Кофе в пост

Православное христианство существует не одно тысячелетие. Даже несведущие люди знают много из того, что можно, а что нельзя употреблять в пищу во время постных дней. Но для многих остается открытым вопрос напитков. Пить кофе в пост или нет большинство верующих решает самостоятельно.

Правила поста и кофе

В пост запрещено употреблять продукты животного происхождения. Об этом говорят церковные каноны. Но отношение к кофейному напитку церкви неоднозначно. Священнослужители не дают четкого ответа на этот вопрос.

Напиток способствует распаду жировых клеток организма, уменьшает аппетит

Важно! Человек сам должен осознать, чем является для него напиток. Готов ли верующий ради духовного очищения смириться и отказаться от употребления.

В правилах поста не существует прямого запрета на кофе. Напиток растительного происхождения. Но его стимулирующее организм действие приводит к выработке привычки, желанию употребить новую порцию.

Главный смысл поста – смирение, отказ от привычных удовольствий. Для многих людей таким удовольствием является кофе. Поэтому священнослужители не рекомендуют его употребление. Зависимость от кофе, как и любая другая, разрушает веру человека, подрывает его силу духа.

Однозначный запрет на кофе церковью ставится в следующих случаях:

  1. Первая и последняя недели поста являются строгими. В эти дни верующим следует соблюдать специальную диету и пить только воду.
  2. Особо верующие соблюдают дни сухоядения, когда можно употреблять только сырую растительную пищу и травяные настои. Нельзя подвергать продукты тепловой обработке.

Важно! Сухоядение предписано только монахам из-за строгости запретов. Мирянам, желающим соблюсти этот церковный канон, рекомендуется получить для этого благословение.

Разрешается ли пить кофе в Великий пост

Совет о полном отказе от напитка во время Великого поста церковь дает глубоко верующим и людям, относящимся к нему, как удовольствию или привычке.

В зеленых зернах больше хлорогеновой кислоты, чем в обжаренных, именно она превращает жир в энергию

Остальным, не имеющим такой привязанности, употреблять кофе в небольших количествах можно. Желательно варить зеленые кофейные зерна. Они оказывают мягкое воздействие на организм. Вкус напитка исключает чревоугодие и удовольствие. Но на приготовление есть несколько обязательных запретов:

  1. Алкоголь. Его употребление запрещено в пост, добавлять не разрешается категорически.
  2. Молоко. Любой молочный продукт животного происхождения запрещен для добавления в напиток.
  3. Сахар. Церковь не рекомендует его применение только в том случае, если человек воспринимает его как удовольствие. Четкого запрета на продукт нет.
  4. Заменители молока не рекомендованы, если используются для улучшения вкуса.
  5. Готовить необходимо напиток их натуральных кофейных зерен, отказаться от растворимого.
  6. Не употреблять кофе натощак.

Важно! Кофе может быть показан к применению по состоянию здоровья. Все возникающие сомнения следует обсудить со священнослужителем.

Многие не готовы сразу отказаться от привычных продуктов. Делать это сразу людям, страдающим нервными расстройствами, запрещают врачи. Лучше начинать поститься постепенно. Не запрещено употреблять с кофе следующие продукты:

  • сахарозаменители, подсластители и сам сахар только для нормализации уровня глюкозы в крови;
  • фруктозу;
  • мед;
  • кокосовое молоко;
  • миндальное молоко;
  • экстракт сои.

Каждый решает для себя сам, пить кофе в пост или нет. Формально церковные каноны это не запрещают. Важнее понять для себя суть поста, который должен научит смирению перед желаниями. Есть люди, воспринимающие этот период как способ оздоровления, как очищение организма от шлаков и вредных веществ. Насколько такой подход имеет отношение к вере, решать Богу. Но и здесь есть польза. Позиция в этом вопросе священнослужителей проста. Церковь не требует от постящихся героических поступков и разрешает к употреблению многие продукты, заменяющие пищу животного происхождения.

Важны вера и решение человека. Если соблюдение поста является истинным и серьезным намерением, то нужно смириться с отказом от удовольствий.

