Кронштадт никольский собор

Кронштадтский Морской собор святителя Николая Чудотворца построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.
Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.
8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей.
По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
Завершено строительство в 1913 гг. арх. В.Косяковым. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые – во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского.
Собор служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.
Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.
Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.
Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.
Обратите внимание на лик Иисуса… взгляд такой, что перекреститься хочется. Сейчас он смотрит более ласково.

На первом этаже были памятные мраморные белые и черные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме.
130 черных досок с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.
На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим.
Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.
История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.
Морской собор является уникальным храмом – памятником истории Российского флота. Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма – образа Царства Божия – памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.
Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.
Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».
Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.
В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.
Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви.
Ныне это опять Храм. Отлиты колокола. Вес большого благовестного колокола 17 000 кг.
19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Святослав Викторович Мельник.
Далее фото внутреннего убранства храма, сделанные пару дней назад.
Одни из ворот…
Информация и некоторые фото (С) интернет (Википедия и др. сайты)

digitall_angell


Для начала общая информация отсюда:
Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина – 64 м, высота же (включая крест) – чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.
Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.
В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.
В 1903 году заложили первые стены. Строительство закончено в 1913. Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго – всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.

Пол залит полимером с крошкой камня, орнамент обрамлен прокладками. Официально заявлены мрамор и медь, но есть нюансы (см. в конце).

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.


С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых Собор переделанный под кинотеатрвпоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт.


По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал. В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма – по ним пошли многочисленные трещины.

Вики:
В 1996 году Кронштадт перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест (был торжественно сброшен в 1930 году)
С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. При реставрации храма было решено закончить роспись. Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.


О реставрации (отсюда):

Реставрационный режим соблюдался в полной мере — к счастью, сохранились чертежи В. А. Косякова. Были разобраны появившиеся в советское время «нештатные» фермы, перекрытия, перегородки; демонтированы колосники и портал сцены, лоджии, кинопроекционная; ликвидирован уклон пола бывшего театрального зала. Проведены пропитка и укрепление фундаментов и стен здания, на полметра заглублен цокольный этаж, в подполе удалось спрятать все технические каналы.
На втором уровне сохранен Музей морской славы. Заменена кровля, отреставрированы ограждения балконов, отлиты утраченные (за исключением одного-единственного) колокола и венчающий крест. Трапезная может работать также как актовый зал.Все работы по возрождению главного храма российского флота окончательно завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г.

Из блога одного из реставраторов:

Храм был исторически расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях.

Купол, как и пилоны, росписей не имел, и было принято решение расписать и его. Ежедневно на объекте присутствовало более 700 человек различных специальностей, среди них более 200 художников-реставраторов из нескольких реставрационных фирм и бригад. Были расчищены , укреплены и восстановлены, а также, заново воссозданы орнаменты, композиции, мозаики, лепной декор, искусственный мрамор, золочение.
Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты; в трактовке фигур видны разные авторы. Композиция «Благовещенье», в тонировке которой я также участвовал, написана (предположительно Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере. По всей видимости, под ней была другая композиция, фрагменты которой просматривались сквозь слои краски.

Во время реставрации неоднозначно были восприняты мотивы некоторых орнаментов: свастики под фигурами Богоматери и Архангела было решено заменить на другой орнамент:

***

Орнамент купола на тонком плане выглядит как магическая вязь, дополнительно структурирует пространство. Только не совсем понятно, в чью пользу…

Ощущения от прогулки (НЕ сеанс):

В общих чертах впечатления неоднозначные. Храм ни разу не христианский (как Исаакий, Казанский и многие другие), да и вообще не храм, а усилитель-накопитель для различных нужд. Пол покрыт стилизованными магическими печатями, объединенными в единую структуру (новодел). Скорее всего, в первозданном виде был почти полностью белым, декор в несколько заходов добавлялся уже позже меняющимися хозяевами.
В сегодняшнем виде построен и отреставрирован по очень интересным технологиям: наливной пол, мегалитические блоки внутри, кирпичная кладка-скорлупа снаружи. Работа сделана на 5+, очень красивое место.
Было стойкое ощущение, что Кронштадт многие годы держали закрытым именно из-за храма или места силы, на котором он стоит. Что-то они там искали или пытались использовать все это время.

