Кронштадтский иоанн

Во время суетной и тревожной жизни порой так хочется окунуться в покой, и сделать это возможно в православном храме около святого образа Иоанна.

Икона Иоанна Кронштадтского присутствует во многих христианских церквях. Преподобный святой продолжает помогать людям и после смерти также, как помогал во время своей Богу и людям посвященной жизни.

Отличительные черты иконы Иоанна Кронштадтского

Преподобный протоиерей скончался в 1908 году, в это время уже существовал фотограф, и до настоящего времени сохранились прижизненные снимки святого, помогающие иконописцам передать облик святого на полотне.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Внимательно взирая на образ святого, даже на расстоянии понимаешь, что перед тобой лик человека, имеющего при жизни глубокий ум и сильную волю.

Во время молитвы святому с иконы нисходит особая благодать, молящие порой чувствуют присутствие преподобного около себя, его образ буквально оживает и от смертных отличается только нимбом над головой.

Читайте о святом:

  • Жизнь Иоанна Кронштрадского
  • Мощи святого праведного Иоанна Кронштадского
  • Церковь Иоанна Кронштадского в Казани

В чем помогает икона

Из воспоминаний монахов монастыря, в котором служил протоиерей Иоанн, известно, что святой никогда не отказывал людям в помощи, чудеса исцеления происходили как при жизни преподобного, так и после смерти.

У святого образа христиане просят о даровании:

  • здоровья;
  • исцеления от душевных болезней;
  • избавления от зависимостей алкогольной, табакокурения и компьютерной;
  • восстановления нравственных ценностей;
  • крепкого брака;
  • здоровых детишек.

    Икона Иоанна Кронштадтского

Люди, зависящие от алкоголя, были под особой опекой святителя. К нему за помощью приходили не только родственники пьяниц, но и сами хронические алкоголики. Никому не отказывал любящий людей батюшка.

Молодые приходят к иконам святого просить о даровании усердия в учебе, старики — о достойной старости, духовном и телесном здоровье.

Важно! Бескорыстная помощь святого при жизни продолжается в чудодейственных проявлениях, дарованных по молитвам у святого образа.

Помогает Иоанн Кронштадтский всем, независимо от вероисповедания и общественного статуса. С благодарением уходят от святого богатые и нищие, больные и здоровые, молодые и старые.

Как при жизни праведника, так и после его смерти люди считают за честь пожертвовать на храм во имя укрепления христианской веры.

Чудеса по молитвам

Нескончаем поток благодарственных посланий, записанных в храме Иоанна Кронштадтского, после полученных чудесным образом исцелений и освобождений.

  • Евгении врачи вынесли приговор — бездетность, но женщина не сдалась, если нет лечения, тогда надо надеяться на Божье исцеление. Женщина поехала к святым мощам святого, долго молилась у иконы преподобного и, по возвращении домой оказалось, что она беременна.
  • Протоиерея Владимира Гамариса подвергли религиозным гонениям в 1982 году по сфабрикованному обвинению. Владимир попросил в письме защиты архиерея, отправил послание и в ту же ночь увидел сон, в котором святой Иоанн молился на коленях у алтаря его церкви. Наутро пришла весть, что замысел безбожников провалился.
  • Светлана Цвирко благодарил батюшку за чудесное исцеление мамы и свекрови. У ее мамы подозревали рак, и она приехала в Петербург на обследование. Здесь же лечилась свекровь, у которой обнаружили гангрену и почерневшую ногу хотели ампутировать. Женщина целый день провела в молитвах около могилы Иоанна, после чего позвонила мама и сказала, что рака нет, произошла ошибка, а вскоре и свекровь выписали, гангрена отступила сама по себе. С того времени икона святого Иоанна Кронштадтского, приложенная к могиле святого, постоянно находится со Светланой.

Перечень чудес, совершенных по молитвам около чудодейственного образа, не имеет конца.

Важно! Поистине, стучите, молите, и будет вам дано. Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец

Иоанн Кронштадтский

Биография

В тяжелые дни люди обращаются к церкви и Богу с просьбой о помощи. Одним из святых, к образу которого идут граждане, является Иоанн Кронштадтский.

Будущий проповедник родился осенью, 19 октября 1829 года, в селе Сура. При рождении получил имя Иоанн Ильич Сергиев. В роду мальчика было много священников. Отец Илья Михайлович служил дьячком Никольской церкви села Сура. Мать Феодора Власьевна воспитывалась в вере к Богу. В браке родила шестерых детей, из которых выжили только трое.

Фото Иоанна Кронштадтского

В младенчестве Иоанн часто болел, поэтому родители рано крестили мальчика. После священного обряда ребенок постепенно окреп. В юные годы он стал свидетелем чуда. Однажды Иоанн увидел в доме ангела, который успокоил ребенка и пообещал охранять мальчика до конца жизни.

В шесть лет Иоанн научился читать, а чуть позже начал самостоятельно изучать священные писания. Семья жила бедно, но сумела накопить денег на учебу юноши. В итоге он отправился в Архангельское приходское училище. Окончив учебное заведение, перевелся в семинарию.

Иконы Иоанна Кронштадтского

В это время ушел из жизни отец Иоанна. Молодой человек подумывал после семинарии найти место диакона или псаломщика, но мать не пожелала, чтобы сын остался без высшего образования.

В 1851 году Иоанн поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Здесь Иоанн учился за казенный счет. Но, чтобы не оставить мать без средств к существованию, параллельно поступил на работу в канцелярию и отправлял заработок домой.

Иоанн Кронштадтский

В 1855 году юноша вышел из стен Академии, получив степень кандидата богословия. Тогда юному выпускнику предложили место священника в Кронштадтском Андреевском соборе. Позже он стал диаконом.

Когда Иоанн вошел в собор, то замер от удивления. Это был тот храм, что виделся священнику в детских снах. С тех пор он жил в Кронштадте, и вскоре люди забыли фамилию проповедника, называя отца Иоанна Кронштадтским. Сам батюшка чаще подписывался вторым именем.

Святой подвиг

Биография священнослужителя Иоанна началась в тот момент истории, когда осталось мало верующих. Изначально проповедник скрывал образ жизни аскета. Но находился в посте и неустанных молитвах к Богу.

Дневник священника «Моя жизнь во Христе» — яркое свидетельство праведного существования Иоанна Кронштадтского. По записям видно, что будущий чудотворец боролся с греховными мыслями и ежедневно совершал Божественную литургию.

Дневник Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»

Кронштадт на тот момент стал местом высылки провинившихся граждан. В городе жили много чернорабочих, зарабатывающих в портах и живущих в землянках. Процветало богохульство и неверие, ночью небезопасно было ходить по улицам.

Но в этих людях Иоанн видел надежду. Он каждый день ходил по жилищам, помогал, чем мог, отдавал последнее. Иногда священник возвращался домой без сапог. Проповедник своей пастырской любовью превращал опустившихся «босяков» в людей. А они в ответ открыли святость Иоанна Кронштадтского.

Сначала люди не верили в чистые помыслы молодого батюшки, смеялись над святым отцом. Епархиальное руководство даже какое-то время не выдавало Иоанну жалование, так как он отдавал деньги нищим. Но пастырь мужественно переносил насмешки и упреки в свою сторону. И со временем никто не смел усомниться в искренности деяний батюшки.

Священник Иоанн Кронштадтский

Вскоре у Иоанна открылся дар. Появлялись желающие стереть из памяти потомков факты чудес, совершенных священником, но остались записи, подтверждающие силу молитвы святого. Однажды к батюшке пришли с просьбой вылечить больного. Тот по привычке обратился с молитвой к Богу, чтобы Он исполнил свою волю.

Но вдруг к Иоанну подошла бабушка и попросила, чтобы батюшка помолился о выздоровлении. Сначала проповедник рассердился на такую дерзость, но затем попробовал. В итоге больной выздоровел. Потом к Иоанну пришли с той же просьбой, и вновь молитва была услышана. В подобных деяниях батюшка увидел волю Господа и стал молиться за тех, кто об этом просил.

Иоанн Кронштадтский с прихожанами

По молитве отца Иоанна совершались великие чудеса. Они происходят и после кончины святого. Свидетели утверждают, что после обращения к иконе Иоанна прозревают незрячие. На местности, страдающей засухой, после произнесения молитвы к святому прошел дождь.

Просьбы о помощи к Иоанну действовали на расстоянии. Достаточно было отправить письмо на имя батюшки или телеграмму. Отец Иоанн лечил не только православных верующих. К проповеднику приезжали и евреи, и мусульмане, и другие иностранные граждане.

