Клоун никулин

Аватары

Аватар Никулин с красным носом

0 0 Из альбома «аватары Неразобранное» Тэги: кино, мужчины, смешные, → другие аватары с этими тегами

Аватар Никулин с красным носом из альбома Неразобранное

Аватар Никулин с красным носом, здесь можно скачать бесплатно, ведь это самая большая коллекция, лучших аватаров. Как известно, аватар — это маленькая картинка, изображение пользователя или картинка, отражающая его настроение, состояние или просто выгодно подчеркивающая характер поста в блоге, QIP, аське (так часто называют ICQ). Так же, аватар известен как аватарка, аватор, юзерпик, userpic, avatar, авка, авик. Наиболее часто используют аватары размером 100х100 или 64х64 реже 150х150 пикселей, картинки размером 128х128 или 90х90 — большая редкость, но к счастью у нас есть любые размеры аватар. Так же здесь вы можете посмотреть и скачать лучшие, новые аватары кино, аватары мужчины, аватары смешные, именно к этим категориям был отнесен «Никулин с красным носом» модераторами коллекции или самим пользователем. Этот аватар был опубликован автором Maks и появился в нашей коллекции 29.05.2010 00:50. Maks выбрал для него категорию которую назвал «Неразобранное».

Алексей Сергеев

«Серго» — псевдоним, вполне объяснимый с точки зрения логики, а может, Сергеева так в детстве звали, и он детское прозвище превратил в звонкое имя для цирковой афиши. Но Мусля-то почему? Оказывается, Сергеев ко всем своим собеседникам обращался, как француз, только вместо «мсье» произносил «мусля», «муслюшка».

Начинал свою творческую деятельность в Воронежском любительском цирке как акробат и вольтижер на рамке, а с 1928 года А. Сергеев — акробат-прыгун в молодежной труппе под руководством Али Чанышева.

Если бы мы встретили Сергеева на улице, то никак бы не подумали, что перед нами знаменитый цирковой комик Серго. Невысокий, худенький, рыжевато-блондинистые волосики, никогда толком не причесанные. Только глаза выразительные — голубые, добрые, да улыбка замечательная — обаятельная, искренняя, по-русски широкая. Эдакий типичный русский работяга.

И в манеже он был почти такой же, потому что гримировал только брови и губы слегка подмазывал — «для свежести», как он говорил. Выходил в сдвинутой немного на затылок обыкновенной фетровой шляпе, в потрепанном темно-зеленом пиджаке, в широких коричневых штанах на лямках, в чуть утрированных ботинках с загнутыми вверх носами.

Публика любила Серго неистово. Публика и сгубила талантливейшего комика, считавшего, что отказаться от предложенного угощения — значит обидеть своего почитателя. И Серго никого не обижал… Директора цирков терпели сколько могли; потом Серго отправили из Ленинграда, заменив его посреди сезона только начинавшим свой творческий путь Карандашом. Затем ненадежного любимца публики стали посылать работать все дальше от столиц. Наконец перевели в группу «Цирк на сцене», пока не уволили из цирка совсем. Последние годы опальный клоун провел в качестве приживала в семье своего друга, силача-палвана, с которым они ездили по клубам, по селам, веселя местных жителей. Там, в Оше, Серго и похоронили.

Так ненадолго засветилась звезда Сергеева, но, не разгоревшись в полную силу мировой славы, которую он заслуживал мощью своего таланта, тихонько закатилась в небытие, оставив лишь воспоминания тех, кому посчастливилось увидеть Муслю в его лучшую пору.

Репертуар Мусли состоял из множества реприз — общепринятых, «модных» в ту пору, и собственных. Так, он прыгал верхом на палке, исполнял репризы «Стойка», «Акробаты», где в качестве партнера у него выступал игрушечный пупсик, неподражаемо «чинил» сломанный стул, играл на разных музыкальных инструментах и т.д. В манеже Мусля почти не разговаривал, прекрасно обходясь средствами пантомимы. Но что бы ни делал Мусля — это было неподражаемо. Описывать его репризы, впрочем, так же как и копировать их, — бесполезное дело, да он и сам себя не повторял, бесконечно импровизируя, расставляя новые акценты, находя неожиданные краски в мимике, в пластике. Он каждый раз словно жил в новых предлагаемых обстоятельствах. Вряд ли он изучал для этого систему Станиславского — просто настоящая жизнь была только здесь, в манеже, на представлении. Оттого Мусля был столь органичен, реакция его была не заученной, жест — не отрепетированным, поставленным режиссером, а лишь сиюминутным, естественным для бесконечно талантливого актера.

