Когда Иисус крестился?

Река Иордан – место крещения Иисуса Христа

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь согласно Евангелию в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Место истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря)

ВИФАВАРА ПРИ ИОРДАНЕ

В Евангелии от Иоанна указывается точный адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель – Вифавара при Иордане (Ев. от Иоанна 1, 28). Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.

Карта Святой Земли в храме Святого Георгия (Мадаба, Иордания)

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли, с указанием всех христианских Святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита основание, на которой как предполагали, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

Вади эль-Харар — место крещения Иисуса Христа

После бурных дебатов, ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар — величайшая христианская Святыня.

Православный храм Иоанна Крестителя в Вади эль-Харар (Иордания)

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Храм основан на том самом месте, где по преданию Иисус Христос оставил свою одежду, прежде чем окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

В настоящее время в районе евангельской Вифавары как с иорданской, так с израильской стороны созданы все условия для паломников, желающих совершить обряд омовения или даже крещения в водах реки Иордан.

На переднем плане паломнический комплекс в Каср-эль-Яхуд (Израиль), на заднем плане в Вади эль-Харар (Иордания)

Со стороны Израиля паломнический комплекс расположен в Каср-эль-Яхуд (Qasr al-Yahud). Расстояние от Иерусалима до Каср-эль-Яхуд — 50 км.

Со стороны Иордании паломнический комплекс расположен в Вади эль-Харар, на картах Google это место обозначено как Аль-Махтас. Расстояние от Мадаба до Аль-Махтас – 40 км.

Израиль и Иорданию в этом месте разделяет только река Иордан, шириной всего несколько метров, граница между двумя государствами проходит ровно посередине.

ЯРДЕНИТ В ИЗРАИЛЕ

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль, задаются вопросом: где еще есть возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан?

Река Иордан, практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря, представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой находятся под пристальным наблюдением военных.

Место омовения для современных паломников на карте Святой Земли

С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит. Ярденит построен на землях, принадлежащих кибуцу Кинерет, и управляется членами этого кибуца.

Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)

Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан, на Иисуса сошел святой дух в виде голубя:

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (Мк. 1, 9-11)

Именно эти слова, написанные на мемориальной стене по всей протяженности комплекс на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.

Цитата из Евангелия от Марка встречает паломников на всех языках на мемориальной стене комплекса

Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять на прокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, а так же различную сувенирную, косметическую и другую продукцию земли Израиля.

В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают «рыбой Святого Петра».

История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но, у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы.

Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)

Ежегодно сотни тысяч христианских паломников, со всех уголков земного шара, посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, различных христианских конфессий, которые совершают здесь обряд Крещения.

Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: «Можно ли пройти обряд крещения еще раз, на этот раз в водах реки Иордан?». Дело в том, что крещение – это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую, в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той, или иной конфессии.

Крещенные ранее паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения, во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана, во имя Отца, Сына и Святого Духа.

После купания рубашку рекомендуют высушить и не стирать. Считается, что если надевать ее во время болезни на больного человека, то он быстрее поправиться.

В центре можно получить именной Сертификат о совершении обряда омовения или крещения в водах реки Иордан.

Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)

Вся вода в реке Иордан изначально считается священной с того самого момента, когда в ее водах принял крещение Иисус Христос. И не важно, что комплекс Ярденит в Израиле находится не на том самом месте, где все это произошло на самом деле, ведь самое главное для нескольких сотен тысяч христианских паломников приезжающих сюда ежегодно не место, а искренняя Вера.

Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.

Самый лучший способ для посещения достопримечательностей – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать

Как добраться общественным транспортом: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.

Часы работы:

понедельник – четверг: 08:00 – 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 – 17:00

Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).

