Княжна Татьяна романова

Татьяна Романова – любимая дочь императора, которая стала сестрой милосердия и приняла мученическую смерть


Великая княгиня Татьяна Романова./ Фото: elitsy.ru

Государственная деятельность российского императора Николая II, ставшего последним из династии Романовых, вызывает споры у историков по поводу эффективности для страны. Что касается духовной стороны вопроса, то здесь разногласий значительно меньше, потому что российская императорская семья – образец живого воплощения истинно православной веры. Всесторонним примером благочестивой жизни является деятельность, характер, внешность, поступки Татьяны Николаевны Романовой – второй дочери царской четы.

Детство царевны


Татьяна Романова в юные годы./ Фото: elitsy.ru

Имя царской дочери совпадает с «пушкинской» Татьяной не случайно. Старшая дочь супругов Романовых — Ольга, меньшая — Татьяна – известные имена героинь знаменитого «Евгения Онегина».

Татьяна Романова в парадной военной форме./ Фото: tumblr.com

Интересно, что и характерные черты двух повзрослевших Татьян пересекаются: высокое самообладание, сила духа, величественное спокойствие, сильно развитое чувство долга.

На пикнике./ Фото: turizmvnn.ru

Однако не стоит глубоко вдаваться в столь лирические сравнения, да и в какие-либо другие сравнения царевны с той или иной личностью. 1897 год 29 мая, Петергоф – день и место рождения Великой княжны.

Сёстры./ Фото: fashiony.ru

Если к царской семье и можно было образно употребить выражение «любимая дочь», то это была бы Татьяна.Уравновешенный характер царевны проявлялся с ранних лет. Девочка любила спокойные игры, рукоделие, книги.

Татьяна Николаевна за чтением книги./ Фото: fanpop.com

Понятие шаловливого ребенка к ней никоим образом не относилось. Улыбка не часто играла на ее губах. Этот проникновенный взгляд мудрого ребенка не утратит глубину до конца своей короткой жизни.
Сосредоточенное выражение лица, глаза с легкой грустью, высокая, хорошо сложенная фигура, трудолюбие – самые частые характеристики, которые можно встретить из писем современников, знавших ее лично.

Начало войны


Великая княжна Татьяна Романова./ Фото: keywordsuggest.org

Ужасающие события Первой мировой войны застали княжну в семнадцатилетнем возрасте. Между тем у юной царевны уже были сформированы понятия государственного уровня. Оба родители могли и любили разговаривать с ней на подобные темы.


Разумеется, деятельная натура дочери не ограничилась лишь общением во дворце. Во время войны страдают люди – это факт. «Татьянинский комитет» — организация, председателем которой являлась Романова, занималась помощью таким людям (беженцы, другие пострадавшие вследствие военных событий).

Удивительный характер Татьяны


Великая княгиня — сестра милосердия./ Фото: fashiony.ru

Совместно с матерью и старшей сестрой взяла на себя миссию сестры милосердия в госпитале. О необычайном самообладании княжны говорил не один врач. В наши дни трудно представить детей правителей, работающих наравне с рядовыми гражданами страны. А она работала. Также продолжала шефство над 8-м уланским Вознесенским полком (снимок, сделанный за 4 года до начала войны, 1910 год).

Страшная смерть юной княжны


Место расстрела царской семьи в Ипатьевском доме./ Фото: fanpop.com

Да уж, о царской роскоши и праздной жизни, вспоминая семью Романовых, говорить не приходится. Пропуская через сердце и подтверждая действиями всецелое участие в событиях страны, и в семье в частности, юная девушка вынесла немало испытаний, выпавших на ее долю. Война. 1917-1918 годы – Революция, отречение отца от престола, арест и трагическая гибель.