В Одессе произошел с Муслей такой случай. Во время репризы какой-то «шутник» бросил с галерки в клоуна пятак. Монета ударила клоуна по голове и, упав, покатилась по манежу. Мусля посмотрел на монету, снял шляпу и, подняв пятак с ковра, бросил его в шляпу, которую положил посреди манежа. Что тут началось! Зрители моментально включились в игру, и со всех сторон посыпался град монет. Собирать их — значило затянуть представление до утра. Но недаром в униформе работали истинные одесситы: они тут же скрутили ковер, вынесли его за кулисы, там вытряхнули монеты СССР и снова застелили манеж. Все это время Мусля, импровизируя, заполнял внезапно возникшую паузу, и зрители хохотали, не умолкая.

Зачастую, идя на манеж. Мусля еще и сам не знал, что будет делать в следующую минуту. Ему кричали: «Алеша, пауза!» и он с головой нырял в стоявший за кулисами ящик с реквизитом, выхватывал первый попавшийся бутафорский предмет и бежал туда, где его с нетерпением ждал зритель. По дороге Мусля мог передумать, если на глаза ему попадалось что-то, по его мнению, более интересное, и сымпровизировать, обыграв ситуацию (например, запутался трос, и Мусля бросается «на помощь» униформистам), да так, что зрители уверены, что заминка в уборке аппарата была задумана специально, чтобы они, зрители, могли насмеяться до полного изнеможения.

Но уж если Мусля брался за какой-нибудь предмет, он извлекал из него все, что только мыслимо было извлечь, под непрерывный смех зала.

Мусля выходил на манеж с табуреткой, ставил ее и вынимал из кармана пустую, прозрачную (без этикетки) пол-литровую бутылку. Затем из другого кармана извлекал обыкновенный карандаш. Бутылку — на табурет, карандаш — в бутылку. Отойдя на несколько шагов, клоун просил оркестр играть. Под веселенькую полечку Мусля делал магические пассы, и карандаш в бутылке начинал танцевать в темпе музыки. Наплясавшись, карандаш останавливался, затем медленно выползал из бутылки: высунется больше, чем наполовину, и снова спрячется в бутылке. Так два-три раза. И вдруг резко выскакивает из бутылки. Мусля поднимал карандаш с манежа, забирал табуретку, бутылку и уходил за кулисы, провожаемый шквалом аплодисментов.

Ну, казалось бы, ясно, что фокус. И что тут вообще смешного? А уморительно смешным был сам клоун, сопровождавший танец карандаша такой мимикой и такими подтанцовками, которые человек, видевший эту незамысловатую сценку десятки лет назад, с улыбкой вспоминает и сегодня. Такова сила таланта Мусли.

Он, словно мощный магнит, притягивал к себе внимание зала. Сейчас появились коверные, исполняющие свои клоунские сценки лишь после того, как униформисты уберут громоздкий реквизит с манежа. Мусле не мешало ничто: что бы ни происходило на манеже, все зрители, как зачарованные, безотрывно следили только за невысокой фигуркой клоуна.

Однажды, посмотрев фильм «Веселые ребята», Мусля загорелся желанием немедленно научиться играть, как Костя-пастух. Мусле было неважно, что он совершенно не знает нотной грамоты: по-детски сильное и наивное желание повело его в магазин, где клоун на свои последние рубли купил скрипку. К счастью, оказалось, что у Мусли идеальный слух, и он скоро освоил игру на скрипке — скрипка стала его верной партнершей на манеже.

О том, каким музыкантом был Мусля, хорошо рассказал в своей книге «Почти серьезно» Ю. Никулин. Приведем здесь отрывок из этой книги.

«Мусля гастролировал в одном из городов Сибири. Первый раз в этот город на гастроли приехал знаменитый скрипач, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, музыкант с длинным перечнем званий. И он поселился в гостинице. По воле случая люкс скрипача оказался соседним с маленьким номером, который занимал Мусля.

Утром знаменитый музыкант, трудолюбивый и точный человек, три часа играл на скрипке, репетируя новое сложное произведение. А вечером (концерт гастролера намечался через два дня), чтобы развеяться, решил пойти в цирк. Его как почетного гостя, конечно же, усадили в первом ряду.

Смотрит он программу, вежливо аплодирует после каждого номера, улыбается, а порой и хохочет над репризами Мусли. И вдруг!..

На манеж на очередную репризу вышел Мусля со своей старенькой, с облупившейся краской скрипочкой и исполнил три коротенькие музыкальные импровизации. Исполнил так, что зрители слушали, затаив дыхание — он играл мастерски. Но самое удивительное для скрипача-гастролера оказалось то, что он услышал фрагменты произведения, ноты которого имели только два человека в стране — он сам и композитор, который написал это произведение специально для музыканта.

Знаменитый скрипач кинулся за кулисы к клоуну и спросил у него с удивлением:

— Где вы взяли эту вещь?

— А сегодня утром, — ответил простодушно Мусля, — в гостинице услышал. Кто-то рядом играл. Мне мотивчик понравился, я и запомнил его.

— Так вы же гений. Это невероятно. Запомнить и по слуху сыграть эту вещь! Невероятно!!! Нет, я должен с вами поближе познакомиться.

После представления в цирке знаменитый скрипач в модном костюме отправился в ресторан с маленьким человеком, одетым скорее бедно, чем скромно.

Три дня после этого Мусля отсутствовал в цирке. Первый концерт скрипача тоже пришлось отменить. Никто не мог найти ни клоуна, ни скрипача. Потом выяснилось, что они три дня играли друг другу на скрипке и никого не пускали в номер, не отвечали на телефонные звонки (чтобы их не беспокоили, знаменитый музыкант заплатил горничной, дежурной по этажу и администратору). Когда играл Мусля — плакал скрипач, когда играл скрипач — плакал Мусля».

Исходный текст: Энциклопедия «Мир цирка», том первый «Клоуны», с.407-409.

Клоуны СССР и России

Карандаш — Михаил Румянцев

Михаил Румянцев (сценический псевдоним — Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).
В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.
Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Солнечный клоун — Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).
Известен широкой публике по образу «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы — акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.
Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.
В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.
Казимир Плучс
Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 — 15 февраля 1975) — цирковой артист, белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).
Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.
Константин Берман
Константин Берман (1914-2000).
Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.
В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.
Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.
Леонид Енгибаров
Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.
Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.
Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.
Юрий Куклачев
Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.
Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек («Кошкин дом», с 1990). В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного Театра кошек в Москве. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Кроме Юрия Куклачева в Театре кошек выступают его сыновья — Дмитрий Куклачёв и Владимир Куклачёв. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Юрий Куклачев — основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.

Сергеев, Алексей Иванович (клоун)

Эта статья — о клоуне. Статья о политике — Сергеев, Алексей Иванович (политик)

Алексей Иванович Сергеев (Серго́, Мусля́; 1915—1977; г. Ош, Киргизия) — советский цирковой артист, клоун.

Биография

Творческую деятельность начал в Воронежском любительском цирке акробатом и вольтижёром.

С 1928 работает акробатом в молодежной труппе под руководством Али Чанышева.

С 1933 работает ковёрным клоуном.

Затем, периодами, работал в Московском цирке на Цветном бульваре, ленинградском, калининском цирке и многих других. Нигде подолгу А. Сергеев не задерживался. Последние годы жизни А. Сергеев жил в г. Ош в Киргизии, в семье своего друга, с которым они ездили по клубам, по селам, веселя местных жителей. Там, в Оше, Алексея Сергеева и похоронили.

Некоторые факты

Прозвище «Мусля» происходит от того, что Алексей Сергеев к своим знакомым обращался на французский манер: «мсье», произнося буквально: «мусля».

Клоун Мусля обладал даром пантомимы, практически не говоря на арене ни слова. В его работе присутствовала импровизация. Публику изумляла и веселила сама по себе естественность и органичность его действий.

О Мусле очень положительно отзывался Юрий Никулин в своей книге «Почти серьёзно…»:

Основное в его работе — обыгрывание простых предметов. Грабли, тросточка, тачка, на которой увозят ковер… Иногда он обыгрывал реквизит, который только что на манеже использовали артисты. Отличный акробат. Прекрасно стоял на руках, делал поразительные каскады. Самое удивительное: что бы Мусля ни показывал, все выглядело смешно и трогательно одновременно. Люди смеялись, а сердце могло сжиматься от грусти. «Мусля — тонкий, щемящий клоун, «- так сказал о нем Сергей Курепов. Точно сказал. У Мусли, как говорится, все было от Бога. Он мог выйти на манеж, взять любой первый попавшийся предмет — мяч, стул, метлу, булаву — и так все обыгрывать, что весь зал начнет хохотать. Он обладал великим даром импровизатора. Сохранив способность воспринимать все как ребенок, он умел по-настоящему радоваться на манеже и заражал этой радостью других. У Мусли получался образ — думаю, что это выходило у него подсознательно,- неудачника, который хочет все сделать, но ничего у него не получается. Образ, напоминающий маску Чарли Чаплина, но совершенно своеобразный.