Иисус Христоc и религиозные лидеры

Чем отличаются религии

  • Иисус Христоc и религиозные лидеры
  • Иисус Христоc и религиозные лидеры
  • Почему православие есть истинная вера А.И. Осипов
  • Почему православие есть истинная вера А.И. Осипов
  • Отношение христианства к другим религиям А.И. Осипов
  • Отношение христианства к другим религиям А.И. Осипов
  • Вызов экуменизма диакон Андрей
  • Вызов экуменизма диакон Андрей
  • Вопросы о религиях протоиерей Максим Козлов
  • Вопросы о религиях протоиерей Максим Козлов
  • Как отличить религию от культа? А.М. Рассказов
  • Как отличить религию от культа? А.М. Рассказов
  • Христианство и другие религии. Сборник статей
  • Христианство и другие религии. Сборник статей
  • Религиозно-философские основы истории Л.А. Тихомиров
  • Религиозно-философские основы истории Л.А. Тихомиров
  • История религий проф. А. Зубов
  • История религий проф. А. Зубов
  • Статьи и книги по религиоведению
  • Статьи и книги по религиоведению
  • К одному ли Богу ведут все религии?
  • Ислам
  • Секты
  • Иудаизм
  • Язычество
  • Оккультизм
  • Человекобожие
  • Индуизм, буддизм
  • Протестантизм
  • Конфесcии: КАТОЛИЦИЗМ * ПРОТЕСТАНТИЗМ

Как происходило крещение Иисуса Христа?

Как происходило крещение Иисуса Христа? Какой смысл несёт в себе праздник Крещения Господня? Об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской,» лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый учителю веры.

В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей — страной, расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был, собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.

Евангелисты называют Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне,» потому что Он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь.» Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и » всякая плоть увидит спасение Божие» (Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником — Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, — это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу «Ангелом Господним,» готовящим путь Мессии.

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве» и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф. 3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9; Луки 2:8).

Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: «Что же нам делать? » (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «Плоды, достойные покаяния,» — т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.

Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср. Марка 1:8) — в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым » (Матф. 3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? » — » Так надлежит нам исполнить всякую правду,» — кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

» И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. » Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней…» Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан . 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.» По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.»

Голос Бога Отца : » Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,» указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются «и гробом, и матерью.» Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение — дверь из царства тьмы в Царство света: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.» — Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Когда крестился Иисус Христос: в каком возрасте и году?

Опубликовано 18.01.2017

Когда именно крестился Иисус Христос согласно Библии? В каком возрасте Он крестился? Говорят, что есть данные, подтверждающие крещение Иисуса Христа в 27 году нашей эры. Это правда и есть какие-то доказательства этой дате?

В то время Иисус пришёл из Галилеи к реке Иордан. Он пришёл к Иоанну, ибо хотел, чтобы Иоанн крестил Его. Но Иоанн попытался удержать Его, говоря: «Я должен креститься у Тебя, так почему же Ты пришёл ко мне?» В ответ Иисус сказал ему: «Пусть пока будет так, ибо положено нам выполнить всё, что назначено Богом». Тогда Иоанн дал Ему креститься. Иисус крестился, а когда Он вышел из воды, небеса разверзлись перед Ним, и Он увидел Духа Божьего, спускавшегося на Него, подобно голубю. И голос с небес провозгласил: «Вот Сын Мой возлюбленный, к Которому Я благоволю». (От Матфея 3:13-17)

Ответ:

Когда крестился Иисус?

Насколько я знаю, нет исторических записей о крещении Иисуса Христа, которые могли бы пролить свет на этот вопрос. Большинство ученых считают, что служение Иисуса Христа длилось три года с момента Его крещения (возраст крещения тогда получается около 30 лет).

Основываясь на предположении, что Иисус Христос был распят накануне Пасхи, которая также была в пятницу, по мнению большинства в 30 году нашей эры. Это, безусловно, не единодушное мнение. Некоторые исследователи полагают, что распятие Иисуса было в 29 году нашей эры.

Если принять точку зрения большинства насчет срока служения Иисуса Христа после распятия и дате распятия, то мы приходим к 27 году нашей эры. Это трудно назвать настоящими доказательствами, но на данный момент это лучшая научная оценка на данное время.

