Князья черниговские

Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде

Мон­го­лы не все­гда ка­ра­ли за от­каз прой­ти через свя­щен­ный огонь, но в этот раз Ба­тый устро­ил рус­ско­му кня­зю жест­кую про­вер­ку на ло­яль­ность… Что сто­я­ло за убий­ством свя­то­го, во­ля ха­на или ин­три­ги рус­ских за­вист­ни­ков?

В 1246 го­ду в Зо­ло­той Ор­де был убит Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский. Это был пер­вый рус­ский пра­ви­тель – му­че­ник, по­гиб­ший от рук мон­го­ло-та­тар. О при­чи­нах это­го тра­ги­че­ско­го со­бы­тия до сих пор спо­рят ис­то­ри­ки, а древ­не­рус­ские и сред­не­ве­ко­вые ев­ро­пей­ские тек­сты да­ют раз­ные трак­тов­ки дра­мы, разыг­рав­шей­ся в став­ке Ба­тыя.

Пер­вое столк­но­ве­ние рус­ских с мон­го­ла­ми в 1223 го­ду, ко­гда объ­еди­нен­ное вой­ско по­лов­цев и рус­ских кня­зей, сре­ди ко­то­рых был и Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский, по­пы­та­лись оста­но­вить ор­ды ко­чев­ни­ков на ре­ке Кал­ке. В этой бит­ве Русь по­тер­пе­ла по­ра­же­ние из-за раз­об­щен­но­сти рус­ских пра­ви­те­лей – од­ни хо­те­ли по­лу­чить сла­ву, дру­гие спо­кой­но на­блю­да­ли, как из­би­ва­ют их со­юз­ни­ков, тре­тьи до­ве­ри­лись обе­ща­ни­ям мон­го­ло-та­тар, но бы­ли об­ма­ну­ты и уби­ты. По­сле это­го в те­че­ние несколь­ких лет бы­ло за­ти­шье, а за­тем вой­ска Ба­тыя ра­зо­ри­ли спер­ва Ря­зань, а за­тем и Ки­ев. Год ра­зо­ре­ния Ки­е­ва – 1240 г. Го­дом, на­чи­ная с ко­то­ро­го рус­ские пра­ви­те­ли пре­вра­ти­лись в хан­ских вас­са­лов, и бы­ли вы­нуж­ден­ные ез­дить в Ор­ду для по­лу­че­ния яр­лы­ков на кня­же­ние, счи­та­ет­ся 1240 г. – вре­мя ра­зо­ре­ния Ки­е­ва.

Ис­то­рик Ви­льям По­хлёб­кин счи­та­ет, что са­мой боль­шой про­бле­мой для Ру­си бы­ло от­сут­ствие пись­мен­ных до­го­во­ров с Ор­дой. Кня­зья от­прав­ля­лись на по­клон к ха­ну не как пра­ви­те­ли, а как за­лож­ни­ки, ко­то­рым не да­ва­лось ни­ка­ких га­ран­тий. По сво­е­му про­из­во­лу хан мог да­ро­вать ко­му-то яр­лык, а вско­ре от­нять его и пе­ре­дать дру­го­му кан­ди­да­ту.

Под угро­зой бы­ла жизнь каж­до­го рус­ско­го кня­зя, от­прав­ляв­ше­го­ся в Ор­ду, по­сколь­ку его ста­тус немно­гим от­ли­чал­ся от по­ло­же­ния плен­ни­ков — в хан­ской став­ке его мог­ли убить, отра­вить, ли­шить сво­е­го уде­ла, от­нять жен и де­тей, и все это не бы­ло бы на­ру­ше­ни­ем со сто­ро­ны мон­го­лов, по­сколь­ку они не да­ва­ли ни­ка­ких обя­за­тельств: «Все ви­ды рус­ских га­ран­тий но­си­ли ве­ще­ствен­ный, а не пись­мен­ный ха­рак­тер (дань, за­лож­ни­ки, по­дар­ки), т.е. все рус­ские га­ран­тии бы­ли физи­че­ски ося­за­е­мы­ми — их мож­но бы­ло и уви­деть, и по­щу­пать. Хан­ских же, ор­дын­ских га­ран­тий (на­при­мер, не во­е­вать, не каз­нить, не на­ла­гать непо­мер­ную дань) не су­ще­ство­ва­ло ни­ка­ких — ни пись­мен­ных, ни сло­вес­ных».

