Крестное знамение у православных

Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век

– Владыко, как и что можно крестить в быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это – действенное духовное оружие. Совершение крестного знамения требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста.

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки – Можно ли креститься в перчатках?

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.

— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки – Нужно ли креститься, видя храм?

– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет». В народе понимали, что нельзя спать без креста, снимать его во время купанья – человек остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани изготавливались специальные «банные» деревянные кресты, которые надевались вместо металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно приходить с нательным крестиком, который дан нам при Крещении и является символом нашего спасения и духовным оружием.

– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез… Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

10 безобидных жестов, считающихся неприличными в других странах

Культура

Когда вы путешествуете за границу и не знаете языка той страны, которую посещаете, нередко на помощь приходит язык жестов.

С помощью него можно поймать такси, купить продукты в магазине или спросить нужное направление.

Однако иногда возникают трудности перевода даже с привычными нам жестами, которые имеют совершенно другое значение в других уголках мира.

Вот 10 типичных жестов, которые могут показаться грубыми за рубежом.

1. Жест два пальца «Победа»

Жест «Виктория», который показывается указательным и средним пальцем руки в виде буквы V, во многих странах означает победу или мир. Однако если при этом ладонь обращена к человеку, то в Великобритании, Ирландии и Австралии V-образный жест приобретает оскорбительный жест, который является невербальным эквивалентом фразы «отвали!» .

2. Жесты ладонями («мунца»)

Протянутая вперед ладонь, которая часто используется для того, чтобы сказать «остановись», в Греции приобретает другой смысл. Ладони, направленные в строну собеседника, называемые «мунца» являются оскорбительным жестом, который применяют в случае, когда хотят выразить крайнее возмущение или грубо говоря «послать» собеседника.

Этот жест остался с византийских времен, когда по лицу преступника размазывали гарь, чтобы сделать его объектом насмешек.

3. Жест «большой палец вверх»

Этот жест согласия и одобрения часто стирает языковые барьеры, а любители путешествовать автостопом часто голосуют им на дороге. Однако в Таиланде он является знаком осуждения. Хотя сам жест скорее детский, подобно высовыванию языка, его стоит избегать. В Иране, это является оскорбительным жестом, эквивалентом которого является выставленный средний палец.

4. Манящий жест указательным пальцем

Подзывающий знак указательным пальцем, говорящий «подойди ко мне» является табу в азиатских странах. На Филиппинах, этот жест уместен только в отношении собак и говорит о том, что вы считаете собеседника ниже себя. К тому же использование этого жеста может привести к аресту в этой стране.

5. Поглаживание по голове

Поглаживание ребенка по голове обычно является жестом дружелюбия и нежности. Однако в буддистской религии макушка является высшей точкой тела, то есть местом, где обитает душа. Прикосновение к макушке является агрессивным вторжением в пространство ребенка или взрослого. Стоит избегать этот жест в странах, где большинство людей исповедуют буддистскую религию.

6. Жест «Окей»

Кольцо из большого и указательного пальцев «ОК», означающее «все в порядке!» или «правильно», во Франции означает «ноль» или «никчемный». В Греции и Турции этот жест является очень вульгарным, имеющий значение похожего отверстия в теле человека или служит намеком на гомосексуальность. В некоторых странах Среднего Востока, например, Кувейте, «ОК» означает дурной глаз.

7. Жест «Фига»

Жест «фига», «шиш» или «кукиш» имеет не совсем безобидный характер, и часто используется в случае отказа или несогласия. В Бразилии это более благожелательный жест, который используют для пожелания удачи и защиты от сглаза. В Турции он имеет агрессивный и грубый характер, эквивалентом которого является средний палец.

8. Жест левой рукой

Во многих странах люди не обращают внимание на то, какой рукой они предлагают что-то другим людям. Однако в Индии, Шри-Ланке, Африке и на Среднем Востоке, левая рука считается «грязной», предназначенной для подтирания в туалете. Даже левше стоит есть правой рукой, так как только она считается подходящей для принятия пищи. Тоже касается пожатия рук и передачи предметов.

В Японии, вежливым считается дарение обеими руками, в то время как жест одной рукой может предполагать пренебрежение.

9. Скрещивание пальцев

Во многих западных странах люди скрещивают указательный и средний пальцы на удачу или от сглаза. Во Вьетнаме же этот жест является оскорбительным, особенно, если вы при этом смотрите или адресуете это другому человеку. Считается, что скрещенные пальцы представляют собой женские половые органы.

10. Жест «Коза»

Жест «Коза» или как его еще называют «рога», «распальцовка» или «корна» часто используется музыкантами и их поклонниками. Однако не стоит показывать этот жест в Италии, особенно мужчине, так как он намекает на неверность его жены («рогоносец»).

Бонус: неприличный жест «средний палец»

Это самый известный и узнаваемый неприличный жест во всем мире, который на английском языке соответствует ругательству » Fuck You» («пошел на…!»). Кроме того он один из самых древних жестов, который использовался еще у древних греков и римлян, а также у обезьян.