Книга Иоанна Кронштадтского

О даре Иоанна узнала вся Россия. Сначала батюшка ходил по домам и предлагал помощь, а потом люди приходили к святому. Вместе с этим в Кронштадт присылали средства на благотворительность. Нельзя посчитать, сколько денег прошло через руки пастыря, ведь он сразу отдавал средства нуждающимся.

По приблизительным данным, он получал в год не менее одного миллиона рублей. Благодаря благотворительности батюшка кормил обездоленных, создал в Кронштадте заведение «Дом трудолюбия». В родном селе основал женский монастырь и выстроил храм. В Санкт-Петербурге также построил женский монастырь.

Женский монастырь Иоанна Кронштадтского

К сожалению горожан Кронштадта, Иоанн Богослов во второй половине своей жизни закончил преподавать в городском училище и в гимназии. Уроки батюшки были в радость. Он не применял меры наказания и не оценивал учеников. Отец Иоанн проповедовал, рассказывал, вел за собой, делал девушек и юношей лучше. Но настоятель оставил этот пост.

Обрушившаяся слава на Иоанна Кронштадтского стала для него трудом. Куда бы он ни приехал, батюшку окружали почитатели. Создавались сложности при передвижении и угроза безопасности.

Церковь, построенная Иоанном Кронштадтским в селе Сура

В 1890 году отец Иоанн проводил службу в Харьковском соборе. Помещение не вмещало всех прибывших. В итоге он совершил молебен на Соборной площади. По некоторым данным, на площади собралось более шестидесяти тысяч человек.

В октябре 1894 года Иоанн прибыл к умирающему императору Александру III. В последние часы жизни императора приложил руки к голове государя. После этого популярность батюшки достигла небывалого роста. Иоанн принял участие и в священном короновании Николая II.

Со временем проповедник стал принимать в дар дорогую одежду. Это ставили батюшке в вину. Но сам отец Иоанн брал одеяния, чтобы не обидеть дарителя. Пожертвования он не оставлял себе, а продолжал тратить на благие дела.

Отец Иоанн осуждал случившуюся революцию. Причинами политических событий считал богохульство и недальновидность императора. Батюшка был популяризатором трезвенности в России. Участвовал в создании «Союза русского народа». В 1907 году священнослужителя избрали постоянным членом Союза. Критиковал Льва Николаевича Толстого. Проповедник считал, что писатель отвергал учение о божественности Христа.

Личная жизнь

По окончании академии Иоанну предложили взять в жены дочь настоятеля Кронштадтского собора – Елизавету Константиновну. Он согласился, но брак был фиктивным. Женитьба требовалась батюшке для прикрытия пасторских дел. Супруги вели целомудренный образ жизни и до смерти оставались девственниками. Они относились друг к другу как брат и сестра.

Иоанн Кронштадтский и его жена Елизавета Константиновна

Супруги воспитывали двух дочерей сестры Елизаветы.

Отец Иоанн в личных записях указывал, что жена с 1870-х годов проявляла ревность, враждебность, а иногда и неуважение к мужу. В последние годы жизни Елизавета перенесла тяжелую болезнь, в результате лишившись ног.

Смерть

В конце жизни у Иоанна Кронштадтского появился дар предвидения. Он предсказал дату своей смерти. Батюшка предупреждал, что для России наступят сложные времена, когда у народа отнимут царя и к власти придут жестокие правители. Они зальют родную землю кровью.

Похороны Иоанна Кронштадтского

Первый раз серьезно заболел в 1904 году. В 1905-ом по просьбе батюшки над ним совершили елеосвящение. После три года мучился болезнью мочевого пузыря. 9 декабря 1908 года совершил заключительную божественную литургию. Иоанн Кронштадтский ушел из жизни 20 декабря 1908 года. На похоронах присутствовала толпа скорбящего народа. Похоронное шествие сопровождали войска.

В силу Иоанна Кронштадтского верили и при жизни, и после кончины. По сей день к мощам чудотворца приезжают люди из разных городов.

Гробница Иоанна Кронштадтского

В ноябре 1950 года впервые подняли вопрос о канонизации Иоанна Кронштадтского. В июне 1964 года отца Иоанна причислили к лику Святых. В 2008 году был утвержден акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чудотворцу.

Память

  • Написал акафист праведному отроку Артемию Веркольскому.
  • 1894 – «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге»
  • 1890-1894 – «Полное собрание сочинений»
  • 1896 – «О блаженствах евангельских»
  • 1896 – «Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира»
  • 1899 – «Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности»
  • 1897-1898 – «Слова и поучения, произнесённые в 1896, 1897 и 1898 гг.»»
  • 1898 – «Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого»
  • 1899 – «Правда о Боге, мире и человеке»
  • 1900 – «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта»
  • 1900 – «Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина»
  • 1901 – «Благодатные мысли о небесном и земном»
  • 1902 – «Простое Евангельское слово русскому народу»
  • 1902 – «Христианская философия»
  • 1905 – «Мысли христианина»
  • 1905 – «Путь к Богу»
  • 1905 – «Созерцания и чувства христианской души»

