Константинополь собор святой Софии

Собор Святой Софии: драгоценная история архитектурного комплекса Стамбула

Стамбул имеет богатую историю, и это обусловлено его более чем удачным расположением. По этой причине на протяжении многих столетий он был важной столицей двух великих империй – Византии и Османской империи. Историческое наследие различных культур и движений все еще можно увидеть по всему городу и сегодня. Одним из лучших примеров этого исторического слияния является величественное архитектурное сооружение – Собор Святой Софии.

Собор Святой Софии – величественная жемчужина современного Стамбула (Турция). | Фото: fresher.ru.

Первый камень в фундамент величественного Собора Святой Софии был заложен еще во времена Византийской империи. На месте языческих святынь, пострадавших от пожаров в далеком 537 г., был воздвигнут восточно-православный собор, который пережил немало событий и кардинальных трансформаций.

Литография Собора Святой Софии, 1857 г. | Фото: mymodernmet.com.

С изменением религиозных канонов и собор претерпевал реформы, когда старообрядчество в этом регионе потеряло приоритет, ему на смену пришел католицизм. По этой причине Софийский собор стал называться римско-католический храмом, но начиная с 1453 г., после захвата города османами христианская святыня была преобразована в мечеть. Лишь в 1935 г. он перестал быть культовым сооружением и теперь Собор Святой Софии существует как культурно-исторический музей, куда каждый год приезжают тысячи посетителей, чтобы увидеть захватывающую карту истории, скрытую в различных архитектурных стилях.

Наравне с другими зданиями исторической части Стамбула Софийский собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. | Фото: tiqets.com.

Схема-чертеж конструкции Собора Святой Софии (Стамбул, Турция). | Фото: mymodernmet.com.

И это немудрено, ведь каждый изгиб, каждый элемент декора повествует об истории создания уникального памятника, начавшейся задолго до того, как был возведен храм, который мы может видеть сейчас.

Купол Собора Святой Софии взметнулся над землей на 56,6 м (Стамбул, Турция). | Фото: philologist.livejournal.com.

История создания: До возведения Собора Святой Софии на этом священном месте было срублено два культовых языческих сооружения, сгоревшие во время пожаров. После последней трагедии в 532 г. император Юстиниан I приказал построить новый, более роскошный храм. Для этих целей доставлялся высококачественный камень и мрамор. Для оформления портика по приказу императора из древних храмов были привезены мраморные колонны со всех уголков его империи. На строительные работы было нанято более 10 тыс. человек, которыми руководил архитектор из Траллеса Антемий (Исидор Милетский). Чтобы храм был более величественным правитель приказал украсить практически все элементы интерьера золотом, серебром, слоновой костью и полудрагоценными камнями. Понадобилось почти 6 лет, чтобы состоялось тожественное открытие новой базилики (27 декабря 537 г.) императором Юстинианом I.

Христианские святыни, сохранившиеся внутри Софийского собора (Стамбул). | Фото: philologist.livejournal.com.

Теперь эта базилика считается образцом византийской архитектуры. Ее императорский купол, несколько раз подвергавшийся реставрации и переделке, до сих пор вызывает восхищение. И это понятно, ведь его грандиозные размеры действительно впечатляют – купол диаметром 31 м. достигает высоты 55,6 м. За много веков существования святыня преображалась и изменялась, сохраняя на своих стенах все больше и больше уникальных изразцов, надписей, фресок и т.д. И это немудрено, ведь грандиозный храм с большим нефом и сверкающими золотыми мозаиками только 900 лет был христианским собором, не говоря о последующих трансформациях.

Византийская мозаика и надписи сохранились до наших дней (Софийский собор, Стамбул). | Фото: philologist.livejournal.com.

Несмотря на почтенный возраст и реконструкции, даже сейчас на стенах и колоннах «Софии» можно увидеть уникальные мозаики и надписи-граффити, созданные мастерами из монашеских кругов на протяжении нескольких веком. Также можно увидеть письмена сделанные выходцами из Киевской Руси. На некоторых стенах есть даже рунические скандинавские надписи, нацарапанные воинами варяжской гвардии византийского императора.

Мраморные колонны были доставлены из храма Солнца, а из Эфеса – 8 уникальных в своем роде колонн из зеленого мрамора (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yarowind.livejournal.com.

Все надписи и сюжеты мозаик до сих пор активно изучаются исследователями, причем тайну происхождения некоторых событий и изображенных архитектурных сооружений до сих пор не могут разгадать, ведь не сохранилось ни единого аналога.

После захвата Константинополя османами Софийский собор начали превращать в мечеть с минаретами (Стамбул, Турция). | Фото: landscrona.ru.

С падением империи после прихода османов, христианскую святыню начали активно перестраивать и превращать в мечеть. Примечательно, что все работы проводились с максимальной осторожностью и уважением к символам другой веры. Об этом свидетельствует тот факт, что золотые мозаики, надписи и фрески не были разрушены во время этого процесса, а лишь покрыты штукатуркой.

