Казни в Египте

Топ-10: Ужасающие факты про Древний Египет, которые вы не знали

Древний Египет — одно из самых интереснейших мест в исторической летописи. Одержимость древних египтян жизнью после смерти, великие пирамиды и золотые сокровища, а также масса информации, которую они оставили после себя в великих работах, захватывает воображение людей на протяжении тысяч лет.
Однако под налётом мистицизма и исторического величия находится Древний Египет, который не всегда был самым забавным местом для жизни. Их система правосудия часто была несправедливой и жестокой, врачебная практика иногда была ужасающей, а их преданность богам часто доходила до безумства.
10. Вспышка холеры однажды была вызвана использованием обёрточной бумаги, сделанной из повязок от мумий

Был период, когда считалось модным всё, что было связано с Древним Египтом. Мумии завозились в Европу, чтобы разворачивать их на вечеринках, и большое количество мумий было незаконно вывезено из Древнего Египта. Правда в том, что мумий было так много, что никто уже не испытывал к ним благоговейного уважения — даже в то время; им придавалось очень маленькое историческое значение.
По этой причине добыть бинты от мумий было не только дёшево, но иногда стоило и дешевле бумаги. Один предприимчивый бизнесмен из США в начале 1900-х годов решил, что можно сэкономить средства при производстве обёрточной бумаги для продуктов, и импортировал старые коричневые погребальные льняные пелены, чтобы провернуть это дело. К сожалению для него, его план провалился, когда люди стали болеть холерой, и использование погребальной пелены для оборачивания продуктов было запрещено.
9. Иногда слуг умерщвляли, чтобы похоронить их вместе со своими умершими хозяевами

Некоторые и раньше слышали о легендах, что слуг фараонов и других важных лиц в истории Древнего Египта часто убивали с помощью ритуальных обрядов и хоронили вместе с умершими, чтобы они могли служить им и в загробной жизни. Сегодня многие скажут вам, что всё это чистой воды египетская мифология, но правда в том, что на самом деле всё гораздо более тревожно. Хотя практика обрядового умерщвления слуг и их укладывания в гробницы была прекращена лишь в конце эпохи Древнего Египта, приношение слуг в жертву некогда было неотъемлемой частью их общества.
Хотя те, кого приносили в жертву таким образом, не обязательно чувствовали, что их убивали. У древних египтян были сложные отношения со смертью, они были одержимы мыслью о продолжении жизни после смерти. В некотором смысле они были гораздо более одержимы жизнью, чем смертью. Те слуги, которых отправляли на смерть и хоронили со своими хозяевами, считались привилегированными, потому что им позволялось следовать за властной фигурой в загробный мир, чтобы служить и там. Однако наверняка всё равно это действовало на нервы — знать, что твоя судьба зависит от случайной смерти человека, на которого ты работаешь.
8. В Европе мумий широко употребляли в пищу в качестве лекарства

Для большинства людей каннибализм является буквально самым ужасным табу, которое только можно себе представить. Сама мысль о поедании человеческой плоти, даже в обстоятельствах, при которых нет другого выбора — это то, что моментально вывернет желудок большинства людей. Даже когда заходит речь о таких случаях, как то, что произошло с группой Доннера (Donner party), когда переселенцы из Иллинойса под предводительством Дж. Доннера, отрезанные от мира снегами в горах, были доведены до крайности и ели тех, кто уже умер, люди говорят об этом шёпотом и с ужасом от самой перспективы столкнуться с подобным чудовищным решением.
Однако ещё в 1600-1700 годах Европу охватило безумство, когда люди ели различные части человеческой плоти в попытке вылечиться от различных заболеваний. Это началось с тех, кто размельчал на куски мумий и добавлял их в настойку, утверждая, что это может вылечить все виды болезней, но закончилось тем, что люди стали употреблять в пищу кровь, чтобы вылечить болезни, связанные с кровью, и даже куски раздробленного черепа, чтобы справиться с болезнями мозга.
Хотя сегодня большинство людей считают каннибализм непотребным, было время, когда в Европе употребление в пищу останков других людей считалось совершенно нормальной практикой, к тому же полезной для здоровья.
7. Того, кто не почитал Бога Солнца, приносили в жертву

