского зодчего Николая Никонова в 1891 году.

Важной составляющей внутреннего убранства храма является живопись. Её можно видеть в иконостасе, на стенах и пилонах — подкупольных столбах. Наиболее выдающейся работой является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо», принадлежащий кисти Карла Брюллова.

Казанский собор внутри

Храм имеет четыре придела, главный из которых посвящён Казанской иконе Божией Матери, северный — Святым Антонию и Феодосию Печерским. Также здесь имеются южный придел — Рождества Пресвятой Богородицы и пещерный — священномученика Гермогена.

Важно отметить, что Казанский собор стал первым на территории России храмом, который был построен русским архитектором полностью в европейском стиле. Здесь гармонично переплелись архитектура, скульптура и живопись.

В 2011 году Банком России была выпущена памятная монета с изображением Казанского собора. Её номинал составил 25 рублей, вес — 155,5 грамма. Металлом изготовления стало серебро. Монета была выпущена в рамках серии «Памятники архитектуры России».

Монета «Казанский собор»

В настоящее время Казанский собор — это не только кафедральный собор Санкт-Петербурга, но и объект культурного наследия народов Российской Федерации, привлекающий внимание не только верующих, но и туристов со всей России и зарубежья.