Софийский собор – единственное место, где можно увидеть образцы исламской каллиграфии в мечети (Стамбул, Турция). | Фото: vserazvlechenia.com/ mk-turkey.ru.

Более того, во время преобразования интерьера культовая коллекция исламской каллиграфии также была нанесена на свободные стены Собора Святой Софии, чего нет ни в одной другой мечети мира. Специалисты считают, что такой порыв был продиктован той красотой, которую видели перед собой османские мастера.

Конечно же, не обошлось и без строительства минаретов – высокой башни разной формы, с которой призывают верующих на молитву, являющейся одним из главных элементов в архитектурной конструкции мечети. Теперь уже в Айя-Софии (с тех пор так ее называли) минареты были возведены в разные периоды.

В башнях-минаретах сейчас расположен мавзолей султанов (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yashka7.blogspot.com.

Справка: В арабском языке «айя» имеет два значения. Это может быть имя – чудесная, изумительная, прекрасная, особенная. Также может обозначать маленькую главу Корана.

Омфалон — место коронационной церемонии восточно-римских императоров (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yarowind.livejournal.com.

При султане Фатихе Мехмеде, который и захватил Константинополь (впоследствии Стамбул), был построен юго-западный минарет, сын его Баязид II возвел северо-восточный, а вот два остальных сооружения создавались намного позже. Их проектированием и строительством занимался Синан – один из самых известных османских архитекторов и инженеров.

Михраб находится в юго-восточном углу собора, указывая направление на Мекку (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yarowind.livejournal.com.

После строительства минаретов установили мраморный резной минбар (трибуна, с которой имам читает пятничную проповедь), а в XVIII столетии в следствие перестройки собора (при султане Махмуде I) в 1739—1742 гг., пришлось перенести алтарную части собора, чтобы установить в нем михраб (ниша, в которой молится имам мечети).

Постепенно мечеть превращалась в помпезное религиозное сооружение, в котором хранились самые значимые святыни и привезенные трофеи с захваченных территорий. По сведениям редакции Novate.Ru, те бронзовые подсвечники, которые сейчас можем видеть возле михраба были привезены еще в 1526 г. из Буды (столица Венгрии до захвата Османской империей) султаном Сулейманом Великолепным.

В начале 20-го века мечеть Айя София получила статус музея, но христианский мир хочет вернуть собору его первоначальное предназначение (Стамбул, Турция). | Фото: vokrugsveta.ru.

После многовековой истории существования в роли мечети первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился превратить Собор Святой Софии в музейный комплекс. По этой причине с 1935 г. началась грандиозная реставрация, длившаяся несколько десятков лет. В ее ходе было решено снять штукатурку, чтобы раскрыть уникальную мозаику, которая прекрасно сохранилась под ней. После снятия огромных ковров взору посетителей предстал роскошный мраморный пол с витиеватым Omphalos (священный объект), находящийся в центре.

Много лет не прекращаются реставрационные работы в стенах музейного комплекса Айя Софии (Стамбул, Турция). | Фото: yashka7.blogspot.com.

Работы выполнялись так, чтобы сохранить и исламские украшения, и религиозные символы христиан. Учитывая столь почтенный век святыни была проведена реконструкция некоторых элементов сооружения и интерьера. Благодаря проведенным работам посетители, приходя в Собор Святой Софии могут видеть лучшие образцы византийского и османского стилей. Причем подобного переплетения различных культур в одном сооружении нельзя найти в целом мире.

Айя-София

Видео: Айя-София

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет, окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

В настоящее время в социальных сетях всё больше набирают популярность дискуссии о превращении этого символа Византии и визитной карточки Стамбула обратно в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поначалу выступил против этой идеи, но уже в марте 2019 года в интервью телекомпании TRT высказал иную позицию, заметив, что если туристы всех вероисповеданий могут бесплатно заходить в расположенную по соседству мечеть Султанахмет, более известную как Голубая мечеть, то с Айя-Софией можно поступить аналогичным образом. Трудно сказать, когда это случится и случится ли вообще, но если такое произойдет, то мужчины-немусульмане, не говоря уже о женщинах, вряд ли смогут находиться в храме во время богослужений. Пока же всё остаётся как есть, и побывать в соборе Святой Софии – Премудрости Божией (это еще одно название достопримечательности) может каждый желающий независимо от пола и вероисповедания.

История Айя-Софии

Поначалу на том месте, где сейчас возвышается Айя-София (в античные времена здесь располагалась рыночная площадь Августеон) находился храм языческой богини Артемиды, простоявший до 360 года. Затем римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Правда, по версии Сократа Схоластика, византийского христианского историка греческого происхождения, первый храм в честь этой святой был возведен в эпоху его преемника Констанция II. С ней не соглашался русский историк XIX века Никодим Павлович Кондаков, полагавший, что построил церковь все же Константин, а Констанций лишь расширил постройку. Вплоть до 380 года храмом владели последователи арианства, одного из ранних течений в христианстве, после чего собор перешел в руки никениан – по велению императора Феодосия I. Монарх лично ввел в храм Григория Богослова, ставшего впоследствии архиепископом Константинополя.