В Древнем Египте насильственные преступления были довольно редким явлением, но одним из самых ужасных преступлений, которое можно было совершить, считалась любая форма оскорбления или неуважения Бога Солнца. Того, кто причинял вред (вандализм) или грабил храм, либо каким-либо образом признавался виновным за преступление по отношению к Богу Солнца, обычно приговаривали к сожжению заживо. Это наказание применялось по отношению только к тем, кто совершал величайшие преступления, и обычно сопровождалось ритуалом жертвоприношения богам. В то время как древние египтяне редко практиковали жертвоприношение людей, это было одним из исключений.
В то время как сжигание заживо достаточно болезненно с самого начала, это считалось самой жуткой смертью всеми древними египтянами из-за ритуального значения этого действа. Они твёрдо верили в сохранение физического тела в жизни после смерти, и верили, что разрушение физической плоти человека путём сжигания не оставляет ему никаких шансов в загробной жизни. В то время как боги ещё могли технически вмешаться, чтобы помочь человеку, это было страшным наказанием, какое только мог представить верующий человек древнеегипетского общества.
6. В древнеегипетской полиции выбивание признаний из людей было распространённой практикой

В Древнем Египте была хорошо организованная система законов и группы, которая по существу действовала, как полиция, но это не означало, что всё всегда на самом деле было справедливо. Как и в старом европейском обществе, выбивание силой признания от людей было очень распространено. Фактически, по существу, это было стандартной практикой. Обычно для того, чтобы выбить признания из людей, их били палками, часто по подошвам — пытка, известная как «бастинадо» (bastinado).
Те, из кого выпытывали признания, не только признавались в том, что совершили, но и рассказывали, где всё ещё может быть спрятано всё, что они украли, а также сдавали всех своих сообщников. Этих людей также могли затем избивать, чтобы установить личности каких-либо ещё соучастников. К сожалению, как и во многих несовершенных правовых системах, никогда не будет возможно определить количество невинных людей, вероятно, наказанных за преступления, потому что они были вынуждены сознаться в том, чего не делали. К сожалению, ложные признания под пытками являются невероятно распространённым явлением, потому что человек готов сделать почти всё, лишь бы пытка закончилась, если она достаточно болезненна.
5. Человек, нарушивший закон, считался виновным до тех пор, пока не доказывалась его невиновность

Одним из краеугольных камней современной правовой системы является принцип презумпции невиновности — человек невиновен до тех пор, пока не будет доказана его вина. Это одна из причин, почему многие люди давно расхваливали западные правовые системы, где, по крайней мере, человек получает справедливое и весьма быстрое судебное разбирательство, и где он знает, что система не допускает его вины ещё до того, как ему даётся шанс защищаться. И в то время как в Древнем Египте была довольно передовая правовая система, этого им особенно не хватало.
В их правовой системе вина обвиняемого предполагалась с самого начала, и доказательство своей невиновности падало на плечи самого обвиняемого. В то время как судьи всегда делают всё от себя возможное, чтобы быть объективными, избиение было распространённым явлением, чтобы доказать вину (как мы упоминали ранее), и скорее всего применялось к обвиняемой стороне, даже несмотря на то, что она могла быть невиновной. Могли избивать даже свидетелей, если судьям казалось, что это необходимо для получения дополнительной информации о рассматриваемом деле. Хотя нет никаких доказательств того, что древние египтяне регулярно злоупотребляли этой системой, ложно обвиняя друг друга, кажется, система была гораздо большей пользой для тех, кто злоупотреблял ею, нежели должна была быть для невиновных.
4. Иногда вину человека, обвинённого в преступлении, определяли с помощью магии оракула

В последние дни Древнего Египта духовенство стало устанавливать всё больший контроль над повседневной жизнью египтян и решениями, принятыми правителями. Влияние и власть священников над простыми гражданами постоянно увеличивались с каждым годом, и вскоре с ними стали советоваться гораздо больше, чем было раньше. Те, кто были у власти, знали гораздо больше, чем спрашивали у священников, поскольку считалось, что они имели возможность контактировать и получать поддержку богов, а также могли потенциально влиять на большое количество людей, исполнявших их приказы.
Это означало, что в последние дни Древнего Египта священство оказалось вовлечённым в судебные дела. Они приносили статую Бога Солнца и клали перед ним папирусы с разными вариантами ответов для важных решений — обычно в суде это было два документа, решающих о вине или о невиновности. Статуя должна была повернуться лицом к правильному папирусу, демонстрируя волю богов. Конечно, это давало священникам возможность манипулировать движениями статуй и по существу решать судебные дела на основании своего собственного мнения и прихоти. К сожалению, это означало, что многие древние египтяне, будучи в суде, зависели от прихоти мошенника, того, кому верили поголовно, но кто, вероятно, очень хорошо знал, что всё, что он скажет, будет воспринято, как воля богов.
3. Принятие мер по предупреждению беременности представляло собой ужасное зрелище

