Клаус

Наш Новый Год не мыслим без доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Ни одно западное Рождество (Европа, Англия, США и другие) не обходится без самого главного персонажа — Санта Клауса. Но кто же этот добросердечный даритель подарков? Это реальный персонаж или выдуманный? Почему его так назвали и где он живет? На все эти вопросы я постараюсь вам сегодня ответить. Санта КлаусТочно могу сказать, что Санта Клаус это вполне реальный человек, который жил в древности. Правда, звали его по-другому, выглядел он иначе и родился он не в Лапландии, как принято считать, а в местечке Миры Ликийские в 253 году нашей эры, на современной территории Турции. А звали его тогда Святым Николаем. Он был простым епископом, который готов был принять смерть за свою веру и всегда боролся за добро.

Ходили легенды, что Святой Николай сам был очень зажиточный, но не жадный. Он помогал всем несчастным и бедным, по ночам незаметно подбрасывая в их башмаки, которые они оставляли у дверей, монеты, и клал на окна вкусные пирожки. Так святой Николай стал любимцев детей. Однако своим заступником и святым его также избрали купцы, пекари, заключенные и моряки.

Но как он стал символом Рождества? День Святого Николая празднуется 6 декабря. В 10 веке в кафедральном соборе немецкого города Кельна ученикам христианской школы в этот день стали раздавать выпечку и фрукты. Очень быстро эта традиция получила широкое распространение в других городах и странах. Вспоминая легенду, люди стали на ночь вешать специальные праздничные чулочки или башмачки, чтобы Николай положил туда свои дары.

Принято считать, что Святой, заходящий в дома по ночам, спускаясь по печной трубе, послушным детям приносит подарки, а озорникам, шалунам и проказникам — розги. Поэтому дети задолго до праздника стараются вести себя хорошо, а родители при их плохом поведении сразу напоминают о том, что в дар можно получить розги. Иногда, даже вместе с презентами ребятишкам дарят небольшие веточки.

Чудесное преображение

Как Святой Николай стал Санта Клаусом? В США этот персонаж попал из Голландии в 17 веке. В 1626 году фрегата из нескольких голландских кораблей прибыла в Новый свет. На носу главного корабля «Goede Vrove» стояла фигура Николая, который, как я уже говорила, был также покровителем моряков.

Мореплаватели купили за 24 доллара землю у коренных жителей Америки — индейцев и дали название поселению — «Новый Амстердам». Сегодня эта «деревушка» стала самым крупным городом США и одним из самых известных городов в мире — «Нью-Йорк». Нидерландцы фигурку святого сняли с корабля и перенесли на главную площадь, чтобы Николай защищал поселок.

Только вот индейцы и новые жители говорили на каком-то своем языке, а не по-английски. Они не могли четко выговорил имя святого и фраза звучала как «Синтер Клас», потом преобразилась в «Санта Клас», а с течением времени в привычную нам «Санта Клаус». Вот так Святой Николай чудом преобразился в Санта Клауса, который в Сочельник разносит подарки по домам.

Однако на этом история преображения уже Санта Клауса не заканчивается. Поэма Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая», опубликованная в канун Рождества 1822 года, стала важным этапом перевоплощения. В 20 четверостишьях описывается встреча ребенка с Санта Клаусом, который принес ему подарки. В поэме от прежнего святого практически ничего не осталось, он начисто был лишен строгости и серьезности. Санта на саняхУ К. Мура Санта — веселый, жизнерадостный эльф с трубкой во рту и круглым брюшком. В результате этой метамарфозы Николай навсегда потерял епископальный облик и пересел на упряжку с оленями. В 1823 году в поэме «Ночь перед Рождеством» были перечислены имена 8 оленей Санты:

Только в 1939 году появился девятый олень Рудольф с большим и блестящим красноватым носом. РудольфМеж тем, иллюстратор Томас Наст детально доработал образ Санта Клауса в 1860—1880 гг. в журнале «Harper’s». У Санты появились такие незаменимые атрибуты, как список плохих и хороших детей, северный полюс. Но и это еще не конец превращения.

Клауса, напрочь лишенного святого нимба, наряжали во всевозможные разноцветные одежды. Но в 1931 году известный бренд Coca Cola запустила рекламную кампанию, лицом которой стал Санта Клаус. Хаддон Сандблом — американский художник — изобразил белобородого добродушного старичка в красно-белой одежде и с газировкой руках.

В итоге Санта Клаус приобрел образ, который сегодня мы все можем видеть. Это толстенький веселый старик, разносящий подарки в ночь Рождества. У него обязательно красная куртка или полушубок, белая борода, красная шапка и штаны с белой оторочкой. Санта Клаус передвигается на санях, запряженных 9 северными оленями и до краев наполненных дарами для послушных детей по всему миру.