На­про­тив, по­слы ха­на на Ру­си бы­ли не про­сто ди­пло­ма­ти­че­ски­ми пред­ста­ви­те­ля­ми, но упол­но­мо­чен­ны­ми ха­на с неогра­ни­чен­ной вла­стью. Они мог­ли на ме­сте при­ни­мать лю­бые по­ли­ти­че­ские и во­ен­ные ре­ше­ния, и их ни­кто не имел пра­ва оспо­рить. Мон­голь­ские по­слы на Ру­си – непри­кос­но­вен­ные фигу­ры, убий­ство или оскорб­ле­ние ко­то­рых мгно­вен­но при­во­ди­ли к во­ен­но­му по­хо­ду та­тар.

Неко­то­рые ис­то­ри­ки по­ла­га­ют, что убий­ство Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го бы­ло свя­за­но с тем, что он при­ни­мал уча­стие в бит­ве при Кал­ке, по­во­дом для ко­то­рой как раз и ста­ло убий­ство по­слов. Од­на­ко сред­не­ве­ко­вые ис­точ­ни­ки пред­ла­га­ют нам дру­гую вер­сию раз­ви­тия со­бы­тий.

Об уби­е­нии кня­зя Ми­ха­и­ла и его спут­ни­ка – бо­яри­на Фе­о­до­ра су­ще­ству­ет несколь­ко древ­не­рус­ских ле­то­пис­ных рас­ска­зов, крат­кое и пол­ное жи­тие, а так­же рас­сказ фран­цис­кан­ско­го мо­на­ха Пла­но Кар­пи­ни, по­се­тив­ше­го став­ку Ба­тыя вско­ре по­сле убий­ства му­че­ни­ков. За­пис­ки ка­то­ли­ка цен­ны для нас тем, что они объ­яс­ня­ют неко­то­рые осо­бен­но­сти ре­ли­ги­оз­но­сти мон­го­лов, без ко­то­рых невоз­мож­но по­нять при­чи­ну убий­ства: «Преж­де все­го так­же они де­ла­ют идол для им­пе­ра­то­ра (умер­ше­го Чин­гис­ха­на – «НС») и с по­че­том ста­вят его на по­воз­ке пе­ред став­кой, как мы ви­де­ли при дво­ре на­сто­я­ще­го им­пе­ра­то­ра, и при­но­сят ему мно­го да­ров. По­свя­ща­ют ему так­же ло­ша­дей, на ко­то­рых ни­кто не дер­за­ет са­дить­ся до са­мой их смер­ти.. В пол­день так­же они по­кла­ня­ют­ся ему (Чин­гис­ха­ну – «НС»), как Бо­гу, и за­став­ля­ют по­кло­нять­ся неко­то­рых знат­ных лиц, ко­то­рые им под­чи­не­ны».

От­ме­тим, что по­сколь­ку мон­го­лы бы­ли ко­чев­ни­ка­ми, то по­доб­ные став­ки с изо­бра­же­ни­ем Чин­гис­ха­на они устра­и­ва­ли на вся­ком ме­сте, ку­да пе­ре­би­ра­лись. Кро­ме то­го, Кар­пи­ни рас­ска­зы­ва­ет о двух очи­сти­тель­ных ог­нях, го­ря­щих пе­ред став­кой: «Они ве­ру­ют, что ог­нем всё очи­ща­ет­ся, и ко­гда к ним при­хо­дят по­слы или вель­мо­жи или ка­кие бы то ни бы­ло ли­ца, то и им са­мим, и при­но­си­мым ими да­рам над­ле­жит прой­ти меж­ду двух ог­ней, чтобы под­верг­нуть­ся очи­ще­нию, дабы они не устро­и­ли ка­ко­го-ни­будь отрав­ле­ния и не при­нес­ли яду или ка­ко­го-ни­будь зла». Как ви­дим, об­ряд очи­ще­ни­ем ог­нем был од­ним из ос­нов­ных в став­ке Ба­тыя, и без его про­хож­де­ния ни­кто не мог при­бли­зить­ся к ха­ну. В за­пис­ках фран­цис­кан­ца рас­ска­зы­ва­ет­ся, что про­ход меж двух ог­ней был необ­хо­ди­мым ми­ни­му­мом для всех, а вот кла­нять­ся изо­бра­же­нию Чин­гис­ха­на за­став­ля­ли да­ле­ко не каж­до­го рус­ско­го кня­зя. По­че­му для му­че­ни­ка и его слу­ги был вы­бран са­мый жест­кий ва­ри­ант, мы рас­ска­жем ни­же, а по­ка об­ра­тим­ся к ос­нов­но­му агио­гра­фи­че­ско­му ис­точ­ни­ку.