Комментарии коллег:

Он совсем не христианский. Это место первородной энергии. Изначальной. Материнской.
Его не смогли перешить ни христианство, ни эти чёрные скрижали внутри*. От слова вообще. Он по концентрации энергии Земли больше, чем весь Питер.
*Под скрижалями имеются ввиду списки погибших, которые висят на стенах внутри. Это примерно как кладбище прямо там разместить, с точки зрения энергетики.
Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно.
На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр

На Якорной площади перед собором горит вечный огонь, дополнительно запечатывающий кристалл, о котором пойдет речь ниже

***

Морской Никольский собор Кронштадта. В эту июньскую поездку впервые его увидела. И почувствовала отклик на уровне души еще на подходе к площади перед Собором. Эмоциональная реакция была сильная )) до слез. Но именно душевно-трогательно, как при встрече с родным. Захотелось кружиться, погрузиться в энергию этого пространства. Благо дело, было раннее утро, Собор еще был закрыт и людей почти не было. Доверившись потоку, я как и полагается блаженным ))) разлеглась посреди площади. И ощутила под площадью красивый кристалл, огромный. И поток планетарной женской энергии. Выход из центра Земли. Очень приятная, нежная и сильная энергия.
Видение было таким:
Большие люди, значительно выше современных человеков, проводят какие-то церемонии. Хоровод их спокойный, неспешный, состояние возвышенной величественной духовной простоты. До сих пор не ведаю, просто ли посмотрела в прошлое или сама была участницей этого действа когда-то. Когда открыла глаза, встала, рассказала про кристалл и поток. Мы сонастроились, очень сильно ощутили силу этого места.
Так вот, глядя на Собор после моего видения, было ощущение его неуместности. Он словно чужеродный объект в этом пространстве. Когда внутрь Собора зашли, любовались его красотой и величественностью. Все же и там появилось чувство иллюзии, лжи. Было какое-то двоякое понимание этого пространства. Сила, но сила с каким знаком?
И вот еще, у меня лично есть ощущение, что тот красивый планетарный поток перехвачен этим Сбором. И идет эта энергия не на эволюционное пробуждение землян…

***

В реставрации данного собора я принимал участие на физике )
Так вот, внутреннее убранство собора процентов на 50-60 — это фальшивка. Внешне всё выглядит исторически верно, как говорится по СНиПУ, а вот используемые материалы сильно подкачали. Гальванопластика вместо бронзы, полимеры вместо камня и т.д.
До 2009 года там была полная разруха и он использовался как склад и место под костры. В инете можно видео найти на момент начала реставрации. Заявлено и по всем документам идут натуральные камни, бронза, латунь и т.д.
Но фикус в том, что деньги у ген.подрядчиков куда-то делись, а сроки сдачи срывать было нельзя ( т.к. присутствовал ВВП), вот они и начали искать тех, кто сделает аля натюрель и практически дадом ))
Облицовка стен выполнена из мраморов (правда Китайского, а не Ита. Испанского), вместо ручной резки мозаики, фресок, капителей и т.д. использовалась станочная и машинная. Применяемый искусственный камень — это мраморная крошка и эпоксидные смолы. Пол делали ооооооочень долго и сказать точно где что (оригинал и новодел), это уже трудно.

Реставрация Морского Собора святителя Николая Чудотворца
***

Как видим, информация неоднозначная.
Место силы очень мощное, кристалл рабочий, но энергия уходит непонятно куда. В сеанс пока не ходили.
Кто был?
Как вам?
По теме:
Эзотерическое путешествие в Воронцовский дворец
Заброшенные города предков. Слияние и разделение веток реальности 300 лет назад
Оборонные технологии храмовых комплексов и зачистка цивилизации 300 лет назад
Почему некоторые здания погрузились под землю и захват древних оборонных комплексов
Порталы Исаакия и Александровская колонна
600 крепостей-звёзд по всей планете на одной карте