В Великобритании его принято называть «Father Christmas», что означает «Батюшка Рождество». А вот наш русский Дед Мороз к Святому Николаю не имеет никакого отношения. Наш дедушка Мороз — это фольклорный обрядовый персонаж, живущий в лесу или, как сегодня считается, его резиденция в Великом Устюге. Зима — его жена. Вместе они правят на земле с ноября по март. В очень старых сказках его иногда называют Морозко или Дед Трескун.

Где сегодня живет Санта Клаус?

Самые близкий родственник Деда Мороза — Йолупукки, который живет в Лапландии, здесь же обитает и Санта Клаус. С 1984 года решением ООН Лапландия была официально провозглашена Землей Деда Мороза. Здесь же находится и резиденция Санты, в которой он вместе с гномами и эльфами живет весь год. Именно туда дети со всего мира пишут письма с пожеланиями по адресу: Полярный круг, 96 930, Финляндия или на Интернет-сайт: santamail.com.

Финское правительство возвело Санта Клауса в культовый ранг, построили ему дом на склоне горы Корватунтури, сделали рекламу, создали сайт и объявили его электронный адрес на весь мир. Именно Йолупукки из Лапландии (Финляндия) ежедневно получает больше всего писем от взрослых и детей со всех стран мира.

Ежегодно 24 декабря в полдень он на своих северных оленях приезжает в самый старинный финский городок Турку в сопровождении тоннту, своих юных помощников — девочки мальчики в красных комбинезонах и колпаках. Здесь со здания городского совета провозглашается приход Рождества и поются новогодние песни.

Но благодаря америнской рекламе и настойчивости западный Санта Клаус постепенно вытеснил и английского Father Christmas, и финского Йолупукки, и французского Рождественского Деда. И даже нашего любимого и родного Дедушку Мороза. Скажу даже больше, турки поставили памятник Святому Николаю в городе Демра, однако стоит на постаменте не епископ, а веселый бородач с огромным мешком подарков!

Однако, судя по всему, это не окончательные изменения в образе святого. К примеру, в Израиле, где строго соблюдаются религиозные традиции, Рождество не празднуют. И если вы захотите там купить рождественские открытки или другие аксессуары, то вам будет найти их весьма проблематично.

Но на то они и евреи — найдут выход из любой ситуации! На прилавках израильских магазинов в канун Рождества стали постепенно появляться открытки с изображением Санта Клауса, у которого на голове красуется иудейская кипа вместо традиционного красного колпака. На открытках пока что отсутствуют праздничные поздравления, но что-то мне подсказывает: Толи еще будет!

Ну, а если серьезно, то мне кажется, что не важно, кто постучится к вам в дверь в новогоднюю или рождественскую ночь: Дед Мороз, Санта, Николай, Батюшка Рождество или Йолупукки. Главное верить в волшебство и доброту, чтобы веселый волшебник принес вместе с подарками улыбки и радость. А как его зовут, вы спросите у него сами, когда встретитесь в волшебную ночь.

Желаю вам исполнения самых заветных желаний, пусть добрый Санта принесет счастье в ваш дом!

Николин день: Как Святой Николай стал прототипом Деда Мороза, Санта Клауса и других сказочных Рождественских героев


Cанта Клаус. Хэддон Сандблом. / Святой Николай.

Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки, Пэр-Ноэль, Юлетомте — любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему — Святитель Николай, самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря.

Икона Святого Николая-Угодника.

Никола-Угодник, глубоко чтимый святой многими народами земли, попал в народные сказки из христианских легенд и преданий, которые гласят, что родился он в турецком городе Патары в 258 году в семье супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя ребенку родители дали Николай (Николас), с греческого языка означающее «победитель народов».

В водах Иордана.

Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.

Приданое для трех девиц. (Джентиле да Фабриано, ок. 1425).

По одному из преданий Святой Николай случайно узнал, что разорившийся купец чуть было не отправил троих красавиц-дочерей зарабатывать на жизнь блудом. Увидев тяжкие мысли отца, горечь и безысходность его положения, юноша подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, очень обрадовался такому счастью и на вырученные за золото деньги выдал дочерей замуж. По иной версии Николай подбрасывал деньги несколько дней, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки девушек, сушащиеся у огня. Так он помог многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.

Избавитель невинно-погибающих.

Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами и чудесами: спас родной город Ликию от голода, во время мятежа во Фригии, помог троим императорским воеводам успокоить толпу и решить конфликт мирным путем, сохранил жизнь невинно осужденным. А еще он мог утихомирить море, остановить бурю, шторм и спасти утопающих.

Помощь утопающим.

Почитание Святого Николая на Руси

Николай Чудотворец был столь почитаем на Руси, что во многих странах в нем стали видеть исконно русского святого. Простой люд считал Николая вторым заступником после Бога. День памяти Николая угодника в декабре установлен в день смерти святого, а в августе — в день его рождения. В народе его называли «Никола зимний» или «Никола осенний». Есть еще «Никола весенний» — в день памяти переноса мощей святого в город Бари.