Кронштадт в поэзии и в жизни

Часть 1.
Мастера своей музы
Кронштадт — город особенный. И уникальность его не только в географическом положении, архитектуре, но и в той необыкновенной ауре, которая изначально создавала его неповторимость и предназначение — быть в истории России.
Петр Великий безумно любил остров Котлин и очень дорожил им. По его приказу здесь воздвигались и причалы для кораблей, и ремонтные базы, находились многочисленные оружейные арсеналы. Кронштадтская крепость стала главным военным портом Балтийского флота.
Кронштадт- город- памятник. Со времен Петра многие архитектурные сооружения, постройки сохранены в неприкосновенности. Как сказочный богатырь, стоит на Якорной площади Морской Никольский собор — символ морского могущества России.
Вполне закономерно, что город морской славы притягивал и людей творческих, с недюжинными способностями и дарованием. Он вдохновлял их и давал толчок для создания новых произведений, в которых воспевался и Кронштадт. Их литературная деятельность, так или иначе, оставила во времени свой след. Судьба каждого из них отразилась в судьбе города.
Литературный обзор посвящен жизни и творчеству известных и самодеятельных поэтов, которыми всегда могут гордиться кронштадтцы.
***
С.Я.Надсон
В 80-х годах 19 века особенная известность в русской поэзии принадлежала Семену Яковлевичу Надсону. (годы жизни: 1862 -1887)
Во времена политической реакции, когда свобода взглядов и демократия не приветствовались законом, его романтические стихи были популярны в среде передовой молодежи, для которой мотивом в жизненной позиции являлись поиски справедливости и добра.
И хотя романтика уводила в никуда, исповедальные и биографические стихи Надсона становились близкими по духу его современникам.
Я чувствую и силы и стремленье
Служить другим, бороться и любить:
На их алтарь несу я вдохновенье,
Чтоб в трудный час их песней ободрить.
Надсон рано потерял родителей и воспитывался у дяди. Привыкший к ласке и материнской теплоте чувств, он особенно остро ощущал строгость порядков в чужой семье. Мечтая о занятиях музыкой, он вынужден был по требованию дяди поступить в военную гимназию, а затем- в Павловское военное училище.
После его окончания, он получает назначение в Каспийский полк в Кронштадт. Здесь начинается его самостоятельная жизнь и приходит настоящая литературная известность.
Стихотворения «Из дневника», «Сбылось все, о чем за школьными стенами», «Я вчера еще рад был отречься от счастья» и многие другие из любовной лирики поэта, написаны им на кронштадтской земле.
Но творческий взлет продлится лишь с 1882 по 1884 годы. Местный, болотистый, сырой климат оказался мало пригоден для талантливого юноши. Вскоре он заболевает чахоткой. А так как способа лечения в те годы не существовало, конец уже был предопределен.
«Как мало прожито, как много пережито»,- эти строки Надсона содержат всю чувственную силу его личности и страстность души.
***
Лидия Койдула
Вознеслась на крыльях своего дарования в Кронштадте эстонская поэтесса Лидия Яннсен, писавшая под известным псевдонимом Койдула, что в переводе означает «Утренняя звезда».
Лидия родилась в 1843 году в эстонском местечке Вала- Влидра в семье школьного учителя, создавшего впоследствии в городе Тарту национальную периодическую печать. Именно в газете отца были опубликованы первые стихи Лидии. Ее судьба оказалась тесно связанной с Кронштадтом- в прославленном городе моряков она прожила 13 лет.
В 1873 г. Койдула выходит замуж за флотского врача Эдуарда Михельсона и отправляется к месту его службы-в Кронштадт. Как и многим семьям военнослужащих, им пришлось устраивать свой быт в казармах на острове Котлин.
По неписанным здесь законам, Лидие вместе с мужем предполагалось непременно присутствовать в обществе офицеров и их жен, посещая вечеринки и различные совместные мероприятия. И то, что было важным для поэтессы- их совершенно не интересовало. Она не могла найти здесь близких по духу людей.
Именно на почве одиночества создавалась лирика Койдулы, которую она могла выразить только своему народу, посвятить стихи родной Эстонии.
Скоро ль, весна, улетим с тобой вместе?
Горды здесь люди и жизнь холодна.
Птица иззябла, молчат ее песни,
Глаз ее мутен, трепещет она.
Большая часть, написанных в Кронштадте стихотворений, посвящены патриотической теме, любви к Эстонии. В них и глубокое чувство природы и философские размышления на различные темы жизни и существующих противоречий своего времени.
В 1886 г., после мучительной болезни, Лидия Койдула скончалась. Дом, в котором жила поэтесса в Кронштадте со своей семьей, сохранился и поныне- это дом № 11/7 по улице Господской ( ныне проспект Ленина). В память выдающегося лирика 60- 80 г.г. 19 века, на доме установлена мемориальная доска, где золотыми буквами выгравирован короткий, но глубокий по смыслу текст:
«Эстонская поэтесса Лидия Койдула жила в Кронштадте с 1873 по 1886 г.г.»
Земля родимая, тебя
Люблю всем сердцем я,
Тебя пою, мой высший дар-
Эстония моя!
***
Юрий Инге
Еще в юности романтические устремления проявились в творческой индивидуальности Юрия Инге. Книги и мечты о море становились существенной частью его духовного мира.
Родился будущий поэт в 1905 году в семье моряка. Семья проживала в местечке Стрельня под Санкт- Петербургом.
После окончания гимназии Юрий устраивается чернорабочим на завод «Красный треугольник». Там же начал писать стихи.
Первые шаги профессиональной писательской учебы он продолжает в литературной группе журнала «Резец» ( впоследствии переименованный в журнал «Ленинград»). И уже в 1931 году выходит его первый поэтический сборник «Эпоха».
Основной период творчества Инге пришелся на 30-е годы. В это же время была напечатана и книжечка стихов «Город на Балтике», где многие строки его произведений посвящены Кронштадту.
Над волнами залива седыми,
Не страшась ни боев, ни блокад,
Ты несешь свое славное имя,
Прибалтийская крепость -Кронштадт.
Пристрастие Инге к романтике и отстаивание ее места в пролетарской поэзии, выразилось в стихотворении, посвященном Надсону. Романтическая настроенность стихов известного лирика 19-го века не могла не оставить след в душе Юрия.
Здесь жил поэт. Его короткой жизни
Последний отблеск тихо догорал.
Здесь жил поэт, рыдавший об отчизне
И воспевавший правды идеал.
22 июня 1941 года застает Инге в Таллинне, где он трудился сотрудником газеты «Красный Балтийский флот». С большой активностью он включается в работу краснофлотской печати: пишет стихи, рассказы, фельетоны, создавая боевую обстановку мощным оружием- словом.
Инге знали и ненавидели гитлеровцы. Впоследствии в освобожденном Таллинне были обнаружены архивы гестапо, где имя Инге значилось в списке, заочно приговоренного к смерти.
28 августа 1941 года во время перехода эскадры кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, Юрий Инге погиб, находясь вместе с редакцией газеты на корабле «Вальдемарас». Награжден посмертно Медалью «За оборону Ленинграда».
Именем Инге названа улица в Кронштадте. На одном из домов висит мемориальная доска с надписью золотыми буквами:
«Инге Юрий Алексеевич 1905- 1941. Поэт и моряк. Он воспевал море и погиб в море во время героического перехода наших кораблей из Таллинна на защиту Ленинграда 28 августа 1941 года. Балтика была его жизнью. Родина его не забудет.»
Такая короткая и яркая жизнь…Его душевные, лирические и яростные, патриотические стихи навсегда останутся в памяти многих поколений.
***
Алексей Лебедев
В ноябре 1941 года крутая балтийская волна навеки скрыла подводную лодку
«Л- 2» и ее штурмана, прекрасного человека и поэта Алексея Лебедева, погибшего в расцвете сил и яркого дарования.
Безграничная влюбленность во флот, реализм переживаний вызывали в его строках образ, проходящий сквозь все творчество,- образ молодого человека большого и сильного чувства, беззаветно преданного Родине.
Алексей Алексеевич Лебедев родился 1-го августа 1912 года в Суздале. Отец его служил юристом, мать была учительницей русского языка и литературы. Благодаря разностороннему образованию, Алексей с юных лет увлекался классической литературой и поэзией, музыкой, живописью, в совершенстве знал английский и французский языки.
В 1927 году семья Лебедевых переехала в Иваново. После окончания школы, по настоянию отца, Алексей поступил в индустриальный техникум на строительное отделение. Но будущая профессия не радовала. Парень страстно мечтал стать военным моряком.
И наконец мечта осуществилась. В 1933 году он был призван на срочную службу в Балтийский флот. Служба его началась в Кронштадте. Освоив специальность радиста и познав морское дело, он решает остаться на сверхсрочную и поступает в Ленинградское Высшее военно- морское училище им. Фрунзе.
Стихи Алексей Лебедев начал писать еще в школьные годы. Первые его публикации появились во флотской газете «Красный Балтийский флот».
В 1939 году была издана его первая книга «Кронштадт». В этом же году Лебедева приняли в члены Союза писателей СССР.
Стихи поэта- мариниста поражают точностью определений и внимания к конкретным деталям, рисующего флотскую службу без умиления и ложных прикрас. Он писал стихи так, словно день за днем рассказывал о своей жизни, о своем предназначении в этом мире.
О Балтика! Где бы я ни был,
Куда б ни вело бытие,
Я буду любить это небо,
Холодное небо твое.
… Летит над путями морскими,
Проходит сквозь штормы и град
Стальное короткое имя,
Как лозунг и клятва,- Кронштадт!
Алексей Лебедев прожил короткую и все же, много вместившую в себя жизнь…Поэта- моряка нет среди живых, но стихи его навсегда остаются в строю.
***
Борис Орлов
Судьбе было угодно составить мне знакомство с известным флотским поэтом Борисом Александровичем Орловым. Мы не только живем оба в Кронштадте, но и 13 лет работали вместе в редакции, издательстве и типографии «Морская газета». Поэтому невольно я была в круговороте событий его яркого и неординарного творчества.
Родился Борис Александрович 7 марта 1955 года в деревне Живетьево Ярославской области в семье сельских интеллигентов. Родители любили поэзию русских классиков и в доме часто звучали известные произведения Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева…Поэтому не случайно, что именно в дошкольном возрасте появились первые стихи Бориса.
В редакции он с воодушевлением рассказывал сотрудникам, что никогда не учил такие наивные стихи, как «Наша Таня громко плачет…» И это, мол, и дало ему возможность быстро овладеть правильным слогом и рифмой. Правда, почему-то забывалось, что «неправильные стихи» написала не менее известная поэтесса А. Барто.
Борис Александрович любил руководить подчиненными и все бы ничего,но его сложный характер доставал на работе всех. Умный и рассудительный на творческих выступлениях и взрывной — при общении с подчиненными ему людьми. Впрочем, осуждение тут не в счет. Ведь и за напускной грубостью военного вполне может скрываться ранимая душа впечатлительного человека и только вот строгая форма никак не позволяет раскрыть эту самую душу.
В детстве, как и многие мальчишки, Борис мечтал о море. И мечта вскоре начала обретать реальные черты. В 1977 году он берет первую в своей жизни вершину- заканчивает Ленинградское Высшее военно- морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского. Служба его проходит на атомной подводной лодке на Северном море.
Но и поэзия по- прежнему живет в его душе. В 1985 году он заочно заканчивает Московский Литературный институт им. М. Горького, печатается во флотских газетах «На страже Заполярья», «Советский моряк».
Кронштадт для него- особая, священная тема: эту святую землю он с гордостью воспевает в звонких строках своей поэзии.
И красивый, и бравый,
Полюбивший бушлат,
Город воинской славы-
Неприступный Кронштадт.
Он на вахте не дремлет.
Никакого врага
На кронштадтскую землю
Не ступала нога.