В 404 году в Византии вспыхнуло народное восстание, во время которого храм сгорел. На его месте построили новую церковь, но вскоре, в 415 году, и она была уничтожена пожаром. В том же году по приказу императора Феодосия II возвели новую базилику, однако злой рок и ее не пощадил: она тоже сгорела. Это произошло в ходе крупнейшего за всю историю Византии и Константинополя бунта, известного как восстание «Ника» (в переводе с греческого «Побеждай» – именно этот лозунг использовали восставшие). В то время Византией правил император Юстиниан I. Уже через 40 дней после пожара он повелел возвести на месте прежнего храма новый собор. По легенде, план строительства величественного культового сооружения принес монарху явившийся во сне ангел.

Правитель видел будущий храм символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Руководили работами, на которых было задействовано 10 тысяч рабочих, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский – лучшие архитекторы того времени, ранее проявившие себя на строительстве церкви святых Сергия и Вакха. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, и это был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме – соответственно, восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира. Для украшения собора и придания ему блеска и роскоши константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости.

На строительство были затрачены огромные средства – три годовых дохода Византийской империи. И собор Святой Софии получился под стать таким расходам: он был настолько великолепен, что народная молва приписывала прямое участие в его сооружении сверхъестественным силам. Сохранилось предание, что Юстиниан якобы хотел стены собора, начиная от пола и заканчивая сводами, покрыть золотом, но его остановили астрологи, предрекшие, что «в конце веков» царствовать будут очень бедные цари и в желании завладеть всеми богатствами храма они «сроют его до основания». Императора, для которого собственная слава была отнюдь не пустым звуком, такая перспектива удручила, и он решил не слишком роскошествовать с внутренним убранством храма. И всё же собор Святой Софии, как отмечал современник строительства Прокопий Кесарийский, «представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным». По его описанию, храм, будто склоняясь над Константинополем, настолько над ним выдавался, что город с него был виден как на ладони.

Возведение собора завершилось в рекордные по тем временам сроки, всего за пять лет, и 27 декабря 537 года, на Рождество, состоялось торжественное открытие. Чин освящения совершил патриарх Константинопольской церкви Мина. Предание гласит, что Юстиниан, переступив порог Святой Софии, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду строительство третьим еврейским царем и правителем объединённого Израильского царства Иерусалимского храма.

Современники называли собор великим, и это определение в полной мере соответствовало действительности. Для богослужений, совершавшихся 525 служителями культа, из которых священниками были 60, а дьяконами – 100 человек, использовалась драгоценная утварь. При императоре Ираклии I штат собора возрос до 600 человек.

Спустя несколько лет после завершения строительства случилось сильное землетрясение, разрушившее часть здания. Пострадали его восточная сторона, что под алтарем, киворий, амвон и святая трапеза. Из хронографии византийского монаха Феофана Исповедника известно, что в слабой сейсмоустойчивости Святой Софии были повинны механики, не установившие поддержки снизу, но при этом оставившие пролеты между столбами, которые поддерживали купол, и в результате столбы не выдержали. В 989 году произошло еще одно мощное землетрясение, от которого храм тоже пострадал: в этот раз наиболее сильному разрушению подвергся купол. Здание пришлось подпереть контрфорсами, что сказалось на его внешнем виде. Купол восстановил армянский архитектор Трдат, автор проекта кафедрального собора Святой Девы в городе Ани, сделав его даже выше, чем он был.

В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Это произошло 16 июля, когда во время богослужения константинопольский патриарх Михаил Керулларий получил отлучительную грамоту, которую вручил легат Папы Римского Льва IX кардинал Гумберт Сильва-Кандидский, после чего 20 июля папские легаты были преданы патриархом анафеме. Последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Византия переживала период своей агонии, и это богослужение, по сути, было заупокойным по умирающей империи. Во время литургии последний император Константин XI Драгаш и его свита попрощались с патриархом. И уже на следующий день храм захватили турки.

По описанию греческого историка Дука, автора «Византийской истории», захватчики вели себя как настоящие варвары. Вооруженные мечами, они разломали запертые ворота собора и, ворвавшись внутрь, похитили с икон украшения, а сами образа разрубили на части. В Святой Софии в тот момент находились молящиеся, которых турки жестоко убили. Предание гласит, что крови пролилось так много, что ее уровень даже был обозначен в виде красной полосы на одной из колонн.