Святой Николай, разносящий подарки детворе под Новый год.

Издревле считалось, что в эти дни Святой Николай, опускаясь с небес, обходит всю землю и помогает бедному народу, который молился ему во всех тяжких жизненных ситуациях, и он им приходил на помощь. Проводы на войну, венчание, тяжкие роды, любые трудности в жизни были обязательно сопряжены с молитвами этому святому. Молись ему и воины на полях сражений.

Стоящий у врат рая.

По славянскому преданию считалось, что святой Николай был начальником рая, отпирающим райские врата большим ключом и встречающим у них души умерших. В 17-18 веках была широко распространена традиция влаживать в руку покойного письмо к Николаю Чудотворцу с прошением о прощении усопшему грехов его.
Николай Угодник — мужицкий Бог, в поверьях русского крестьянства ассоциировался с покровителем урожая, плодоношения, пчеловодства, домашней живности и диких зверей.

Икона Николая-угодника Чудотворца.

Интересен тот факт, что согласно преданию иконография «Николы зимнего» существенно изменилась во времена властвования Николая I, обратившего внимание на то, что в иконографии его небесный покровитель изображен без головного убора и сделавшего замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнинего» была облачена в митру.

Как Святой Николай попал из Европы в Америку

Каждая из православных стран имела свои традиции и своего персонажа, который ассоциировался с образом доброго и справедливого святого. Этот герой всегда старался помочь бедным и вознаградить послушных, и наказать за плохое поведение нерадивых.
Популярность Святого Николая в былые времена была очень велика в Голландии, так как будучи морской страной, всегда уповала на помощь святого, который покровительствовал морякам.


Спасение моряков (Джентиле да Фабриано, ок. 1425).

Во время Реформаций в Европе, а в особенности в протестантской религии, культ святых практически исчезает. И лишь в Голландии традиция в день памяти святого класть в деревянные башмачки детей сладости и фрукты осталась незыблемой.

Это одна из старых немецких гравюр, на которой дети и сам Санта Клаус собрались у «дерева Клауса». Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

И что интересно, именно голландцы привезли в 1626 году в Северную Америку фигуру Святого Николая, установленную на носу одного из фрегатов, и свою традицию его почитания. В Новом Свете они купили у индейцев кусок земли за двадцать четыре доллара и назвали свое поселение Новым Амстердамом, ныне Нью-Йорк.

Святой Николай — покровитель моряков.

Деревянная скульптура Николая Святителя была установлена на главной площади, а со временем имя «Santa Nicolas» трансформировалось в «Санта Клаус». Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру.

Санта Клаус. Том Ньюсом.

В 1822 году в канун Рождества, преподаватель литературы Колумбийского университета Клемент Кларк Мур сочинил для своих шестерых отпрысков сказку в стихах «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», где за главного героя взял Санта Клауса, который по сюжету стихотворения является в ночь перед Рождеством и опускается с большим мешком по каминной трубе в дом, чтобы положить под елку подарочки ребятне. Изобразил его литератор веселым и толстеньким старичком и с трубкой, которой дымит, не переставая.

Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура.

Дети Кларка тот час же узнали в этом персонаже слугу их дома — упитанного и веселого голландца. В стихотворении он был одет шубу, имел белую бороду и красный нос, а средством передвижения у Санты были восемь оленей, запряженных в сани, с серебряными колокольчиками на шеях.

Санта Клаус на оленях.

Клемент Мур, почитав свое творение детям и удовлетворившись их восторгом, спрятал рукописный текст в стол и напрочь забыл о нем. Но получилось так, что через год его друг без спросу отнес этот стих в газету Sentinel, которая и напечатала сочинение Клемента в канун Рождества 1823 года.


Санта-Клаус. Художник: Хеддон Сандблом. (1931).

Успех был неожиданно громким. Газеты и журналы наперебой печатали рождественское стихотворение, а вскоре появилось и отдельное его издание. Так, Клемент Мур, не думаючи, не гадаючи, стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов американцев.

Санта Клаус.

И в довершение ко всему, в 1930 году компания «Кока-Кола» придумала очень хитрый рекламный ход, позволяющий не забывать об их чудесном напитке ни летом, ни зимой: чикагский художник Хэддон Сандблом нарисовал одежду Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.
Совсем недавно православный мир чтил память апостола Андрея Первозванного, а почему этот день с нетерпением ждут незамужние девушки читайте в обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

Откуда взялся Санта Клаус

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад. Образ Санты складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, перчаточки и мешок с подарками.