Иногда по редакционным делам я несмело заходила в его кабинет, заодно показывая литературному мэтру свое новое стихотворение.
Меня всегда удивляло, что в кабинете творился ужасающий беспорядок: перевязанные жгутом, пачки газет валялись по всему полу, кругом была пыль и грязь, но даже уборщице он не разрешал ничего трогать и передвигать в захламленном помещении.
Возможно, как все творческие люди, Орлов предпочитал, свойственную лишь ему обстановку, сохраняя в неприкосновенности этот «художественный бардак».
Его философские размышления в поэзии приносили душе и свои собственные раздумья, переосмысление бытия…
Раскаленный закат птичье небо поджег.
И дорога до звезд далека.
Черный вечер трубит в серебристый рожок,
Собирая в стада облака…
В стороне на болоте шумят камыши.
Поднимается пыль из- под ног.
Я один, словно перст. И вокруг
ни души.
Надо мною лишь вечер и Бог.
Четкая, искренняя, афористичная поэзия Б.Орлова давно получила заслуженное признание его читателей. Борис Александрович- лауреат многих государственных премий- «Золотой кортик», им. К.М. Симонова, им. В.С. Пикуля, им. А. Невского, лауреат Большой литературной премии России.
Однажды я спросила у знаменитого поэта: как к нему приходят стихи? Он ответил, что настраивается в одиночестве, душой уходит вглубь себя и строки словно появляются в его внутреннем пространстве. Может быть, объяснение витиевато по смыслу, но как еще выразить мысль, снизошедшую на тебя от Творца.
Кроны колышутся роем.
Дремлем. Цветы в изголовье.
Родина пахнет Любовью,
Счастьем, блаженством, покоем.
Борис Орлов- автор 17 книг стихов. Уже много лет руководит Санкт- Петербургским ЛИТО «Путь на моря» им. Всеволода Азарова.
Как-то встретив меня на улице, он пригласил на занятия в известное литературное объединение. И хотя это- большая честь и признание моего творчества, все же отказалась. Наверное, всему свое время. В поэзии время для полета мне уже не принадлежало.
Борис Орлов создает серьезные стихотворные произведения, наполненные поиском жизненной правды, любовью к русской природе, с которой он чувствует связь, к своей малой родине. В стихах он открыто рассуждает о нравственных ценностях, о значении веры для русского человека, о своем предназначении.
Творчество Б. Орлова- феномен изумительный и бесконечно покоряющий своим блеском таланта. Всегда вызывающий восторг и душевный отклик у его читателей.
***
Часть 2.
Народные таланты.
М.Г. Аминова
Мария Гансовна Аминова ведущий поэт Кронштадта, участник многих конкурсов и фестивалей любительского художественного творчества.
Родилась Мария в 1928 году в Харькове в семье артистов- профессионалов. Стихи полюбила с детства и вскоре начала писать свои.
С 5 лет жила в Кронштадте, в школе успела закончить лишь два класса, оставшись круглой сиротой. Судьба выпала трудная. И не счесть испытаний, через которые прошла эта хрупкая женщина.
В сталинское время, по приказу вождя, все российские немцы высылались в исправительно- трудовые колонии и лагеря. Ее родители также были репрессированы и погибли.
Как дочь врагов народа, она попадает в детдом, где в полной мере ей пришлось испытать и бесправие, и унижение и многочисленные попытки воспитателей — заставить забыть родителей.
Но ничто не сломило ее. Она все выдержала. И выстояла, оставшись порядочным, честным человеком. Сумела получить высшее педагогическое образование в г. Казани, где несколько лет проработала учительницей русского языка и литературы. В 1963 году, после реабилитации отца и матери, вернулась в Кронштадт.
Влюбленная с детства в прославленный город моряков, она посвятила много искренних и патриотичных стихов в честь Кронштадта, ставшего для нее близким и родным.
Весной, когда в море не гаснет закат,
Лишь дымкой туманятся дали,
Встречает гостей легендарный Кронштадт-
Свидетель петровских баталий.
Строки ее известного четверостишия выгравированы на мраморной доске памятника- в честь знаменитой рыбки — колюшки, спасшей, в свое время, в военные блокадные годы многих кронштадтцев.
Обстрелы смолкли и бомбежки,
Но до сих пор звучит хвала
Блокадной маленькой рыбешке,
Что людям выжить помогла.
Столь необычный памятник был установлен в 2005 году, в Кронштадте, подле Кронштадтского Синего моста. Ныне -это место, где обязательно останавливаются многочисленные экскурсионные группы.
Стихи Марии Аминовой постоянно в ее душе, с ней самой. Поэтому в них всегда чувствуется непосредственность, чистота и искренность.
***
Людмила Свириденко
Людмила Ивановна Свириденко- кронштадтка в третьем поколении. Родилась в 1966 году в семье рабочих. Мать ее трудилась на швейной фабрике, отец- на знаменитом Морском заводе, где ремонтировались корабли и подводные лодки, входившие в состав соединения Ленинградской военно- морской базы Балтфлота.
В семье Людмилы все ценили музыку, любили петь. И так уж было суждено, что в ее творчестве органично сплелись искусство пения и поэзии. Она автор слов и музыки многих своих песен. И, к слову сказать, этот удивительный самородок от Бога, не имеет даже музыкального образования и не знает нот.
С годами высокое исполнительское мастерство принесло ей заслуженную славу. Людмила становится лауреатом многих городских и российских конкурсов.
Чуткая к красоте поэтической душой, она посвятила любимому городу немало своих стихов. Ее стихи по праву вошли в сборник кронштадтских самодеятельных поэтов к 300- летию Кронштадта «Город мой…» Трепетным чувством и вдохновением выплеснулись строки ее поэтического дара.
Боготворю любимый город мой
В тот час, когда особенно красив он.
Когда повсюду царствует покой,
Он, как корабль, летящий над заливом.
С 2005 года Людмила Свириденко работает в Кронштадтском морском кадетском корпусе, в должности зав. клубом. Свой сценический и творческий опыт она передает воспитанникам. Многие ребята становятся участниками ежегодных поэтических конкурсов среди суворовцев, нахимовцев и кадет России, пробуют свои силы и добиваются победы на творческих литературно- художественных конкурсах и фестивалях.
В юбилейный для ее сценической и творческой деятельности год вышел ее сборник стихов «Элегия», в который вошли стихотворения разных лет.
Дитя Петра, в бетоне и граните,
Ты стал навек купелью кораблей.
Здесь- родина талантов и открытий,
И тихий порт туманов и дождей.
Искренность чувств, неординарность поэтического мышления, стремление найти какой- то новый поворот, в привычных, казалось бы, темах- все это несомненно присутствует в поэзии Людмилы Свириденко.
Творческая жизнь Людмилы в самом расцвете. Пусть верное направление и совершенствование всегда правит ее искусством. И дай Бог ей нелегкой, но светлой поэтической дороги!
***
Г.С. Балабанова
До переезда в Киров в 2000 году, Галина Сергеевна Балабанова 17 лет жила в Питере. Из них- 5 лет в Кронштадте, оставив заметный след своего творчества во славу флотского города.
Родилась Галина в 1939 году в Тюмени. Закончив школу, а следом- медицинское училище, уехала по распределению на Крайний Север.
Стихи начала писать довольно рано. Сначала рифмовала, как и многие, четверостишия, а затем перешла на нетрадиционный слог.
Как признается Галина, эти маленькие стихи приходят к ней лишь при сильном эмоциональном напряжении. Только в моменты волнения, душевного надрыва она может создать что-то стоящее и настоящее, выразить всю глубину нужной мысли. Ведь написанное должно стать не только твоей правдой, но правдой всех.
Словно маленькие чайки
Мои стихи.
На обочине
У Финского залива
Смотрю им вслед.
Истинный интеллигент
Идет в народ не показать себя,
А искать отклик
Хотя бы в одном сердце.
Толпизм
Запрещали верить в Бога-
Не верили.
Разрешили-
Все стали верующими,
До шизофрении.
От неумения выразить
Всю боль и красоту этого мира,
От невозможности
Улыбнуться тебе каждое утро
Когда- нибудь припаду
К решетке Летнего сада
И умру.
Россия-
Матушка моя умершая-
Воспрянь, воскресни!
Я стану тросточкой твоей.
Вскоре к обычным, рифмованным стихам Галина начала сочинять и собственные мелодии. В 1999 году она единственный раз в жизни приняла участие в фестивале авторской песни «Струны фортов» в Кронштадте.
Ее песня «Офицерский бал» единогласно вышла в финал и с тех пор звучит в разных залах Санкт- Петербурга, на стрелке Васильевского острова в день Военно- Морского флота, а также была записана на аудиокассету и лазерный диск, выпущенный к 300-летию Кронштадта.
Офицерский бал
Над Кронштадтом мелодия вальса кружится,
В Офицерском Собрании праздничный бал.
Разрешите, сударыня, к вашей руке приложиться,
Встречу с Вами я тысячу лет ожидал.
Разрешаю, о, сударь, испить хоть немного безумства
Говорить комплименты, кружить и мечтать.
Возвратим котильон, полонез и мазурку,
Будем танго и вальс танцевать…
Галина Балабанова- автор 4 сборников верлибров, автобиографической прозы, множества мелодий на стихи поэтов классиков и современников. В пространстве своей поэтической орбиты она всегда стремится к совершенству.
***
М.Н. Кузнецов
Марат Николаевич Кузнецов прибыл в Кронштадт еще молоденьким лейтенантом, закончив обучение в Львовском военно- политическом училище Советской Армии.
Он всегда мечтал стать флотским журналистом, но чтобы мечта исполнилась, ему пришлось применить все свое упорство и терпение на пути к своему предназначению.
Родился Марат Николаевич в 1939 году в Узбекистане, в Самаркандской области. Отец был военнослужащим, мать работала председателем колхоза.
В 1943 году отец погибнет на Курской дуге и будет похоронен в братской могиле. Позже Марат напишет об отце, вспоминая эти огненные годы.
Наших танков стальная лавина
В сорок третьем пошла напролом.
Мой отец так мечтал о Берлине!
А остался лежать под Орлом…
До призыва в армию Марат Кузнецов мечтает поступить в Военно- морское политическое училище им. А.А. Жданова в Ленинграде. Но узнает, что для поступления необходимо состоять в коммунистической партии.
Он становится кандидатом в члены КПСС, но на пути- новое препятствие. Согласно директиве из Москвы, будущим абитуриентам нужно отслужить положенный срок в армии или на флоте.
Но и после окончания службы в Таманской дивизии в Москве, поступление вновь не состоялось. На запрос Кузнецова приходит ответ, что ВМПУ им. Жданова подлежит расформированию и набора больше не будет.
Однако случай помог. Кузнецова приглашают в редакцию газеты «Таманец», где он знакомится с представителем Львовского военно- политического училища Советской Армии. В 1960 году Марат становится курсантом ЛВПУ СА.
В свои преклонные годы Марат Николаевич продолжает работать редактором «Морской газеты». И созидательным началом в его творчестве остается поэзия. Он всегда желанный гость на мероприятиях в библиотеках.
И хотя М. Кузнецов не издал ни одного персонального сборника, его стихи всегда любят и ждут почитатели его таланта.
Снова мокнут на асфальте листья,
Под ноги ложатся к ряду ряд.
Снова осень свою шубу лисью
Тихо надевает на Кронштадт.
Как к груди материнской, к Кронштадту
Жмутся нежно тела кораблей:
Здесь у них свой, особый статут,
Здесь им можно пожить без морей.
Здесь им можно чуть- чуть отдышаться,
Новых сил у причалов набрать,
Чтоб потом с океаном сражаться
И в Кронштадт возвратиться опять…
В этом случае, талант творческого человека говорит сам за себя. А большего, пожалуй, и не скажешь.
***
Послесловие
В 2004 году по инициативе Международного фонда «300 лет Кронштадту- возрождение святынь», под редакцией поэта и журналиста М.Н. Кузнецова была издана к 300- летию Кронштадта книга «Город мой», куда впервые вошли стихи непрофессиональных поэтов.
Чистые и искренние строки авторов- любителей посвящены любви к морю, к родному городу. И, по большому счету, кронштадтцы могут гордиться творчеством своих талантливых земляков.
Интерес к вечным темам поэзии продолжается. И кто знает, может быть сегодня появятся новые имена, которые вдохновенной музой принесут и новую славу, и красоту Кронштадту и миру.