30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Само здание турки разрушать не стали. Пристроив к нему четыре минарета, превратили его в мечеть, назвав Айя-София. Во второй половине XVI века к бывшему собору пристроили контрфорсы – вертикальные конструкции, очень тяжелые и грубые, предназначенные для усиления стен. Эти сооружения заметно изменили его внешний вид. Что касается внутреннего убранства, на фрески и мозаики была нанесена штукатурка – по всей видимости, для того, чтобы они не напоминали о его православном прошлом. Реставрация же в мечети Айя-София не проводилась вплоть до середины XIX века, пока об этом не распорядился султан Абдул-Меджид I. Решение было продиктовано тем, что зданию угрожало обрушение. Ответственными за проведение работ назначили архитекторов Джузеппе и Гаспаре Фоссати. Реставрация стартовала в 1847 году и продлилась два года.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне 2 ноября 1922 года была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. И только в 1935 году новые власти решили судьбу этой уникальной исторической, религиозной и архитектурной достопримечательности. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. В 2006 году в здании оборудовали отдельное помещение, чтобы сотрудники музейного комплекса могли отправлять мусульманские религиозные обряды. В 2018 году в Конституционный суд Турции поступило представление одной из частных организаций, специализирующейся на исторических памятниках, о возвращении музею Айя-София статуса мечети. Однако судьи отклонили его как недопустимое.

Архитектура и внутреннее убранство

Основную часть собора, прямоугольное основание которого имеет размеры 70х75 м, покрывает 31-метровый купол в виде полусферы диаметром с севера на юг 30 м и с востока на запад 31 м, состоящий из сорока радиальных арок. В барабане разместилось такое же количество окон, особенность которых в том, что располагаются они на самом минимальном расстоянии друг от друга. Благодаря этому создается впечатление, словно купол парит в воздухе.

Главный купол дополнительно поддерживается и арками. Они примечательны тем, что каждая оснащена тремя рядами окон. Отметим, что первоначально собор располагал 214 окнами. Впоследствии, когда его реконструировали и добавили дополнительные постройки, количество последних сократилось до 181. В здании имеются и купола меньшего размера, они словно «спускаются» от главной крыши. Их опора на своды позволяет добиться равномерного распределения нагрузки. Кроме того, южный и северный фасады дополнительно укрепляют башни, принимающие на себя основную тяжесть арок.

Айя-София поделена на три помещения (нефа). Широкое располагается в центральной части, а узкие находятся по краям, в комплексе образуя крест. Внутри бывший собор украшают 104 колонны, распределенные по двум его ярусам: 64 находятся на верхнем (это галерея), 40 – соответственно, на нижнем (его так и называют – нижний этаж). В византийские времена первый уровень предназначался для духовенства и императора. Допускались туда и простые верующие, но только мужчины. Женщины же во время богослужений должны были находиться наверху.

Перед музеем Айя-София раскинулся просторный двор, в центре которого расположен фонтан. Бывший православный собор располагает девятью входами, из которых наиболее известен центральный – это так называемые Императорские ворота. Построенные, по легенде, из остатков Ноева ковчега, они расположены с западной стороны здания. Их открывали только во время больших праздников, и то только для патриархов и правителей Византии. В остальных случаях высокопоставленные особы и их свита проходили в храм через небольшую юго-западную дверь. Она называется Хорологион и остаётся действующей по сегодняшний день: именно через неё попадают в здание музея Айя-София многочисленные туристы. Преодолев этот проход, первым делом оказываешься в пристройке, которая носит название Вестибюль воинов. Раньше она предназначалась для стражи и хранения оружия. Здесь же находится пандус, он ведёт на верхний уровень с тремя открытыми галереями (хорами). Западная предназначалась для императрицы и её свиты, в северной могли находиться женщины среднего сословия, а южную патриархи использовали как совещательную комнату. После вестибюля располагается внешняя пристройка, представляющая собой светлую и очень просторную галерею, ведущую в помещение под куполом, высота которого составляет 55 м.

Отдельного упоминания заслуживают стены Айя-Софии. Существует предположение, что пласты мрамора, которым они были облицованы, предварительно распиливали на тонкие слои и потом раскрывали, как книгу. Иконостаса как такового в зале не имелось. Вместо него установили 12 колонн, изготовленных из серебра и украшенных в верхней части золотыми фрагментами. Последние предназначались для установки портретов святых отцов. В изготовлении престола использовали, помимо золота и серебра, такие драгоценные материалы, как алмазы, электр, смарагды, яхонты и другие – всего около 72 наименований.

Когда православный собор был преобразован в мусульманскую мечеть, в нём построили резной мраморный минбар, служивший кафедрой для муллы, с которой служитель культа обращался к верующим. Что интересно, установили его не на месте прежнего алтаря, а сместили к юго-востоку, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. Купол украсили суры из Корана, в интерьере также появились михраб и ложа султана. Традиционные для православных церквей свечи заменили люстрами из лампад. В правой части нижнего этажа есть помещение с резной золотой решеткой, отведенное под библиотеку султана Махмуда I. Но в настоящее время оно пустует: собранные правителем книги распределили по другим музеям.

Мозаики Айя-Софии

Первая мозаика в соборе Святой Софии появилась в 867 году, включившая в себя изображение платформы с престолом и примыкающего к нему выступа здания (апсиды). Здесь можно увидеть Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом на коленях и архангелом Гавриилом с одной стороны (изображение второго архангела не сохранилось). Создатели этого мозаичного изображения использовали смальту, применив вкрапления золота разных размеров, что позволило создать эффект интенсивного мерцания. Дата появления данного изображения неизвестна. Есть версия, что оно входило в первоначальный мозаичный цикл, созданный монахом-художником при императоре Юстиниане. Этого мастера считают святым, так как во время гонений иконоборцы изувечили ему руки. Однако созданное им оригинальное изображение до наших дней целиком не дошло. Мозаику, которую могут видеть туристы, впоследствии воссоздал Святой Фотий, назвавший её «знаком победы православия над ересью».

Конец IX века ознаменовался для собора Святой Софии появлением мозаики с ликом Иисуса Христа. Богочеловека изобразили сидящим на троне и держащим в руках Евангелие. Символично, что Священное Писание открыто на странице со словами: «Мир вам. Я свет миру». Имеется в музее и портрет-мозаика, посвященная императору Александру, до вступления на престол ориентировочно в 870 году являвшегося соправителем своего отца Василия Македонянина и приходившегося братом Льву VI Мудрому.

В сводчатом помещении, расположенном в юго-западном углу над южным вестибюлем, находятся изображения, также относящиеся к первому мозаичному циклу. Например, группа икон (дексус), украшающая входную стену. Однако обязательный элемент такой группы – фигура Иоанна Крестителя – не сохранилась. Ещё 12 фигур поместили на своде, но до наших дней дошли только три: первомученика Стефана, пророка Иезекииля и императора Константина. В люнетах боковых стен сохранились полуфигуры 12 апостолов Христа и четырех патриархов Константинополя периода иконоборчества. Эти мозаики, по мнению многих специалистов, имеют низкий художественный уровень, что дает основание предположить: они созданы непрофессиональными мастерами из числа монахов.

Примерно в 878 году северный тимпан Святой Софии украсили мозаики, изобразившие 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Сохранились, опять же, не все, а только мозаики 6 святителей, включая Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца. Уровень этих работ тоже оценивается как невысокий, но обращает на себя внимание выразительность изображений. Фигуры в них приземистые и широкие, а черты лиц изображены крупно.

Интересные факты

  • Собор Святой Софии до преобразования в мусульманскую мечеть был крупнейшим православным храмом в мире.
  • Справа от алтаря находится выложенная цветным камнем отметка, которая символизирует центр мироздания. Именно в этом месте короновали императоров Византии.
  • На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
  • Ещё одна необычная достопримечательность бывшего собора – кот Гли. Этот живой талисман, в котором, как считается, воплотился дух Юстиниана, любит проводить время возле императорского места, тем самым будто подтверждая данное утверждение. Гли – настоящая знаменитость, с ним в свою бытность президентом США сфотографировался даже Барак Обама.
  • Одна из загадок храма – «плачущая» колонна, освященная Григорием Чудотворцем, которую также называют «колонной желаний». Существует предание, что она может исцелять от заболеваний и исполнять заветные желания. Первым эти свойства колонны, по легенде, обнаружил еще император Юстиниан. У него сильно заболела голова, и когда он прислонился к колонне, то почувствовал облегчение. Согласно другому преданию, причина «слезливости» колонны в том, что в раствор, использовавшийся при строительстве, добавили землю из священного города Мекки, воду из источника Замзам и слюну самого пророка Мухаммеда. Свою историю появления имеет и дырка на поверхности колонны. Связанная с ней легенда гласит, что это след от руки Святого Ильи, который находился здесь во время строительства и пытался исправить ее искривление.
  • Есть в Айя-Софии еще одна мистическая достопримечательность – «холодное» окно. Оно расположено в южной части бывшего собора, на втором этаже. Из этого обычного, на первый взгляд, проема постоянно дует холодный воздух – даже в сильную жару. Причины этого явления установить пока не удалось.
  • В источниках XV-XVII веков сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье, в котором хранятся огромные цистерны с водой и специальные тоннели для её подачи на поверхность. Сканирование показало, что под зданием действительно имеется огромное пространство. Были обнаружены и тоннели, ведущие наверх. Однако цистерны найти так и не удалось, хотя еще в 1945 году в подземелье спускались исследователи, но их попытки выкачать оттуда воду успехом не увенчались: ее уровень не снизился даже спустя несколько часов работ.
  • К западу от храма находится древний баптистерий, использовавшийся для таинства крещения. В помещении имелась купель, изготовленная из цельного куска мрамора, – она была самой большой в Константинополе. Сейчас купель вынесена за пределы помещения и находится в портале, а сам баптистерий, одно время использовавшийся как хранилище свечного масла, впоследствии переоборудовали в мавзолей. В нем захоронены останки двух турецких султанов, Ибрагима I и Мустафы I.

  • Возле музея можно увидеть помещения шести- и восьмиугольной формы. Они однокамерные и являются гробницами турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом необходимо снять обувь, а женщины должны покрыть волосы косынкой. А вот внутри здания находится гробница Дандоло. Этот полководец возглавлял отряды крестоносцев, когда они штурмовали Константинополь. Правда, его гробница пустая.
  • Одна из ниш Святой Софии, если прислонить ухо, издает шум. Существует поверье, что во время османского штурма в этой нише спрятался священник, а слышимый по сей день шум – это не что иное, как доносящаяся до нас молитва о спасении.
  • В греческих и турецких источниках, в которых описывается взятие Константинополя войсками Османской империи в 1453 году, указывается, что накануне падения столицы Византии собор Святой Софии озарило странное и очень яркое свечение, устремившееся сквозь окна купола прямо в небо. Считается, что таким путем свой пост покинул ангел-хранитель храма.

Посетителям

Музей Айя-София весной, летом и осенью (с 15 апреля до 1 ноября) работает с 9:00 до 19:00, зимой (с 1 ноября до 15 апреля) – с 9:00 до 17:00. Выходной – понедельник и первые дни Рамадана, в праздник Курбан-Байрам – сокращенный день (с 13:00). Билеты можно приобрести в кассах и расположенных слева от входа терминалах до 18:00 и 16:00 соответственно, а также онлайн на официальном сайте музея. Входная плата в 2019 году составляет 60 турецких лир, дети до 8 лет проходят бесплатно.

Чтобы не опоздать на экскурсию, к музею рекомендуется приходить за 15-20 минут до его открытия.

Туристы, которые желают осмотреть Айя-Софию индивидуально и без экскурсовода, могут воспользоваться услугами аудиогида, работающего на 12 языках, в том числе и на русском. Но перед тем, как получить наушник, придется оставить залог – это может быть паспорт или деньги.

Многие путешественники, учитывая, что Айя-София находится в мусульманской стране и сама являлась мечетью, переживают по поводу дресс-кода. На самом деле никаких особых требований к стилю одежды посетителей не предъявляется.

Как добраться

Добраться до собора Святой Софии можно на метро, на которое можно пересесть сразу по прилете в аэропорт Ататюрка. Найти подземку, следуя указателям, ведущим прямо из здания аэропорта, не составит большого труда. Сев на линию М1, нужно доехать до станции Zeytinburnu. После этого пешим ходом придется преодолеть чуть больше километра, двигаясь к востоку по улице Seyit Nizam. На остановке линии Т1 Kabataş-Bağcılar следует сесть на трамвай и доехать до остановки Sultanahmet. Потом надо будет пройти пешком еще 300 метров, и вы окажетесь прямо у Айя-Софии.

Храмы Святой Софии

Имя София (древнегреческий σοφ?α ) означает «мудрость, разумность, наука».

«Мир в бытии своем есть создание Божие, он положен творческим да будет. Но в содержании своем он не есть произвольное измышление, каприз абсолюта, за каковой мир принимается в системах религиозного детерминизма или предопределения, но он имеет божественное основание и божественное содержание, вмещает некую божественную реальность. Эта реальность есть Божественная София, образ которой и есть основание мира, как тварной Софии. Иными словами, мир содержит в себе нечто божественное и для Бога, как Его самооткровение. И поэтому он не случаен, не произволен в своем существовании, но в себе имеет для бытия своего «достаточное основание», нерушимое в божественности своей и для самого Творца. Взаимодействие Бога с миром основано на взаимоотношении Софии Божественной и тварной. Мир сотворен, но и не только сотворен, ибо в своем первообразе, в своей идее, он и вовсе не сотворен, но предвечно есть в Боге, как Его же Божественный мир в Премудрости Божией, как слово Его Слова и как дыхание Его Духа». (Протоиерей Сергий Булгаков «АгнецБожий»).

София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.

София — это не только духовная категория, но и женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке. Предание описывает праведную жизнь глубоко верующей во Христа вдовицы Софии и её трёх горячо любимых и также укоренившихся в вере дочерей. Император Адриан, правивший Римом во II веке и являвшийся почитателем культа богини Артемиды повелел привести мать с детьми к себе. После того, как посулы даров не смогли склонить скромную семью вдовы к отречению от Христа, император решил принять жесткие меры, стараясь пытками и истязаниями склонить их к отречению. Но как мать, так и дочери были слишком преданы своей вере, за что и поплатились своими жизнями. Все три девочки не пережили пыток, а София, предав их растерзанные тела земле, умерла на их могилах спустя три дня.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи, до 1453 года всего православного мира. Первые христианские храмы в главных городах Киевской Руси — в Киеве, Новгороде, Полоцке — были также посвящены Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе был и остается самым величественным памятником какое видело человечество.

Он стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Азии и Кавказа. Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественной Византийской империи. Над строительством собора трудилось около десяти тысяч рабочих. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было; везли мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса — зеленый мрамор, из Ясоса — красный, из Фригии — розовый.

Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, помимо прочего при создании храма использовали самое драгоценное — жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней — мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

Византийский историк Прокопий Кесарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его …».

Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам он образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.

Землетрясения в августе 553 года и 14 декабря 577 года частично разрушили здание. А 7 мая 558 года основной купол и вся крыша разрушились полностью. При этом вся внутренняя отделка и убранство храма были также уничтожены. Через четыре года 23 декабря 562 года храм открыли вновь.

В 859 году собор опять серьезно пострадал от сильного пожара, 8 января 869 года храм был разрушен землетрясением. Для полного восстановления потребовалось шесть лет, и 13 мая 994 года Святая София открылась вновь. Как не удивительно, но и спустя 4 года после открытия нового здания, его чуть не потеряли в результате сильнейшего пожара (уже третьего), но на этот раз храм удалось спасти.

Огромный урон нанесли храму католики-крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г. Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы; великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

После завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Мехмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Изображения животных и людей на фресках и мозаиках замазали известью. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

В Святой Софии есть одна знаменитая достопримечательность — так называемая запотевающая колона. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет.

Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части — ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Софийский собор, Собор Святой Софии, Айя-София (тур. Ayasofya) в Трабзоне (Трапезунде) — выдающийся памятник поздневизантийского зодчества, крупнейший храм Трапезундской империи, известный своими фресками XIII века.

Собор был построен в 1238—1263 годах Мануилом I. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил собор в мечеть.

Здание собора использовалось как военный госпиталь и склад во время Первой мировой войны, когда город был занят русскими войсками.

Далее он снова использовался как мечеть до 1964 года, когда он стал музеем после реставрации, проведённой в 1958—1964 с помощью Эдинбургского университета.

В июле 2012 года вице-премьер правительства Турции Бюлент Арыч заявил о намерении правительства разрешить передачу храма мусульманской общине для обращения в мечеть. В апреле 2013 года храм был превращен в мечеть.

Церковь Святой Софии (Премудрости Божией) расположена в центре болгарской столицы, в непосредственной близости к Храму-памятнику Св. Александра Невского. Это одна из древнейших церквей Софии и ее история тесно связана с историей города. Сегодня храм воспринимается как один из символов Софии.

Церковь была построена в VІ веке, во время византийского императора Юстиниана (годы правления 527-565) на основах 4 более старых христианских храмов ІV века.

Церковь Святой Софии была построена на месте некрополя города Сердика (старинное название Софии) и других более старых храмов ІV в. и десятков каменных гробниц. В ходе археологических работ были найдены фрагменты мозаики одного из более старых храмов. Считается, что здание может вместить до 5 тыс. человек.

В период XI – XIV вв. церковь Святой Софии была митрополитской и ее слава была столь велика, что в XIV в. дала название городу.

В XVI в. во время османского ига, храм был перестроен в мечеть, а стенописи были уничтожены. Согласно одному поверью, в XVI в. перед церковью был заживо сожжен золотых дел мастер Георги, который отказался принять ислам. Крупные землетрясения 1818 и 1858 гг. разрушили минарет и повредили здание, а согласно одному поверью, во время второго землетрясения в здании находились двое сыновей ходжи, которые погибли. Мусульмане восприняли это как дурной знак и покинули храм. Долгое время он пустовал, а после Освобождения Болгарии от османского ига (1878 г.) был превращен в склад.

Здание реставрировалось несколько раз, а с начала ХХ в. здесь проходят археологические исследования. В данный момент вид храма приближается максимально к его аутентичному облику времен поздней Античности и раннего Средневековья. Недалеко от храма в 1873 г. был казнен революционер Васил Левски (1837 – 1873 гг.). А за церковью находится могила великого болгарского писателя Ивана Вазова (1850 – 1921 гг.).

Сегодня рядом с храмом находится Памятник неизвестному солдату – символ преклонения перед памятью всех болгарских воинов, погибших за родину.

Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Возведён в 20-ые гг. XI века и освящен в 1032 году. Собор был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века. Первый русский митрополит Илларион восхищенно сказа о Софийском соборе: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства: здесь проводились церемонии «посажения» великих киевских князей, собиралось киевское вече, размещалась первая на Руси библиотека.

В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам.

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Фасады этого гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, а также фресками.

В Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою библиотеку. «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: «Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими» (Повесть временных лет»).

За тысячелетнюю историю собор пережил много бед: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только иноземные агрессоры, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич Смоленский содрал оклады с икон и похитил драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. После взятия Киева ханом Батыем в 1240 году храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Лишь в 1640-х годах митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.

В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков.

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками.

Собор Святой Софии — архитектурный символ Великого Новгорода. Этот храм является выдающимся памятником русско-византийского зодчества, дошедшим до нас с тех давних времен. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за святую Софию». Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода. «Где святая София, тут и Новгород», — говорили в старину новгородцы.

Храм был построен сыном Ярослава Мудрого — новгородским князем Владимиром Ярославичем в 1045-1050 гг. Святая София была освящена при архиепископе Луке Жидяте. Летописи указывают две даты освящения Софии — 1050 или 1052 гг.