рис.3. Откуда взялся Санта

19 декабря вся Русь Православная отмечает день святителя Николы Угодника. Именно он стал прообразом сегодняшнего Санта Клауса, как его называют на Западе. Откуда взялся толстый новогодний мужик в красном зипуне, который разъезжает на оленях, живет почему-то в Лапландии и дарит всем детям подарки? А ведь Санта Клаус, то есть святой Николай, жил в 4 веке в городе Миры страны Ликия (нынешняя Турция), был худощавым монахом и даже вряд ли видел снег. Как же случилось, что имя одного из величайших подвижников Церкви стал персонажем новогодней детской сказочки? Ответ прост — апостасия, всеобщее отпадение от веры христианской, от Матери-Церкви. Сегодняшний американец не понимает, при чем Христос в Рождестве, потому что и само слово Рождество — Christmass («Христова месса») стало писаться вот так — «X-mas». Близость памяти этого святого к Рождеству сделало его героем этого праздника, потерявшего для западного человека всякие христианские корни.

Святитель Никола Угодник.

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы).

Санта

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус. А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково — Святой Николай.

Санта

Кто же был этот самый святой Николай, которого почитают во всем мире, хотя и в абсолютно придуманном образе? Ответ на этот вопрос дает его жизнеописание или, говоря церковным языком, его житие.

Будущий святой родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, на южном берегу Малой Азии (сейчас это территория Турции). Его родители были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. По их горячим молитвам Господь даровал-таки им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».

С юных лет почти все свое время мальчик проводил в церкви, в более зрелом возрасте принял сан священника. Когда его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство, для него не было никакого сомнения в том, что оно должно быть употреблено для помощи нуждающимся. Такой случай вскоре представился.

Неподалеку проживал некогда знатный и богатый человек, впавший теперь в крайнюю нужду. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решился на крайнюю меру: поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил им помочь. Трижды по ночам он подкрадывался к их убогому жилищу и бросал в окно по мешочку с золотом. Вскоре все сестры удачно вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он в свою очередь стал тоже помогать людям. Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались — он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя.

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме — с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.

Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями — волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, — без подарков опять обойтись было невозможно. А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (вспомните эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии.

рис.7. Откуда взялся Санта

Сегодняшний Санта Клаус — совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

рис.1. RESERVED

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он — в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

рис.6. Откуда взялся Санта

Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет на северном полюса, другие – что он поселился в местечке Рованиеми на севере Финляндии. В современной Финляндии даже существует специальная служба для ответов от лица Санта Клауса, и это понятно, т.к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем от детишек разных стран с просьбами и пожеланиями.

Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова «зола») св. Николая (в православной традиции Николая-Угодника) первыми голландскими поселенцами в Америке. Он считался покровителем мореходов и детей, для которых весь год готовил подарки, а в рождественскую ночь развозил их и оставлял в подготовленных для подарков чулочках. Правда, так стало считаться позже, а у голландцев Sinterklaas был, скорее, суровым воспитателем, ибо насыпал золу в чулки тем детям, которые вели себя не так, как надо. Особую популярность главный рождественский герой приобрел после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк МУР в 1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется в предрождественскую ночь, когда засыпают даже мыши, и спускается по каминной трубе с мешком, полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям.

Стихотворение быстро разошлось и стало популярным, что несколько обидело профессора, так как был очень серьезен и не одобрял веселья, в которое превратилось празднование рождества.

А лет через сорок карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел завершенность: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги.

Русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора. Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Его минус — зачастую просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности — просто душа просит. Но для безголосых, безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит, но и поцеловать может.

Где родился Санта Клаус

Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США сравнительно недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход святого Николая», в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с подарками.

Маринка Картинка 11.12.2012

Крепкий старик в красно-белом одеянии, с седой бородой, добрым лицом и хитрым прищуром, на оленях… Узнали? Еще бы, этот образ детства известен почти каждому — от финских хладных скал до пламенных Гавайев (и даже от Владивостока до Калининграда). Санта-Клаус, он же Пер Ноэль, он же Йоулупукки. Всегда с полным мешком, всегда один.

Фирменные цвета газировки

Удивительно, но самый узнаваемый символ новогодних праздников на самом деле появился относительно недавно. Не сам по себе, а по заказу фирмы «Кока-Кола». Конечно, образ Санты и до этого был известен (см. «Из истории вопроса»), но речь именно о современном символе Рождества.

В 30-х годах ХХ века «Кока-Коле» для рекламной кампании был нужен новый положительный образ в узнаваемых фирменных цветах. Придумать его поручили художнику финско-шведского происхождения Хэддону Сандблому. Кто, как не представитель северных народов, лучше всех знает, как выглядит настоящий зимний волшебник!

Из злого «рождественского козла» (слева) новогоднее божество превратилось в добродушного старика.

Задача перед Сандбломом стояла непростая: он-то знал всю правду о старике от приехавших из Финляндии родителей. Что на самом деле финский Дед Мороз ходил не в красном, а в серой рванине. Что не приносил он детям подарки, а, наоборот, побирался по домам в поисках объедков с праздничного стола. Что детей он не любил, а непослушных мог запросто выпороть. Что с ним лучше не связываться — то ли бомж, то ли злой дух. К слову, Йоулупукки по-фински значит «рождественский козел».

