Кириллов в в

Лучшие развлечения в Кириллове, Россия

    • Туризм в Кириллове
    • Отели Кириллова
    • B&B/мини-отели в Кириллове
    • Турпакеты в Кириллов
    • Авиабилеты в Кириллов
    • Рестораны Кириллова
    • Развлечения Кириллова
    • Форум путешественников о Кириллове
    • Фото Кириллова
    • Карта Кириллова
    • Все отели Кириллова
    • Спецпредложения отелей в Кириллове
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Кирилло-Белозерский музей-заповедник
        • Отели рядом — Кирилло-Белозерский монастырь
        • Отели рядом — Кирилло-Белозерский Монастырь
        • Отели рядом — Кафедральный собор Казанской иконы божией матери
    • Аэропорты поблизости
        • (LED) Аэропорт Пулково: отели поблизости
        • (CEE) Аэропорт Череповец: отели поблизости
    • Кириллов: все развлечения
    • Популярные категории в Кириллове
        • Кириллов: Достопримечательности и культурные объекты
            • Кириллов: Священные места и религиозные достопримечательности
            • Кириллов: Культурные объекты и достопримечательности
            • Кириллов: Церкви и соборы
        • Кириллов: Музеи
            • Кириллов: Специализированные музеи
    • Что обычно ищут в г. Кириллов
        • Подходит для пар
        • Подходит для детей
        • Недорого
        • Подходит для дождливого дня
        • Подходит для больших групп
    • Аэропорты поблизости
        • (LED) Аэропорт Пулково: развлечения поблизости.
    • Достопримечательности поблизости
        • Monastery of St. Kirill: развлечения поблизости.
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Кириаф-Иарим (Кириаф-Ваал, Ваал) («город в лесной чаще»), город гаваонитян (17 ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их : Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим.Нав. 9:17), выделенный колену Иуды (60 Кириаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, и Аравва: два города с их селами .Нав. 15:60; 12 Они пошли и стали станом в Кириаф-Иариме, в Иудее. Посему и называют то место станом Дановым до сего дня. Он позади Кириаф-Иарима.Суд. 18:12). Находился на границе с уделом Вениамина (9 от вершины горы предел поворачивает к источнику вод Нефтоах и идет к городам горы Ефрона, и поворачивает предел к Ваалу, который есть Кириаф-Иарим;Нав. 15:9) и, по-видимому, временно принадлежал вениамитянам (28 Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их.Нав. 18:28). Здесь, на холме, в доме Аминадава, находился доставленный из Вефсамиса ковчег завета (21 И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе.1 Цар. 6:21 — 7:1), пока Давид не перенес его в Иерусалим (2 И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.2 Цар. 6:2 и след.; 5 Так собрал Давид всех Израильтян, от Шихора Египетского до входа в Емаф, чтобы перенести ковчег Божий из Кириаф-Иарима.1 Пар. 13:5 и след.). Выражение «на полях Иарима» (6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.Пс. 131:6) также, вероятно, относится к К.-И. В этом городе, отцом (т.е. основателем) к-рого был Шовал (50 Вот сыновья Халева: сын Хур, первенец Ефрафы; Шовал, отец Кириаф-Иарима;1 Пар. 2:50), родился пр. Урия (20 Пророчествовал также именем Господа некто Урия, сын Шемаии, из Кариаф-Иарима, — и пророчествовал против города сего и против земли сей точно такими же словами, как Иеремия.Иер. 26:20). Среди евреев, вернув-шихся из Вавилона, были и жители К.-И. (Езд. 2:25; 29 Жителей Кириаф-Иарима, Кефиры и Беерофа семьсот сорок три.Неем. 7:29). Этот город называется также Кириаф-Ваал (60 Кириаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, и Аравва: два города с их селами .14 потом предел поворачивает и склоняется к морской стороне на юг от горы, которая на юге пред Беф-Ороном, и оканчивается у Кириаф-Ваала, иначе Кириаф-Иарима, города сынов Иудиных. Это западная сторона.Нав. 15:60; 18:14), Ваал (9 от вершины горы предел поворачивает к источнику вод Нефтоах и идет к городам горы Ефрона, и поворачивает предел к Ваалу, который есть Кириаф-Иарим;Нав. 15:9) и Ваал Иудин (2 И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.2 Цар. 6:2). Согл. Иерониму, К.-И. находился сев.-зап. Иерусалима, на расстоянии, к-рое в совр. исчислении составляет прим. 13 км, на пути в Диосполис (Лидду). Исходя из этого, его чаще всего отождествляют с совр. Кариат-эль-Инабом (называемым также Эль-Карие или Абу-Гош), лежащим в 13 км сев.-зап. Иерусалима, или с располож. рядом с ним холмом Эль-Азхар, название к-рого, возм., сохранило воспоминание о Елеазаре (1 И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа.1 Цар. 7:1). См. карту на стр. 388.