Иконография Иоанна Кронштадтского весьма обширна и разнообразна. Сохранилось значительное количество его прижизненных изображений различного типа и техники фотографий, живописных портретов, рисунков, скульптур.

Фотографии

Фотосалонная фотография

Поскольку еще при жизни Иоанна Кронштадтского его святость была очевидна, практически каждый шаг всенародно любимого пастыря был документирован; собранные в альбом снимки могли бы составить подробную летопись жизни святого.

Вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского решением Святейшего Синода было определено поручить Издательской комиссии Училищного совета напечатать 40 тыс. портретов почившего и разослать их по всем церковным школам для размещения их там «на видном месте». Большинство прижизненных изображений святого относится к 1890—1908 гг., более ранние портреты встречаются редко. Отсутствуют изображения Иоанна Кронштадтского в детском и юношеском возрасте. Не сохранилось фотографии и его отца.

Фотографии Иоанна Кронштадтского можно разделить на фотосалонные и натурные. К первой группе относят фото, сделанные в различных фотоателье Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Ко второй группе натурных фотографий можно отнести:

  • постановочные фотографии, снятые во время официальных встреч;

    Во время путешествий

  • репортажные фотографии во время путешествий;
  • небольшое количество снимков в богослужебном облачении (при закладке храмов, крестного хода, во время проповеди). Отсутствуют снимки во время богослужения в Андреевском соборе, что объясняется цензурным запретом на съемку внутри храма.
  • Значительная часть снимков выполнена во время траурной процессии.

Все эти фотоснимки являются важнейшим источником не только для исследователей, но и для живописцев и иконописцев.

Портреты

Выполнил художник: Михаил Брянский

Живописные портреты Иоанна Кронштадтского образуют две группы: писанные с натуры и выполненные на основе фотографии.

К натурным относится поясной портрет святого 1891 г. худож. М.В. Брянского. На обороте холста надпись: » В С. Петербурге. 4 мая 1891 года. Написан с натуры в пять сеансов. Собственность дочери художника- Марии Михайловны Брянской. Благословение Отца Иоанна».

А также портрет кон. ХIX в, переданный в 1999 г. настоятелем Оптинского подворья в СПБ игум. Ростиславом (Якубовским) в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. Этот портрет по версии Т.И. Орнатской, правнучатой племянницы Иоанна Кронштадтского, мог быть написан И.Е. Репиным, т.к. по семейным воспоминаниям, художник выполнял в их доме набросок с натуры.

Другие портреты основаны на известных фотоснимках.

Интерес российского общества к личности Иоанна Кронштадтского был настолько велик, что в конце ХIX в- нач. ХX вв. многие его изображения тиражировались в техниках гравюры, литографии, хромолитографии. Наиболее значительной является хромолитография на металле – поясной портрет, напечатанный при участии журнала «Русский паломник» в 1899 г. Этот портрет наиболее известен, именно его упоминает А.П. Чехов в описании о. Сахалин.

ИКОНЫ

Написание икон Иоанна Кронштадтского связано с историей его почитания.

К прославлению в 1964 г.

За границей Православная Церковь прославила отца Иоанна Кронштадтского в 1964 году. В этом же году архимандритом Киприаном (Пыжовым) была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадского, представляющая его по пояс в сиреневой рясе с красной епитрахилью и свитком в руках. Текст на свитке цитирует слова апостола Павла: «Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится…». Примерно в это же время в Джорданвилле был создан образ другого иконографического типа, на котором Иоанн Кронштадтский представлен благословляющим правой рукой с литургической чашей в левой руке. Впоследствии именно этот иконографический тип был отправлен в Россию и стал наиболее распространенным.

В России отца Иоанна Кронштадтского причислили к лику святых только спустя четверть века, в 1990 г. Однако, еще до официальной канонизации была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадтского священником отцом Георгием (Иващенко) в 1988 году. При этом она значительно отличалась от зарубежного образца: отец Иоанн изображен в голубой фелони, с потиром в левой и благословляющей правой рукой, потир накрыт воздухом.

Для канонизации в иконописной мастерской Свято-Данилова монастыря в Москве была специально

Канонизационная икона, 1990 г.

выполнена канонизационная икона святого: отец Иоанн изображен по пояс, фронтально, в зеленой фелони с золотым наперсным крестом, потиром в левой руке и указывающей на него правой рукой (образ написан И.В. Волочковой под руководством И.В. Ватагиной). Позднее иконы такого же извода, такого же типа с некоторыми вариациями в личном письме, жесте правой руки и облачениях были созданы в Санкт-Петербурге многими другими иконописцами (С.И. Голубевым, В.О. Фронтинским, И.А. Кусовым , А. Кудрявцевой, А.В. Ивониной).

Благодаря многочисленным фотографиям и портретам современные иконописцы имеют возможность максимально точно передать внешнее сходство с Иоанном Кронштадтским. Реалистичность изображения становится одной из особенностей в иконографии о. Иоанна.

Широкую известность приобрел поясной образ святого Иоанна Кронштадтского с приложенной к нему подлинной епитрахилью пастыря, написанный А. С. Ефимовым в 1992 г. Тип изображения соответствует иконе, написанной к канонизации, но манера исполнения более реалистична.