Однако Сандблом мыслил вне шаблона. История появления Санта Клауса такова. Соединив в одном образе святого Николая (он же Клаус) и сумрачного финского бомжа, использовав в качестве модели старого знакомого — пожилого пьющего коммивояжера Лу Прентисса, он создал то, что почти весь мир считает главным символом Нового года и Рождества.

Образ был создан настолько удачно, что Сандблом рисовал для «Кока-Колы» Санта-Клаусов 33 года. Когда старый Прентисс умер, Сандблом стал позировать с бутылкой сам — перед зеркалом. Судя по тому, что в картинках часто появлялись графические ошибки, в процессе художник пил вовсе не газировку.

«Папа» образа Санты художник Сандблом перед зеркалом. Фото: coca-cola.com

Пик карьеры — обложка «Плейбоя»

В историю живописи Хэддон Сандблом вошел не только как автор Санты. Художник стал одним из отцов графического стиля пин-ап.

Пин-ап — это изображение красивой, обычно полуобнаженной девушки в яркой цветовой гамме и как бы в динамике. Застывшая картинка, которую подростки готовы рассматривать часами. Манекенщицы и молодые актрисы, позировавшие для таких картинок, быстро становились узнаваемыми. Некоторых мы помним до сих пор — Брижит Бардо, Рита Хейворт, из современных — Дита фон Тиз. Потребители были не против. В итоге Сандблом стал одним из наиболее авторитетных художников, работавших в этом жанре.

Последней его работой (он умер в 77 лет, в 1976-м) стала обложка для весьма известного даже за железным занавесом журнала «Плейбой». Она словно подвела итог творчеству Сандблома, соединив эротику и рождественскую тему.

Кстати, в том самом декабрьском номере 1972 года было опубликовано интервью с Евгением Евтушенко. Изъятие «порнографического» журнала на советской таможне почти равнялось измене Родине и гарантировало отлучение от загранпоездок, если вообще не конец карьеры. И интервью в Союзе могли прочитать лишь немногие смельчаки.

Больше всего художник любил стиль пин-ап. Вот обложка «Плейбоя» с его рисунком. Фото: coca-cola.com

А КАК У НАС?

Дед Мороз по кличке Зюзя

Прообразом нашего Деда Мороза принято считать славянское божество — повелителя холода и мороза. Имен у него много: Мороз, Студенец, Трескунец, Морозко и даже Зюзя. Славяне представляли его в образе маленького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, тем самым принося с собой сильные морозы. Характер у деда был скверный, поэтому шутить с ним не рекомендовалось.

Образ Деда Мороза, которого мы знаем сейчас — доброго повелителя зимы, приносящего детям подарки, — появился в сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского в 1840 году. Мороз Иванович — седой старик, который живет в ледяном доме и спит на перине из снега.

А вот образа Снегурочки у славян не было. Она появилась позднее в народных сказках и звалась Снегурка или Снежевиночка. Впервые историю о Снегурке, девочке из снега, опубликовал собиратель народных сказок Александр Афанасьев в 1869 году. Впечатленный этой историей, Александр Островский через несколько лет написал пьесу «Снегурочка», где девушка предстала дочерью Деда Мороза и Весны-Красны.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Прообразом Санта-Клауса считают Николая Чудотворца. Святой отличался особой любовью к людям и помогал беднякам. Согласно легенде, одной из семей он подкинул мешочек с деньгами через трубу. Поэтому католики вешают носки у каминов.

А о том, как мог бы выглядеть Санта-Клаус в жизни, впервые было написано в 1823 году. В Нью-Йорке была опубликована рождественская поэма «Учет посещения святого Николая» — писатель Клемент Кларк Мур сочинил ее для своих дочерей. В стихотворении рассказывалось о веселом старом эльфе, который путешествует на оленьей упряжке и приносит детям подарки, проникая в дома через дымоход.

Иконописный образ аскетичного святителя Николая в митре и комичную пухлую фигуру пластикового надувного Санты в ядовито-красном колпаке странно представить рядом. Между тем, некоторая связь между ними есть. Любимого русского святого, чей зимний день памяти отмечается в декабре, считают прототипом «рождественского деда», а их «родство» продолжает обрастать мифами и суевериями.

Зимний Николушка

Разговор о почитаемом во всем христианском мире святом четвертого века и Санте – сказочной ироничной пародии на него – мы поведём перед зимним днем памяти Николы Угодника, который ежегодно празднуется Церковью 19 декабря, и, конечно, в преддверии Рождества Христова, которое уже совсем скоро.