Можно сказать, что есть очень большая вероятность, что Иисус Христос крестился с 26-й по 28-й год нашей эры.

Надеюсь, что я смог ответить на ваш вопрос. Читайте другие статьи об Иисусе Христе и Его жизни на нашем сайте.

Джон Окс

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Святыни Израиля — Место Крещения Господня

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Место Крещения Господня. Вифавара

В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а противоположный восточный берег, со стороны Иордании, особенно жи­вописен: ровный, зеленый, тенистый, поросший тростником, ива­ми, акацией и тамариском. Здесь сухая пустыня превращается в тропический лес, а в густых зарослях из камыша и тамариска слышно пение птиц. В летние знойные дни стройным хором поют цикады, но­чью на чистом небе ярко сверкают звезды и заунывно воют шакалы, а издалека тихо доносятся звуки журчащей воды из четырнадцати родников. Сквозь прозрачную ли­ству кустарников виднеются пу­стынные горы… В тишине и пол­ном безлюдье словно раскрыва­ются страницы Евангелия. В наши дни, как и в далекой древности, это священное место посещают тыся­чи христианских паломников.

Подлинное место Крещения Спасителя, о котором было из­вестно ещё на заре христианства, расположено в Вади Харрар (араб. «Вади» — высохшее русло; «Хар­рар» — журчащее), на восточном берегу реки Иордан, со стороны Иордании. Из Евангелистов только св. Иоанн Богослов приводит название местности, где происходило Крещение Христа: «Это происхо­дило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Вто­рым значимым аргументом, слу­жившим доказательством подлин­ности этого места является свиде­тельство Оригена, который в 220 г. исследовал святые места, после чего записал известное ему преда­ние о том, что св. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в местеч­ке Вифавара, «на высоком берегу Иордана».

Бедуины, жившие здесь испокон веков, называли эту мест­ность «Долиной странников», по­скольку в древности встречали здесь христианских монахов-от­шельников. Название «Вифавара» происходит от «Бейт Абара» или Бэйт Авра (синд. перев. Бефвара) и в перево­де с древнееврейского языка зна­чит «дом, место переправы». Оно означало не просто переправу че­рез реку, но само историческое место перехода сынов израильских в Землю Обетованную под пред­водительством Иисуса Навина после сорокалетних скитаний по пустыне. Поэтому эта местность получила свое название еще во времена Иисуса Навина, но сама переправа существовала и в более поздние времена: «Гедеон же по­слал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехвати­те у них переправу через воду до Бефвары и Иордан». (Суд.7:24-25). В память об этой знаменитой пере­праве был основан современный еврейский поселок Бейт-Арава, расположенный на расстоянии око­ло одного километра от евангель­ской Вифавары. В ветхозаветные времена Беф-Арава лежала на ли­нии Иерихонско-Иерусалимской дороги со спуском в Иорданскую долину и, следовательно, на гра­нице уделов колен Иудина и Вениаминова.

Во многих ранних греческих рукописях Нового Завета это ме­сто называется также Вифанией Заиорданской, что с древнееврей­ского переводится как «дом лодки» — «Бет Ания», или «дом источни­ка» — «Бет Айнон, Бет Айнаим». Арабы называют это место «Аль- Махтас», что в переводе означает «место Крещения», но также Каср эль-Яхуд (Qaser el-Yehoud) — «Ев­рейский замок». На уникальной византийской мозаичной карте Святой Земли (VI в.) сохранившей­ся на полу храма св. Георгия Победоносца в Мадабе (Иордания), это место названо «Айнон, который ныне Сафсафас», что в переводе с арамейского языка означает «ива». Западный берег — просто Вифара. Ивы и сейчас растут в этой местно­сти. «Вифавара» на карте в Мада­бе изображена на западном берегу реки Иордан, т.е. со стороны Ие­русалима, поскольку в этот период место Крещения Господня находи­лось с западной стороны Иордана. После сильнейшего землетрясения в долине реки Иордан, произо­шедшего в 659-660 гг., извилистая река Иордан изменила свое русло, и евангельская Вифавара оказалась на восточной стороне Иордана.