Реалистические тенденции в иконографии И. Кронштадтского порой получали оригинальное воплощение. Так на иконе, выполненной иноком Варсонофием на Св. Горе Афон в 2001 г. и подаренной Пюхтицкому монастырю, одежды святого писаны по образцу подлинной ризы И. Кронштадтского, хранящейся в музеи Пюхтицкой обители.

Существенно отличается от названных выше поясных икон святого праведного Иоанна Кронштадтского

Выполнил художник: Куликов В.

образ, подаренный художником В. Куликовым

в Свято – Духов монастырь в Боровичах. Он был написан в октябре 2002 г. под впечатлением от первых Таисиинских чтений в Боровичах. По словам самого художника, основной идеей иконы является благословение отцом Иоанном всей современной Руси под покровом новопрославленной иконы Божий Матери «Азъ есмь с Вами и никтоже на Вы». Святой праведный Иоанн Кронштадтский изображен в темном подряснике с Леушинской иконой Божией Матери в руках. Руки прикрыты белым платом. Очевидно, что в данном случае художник ставил перед собой задачу отобразить еще одну грань личности святого: аскетизм, близкий подвигу преподобного.

Здесь мы сталкиваемся со второй особенностью иконографии Всероссийского Пастыря: на иконах с образом отца Иоанна можно увидеть элементы чина не только праведника, к которому относится Батюшка, но и элементы преподобных, святителей, и даже пророков.

Так в качестве иконы Иоанна Кронштадтского, которая соответствует

Выполнил художник: А. Прокофьева

традиционному типу изображения святителей, следует назвать поясной образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, выполненный иконописцем А.И. Прокофьевой. Обычно с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой изображают святителей. Эта икона из Иоанновского монастыря, приобретшая известность в связи с мироточением. Кроме того примечательно, что в этой иконе совместились традиции древнерусского и реалистического письма. Личное письмо выполнено близко к реалистической трактовке (с голубыми глазами, что не характерно для канонической иконописи), трактовка же одежд близка к древнерусской стилистике.

Среди икон, в которых также подчеркнута наиболее характерная черта внешности отца Иоанна (ясные голубые глаза) следует отметить икону, написанную к 100-летнему юбилею Линтульской обители (1995 г.) финским иконописцем японского происхождения Петросом Сасаки. В композиции этой иконы отражена еще одна грань личности Иоанна Кронштадтского ( пророческий дар). Иконописец изобразил кронштадтского пастыря со свитком в левой руке, поднятым вверх, как обычно изображают пророков. (см. иокну прор. Давида).

Интересно отметить, что финские иконописцы довольно часто обращаются к образу отца Иоанна.

Иконописец: Петрос Сасаки

Среди них можно назвать иконы, написанные епископом Арсением (Хейккинен) для Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и художницей Маргит Линту для кафедрального собора св. Николая чудотворца в Куопио в 2014 г.

Особняком стоит образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, написанный И.И. Пивником для правнучатой племянницы отца Иоанна Т. И. Орнатской . Это оплечный образ Дорогого Батюшки – лик максимально приближен к молящимся, что рождает чувство близкого, интимного общения со святым. Икона была освящена в день 115-летия Леушинского монастыря 16 сентября 2000г.

Росписи

В последние годы появилось значительное количество образов св. Иоанна Кронштадтского в монументальных росписях, мозаиках, скульптуре и шитье. Одна из наиболее ранних росписей выполнена на стене соборного храма в Пюхтицах (масляная живопись по штукатурке), роспись Я. Шкандрия в церкви св. Максима Грека в Южной Корее ( Сеул, 1999г.), мозаичные образы на стене

Иконописец: И. Пивник

Владимирского крепостного собора в Кронштадте ( в рост со свитком и храмом в руках – Артель Арт, 2010 г.).

Росписи с изображением отца Иоанна Кронштадтского встречаются также и в храмах, посвященных другим святым или праздникам. Например, в храме св. Силуана Афонского (Тамбовская обл., пос. Новая Ляда, 2013 г., художник В. Шабалин) отец Иоанн изображен в одной из житийных композиций, где он благословляет св. Силуана на монашеское служение.

Практически в каждом новом храме Калининграда присутствует композиция с изображением отца Иоанна Кронштадтского Смысл этих изображений вполне ясен: Калининград является форпостом страны на северо-западном рубеже, а Иоанн Кронштадтский всеми православными людьми воспринимается как небесный покровитель северо-запада России.

Значительным явлением в духовной и художественной жизни России стало восстановление и освящение Никольского Морского собора в Кронштадте (реставрация завершена в 2012 г.). В связи с этим появились новые изображения отца Иоанна Кронштадтского в технике перегородчатой эмали. Образ отца Иоанна присутствует на створке главных входных дверей храма рядом с изображением святителя Николая чудотворца. Над фигурами свт. Николая и праведного Иоанна Кронштадтского изображен Никольский морской собор, как символ идеальной церкви Христовой. В руках свт. Николая – евангелие, отец Иоанн держит икону преподобного Иоанна Рыльского.

Скульптура

В последнее десятилетие появился целый ряд скульптурных изображений святого праведного Иоанна

Г.Н. Бойко; скульптор: А. Соколов. г. Кронштадт.

Кронштадтского. Однако первым, и, возможно, пока лучшим из них является бронзовый памятник отцу Иоанну в Кронштадте. Он установлен в 2008 г. на площади перед домом Дорогого Батюшки. Автор проекта – архитектор Г.Н. Бойко, скульптор А. Соколов. Аналогичный памятник открыт в Иркутске в 2016 г. возле храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербургской.

В Москве первый памятник отцу Иоанну Кронштадтскому был установлен 14 июня 2015 г. (в день 25-летия канонизации) приходом во имя Всероссийского пастыря в Жулебино. Известный скульптор Андрей Голубев использовал для создания образа многие прижизненные портреты и фотографии отца Иоанна. Отец Иоанн изображен в рост с потиром в руках.

Известны также два бюста Иоанна Кронштадтского – один установлен в Ливадии, Ореанде у храма во

Скульптор: О. Радзиевич, Ливадия.

имя Покрова Богородицы (создан киевским скульптором Олегом Радзевичем), другой — в культурно-просветительском центре имени Иоанна Кронштадтского, подарен известным скульптором Валерием Георгиевичем Моховым в 2014 г.

Одним из самых необычных и ярких по форме проектов памятника святому Иоанну Кронштадтскому является памятник, выполненный в 2014 г. скульптором Сергеем Сорокиным. От других памятников Всероссийскому пастырю, это произведение отличается символической и новаторской композицией, на которой отец Иоанн словно бы окружен крыльями ангелов или лучами благодати (трактовка может быть разной).

В целом в разработке иконографии святого праведного Иоанна Кронштадтского заметны определенные тенденции. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения. Требование сходства с реальным лицом приводит к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. В большинстве икон трактовка образа св. Иоанна выходит за рамки того типа святости, к которому он был причислен, т.е. за рамки праведника: в иконах видны иконографические признаки святительского чина, чина преподобных и пророков. Такая широкая трактовка образа отца Иоанна оправдана особенностями его личности и подвижнического служения.

Несмотря на техническую приближенность изображений к реальности, написать икону о. Иоанна

Скульптор: С. Сорокин, 2014

довольно сложно. И мало образов близких душе. В завершении статьи приведем слова человека, который увидел Батюшку и 15 лет не мог забыть его взгляд. Он написал: Эти выразительные свеверно-русские глаза смотрят на людей не для того, чтобы осмеять, не с тем, чтобы презирать, но затем, чтобы понять. И он действительно понимает часто то, что для других остается неразрешимой загадкой. Этот человек написал фразу, которая могла бы стать иконой, выраженной словами. И если кто-то из иконописцев воплотит их в образ и люди прочтут в этой иконе эти слова, то это станет самой почитаемой иконой о. Иоанна Кронштадтского. Взгляд Батюшки он выразил такими словами: » Глаза отца Иоанна жалеют, любят, молятся».

Используемая литература: статья С. Большаковой «Иконография о. Иоанна Кронштадтского».