Русский Север… Земля, не избалованная Природой, которая открыла здесь лабораторию по выведению породы крепких, неприхотливых людей. Никогда не досаждал окрестным жителям своим вниманием к этим местам и Центр, которому вполне достаточно было получать отсюда первопроходцев и разнообразное сырьё, а также возможность понимания того факта, что нет Русской земле ни конца, ни края…
Поселение людей на месте Кириллова появилось в конце 14 века, после основания монахами Кириллом и Ферапонтом Белозерскими монастыря. И уже Екатерина вторая жаловала слободе высокое звание города. О чём и повествует мемориальная доска.

Место славится большим количеством озёр и обилием леса. Эти качества, к счастью, не растеряны округой и в наши дни.


Городок является местом отдыха, в северорусском, естественно, варианте.
С чистыми и крепенькими, в большинстве своём, домами.
Которые иногда пытаются подцветить местный ландшафт своими крышами.
Дворы расскажут о незатейливой жизни аборигенов.
Местная милиция расположилась в красивом особнячке, поэтому выглядит совсем не страшной и человечной.
Сюда можно с удовольствием зайти и подать жалобу на соседа.
Если же ассортимент предлагаемых заведением услуг покажется слишком мягким, то стоит пройти несколько шагов до городского суда.
Или послушать рассказ с балкона районного совета о предстоящей счастливой жизни.
Но , стоя в таких местах, нужно быть предельно внимательным. На этом балконе, с провалившимся полом, пытался выступить докладчик с большим грузом нерешённых проблем за плечами.
В Кириллове жизнь практически не уступает столичной. В кинотеатре можно посмотреть фильм о сексе или познакомиться с живой дамой на танцах.
Робкие же в общении могут дать выход своей энергии в спортзале.
С различными тренажёрами
И уголком для релаксации.
Главный очаг деловой жизни — городской бизнес-центр.
В книгах городского мемориала фамилии кирилловцев, погибших на фронте.
В уютном кафе, недалеко от автовокзала, недорого и вкусно кормят.
А остановиться на ночь можно в гостинице «Русь».
Сваленная напротив окон огромная куча угля создаст непередаваемое ощущение тепла и комфорта.
На интересных домах старой постройки
Установлены таблички с именами первых хозяев.
В Кириллове встречаются дома, украшенные резьбой по дереву. Причём, относящиеся к разным эпохам.
Городской туалет закрыт, что лишний раз показывает уважительное отношение к гостям города. Для этих нужд туристам предоставлены лучшие участки шикарной береговой полосы.
Кирпич в Кириллове не упадёт на голову неожиданно. За оставленное судьбой время можно спокойно решить, кому оставить автомобиль, а кто обойдётся старым диваном.
О близости к озеру говорят подобные вывески рыбацких артелей.
Но, конечно, главное сооружение города, да и всей округи, знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь. Он основан в 1397 году и помнит многие имена из российской истории. Здесь отбывали срок бояре и служители церкви. В монастырь приезжали молить о рождении сына родители Ивана Грозного. Бывал в нём и Пётр Первый…
Перед входом в него находится старинный полуразрушенный храм.
От Святых ворот начинается мощёная булыжником дорога.
Внутри монастырь сразу поражает своими размерами и прекрасным состоянием крепостных стен. Эти укрепления не раз отражали атаки врага. Они останавливали поляков и литовцев.
По территории протекает ручей, связанный с озером.
Поэтому, в случае осады, жители могли без проблем возделывать свои поля и ждать урожая.
Место соединения с большой водой надёжно защищено от проникновения неприятеля, в соответствии с нормами безопасности средних веков.
Внутри крепости есть ещё одно кольцо, в котором расположены основные здания.
Много храмов.
Преображенская церковь.
Церковь Ефимия Великого.
Дом настоятеля.
На сводах и стенах, под слоем снятой штукатурки, проступает древняя роспись.
На территории монастыря есть экспонаты деревянного зодчества (привезённые извне).
А также большой выбор различных сувениров.
Одной стороной монастырь выходит практически на берег озера.
Вдоль стен можно пройти по узкой кромке.
Обитатели монастыря, судя по всему, не теряют связи с внешним миром, и не хуже мирян осведомлены, что нового в «Доме-2» или как сыграл «Спартак».
А для отопления применяют современные трубы.
Излишне напоминать, что в святом месте правила поведения должны быть соответствующими. Если посетитель проведёт экскурсию достойно, то может рассчитывать, что Господь покажет ему своё расположение с помощью специальных птичек, под которыми все проходят на выходе.
Удивляет, что всё это было построено под руководством подмастерья.
Хотя, и некоторые нынешние постройки, после того, как отвалится дата с фронтона, туристы тоже будут принимать за сооружение той же эпохи.
Ну как тут не ответишь утвердительно Владимиру Ильичу, который, заглядывая каждому вышедшему в глаза, спрашивает «Ну как, понравилось? Приезжайте ещё!»
Потому что надпись на одном из домов легко принимаешь и на свой счёт.