Сюда иудеи прислали священ­ников и левитов из Иерусалима вопрошать Иоанна Крестителя, не является ли он Христом или про­роком Илией (Ин. 1:19-28). На это место, «за Иордан», вернулся Христос, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления Храма (Ин. 10:39-42). Здесь двое из учени­ков Иоанна Предтечи, услышав его свидетельство о Спасителе: «Вот Агнец Божий», ~ присоединились к Иисусу Христу (Ин. 1:35-51). Это были апостол Андрей, названный Первозванным потому, что первым пошёл за Христом, и апостол Ио­анн Богослов.

Почитание этого места под­тверждается свидетельствами ран­нехристианских паломников, а также данными археологических раскопок. Место, где принял Кре­щение Господь наш Иисус Хри­стос, с древних времен считалось священным, поскольку здесь, по преданию, воды Иордана расступи­лись перед Ковчегом Завета, когда Иисус Навин вводил в Землю Обе­тованную двенадцать колен Израилевых. О существовавшей здесь переправе через Иордан свидетель­ствует также ветхозаветная книга Судей (Суд.7:24). По преданию, в этом месте многократно переходил Иордан царь Давид. Пророки Илия и Елисей прошли здесь по сухому дну, а уже в христианские времена Иордан тут переходила преподоб­ная Мария Египетская, когда на­правлялась в Заиорданскую пусты­ню оплакивать свои грехи. Прове­дя в пустыне в великих подвигах поста и молитвы 47 лет жизни, она в конце своих дней (ок. 522 г.) два раза прошла Иордан по вершине воды, как по суше: когда шла при­нять святое причастие из рук стар­ца Зосимы и когда возвращалась после причастия на место своих подвигов.

В евангельские времена здесь также находилась переправа че­рез Иордан, которой пользовались ветхозаветные паломники, шедшие из Галилеи в Иерусалим через Заиорданье, минуя враждебную евреям Самарию. На этом месте был построен мост, соединявший оба берега, велась торговля между жителями района Переи и проживав­шими на территории Иудеи, взымались налоги, что подтверждают и ученые, нашедшие здесь монеты эпохи Маккавеев. Позже, в христианские времена, здесь проходил известный палом­нический маршрут, который вел из Иерусалима в Иерихон, потом че­рез Вади Харрар к горе вознесения на небо св. пророка Илии и далее на гору Нево. Сохранились свиде­тельства, что некоторые усердные паломники проходили этот путь на коленях. Большая часть маршрута пролегала по римской дороге, по­строенной императором Адрианом в 129 г, от которой до сих пор со­хранились в разных местах укре­пления и колонны.

Анонимный паломник из Бордо, посетивший это место вначале ЗЗЗ г., писал, что место, «где Господь был крещен Иоанном», находится на расстоянии пяти римских миль к северу от Мертвого моря, что составляет примерно 7,5 км и точно соответствует месту Крещения Го­сподня напротив Иерихона. Этот паломник упоминал также о нахо­дившемся рядом холме св. пророка Илии. В начале IV в., около 330 г., Евсевий Кесарийский сообщал, что на месте Вифавары «еще и до­ныне многие братья считают за честь принять омовение». Слова эти говорят о том, что традиция принимать омовения в этом месте существовала задолго до Евсевия, а погружение в священных водах Иордана и в наше время являет­ся одним из важнейших моментов христианского паломничества в Святую Землю. Известная паломница Эгерия, упоминая в своих записях о переправе здесь Иисуса Навина, сообщила, что в 385 г. в сопровождении «святых мужей, пре­свитеров и диаконов Иерусалим­ских» она пересекла Иордан в этом месте, путешествуя из Иерусалима на гору Нево.