Как исповедоваться в пост? (Опрос священников)

Как готовиться к исповеди постом — причащаешься часто, а вроде никаких безобразий за неделю не сделал? Современный человек много времени проводит в социальных сетях — как каяться в том, чем согрешил в виртуале? Отвечают священники.

Исповедь, как великий переворот души, не может быть постоянной

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке:

Протоиерей Феодор Бородин

Мы действительно плохо видим свои грехи. Мы вообще себя плохо знаем. Когда мы только пришли в Церковь, у нас было острое ощущение своей греховности — слишком резко выделялась вся наша грязь на фоне Евангелия. Постепенно мы привыкаем, перестаем переживать грех как боль, а острота покаяния сходит на нет. Вроде ничего страшного же не совершаем.

С одной стороны — это следствие нашего нерадения и лени: мы не хотим видеть свои грехи, не просим у Бога помощи в этом. А вот святитель Иоанн Златоуст просил: «Господи, дай мне помысел исповедования грехов моих». По его мысли эту молитву христианин читал один час каждый день. У нас она осталась в Вечернем Правиле. Но мы просто произносим эти слова ежедневно, они не звучат как крик к Богу о помощи: «Боже, я перестал страдать от своих грехов!» Надо сосредоточиться на этой просьбе, и Господь, конечно же, откликнется.

Такое было почти с каждым из нас, когда после неофитского горения человеку кажется, что он стал значительно хуже. Но это не так. Просто Господь начинает открывать христианину его не сознаваемую ранее греховность. Он дарует возможность человеку увидеть, каков он на самом деле.

С другой стороны, мы должны понимать, что исповедь, как великий переворот души, не может быть постоянной. Это не то, человек может в любое время по желанию воспроизвести.

Иногда это к нам приходит не во время совершения Таинств, а, скажем, за три дня до исповеди или за неделю до этого. А к моменту совершения Таинства кажется, что сердце не горит, не откликается. Здесь выжимать из себя какой-то эффект ненужно и даже опасно. Здесь важно покориться Богу и приносить на исповедь то, что есть. Ведь исповедь все равно продолжает оставаться Таинством.

А любое Таинство — это, прежде всего, помощь человеку. И Таинство исповеди — не столько акт прощения греха, сколько получение благодати на его преодоление. Никогда нельзя об этом забывать.

Но бывает так, что человек регулярно много лет исповедуется, и вот приходит к какому-то тупику, говорит на исповеди то же, что и всегда, все равно все не перечислишь. Да и попытка все-все досконально сказать превратится в издевательство над исповедью, священником и другими прихожанами. Тем более, не можем мы говорить: «Грешил пустословием позавчера в 16.00, 16.35, в 17.20, сегодня — в 14.30».

Богу что, нужно от нас такое полное перечисление? Нет, конечно. Нужно сокрушенное сердце. Если оно есть, то хватит: «Каюсь, грешил делом, словом и помышлением».

Как в диалоге Христа с Петром перед Тайной Вечерей, когда Христос омывает ноги ученикам, и Петр говорит: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13, 9–10).

Это символ регулярной исповеди человека, живущего полной христианской жизнью: чист весь, только ноги нужно умыть. «Прости, Господи, шел по пыли, а так, как мог — старался». И не надо что-то вымучивать из себя, какой-то обязательный список, а духовнику — не надо его требовать и ждать. Он вообще может молчать и свидетельствовать, что нет препятствий к Причастию. Если что-то произошло из ряда вон, человек скажет, ведь духовник его знает.

Сейчас уже много общин, сложившихся около 20 лет назад, где священники приходят к следующему выводу: прихожанину, давно воцерковленному, прошедшему период неофитства и последующий период некой промыслительной оставленности, помнящему о своей немощи, имеющему сокрушенное сердце, вошедшему в радостную практику регулярного Причастия, можно и не исповедоваться на каждой Литургии. Где-то человек подходит только под разрешительную молитву, а где-то и этого нет.

Такая практика перемещает ответственность со священника на самого человека. И, безусловно, служит к его духовному взрослению в молитве и покаянной работе.

Но такое решение духовник может принимать отдельно по каждому человеку и таких прихожан в храме может быть всего пять или шесть, а может — двадцать и тридцать. Но с годами их будет все больше. И решение о подобной практике придется принимать только соборно.

У нас в храме я впервые столкнулся с такой необходимостью, когда Великим Постом стало увеличиваться число прихожан. И постоянные, давно воцерковленные прихожане исповедовались в Вербное воскресенье, и причащался в Великий Четверг, в Субботу, и, конечно, на саму Пасху. Или я должен был остаться совсем без богослужения, поскольку все время пришлось бы исповедовать? Сама церковная жизнь, если в ее центре Евхаристия, приводит к принятию такого решения.

А есть общины, где подробная исповедь происходит единожды в Великий Пост. Каждому прихожанину назначается свой день и час. В остальные дни приступают — только через разрешительную молитву или даже без нее.

Отношения с Богом и людьми были настоящими

Первое, что я вижу в своей грешной жизни, готовясь к исповеди — свои плохие поступки. Но поначалу я даже не догадываюсь, что не какие-то внешние обстоятельства, не окружающий мир толкнули меня на эти поступки, а мое собственное сердце. Я могу так натренироваться в церковной жизни — и посты этому помогают, — что со временем не буду даже ни с кем ругаться. Но значит ли это, что изменилось мое сердце? Если бесстрашно заглянуть в свою душу, выяснится, что мне по-прежнему в тягость общение и с людьми, и с Богом, внешнее миролюбие дается с трудом, слова молитвы повторяю автоматически, а сердце молчит.

Я вижу, как трудно и непривычно для меня добро и как легко и привычно зло. На словах со всеми примирился, а старые обиды не отпускают, точат сердце, признать же свою вину не хватает мужества. Да, с поступками вроде бы все нормально — не убил, не ограбил, не поругался, не оскорбил, — но пока это дается через силу, душа по-прежнему больна.

Бывают в сердце вспышки добра, но они кратковременны. Непостоянство — одно из главных свойств падшей человеческой природы. Возьмем хотя бы Великий пост. На первой седмице стараемся углубиться в молитву, никого не осуждать, избегать ненужной суеты. Сразу начинаем гордиться своей добродетелью. А на второй седмице облегченно вздыхаем: «Слава Богу, первая седмица позади». Ну и какова цена нашего поста?

Если я непостоянен, я нечестен перед ближними и перед Богом. Предаю их если не поступками, то равнодушием или раздражительностью, которые с трудом сдерживаю. Часто ли люди каются в неверности своего сердца? Нет. Время должно пройти, чтобы человек понял, почувствовал: да, плохие поступки я назвал и больше их не повторяю, но душа как молчала, так и молчит.

За другими людьми мы горазды замечать, что многое они делают формально, притворно. С них спрашиваем строго. Это куда легче, чем посмотреть на себя. Кто кается в своем лицемерии? Для этого нужно его разлюбить. По личному и пастырскому опыту знаю, что у человека, который по-настоящему начинает себя ограничивать во время поста не только в еде, желание грешить разгорается. Это очень важная часть поста. Если человек серьезен, глубок, честен, он начинает видеть и понимать, как любит грехи — не может без них.

Все мы когда-то учились в школе. Помню, проходим новую тему, понял я ее, и мне кажется, что я уже знаю предмет. А на следующем уроке учитель объясняет новую тему, и выясняется, что ничего я не знаю. Так и в духовной жизни. Надо мерить себя заповедью, которую дал нам Христос: будьте совершенны. Ваше покаяние совершенно? Вы вспоминаете старые грехи? Вы умеете прощать?

Да я жить не умею никогда, ни в какую секунду. То печален, то уныл, то злопамятен, то в гневе. Научился скрывать эти чувства от окружающих, но страсти мои никуда не делись, они со мной. Поэтому мне всегда есть в чем исповедоваться. Люди, простите, я вас не уважаю так, как себя, не могу быть с вами честным, постоянным. Господи, прости, я Тебя часто боюсь, боюсь, что накажешь. Дай мне поверить в Твою милость и полюбить Тебя!

Я хочу, чтобы мои отношения с Богом и людьми были настоящими. Это желание помогает искать покаяния и ждать таинства исповеди, которое способно возродить такого, как я, грешника — с немым языком и грубым слепым сердцем.

На каждую исповедь нужно идти как на Страшный суд

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Любая исповедь должна быть серьезнейшим и ответственным делом. И на любую исповедь, независимо от того, в пост она или не в пост, человек должен идти как на последнюю исповедь, как на Страшный суд, неуверенным, будет ли когда-нибудь еще возможность исповедаться. Просто исторически так сложилось, что в нашей Церкви на протяжении достаточно долгого времени большинство людей исповедовалось раз в году, только Великим постом. Поэтому и возникло ощущение, что пост связан напрямую с исповедью.

Что же касается людей, которые регулярно исповедуются и причащаются, во время поста или не во время, мне думается, что, пожалуй, пост отличается тем, что душа становится гораздо более чуткой к каким бы то ни было отклонениям от правды Божьей. Насколько человек живет сыто и комфортно, настолько это огрубляет его дух и притупляет совесть. А когда жизнь человека наполнена молитвой, когда он то и дело сознательно добровольно отказывает себе в чем-то, в чем отказывать себе не хотелось бы, то все чувства обостряются. Его совесть становится гораздо более требовательной, гораздо более чуткой. И в этом, может быть, действительно особенность той исповеди, которую человек совершает Великим постом.

Иногда есть опасность начать приписывать себе мнимые грехи. В каждой конкретной ситуации должен быть конкретный ответ. Есть люди чуткие, а есть попросту мнительные, чья совесть реагирует на то, на что реагировать не очень-то и надо, и не надо переживать об этом.

Я думаю, что дать какой-то общий совет для всех очень трудно. Мы снова упираемся в необходимость человека общаться со священником, необходимость иметь духовника, которому доверяешь, и который действительно подскажет. Не обязательно очень мудрого, семи пядей во лбу. Просто когда на многие вещи смотришь не изнутри, а со стороны, иногда лучше понимаешь их правильность или неправильность. Поэтому при сомнениях надо советоваться со священником. Если человек исповедуется не раз в году, а регулярно, то священник ему сам скажет, когда не надо переживать, а когда переживания правильные и надо исправляться и принимать какие-то меры, чтобы это не повторялось вновь.

И конечно же, надо читать хорошие книги. Я не устаю это повторять. Хорошая духовная литература лучше всего корректирует наше самосознание и помогает правильно расставить акценты, указывает — о чем стоит переживать, а о чем нет. Впрочем и здесь лучше посоветоваться с духовником. Недавно мы перечитывали книжку «Лекарство от греха» и смеялись. В ней сотня с лишним грехов перечислена, большая часть которых примерно такого типа: «Не посылала подарков врагам», «Сидела днем на кровати» и пр. Сейчас-то эта книжка уже не издается, но в свое время во многих храмах продавалась.

Если читать правильные, хорошие книги, читать Священное Писание, святых отцов, иметь духовника, то постепенно у человека все-таки выработается правильное понимание того, что считать грехом, а что не считать, о чем можно действительно сокрушаться, а на что можно не обращать особого внимания.

Во время поста повышаются ставки

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковский Московской обл., преподаватель Высших Богословских курсов при МДА:

Во время поста истончается и тело, и душа. Дети, когда они хотят есть или спать, начинают капризничать. У взрослого человека проявляется нечто подобное. Это может уйти либо в раздражительность, а может, если почитает человек искренне молитвы, превратиться в слезы покаяния, умиления. Пост для того и дан, чтобы легче было каяться, в том числе, видя свои какие-то менее заметные в обычной жизни прегрешения, мысли.

У человека появляется больше возможностей для наблюдения над своими помыслами, для анализа того, какие движения души происходят внутри.

Во время поста нужно быть внимательными к себе. Не обратишь внимания на мелочи, они перестанут быть мелочами. И, в том числе для этого — пореже пользоваться социальными сетями, где так часто можно стать участником горячего диалога. Такие диалоги лучше откладывать на после поста. Во время поста они приобретают еще большую насыщенность, и даже невинный вроде бы спор может принести много обид. Потом сидишь и думаешь — а куда это нас завело? С чего началось-то все? Это и называется искушение. Во время поста искушения особенно сильны.

Можно сказать, что во время поста повышаются ставки. Если ты что-то сумел полезное сделать — для своей души, для ближних, то это — очень хорошо. А если что-то делаешь недолжное, недопустимое, вред от него увеличивается в разы…

Поменьше воды

Протоиерей Сергий Клинцов, настоятель кафедрального Преображенского собора (город Якутск):

Мы не готовим людей к специальной постовой исповеди. Мне кажется, все происходит естественно. Если человек начинает по-честному поститься, то он и по-честному смотрит на устроение своей души, и исповедь у него получается настоящая великопостная — это уже не дремотное бормотание своих грехов, а вопль из глубины сердца: «Помилуй меня, Боже!», как вопит осужденный на казнь. Как этого достичь? Совета тут не дашь.

Когда люди приходят исповедоваться в первые разы — имеет смысл грехи записывать.

Я вспоминаю свою первую исповедь. Я долго готовился, читал книжки, выискивал подходящие к себе грехи из списков… А потом подошел, назвал два греха — и все. Язык прилип к гортани, в буквальном смысле. Я молчал минут десять, но это было так страшно, я настолько ощутил себя грешным и ничтожным, что священник, прочувствовав, что в этом молчании и прошло мое покаяние, не стал задавать никаких наводящих вопросов и все-таки прочитал разрешительную молитву.

Но некоторое время после этого я стал ходить на исповедь с записанными грехами. Иметь шпаргалку всегда легче.

У современного человека добавились незаметные «сетевые» грехи. Сами по себе социальные сети и общение в интернете — отдельная тема. Поругался с человеком на просторах фейсбука — попытайся распутать клубок, с чего все началось. Забанил — разбань.

Чем чаще открываю всякие фейсбуки-вконтакты — тем чаще понимаю, что я в этом просто прожигаю свою жизнь.

Есть люди, у которых жизнь построена на необходимости общения в социальной сети — профессионального, личного и т. д. Бывают и ссоры — ну что, раз посредством сети грех произошел, значит, посредством сети его нужно и пытаться исправить.

А чтобы таких грехов поменьше происходило, надо хотя бы в Великий пост поменьше сидеть в социальных сетях. Ибо само слово «сети» говорит за себя. Грех сравнивают с сетями… Или загребаешь воду сетями — и душа остается пустая. Я это лично на себе ощущаю. Да, конечно, сеть — это общение, но не всякое общение полезно. Можно обойтись и без «привет» и «как дела», на которые всем и не ответишь.

Поменьше формальных разговоров. Поменьше воды.

Исповедоваться для покаяния, а не ради «пропуска в рай»

Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Покаяние — это не перечисление безобразий, а изменение жизни. Если «забанил» кого-то в социальной сети вместо примирения, то можно хоть сто раз сходить к исповеди, но это не приблизит нас к Богу, раз мы не простили ближнего своего. Так что лучше всего именно так и готовиться: не количеством исповедей, а количеством и качеством примирений.

А что касается частого причащения и связи его с исповедью — это вопрос мудрости духовников, ибо здраво было бы прихожанину, который ведёт регулярную церковную жизнь, разрешать исповедоваться по мере необходимости, например, раз-два в месяц, а причащаться чаще. Но такая практика пока с опаской воспринимается многими священниками и прихожанами, твёрдо в умах сидит: сходил на исповедь — получил пропуск к причастию. Сам был свидетелем такого отношения в гиперболической форме в начале своего священнического служения: в соборе одна женщина подходила к причастию, но до этого хамски себя вела. Когда её попытались не допустить до причастия, она устроила дикий скандал, крича:

— Ах вы такие-сякие! Как вы смеете меня не допускать! Да я была на исповеди! Да я имею право! Да я на вас жаловаться!..

Поэтому лучше редко исповедоваться, но для покаяния, а не ради выписывания «пропуска в рай».

Может ли человек, который не держал пост причащаться в пост (завтра)

и ещё, чем причащают — вином или виноградным соком? нашла вот в интернете по этому поводу статью — если не сложно, скажите , что по этому поводу думаете….

(я осознаю, что «крошкой хлеба, пропитанной кагором споить невозможно.Тот же эффект если ребенка напоить кефиром,который кстати содержит алкоголь.») дело не в том, что я так вина боюсь, просто интересует — как всё-таки правильнее причащать — вином или соком…..

«\Вино в Библии для причастия ( причащения, Вечери )
Размышляя об евхаристии, отдельно стоит остановиться на вине. В обряде причастия популярные конфессии используют алкогольное вино. Однако, согласно Библии Иисус и апостолы на Вечери причащались виноградным соком – новым вином:
«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29, см. также Мар. 14:25).
Дело в том, что словом «вино» в библейское время в странах Малой Азии, Палестины и Восточного Средиземноморья назывался не только алкогольный напиток, но и виноградный сок и виноград. Несброженный виноградный сок именовался молодым или новым вином.
Из текста Евангелия следует, что Вечерю Иисус с учениками справляли в Пасху 14 Нисана (ранее Авива) (см. Мар. 14:12, Лук. 22:7). В Писании же Богом дано четкое наставление, чтобы в этот день в домах Его народа не было ничего квасного, то есть сделанного при участии дрожжей, а значит и алкогольного вина. Ведь в производстве «квасного» хлеба и алкогольного вина действует один и тот же принцип брожения — процесс, когда сахар с помощью определенных грибков – дрожжей разлагается на спирт и углекислый газ. Согласно Химической энциклопедии (www.xumuk.ru) на спиртовом брожении основаны производство хлеба, пивоварение и виноделие. Вот почему хлеб пышный. Его делают таким газы, выделяющиеся в процессе брожения, а спирт затем просто испаряется при выпечке.
«Это — Пасха Господня … И да будет вам день сей памятен … Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля … С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших» (Исх. 12:11,14,15,18,19).
Именно поэтому неделя после Пасхи называлась праздником Опресноков (см. Исх. 23:15, Исх. 34:18, Лев. 23:6). Я думаю, Вам, дорогой читатель, сложно сразу поверить новой информации о том, что ранее виноград и виноградный сок именовались тоже вином. Поэтому я предлагаю доказательства данному утверждению:
1. В тексте Библии описано, что вино висит на виноградной лозе и находится в точилах (приспособление для выжимания сока из виноградных лоз):
«Cобирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли. И возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много» (Иер. 40:10,12).
«И наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Прит. 3:10, см. также Иер. 48:33).
2. Во всех текстах Писания, где в современном Синодальном переводе употреблено словосочетание «виноградный сок» в оригинале на иврите используется понятие «молодое вино», а в Септуагинте (перевод Писания с иврита на греческий, II в. до н.э.) применяется слово «вино» οινος (например, Ос. 9:2, Иоил. 1:10, Иоил. 2:24, Мих. 6:15, Агг. 1:11 и др.).
3. Священное Писание говорит, что младенцы пили вино, значит, речь идет о виноградном соке:
«Дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино?», умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих» (Плач Иер. 2:11,12).
4. Знаменитая фраза Христа о молодом вине и ветхих мехах имеет глубокий смысл и доказывает, что в те времена молодым вином назывался виноградный сок.
«Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лук. 5:37, см. также Мф. 9:17, Мар. 2:22).
В Интернете на сайте «Все для домашнего виноделия», (www.vinodelie.com) я ознакомился с процессом брожения и мысль Иисуса стала мне понятна. Оказывается, брожение имеет две стадии — бурную и тихую. Во время бурного брожения идет активное превращение сахара в спирт и углекислый газ. Бурное брожение продолжается примерно от 5 до 14 дней в зависимости от многих факторов, в том числе от крепости приготовляемого вина, которая регулируется количеством и видом дрожжей. Затем вино осторожно, чтобы не потревожить осадок, переливается в новую тару и наступает фаза тихого брожения. В это время вино подвергается специальной обработке — осветлению. Процесс осветления занимает до 3 суток. Во время тихого брожения (осветления) газ уже практически не выделяется. Маленький пузырек образуется лишь изредка — один за 15 и более минут. После осветления алкогольное вино готово, его можно употреблять сразу или подвергнуть выдержке для получения более тонкого вкуса и превращения запаха фруктов в букет. Выдержка может длиться несколько лет.
Таким образом, под молодым вином, вливаемом в мехи (мешок из шкуры животного), Иисус, естественно, подразумевал виноградный сок сразу после точила. Ведь у него еще впереди был первый процесс брожения, при котором обильно выделяется газ, способный разорвать мехи. Сейчас же «молодым» называется вино прошедшее как минимум бурный этап брожения, после которого оно уже представляет из себя хмельной напиток. То есть современное «молодое» вино не способно не то, что мехи, но даже целлофановый кулек прорвать: активный процесс брожения в нем прошел и уже не вернется, вино лишь может прокиснуть.
Естественно ветхие меха быстрее прорвутся от напора газа, чем новые, которые способны растягиваться, поэтому Христос советовал для хранения нового вина использовать новые мехи. Но, я думаю, Иисус в эту притчу вкладывал более глубокий смысл: в ветхих мехах сок сразу «заразится» активной винной палочкой брожения, оставшейся в них от предыдущего вина, то есть молодое вино (сок) начнет бродить и прорвет мехи. Таким образом, говоря о ветхих мехах, Иисус предупреждал об опасности «заразиться» закваской неверного учения фарисеев и книжников. Принятие (закваска) даже малой части лжедоктрин может погубить всего человека — заквасить все тесто:
«Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны … Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:6-8, см. также Мф. 16:6,11,12, Гал. 5:9, Мар. 8:15, Лук. 12:1).
С одной стороны, кажется, нет существенной разницы — пить на Вечери ( в рамках обряда причастия ) вино или сок. Однако вопрос этот очень важен. Христиане должны следовать учению Христа. И здесь не может быть мелочей. Вопрос принятия вина или сока более глубокий, чем может показаться изначально. Ведь то, как мы понимаем Вечерю Господню, показывает, как мы понимаем характер Бога. Если следовать доктринам традиционных церквей, получается, что кровь Христа представляет собой дурманящий напиток, затмевающий разум: «Вина … не пей ты и сыны твои …, чтобы вы могли отличать … нечистое от чистого» (Лев. 10:9,10, см. также Ис. 19:14, Ав. 2:15, Пр. 20:1, Пр. 23:29-35). Между тем виноградный сок — это питательный и вкусный напиток, наличие которого в семьях южных стран олицетворяло их благополучие.
Сегодня многие введены в заблуждение тем, что вино, мол, полезно для организма. Отчасти это так. Но полезные свойства в нем связаны не с процессом брожения, а с составом. То есть натуральный виноградный сок благотворнее влияет на человека, чем вино, ведь полезный состав винограда в них практически одинаков, но вино в отличие от сока имеет вредный компонент – этиловый спирт, который по утверждению многих ученых является наркотическим ядом.
Итак, хлеб символизирует тело Иисуса, ведь Христос в Библии назван хлебом жизни (см. Ин. 6:35,48,51), а виноградный сок безусловно символизирует кровь Иисуса, так как Христос назван в Священном Писании духовным питием (см. 1 Кор. 10:4), благодаря Которому верующие не будут жаждать (см. Ин. 6:35). Христиане должны задуматься над тем, какое новое вино они будут пить с Иисусом, когда станут небожителями в Царствии Божьем — алкогольное или сок?
«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29).
Популярные конфессии подтверждение принятия на Вечери для причастия первыми христианами алкогольного вина видят в тексте послания Павла к Коринфянам:
«Всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» (1 Кор. 11:21,22).
Однако, если задуматься, то данный стих Библии указывает на другое. Здесь речь идет не о том, что алкогольное вино находилось в той чаше (см. 1 Кор. 11:26, Мф. 26:27, Мар. 14:23, Лук. 22:17,20), из которой совершали причастие (пригубляли вино) участники евхаристии. Задумайтесь, даже если бы в чаше было алкогольное вино, то как могли верующие упиться лишь от его пригубления? Также ответьте, о какой своей пище говорится в тексте? На самом деле, ситуация с едой и упиванием некоторых верующих, объясняется просто. Известно, что во многих общинах первых христиан была практика обряд евхаристии, включающий причастие, совмещать с «трапезой любви», так называемой «вечерей любви» — «Агапэ», то есть «праздничным» ужином. Об этом писал апостол Иуда: «Таковые (некоторые люди. – Прим. авт.) бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя» (Иуд. 12). Именно во время таких застолий, продукты на которые приносили сами верующие, некоторые «горе-христиане» упивались. Таким образом, апостол Павел, вторя апостолу Иуде, в исследуемом тексте (1 Кор. 11:21,22) обличает тех верующих Коринфа, которые неверно понимали Вечерю Господню, воспринимая ее как возможность наесться и выпить:
«Это не значит вкушать вечерю Господню… Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор. 11:20,21).
Наверное, нередко на такие «трапезы любви» более обеспеченные христиане приходили раньше и не дожидаясь менее обеспеченных братьев, которые естественно дольше работали, начинали застолье — съедали приносимое с собой, утучняя себя, а некоторые и упивались, всем этим унижая неимущих. Поэтому далее Павел рассказывает о правильном обряде евхаристии:
«Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-25).
Историческая справка
В библейские времена для того чтобы длительное время иметь возможность пить безалкогольный напиток из плодов винограда, люди пытались сберечь сок от процесса брожения. Делалось это разными способами: консервированием — герметичным закрытием и хранением в прохладном месте, кипячением, выпариванием воды и др. Абсолютно понятно, что в новых мехах сок дольше сохранялся от процесса брожения.
Исследование исторических документов подтверждает широкое толкование термина «вино» в библейские времена. Анализ древних свидетельств сделан в книге «Вино в Библии» Самуэля Баккиоки. Отметим, что и сегодня в некоторых местностях, где выращивается виноград, его и виноградный сок называют вином.»

Как правильно поститься перед причастием?

Причащение (евхаристия) – одно из главнейших церковных Таинств. В переводе с греческого это слово означает “благодарность”. Первую евхаристию совершил сам Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере. Об этом свидетельствует апостол Марк в Евангелии:

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. (Мк. 14:22-24)

Каждый православный христианин стремиться регулярно причащаться, чтобы в этом Таинстве соединиться с Господом. Но не все знают, как необходимо готовиться ко причастию и как правильно следует поститься, чтобы подойти к этому великому Таинству с благоговением.

Как подготовиться ко причастию?

Если вы еще ни разу не причащались, но уже понимаете всю значимость этого Таинства, рассказываем, как к нему следует подготовиться. Если у вас есть духовник – лучше всего обсудить этот вопрос с ним, так как ваш священник знает вас и может порекомендовать наиболее подходящее молитвенное правило.

Тем, кто держит все православные посты, а также среду и пятницу дозволяется поститься лишь один день перед причастием , если благословит духовник.

На Святках и Светлой седмице причащаются выдерживая только евхаристический пост — ничего не есть и не пить от 00.00 дня Причащения до момента принятия Святых даров на Литургии этого дня.

Но духовник есть далеко не у всех, поэтому расскажем о нескольких подготовительных этапах перед евхаристией:

  • Пост (три дня до причастия, с 24:00 до литургии не следует вкушать пищи и пить воду);
  • Молитвенное правило (состоит из трех канонов: Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю, а также Последования ко Причастию);
  • Вечернее богослужение (посещение всенощной накануне);
  • Исповедь (можно исповедоваться на вечерней службе или на литургии в день причастия).

Это основные рекомендации, которые желательно соблюдать перед тем, как приступить к Таинству евхаристии. Также очень важно ни на кого не держать зла, а если накануне с кем-то поругались – попросить прощения.

И следует помнить, что как бы мы не готовились и не постились, все равно мы недостойны такого великого Таинства и Господь позволяет нам его принять только из своей благой милости.