Грубо говоря, поднятый средний палец символизирует собой фаллос, а прижатые пальца – мошонку. Показывая его, вы как бы предлагаете другому человеку «мужской половой орган» или грубо отказываете в просьбе. Также аналогом этого жеста является жест по локоть, когда левая рука кладется на сгиб правой руки.

В азиатских странах, однако, иногда используют средний палец, чтобы указать на что-то.

Между православными и католиками существует достаточно много различий. Они касаются трактовки некоторых моментов Священного Писания, проведения обрядов и таинств, даже основополагающих положений, прописанных в Евангелие. Одно из таких различий заключается в том, как правильно совершать крестное знамение. В том, из-за чего это произошло, существует ряд причин.

Символы и существующие противоречия

Фото: Pravoslavium.ru

В православном христианстве правила совершения крестного знамения, которые применяются до сих пор, были приняты после церковной реформы, проведенной патриархом Никоном, она еще известна как церковный раскол. С тех пор правильным считается совершать крестное знамение тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенным вместе. Сначала требуется приложить их ко лбу, затем к животу в районе солнечного сплетения, а после последовательно к правому и левому плечу.

В католической церкви принципиально другая ситуация. Примечательно, что до 1570 года порядок совершения крестного знамения вообще не был никак регламентирован. Разрешалось креститься как справа налево, так и наоборот, никто не обращал на это внимания. В конце XVI века было решено раз и навсегда закрыть этот вопрос: Папа Римский Пий V определил порядок, по которому католики должны креститься слева направо.

Рекомендуем прочитать: Основные отличия православия от католицизма

Однако никаких документов, регламентирующих, как при этом должны быть сложены пальцы, принято не было. Именно поэтому до сих пор можно увидеть католиков, которые крестятся двумя пальцами, сложенными вместе, а некоторые всей ладонью. Все это связано с разными подходами и взглядами на аргументы из Священного Писания, которые призваны обосновать символическую природу этого жеста.

Если углубиться в символику совершения крестного знамения, то следует отметить, что сложенные вместе три пальца в православии иллюстрируют триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Если же человек крестится парой пальцев, прижатых к ладони, то является сторонником двойственной природы Иисуса Христа. В представлении многих верующих Спаситель одновременно является человеком и Богом.

Отметим, что таким же образом складывают пальцы и совершают крестные знамения справа налево греко-католики и византийские католики.

Разные интерпретации

Фото: Sunhome.ru

Наиболее распространенным в католичестве является совершения крестного знамения двумя пальцами, как и у российских старообрядцев, не признавших реформы, проводимые Никоном. Их общины существуют до сих пор, старообрядцев еще называют раскольниками. В данной ситуации два пальца символизируют двойственную сущность Иисуса Христа – человек и Бога одновременно.

Рекомендуем прочитать: Чем отличаются староверы от православных христиан?

Также интересно, как объясняется совершение крестного знамения ладонью. В этом случае пять пальцев на руке символизируют раны, полученные Спасителем после того, как он был распят. Из Нового Завета известно, что четыре раны были нанесены гвоздями, которого Иисуса приковали к кресту, а пятую ему нанес в бок копьем римский воин, считается, чтобы облегчить мучения.

Но и в этом вопросе есть расхождения. Например, в католичестве принято считать, что при распятии использовали только три гвоздя: по одному заколотили в кисти, а еще один – в ноги, которые были предварительно скрещены.

Еще одним важным отличием становится положение пальцев человека, который крестится. Принято считать, что совершение крестного знамения справа налево, как это принято в православии, символизирует прилив сил к человеку от Бога: верующий, осеняя себя крестом, как бы сам себя благословляет.

Если же креститься слева направо, как это преимущественно делается в католичестве, то данный жест приобретает полностью противоположный смысл. Таким способом человек только обращается к Богу за помощью и поддержкой, так как в католицизме первоочередное значение имеет общение с Господом.

В христианской традиции считается, что левая сторона принадлежит дьяволу. Поэтому, когда человек крестится слева направо, то отрекается от сатаны, демонстрируя, что переходит на божественную сторону. Такое представление существует как в католичестве, так и в православии. Однако православные христиане утверждают, что совершая знамение справа налево, они демонстрируют победу божественного начала над дьяволом.

Как у христиан изменялись правила крестного знамения и почему это вызывало столько проблем