Реальность многомерна, мнения о ней многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней. Не стоит принимать их за истину в последней инстанции, ибо истина безгранична, а у каждого уровня сознания своя картина мира и уровень обработки информации. Учимся отделять наше от не нашего, либо добывать информацию автономно )

О методике | Обучение | Запись на сеанс | Отзывы о сеансах и курсах | Духовные практики | Книга Памяти Звездного Племени | Психология | Медицина | Питание | Спорт | Как проходят чистки в сеансах | Регрессия в прошлые жизни | Реинкарнация | Карма | Дети звезд | Хранители | Авторские статьи | Творец и творение | Аватары богов | Альтернативная история | Матрица | Животные | Градостроение | Кристаллы | Драконы | Род и родовые связи | Информация для новичков

ВКонтакте Facebook YouTube Instagram Twitter Telegram

ежедневно на объекте присутствовало более 700 человек различных специальностей, среди них более 200 художников-реставраторов из нескольких реставрационных фирм и бригад Tags: Питер, архитектура, геополимер, градостроение, для новичков, история, картины и артефакты, магия, мегалиты, порталы, путешествую, ч8 — немного истории

Морской собор: что нужно знать о «русской Софии»

На самом деле он называется Никольским. Это самый большой морской храм. И самый последний собор Российской империи. Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. Сейчас его отреставрировали и вновь сделали храмом. Пять лет назад, в мае 2013 года, он вновь был освящен. И вновь он — больше чем просто храм.

Досье собора

Строительство: 1902–1913 годы

Закладка камня: 8 мая 1903 года

Освящение: 1913 год, после реставрации — 2013 год

Епархия: Санкт-Петербургская

Настоятель: архимандрит Алексий (Ганьжин)

Архитектурный стиль: неовизантийский

Статус: главный храм Военно-морского флота России

Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1

Архитектурные особенности

Прообразом Морского собора-памятника в Кронштадте стала одна из самых известных православных святынь — Константинопольская София. Морской собор в Кронштадте по всем размерам немного меньше своего прототипа. При этом, за счет купола, он немного выше.

Кликните, чтобы сравнить Морской собор с собором Святой Софии

Нажмите чтобы перевернутьПоделиться результатом:

Пространство храма внутри кажется необъятным: два полукупола — с востока и запада — примыкают к огромному основному куполу. Эта особая конструкция из металлических перекрещивающихся арок позволяла не дробить храм внутренними опорами и хорошо видеть богослужение из любой точки собора. Открытые интерьеры двухъярусных галерей создают ощущение еще большего простора.

Фото Юлии Маковейчук

Интерьер собора Василий Косяков задумал в виде сочетания звездного неба над головой и морской глуби под ногами. Тогда пространство собора превращалось во вселенную, замкнутую между высоким куполом, расписанным звездами на синем поле, и мраморным полом, украшенным фигурами морских обитателей, подводных растений. Морская тематика начиналась со входа: рыбы мурены, словно верные стражи, охраняли собор, встречая посетителей на дубовых дверях храма и на полу при входе. Сверху, в звездном небе сиял лик Спасителя.

Фризы большого купола украшают 12 лепных якорей и вписанные в них спасательные круги — одновременно и морские атрибуты, и древние христианские символы Креста.

Фото: Клеткин/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0

8 фактов о Никольском Морском соборе

1

Василий Косяков задумал собор как книгу, чтобы через символы и знаки можно было прочесть и историю христианства, и историю русского флота. Кстати, в соборе хранились штандарты и иконы со списанных кораблей со времен создания российского флота.

Авторские эскизы с личной подписью В. Косякова:

2

700 рублей передал на строительство собора святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он был первым, кто пожертвовал деньги на строительство. Он опубликовал воззвание в газете с призывом присоединиться к сбору средств, а впоследствии по­стоянно торопил власти со строительством. Сейчас в музее собора хранится мастерок, который использовал отец Иоанн во время церемонии закладки 8 мая 1903 года.

3

К открытию собора в 1913 году все было сделано по последнему слову техники. В подвале расположились пылесосная станция для уборки здания и станции парового отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые.