Николай II./ Фото: tumblr.com

Татьяна в возрасте 21 года была арестована вместе со всей семьей. По распоряжению Временного правительства их сослали в Екатеринбург. Ночью с 16 на 17 июля в подвале Дома Ипатьева, с ничего не подозревавшими членами семьи, без суда жестоко расправились – расстреляли. За что? За то, что преданно любили Господа, Родину, семью…

Новые сведения через 100 лет


Останки царской семьи./ Фото: kolybel-ural.ru

За последние несколько лет в периодических изданиях, сети Интернет начали появляться сенсационные, неожиданные и противоречащие прежним представлениям версии происходящего в роковую ночь. Речь идет и об инсценировке расстрела, о вывозе царского семейства за границу, и даже о ритуальном убийстве. Исследования, включая генетическую экспертизу, ведутся до сих пор. Возможно, вскоре обществу станет известна неоспоримая правда судьбы исторических личностей.

Канонизация церковью


Икона «Святые царственные страстотерпцы»./ Фото: kolybel-ural.ru

Не утихают разногласия по вопросу причисления семерых членов семьи к лику святых именованных «царственными страстотерпцами». Значимое событие произошло только в недалеком 2000 году после «долгих раздумий».
БОНУС

За что… / Фото: elitsy.ru


Прошли годы и начали появляться аферисты, которые присваивали себе императорскую фамилию.
Кем на самом деле были лже-Романовы, которые утверждали, что спаслись от расстрела — в нашем обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Антон Калинин – аспирант, кардиохирург (актер Александр Соколовский)
Комиссия по этике не верит Антону, что его научные работы были украденыkino-teatr.ru
Серьезный, правильный и даже слишком правильный мужчина. Не идет на сделку с совестью, поэтому становится жертвой непорядочности своего научного руководителя и теряет возможность заниматься любимым делом – исследованиями. Ведет замкнутый образ жизни, не общается с семьей из-за ссоры с отцом. Встреча с девушкой, нуждающейся в помощи, заставляет его вернуться домой, где за это время накопилась куча проблем. Не хочет идти ни на какие компромиссы, с родными ведет себя сурово, объясняя это желанием их защитить.
Алиса – стриптизерша, воровка, случайная знакомая Антона (актриса Анастасия Евграфова)
Домашний
Девушка с темным прошлым. Выросла без матери. Спасается от преследований бизнесмена, который, по ее словам, обвиняет ее в вымышленной краже. Остра на язык, не церемонится с людьми и не склонна соблюдать правила вежливости. Ради того, чтобы выкрутиться, может пойти на риск, наглость и хитрость. С чувством собственного достоинства и не терпит оскорблений и намеков в свой адрес. Также судит и других людей, не выносит, когда кто-то терпит несправедливость из-за других. Поселяется в семье Антона и многое меняет в их жизни.
Николай – отец Антона и его сестер, мануальный терапевт (актер Александр Наумов)
С женой Людмилой (актриса Инна Мирошниченко)Домашний
Жесткий и мрачный человек. Теряет работу в местной больнице из-за конфликтов с главврачом, распускающим о нем слухи. Мастер своего дела, может поставить на ноги и вернуть здоровье любому пациенту. Семью держит в ежовых рукавицах, если не сказать, терроризирует. Требует строгого поведения от всех, грубит жене Людмиле (актриса Инна Мирошниченко), давит на уже взрослых дочек. Давно в ссоре с Антоном, считая, что в городе тот растерял уважение и любовь к родным. Находится в ссоре с бывшим другом, сын которого когда-то предал его старшую дочь. Сразу же пытается выставить за порог и Антона, и его спутницу. Только Людмиле удается иногда сгладить все углы.
Ольга – старшая сестра Антона, преподаватель вокала (актриса Анна Сырбу)
screen
Тихая и робкая женщина, молча терпит претензии мужа Виктора (актер Борислав Борисенко), которой постоянно подозревает ее в изменах, и наставления отца. При рождении еле выжила и первое время мать ее холила и лелеяла. Но после появления младшей сестры вынуждена была стать ей нянькой. В 16 влюбилась и забеременела, но жених ее бросил, а нынешний супруг своей готовностью жениться спас от пересудов и дурной репутации. За это чувствует себя виноватой и неправильной, одевается скромно, живет в полсилы. Алиса заставляет ее поверить в себя и перестать быть тряпкой, о которую все вытирают ноги.
Даша – младшая сестра Антона, швея в ателье (актриса Полина Василина)
Домашний
Мечтает о карьере дизайнера, но боится заикнуться об этом отцу. Готовится к поступлению в вуз, на котором настаивает папа. Встречается с местным бабником Сергеем и поначалу верит, что с его стороны все серьезно. Ей Алиса открывает глаза на настоящую натуру возлюбленного, а также обращает ее внимание на чувства другого парня, стесняющегося признаться ей в любви.
Александр Борисович – крупный бизнесмен из прошлого Алисы (актер Андрей Аверков)
screen
Преследует и разыскивает девушку за украденные ею деньги. Готов на все, чтобы найти и призвать ее к ответу, имеет все средства, чтобы в конце концов достичь цели – деньги, наемников и большую власть. На самом деле связан с Алисой другой историей, охватывающей долгие годы. Имеет на нее свои планы, от которых она и сбежала.
Роман Стожаров – молодой известный дизайнер, владелец фабрики (Влад Никитюк)
screen
Известный модельер, успешный и обеспеченный мужчина. Бывший жених Алисы, долгое время обманывающий ее. Также заинтересован в том, чтобы ее разыскать и вернуть отношения. Но не ради любви. Ее побег испортил Стожарову амбициозную задумку.