В «Ска­за­нии о уби­е­нии в ор­де кня­зя Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го и его бо­яри­на Фе­о­до­ра» рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что каж­до­го при­хо­дя­ще­го к Ба­тыю за­став­ля­ли про­хо­дить через огонь, а так­же кла­нять­ся «ку­сту и идо­лу».

Не яс­но, что древ­не­рус­ский ав­тор имел в ви­ду под сло­вом «куст», воз­мож­но речь идет о неко­ем свя­щен­ном де­ре­ве, сто­яв­шем пе­ред став­кой. Ми­ха­ил и Фе­о­дор еще до при­бы­тия в Ор­ду зна­ли об этом обы­чае и по­сле со­ве­та со сво­им ду­хов­ни­ком ре­ши­ли из­брать по­двиг му­че­ни­че­ства. Жи­тие со­об­ща­ет, что мно­гие рус­ские кня­зья из-за «со­блаз­на ве­ка се­го» ис­пол­ня­ли все необ­хо­ди­мые об­ря­ды.

За­ме­тим, что по сви­де­тель­ству Кар­пи­ни, мон­го­лы бы­ли ве­ро­тер­пи­мы­ми и кро­ме слу­чая с Ми­ха­и­лом Чер­ни­гов­ским ни­ко­го не при­нуж­да­ли кла­нять­ся «идо­лам», ес­ли это про­ти­во­ре­чи­ло их ре­ли­гии. От­каз же неко­то­рых рус­ских пра­ви­те­лей про­хо­дить об­ря­ды сверх очи­ще­ния ог­нем мог и не при­во­дить к же­сто­кой рас­пра­ве.

Же­сто­кость по от­но­ше­нию к кня­зю Ми­ха­и­лу, ко­то­рый в жи­тии на­зы­ва­ет­ся «ве­ли­ким рус­ским кня­зем» мо­жет быть объ­яс­не­на несколь­ки­ми при­чи­на­ми. Во-пер­вых, Ба­тый по­ка­за­тель­ной каз­нью быв­ше­го ки­ев­ско­го кня­зя мог до­бить­ся боль­шей по­кор­но­сти со сто­ро­ны дру­гих рус­ских вас­са­лов. Во-вто­рых, хан мог быть от­ри­ца­тель­но на­стро­ен по от­но­ше­нию к Ми­ха­и­лу, по­сколь­ку дру­гие рус­ские кня­зья ин­три­го­ва­ли про­тив него в став­ки Ба­тыя, же­лая по­лу­чить яр­лык на ве­ли­кое кня­же­ние. Тре­тью вер­сию пред­ла­га­ет жи­тие – хан уби­ва­ет Ми­ха­и­ла и Фе­о­до­ра в гне­ве за от­каз по­кло­нить­ся «его бо­гам». При этом агио­граф на­зы­ва­ет их из­на­чаль­ной це­лью по­езд­ки в Ор­ду — же­ла­ние об­ли­чить «це­за­ря» в его «пре­ле­сти» и по­стра­дать за ве­ру хри­сти­ан­скую.