Система отопления была автономная, котлы располагались в специально построенном здании к востоку от собора. Для размещения электромонтеров, кочегаров и сторожей были построены 10 комнат.
Здание сообщалось с собором подземным тоннелем.

4

Главные образы в оформлении собора были выбраны неслучайно. Покровитель моряков — святитель Николай. Сцены из его жития расположены рядом со входом.
Апостолы Петр и Павел — как напоминание о создателе русского флота Петре I. Святой Иоанн Рыльский — небесный покровитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. Южный фасад собора украшен мозаикой со святителем Митрофанием Воронежским: именно он оказал поддержку Петру I в организации верфей и строительстве флота.

5

Один из колоколов собора, весом 4840 кг, в 1930 году не удалось сбросить, и он провисел на звоннице до времен реставрации. Во время Великой Отечественной войны в куполе собора был наблюдательный пункт, и при отключении электричества во время немецких авианалетов наблюдатели били в этот колокол, предупреж­дая жителей об опасности. Этот колокол восстановлен и сейчас действует. Остальные были утрачены, и пришлось отливать новые.

6

Морской собор в Кронштадте — не только место молитвы, но и памятник всем погибшим российским морякам. Там были размещены 130 памятных черных мраморных досок с именами и фамилиями 1500 моряков, погибших с 1696 по 1913 годы. После закрытия собора в 1930 году эти доски были сняты и разбиты, ими вымостили дорогу к кронштадтскому Летнему саду. В свое время историку русского флота А. С. Краткову (1848–1917) понадобилось пять лет, чтобы собрать все имена для памятных табличек. Ему удалось установить всех погибших на флоте с 1696 года. Но его рукописи были утеряны, и при реставрации собора список погибших моряков пришлось восстанавливать с нуля.

Фото Юлии Маковейчук

7

Благодаря Попечительскому совету по восстановлению и специально созданной художественной комиссии храм удалось воссоздать, а также фактически довоплотить замысел архитектора и художников. В начале ХХ века многое не успели закончить, собор сильно пострадал за годы советской власти, многое было безвозвратно утеряно, а многое пришлось создавать заново. Завесой алтаря собора служит Андреевский флаг — военно-морской флаг Российской империи, а теперь и России.

Современный вид Морского собора. Фото:

Фото Юлии Маковейчук

Подготовила Алена Душка

Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко

На заставке: использовано фото Станислава Забурдаева/ТАСС

Архивные фотографии предоставлены Музеем истории Кронштадта

Эскизы собора: kronshtadtsobor.ru

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный собор. Кронштадт, Якорная площадь.
Арх. В. А. Косяков. 1903 — 1913. Центральный портал
главного фасада. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный собор Кронштадта, Декор выполнен
под руководством Василия.Косякова и его братьев — Владимира и Георгия, тоже архитекторов. 1903 — 1913.
Входной неф с досками…

Морской Николаевский Собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Памятные доски всех погибших моряков от адмиралов
до нижних чинов, безымянных…

При упразднении Собора в 1929 году белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.

Морская символика обильно использована в декоре Собора, подчеркивая, что это сооружение — Храм Военной славы…

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Прорыв в ограждающих стенах, ведущий в центральный
Молельный зал…

Памятные доски опоясывают двухуровневый зал
подобно «полотенцам», окаймляющим низы первых этажей древних православных храмов…

В создании внутренней отделки Собора кроме братьев архитекторов участвовали многие мастера и художественные ателье. Росписи, майолика, мозаика, скульптура, резьба по камню – весь арсенал художественных средств эпохи был использован в украшении его фасадов и интерьеров.

Мы сделали множество осевых видов и ракурсных. Исчерпать все богатство не удалось. Смотрю и огорчаюсь…

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Иконостас и три апсиды…

Апсида — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом — конхой. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Этот Собор имеет несчетное число апсид, связанных с передачей распора от центрального купола.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Христос Благославляющий
в центральной апсиде. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Конха и паруса, держащие купол. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Конха, паруса и купол. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. «Христос-Пантократор» в куполе.

Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Пантократор («Вседержатель»), Создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий. «Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса».

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Евангелист Иоанн на левом парусе.

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Орел при евангелисте Иоанне
на левом парусе. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Евангелист Матфей на правом парусе. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Ангел при евангелисте Матфее. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Один из парусов между двумя конхами, что поддерживают купол, образуя мощную распорную конструкцию.

На парусах, осмысленных как соединение земной и небесной сфер, обычно располагаются изображения евангелистов, которые также соединяли землю и небо, распространяя Благую весть.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Арочный свод с Ангельским чином, примыкающий
к левой конхе. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Витраж со Святым духом в арочном боковом своде.

Сохранились черно-белые фотографии. Эти подслеповатые снимки – единственный уцелевший источник наших знаний о том, какими были витражи в Кронштадтском соборе. Их было пять, два имели невероятные размеры – площадью по 52 квадратных метра каждый, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Все здесь было сделано с богатырским размахом, вкусом, любовью и щедростью.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.

Акцент первого уровня — портал, облицованный лазуритом.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Витраж «Деисус»

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Росписи…

В круге славы — силы небесные: архангелы, серафимы, херувимы, предстоящие пред Небесным Престолом.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Росписи…

Далее в барабане располагаются пророки — ветхозаветные избранники, слышавшие голос Бога и сообщавшие избранному народу Божью волю.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Центральная конха… Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии — с Востока на Запад.
«Христос во Славе».. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии — с Востока на Запад.
«Рождество Христово» Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Левая конха… Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Правая конха… Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Еще один из четырех прорывов, ведущих в Молельный зал для обеспечения общего единства пространственной системы Собора. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Боковая двухъярусная система, позволявшая разглядывать Молельный зал со второго этажа или хоров. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Арочный свод над боковой галереей. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Двухъярусная боковая галерея, решенная в виде колонно-арочной системы, что превращает архитектуру в скульптуру. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Фрагмент иконостаса и росписей над ним. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Фрагмент иконостаса и росписей над ним.

Сегодня проведен огромный объем работ по очистке внутренних помещений, идет восстановление дренажной системы (при этом сохраняются ее ключевые элементы). Постепенно восстает во всем своем величии гордое лицо собора: практически воссоздан иконостас, продолжают свою ювелирную работу реставраторы. То, что так легко разрушалось почти век назад, сегодня воссоздается трепетно и кропотливо: влажной тканью смачивается поверхность штукатурки, а потом скальпель — слой за слоем — возвращает красоту первозданной росписи.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Фрагмент иконостаса и росписей над ним. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.

Пол устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.

Рисунки мозаичных фигур рыб и медуз, изображений морских растений и кораблей выполнены необыкновенно изысканно и, как все в зале, поражают своим разнообразием..

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вот и все: последний раз оглянувшись на иконостас,
и мы уходим из Молельного зала светлейшего из Соборов…

<— МОРСКОЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР В КРОНШТАДТЕ — ЭКСТЕРЬЕР…

БАЛЛАДЫ ЖУКОВСКОГО — Литографии Ксении Гавричковой —>

Морской Никольский собор в Кронштадте: главный храм Российского флота

Морской Никольский собор — одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.

Морской Никольский собор

История строительства Морского Никольского собора

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор — главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм — место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.

Памятник Степану Осиповичу Макарову

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 180-182

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской собор, южный фасад

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

как храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д.177. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Купол Морского Никольского собора

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Западный фасад Морского Никольского собора

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собора

Внутреннее убранство Морского Никольского собора

Боковые галереи

Внутреннее убранство Морского Никольского собора

Галерея второго яруса

Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»

Иконостас Морского Никольского собора

Купола Морского Никольского собора

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Мозаичный пол

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель Морского Никольского собора

Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин). Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д. 782 л.10. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов

Надпись, посвященная адмиралу Нахимову

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в Китае (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Информация для посетителей

Адрес Морского Никольского собора: Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.

Режим работы: ежедневно с 9.30 до 18.00.

Богослужения проводятся дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.

Статья обновлена 27 декабря 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.