КАССИАН

(нач. XV в.- после 1471), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастырей. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова), К. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря. 11 апр. 1448 г. Ростовский, Ярославский и Белозерский еп. св. Ефрем возвел К. в сан игумена Кириллова Белозерского мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 58-59. № 97). В «Сказании…» Паисия (Ярославова) и в Житии прп. Кирилла Белозерского, написанном Пахомием Логофетом, говорится, что К. «самовидец бяше блаженнаго». Это позволяет предположить, что К. пришел в Кириллов мон-рь при жизни прп. Кирилла Белозерского (т. е. до 9 июня 1427), а также датировать рождение К. временем не позже нач. XV в. (Утверждение И. С. Некрасова о том, что К. был выходцем из Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, не находит подтверждения.) Грамота еп. Ефрема адресована «в ограду святые Богородици в Кирилов манастырь… старцю Касьяну», т. е. ко времени возведения в сан игумена К. был старцем Кирилловой обители. К. сменил на посту настоятеля игум. Трифона, в 1448 г. ставшего настоятелем Спасского мон-ря в Московском Кремле (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь) и духовником вел. кн. Василия II Васильевича (в 1462 Трифон был хиротонисан на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа).

Согласно спискам игуменов Кирилловой обители, К. был настоятелем 22 года (см., напр.: РНБ. Соф. № 1418. Л. 10; № 1166. Л. 154; № 1499. Л. 17). Первое игуменство К. продолжалось 17 лет, до 1465 г., когда вслед. усилий Ростовского архиеп. Трифона, предшественника К. на посту настоятеля в Белозерском мон-ре, во главе обители встал брат Трифона Филофей. Вел. кн. Иоанн III Васильевич и ктитор Кириллова монастыря белозерский кн. Михаил Андреевич признали Филофея (дали ему жалованные грамоты). Однако через год белозерский князь сместил Филофея и вернул в обитель К. Согласно трактовке событий в Судном списке митр. Геронтия по вопросу подсудности Кириллова Белозерского мон-ря 1478/79 г., архиеп. Трифон поставил Филофея игуменом без ведома князя, а князь велел его «поимати, и оковати, да и монастырь у него отняти». К. был возвращен на игуменство «по челобитью и по прошению всеа братьи», очевидно, преподобный пользовался авторитетом в мон-ре и имел там немалую поддержку (АСЭИ. Т. 2. С. 279-282. № 315). В 1467 г., вскоре после изгнания Филофея, архиеп. Трифон оставил Ростовскую кафедру.

По подсчетам Н. К. Никольского, 2-е настоятельство К. продолжалось с апр. 1466 по 1471 г. Если принять мнение И. А. Голубцова, что в хронологических расчетах следует «держаться включительного счета лет», то окончание игуменства К. в Кирилловом мон-ре нужно датировать 1470 г. (Филофей управлял монастырем в 1465-1466; см.: Там же. С. 282). П. М. Строев полагал, что К. был настоятелем 22 года без перерыва, а игум. Филофей сменил его в 1469 г., с этим мнением не согласились Никольский и Голубцов. И. М. Концевич ссылался на Четьи-Минеи, в которых в день памяти прп. Иоасафа Каменского было отмечено: «игумен Кассиан управляет монастырем Каменным с 1469 г.» (Концевич. 2002. С. 110). Однако совр. исследователям этот источник неизвестен, указанная же дата представляется вторичной по отношению к справочнику Строева. Г. В. Семенченко полагал, что игум. Филофей сменил К. на посту игумена весной 1461 г. (сразу же, как только его брат Трифон стал Ростовским архиепископом) и оставался им до весны или нач. лета 1462 г. Эта т. зр. не подтверждается перечнем игуменов Белозерского монастыря и монастырскими актами. Она была оспорена С. Н. Кистерёвым, считавшим допустимым «22 года игуменства Кассиана… отсчитывать от начала 1447 г., когда он после получения нового назначения игуменом Трифоном мог… исполнять обязанности игумена, ожидая официального поставления. Руководство монастырем… в позднейшем списке игуменов зачтено в общем сроке в 22 года» (Кистерёв. 1998. С. 65). По мнению исследователя, К. был игуменом с нач. 1447 г. до лета-осени 1469 г., Филофей являлся настоятелем в 1463-1464 гг. Уточнить время игуменства К. помогают записи в монастырских книгах. Инок Варсонофий, переписавший в Белозерском мон-ре в 1459 г. Лествицу Иоанна Синайского, в записи сообщил, что он трудился «повелением господина игумена Касиана в десятое лето игуменства его» (РНБ. Кир.-Бел. № 36/161. Л. 354). В записях на др. книгах К. упоминается как игумен в 1452 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 1/1240), 25 авг.- 9 нояб. 1462 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 295/552), в 1467 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 296/553).

В 1448 г. К. стал игуменом в сложный для Белозерского мон-ря период нестроений, когда часть братии пыталась отстоять неизменность устава прп. Кирилла. К. был призван восстановить мир после неудачного игуменства Трифона, ставшего настоятелем после Иннокентия и Христофора, непосредственных учеников прп. Кирилла. Трифон был для Белозерской обители пришлым игуменом, не знающим Кириллова устава. Негативную характеристику игум. Трифону и его не названному по имени преемнику, по всей видимости Филофею (родному брату Трифона), дал в «Отвещании любозазорным…» прп. Иосиф Волоцкий: «Он же (вероятно, игум. Филофей.- Авт.) подобная прежнему (игум. Трифону.- Авт.) творяше: некоторая предания святаго Кирилла в небрежение полагаше, еще же в церкви на соборном пении и, на трапезе егда ядяху, любляше беседы творити и ненужная глаголати». Когда старцы обители Илия Чапей и Игнатий Бурмака пытались вразумить игумена, он их бил жезлом, потом «устыдеся своего жесточества, отиде от них» (Иосиф Волоцкий. 2001. С. 102). Можно утверждать, что прп. Иосиф имеет в виду Филофея (а не К.), потому что в «Отвещании любозазорным…» говорится о коротком периоде, когда «бесчинствующий игумен» управлял мон-рем, а К. был настоятелем 22 года. К. приложил все усилия, чтобы восстановить в монастыре порядки прп. Кирилла. Он пригласил Пахомия Серба, написавшего по его благословению Житие преподобного. Пахомий, знакомый с К., характеризовал его как настоятеля «достойна игуменом глаголатися, мужа, от многых лет в трудех постничьскых състаревшася» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 134). В Житие прп. Кирилла был внесен раздел, начинающийся со слов «Бяше же устав блаженаго Кириила…», с характеристикой общежительных норм Белозерского мон-ря, к-рый восходит скорее всего к нравственно-дисциплинарному сборнику «Старчество».

Хорошие отношения сложились у К. с великокняжеской семьей — Василием II, его матерью Софией Витовтовной и супругой Марией Ярославной. Вел. кнг. София дала монастырю Сеземские пустоши (Там же. С. 59-61. № 98-99), освободив их от дани на 15 лет. Это пожалование позднее подтвердила вел. кнг. Мария Ярославна. Василий II передал мон-рю двор в Вологде (Там же. С. 63-64. № 103), 4 дек. 1456 г. освободил от дани, поборов и торговых пошлин на 10 лет новоприходцев в монастырском с. Ивановском на Вологде (грамоту подтвердил вел. кн. Иоанн III Васильевич), др. грамотой вел. кн. Василий II освободил жителей села от постоев (Там же. С. 105-107. № 169, 170). В 1467 г. грамоту на двор в Вологде подтвердил вологодский кн. Андрей Васильевич (Там же. С. 113-114. № 180). Игум. Филофей получил от вел. кн. Иоанна III подтверждение грамоты Василия II об освобождении монахов Кириллова мон-ря от уплаты торговых пошлин на всей территории великого княжения (Там же. С. 57-58. № 96; на имя К. такого подтверждения не последовало).

Документы из монастырского архива говорят об отношениях игумена и братии Белозерского мон-ря с Ростовскими архиепископами. Архиеп. Феодосий 13 янв. 1455 г. освободил принадлежавшие мон-рю церкви в Рукине слободке (Рукино) и Ивицах (ныне села в Кирилловском р-не Вологодской обл.) от пошлин и суда десятинников (Там же. С. 97. № 161). Ранее таких грамот в мон-рь не поступало. Трифон, ставший Ростовским архиепископом в мае 1462 г., уже 27 июня того же года дал такие грамоты не только храмам в Рукине слободке и Ивицах, но и церкви на Сезме (ныне Шекснинский р-н Вологодской обл.) и в Романовой слободке (ныне с. Романово Череповецкого р-на Вологодской обл.) (Там же. С. 110-112. № 174-176).

К. неоднократно выполнял дипломатические поручения вел. кн. Василия II. По свидетельству «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», К. по заданию вел. князя и свт. Ионы дважды ездил в К-поль «о церковном исправлении». Эти поездки правомерно соотнести с сохранившимися сходными по тексту, но разновременными грамотами Василия II К-польскому патриарху (1441) и визант. императору (1443) (АИ. Т. 1. С. 73. № 39; ПСРЛ. Т. 6. С. 162-167; Т. 20. С. 251-254). (Поездки К. не связаны с подготовленным в Москве в июле 1451 (или 1452), после поставления Ионы на митрополичью кафедру Собором рус. епископов, посланием в К-поль имп. Константину XI: послание не было отправлено, поскольку визант. столица была окружена османами — РФА. 2008. С. 106. № 13.) По-видимому, в нач. 1459 г. К. и троицкий игум. Вассиан (см. Вассиан I (Рыло), свт.) находились с посольством в Литве (их имена названы в послании митр. Ионы Новгородскому архиеп. Ионе (РИБ. Т. 6. № 86. Стб. 643)). Игумены должны были побудить правосл. духовенство, князей и панов не принимать поставленного в Риме Киевского митрополита-униата Григория и сохранить верность Московскому митрополиту. Возможно, участие в такой миссии было связано с более ранними поездками К. и говорит о доверии к нему Василия II и митр. Ионы. Посольство посетило Киев, где игум. Вассиан получил вклад для Троице-Сергиева мон-ря. Когда Вассиан стал Ростовским архиепископом, былые контакты с ним, видимо, способствовали смягчению противоречий между Белозерским монастырем и Ростовской кафедрой, 5 марта 1468 г. архиепископ освободил от пошлины церкви в Романовой слободке (АСЭИ. Т. 2. С. 116. № 183).

Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», в благодарность за службу Василий II отпустил К. из Белозерского мон-ря «в пострижение его на Каменое» (Сказание Паисия Ярославова. 2005. С. 42). В этом фрагменте «Сказания…» хронологическая неувязка, поскольку Василий II скончался в 1462 г., а К. оставался игуменом Кириллова Белозерского мон-ря до 1470 или 1471 г. и какое-то время после своей отставки еще находился в обители, что подтверждается грамотой преемника К. игум. Игнатия: «Се яз, игумен Игнатей Кирилова монастыря, поговоря з братьею, с игуменом с старым с Касьяном… выменил есми» (АСЭИ. Т. 2. С. 139. № 215, 1471-1475 гг.). По-видимому, со сменой настоятелей была связана выдача 6 дек. 1471 г. неск. грамот игум. Игнатию на вологодские владения Белозерского мон-ря (Там же. С. 122-129. № 191-199).

В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» сообщается, что К. постриг в монашество прп. Иоасафа Каменского (в Житии прп. Иоасафа его постриг отнесен к 1452 г., а преставление — к 1457 г., в это время К. был игуменом Кириллова мон-ря). В «Сказании…» кончина К. отнесена ко времени между преставлением прп. Иоасафа и пожаром в Спасо-Каменном мон-ре 3 сент. 1476 г. Если К. жил в Белозерском мон-ре до 1471-1475 гг., то скончался в Спасо-Каменном мон-ре, видимо, незадолго до 3 сент. 1476 г. Голубцов считал, что К. был погребен в Кирилловом мон-ре, ссылаясь на монастырский братский синодик, в котором игум. К. назван среди «преставльшихся в дому Пречистыя Богородица, честнаго Ея Успениа, святаго и преподобнаго отца нашего Кирила» (АСЭИ. Т. 2. С. 282; . 1897. С. LIX). Однако списки братского синодика отличаются друг от друга. В рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 754/1011 отсутствует фраза с перечнем имен первых игуменов мон-ря; в списке РНБ. Кир.-Бел. № 759/1016 Никольский считал эту фразу «позднейшей прибавкой». Кроме того, далеко не все лица, названные в братском синодике, в действительности скончались и были погребены в Кирилловом Белозерском мон-ре. В частности, в синодике упоминались Пермский и Вологодский еп. Филофей, умерший и погребенный в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, царь Симеон Бекбулатович, чье надгробие находится в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре, и др. В случае К. следует предпочесть свидетельство «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», где говорится, что К. был погребен на Каменном о-ве «с полуденныа страны церкве» (Преображенского храма). Во 2-й пол. XIX в. мощи К. почивали под спудом около сев. стены в нижнем юж. приделе Спасо-Преображенского собора, над ними была устроена гробница, на которой стоял образ преподобного. Преображенский собор был взорван в кон. 30-х гг. XX в., погребение К. утрачено.

Ист.: АСЭИ. Т. 2. С. 58-116. № 97-183; С. 139. № 215; С. 143-146. № 223; С. 279-282. № 315; Иосиф Волоцкий, прп. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих: Слово 10 // Древнерус. иноческие уставы / Сост.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 98-112; Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; то же // Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; То же // Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели / Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-43; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказатель / Ред.: А. С. Герд. СПб., 2007. С. 88-89; Житие Кирилла Белозерского, написанное Пахомием Логофетом // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские / Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, Е. Г. Водолазкин, Е. Э. Шевченко. СПб., 1993. С. 54-55, 86-91; // Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. Прил. 5. С. LIX-LXXXIII.