Почитаемый в народе Никола Зимний (по-церковному в декабре празднуется день его перехода в мир иной) по иконографии отличается от Николы Летнего немногим. Летний святой пишется на иконах с непокрытой головой, а вот зимний святитель Николай – в шапочке (в архиепископской митре), что и понятно, особенно в русский тридцатиградусный мороз. Да и исконно-русское «гражданство» святого в нашей стране ни у кого не вызывает удивления, ведь святитель Николай был одним из первых святых, пришедших на Русь вслед за её Крещением. А принесен к нам он был трудами первых проповедников-греков и просветителей словенских.

Наши русские предки верили, что в Николин день сам святой приходит на наши необозримые снежные просторы с неба. Что он помогает людям, борется с язычниками и изгоняет бесов, а еще приносит с собой никольские морозы. Наверное, поэтому в дни, близкие ко дню его памяти, пушкинские строки про бесовщину зимней бури теряют свою остроту – и по всей Центральной России устанавливается мягкая и умеренно морозная погода со снежком.

Не сказочное житие

Церковное житие святого Николая Мирликийского отличается простотой и строгостью. Никакой сказочной или фантастической подоплеки с полетами на оленях и путешествиями по каминной трубе в нём не найти.

Его чудеса вписаны в повседневность, в быт, в историю городов и семейств. Каждое его чудо своими мотивами (любовью и состраданию к ближнему) и сегодня нам кажется по-человечески понятным. Любил ближних, действенно сострадал и посильно помогал всем, почитал Бога – вот лейтмотив его земной жизни.

Горожане Мир Ликийских избавились его стараниями от голодной смерти. Моряки, плывшие в Святую Землю, по его молитвам счастливо выжили в страшную бурю, и корабль благополучно добрался до берега. Святой Никола спас от служебного разбирательства трех военных и обличил тех, кто их оговорил. Защитил от бесчестия бедных молодых сестричек – горожанок из Патар, просто-напросто одарив их приданым (отсюда, кстати, а не только от эпизода даров волхвов, и повелась традиция европейских рождественских дарений).

Связанный с именем святителя Николая обычай дарить детям подарки установился еще в средневековой Германии. При монастырях существовали школы, где в дни памяти святого устраивали соревнования в честь епископа. Нарядившись им, кто-то из учеников от его имени раздавал дары. В XVI – XVII века традиция подарков на Николаев день не исчезла. Сладости и игрушки детям наряженный святым взрослый раздавал не всегда, а только за знание церковных молитв и если получал верные ответы на вопросы о вере.

Кстати, детские молитвы святому накануне его дня усиливались. Малыши даже делали зарубки на дереве по числу молитвословий или записывали свои «результаты» на листках. Тогда же появились и первые башмаки для подарков – это были простые детские ботинки, которые малышня с надеждой и трепетом выставляла на ночь за дверь. И на утро обязательно что-то в них находила.

Правда, практичные немцы и не заметили метаморфозу некогда горячо любимого ими святого в «просто волшебника» – смешного, нелепого, не брезгующего залезать в каминную трубу. Доброта, самопожертвование и забота о ближних из жития святого улетучились и трансформировались в детское озорство толстяка Клауса и подбрасывание в обувь вещиц и конфет. А взрослые перешли от чтения жития святого детям к рассказыванию незамысловатых сказок о Санте у камелька. Как и когда произошла эта подмена, вопрос к истории.

Корни мифа

Святого Николая испокон века чтили не только в России.

На протяжении веков дорог и близок он был жителям Голландии – страны моряков, рыбаков и кораблей, а к ним, как известно из жития, этот угодник Божий особенно благоволит. Дети мореплавателей от души любили святого и его праздник, ведь он всегда связывался в их представлениях с подарками, которые, как и в Германии, также рассовывали по башмакам.

И однажды эти традиции (доброе почитание святого Николая и щедрый обычай одаривать своих чад) вместе с голландскими моряками приплыли в Новый Амстердам, который впоследствии получил привычное нам имя Нью-Йорка. Вот здесь и зазвучало впервые на американский манер голландское словосочетание «Sinterklaas» – как «Santa Claus». Первое рождение «рождественского деда» состоялось.

Но как Клаус, тогда еще почти что «прямой потомок» святого Николая, стал достоянием всего мира и превратился в совсем другого, далекого от святого, Санту?

Православный журналист, психолог Александр Ткаченко в одной из статей на сайте журнала «Фома» так рассказывает историю второго рождения сказочного героя:

«В 1822 году, накануне Рождества, преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете (позже — преподаватель в Нью-Йоркской семинарии) Клемент Кларк Мур придумал для своих шести детей стихотворную сказку, главную роль в которой играл Санта Клаус (никогда и нигде до этого не выступавший в качестве сказочного персонажа).

В этом небольшом стихотворении Санта Клаус появляется в ночь перед Рождеством и спускается с огромным мешком за плечами по каминной трубе в дом, чтобы раздать подарки ребятишкам. Изображен он был в виде эдакого веселого жизнерадостного старичка-эльфа с круглым тугим брюшком и с трубкой, которую курит, не переставая. Дети пастора сразу же узнали в этом герое своего любимца – слугу и помощника Мура, упитанного и веселого голландца. Но в стихотворении отца их взрослый приятель предстал перед ними в шубе, с белой бородой и красным носом.