Без­услов­но, ре­ли­ги­оз­ная мо­ти­ви­ров­ка по­ступ­ков бы­ла очень важ­на для чер­ни­гов­ско­го кня­зя, но ис­то­ри­ки ча­ще объ­яс­ня­ют его по­езд­ку и смерть по­ли­ти­че­ски­ми мо­ти­ва­ми. Неза­дол­го до по­езд­ки Ми­ха­и­ла в Ор­ду он бо­рол­ся с дру­ги­ми кня­зья­ми за Ки­ев­ский пре­стол, был вы­нуж­ден бе­жать в Вен­грию, от­ка­зал в по­мо­щи про­тив та­тар ря­зан­ским кня­зьям за то, что тех не бы­ло на ре­ке Кал­ке, и пра­вил то в Ки­е­ве, то в Чер­ни­го­ве до мо­мен­та сво­е­го вы­зо­ва в став­ку Ба­тыя.

Из­на­чаль­но Ба­тый не хо­тел уби­вать Ми­ха­и­ла, хо­тя со­пер­ни­ки его и об­ви­ни­ли в кра­же ко­ней, по­свя­щен­ных ха­ну, что яв­ля­лось очень тяж­ким пре­ступ­ле­ни­ем. Мон­го­лы мог­ли бы лег­ко каз­нить чер­ни­гов­ско­го кня­зя по при­го­во­ру су­да, не при­бе­гая к слож­ным про­це­ду­рам (тео­ре­ти­че­ски, неугод­ный князь мог со­гла­сить­ся прой­ти все необ­хо­ди­мые об­ря­ды, и то­гда его убий­ство бы­ло бы весь­ма слож­ным). Од­на­ко ин­три­ги со­пер­ни­ка сде­ла­ли свое де­ло, и Ба­тый ре­шил устро­ить му­че­ни­ку очень жест­кий тест на ло­яль­ность. В ре­зуль­та­те от­каз по­кло­нить­ся изо­бра­же­нию Чин­гис­ха­на стал в гла­зах мон­го­лов по­ли­ти­че­ским пре­ступ­ле­ни­ем, и Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го каз­ни­ли как мя­теж­ни­ка.

От­ме­тим, что жи­тие Ми­ха­и­ла од­но­знач­но го­во­рит о том, что убий­ство бы­ло со­вер­ше­но по ре­ли­ги­оз­ным мо­ти­вам. На­хо­дя­щи­е­ся в став­ке Ба­тыя хри­сти­ане умо­ля­ют Ми­ха­и­ла под­чи­нить­ся ре­ше­нию ха­на. Обе­ща­ют взять этот грех на се­бя и вме­сте его от­мо­лить, но му­че­ник оста­ет­ся непре­клон­ным в сво­ей ре­ши­мо­сти. Позд­нее этот эпи­зод пре­вра­тит­ся в жи­тий­ный то­пос и по­па­дет в Жи­тие Ми­ха­и­ла Твер­ско­го, так­же по­гиб­ше­го в Ор­де.

От­ме­тим, что жи­тие и фран­цис­кан­ский мо­нах по­чти оди­на­ко­во рас­ска­зы­ва­ют о смер­ти свя­тых. Некий ве­ро­от­ступ­ник из рус­ских от­ре­за­ет но­жом го­ло­ву свя­то­му кня­зю, а за­тем пред­ла­га­ет бо­яри­ну Фе­о­до­ру власть в об­мен на от­ре­че­ние от Хри­ста. Фе­о­дор с гне­вом от­вер­га­ет это пред­ло­же­ние и по­сле му­че­ний так­же ли­ша­ет­ся го­ло­вы.

Убий­ство кня­зя Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го бы­ло од­ним из пер­вых в длин­ной че­ре­де смер­тей, по­стиг­ших рус­ских пра­ви­те­лей в Ор­де, но да­ле­ко не все жерт­вы мон­го­лов бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых. В слу­чае с Ми­ха­и­лом Чер­ни­гов­ским Цер­ковь про­сла­ви­ла его, опи­ра­ясь на на­деж­ные сви­де­тель­ства с са­мых раз­ных сто­рон. Несмот­ря на то, что его убий­ство про­изо­шло 20 сен­тяб­ря, и по тра­ди­ции мы не пе­ре­счи­ты­ва­ем сред­не­ве­ко­вые да­ты с юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря на гри­го­ри­ан­ский, Рус­ская Цер­ковь от­ме­ча­ет день его па­мя­ти 3 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю.

Ан­дрей Зай­цев

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев: Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Твоими молитвами страстотерпче Михаиле, благодать мне и просвещение с небесе даруй, яко да возмогу похвалити доблести и страдания твоя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественным желанием разжигаемь, Михаиле святе, с Феодором болярином, паки к вашему отечеству возвращаетеся, идеже мучения венцы от десницы Вышняго приясте, изрядно поминайте вас почитающих.

Слава: Царствия вечнующаго, и никакоже мимотекущаго воспоминая наслаждение, святе, царство земное преобидев, и вместо скиптра крест взял еси, и самозван к подвигом устремился еси, купно со страдавшим с тобою Феодором болярином.

И ныне: Святых Святейшая была еси, Дево Чистая, святых Святаго на руку Христа носивши, Божественною силою тварь содержащаго.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Яряся зверь нечестивый, убити вас повелевает, сего скверным повелением повинутися не хотящих, и твари паче Творца не послужисте, но Христу вопиясте: Свят еси, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Любовию твоего Владыки снедаемь быв Михаиле, купно с Феодором болярином, ничтоже земнаго вменисте, и Того желанием мучения чашу исписте усердно, Христу вопиюще: Свят еси, Господи.

Слава: Самозван от дальных стран отечество твое пришед посетити, и злоименитаго царя богоборную прелесть обличити, от негоже пострадав, жертва Богу принеслся еси.

И ныне: Возставила еси, Чистая, паки падший мой образ, рождшая Виновнаго паче естественнаго воскресения.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 1-й

Камение твердо явистеся, и непреборими бысте мучителей прещением, Михаиле славне и Феодоре премудре. Сего ради Российстии собори вопиют радостно: слава Укрепльшему вы, слава Венчавшему вы, слава Просвещшему вами весь мир.

Слава, и ныне: Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе Богу; ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Богомерзскаго и злочестиваго царя неправедна и лукавнейша паче всея земли, безбожную веру укористе, и лютаго беса обличивше прелесть, яко агнцы за Христа заклани бысте, и яко солнце по кончине просияли есте.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Усты светлыми витийствуя, исповедал еси благочестно Единаго Бога, Михаиле, с пострадавшим с тобою Феодором: и сего ради злочестивый царь не терпя, повелевает убити вас на самей кончине Христа исповедающия.

Слава: О, ярости царя злочестиваго и неправеднаго убиения! О, терпения непобедимых страдалец! Иже по вере добре подвигшеся, Христу вопияху: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Неискусобрачно родила еси, о, Дево! и по Рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Дивлюся, о, царю! твоему безумию, и суетному глаголу, исповедниче Михаиле рекл еси, и с благородным Феодором: твари паче Творца никакоже да будет нам покланятися, она бо человека ради сотворена есть.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Злочестивый он законопреступный Доман, иже первее веры христианския отвергся, не терпя твоего исповедания, зле огорчися, ножем отрезует главу твою честную, исповедниче Христов Михаиле.

Слава: Аще честная святая телеса ваша и небрегома пребыша от кровоядец онех, повержена псом на снедение, но Бог соблюдаше оная, и столпом огненным осияваше, пресветлыми зарями.

И ныне: Бог в Тя, Богомати, вселися, человека назидая во тлю падшаго прелестию змия.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Недоволен злочестивый быв мучитель, о убиении благочестиваго Михаила, покушашеся и страдальца Феодора лестию увещати: аще бо, рече, богом моим поклонишися, со мною во славе будеши, и имению господина твоего наследник будеши.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Мне да не будет, о, царю пребеззаконне! Христе отврещися, и ложным твоим богом поклонитися. Мне бо еже жити Христос, и еже умрети за Него, приобретение.

Слава: От юности житие твое чисто явися, Пресвятаго Духа дарованием Феодоре, посреде бо злочестивых мучителей, твоему господину поборник был еси, и с ним на небесех присно веселишися.