Лит.: СИСПРЦ. С. 144-145; Некрасов И. С. Пахомий Серб, писатель XV в. Од., 1871; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 284-285; Верюжский. Вологодские святые. С. 303-305; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 1910. Т. 1. Вып. 2; 2006. Т. 2; Семенченко Г. В. Церковно-полит. борьба на Белоозере в 60-х гг. XV в. // ДГСССР. 1987. М., 1989. С. 122-128; Макарий. История РЦ. Кн. 4 (по указат.); Кистерёв С. Н. Круг знакомств Ефросина Белозерского // Очерки феод. России. М., 1998. Вып. 2. С. 61-87; Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Др. Руси. М., 2002. С. 109-110; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре // Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90; Семячко С. А. Устав прп. Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках // ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 450-559.

С. А. Семячко, Б. Н. Флоря

Иконография

Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий
Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий К. упомянут под 29 февр. в тексте подлинника 20-х гг. XIX в. (РНБ ОР. Погод. № 1931. Л. 116 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140). Согласно надписи на серебряном венце, К. изображен на иконе «Господь Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ; см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Икона, украшенная серебряным окладом, упоминается в Описях имущества мон-ря 1675 и 1688 гг. с правой стороны от царских врат (ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. 1. Л. 2 об.; Ед. 3. Л. 4-5; см.: Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты / Авт.-сост.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 45). В наст. время образ находится под записью XIX в., уточнить иконографию К. невозможно. Его иконы отсутствуют в текстах описей Спасо-Каменного монастыря 1670 и 1701 гг. (Переписные книги. 2011. С. 110-200).

К. представлен в одной из групп подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Живопись выполнена в академическом стиле иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х — 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). Святой облачен в монашеские одежды, на голове куколь, глаза прикрыты, борода седая средней величины, на конце раздвоенная.

Е. А. Виноградова

Административное деление:

В настоящее время Кирилловский район объединяет 7 поселений – город Кириллов и 6 сельских поселений, в состав которого входят 478 сельских населенных пунктов.

Географическое положение:

Кирилловский район расположен на северо-западе Вологодской области в 129 километрах к северу от Вологды и в 100 километрах от Череповца. Удалённость района от Москвы — 593 километра, от Санкт-Петербурга — 624 километра. Район граничит с Вожегодским, Вологодским, Белозерским, Череповецким, Шекснинским, Усть-Кубинским, Вашкинским и Вытегорским районами Вологодской области и Каргопольским районом Архангельской области. Крупнейшие водоёмы — озёра Белое и Воже, Шекснинское водохранилище. Кроме этого, много небольших озёр, речек их соединяющих и крупных болот. По территории района проходит Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская водная система.

Транспорт:

Транспортная сеть в районе представлена автомобильными дорогами и судоходными водными системами. Основу водного каркаса составляют Волго-Балтийская и Северо-Двинская системы. Общая протяжённость сети автомобильных дорог составляет 554 километра. Главной из них является федеральная трасса А 119 «Вологда — Медвежьегорск». Основные теплоходные причалы: «Горицы» и «Кузино».

Близлежащая ж/д станция — Череповец, 92-й км, на линии «Санкт-Петербург — Вологда — Киров».

Экономика:

Численность населения района по состоянию на 01.01.2016 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики 15,1 тысяч человек.

В районе функционирует около трехсот предприятий и организаций, зарегистрировано более двухсот пятидесяти предпринимателей, основными видами, деятельности которых являются торговля, бытовое обслуживания населения, услуги в сфере транспорта и связи, сельхозпроизводство.

Кирилловский муниципальный район характеризуется диверсифицированной структурой экономики. Наиболее ярко представлены такие виды экономической деятельности, как агропромышленное производство и сфера туризма. В районе производятся пищевые продукты, ведется обработка древесины, наложено производство технологического оборудования. В районе также производятся строительные материалы (гравий, щебень, песок строительный).