Санта Клаус у Мура разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении свидетельствует скрип полозьев и мелодичный звон колокольчиков, привязанных к оленьим шеям».

Автор статьи приводит отрывки из перевода стихов Ольги Литвиновой, из которых мы процитируем две строфы:

«Я так и застыл у окна в изумленье,

Чудесные санки и восемь оленей.

За кучера – бойкий лихой старичок.

Да-да, это Санта – ну кто же ещё?

… Сияют глаза, будто звёзды в мороз,

Два яблока – щёки и вишенка-нос.

Улыбка – забавней не видел вовек!

Бела борода, словно утренний снег».

Оказывается, автор стихотворения не хотел обнародовать свой творческий опыт, и рукопись так бы и пролежала в столе, если бы под Рождество один его друг не отдал её в редакцию захолустной газеты. Полным сюрпризом для Мура стало то, что его вирши перепечатали многие ведущие СМИ, и деже нашлись те, кто пожелал издавать эти строчки отдельно.

Так стихи стали своего рода американским бестселлером, а Санта – одним из национальных символов в США.

Образ Санта-Клауса по отношению к святому, конечно, карикатурен. Стоит посмотреть несколько западных мультиков или фильмов, чтобы понять – этот искусственно созданный облик полон иронии над самим собой – комического глумления, пародии, шаржа.

Очень характерно, что первую картинку с Сантой нарисовал как раз художник-карикатурист, которого звали Томас Наст. А было это… в 1862 году. С тех пор образ добродушного и глуповатого рождественского старика прочно вошел в культуру Запада.

И сейчас в западных странах Санта-Клаус прочно вписан в философию хьюгге – уюта и безмятежного наслаждения домашней мирной жизнью, где есть место маленьким подаркам, сувенирам и семейному общению.

Ничего, вроде бы, предосудительного. Но разрыв между героем и прототипом увеличился. Между «минимишными» открытками красноносого разнеженного Санты с трубкой во рту и образом святого Николая – непреодолимая дистанция.

Окончательно оторвался от образа святителя Николы еще один искусственно созданный Санта – опошленный герой распродаж, агрессивных маркетинговых акций, рекламных компаний, благодаря которому дельцы со всего мира собирают под Рождество и Новый год многомиллионную прибыль.

Узнаваемый красно-белый бренд все больше теряет индивидуальное лицо и превращается в некий условный лейбл. А предприниматели зарабатывают на известности персонажа, который дорог людям всего мира… любовью к ним. Потребитель ловится на крючок – закон рекламщика – якобы приобретая не товар, а вечные ценности – любовь, дружеские чувства, теплоту семейных отношений. Увы, воплощаемая Сантой любовь работает на наживу. Тем более горько, что она берет начало в житии древнего святого.

Тезки или одно лицо?

Несколько лет подряд в сети одна за другой появлялись трехмерные реконструкции облика святого Николая Мирлиийского. Общественность пришла в восторг – наконец-то, вот он, тот самый Дед Мороз и Санта-Клаус, похож, очень похож: добрые по-детски распахнутые глаза, кустистые брови и курносый нос сказочного белобородого дедушки!

Одну из реконструкций облика святого Николы с использованием новейших технологий выполнили итальянские ученые на основе исследования святых мощей (костей черепа).

Затем восстановлением облика озадачились католики-англичане – исследователи лаборатории лицевой анатомии при Ливерпульском университете имени Мура, которые предложили свой ответ на вопрос, как выглядел святой Николай.

Результат их трудов и по сей день считается самым правдивым портретом святого архиепископа. Они изучили все части мощей, а подспорьем в работе стали исторические свидетельства, интерактивные технологии и новейший научный инструментарий. Кроме портретных черт, ученые запечатлели сломанный нос святого, придавший его добродушному лицу некоторую суровость и чуть заметную ассиметрию.

Все научные попытки разобраться, как выглядел святой, одинаково интересны и заслуживают внимания, а лица воссозданных людей на удивление чем-то похожи.

Перед нами предстает по-детски доброе широкоскулое лицо с квадратным подбородком и лучистыми глазами, словно бы знакомое – чем-то напоминающее деда Мороза, в которого мы свято верили в советском детстве, когда о Боге с нами не говорили.

А ведь, если обратиться к житию святителя и сопоставить их с данными современной науки, получается на удивление цельный образ. Возможно, именно таким он и был, настоящий святой Николай – безгранично добрым, милостивым и, как сказочный дедушка, отзывчивым и безотказным к каждому.