Хромолитография, 1899 г. В Иркутске Вероятно написан И.Е. Репиным Рисунок
Выполнил художник: Куликов В. В г. Москва, Жулебино, 2015 г. Портрет И. Кронштадтского Канонизационная икона, 1990 г.
Иконописец: Петрос Сасаки К прославлению в 1964 г. Г.Н. Бойко; скульптор: А. Соколов. г. Кронштадт. В храме св. Силуана Афонского,Тамбовская обл.
Мозаичный образ на стене Владимирского собора, Кронштадт в технике перегородчатой эмали. Двери Морского собора, Кронштадт. На стене соборного храма в Пюхтицах Скульптор: С. Сорокин, 2014
Скульптор: В. Г. Мохов, 2014 г. Скульптор: О. Радзиевич, Ливадия. Храм Вознесения в Павловопосаде,2011 В храме Серафима Саровского в г. Волжском, Волгоградской обл.
В церкви св. Максима Грека, Южная Корея Ростовая фотография, в богослужебном облачении Постановочная фотография во время встречи Во время путешествий
Натурная фотография Фотография в фотосалоне Постановочная фотография Во время похоронной процессии
Выполнил художник: Михаил Брянский Выполнил художник: А. Прокофьева Иконописец: И.Пивник Глаза о. Иоанна жалеют, любят, молятся

Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству

Русские люди! Хочу я вам показать безбожную личность Льва Толстого, по последнему его сочинению, изданному за границей, озаглавленному: «Обращение к духовенству», то есть вообще к православному, католическому, протестантскому и англиканскому, – что видно из самого начала его сочинения. Не удивляйтесь моему намерению: странно было бы, если бы я, прочитав это сочинение, не захотел сказать своего слова в защиту веры христианской, которую он так злобно, несправедливо поносит вместе с духовенством всех христианских вероисповеданий. В настоящее время необходимо сказать это слово и представить наглядно эту безбожную личность, потому что весьма многие не знают ужасного богохульства Толстого, а знают его лишь как талантливого писателя по прежним его сочинениям: «Война и мир», «Анна Каренина» и пр. Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения. Я не преувеличиваю. У меня в руках это сочинение, и вот вкратце его содержание.

С привычною развязностью писателя, с крайним самообольщением и высоко поднятою головою Лев Толстой обращается к духовенству всех вероисповеданий и ставит его пред своим судейским трибуналом, представляя себя их судьею. Тут сейчас же узнаешь Толстого, как по когтям льва. Но в чем же он обличает пастырей христианских церквей и за что осуждает? В том, что представители этих христианских исповеданий принимают, как выражение точной христианской истины, Никейский символ веры, которого Толстой не признает и в который не верит, как несогласный с его безбожием.

Потом обличает пастырей в том, что предшественники их преподавали эту истину преимущественно насилием (наоборот, христиан всячески гнали и насиловали язычники и иудеи, откуда и явилось множество мучеников) и даже предписывали эту истину (канцелярский слог) и казнили тех, которые не принимали ее (никогда не бывало этого с православным духовенством). Далее Толстой в скобках пишет: миллионы и миллионы людей замучены, убиты, сожжены за то, что не хотели принять ее (попутно достается и православному духовенству). В словах Толстого очевидна явная клевета и совершенное незнание истории христианской Церкви.

Слушайте дальше фальшивое словоизвержение его: средство это (то есть принуждение к принятию христианской веры пытками) с течением времени стало менее употребляться и употребляется теперь из всех христианских стран (кажется) в одной только России.

Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на ее правительство!.. Да если бы это была правда, тогда Лев Толстой давно бы был казнен или повешен за свое безбожие, за хулу на Бога, на Церковь, за свои злонамеренные писания, за соблазн десятков тысяч русского юношества, за десятки тысяч духоборов, им совращенных, обманутых, загубленных. Между тем Толстой живет барином в своей Ясной Поляне и гуляет на полной свободе.

Далее Толстой нападает на духовенство, знаете ли, за что? За то, что оно внушает церковное учение людям в том состоянии, в котором они не могут (будто бы) обсудить того, что им передается: тут он разумеет совершенно необразованных рабочих, не имеющих времени думать (а на что праздники и обстоятельные внебогослужебные изъяснительные беседы пастырей Церкви?), и, главное, детей, которые принимают без разбора и навсегда запечатлевают в своей памяти то, что им передается. Как будто дети не должны принимать на веру слово истины.

Слушайте, слушайте, православные, что заповедует духовенству всех стран русский Лев: он пресерьезно и самоуверенно утверждает, что необразованных, особенно рабочих и детей, не должно учить вере в Бога, в Церковь, в таинства, в воскресение, в будущую жизнь, не должно учить молиться, ибо все это, по Толстому, есть нелепость и потому, что они не могут обсудить того, что им преподается, как будто у них нет смысла и восприимчивости, между тем как Господь из уст младенец и ссущих совершает хвалу Самому величию и благости; утаивает от премудрых и разумных Свою премудрость и открывает ее младенцам (Мф. 11:25); и от гордеца Толстого утаил Свою премудрость и открыл ее простым, неученым людям, каковы были апостолы и каковы нынешние простые и неученые или малоученые люди, – да не похвалится никакая плоть, никакой человек пред Богом (1Кор. 1:29). Толстой хочет обратить в дикарей и безбожников всех: и детей и простой народ, ибо и сам сделался совершенным дикарем относительно веры и Церкви, по своему невоспитанию с юности в вере и благочестии. Думаю, что если бы Толстому с юности настоящим образом вложено было в ум и в сердце христианское учение, которое внушается всем с самого раннего возраста, – то из него не вышел бы такой дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю. Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная праздная, с похождениями, жизнь в лета юности, – как это видно из собственного его описания своей жизни в его псевдониме, – были главной причиной его радикального безбожия, – знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив его мирскую славу. Отсюда проистекла его беззастенчивая, наивная, злая клевета на все вообще духовенство и на веру христианскую, на Церковь, на все священное богодухновенное Писание. Своими богохульными сочинениями Толстой хочет не менее, если еще не более, как апокалипсический дракон, отвергнуть третью часть звезд небесных, то есть целую треть христиан – особенно интеллигентных людей и частию простого народа. О, если бы он верил слову Спасителя, Который говорит в Евангелии: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18:6).

Пойдем дальше в глубину толстовской мнимой мудрости. Горе, сказано в Писании, тем, которые мудры в самих себе и пред собою разумны. Толстой считает себя мудрее и правдивее всех, даже священных писателей, умудренных Духом Святым, Св. Писание признает за сказку и поносит духовенство всех исповеданий христианских за преподавание священной истории В. и Н. Завета, почитая за вымысел сказание о сотворении Богом мира и человека, о добре и зле, о Боге, – высмеивает все священное бытописание и первый завет Божий человеку о соблюдении заповеди, исполнение которой должно было утвердить волю первочеловеков в послушании Творцу Своему и навсегда увековечить их союз с Богом, блаженное состояние и бессмертие даже по телу; вообще извращает и высмеивает всю дальнейшую священную историю, не принимая на веру ни одного сказания. Так, например, он говорит, что Бог, покровительствуя Аврааму и его потомкам, совершает в пользу его и его потомства самые неестественные (!) дела, называемые чудесами (Толстой не верит в них), и самые страшные (!) жестокости (это Бог-то, милостивый, человеколюбивый и долготерпеливый), так что вся история эта, за исключением наивных, иногда невинных, часто же безнравственных сказок (!), вся история эта, начиная с казней, посланных Моисеем (не им, а Богом, праведным и долготерпеливым), и убийства Ангелом всех первенцев их до огня, попалившего 250 заговорщиков, и провалившихся под землю Корея, Дафана и Авирона, и погибели в несколько минут 14 000 человек, и до распиливаемых пилами врагов (выходит, что слышал звон, да не знает, где он: известно, что царь Манассий, беззаконный царь Иудейский, велел перепилить надвое пророка Исайю за его пророчество), и казненных Ильей (пророком), улетевшим (!) на небо (не улетевшим, а вознесенным как бы на небо Божиим повелением на колеснице огненной, конями огненными), не согласных с ним жрецов и Елисея, проклявшего смеявшихся над ним мальчиков, разорванных и съеденных за это двумя медведицами; вся история эта есть (по Толстому) ряд чудесных событий и страшных злодеяний (Толстой, отвергая личного святого и праведного Бога, отвергает и его правосудие), совершаемых еврейским народом, его предводителями и Самим Богом (!). Вот вам воочию безбожие и хула Толстого на праведного, многомилостивого и долготерпеливого Бога нашего! Но это только цветочки, и ягодки впереди.