Сегодня, чтобы избежать нежелательной беременности, люди, не готовые в данный период времени к продолжению рода, используют различные средства контрацепции. И, как многие знают, регулирование рождаемости существует на протяжении многих тысяч лет. У учёных есть доказательства использования презервативов из бараньей кожи ещё в древности, а древние римляне, говорят, использовали для предохранения растения так часто, что из-за этого они полностью исчезли. Однако большинство из этих методов были довольно разумными способами предупреждения беременности, особенно по сравнению с теми, которые использовались древними египтянами.
В Древнем Египте считали, что смесь большей части мёда с добавлением крокодильего навоза, которой затем обмазывали влагалище, была главным способом, чтобы избежать беременности. По какой-то причине они решили, что это является эффективным спермицидом, хотя на самом деле это ещё больше увеличивало вероятность забеременеть. Хотя понятно, что они верили в то, что это работает в качестве контрацептивного средства, исходя из своих знаний того времени, всё равно жутко представить, как часто им приходилось намазывать крокодилий навоз на самые интимные части тела.
2. Смертная казнь в Древнем Египте была редкой, но чрезвычайно жестокой
Жизнь в Древнем Египте могла быть довольно жёсткой, и побои, как мы уже несколько раз упоминали ранее, были как методом получения признаний, так и распространённым наказанием. Однако в то время как многие люди знают, что Древний Египет может быть довольно строгим с точки зрения наказания преступников, как и большая часть древнего мира, они были против бессмысленного назначения смертной казни.
Хотя подобное наказание и существовало в законодательстве, оно применялось очень, очень редко. На самом деле, был даже период времени примерно в 150 лет, когда в Древнем Египте за преступления смертная казнь официально не санкционировалась. Однако когда кто-то совершал достаточно тяжкое преступление, такое как убийство или государственная измена, смертный приговор, к которому его приговаривали, был довольно жестоким. Хотя ранее уже упоминалось, что сжигание заживо было наказанием за тяжкие преступления по отношению к богам, были и другие формы применяемой смертной казни, которые были такими же болезненными и ужасными: обезглавливание, утопление и даже сажание на кол.
1. Легенды о проклятиях мумий Древнего Египта продолжают будоражить умы учёных
Бесчисленные легенды и истории рассказывают об идее проклятия мумий, и общее представление об этом заходит гораздо дальше, чем многие думают. Ещё до открытия гробницы Тутанхамона уже появлялись истории о мести мумий, чьи останки были потревожены. Однако самая популярная легенда утверждает, что 26 человек участвовали во вскрытии гробницы, а затем все стали умирать при загадочных обстоятельствах — в том числе и руководитель экспедиции, который очень быстро умер от заражения крови.
Исследование гробницы выявило споры плесени, но ничего такого, что считается особенно опасным — эта плесень была не достаточно опасной, чтобы принести вред человеку, который находился в помещении в течение недолгого времени.
Некоторые предполагали, что, возможно, существовало странное заболевание, приводящее к отравлению крови, но большинство учёных отклонили эту версию, указывая, что она не выдерживает критики, учитывая, что только 6 человек из 26-ти, имевших отношение к гробнице, умерли вскоре после её вскрытия. Однако в то время как нет никаких логических доказательств существования проклятий, это не значит, что древние египтяне этого не практиковали. Многие гробницы имеют по периметру различные символы, проклинающие тех, кто побеспокоит останки лежащих в них, в надежде, что на них нападут злобные животные, такие как львы или змеи, или даже сами боги накажут их.

Научные подтверждения 10 египетских казней: Библейские события, которые невозможно отрицать



Более 3,5 тысяч лет назад в Египте произошла целая цепь удивительных и страшных событий, получивших название — 10 египетских казней. Согласно библейской книге Исход, так был наказан египетский фараон за своё жестокосердие, ибо не хотел отпустить еврейский народ из рабства. Десять ужасных бедствий постигло древний Египет. Только на десятой казни фараон сдался и отпустил народ Божий. Как это было и какие есть научные подтверждения всех описанных событий?
Библию называют «Книгой книг» не только потому, что это самая древняя книга на Земле. Она является самой распространённой и самой читаемой. Это — слово Божие, Священное писание в Христианстве. Кроме этого в этой книге изложена подробнейшая история еврейского народа. Одна из самых ярких историй Ветхого Завета — это исход евреев из Египта.

В Библии подробно изложена история еврейского народа.

Праздник Пасхи — главный еврейский праздник и самый знаменитый. Евреи всего мира его празднуют, передавая из уст в уста историю спасения еврейского народа от египетского рабства. История повествует, как пророк Моисей пришёл к фараону Египта, просить отпустить евреев для совершения праздника их Господу в пустыне.
Тут надо отметить, что фараон это не просто правитель, это ещё и наместник бога на Земле для египтян, верховный жрец. Египет в те древние времена был политеистическим обществом. Там царило многобожие. Пантеон египетских богов был весьма многочисленным и очень сложным по своей иерархии.
Именно поэтому фараон так удивился этой не только смелой, но ещё и архинаглой для него просьбе Моисея отпустить евреев. Ему, стоявшему на одной ступеньке с богами, предлагают выполнить требование какого-то неизвестного и непонятного ему Бога Израиля! Фараон воспринял это как посягательство на свою божественность и соперничество. Последующие за этим несколько месяцев Египет постигнут жуткие бедствия, которые история запомнит как 10 египетских казней. Казни, в которых Бог Израилев являл свою силу, противопоставляя её силам всех египетских богов.

Казнь первая

Моисей и Аарон по слову Господа своего превратили воды реки Нил в кровь. Рыба в реке вымерла, река воссмердела и вода во всей земле египетской стала кровью. Историки подтверждают это событие тем, что в те времена, в той местности были значительные аномальные изменения климата.
Температура воздуха очень повысилась, дождей не было, возникла засуха и воды Нила обмелели. Река превратилась в мелкий грязный поток. Там беспорядочно размножились токсичные бактерии Oscillatoria rubescens. Когда эти бактерии отмирают, то при разложении окрашивают воду в красный цвет.


Воды Нила превратились в кровь.

На фараона это не произвело особого впечатления. Это чудо без труда смогли повторить его волхвы, а египтяне вырыли себе колодцы, чтобы добыть чистую воду.

Казнь вторая

По прошествии семи дней после первой казни, Бог приказал Моисею, чтобы брат его Аарон простёр руку с жезлом на реки и потоки, и вывел жаб из воды. Началось нашествие лягушек. Исследователи подтверждают этот факт, называя его следствием первой казни. Лягушки в неблагоприятных условиях, в отличие от очень многих других видов, усиленно размножаются.


Аарон простёр свой посох и лягушки заполонили землю египетскую.

Лягушки были повсюду. Но и это чудо египетские волхвы повторить тоже смогли. Фараон очень сильно разозлился и даже пообещал отпустить евреев, если Моисей помолится своему Богу, чтобы тот удалил жаб. Но слово не сдержал.

Казнь третья

После этого на Египет обрушилось нашествие мелких мошек. Они просто заедали и людей, и скот. Это чудо не смогли повторить волхвы и фараон озлобился ещё больше.
Научное объяснение этой каре простое: повсюду валялись мёртвые лягушки и, естественно, это спровоцировало засилье насекомых.
Казнь четвёртая.
Четвёртым наказанием стало нашествие пёсьих мух. Насекомые терзали египтян и их скот. В книге Исход отмечается, что казни обходили евреев стороной. Это показывало им, что Бог их защищает, в отличие от богов Египта, которые не в состоянии защитить египтян от бедствий. Исследователи дают этой каре такое же объяснение, как и третьей — её спровоцировали многочисленные трупы земноводных.
После этого фараон опять попросил избавления от насекомых в обмен на то, что освободит еврейский народ, но слова опять не сдержал.

Казнь пятая

После этого египтян постиг поголовный мор скота. Фараона просто взбесило то, что скот евреев это бедствие никак не затронуло. Евреев он не освободил, ожесточившись ещё больше.
Историки объясняют эту казнь тем, что расплодившиеся насекомые, которые, как известно, переносят болезни, заразили скот и начался его массовый падёж.

Казнь шестая

Эта кара является продолжением пятой. Теперь начали страдать люди. У египтян началась эпидемия. Ведь кровососущие насекомые могут передавать такие опасные болезни как стафилококк, сепсис, сибирскую язву. Были поражены все: как простолюдины, так и представители высшей знати — сами волхвы, что явило их полное бессилие. Фараон опять отказался отпускать евреев.

Казнь седьмая

Этой карой Бог начинает завершающий, самый жестокий цикл египетских казней. На Египет падает огненный град. После этого бедствия фараон даже предлагает отпустить всех мужчин-евреев, но Моисей отказывается.


Огненный град.

Тут, вероятнее всего, описываются события при извержении вулкана Тера на острове Санторини. Археологи обнаружили на территории Египта много кусков вулканического камня. Но в этой стране нет ни одного вулкана. Исследования обнаруженных пород показали их полное соответствие найденным вулканическим камням на Санторини.

Казнь восьмая

Египет на этот раз поражает нашествие саранчи. Она покрыла всю землю, и уничтожила всю зелень и плоды. Тут намерением Бога было показать своё могущество не только египтянам, но и израильтянам. Фараон продолжает не внимать просьбам Моисея.


Нашествие саранчи.

Учёные связывают это событие с извержением вулкана. В результате извержения образовалось огромное количество пепла, что спровоцировало повышенную влажность и привело к усиленному размножению саранчи. Для этих насекомых — это были весьма благоприятные условия.

Казнь девятая

Египет на три дня покрывает густая тьма. Девятая кара была ударом по самому главному египетскому божеству — богу солнца Ра. Именно его воплощением на Земле считался фараон.


Тьма покрыла весь Египет.

Историки дают этому явлению несколько объяснений. Это могли быть пепельные облака от извержения вулкана. Также это могло быть либо солнечное затмение, либо песчаная буря.

Десятая казнь

Самая жестокая египетская кара — гибель всех первенцев мужского пола. От первенца фараона, до первенца узника, сидящего в темнице. Смерть вошла в каждый дом Египта. В отличие от девяти предыдущих, фараон не был предупреждён о грядущем наказании. Бог совершил эту казнь единолично. После этого фараон не просто отпустил евреев, он просил их покинуть Египет.


Не было ни одного дома в Египте, где не оплакивали бы первенца.

Евреям было приказано помазать косяки домов кровью ягнёнка, чтобы Ангел Смерти прошёл мимо. Ягнёнка же они должны были запечь и съесть всей семьёй. К мясу готовили пресные лепёшки. Именно этот ритуал получил название — Пасха. Пасху евреи должны отмечать в память об их освобождении от египетского рабства.

И помазаны были косяки всех еврейских домов кровью агнца, чтобы Ангел Смерти прошёл мимо.

Историки и исследователи объясняют такую избирательность жертв тем, что мальчикам-первенцам, как наследникам была положена первая порция еды. Зерно же, после всех катаклизмов, было поражено ядовитым грибком или плесенью. У евреев, которые жили отдельно от египтян были свои запасы и это их не затронуло.
Десять египетских казней учёные объединяют в три цикла, по три кары в каждом. Десятую казнь выделяют как отдельную, завершающую. Первый цикл знаменует отвращение, второй — боль, а третий цикл — природное начало и универсальность.
Следы всех этих бедствий были обнаружены и исследованы археологами в окрестностях древнего города Пи-Рамзес. Этот город был в то время столицей Египта и им правил фараон Рамзес ІІ. После описанных событий город был брошен людьми.
В Библии просто идеально описана последовательность этих «природных» катастроф. По мнению учёных именно так всё и происходило. Эта информация подтверждается и древнеегипетскими манускриптами.
Произошедшие события невозможно отрицать. Они подтверждены очень многими фактами исторических и археологических исследований. Каждый может сам решить для себя вопрос, что это на самом деле было. Просто катастрофическое стечение обстоятельств? Пусть и такое фантастически чётко выстроенное. Или всё же явление величия Бога.
Если вас интересует история Египта прочтите другую нашу статью на эту тему.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Объяснения эпидемиологов десяти казней египетских

Так называемый исход евреев из Египта описан во «Второй книге Моисеевой». Там сказано, что однажды группа еврейских кочевников — около 70 человек — бедствуя по случаю затяжной засухи, обратилась к египетскому фараону с просьбой разрешить их скоту пастись в дельте Нила на лугах земли Гесем.

Гостеприимный фараон пустил их на свои земли, причем из вежливости даже не стал оговаривать срок пребывания «гостей». Дескать, живите сколько хотите. Пришлые кочевники воспользовались этим приглашением, так сказать, на полную катушку. Они оставались на земле египетской на протяжении 430 лет.

Но все когда-нибудь кончается. Кончилось и терпение фараонское. Очередной правитель Египта, опасаясь как бы «гости» не ударили ему в спину в случае нападения внешних врагов, стал их притеснять.

Евреи поняли, что им пора уходить. Однако фараон и этому воспротивился — ему вовсе не улыбалось, чтобы люди, хорошо знакомые с порядками египетского государства, выйдя из него, потом объединились с противниками фараона и вернулись вновь уже завоевателями.

Тяжба потребовала немало времени и сил, пока, наконец, фараон, устрашенный десятью казнями египетскими, не согласился отпустить евреев и их вождя Моисея на все четыре стороны.

Но потом «ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми»…

А поскольку, как сказано в той же Библии, в данном случае Всевышнему было важно доказать свое превосходство над всеми, он тут же переметнулся на другую сторону и решил, что «Я… покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают египтяне, что Я — Господь».

В итоге были продемонстрированы чудеса ирригации. Сначала море расступилось и пропустило народ израилев, а потом сомкнулсь вновь и «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова… и не осталось ни одного из них».

Казалось бы, чудо из чудес, однако нынешние исследователи полагают, что при некоторых метеоусловиях сильный ветер мог отогнать воду на некоторое время от побережья. Но стоило ветру стихнуть, как море снова вернулось в исконные границы.

А потому уж не вызывает удивления факт, что историкам удалось вычислить почти точную дату, когда произошел исход. Случилось это в 538 г. до н.э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 г. до н.э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться к себе на родину — в Палестину.

Но если это так, наверное, должна найти рациональное объяснение и загадка десяти смертных грехов… Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что им удалось объяснить все 10 казней египетских без всякой мистики.

В библейской книге «Исход» события изложены точно и последовательно, считают ученые. Надо только их правильно интерпретировать. Моисей и Аарон просят отпустить их народ. Но фараон и слышать об этом не хочет.

Тогда Аарон поднимает жезл и ударяет им по воде речной. И вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь на всей земле Египетской».

Такова была первая казнь. Но на фараона она не произвела впечатления, и он не внемлет просьбам израильтян. И тогда Бог насылает на египтян вторую казнь — вся река воскишела жабами, которые стали входить и в дома, и в постели, и в печи, и в квашню.

Обе казни связаны друг с другом, полагают исследователи, вторая вытекает из первой. И обе легко объясняются естественными причинами. Кровавая вода в реке — это всем известные микроводоросли, действительно опасные для всего живого. Они высасывают из воды кислород и выделяют яд, который убивает все живое.

Рыбам деться было некуда, они погибли и засмердели. Земноводные, в том числе лягушки и жабы, вылезли из реки и распространились по окрестностям в поисках другой воды, поскольку без нее им тоже была погибель. Вот и лезли куда попало, в том числе и в квашню.

Увидев все это, перепуганный фараон повелел Аарону удалить жаб. Тогда он, дескать, отпустит народ израильский. Аарон простер свой жезл, жабы вымерли. Но фараон не выполнил обещания.

Тогда господь наслал на людей и скотов мириады мошек. «Этого и следовало ожидать, — говорят исследователи. — Мошки размножились среди разлагающихся жабьих останков…»

Причем в Библии есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда Аарон ударил жезлом в твердь земную, пыль превратилась в мошек.

«Нет никакого сомнения, — полагает профессор М. Мар, — что речь тут идет о мошках вида куликоидов. Это необычайно злые маленькие комарики, откладывающие яйца в пыли. А их личинки питаются минеральными останками разлагающихся организмов.

