Ктиторы

Ктитор: кто это и как его изображают?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Строительство храма, украшение его росписями, иконами и наполнение всем необходимым для богослужения — облачениями, священными сосудами и книгами — дело непростое и, как правило, дорогостоящее. Как в древности, так и в наши дни, подобные богоугодные дела могли совершать как отдельные, достаточно состоятельные, люди, так и группы людей, например, жители одной деревни, города или даже страны. Так, совсем недавно мы «всем миром» собирали средства на восстановление храма Христа Спасителя в Москве.
Человека, жертвующего деньги на строительство церкви, создание иконы, фрески или на богослужебные книги, называют греческим словом «ктитор» (основатель, строитель) или латинским «донатор» (даритель, вкладчик). В Византии и Древней Руси наряду с императорами и князьями, патриархами, митрополитами и епископами, ктиторами выступали светские и духовные лица более низкого ранга: правители областей и городов, настоятели монастырей. Это известно не только из документов, но и из изобразительной традиции.

Св. Дмитирий и донаторы. Мозаика
церкви св. Димитрия в Салониках.
Византия, VI-VII вв.

Сохранились «портреты» ктиторов, представленные на стенах храмов, на полях икон, страницах рукописей и даже на литургических предметах (сосудах, мебели). К самым ранним изображениям ктиторов, например, относятся портреты императорской четы Юстиниана I и Феодоры в мозаиках VI века в алтаре церкви Сан-Витале в Равенне. Рядом с ними — представители духовенства и придворные: епископ Максимиан, византийский полководец Велисарий и его жена.
Портреты ктиторов отличаются от других священных образов. Их изображают с дарами в руках (храмом или книгой), которые они передают Христу, Богоматери или святому. Также их представляют молящимися, коленопреклоненными перед храмовой иконой. А некоторых отмечают с помощью прямоугольных или квадратных нимбов, как, например, игумена Логгина и дьякона Иоанна в мозаиках VI века в монастыре св. Екатерины на Синае

КТИТОРСКИЕ МОНАСТЫРИ

Смотреть что такое «КТИТОРСКИЕ МОНАСТЫРИ» в других словарях:

  • Монастыри — (греч. monasterion уединенное жилище), 1) форма орг ции общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты; 2) комплекс богослужебных, жил., хоз. и др. построек, огражденный, как правило, стеной. Первым на У. был осн … Уральская историческая энциклопедия

  • ДЗАМСКИЕ МОНАСТЫРИ — Руисско Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), комплекс из 10 муж. мон рей, называемых также Дзамская долина. Расположены в Дзамском ущелье, в долине р. Дзама (массив Лихского хребта, Карельский р н… … Православная энциклопедия

  • Монашество — Эта статья или раздел нуждается в переработке. декабрь 2006 Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

  • Иночество — Монашество (монахи, монастыри от греч. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής живущий уединённо … Википедия

  • Монахи — Монашество (монахи, монастыри от греч. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής живущий уединённо … Википедия

  • Черное духовенство — Монашество (монахи, монастыри от греч. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής живущий уединённо … Википедия

  • Чёрное духовенство — Монашество (монахи, монастыри от греч. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής живущий уединённо … Википедия

  • Монашество — (монахи, монастыри от греческих сл. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединенно, μοναχός, μοναστής живущий уединенно, μοναστήριον уединенное жилище) значит первоначально уединенное, одинокое житье. Это название применяется, однако … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — , в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон рей Афона, 3 й после Великой Лавры и Ватопеда.… … Православная энциклопедия

  • ИГУМЕН — , начальник мон ря; в РПЦ титул, присваиваемый как иерархическая награда иеромонахам (соответствует протоиерею белого духовенства). В НЗ слово ἡγούμενος обозначает вообще начальствующего («Но кто из вас … Православная энциклопедия

Ктитор Храма Святой Преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе

В 2009 году, после того, как во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе был обнаружен белокаменный фундамент старинной церкви, Игорь Ашурбейли испросил благословления Патриарха Московского и Всея Руси и взял на себя все расходы по восстановлению храма.

Храм Преподобномученицы Елисаветы возведен и содержится на средства Игоря Ашурбейли, что полностью отвечает традиции ктиторства, зародившейся в древней Византии. В переводе с греческого «ктитор» означает создатель, содержатель.

В России ктиторами иногда называли церковных старост, однако слово не утратило и своего первоначального значения. В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовал целый институт ктиторов – частных лиц, которые вкладывали деньги в строительство храмов и брали на себя заботу об их содержании и ремонте. Среди ктиторов были представители самых знатных фамилий и именитые купцы. Почти при каждой загородной богатой аристократической усадьбе возводился храм, прихожанами которого становились владельцы поместья и окрестные жители.

— Ныне ктиторов в нашей стране единицы, — говорит владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский, настоятель Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе. – Люди больше знакомы с понятием «благотворитель». Но благотворитель – это человек, который оказывает помощь храму лишь на каком-то этапе. Деятельность же ктитора имеет системный характер, постоянную основу. Он берёт на себя всю ответственность, все тяготы по содержанию храма. Игорь Ашурбейли – из тех редких людей, которые возрождают эту традицию и оказывают неоценимую помощь Русской Православной Церкви.

Памятники архитектуры Византии и Руси донесли до нас изображения ктиторов – в основном это фресковые портреты на стенах древних храмов.

На рубеже XX и XXI веков храмовое искусство в России вступило в период Нового Возрождения. Расписывая церковные своды, современные иконописцы опираются на традиции мастеров средневекового христианского Востока, используя в то же время накопленный веками опыт западно-европейского искусства и русского авангарда.

Медальон «Господь Вседержитель» — фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров Медальон «Господь Вседержитель» — фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров

Интерьер Храма Святой Елисаветы — яркий пример Нового Возрождения. Создавая внутренне убранство храма, художники из объединения «Скиния» — выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, смело синтезировали стили, взяв за основу так называемый 3-й помпейский стиль, используемый при оформлении древних палаццо. В него умело вплетены мотивы, присущие константинопольским соборам.

Игорь Ашурбейли также является ктитором Храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, расположенного в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области на Родине его предков по материнской линии.