Туризм и достопримечательности:

Кирилло-Белозерский монастырь – мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера. Находится в черте города Кириллова, который вырос из слободы при монастыре. Его основатель — преподобный Кирилл.

Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца XV в.до конца XVII в. Историческая структура обители включает в себя ансамбли большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территорию несохранившийся крепостью между ними. Монастырь окружен крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля – Успенский собор (1497 г.). До наших дней почти полностью дошел иконостас Успенского Собора. По периметру площади, раскинувшейся вокруг комплекса Успенского собора, размещаются хорошо сохранившиеся строения: казенная палата, архимандричьи кельи, монашеские корпуса. С 1924 г. монастырь стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Здесь можно осмотреть уникальные коллекции древнерусской живописи, шитья, памятники археологии, предметы народного искусства, сборники редчающих рукописных книг.

Ферапонтов Белозерский Богородице — Рождественский монастырь – бывший православный мужской монастырь, редкий образец сохранности и красоты русского северного монастырского ансамбля XV-XVII вв., основан преподобным Ферапонтов в 1398 г. Монастырь, находящийся в 20 км на северо-востоке от Кириллова, выстроен на холме между двух озер – Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Ферапонтов монастырь был значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья. В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят: собор Рождества Богородицы (1490 г.); церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1531 гг.); Казенная палата (1530-е гг.); церковь преподобного Мартиниана (1641 г.); надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта (1650 г.); колокольня (1680 гг.); ограда (XIX-XX вв.). В главном храме бывшего Ферапонтова монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 г. знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени. Эти росписи считаются самым вдохновенным произведением знаменитого иконописца, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля.

Национальный парк «Русский Север» создан на территории Кирилловского района 20 марта 1992 года в целях сохранения природно-культурных уникальных комплексов Вологодского Поозерья, использования их в рекреационных, эколого-просветительских, научных целях. Общая площадь парка составляет 166,4 тыс. га. На его территории расположены два уникальных лесных массива – Шалго-Бодуновский и Сокольский бор, которые удивляют нас богатством и разнообразием северной флоры и фауны.

Бесчисленные речки, озера, ручьи, притоки, протекающие по территории национального парка, относятся к бассейну Каспийского моря, лишь реки Порозовица с притоками и Модлона – к бассейну Белого моря.

На территории парка произрастает более 1000 видов высших растений, мохообразных – 200 видов, лишайников – 150 видов. Отмечено 60 видов редких растений, 8 видов занесено в Красную Книгу, сохранились реликтовые и очень редкие водные растения. Обнаружено 269 видов позвоночных животных, в водоемах встречаются 29 видов рыб, 6 амфибий, 178 видов птиц, 50 видов млекопитающих.

В 15 км от города Кириллова на берегу р. Шексны расположился историко-этнографический комплекс «Сугорье». На территории комплекса воссоздана древнерусская усадьба «Княжий двор» с бытовыми и хозяйственными постройками, ремесленными мастерскими, сувенирной лавкой. В усадьбе проводятся разнообразные интерактивные экскурсии, объединенные общей темой – эпохой Древней Руси. Гости «Сугорья» узнают о древнем Сугорском княжестве, располагавшемся в этих местах, о знаменитом торговом пути «из варяг в персы», проходившем по реке Шексна, на основе весельной ладьи «Славянка» знакомятся с принципами древнего судостроения. Ежегодно

впервые выходные августа на территории комплекса проходит Межрегиональный исторический фестиваль «Сугорье», главным мероприятием которого является масштабная инсценировка штурма древнерусской крепости викингами.

История:

В 1397 году с приходом на Сиверское озеро московского монаха Кирилла было основано поселение, выросшее вокруг созданной им обители, Кирилло-Белозерского мужского монастыря, которое в 1776 году было провозглашено уездным городом Кирилловом. Район образован из Кирилловского уезда Череповецкой губернии 1 августа 1927 года в составе Череповецкого округа Ленинградской области. В 1930 году округ был ликвидирован, в 1937 году, после создания Вологодской области, район вошёл в её состав.