29 мая 1897 года родилась Великая Княжна Татьяна Николаевна Романова


Великая Княжна Татиана Николаевна носила имя святой мученицы Татианы (что значит учредительница), которая при жизни исполняла служение диаконисы, то есть принадлежала к тому чину, который, кроме обязанностей при храме, нес, как бы мы теперь сказали, активное социальное служение среди больных, заключенных в тюрьмах, среди тех, кто беден и скуден в этом мире.

И в этом отношении вторая дочь Государя в полной мере соответствовала своему имени. Она, так же как и ее Небесная покровительница, была открыта обществу и готова активно работать на благо подданных своего отца. При этом она оставалась истинной Царской Дочерью. «Великая Княжна с головы до ног, так она аристократична и царственна, — писала о ней С.Я. Офросимова. — Лицо ее матово-бледно, только чуть-чуть розовеют щеки. Профиль ее безупречно красив. Своеобразность и оригинальность придают ее лицу далеко расставленные друг от друга глаза. Ей больше, чем сестрам, идут косынка сестры милосердия и красный крест на груди.

Лицо ее иногда имеет сосредоточенное и строгое выражение. В эти минуты она похожа на Мать. На бледных чертах ее лица — следы напряженной мысли и подчас даже грусти. Я без слов чувствую, что она какая-то особенная, иная, чем сестры, несмотря на общую с ними доброту и приветливость. Я чувствую, что в ней — свой целый замкнутый и своеобразный мир».


Великая Княжна Татьяна Николаевна родилась 29 мая/11 июня 1897 года. Своей дивной внешностью Царевна напоминала мать, а чертами характера отца. Татиана была спокойнее, чем старшая сестра, и уравновешеннее. Своими большими глазами она очень походила на Государыню — высокая, тонкая, как тростник, она была наделена изящным профилем камеи, синими глазами и каштановыми волосами. Татиана была свежа, хрупка и чиста, как роза. Ребенком почти не шалила — у нее было удивительно мужественное самообладание, доставшееся ей от Государя. «Она редко смеялась, — вспоминала Анна Вырубова, — была очень добра и умела сохранять спокойствие. Однажды снежок, брошенный ее сестрой Марией, ударил ее в лицо, и у нее пошла кровь носом, она даже не заплакала».

Святая Царевна Татиана являлась самым близким лицом Государыни. В ней отмечалось исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Из-за болезни матери Татиана часто ведала распорядками в доме, любила хозяйничать, вышивала и гладила белье. Царевна была умная, развитая девушка. У нее был практический ум Александры Феодоровны и такой же детальный подход ко всему. В случаях, требующих решительных действий, Великая Княжна никогда не теряла голову. В ней соединялись искренность, прямолинейность, склонность к поэзии. Она была ближе всех к Матери и являлась любимицей у нее и у отца.


Абсолютно свободная от самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать то, о чем ее просили. Татиана Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами Семьи.

С Великой Княжной произошло то же, что с Ее Величеством. Ее застенчивость и сдержанность принимали за высокомерие, однако стоило познакомиться с ней поближе и завоевать ее доверие, как сдержанность исчезала, и тогда представлялась подлинная Татиана Николаевна. Она обладала поэтической натурой, жаждала настоящей дружбы. Его Величество горячо любил вторую дочь, и сестры шутили, что если надо обратиться к Государю с какой-то просьбой, то «Татиана должна попросить папа, чтобы Он нам это разрешил». Сдержанностью и манерами она напоминала Государыню. Царевна всегда останавливала сестер, напоминала волю матери, отчего они постоянно называли ее гувернанткой. Татиаяна Николаевна была очень популярна: все ее любили — и домашние, и учителя, и в лазаретах и была самой общительной.


«Татиана Николаевна от природы обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра, — вспоминает П. Жильяр. — Она была также менее даровита, но восполняла этот недостаток большой последовательностью и ровностью характера. Она была очень красива, хотя не имела прелести обаятельности Ольги Николаевны. Если только Императрица делала разницу между дочерьми, то ее любимицей была Татиана Николаевна. Не то чтобы ее сестры любили мать меньше ее, но Татиана Николаевна умела окружать ее постоянной заботливостью и никогда не позволяла себе показать, что она не в духе. Своей красотой и природным умением держаться в обществе, хотя и с некоторой застенчивостью, она затмевала старшую сестру. Эти обе сестры нежно любили друг друга, между ними было только полтора года разницы, что, естественно, их сближало. Их звали «большие», тогда как Марию Николаевну и Анастасию Николаевну продолжали звать «маленькие»».


Татиана Николаевна была девушка вполне сложившегося характера, прямой, честной и чистой натуры, у нее отмечалось сильно развитое сознание долга. Готовность непрестанно трудиться была заложена у нее с рождения. «Татиана, как всегда, помогает всем и повсюду», — писала Царица–Мученица из тобольской ссылки. Она ведала, за болезнью матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче. Да еще и воспитывала младших.

«У нее были очень ловкие руки, — вспоминала А. Вырубова. — Она шила себе и старшей сестре блузы, вышивала, вязала и великолепно причесывала свою мать, когда девушки отлучались».

Великая Княжна Татиана постоянно училась самоанализу, училась владеть собой. Будучи еще совсем в юных летах, уже была весьма самокритична и способна оценивать свое внутреннее состояние; «Может быть, у меня много промахов, но, пожалуйста, прости меня» (письмо к матери от 17 января 1909 года).

«Я прошу у тебя прощения за то, что как раз сейчас, когда тебе так грустно и одиноко без папы, мы так непослушны. Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая» (письмо от 16 июня 1915 года).

«Я только хотела попросить прощения у тебя и дорогого Папа за все, что я сделала вам, мои дорогие, за все беспокойство, которое причинила.

Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше…» (письмо от 21 февраля 1916 года).

«Моя дорогая, родная, милая Мама. Я прошу прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, что непослушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом я чувствую себя такой грустной и несчастной оттого, что утомила тебя, потому что тебе все время приходилось мне все повторять. Пожалуйста, прости меня, моя бесценная Мамочка. Сейчас я действительно постараюсь быть как можно лучше и добрее, потому что я знаю, как тебе не нравится, когда одна из твоих дочерей не слушается и плохо себя ведет. Я знаю, как это ужасно с моей стороны плохо себя вести, моя дорогая Мама, но я на самом деле, милая моя, буду стараться вести себя как можно лучше и никогда не утомлять тебя и всегда слушаться с первого слова.

Прости меня, дорогая. Напиши мне только одно слово, что ты меня прощаешь, и тогда я смогу пойти спать с чистой совестью. Да благословит тебя Бог всегда и повсюду — никому не показывай это письмо. Поцелуй от твоей любящей, преданной, благодарной и верной дочери. Татиана».