Только спустя много лет я смог оценить талант, пожалуй, даже гениальность Мусли. А тогда я воспринимал его просто как хорошего комика, восторгаясь, смотрел репризы и думал, что с подобными клоунами мне еще не раз предстоят встречи. Увы, работая в цирке более четверти века, побывав во многих странах мира, я ни разу не увидел коверного подобного Мусле.

Примечания

  • Алеша Сергеев по прозвищу Мусля Рудольф Славский

Никулин: клоун, который всегда при галстуке

Автор Максим Кондратьев Обновлено: 06.12.2010 19:12 Опубликовано: 04.12.2010 00:10

Самый знаменитый цирк в нашей стране носит имя легендарного артиста Юрия Никулина. Стать клоуном он мечтал еще в детстве, в юности хотел быть киноактером, но его мечтам суждено было сбыться лишь после войны. Необычная внешность сначала сыграла с Никулиным злую шутку, а потом сделала сверхпопулярным. Каким же он был, звезда манежа, гайдаевский Балбес и обладатель «бриллиантовой руки», комик и король анекдотов, которому оказались по плечу и сложные драматические роли, и пост директора цирка?

Фото: AP

Родился Юрий Никулин 18 декабря 1921 года в городе Демидов Смоленской губернии, а в 1925 году семья Никулиных переехала в Москву. Свое первое посещение цирка, который потом станет его судьбой, артист ярко описал в книге «Почти серьезно». Пятилетнего Юру на представление привел отец, который сам был актером, а для коверных писал репризы и конферансы.

«Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном, — писал потом Никулин. — Из ситца с желтыми и красными цветами мама сшила мне клоунский костюм. Из гофрированной бумаги сделала воротник-жабо, из картона — маленькую шапочку с кисточкой, на тапочки пришила помпоны. В таком виде я пошел в гости к одной девочке из нашего двора, у которой устраивали костюмированный вечер. Кто-то из ребят оделся врачом, кто-то изображал подснежник, одна девочка пришла в пачке и танцевала. А я — клоун и понял, что должен всех смешить».

«Вспомнив, что, когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я, как только вошел в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Довольно больно ударился (не знал я тогда, что падать тоже надо умеючи), но, преодолев боль, снова поднялся и опять грохнулся на пол. Падал и все ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму: «Он у вас что, припадочный?». На другой день у меня болела спина, шея, руки, и первый раз я на собственном опыте понял — быть клоуном непросто», — вспоминал Никулин.

В школе Юра учился средне. Лопоухий мальчишка с заразительной белоснежной улыбкой часто бегал в цирк — смотреть на любимых коверных. Получив образование, в ноябре 1939 года Никулин призвался в армию. Произошло это 18 ноября, а уже 30-го началась Финская война. Будущий артист встретил ее в войсках зенитной артиллерии под Ленинградом.

Фото: AP

«Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах… Но я нисколько не обижался, — вспоминал Никулин. — Смеялся вместе со всеми. Что меня и спасало от дальнейших насмешек».

Финны рвались к Ленинграду, и Юрий записался добровольцем на фронт. Однако непосредственно поучаствовать в боевых действиях Никулину тогда не довелось: его батарея находилась под Сестрорецком и защищала подступы к Северной столице. Именно в то время Юрий Никулин сильно обморозил ноги, когда тянул линию связи от батареи к наблюдательному пункту. После лечения в госпитале его на время отправили служить в санчасть, потом он вернулся в родную батарею, а в апреле 1941 года стал готовиться к демобилизации. Но попасть домой Никулину было не суждено: 22 июня началась новая война…

С первых дней боев зенитки, которыми управляла батарея Никулина, вели огонь по немецким самолетам, кидавшим в Финский залив морские мины и прорывавшимся бомбить Ленинград. О той войне Юрий Владимирович вспоминал нечасто: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно… Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто…».