И ныне: Излияв первее яд во уши Евины змий вселукавый, ты же сего Едина оттрясла еси, Богомати, Истребителя сему рождши.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 8-й

Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю Сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Икос

Кто подвиги ваша и болезни возможет извещати, страстотерпцы, яже мужески претерпесте за веру Господню? и дарований, ихже сподобистеся, не довлеют уста человеческая исповедати. Премудростию бо украшени и мужеством, богатство и славу привременную возненавидесте, Михаиле славный, и с пострадавшим с тобою дивным Феодором, с ним не разлучастеся на земли и на небеси. Тем молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Ни любви сопружницы, ни чад разлучению внимал еси, но сия вся в руки предав Божия, яко Творца и Промысленника всех, вопиял еси: благословен Бог отцев наших (дважды).

Слава: Поревновав мужеству прежде бывших мучеников, тех блаженство и славу получил еси, достохвальне Михаиле, купно с Феодором, вопиюще: благословен Бог отцев наших.

И ныне: Вышняго Освященное Божественное Селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Взирая на воздаяния, сущая на небесех всечестне, яже любящим Христос предуготова, и вопиющим Ему от души: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественная мученик страдания воистинну превзыдоша похваления, паче слова и помышления, яко тленным телом безплотныя враги победиша, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава: Непоколебимь в подвизех пребыл еси, паче же нечестивых сердца поколебал еси, видевших тя непреклонна, святе Михаиле, купно с Феодором вопиюща: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне: Таинство странно, истинно, под солнцем Едина показала еси, Бога бо родила еси, Чистая, Невидимаго и Безначальнаго, Невместимаго, всем Непостижимаго, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Приидите чистым сердцем и трезвою совестию, великомученика Михаила, с советником крепким Феодором, паче злата светящася зряще величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Светлая ваша, пребогатии, победная храборствия на врага, видев Всевидящее Око подвиги ваша, венцы одоления венчает Спас душ наших.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Воинства Ангелов удивишася, мучеников же лики и праведных собори согласно похвалиша Христа, таковое терпение вам даровавшаго.

Слава: Непобедимая честная мученик двоица, на небесех живущи, певцы своя поминай, совершающих во хвалении священная ваша страдания, вас непрестанно величающих.

И ныне: Земля избавися от клятвы древния Рождеством Твоим. Темже Тя, Богородительнице, величаем.

Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Дни памяти: 14 февраля, 20 сентября
Мученик Михаил, князь Черниговский

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 — 1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение — его особое разрешение — ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35 — 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука — святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Житие Михаила Черниговского

Смотреть что такое «Житие Михаила Черниговского» в других словарях:

  • Сказание о убиении… князя Михаила Черниговского… — Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. В 1246 г. в Орде, по повелению хана Батыя, были убиты черниговский князь Михаил Всеволодович (род. в 80–90 е гг. XII в.) и, сопровождавший князя в его поездке в Орду за… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Житие Никиты Столпника Переяславского — – памятник агиографии конца XIV – начала XV в. (?), рассказывающий о святом, который посвятил себя редкому на Руси виду подвижничества, столпничеству. Первоначально Ж. состояло из повествования о жизни Никиты до пострижения, когда он «бе мытарем… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА — († ок. 118), вмч. (пам. 20 сент.), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом при имп. Адриане. Житие было первоначально… … Православная энциклопедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

  • Пахомий Серб \(Логофет\) — (ум. после 1484) – составитель и. редактор ряда житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик и писец. С Афона в звании иеромонаха в возрасте не моложе тридцати лет П. прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429–1458 гг … Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Дмитриев, Лев Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Лев Александрович Дмитриев Дата рождения: 18 августа 1921(1921 08 18) Место рождения: Сызрань Дата смерти: 21 февраля … Википедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ — (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) … Православная энциклопедия

  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный — Грозный (25.08.1530, Москва 18.03.1584, там же), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, 1 й рус. царь (с 16 янв. 1547), старший сын вел. кн. Василия III Иоанновича и его 2 й жены вел. кнг. Елены Васильевны Глинской. Биография Царь Иоанн… … Православная энциклопедия