Детям всех возрастов и родителям на Западе и в Штатах «воссозданный» святой Никола напомнил Санта-Клауса. Несомненно, сходство со сказочным персонажем есть. Но – не будем спешить с выводами и поддаваться иллюзии. Внешняя похожесть, если вдуматься, обозначает не только сходство прототипа и персонажа, но и огромную внутреннюю разницу между ними.

Попробуем не вполне серьезно сопоставить святого и Санту – а так, чтобы и детям было легко разобраться, что их роднит и что разделяет, устранив в головах давно возникшую путаницу.

Санта Клаус:

  • Карикатура на святого, но не святой
  • Вымышленный герой детских сказок и фильмов (эльф, волшебник)
  • Узнаваемый литературный персонаж и киногерой во взрослой культуре
  • Раскрученный рекламой бренд крупной компании
  • Не имеет родственных связей с Дедом Морозом
  • Чудеса Санты эффектны и больше похожи на фокусы
  • С комфортом ездит в санях и на оленях по земле и по небу
  • Толстый, нелепый, слишком нарядный, навеселе и курит трубку

Святой Николай

  • Святой
  • Реальное историческое лицо (архиепископ)
  • Персонаж фольклора, художественной литературы
  • Без всякой рекламы горячо любимый и известный во многих странах мира
  • Самый русский святой, которому молятся
  • К Деду Морозу ближе, чем к Санта-Клаусу
  • Известен как чудотворец. Чудеса творил скромно, именем Божиим, помогая нуждающимся — без спецэффектов
  • Ходил пешком, в чудесных перемещениях в небе и в пространстве при своих явлениях верующим не нуждался в транспорте
  • В повседневной жизни отличался простотой и аскетизмом

Так что же их роднит, таких непохожих? Возможно, тоска взрослого человека по чуду и доброте в мире. А ещё – увы, в корне языческий, практический взгляд на чудесную помощь.

О чем просить святого?

Слепленный из кусочков правды и выдумки собирательный образ святого Николы-Клауса противоречив.

Если это персонаж сказки – то писать письма с верой в исполнение желания и тем более молиться ему кощунственно. Если это святой – то стоит задуматься, что мы хотим ему сказать или о чём попросить, потому что не к фокуснику обращаемся, а к Божиему угоднику.

Зачастую мы видим в нём только волшебную палочку, от которой ждем несметных даров, хотя мы, взрослые и дети, не вели себя очень-то хорошо весь год, почти не молились святителю и даже «не читали ему стихи со стула».

В законной правоте наших желаний и ожиданий небесных подарков нас убеждают новейшие суеверия. Это выдумки, подогреваемые СМИ и рекламой – что, написав волшебные записки или помолившись Санте (или Николе Угоднику) особым образом, можно легко достичь желаемого. Прочитал несколько так называемых «сильных» молитв – и новый айфон у тебя в кармане. Затвердил наизусть акафист святому за сорок дней – и любая мечта исполнится с точностью.

Несмотря на «продвинутость» желаний, такой подход отсылает в каменный век к языческому (магическому) сознанию, что неподвластными нам силами и энергиями можно манипулировать с помощью задабривания – «я – тебе, а ты – мне».

И речь тут не о «спасительности» или «не спасительности» желанного айфона и не о щедрости «рождественского деда», и даже не о формальном подходе к молитве. А, скорее, о том, что молитва святому не всегда предметна. В идеале это просьба близкого к Богу человека о помощи и содействии, о личном участии в нашей повседневности и будущей вечности, о заступлении.

Молитвы святому Николаю из церковного молитвослова можно сочетать с личной простой молитвой, обращенной к святому прямо из сердца, может быть, по-детски наивной, но непременно искренней. С верой, что вы будете услышаны. Слово, сказанное простым языком любимому молитвенному заступнику о своих сокровенных бедах и потребностях, не оставит его равнодушным – об этом уверенно говорят предание и многие моменты из его жития.

Молясь святому Николаю Угоднику, то есть тому, кто угодил Богу своей жизнью, мы надеемся, что Господь не сможет ему отказать. И просим о важном – о благе и спасении души, о мирном житии и спасении. Хотя и каждая, самая малая наша просьба святым бывает услышана. А вот какой отклик мы получим на неё?

Это уже глубокий вопрос веры. Но без ответа мы не останемся.

А нашим лучшим ответом святому будет, конечно, благодарность. Неслучайно благодарное и ликующее Давидово пение так угодно Богу. Ведь, как небезосновательно считает архимандрит Савва (Мажуко), благодарность и восхищение Творцом и Спасителем, святыми и друг другом в будни и в праздники – вот истинное и глубоко христианское выражение чувств.

Святой отче Николае, мы ликуем и восхищаемся тобой. Протяни нам свою добрую руку помощи. И пусть на ней не будет волшебной красной рукавицы с белой опушкой, а за плечами – мешка с изобильными подарками. Вера в чудо твоей любви к нам и твоего молитвенного присутствия в нашей жизни не станет от этого меньше.

Мария Солунь

Фото из открытых источников