Артиллерист Никулин воевал до весны 1943 года, пройдя путь от рядового до старшего сержанта. Он дважды побывал в госпитале — после воспаления легких и контузии. После выздоровления командование направило его в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпином, а победу Никулин встретил в Прибалтике. За годы войны Юрий Владимирович был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Война всегда суровое испытание, и чтобы скрасить минуты затишья, Никулин на фронте участвовал в художественной самодеятельности. Однополчане были в восторге от его комического таланта: сценки из армейского быта, шутки о фрицах и, конечно, море анекдотов — все это позволяло людям не сойти с ума. Именно поэтому, демобилизовавшись в 1946 году, Никулин был уверен, что легко станет актером. И здесь его ждало первое разочарование.

Фото: AP

Комиссии ВГИКа, ГИТИСа и Училища имени Щепкина, все как одна, заявили: «В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь». Маститые специалисты заверяли Никулина, что у него «не та фактура» и полностью отсутствуют актерские способности. Перепробовав все, 25-летний Никулин подал документы в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. «Правильно. В циркемногое определяет сам артист», — поддержал его отец. И это оказалось судьбоносным решением — Никулина взяли.

Его первое самостоятельное выступление на манеже состоялось 25 октября 1948 года, а вскоре начались и первые гастроли, куда Никулин отправился уже с самим Карандашом — знаменитым советским клоуном Михаилом Румянцевым. Именно в его репризах у Никулина появился напарник — Михаил Шуйдин, который, как и Юрий Владимирович, был фронтовиком. Дуэт Никулин-Шуйдин вскоре завоевал огромную популярность и стал выступать самостоятельно.

Клоун Румянцев: не Карандаш, а Каран д’Аш

Интересна история начала отношений Никулина с будущей женой Татьяной Покровской. Это произошло, разумеется, в цирке, причем во время трагического случая с клоуном.

«Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне — очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть, — вспоминала она. — Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом жеребенка привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на скорой в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… Через полгода мы поженились».

Их сын Максим родился 14 ноября 1956 года, а в 1958-м Юрий Никулин дебютировал в кино. Комический талант артиста оценил режиссер Файнциммер, который пригласил молодого клоуна на роль пиротехника в свою картину «Девушка с гитарой».

Фото: AP

Никулин первым делом… отказался. Он слишком хорошо помнил слова членов комиссий из актерских училищ и, наверное, уже и сам поверил в свою непригодность для экрана, но режиссер смог убедить артиста. И не прогадал! Фильм занял в прокате 1958 года десятое место, причем самыми смешными эпизодами были признаны именно те, в которых участвовал Никулин.

Потом были «Неподдающиеся» Юрия Чулюкина, «Друг мой, Колька» Алексея Салтыкова и Александра Митты и «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова. Но настоящая слава пришла к Никулину благодаря сотрудничеству с Леонидом Гайдаем и участию в феноменальном трио Трус — Балбес — Бывалый вместе с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым.

Все началось с альманаха «Совершенно серьезно», частью которого была история про незадачливых жуликов-браконьеров Труса, Балбеса и Бывалого — «Пес Барбос и необычный кросс». Фильм снимался практически без проб и репетиций. За все время картины на экране не произносилось ни слова, юмор строился на веселых трюках, часть из которых была вырезана при монтаже и потом вошла в следующую ленту — «Самогонщики». Никулина практически не гримировали, Гайдай лишь посоветовал приклеить ему большие ресницы, так что Балбес очень забавно моргал.

Между тем Юрий Никулин во время работы над картиной был очень занят в цирке. Гайдай особым образом организовал время съемок, подстроив его под график работы артиста, так что каждое утро Никулин приезжал сначала на съемки фильма, а вечером выступал на манеже. Итог работы воодушевил всех: короткометражка принесла успех альманаху и дала путевку в жизнь образам Труса, Балбеса и Бывалого. Многочисленные продолжения не заставили себя долго ждать.

Следующей стала лента «Самогонщики», идею которой Гайдаю подкинул уже сам Никулин. У него с Шуйдиным на арене был номер с таким названием, так что для экранизации оставалось лишь продумать детали. Зимние приключения выпивох-кустарей вышли на экраны в том же 1961 году, что и «Пес Барбос», и имели огромный успех. Троица стала превращаться в культовый символ советского экрана. Теперь Юрия Никулина знала вся страна, а на его номера в цирке зрители ходили еще и для того, чтобы посмотреть на проделки «того самого» Балбеса.

Вместе с тем свой образ из комедий Гайдая Никулин категорически не использовал на арене. В паре с Шуйдиным он выходил на манеж в неизменной белой рубашке, галстуке, шляпе, коротких полосатых брюках, огромных ботинках и пиджаке. Напарники-фронтовики вместе проработали более тридцати лет, создав массу замечательных жанровых сценок.