Собственных традиций каменного строительства церквей в Новгороде того времени не было (все строилось из дерева), поэтому храм воздвигался под руководством опытных византийских зодчих. К сожалению, письменные источники не донесли до нас имена этих людей, но можно предположить, что это была та же артель, которая незадолго до закладки новгородского собора построила киевский храм Святой Софии. Сходство между ними бросается в глаза (так, например, оба храма являются крестово-купольными и пятинефными), укрепляя предположение, что возглавлял строительство квалифицированный византийский зодчий, но идея соборов принадлежала русским князьям, а воплощать ее в жизнь греческому мастеру помогали грамотные русские мастеровые. В 1050 г., через пять лет после начала строительства, храм был «свершен», а 14 сентября 1052 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, освящен.

Уже в самом начале Великой Отечественной войны создалась угроза окружения Новгорода. Поэтому в спешных, экстремальных условиях из него была вывезена лишь небольшая часть церковно-музейных ценностей, и в августе 1941 г. город был оккупирован немцами. К концу оккупации Софийский собор оказался практически полностью разграбленным.

По окончании Отечественной войны Новгород, решением Государственной комиссии, попал в список городов, подлежавших немедленному восстановлению. Софийский собор был полностью отреставрирован и передан Новгородскому музею-заповеднику, став музейно-просветительским центром. Следующая страница его истории открылась в начале 1990-х гг., когда Софийский храм, со всеми имевшимися в нем художественными и историческими ценностями, передали Русской Православной церкви. 16 августа 1991 г. собор, освящённый Патриархом Алексием II, вновь возложил на себя нелегкую, но в то же время такую знакомую для него и радостную христианскую службу.

Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу.

В 1108-1109 гг., в период расцвета Новгородского княжества, интерьер Святой Софии был богато украшен фресками, часть из которых сохранилась в соборе до наших дней. Искусствоведческий анализ дает основание утверждать, что это работа византийских изографов. Интересно, что во фресках начала XII в., наряду с типично византийскими, уже явственно проглядывают и русские мотивы. Это позволяет утверждать, что в росписи участвовали местные иконописцы. Главным изображением данной росписи была фреска Христа Вседержителя в скуфье центрального купола, практически полностью уничтожена прямым попаданием артиллерийского снаряда в 1942 г. От купольной росписи после войны лишь частично уцелели фигуры архангелов и – в простенках окон барабана – фигуры пророков.

Церковь Святой Софии в Охриде

Церковь Святой Софии в Охриде (Македония) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Один из важнейших памятников Македонии — церковь Св. Софии в Охриде — появился еще в 11 веке нашей эры. Изначально это был Кафедральный собор болгарских архиепископов, а в период правления Османской империи — мечеть. Внутри храма сохранились уникальные фрески 11—13 веков. Церковь Св. Софии изображена на македонской банкноте номиналом в 1000 MKD.

Считается, что церковь Св. Софии в Охриде была построена во времена правления болгар, после официального обращения Македонии в христианство. Вероятно, что на месте современного храма был еще более ранний собор. Однако же основателем современной церкви считается архиепископ Лев, возглавлявший церковный престол в 11 веке.

Церковь Св. Софии изображена на македонской банкноте номиналом в тысячу динаров.

После захвата территории Османской империей православная церковь превратилась в мусульманскую мечеть. Все атрибуты христианства были ликвидированы, старинные фрески замазаны известью, а колокольни превращены в минареты.

Реконструкционные работы по приведению церкви в первоначальный облик начались лишь после Второй мировой войны. Были проведены колоссальные работы по восстановлению фресок, и в конце концов шедевры средневекового церковного искусства вернулись на свои места. Кроме того, были восстановлены и оригинальные интерьеры.

Фрески

Фрески церкви Св. Софии в Охриде считаются едва ли не ценнейшими образцами средневековой македонской живописи. Стены и потолки храма расписаны цветными изображениями выдающихся патриархов и римских пап. Внутри церкви создана крупнейшая галерея византийского искусства в Македонии. В ней сохранились фрески трех средневековых периодов, написанных поочередно в период с 11 по 14 век.

Паломничество

Церковь Св. Софии в Охриде — очень почитаемое место в христианском мире. Храм несет не только художественную и историческую ценность, но и славится как истинно святое место. Сюда тянется череда прихожан и паломников со всего мира. Из Москвы, например, проводятся специальные автобусные паломнические туры, следующие непосредственно в Охрид.

Софийская церковь в Охриде настоятельно рекомендуется к посещению. Это абсолютно уникальный храм, не имеющий аналогов в мире. Об этом свидетельствует и нетипичный архитектурный облик, и богатейшее собрание болгарско-византийского художественного наследия.

Фотографировать интерьеры церкви строго запрещено.

Церковь Святой Софии в Охриде

Практическая информация

Церковь Св. Софии расположена на южном побережье Охрида на улице Кар Самоила. Из центра города к храму можно добраться по улице Илинденской. Неподалеку от церкви расположена еще одна интересная православная достопримечательность — церковь Св. Николая. В окрестностях имеется множество гостиниц и замечательная пиццерия «Виа Сакра».

С открытой площадки заведения открываются отличные панорамные виды на старинную церковь.