Такого же происхождения были и другие насекомые, которые в Библии называются песьими мухами. То была четвертая казнь, а за нею, поскольку фараон все упирался, последовала пятая — моровая язва погубила весь скот.

Доктор Мар перерыл все справочники в поисках болезни, которая бы разносилась комариками вида куликоидов. И нашел их даже две — африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» — тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему у овец и крупного рогатого скота.

От этих болезней и погиб египетский скот. Израильский же уцелел, но не потому, что так захотел Господь, а просто он пасся в другом месте, и инфекция не передалась ему. Земля Гессем находилась в 150 км от земель фараона, и комарики на своих крошечных крыльях просто не смогли одолеть такое расстояние.

Поскольку фараон продолжал упрямиться, на его государство напала шестая казнь, представлявшая собой воспаление с нарывами, поразившее оставшийся скот, а потом перекинувшаяся и на людей.

«То был всем известный сап, — полагают исследователи. — Эту инфекционную болезнь можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной воды или пищи. Впервые сап описан Аристотелем в 330 году до н.э. Был он известен в те времена и ранее на Ближнем Востоке и в Африке».

Седьмая казнь с предыдущими не связана. Но в ней тоже нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, время от времени выпадает на землю и поныне. Причем в Библии приведена интересная подробность — град побил только ранние посевы, успевшие выгнать колосья. Поздние же посевы, только-только проклевывавшиеся из земли, град практически не затронул. Итак, законы природы и тут не нарушены.

Следующая, восьмая казнь — нашествие саранчи, истребившей посевы, уцелевшие после града. В ней тоже нет ничего такого уж необычного — саранча и поныне налетает на южные земли, принося немалые убытки земледельцам.

Девятая казнь — густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской. Ученые предположили, что тьму египетскую мог вызвать грандиозный взрыв вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море.

Взрыв действительно произошел 3500 лет тому назад и засыпал мелким пеплом все восточное Средиземноморье. Однако Мар предполагает иное объяснение — песчаная буря. Именно такая тьма упоминается в относящемся к тем временам древнем папирусе.

Осталось,таким образом, объяснить лишь десятую казнь — гибель всех первенцев от сына фараона до сына раба — и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восьмерых детей в Кливленде несколько лет назад. Дети погибли потому, что в сыром подвале их дома завелся черный ядовитый грибок.

Аналогичное происшествие могло произойти в Египте. Наголодавшиеся затри дня люди пробрались к амбарам, а грибок, расплодившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь наиболее слабых — младенцев, причем, конечно, не только первородных. Это уж людская молва, легенда выделила такую особенность.

Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени?

Оказывается, и тому есть исторические подтверждения. Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры и переносят микробов и прочих возбудителей болезней.

Скажем, в пятом веке до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождавшиеся землетрясениями и наводнениями, а также засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», — писал по этому поводу Фогдит. Особенно тяжел был 427 год, когда на островах в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие на море цунами и залившие водой все побережье. А в Афинах от колебаний почвы рухнули многие дома.

В общем, при желании все десять казней египетских и другие подобные происшествия можно объяснить и без помощи Господа. Однако это вовсе не значит, что и он тут ни при чем. Ведь все эти бедствия могли быть, согласно той же Библии, насланы и им.

Казни египетские

  • Фараон Библейская энциклопедия
  • Исход. Казни египетские прот. Николай Соколов
  • Бог и фараон. Противостояние П. Знаменский
  • Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей? свмч. Ириней
  • Житие святого пророка Моисея Боговидца свт. Димитрий Ростовский
  • Толковая Библия под. ред. Лопухина
  • Казни египетские прот. Михаил Фивейский
  • Десять казней Египетских свящ. Вадим Маркин
  • Ожесточение. Отчего черствеют сердца Александр Ткаченко
  • Выбор фараона митр. Калужский и Боровский Климент
  • Сердце фараона в главах 4-15 книги Исход М. Макаффи
  • Ожесточение сердца фараона в литературном и культурном контексте Дориан Г. Кувер Кокс
  • Таблица: Казни египетские

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход (Исх. 7-12).

Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх.5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх.7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх.6:7; Исх.7:5; Исх.8:22; Исх.10:2; Исх.14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исх.9:16).

Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах Пс.77 и Пс.104.

Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых»;
Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их».

Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его (Исх.10:2)? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх.7:13, 14, 23 – «сердце фараона ожесточилось»; Исх.8:15, 32; 9:35). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

Коментарий Новой Женевской Библии:
«Ожесточу сердце фараона» (Исх.4:21). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

Толковая Библия Лопухина:
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх.8:19; Исх.9:27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

Сергей Худиев:
«Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исх.12:37, 38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство».

***

Ожесточить сердце

В притче Христовой о сеятеле и семени нет разницы между семенем, брошенным в одну почву, и семенем, брошенным в других местах, также нет разницы и в способе посева. Все зависело от восприятия семени каждым видом почвы. Подобным образом, ожесточение сердца фараона никак не являлось действием Бога, но скорее его собственным обдуманным выбором. Неоднократные предупреждения и проявления воли Божьей проливают свет, указывающий фараону на его ошибку, чтобы он смягчил и смирил свое сердце, чтобы привести его к послушанию Божьей воле. Но каждое последующее проявление Божественной силы все более убеждало его поступать по своей воле. Отказавшись от исправления, он презрел и отверг свет, так что стал нечувствительным к нему, в конце концов свет был отнят. Таким образом, его собственное сопротивление свету ожесточило его сердце. Даже язычники признали, что фараон и египтяне сами ожесточили свои сердца, а не Господь сделал это (1Цар.6:6).

Мнение толкователей по поводу ожесточения сердца фараона, которое здесь приписывается Богу, различны. Таких утверждений всего десять. Восемь из них (Исх. 4:21; Исх.9:12; Исх.10:20, 27; Исх.11:10; Исх.14:4, 8, 17) содержат слово chazaq, которое означает, что Господь сделал сердце фараона «твердым», неподвижным, так что его чувства к Израилю не менялись. В Исх.7:3 использовано другое еврейское слово qashah, означающее, что Господь сделал сердце фараона «жестким» или «бесчувственным». В стихе 10:1 использовано третье слово kabed, обозначающее, что Бог сделал сердце фараона «тяжелым» или нечувствительным к Божественному воздействию. Исследование контекста показывает, что эти различные слова используются более или менее взаимозаменяемо.

Другие десять утверждений говорят о том, что фараон сам ожесточил свое сердце. Четыре из них (Исх.7:13, 22; Исх.8:19; Исх.9:35) используют слово chazaq «укреплять», пять (стихи Исх.7:14; Исх.8:15, 32; Исх.9:7, 34) – слово kabed «утяжелять», и одно (Исх.13:15) – слово qashah «ожесточать». Ожесточение сердца фараона в первую очередь заметно из того, что он не обратил внимания на требование Господа отпустить Израиль. Его отказ не ограничился теми казнями, которые смогли повторить египетские волхвы, но продолжился и после тех казней, которые сами волхвы признали «перстом Божьим» (Исх.8:19). Он также продолжал отказывать после четвертой и пятой казни, которые обрушились на египтян, но не тронули израильтян, о чем и сообщили царю (Исх.9:7). Ожесточение его сердца еще более явно в нарушении обещания отпустить Израиль при условии, что Моисей и Аарон прекратят казнь, и в его вынужденном признании своего греха (Исх.9:27). Таким образом, когда Моисею до прихода в Египет было сказано, что Господь ожесточит сердце фараона (Исх.4:21), Господь говорил о беспрерывном отказе царя подчиниться Ему и отпустить Израильтян.

Страдания и смерть грешников не приносят удовольствия Богу, Он напротив желает, чтобы все люди покаялись и спаслись (Иез.33:11; 1Тим.2:4; 2Пет.3:9), и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф.5:45). Но как солнце по-разному действует на разные материалы в соответствии с их природой – растапливает воск, но делает твердой глину, например, так и действие Духа Божьего на сердца людей производит разный эффект в зависимости от состояния сердца. Кающийся грешник позволяет Духу Святому привести его к изменению и спасению, но нераскаявшийся ожесточает свое сердце все больше. Одно и то же проявление Божьего милосердия в одном случае приводит к спасению и жизни, а в другом – к осуждению и смерти – в каждом случае по собственному выбору человека.