В 358-360 гг. Иерусалим посе­тил будущий святитель Василий Великий со своим учителем, знаменитым языческим философом того времени Еввулом, которого крестил в реке Иордан архиепи­скоп Иерусалимский Максим. Латинский паломник Феодосий, посетивший это место около 530 г., сообщил в своих записях, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом, а рядом, на возвышенном месте, на­ходилась церковь св. Иоанна Пред­течи, построенная византийском императором Анастасием I (491- 518 гт.). Эта уникальная трехнеф­ная базилика была сооружена на высоких каменных «сводах», защи­щавших ее от сезонных разливов Иордана. К воде от базилики вели мраморные ступени, по которым босыми ногами в белых крещальных рубахах спускались палом­ники. Базилика служила, прежде всего, мемориальным храмом-па­мятником (Мартириум), поскольку в ней на месте традиционного ал­таря была установлена крещальная купель, которая наполнялась водой из Иордана. Престол в этом храме по мнению археологов находился в стороне. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные колонны и плиты, напольные мозаики разных столетий.

Начиная с V по VII в. на этом ме­сте последовательно сменили друг друга пять христианских храмов. Каменные глыбы храма уносили с собой воды реки во время сильных сезонных разливов Иордана. Примечательно, что очередные храмы всегда отстраивались на том же самом месте, хотя известно было, что во время следующего разлива его опять может унести вода. Хри­стианское благочестие и великая святость места не позволяли по­строить храм в другом, более без­опасном месте. На берегу высохшего русла Иордана, до сих пор сохранились остатки первой небольшую ква­дратной церкви, построенной на высоких арках, позволявших про­ходить под ними воде во время паводков. Позже паломники сообщали о ней что она была построе­на «на том месте, где оставались одежды Спасителя во время Его Крещения».

Начиная с VI в. у берегов Иор­дана началось строительство боль­ших постоялых дворов для приема паломников и кельи для прожива­ния монахов, в обязанности кото­рых входило крещение всех при­ходящих для этой цели на Иордан. В 659 г. храмы и монастырские здания вокруг были разрушены землетрясением. Все эти замеча­тельные постройки, с сохранив­шимися фундаментами стен, арок, мраморных плит и напольных мо­заик, были обнаружены во время археологических раскопок, прове­денных здесь в 1996 г. Замечательное описание празд­ника Богоявления, проходившего на обоих берегах Иордана, оставил анонимный паломник VI в. из Пья­ченцы, который посетил эти места в 570 г: «На бдении Богоявления совершается великое бдение; бес­численный народ; при четвертом или пятом петухе совершается утреня. По окончании утрени, на рассвете, идет крестный ход под открытым небом, и священ­ник, поддерживаемый диаконами, спускается к реке, и в тот час, когда он начнет благословлять воду, тотчас Иордан с ревом возвращается назад и верхнее тече­ние останавливается до оконча­ния крещения, а нижнее убегает в море, по словам псалмопевца: «море виде и побеже, Иордан возратися вспять». И все жители Александрии, владеющие судами, имеют там в этот день своих лю­дей с кувшинами, наполненными ароматами и опобальзамом, и в то время, когда (священник) освятит воду, до начала крещения, все выливают эти кувшины в реку и бе­рут оттуда благословенную воду и делают из нее воду кропления для своих судов, прежде, чем они выйдут в плавание. По окончании крещения все спускаются в реку для благословения, одевшись в по­лотно и во многие другие одежды, которые берегут себе для погребе­ния».

И в наши дни в Крещенский со­чельник тысячи паломников бы­вают свидетелями чудесного поворота вод Иордана вспять. По свидетельству очевидцев, часто бывает, что в ходе богослужения» как только Патриарх Иерусалим­ский погружает крест в воды Иор­дана, спокойная гладь реки начина­ет бурлить, появляется водоворот и течение реки на некоторое время с мелкими волнами, а бывает даже и с сильными, поворачивается вспять. Галльский епископ Аркульф, по­сетивший эти места через сто лет (ок. 670 г.), оставил свидетельство, что к этому времени река Иордан изменила свое течение, и место Крещения Господня осталось в пойме, вне русла. Действительно, по свидетельству историков, в 659- 660 гг. в долине реки Иордан имело место сильнейшее землетрясение. Паломники того времени сообща­ли, что вся долина вокруг была за­полнена отшельниками. В утесах гор до сих пор сохранилось много высеченных в мягком известняке приспособленных к жилью пещер, в которых отшельники занимались непрестанной умной молитвой.

Замечательное описание реки Иордан оставил игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1104- 1106 гг.: «И шириной, и глубиной, и извилистым течением, и быстро­той — всем он похож на реку Сновъ (в Черниговщине)». Игумен Дани­ил писал, что место Крещения Ии­суса Христа отмечено небольшой капеллой, около алтаря находится место погружения верующих, а в праздник Богоявления он «видел благодать Божию, нисходящую на иорданские воды. Множество народа приходят к воде в этот праздник. Всю ночь тут раздастся пение изрядное, горят многочис­ленные свечи, а в полночь бывает крещение вод. Тогда Дух Святой сходит на иорданские воды, и это видят только достойные, добрые люди, а весь народ не видит ничего, но только испытывают радость и веселие сердца все христиане. Когда же произнесут «Во Иорда­не крещающуся, Господи», тогда все люди бросаются в воду и кре­стятся в полночь в Иордане, как и Христос в полночь крестился». Во времена крестоносцев реку Иордан посещали многочисленные палом­ники. Сохранилось свидетельство одного из них: монах Теодорих ви­дел, как в этом месте вечером 1172 г. вместе с ним в реку зашло 60 тысяч паломников.

В XIX в. на небольшом про­странстве между рекой Иордан и монастырем Иоанна Крестителя на западном берегу Иордана были построены многочисленные мона­стыри и часовни, принадлежащие разным христианским конфесси­ям: католикам, православным, сиро-яковитам, коптам, эфиопам и др., которые в настоящее время ле­жат в развалинах. В 1994 г., после подписания мир­ного договора между Хашимитским Королевством Иордании и государ­ством Израиль, и разминирования впоследствии прилегающей к реке территории, место крещения Ии­суса Христа стало доступным для археологических исследований. Археологи в ходе полевых иссле­дований, начавшихся еще в 1948 г., обнаружили одиннадцать византийских церквей, пять баптисте­риев с крестильными купелями раннего христианского и византий­ского периода и древние пещеры служившие жилищем для монахов и отшельников. Были также найдены гостиницы для паломников и путешественников, посещавших эти места. Данные находки окончательно убедили международные научные сообщества в исторической подлинности этой местности как места Крещения Господня.

По причине частых в этом крае землетрясений река Иордан на про­тяжении тысячелетий многократно меняло свое русло. Сейчас истори­ческое место Крещения Господня расположено на берегу высохшей поймы и отстоит от современного берега Иордана примерно на 250 м. В канун праздника Богоявле­ния, в Крещенский сочельник 5 (18) января, река Иордан освяща­ется с двух сторон. В это время в России, как правило, стоят самые сильные крещенские морозы и земля покрыта снегом, а здесь, на вечнозеленых берегах Иордана, паломников встречает прекрас­ная солнечная погода. Первым совершает чин Великого Освящения Воды Иерусалимский Патриарх в присутствии архиереев, клириков Иерусалимской Церкви и многочисленных паломников.

В 2011 г. в Крещенский сочель­ник, согласно подсчетам, присут­ствовало около 15 тыс. паломни­ков из России, Греции, Украины, Румынии, Грузии и многих других стран. После Иерусалимского Па­триарха с восточной стороны реки (Иордания) воду освящает митро­полит Филадельфийский (города Аммана) с многочисленной араб­ской паствой, численность кото­рой доходит иногда до пяти тысяч человек. После окончания чина освящения воды при пении тропа­ря праздника Богоявления Иеру­салимский Патриарх Феофил, по традиции, выпускает в небо трех белых голубей, которые потом дол­го кружат над священными водами Иордана.

В 2002 г. на восточном берегу, со стороны Иордании, напротив традиционного места Крещения Господня был построен храм в честь св. Иоанна Предтечи, открыт археологический парк, оборудовано место для спуска паломников к реке Иордан.