Царевна была очень религиозна, любила духовное чтение, с сестрами и матерью она часто говорила о молитве. Вторая царская дочь была воистину не от мира сего, так дивно в ней сочетались изящество и особенная красота с духовным взглядом на жизнь, добрым сердцем и трудолюбивыми руками.

«Хорошенько молитесь в церкви за всех нас, за всех моих цыплят, больших и маленьких. Это прекрасно — ты молишься за свою Мамочку — может быть, Бог даст что-то хорошее, — писала Татьяне Государыня. — Но иногда Он посылает болезнь для блага чьей-то души. В церкви внимательно слушай чудные молитвы Великого Поста, они помогут Тебе быть хорошей».

Т. Мельник-Боткина говорила: «Я удивляюсь и их трудоспособности — Великая Княжна Татиана, прежде чем ехать в лазарет, встает в семь часов утра, чтобы взять урок, потом едет на перевязки, потом завтрак, опять уроки, объезд лазаретов, а как наступит вечер… сразу берется за рукоделье или за чтение».

Как и старшая сестра, Татиана очень любила детей. У обеих Княжон было много крестников в семьях дворцовой охраны и в семьях офицеров прибрежной охраны. Царевны часто приглашали их во дворец и дарили одежду и разные вещи.

С началом войны в семнадцатилетнем возрасте Царевна Татиана приступила к тяжелой работе сестры милосердия. Внимательной и спокойной Татиане с ее характером трудолюбивой евангельской Марфы труд в лазарете давался легко. Все, кто видел Татиану за работой, восхищались ее профессионализмом. Даже доктор Деревенко, человек по натуре очень строгий и требовательный, говорил, что ему редко приходилось встречать такую спокойную, ловкую и дельную хирургическую сестру, как Татиана Николаевна. И если Ольга с трудом переносила вид открытых ран, то Татиана даже жаловалась, что ей по молодости не поручают самые тяжелые случаи. Позже все врачи, видевшие Великую Княжну Татиану Николаевну за работой, говорили, что она прирожденная сестра милосердия, что она нежно и бесстрашно касается самых тяжелых ран, что все ее перевязки сделаны умелой и умеренной рукой.

Помимо работы в госпитале у старших Царевен были другие заботы. Через несколько недель после начала войны Великая Княжна Татиана выступила инициатором создания в России Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Комитет ставил перед собой следующие цели: оказание помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств, в местах их постоянного места жительства или же в местах временного пребывания; содействие отправлению беженцев на родину или на постоянное место жительства; поиск работы для трудоспособных; содействие в помещении нетрудоспособных в богадельни, приюты; оказание беженцам денежного пособия; создание собственных учреждений для помещения нетрудоспособных; прием пожертвований. Этот комитет оказал помощь трем с половиной миллионам беженцев. В газетах того времени печаталось обращение:

«От Ее Императорского Высочества

Великой Княжны

Татианы Николаевны

Война разорила и рассеяла миллионы наших мирных жителей: несчастные беженцы — бездомные и голодные — ищут пропитание.

Правительство, общественные и национальные установления, частные благотворители и мой Комитет помогают беженцам, но нужда их так громадна, что покрыть ее под силу лишь всему народу.

Прошу вас, добрые люди, согрейте беженца духовно и телесно и утешьте его сознанием, что понято нами безысходное горе его.

Вспомните завет Господень: …алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня (Мф. 25: 35).

9 ноября 1915 г. Царское Село. ТАТИАНА»

Великая Княжна Татиана была Почетной председательницей этого Комитета, в который входили известные в России государственные и общественные деятели. В заседаниях Комитета также участвовали представители военного Министерства, министерств внутренних дел, путей сообщения и финансов. Отметим, что Великая Княжна Татиана Николаевна, формально занимавшая пост Почетной Председательницы, несмотря на Свой юный возраст, активно, разумно и толково участвовала в деятельности комитета ее имени, входила во все его дела и лично благодарила тех, кто помогал деятельности Комитета. Вместе с Государыней Великие Княжны объезжали военные госпитали, организовывали благотворительные ярмарки. В свободное время они своими руками шили белье для солдат и их семей. Татьяна была Шефом армейского Восьмого Уланского Вознесенского полка и считала себя уланом, причем гордилась тем, что родители ее — уланы (оба гвардейских уланских полка имели Шефами Государя и Императрицу).

В письмах к родителям Татиана все время называет себя «вечно любящей, верной и благодарной дочерью». Будучи натурой уравновешенной, практического склада, Великая Княжна жила благотворительностью, была щедра и немедленно отзывалась на любую просьбу. От нее часто слышали: «Ой, надо помочь бедняжке такому-то или такой-то, я как-то должна это сделать».

Забота о других, непрестанный труд и молитва сказывались на внутреннем устроении святой Царевны Татианы. Форма сестры милосердия стала для дочерей святого Царя Страстотерпца подлинным монашеским одеянием. Война застала их совсем юными, не познавшими всех мирских радостей, присущих этому возрасту. Образ жизни старших княжон был замкнутый и строгий, состоящий из молитвы, труда, обучения, благотворительной деятельности и присутствия на официальных приемах.

Долг пред Богом и Россией — вот что было основой жизненного пути Святой Страстотерпицы Царевны Татианы, отдыхом для которой служило чтение духовных книг. После мученической кончины Царской Семьи в вещах второй дочери Государя была найдена книга «О терпении скорбей», представлявшая собой изречения святых отцов и учителей Церкви. В этой книге Великой Княжной выделены следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

Эти слова призывают нас преклониться перед высотой духа и величием подвига святой Страстотерпицы Царевны Татианы.

Село без праведника не стоит – это свидетельство православного русского народа до последнего времени было живо и подтверждалось повсеместно, по всем концам нашей родной земли. Мы хотим поведать вам о жизни удивительных наших земляков известных далеко за пределами Рязанской области.

Много подвижников подвизалось в наших краях, но особенно выделяются среди них семья Петриных, жившая в нашем селе в прошлом веке. Супруги Алексей Филиппович и Анна Дмитриевна на первый взгляд были обыкновенными крестьянами, трудолюбивыми и благочестивыми. В благочестии и строгой вере воспитывали они и своих детей. У Алексея и Анны родилось десять детей, но в живых из них осталось только четверо: сын Михаил, погибший в последствии на войне, и три дочери: Анисия, Матрона и Агафия, дожившие до глубокой старости. Алексей и Анна жили бедно и скромно, однако не потому, что тяготились работой и не могли нажить себе состояние. Трудились они много, держали скотину, обрабатывали землю. Но все добытое тяжелым трудом они употребляли на нищих и странников. У них постоянно останавливались и жили паломники (это люди, странствовавшие по святым местам), направлявшиеся в Саров и на Вышу. По всей округе было известно, что в Ялтуново Ванькины (так их звали в селе) всех принимают и кормят. Ежегодно они собирали урожай картошки до сорока возов, а к весне ее не оставалось и на семена.

Своих детей родители воспитывали в строгой вере в Бога, жертвенной любви к людям и послушании старшим. Эти качества помогли сестрам пережить тяжелые годы тюремных заключений и ссылки, в годы страшных испытаний выпавших на долю нашего народа после революции 1917 года.

Старшая дочь Анисия родилась 25 декабря1890 года. Детские годы девочка провела в родном селе, помогая родителям по хозяйству, насколько хватало ее девических сил. Воспитанная в строгости и послушании, она с молоком матери впитала в себя любовь к Православной вере. До 1902 года появлявшиеся на свет у Анны Дмитриевны дети умирали в младенчестве. Матрона родилась 27 марта 1902 года. У нее был врожденный порок сердца. Когда девочка подросла, родителям удалось отдать ее в школу, она закончила два класса. Матрона читала себе и сестрам при необходимости могла и писать. Агафия родилась 4 февраля 1910 года. С началом гражданской войны пришли голод и разруха, поэтому ей не пришлось учиться в школе.

Сестры не искали для себя легкой жизни. Вплоть до тридцатых годов Анисия, Матрона и Агафия трудились в своем родном селе. Анисию арестовали в 1933 году, раньше, чем ее младших сестер. По селу девицу вели, обнажив шашку, как особо опасного преступника. Первоначальным приговором для нее был расстрел – такую опасность представляла для новой власти необразованная крестьянская девушка. Впоследствии приговор был заменен на заключение и ссылку сроком на десять лет. Известно, что ссылки она отбывала в Сибири, на Дальнем Востоке и в Казахстане. Мать Анисия редко сама вспоминала то время. Обо всех подробностях ее страданий знали лишь Матрона и Агафия. Сырые и холодные бараки с полчищами крыс, скудная пища, изнурительный труд – все это пришлось пережить молодой девушке только за то, что она была верующей крестьянкой. Немного легче стало, когда ее взял к себе в дом начальник лагеря. Анисия нянчила там маленькую девочку, которая любила няньку больше родной матери. После возвращения ее еще два раза арестовывали. В годы последней ссылки Анисия уже не надеялась вернуться к родным. И вот как-то на молитве, вдруг неожиданно послышался голос: «Анисия, собирайся домой».

Перекрестившись, девушка ответила: «Господи, кто же меня отпустит?»

«Святитель Николай», — последовал ей тут же ответ. И случилось чудо – Анисию одну посреди ночи освободили. Кто-то оформил все документы, так что все начальство и ссыльные недоумевали, как это могло так случиться. В Шацк она попала как раз в тот день, когда в храме Святителя Николая совершалась всенощная этому великому святому. Со слезами умиления и радости она пропела всю службу, благодаря Бога и Его Святителя за свое чудесное освобождение.

Матрона и Агафия были арестованы в 1935 году. Забирали их из церкви в Великую субботу под Пасху, они там после службы убирали храм к празднику. Еще вместе с ними тогда арестовали двух двоюродных сестер Ксению и Евфимию. Вскоре всех четырех по этапу отправили в Казахстан. К тому времени Агафии исполнилось двадцать пять лет. Жить девицам приходилось почти под открытым небом. Суровый климат, отсутствие хорошей пищи и воды изматывали их и так слабое здоровье. Трудиться приходилось на лесоповале, на стройке и в поле. Полевые работы девушки знали хорошо. Выполняя порой непосильные нормы и помогая другим, они завоевали уважение среди заключенных, бригадиров и начальников. В один год за хорошую работу девушкам выдали пять тонн пшеницы, часть которой удалось отправить посылками домой к родителям, ведь там, на родине свирепствовал голод. Ко всем окружающим сестры относились с искренней добротой и состраданием, помогали, как и чем могли. Поневоле большинство ссыльных стало относиться к сестрам с уважением и почтением. В их присутствии никто не ругался бранными словами, многие проникались к подвижницам искренней любовью. Удивительным был случай, когда один из начальников во всеуслышание сказал в адрес сестер следующие слова: «Благодарите их, что у нас такой урожай!» Это было похвалой не столько трудовым заслугам девиц, сколько признанием всепобеждающей Силы Божией.

Вспоминали сестры о тяжелой работе на строительстве индустриального города Акмолинска. «Несешь на верхний этаж раствор, а назад еще труднее, ведь в кандалах», — вспоминала матушка Агафия. Потом стало легче, кандалы сняли, стали даже отпускать изредка в храм, который в городе не закрывался все годы советской власти.

Великая Отечественная война застала наших ссыльных в Акмолинске. Известия о военных действиях наводили страх и неопределенность в души людей. Ссыльные потянулись за духовной поддержкой к сестрам. Многие стали молиться и посещать церковь. Из писем от родных они узнали о смерти отца и о том, что погиб на войне брат Михаил.

Из ссылки в 1946 году сестры возвратились уже совсем не юными, какими они были одиннадцать лет назад. Мать Анна к приезду дочерей была уже семидесятилетней старицей, умудренной жизненным опытом и наделенная от Бога даром прозорливости. К ней постоянно шли люди за помощью и утешением. Еще во время войны мать Анна помогала людям пережить страх перед будущем и скорбь о погибших. Предсказывая и утешая пришедших, она неизменно вселяла в людей веру в Бога и упование на Его помощь.

По свидетельству современников, в семье Петриных царила духовная гармония. После смерти старицы Анны, мать Анисия в се­мье была за старшую. Она была очень доброй. Про нее говорили: «Доброта и любовь изливались из нее каким-то незримым светом, а ее лицо озаряла почти всегда доб­рая радостная улыбка». Матушка умело обличала людей в их плохих поступках, врачевала душевные раны, давала мудрые советы. По молитвам сестер многие верующие исцелялись от различных болезней. В своих наставлениях они учили людей жить по заповедям Божиим, любить друг друга, как можно чаще посещать Богослужения в храме. Их жизнь была тому ярким примером.

Однажды одна женщина попросила старицу Анисию помолиться за курящего сына, который не мог избавиться от пагубной привычки. Ста­рица лишь улыбнулась в ответ на просьбу. Вскоре юноша нашел в себе силы и бросил курить.

По свидетельству современников, старица Анисия многим предска­зала грядущие события в жизни. Этой способностью Господь наградил всех трех сестер. О судьбах Церкви и России сестры всегда говорили со скорбью. Анисия говорила, что русскому народу предстоит пережить многие беды.

Старица Анисия дожила до глубокой старости, до девяносто двух лет сохранила трезвость ума. Она до последних дней сама себя обслуживала. 10 октября 1983 года она мирно отошла ко Господу.

Похоронив сестру, Матрона и Агафья прожили вместе еще тринад­цать лет. Сестры трудились в огороде, делали свечи, пели по праздникам на клиросе.

Люди по-прежнему шли в дом Петриных за помощью. Сестры всех приходящих встречали как своих родных. И эта любовь к людям была неподдельна. Они давали мудрые советы в самых различных областях жизни: в лечении и строительстве, в выборе профессии и спутника жизни. До самой старости они трудились по дому сами, выращивали отменный урожай овощей.

4 февраля 1995 года скончалась матушка Матрона. К прозорливой матушке Агафии приезжали монашествующие, священники и миряне. На вопросы старица отвечала иносказательно или прикровенно, часто присказками в стихотворной форме.

Однажды к старице пришел человек, заболевший раком лица. По мо­литвам старицы он получил исцеление. По свидетельству посещавших их людей, старица обладала добрым и любя­щим сердцем. Многие говорили о таких качествах, как природная прони­цательность, острый ум и умение рассказывать.

Восьмого мая 1996 года старица закончила свой земной путь. По сви­детельству очевидцев, «вереница людей провожала почившую в храм». После того как гроб с телом почившей внесли в церковь, Царские врата открылись «сами собой».

В 1998 году по благословению митрополита Симона на месте захоронения семьи Петриных была возведена часовня. Надпись на ней гласит: «Часов­ня трех сестер девиц Анисии, Матроны, Агафий и их родителей Алексея и Анны Петриных, на месте сем погребенных, всю свою жизнь посвятив­ших Богу и ближним».

Вся семья Петриных оставила в людской памяти добрый и светлый след. Их подвиг всепрощающей и жертвенной любви к людям и сейчас поддерживает многих на жизненном пути. Не зря до сих пор, почти круглый год, можно увидеть живые цветы в часовне, построенной на месте их могил. Местные жители бывают свидетелями того, что на дни их памяти съезжаются много поломников, многие приезжают из далека: Тамбова, Моршанска, Саранска, Волгограда, Москвы, Рязани. Нельзя дать опустеть земле, которая вырастила таких удивительных людей. Мы будем надеется, что жизнь в нашем благодатном краю не замрет.

В дни памяти блаженной кончины сестер в Троицкой церкви с.Польное Ялтуново всегда проходят торжественные заупокойные Богослужения. 4 февраля – день памяти блаженной кончины девицы Матроны; 8 мая – день памяти блаженной кончины девицы Агафии; 10 октября – день памяти блаженной кончины девицы Анисии. В эти дни Богослужение начинается в 7.00 – утреня, часы, Божественная Литургия и заупокойная панихида.