При входе в храм и выходе из него, после молитвы, во время богослужения христиане совершают крестное знамение – движением руки воспроизводят крест. Обычно при этом соединяют три пальца – большой, указательный и средний, это – принятый у православных христиан способ перстосложения. Но он не единственный – и на протяжении многих столетий ведутся споры о том, как креститься правильно. На первый взгляд, проблема кажется надуманной, но в действительности за двоеперстием, троеперстием и другими способами перстосложения стоят, ни много ни мало, догмы христианства. Что символизирует положение пальцев при крестном знамении и почему все-таки вопросы двоеперстия и троеперстия стали в свое время камнем преткновения?
Крестное знамение двумя перстами
Крестное знамение связано с главным символом христианства
Крест – символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела – на челе, на устах, на очах и т.д.
Христос Пантократор, икона VI в. Пальцы изображены сложенными двуперстно
Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении. Таким образом подчеркивалась двойная природа Христа – человеческая и божественная. Это положение было закреплено Четвертым Вселенским собором в V веке. Двоеперстие как способ складывать пальцы при осуществлении христианских обрядов можно увидеть уже на мозаиках римских храмов. Судя по всему, этот обычай перстосложения долгие века никак не оспаривался, не требовал обоснования и подтверждения, во всяком случае, до XVI века никаких дискуссий на эту тему не велось.
Мощи прп. Илии Муромца в Киево-Печерской лавре
После крещения Руси был перенят греческий обычай – двоеперстие. Когда возникло троеперстие – вопрос достаточно дискуссионный, поскольку каждая из сторон в споре, длящемся уже больше трех веков, по-своему смотрит на историю каждого из способов перстосложения. По-видимому, греки могли складывать три пальца при крестном знамении уже в XIII веке. Папа Иннокентий III утверждал в своем сочинении, что «креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы».
Тем не менее, со временем церковь, когда-то толерантно относившаяся к любым вариантам осуществления крестного знамения, стала считать единственно верным двоеперстие, в итоге по решению Стоглавого собора 1551 года все остальные оказались под запретом; «да будет проклят» — было решено отношении того, кто не принимает двоеперстие.
Двоеперстие до XVII века не оспаривалось и признавалось единственно верным способом креститься и благословлять
Реформа Никона и троеперстие
А потому предпосылки к будущему расколу церкви возникли задолго до никоновской реформы середины XVII века. Интересно, что запретами вытравить троеперстие из обихода верующих не удалось: значительная часть верующих по-прежнему, разве что не так открыто, продолжали его применять, пусть даже и официально разрешенным оставалось двоеперстие.
О троеперстии — Псалтирь
Было ли дело лишь во внешней, эстетической стороне ритуала? Разумеется, нет. Если первые – сторонники двоеперстия – привязывали крестное знамение к обозначению двойственной природы Христа, то те, кто считал единственно правильным и разумным троеперстие, оправдывали его обращением к Святой Троице – Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу. Яростные споры о догматах церкви в связи с этим развернутся в период реформ 1653 года.
В. Суриков. Боярыня Морозова
Уже при царе Алексее Михайловиче Романове, а вернее, при патриархе Никоне, по всей Руси была разослана так называемая «Память», предписывавшая креститься тремя пальцами и никак иначе. Это сразу же вызвало бурный протест у части духовенства, прежде всего – протопопов Аввакума и Даниила. Основным аргументом противников реформ стало то, что казнь претерпел один Христос – в двух своих ипостасях – а не вся Троица в целом. Если же отталкиваться от последнего, то получится, что человеческое в Христе отвергается, а с таким приверженцы старых правил были категорически не согласны, поскольку видели в этом отрицание самой сути христианства.
Скульптуры XIII века из собора в Страсбурге, символизируют Искусителя и Деву
Свое решение Никон объяснял тем, что троеперстие – более древний христианский обычай, вытесненный позже еретическими настроениями и влиянием иноземцев. Даже то, что на большинстве старинных икон можно было увидеть, как святой благословляет двуперстно, получило объяснение – якобы такое положение пальцев – лишь ораторский жест, привлекающий внимание к словам говорящего, но никак не способ, каким надлежало благословлять и креститься. Действительно, никаких старинных изображений собственно крестного знамения не существовало, а потому противникам в споре оставалось прибегать лишь к отвлеченным рассуждениям и попыткой толкования фрагментов церковных книг. Правда, довольно быстро перевес в споре оказался на стороне Никона: его реформы были поддержаны Большим Московским собором 1666-1667 годов, и сам царь одобрил их.
Тициан. Христос-Вседержитель
Другие варианты перстосложения
Если старообрядцы – те, кто не принял новых порядков – признавали лишь двуперстное крестное знамение, то «новообрядцы» говорили еще о нескольких, помимо признаваемого ими как правильное. Например, о единоперстии, которое якобы практиковалось на заре христианства. И об именословном перстосложении – что применяется лишь священниками для благословения. Пальцы в этом случае складываются так, что образуют нечто похожее на буквы греческого алфавита – IC XC, то есть «Иисус Христос». До середины XVII века такое перстосложение, по всей видимости, не практиковалось.
Об именословном перстосложении.
В 1971 году Поместным собором Русской православной церкви все способы перстосложения признаны «равноспасительными», а вот у старообрядцев такая терпимость к иным, чем признают они, способам совершать крестное знамение, наблюдается не всегда.
Католическая же церковь избежала подобных конфликтов, она издавна допускала все вышеперечисленные варианты, а самым распространенным был и является до сих пор способ креститься пятью пальцами – при этом они символизируют пять ран на теле Христа.
Католическая церковь ни реформ, ни конфликтов относительно перстосложения не знала
См.также:
10 самых почитаемых религиозных реликвий в мире
Первая женщина русской церкви: княгиня Ольга
Религия в современной идеологической борьбе. Диафильм
Борьба с религией в СССР
Новомученики в СССР: За что церковь канонизировала святых в советское время