Слушайте дальше, что говорит Толстой о Новом Завете, то есть Евангелии. Вы, – упрекает он духовенство всех вероисповеданий, – передаете детям и темным людям (только детям и темным людям, а не всем интеллигентным?) историю Нового Завета в таком толковании, при котором главное значение Нового Завета заключается не в нравственном учении, не в Нагорной проповеди, а в согласовании Евангелия с историей Ветхого Завета, в исполнении пророчеств и в чудесах (и то и другое и все содержание преподается: Толстой не знает, что говорит, или намеренно извращает истину); далее Толстой в насмешливом тоне говорит – о явлении чудесной звезды по Рождестве Спасителя, о пении Ангелов, о разговоре с дьяволом (в которого не верит, хотя он его истый отец, ибо сказано: «Вы отца вашего дьявола есте»; Ин. 8:44), о претворении воды в вино, хождении Господа по водам, о чудесных исцелениях, воскресении мертвых, о воскресении Самого Господа и вознесении Его на небо. Наконец, Лев Толстой договорился до того, что священные книги Ветхого Завета не удостаивает даже названия сказки, а называет их «самыми вредными книгами в христианском мире, ужасною книгою». При этом невольно восклицаем: о, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны, отверзший уста свои на хуление богодухновенного писания Ветхого и Нового Завета, составляющего святыню и неоцененное сокровище всего христианского мира!! Да неужели ты думаешь, что кто-либо из людей с умом и совестью поверит твоим безумным словам, зная с юности, что книги Ветхого и Нового Завета имеют в самих себе печать боговдохновенности? Да, мы утверждаем, что книги Ветхого и Нового Завета – самая достоверная истина и первое необходимое основное знание для духовной жизни христианина, а потому с них и начинается обучение детей всякого звания и состояния и самих царских детей. Видно, только один Лев Толстой не с того начал, а оттого и дошел до такой дикости и хулы на Бога и Творца своего и воспитательницу его Мать – Церковь Божию.

* * *

Слушайте, что далее Толстой говорит о себе, конечно, а не о ком-либо другом, потому что ни к кому не применимо то, что он разглагольствует. В живой организм нельзя вложить чуждое ему вещество – без того, чтобы организм этот не пострадал от усилия освободиться от вложенного в него чуждого вещества и иногда не погибал бы в этих усилиях.

Несчастный Толстой: он едва не погибал в усилиях сделаться богоотступником и все-таки достиг погибели своей, сделавшись окончательно вероотступником. Слушайте далее нелепость его, чтобы убедиться, что Толстой в своей злобе на веру и Церковь клевещет на нее, отпадая влиянию сатаны. Вот его слова! «Какой страшный вред должны производить в уме человека те чуждые и современному знанию, и здравому смыслу, и нравственному чувству изложения учения по Ветхому и Новому Завету, внушаемые ему, в то время, когда он не может обсудить» (на это есть вера, как доверие истине). На это отвечаю. Мы все с детства знаем историю В. и Н. Завета и получили от изучения их самое всеоживляющее, спасительное знание и высокое религиозное наслаждение. Толстой же, по своему лукавству и увлечению безбожными немецкими и французскими писателями, этого не мог испытать, ибо от дерзкого ума его Господь утаил Свою чистую премудрость.

Толстой подчиняет бесконечный разум Божий своему слепому и гордому уму и решительно не хочет верить, как в невозможное дело, в сотворение мира из ничего, во всемирный потоп, в ковчег Ноев, в Троицу, в грехопадение Адама (значит, и в нужду всеискупительной жертвы), в непорочное зачатие, в чудеса Христа и утверждает, что для верующего во все сказанное требование разума уже необязательно и такой человек не может быть уверенным ни в какой истине.

«Если возможна Троица, – продолжает глумиться Толстой, – непорочное зачатие и искупление рода человеческого кровью Христа, то все возможно, и требования разума необязательны». – Слышите, христиане, как Толстой разум свой слепой ставит выше Бога, и поелику он, Толстой, не может разуметь высочайшей тайны Божества – Троичности Лицами и единства по существу, то считает невозможным бытие самой Троицы и искупление падшего рода человеческого кровью И. Христа. – «Забейте клин, – говорит он,– между половицами закрома; сколько бы не сыпали в такой закром зерна, оно не удержится. Точно так же и в голове, в которой вбит клин Троицы, или Бога, сделавшегося человеком и Своим страданием искупившего род человеческий и потом опять улетевшего (какое искажение Св. Писания!) на небо, не может уже удержаться никакое разумное, твердое жизнеописание».

Отвечаю: Толстой точно вбил себе клин в голову – гордое неверие – и оттого впал в совершенную бессмыслицу относительно веры и действительного жизнепонимания, и всю жизнь поставил вверх дном. Вообще Толстой твердо верит в непогрешимость своего разума, а религиозные истины, открытые людям Самим Богом, называет бессмысленными и противоречивыми положениями, а те, которые приняли их умом и сердцем, будто бы люди больные. (Не болен ли сам Толстой, не принимающий их?)

Все сочинение Толстого «Обращение к духовенству» наполнено самою бесстыдною ложью, к какой способен человек, порвавший связь с правдою и истиной. Везде из ложных положений выводятся ложные посылки и самые нелепые заключения. Автор задался целью всех совратить с пути истины, всех отвести от веры в Бога и от Церкви; старается всех развратить и ввести в погибель; это очевидно из всего настоящего сочинения его.

На все отдельные мысли Толстого отвечать не стоит – так они явно нелепы, богохульны и нетерпимы для христианского чувства и слуха; так они противоречивы и бьют сами себя, – окончательно убили душу самого Льва Толстого и сделали для него совершенно невозможным обращение к свету истины.

«Не отвещай безумному по безумию его, говорит премудрый Соломон, да не подобен ему будеши» (Притч. 26:4). И действительно, если отвечать Толстому по безумию его, на все его бессмысленные хулы, то сам уподобишься ему и заразишься от него тлетворным смрадом. «Не отвещай безумному по безумию его, продолжает Соломон в другом смысле, да не явится мудр у себе» (5 ст.). И я ответил безумному по безумию его, чтоб он не показался в глазах своих мудрым пред собою, но действительным безумцем. Разве не безумие отвергать личного, всеблагого – премудрого, праведного, вечного всемогущего Творца, единого по существу и троичного в лицах, когда в самой душе человеческой, в ее едином существе, находятся три равные силы: ум, сердце и воля, по образу трех лиц Божества? Разве человечество не уважает в числах – число три более всех чисел, то есть по самой природе своей чтит Троицу, создавшую тварь? Разве человечество не чувствует своего падения и крайней нужды в искуплении и Искупителе! Разве Бог не есть Бог чудес и самое существование мира разве не есть величайшее чудо? Разве человечество не верует в происхождение свое от одного праотца? Разве оно не верует в потоп!

Разве не верит в ад, в воздаяние по делам, в блаженство праведных, хотя не все по откровению слова Божия? Разве Толстому не жестоко идти против рожна? Можно ли разглагольствовать с Толстым, отвергающим Альфу и Омегу – начало и конец? Как говорить серьезно с человеком, который не верит, что А есть А, Б есть Б? Не стоит отвечать безумному по безумию его.

Главная, магистральная ошибка Льва Толстого заключается в том, что он, считая Нагорную проповедь Христа и слово Его о непротивлении злу – превратно им истолкованное, – за исходную точку своего сочинения, вовсе не понял ни Нагорной проповеди, ни заповеди о нищете духовной, нужде смирения и покаяния, которые суть основание христианской жизни, а Толстой возгордился, как сатана, и не признает нужды покаяния и какими-то своими силами надеется достигнуть совершенства без Христа и благодати Его, без веры в искупительные Его страдания и смерть, а под непротивлением злу разумеет потворство всякому злу – по существу, непротивление греху, или поблажку греху и страстям человеческим, и пролагает торную дорогу всякому беззаконию, и таким образом делается величайшим пособником дьяволу, губящему род человеческий, и самым отъявленным противником Христу. Вместо того чтобы скорбеть и сокрушаться о грехах своих и людских, Толстой мечтает о себе как о совершенном человеке или сверхчеловеке, как мечтал известный сумасшедший Ницше; между тем как что в людях высоко, то есть мерзость пред Богом. Первым словом Спасителя грешным людям была заповедь о покаянии. «Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближити бо ся царство небесное»; а Толстой говорит не кайтесь, – покаяние есть малодушие, нелепость, мы без покаяния, без Христа, своим разумом достигнем совершенства да и достигли, говорит: посмотри на прогресс человеческого разума, человеческих познаний, литературы романтической, исторической, философской, разных изобретений, фабричных изделий, железных дорог, телеграфов, телефонов, фонографов, граммофонов, аэростатов. Для Толстого нет высшего духовного совершенства в смысле достижения христианских добродетелей – простоты, смирения, чистоты сердечной, целомудрия, молитвы, покаяния, веры, надежды, любви в христианском смысле; христианского подвига он не признает; над святостью и святыми смеется – сам себя он обожает, себе поклоняется, как кумиру, как сверхчеловеку; я, и никто кроме меня, мечтает Толстой. Вы все заблуждаетесь; я открыл истину и учу всех людей истине! Евангелие, по Толстому, – вымысел и сказка. Ну, кто же, православные, кто такой Лев Толстой?

Это Лев рыкающий, ищущий, кого поглотить. И скольких он поглотил чрез свои льстивые листки! Берегитесь его.

Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский).