Кто антихрист?

Числа Зверя 666 — какое его истинное значение

Все народы мира придавали большое значение числам. Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой. Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».
Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:
«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).
Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю.
Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа…
О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.
Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.
Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:
«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога… Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».
«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:
«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель… И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».
Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».
На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита.

Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?
Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров.
Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца.
Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.
Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке.
При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?
Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.
По свидетельству Светония, Нерон казнил Антонию, дочь Клавдия, которая после смерти Поппеи отказалась выйти за него замуж, убил свою мать и пасынка. Он заставил покончить с собой своего воспитателя Сенеку, хотя не раз клялся не причинять ему зла.
Когда в небе появилась хвостатая комета, он узнал от астролога Бальбилла, что она предвещает смерть верховным властителям.
Нерон не на шутку встревожился, но астролог сказал ему, что от этого бедствия можно откупиться блистательной казнью. И римский император обрек на смерть всех знатнейших мужей государства — предлогом стало раскрытие сразу двух заговоров.
Если ко всем своим подданным Нерон относился с невероятной жестокостью, то в отношении христиан он придумывал поистине дьявольские издевательства. Больше всего императору нравилось наблюдать за тем, как христиан бросали в клетку к хищным зверям, и те разрывали их на части.
Вскоре во время заговора Нерон приказал одному из своих приближенных убить себя, христиане вздохнули спокойно. Но ненадолго.
Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.
Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование.
Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.
Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.
Все авторы «откровений» (впоследствии Церковь канонизировала только одно — дошедший до нас «Апокалипсис») пользовались схожей символикой: семь царей, сорок два месяца власти зверя, число антихриста.
И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.
Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде.
Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.
Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».
Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду…
Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».
Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса… А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС».
А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть.
Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.
Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36.
Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.
А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина.
Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться…
По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.
На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!
Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)!
А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.
Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.
Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.
Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.
В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.
Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:
«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих.
Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».

История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей.
И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.
отсюда

Вопрос:

Расскажите пожалуйста о нынешнем понимании,осовремененном, числа зверя 666, когда оно используется на номерах автомашин, на изделиях используемых в быту ножи и т.п. ведь насколько я понимаю все имеет значение и несет в себе информацию. Хотелось услышать Ваше мнение, отец Афанасий.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Чтобы избавиться от того смущения, о котором Вы пишете, надо ясно сознавать, что существующие от начала творения предметы и числа становятся символами (греч. symbolon – знак) только тогда, когда они находятся в семантической (греч. semantikos – обозначающий), т.е. смысловой, связи с конкретными людьми, явлениями или объектами. Нужно, чтобы кем-то эта связь была установлена. Причем, необходимо, чтобы вполне осознано определенному предмету или числу было усвоено конкретное значение. Так возникает символ. Обратим внимание, что один и тот же предмет может употребляться в разных символических значениях. Так чаша в Священном Писании означает: 1.Суды Божии. «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер. 25: 15). 2.Божие благоволение. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). 3.Страдания праведника. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» (Мф. 20: 22). Таким образом, значение символа зависит от библейского контекста.

Число 666 в Библии встречается 4 раза и только 1 раз в значении, которое имеете в виду Вы: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10: 14; 2 Пар.9: 13); «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею <…> сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Ездр. 2: 13). Во всех трех цитатах 666 имеет только числовое значение и символом не является. Оно становится знаком в Апокалипсисе, потому что с его помощью зашифровано имя самого злобного и упорного противника (из людей) Иисуса Христа: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 18).

Поскольку буквы латинского алфавита, как и церково-славянского, имеют числовое значение, то с древности делались попытки соединить цифру 666 с определенным именем или словом. Например, предполагали, что данным числом закодировано слово латеинос. Л — 30; А — 1; Т — 300; Е — 5; И — 10; Н — 50; О — 70; С — 200; сумма составляет 666. Латеинос, т.е. латинский, означало Римскую империю. Другие выдвигали предположение, что число указывает на первого гонителя христиан — Нерона: Н — 50; Е -6; Р — 500; О — 60; Н – 50. А если слова кесарь Нерон написать древнееврейскими согласными (в древнееврейском алфавите нет гласных), сумма их тоже будет равна 666. Было много и других попыток соединить это число с именем конкретного исторического лица.

Вывод очевиден – любая цифра, употребляемая просто в качестве числительного, никакого духовного смысла не имеет. Снимите с полки Вашей библиотеки любую толстую книгу, и там будет 666-я страница. Проезжая большие расстояния, мы всякий раз встречаем 666-й километровый столб . У каждого к концу второго года жизни бывает 666-й день. Конечно, живому человеку порой бывает трудно освободиться от неприятных ассоциаций, когда речь идет о некоторых зловещих символах. Однако упование на Бога и здоровое отношение к духовной жизни помогает нам безбоязненно и в радости совершать дело нашего спасения.

Храм Гроба Господня закрыт из-за коронавируса. Ходят слухи, что верующих не пустят в Иерусалим, чтобы встречать схождения Благодатного огня. И у многих возникают вопросы: а что будет, если огонь не сойдет? Означает ли это начало конца света?

Об этом «КП» поговорила со священником Максимом Первозванским.

ВЕСТНИК КОНЦА?

— Отец Максим, если Благодатный огонь в Храме Гроба Господня не сойдет, что это будет для нас значить?

— Это не будет значить ничего. С чего мы взяли, что он вдруг не сойдет? Конечно, каждый год, когда мы ожидаем Благодатного огня, некоторые думают: интересно, сойдет или не сойдет? Ура, сошел! Конец света отменяется. Но существует множество благочестивых преданий, как наших русских, так и всевозможных греческих. Но нет никакого церковного учения о схождении Благодатного огня и связи между этим явлением и наступлением конца света. Нигде это не прописано.

У меня нет никаких оснований думать, что он в этом году не сойдет. Даже если вдруг это произойдет, я не вижу никаких оснований для того, чтобы относиться к этому как к концу света. У нас есть Апокалипсис — «Откровения Иоанна Богослова» о конце света. И там тоже ни слова нет про Благодатный огонь. Там есть множество разных признаков конца света, но Благодатный огонь там не упоминается. Я не стал бы это связывать непосредственно с концом света.

ЖДАТЬ ЛИ АНТИХРИСТА?

— Божена Рынска пишет: «Меня тут в личке поздравляют с рождением ребёнка и пишут странную вещь: храм гроба Господня будет на Пасху закрыт на карантин, а значит благодатный огонь не сойдёт на землю, а по преданию в такой год родится антихрист и будет второе пришествие Христа. Антихрист взойдет на престол в 33 года, в том же возрасте, в каком умер Иисус».

— У нас нет окончательных оснований считать, что Храм Гроба Господня будет закрыт на Пасху. Даже если он будет закрыт, это не значит, что Благодатный огонь не сойдет. Мне даже страшно представить себе, что было в головах благочестивых ромеев, когда султан Мехмед II захватил Константинополь. Каковы были их апокалиптические настроения…

Такие размышления, кем будет антихрист — это не является учением церкви. Но таких размышлений много. Например, есть тексты, утверждающие, что антихрист родится от мнимой, ложной, скверной девы. Есть размышления о том, что ему будет 33 года. Поскольку он придет вместо Христа, значит, он будет полным подобием, только наоборот, Иисуса Христа. Но это именно домыслы. Я слово «домыслы» употребляю не в отрицательном смысле. Это некое благочестивое размышление. Но еще раз подчеркиваю, это не мнение ни одного Вселенского Собора, ни одного из сколько-нибудь авторитетных святых отцов.

В РПЦ рассказали, давила ли власть на церковь из-за открытых храмов

Патриарх Кирилл призвал верующих не ходить в храмы и помолиться дома. Почему Святейший пошел на такой шаг? Давила ли светская власть на церковь? Это «КП» спросила у главы синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды. Как и полагается в эпоху карантина, интервью было текстовым — через «Телеграмм» (подробности)

Знамения пришествия антихриста. Тайны библейских пророчеств о событиях, которые свершатся в конце времен (А. В. Фомин, 2007)

Дух антихристов и предтечи антихриста

Учение об антихристе входило в состав первоначального апостольского благовествования, что ясно видно из 2-й главы Второго послания святого апостола Павла к Солунянам.

Дав в 3–4 стихах этой главы характеристику антихриста, святой апостол пишет дальше солунянам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (ст. 5). Нельзя не считать весьма примечательным то, что в кратковременный период своего пребывания в Солуни святой апостол Павел не только не обошел молчанием учения об антихристе, как второстепенного и маловажного, но счел нужным изложить это учение со всей подробностью. И в этом своем Втором послании он только повторяет сказанное им прежде об антихристе устно.

Почему же так важно знать это учение? Потому что, как предостерегают нас святые отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает антихриста и поклонится ему.

Неужели можно не узнать антихриста?

Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об антихристе древними святыми отцами святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Антихрист назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания: не понимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу… Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкой. Откроет антихрист перед человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес… он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю» (том 4, стр. 297). Антихрист с восторгом будет принят отступниками от христианства, но достойно глубокого внимания и плача, как отмечают святые отцы, что сами избранники будут в недоумении относительно личности антихриста, настолько искусно сумеет он прикрыть от внешних взоров гнездящееся в нем сатанинское зло. «Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому, и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням» (там же). Все, кто откажутся поклониться антихристу, попадут в самое мучительное и затруднительное положение: «Малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством, и мнению их будут придавать особенную немощь, общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделается их жребием» (там же).

Благочестивый читатель, не находишь ли ты, что нарисованная выше картина в какой-то мере напоминает то, что уже происходит в мире?

Да! Но где же антихрист? Разве он уже пришел?

Самого антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она и велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так, еще св. апостол Иоанн Богослов писал в своем первом соборном Послании: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире»45; «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына»46, и, наконец: «Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов»47. Ученый толкователь Священного Писания епископ Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя «антихрист» стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя как известного определенного лица, тогда как другие «антихристы» не стоят с определенным членом и, следовательно, как «многие» отличаются от него. Эти «многие антихристы» суть только предтечи антихриста, который явится перед Вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они – как бы «прообразы» своего «первообраза» – грядущего единоличного антихриста. Они – носители духа антихристова, и их задача – подготовить подходящую почву для прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.

Эти «предтечи» антихриста и руководят тем мировым процессом, который св. апостол Павел назвал «отступлением» (2 Фес. 2, 3). Сущность этого процесса заключается во все большем и большем отходе христианского человечества от подлинного, неповрежденного евангельского учения и в подмене евангельских заветов иными идеалами. Губительность этих идеалов, предлагаемых человечеству «предтечами» антихриста, в том, что они кажутся иногда приемлемыми для христианина, совместимыми с христианством, а в действительности – глубоко противны ему как льстящие человеческим страстям и похотям и утверждающие падшую природу человека в ее падении.

Можно ли проследить этот процесс «отступления» в истории и в жизни?

И можно и должно! Должно для того, чтобы уберечь себя и ближних от вовлечения в этот процесс, чтобы устраниться от него, чтобы спасти себя от заражения все более и более утверждающимся в мире духом антихриста.

Диавол, конечно, не мог примириться с появлением в мире христианства, а потому мы видим «дух антихриста» действующим в христианском человечестве уже в апостольские времена. Первыми «предтечами антихриста» были Симон волхв, Керинф, николаиты, с которыми должны были бороться святые апостолы. Затем – гностики и целые скопища всевозможных еретиков, с которыми боролись на протяжении ряда веков святые отцы и учители Церкви. В первые десять веков христианской эры дух подлинной веры и благочестия был, однако, еще настолько силен в христианах, что одерживал каждый раз блистательную победу над «духом антихриста», и Церковь Христова, несмотря на все постигшие ее тяжкие испытания, торжествовала над своими врагами.

Но вот к середине XI столетия «дух антихристов» настолько укоренился на Западе, что смог отторгнуть совсем от единения со всей Вселенскою Церковью целую половину христианского человечества. Результатом этого явилось «папство» с его различными отступлениями от подлинного христианского учения о вере и благочестии – с новоизмышленными догматами, с поврежденной нравственностью, с индульгенциями, «священной инквизицией» и тому подобными извращениями.

Эта была первая решительная победа, одержанная «предтечами» антихриста.

За ней вскоре последовали другие.

На рубеже средних веков для полного искоренения остатков христианства тот же «дух антихриста» породил в лоне отторгшегося от истинной православной веры папства уже совершенно противные христианству движения – ничем не сдерживаемого вольнодумства, гуманизма, поставившего на место Бога самого человека, и, наконец, атеизма, или полного безбожия. Не без сильного влияния этих движений в XVI веке произошел раскол внутри самой папской церковной организации, получивший наименование «протестантизма», который взялся будто бы «реформировать» Церковь, а в действительности пошел еще дальше по пути отступления и отверг самую сущность Церкви. Протестантизм, в свою очередь, начал все больше и больше дробиться на мелкие части – секты, из которых многие в настоящее время так далеко отошли от христианства, что отвергли его главнейшие догматы и даже веру в Божество основателя христианства – Господа Иисуса Христа. Этот процесс возникновения все новых и новых сект, самых изуверных и нелепых, не прекращается и теперь. Чрезвычайно характерно то, как явно обнаруживает себя «дух антихристов» во всех этих сектах. Если не все они, то большинство из них много говорят о Втором Пришествии Христовом, ждут его с особым нетерпением и горячностью (например адвентисты), но умалчивают о предварительном приходе антихриста или утверждают, что антихрист уже есть в лице… Римского папы. Характерна в этом отношении и состоявшаяся Эванстонская конференция, организованная протестантами и сектантами и прошедшая под лозунгом: «Христос – надежда мира». Много, очень много говорилось на этой конференции о «Втором Пришествии Христовом» и о том, какие блага сулит это человечеству на земле (!?), но – полное умолчание об антихристе! Не наводит ли это естественно на мысль о том, что протестанты и сектанты постепенно подготавливаются своими руководителями к тому, чтобы принять антихриста, когда он явится, как самого Христа?

Одновременно появляются на Западе и настойчиво пропагандируются уже явно антихристианские учения, и все шире и шире раскидывают свои сети общественно-политические организации с тайным культом сатаны, действуя совершенно так же, как будет действовать сам антихрист, «с адским коварством и лицемерием» (по выражению св. Игнатия), возглавители этих организаций, эти подлинные «лисицы по сердцу и волки по душе» (по выражению преп. Нила Мироточивого Афонского), постепенно захватывают во всем мире руководство не только общественно-политической, но и религиозной жизнью людей, все направляя к одной цели – подготовить условия, благоприятствующие тому, чтобы человечество приняло антихриста и поклонилось ему как своему царю и богу.

Самым главным препятствием на пути к достижению этой цели была православная Россия – единственный мощный оплот истинно-христианской православной веры в мире – с ее Государем, державным защитником и покровителем всей Православной Церкви.

Зрелище в мире в общем весьма безотрадное, и было бы от чего пасть духом и придти в отчаяние, если бы не знали мы, что «тако писано есть» в слове Божием и всему этому так и надлежит быть.

Что же нам делать и как нам быть?

«Отступление попущено Богом, – так наставляет нас один из великих наставников духовной жизни нашего времени святитель Игнатий (Брянчанинов), – не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, хранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его… Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Не от кого ожидать восстановления христианства. Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати… Соль обуевает! В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие… Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения… Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее… «Спасаяй да спасет свою душу», – сказано остатку христиан Духом Божиим» (из IV тома и «Отечника»).

С тех пор, как писал это св. Игнатий, положение в мире не улучшилось, а ухудшилось. «Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, – говорит другой великий духоносный наставник нашего времени св. Феофан Затворник, – то он не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть “удерживающее”48. Когда же царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республика, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане нетрудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во времена французской революции. Некому будет сказать вето властное. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда и антихрист явится»49.

Предреченное св. Феофаном исполнилось: «предтечи» антихриста свое дело сделали – «дух антихристов» водворился повсюду, чтобы установить везде «порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений». Памятуя слова святителя Игнатия, что «антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» (том IV), предоставляем читателям, внимательным к окружающей жизни, самим сделать свои выводы из всего вышесказанного, а со своей стороны можем только повторить:

«Спасаяй да спасет свою душу»!

«В ногу со временем мы не пойдем!»

«Знай, что мы должны служить не времени, а Богу»

(из письма св. Афанасия Великого к Драконтию)

«В ногу со временем!» – вот лозунг всех тех, которые в наше время так напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову от Христа, православие – от истинного исповедания православно-христианской веры. Пусть не всегда и не у всех этот лозунг звучит так громко, явно и открыто – это ведь кое-кого может и оттолкнуть! – важно практическое следование этому лозунгу в жизни, стремление так или иначе, в большей или меньшей степени и мере проводить его на деле.

С этим модным, «модерным», губительным для душ лозунгом, как бы он ни провозглашался и как бы ни проводился в жизнь, явно или прикрыто, не можем не бороться мы, верные чада и представители нашей Церкви, вся сущность идеологии коей, во имя которой она и существует на свете, заключается в том, чтобы не «идти в ногу со временем», но хранить неизменную верность Христу Спасителю, истинно-христианской православной вере и Церкви.

Вспомним, как блаженнейший митрополит Антоний, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, в своей замечательной статье «Чем отличается православная вера от западных исповеданий?» писал о глубокой разнице между нашей верой и инославием. Эту глубокую разность он указывает в том, что православная вера учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а инославие берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни. «Православие смотрит на христианство как на вечный устой истинной жизни и требует от каждого ломать себя и жизнь до тех пор, пока она не войдет в эту норму, а инославие смотрит на основы современной культурной жизни как на факт непоколебимый, и лишь в области существующих частных разновидностей его указывает те из них, которые наиболее одобрительны с христианской точки зрения. Православие требует нравственного героизма – подвига, инославие высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем теперешнем жизненном устройстве? Для православного человека, призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, – исторически сложившийся механизм современной жизни, – ничтожный призрак, для инославного – учение о будущей жизни – возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь».

Золотые слова, указывающие нам ясно и ярко на ту поистине бездонную пропасть, которая отделяет истинно-христианскую веру – православие от ее искажения – инославия!

Там – подвиг, устремление в вечность, здесь – крепкая привязанность к земле, вера в прогресс человечества на земле.

Далее столь же ярко и справедливо владыка Антоний устанавливает, что «православная вера есть вера аскетическая», что «то благоустройство, которого ждут на земле поклонники «суеверия прогресса» (по удачному выражению С. А. Рачинского), обещано Спасителем в жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотят с этим мириться по той простой причине, говоря откровенно, что плохо верят в Воскресение и сильно верят в благополучие настоящей жизни, которую, напротив, апостолы называют «исчезающим паром» (Иак. 4, 14). Вот почему псевдо-христианский Запад не хочет и не может понять отрицания этой жизни христианством, которое велит нам подвизаться, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 9).

«Если проследить все заблуждения Запада, – пишет далее владыка Антоний, – как те, которые вошли в его вероучения, так и присущие его нравам, то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства как подвига постепенного самоусовершенствования человека».

«Христианство есть религия аскетическая, – так заканчивается эта прекрасная, сильно и вразумительно написанная статья, – христианство – это учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного усвоения добродетелей: условия эти внутренние, и – отвне подаваемые, заключающиеся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которого единое назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству».

Мы не должны допустить обмануть и провести себя, ибо такой «церкви», вернее, «лже-церкви», нам не нужно! Пусть мы сами и слабы, и немощны, и часто согрешаем, но отменить правила церковные мы не позволим, ибо тогда и самое Евангелие Христово, по которому не хотят жить современные люди, придется признать «устаревшим», «не отвечающим духу времени», и отменить его!

И Евангелие Христово, и все правила Церкви, и установления церковные начертывают для нас тот идеал христианина, к которому мы должны стремиться, если желаем себе вечного спасения. Снижения этого идеала в угоду страстям и похотям греховным, кощунственного поругания святыни мы допустить не можем.

Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 1. – Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1975.

«Если мы с Господом,

антихрист не может причинить нам зла»

Батюшка не говорил пустых слов о последних временах, а только повторял: «В Слове Божием, особенно в «Откровении Иоанна Богослова», об этом все сказано, а нам не нужно ничего придумывать своего… Скажу только одно: если мы с Господом – антихрист не может причинить нам зла».

Отец Николай очень переживал, что Церковь стала участвовать в суждениях о новых документах. Он говорил: «Нам не нужны эти цифры и номера… Церковь существовала, и будет существовать без них. Но плохо, что нас втянули в эти споры и препирания. Это неправильно, неверно».

Но более всего Батюшка не принимал тот дух запугивания и устрашения, который этому сопутствовал: «Зачем устрашать людей этой бездной зла и все время говорить о зле?! – огорчался он. – Нагнетание тревоги и страха ни к чему хорошему не приведет. Люди не выдержат этого давления. Тревога уже перешла в неизлечимый страх. Людьми овладел ужас – и они стали рабами слухов. Паники, страха и ужаса. Так человек теряет свободу… Теряет Веру, мужество, Надежду… Про Любовь уже говорить не приходится… Все с ужасом ждут антихриста и все их мысли посвящены ему и его смрадным делам… Как это не верно! Человек боится всего – физической смерти, уничтожения, гонений, потери близких, голода. Многие и сейчас уже лишились от этих страхов рассудка, а что потом?! Ведь мы созданы Богом как Его образ и подобие – и так страшимся антихриста, совершенно забыв, что мы Божии!»

«Нечистые духи представляют собой силу лишь по отношению к земле. Небо взирает на них как на заведомо побежденных собственным злом» (Святитель Николай Сербский. Моления на Озере. М. 2004. С. 175)

«Все эти переживания о документах вызваны двумя причинами – духовное невежество и страх согрешить, — говорил Батюшка. – Потому нельзя сказать ни «да», ни «нет»!

Также говорил: «На все времена нужны смирение, кротость, благодарность Богу и особенно родителям. Это все украшает человека и сохранит вас в последние времена».

«Всегда помните Крест Христов – и спасетесь!»

На вопросы об антихристе отвечал: «Так зачем нам все время говорить об антихристе, если мы Христа ожидаем и к Нему обращаемся непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных… И Бог нас слышит и милует».

«Когда явится антихрист – мы не знаем. Но знаем из Слова Божия, что печать его будут явно ставить на руку и на лоб его слуги – демоны. – При этих словах Батюшка встал, вошел во внутреннюю келлию и вернулся с Геннадиевской Библией в руках. Восьмой том. – Если тебя будут спрашивать про печать антихриста, то покажи вот эти иконы из Апокалипсиса… Я сейчас положу здесь закладочки… Со словами: «Мы сами ничего не знаем, а Слово Божие говорит об этом так» — и покажи святые иконы».

Закладки Старец сделал на страницах: 468-469 и 476-477. – «Вот так и будут ставить печати» — сказал.

На вопрос: «Батюшка! ИНН – это печать антихриста?» — ответил: «Нет! Нет! Это – не печать антихриста… Но эти цифры не нужны Церкви. Мы все время жили без этого». Митрополиту Филарету Минскому попросил передать через А. А. Сенина слова: «Помоги Вам Господи, Владыка, спасти Церковь от номеров».

Спросили Старца: «Как же узнать, что вот она – печать антихриста, чтобы не погибнуть?» Он ответил: «Своих верных Господь сохранит… Если будете жить по Евангелию, со страхом Божиим, благочестиво, будете молиться Богу, Он и откроет, что это печать… Только мудрить и от себя толковать не нужно… Надо верить Господу, что без Его Святой Воли ничего не бывает».

Он часто говорил: «Господь всегда нам открывает, что грядет… Только надо веровать и молиться. А настоящих христиан, священников, Старцев – можно узнать по их делам… Это верно!»

«Для нас Евангелие должно быть основой всей жизни».

«Если не знаете, как поступить, — доверьтесь Промыслу Божию, и Господь управляет все так, как Ему угодно… Только не противьтесь. Ведь вот какие мы счастливые, что можем с Господом говорить, Царицу Небесную попросить. А это – великое счастие, правда?!»

Когда снова спросили по поводу ИНН, сказал: «А что это такое – ИНН. Мы не знаем… Оно что, заставляет убивать, пить, курить, бездельничать?! Ты Веру храни во всем, душу свою безсмертную береги от греха — и спасешься. Ведь православный христианин должен что? — Любвеобильно относится ко всему, что его окружает, и на работе трудиться честно и с совестию… Он так и делает, и никакие номера ему не нужны и не могут изменить его».

О продуктах со штрих-кодами: «Эти продукты не могут причинить нам вреда. Прочитайте молитву «Отче наш» — перекрестите все с Верою, можно освятить святой водой – и не будет никакого горя… Грешно ведь пищу Божию хулить и гнушаться ею».

Матушка Иоанна сказала в ответ: «А вот есть такой Старец – Иосиф – он все продукты и вещи со штрих-кодами в пропасть бросает! Вот, настоящий Старец!» — Батюшка перекрестился на образа и сказал: «А я Бога благодарю, что Он меня не оставляет и посылает милостыньку через людей – хлеб, булочку, вот эту баночку с консервами!» — При этих словах, привстал со стула, достал из пакета банку с печению трески, на которой были штрихи, осенил крестным знамением, и попросил меня: «Матушка! Давай помолимся и покушаем, что Бог послал».

Он никогда не сдирал и не царапал эти штрихи – он их просто не замечал и не обращал ни малейшего внимания на них… И никогда не говорил о «кодах» и «кодировках».

«На последние времена надо «копить» Веру, а не продукты».

«Печать человек будет принимать явно и добровольно… Сохрани Бог всех от нее! Отрекаться будут сознательно. Все будут знать, что это знак сатанинский. Такая мука будет, что от века не видано! Только не нужно бояться. Отрекайтесь от печати. Надо будет идти на Крест… А потом – Царство Небесное со Христом. Какая радость! Страдания для верующих, не взявших печать, будут коротенькие… Но сладостно умереть со Христом и за Христа!»

«Господь в те времена сотворит много Милости для людей. Многое станет человеку просто не нужно. Верующие будут довольствоваться малым, и Господь Своих будет питать – чудесно питать. И капелька воды насытит. Только надо Веру истинную хранить… Целовать Стопы Спасителю… Не губить себя и всю землю, весь Божий мир своими грехами».

«Надо свято хранить Евангелие, особенно в сердце. Оно – мера всей жизни нашей. Будьте искренни, нелживы. Живите чистенько. Трудитесь всегда с молитвой – каждый на своем месте, послушании… И не нужно все время говорить и думать об антихристе. Ведь где мысли твои – там и душа твоя. Это очень вредит человеку».

«Ведь, вот, какой ты антихрист будешь, если ты в Храме Богу служишь, молишься? – сказал Батюшка иеромонаху, который все время спрашивал его о печати антихриста. — Доверься Богу и мысли всегда о Нем. Его, Спасителя держи в уме, сердце и на устах – и не нужно все время говорить об антихристе. Особенно нам, священнослужителям. Ведь мы всегда со Христом! С Господом! И не нужно омрачаться и бояться!»

Приехали с новостию: «Афонские старцы сказали, что в октябре этого года (2001) – конец… Такое начнется… Война, мясорубка, всех перемолотят, надо уезжать из городов и прятаться!» — Отец Николай возмутился духом: «Сами перепугались (Батюшка сказал жестче «обосрались», что свидетельствует о его крайнем неприятии) – и бедных людей мучают, запугивают, вместо того, чтобы молиться, трудиться и на Бога уповать». – Ему возразили взволнованные люди: «Батюшка! Но это – пророчества афонских старцев!» — Он строго ответил: «Это все лганье, а не пророчества!» — и не стал больше говорить и ушел в келлию.

Приведу здесь слова, которые говорил об антихристе Святогорец Старец Эмилиан (игумен монастыря Симонопетра до 2000 г.):

На одной из последних общих бесед сказал, «чтобы мы не волновались. Чтобы мы заботились о том, чтобы иметь живые отношения со Христом. А антихристу не стоит уделять слишком много внимания, потому что в противном случае он займет центральное место в нашей жизни… Антихрист станет в нашей жизни главным, а не Христос».

Один из самых известных подвижников среди афонских Старцев Порфирий Кавсокаливит (1906+1991) добавил к сказанному: «Слава Тебе Боже, что я нашел хоть одного духовника, который согласен со мной. Детка, знаешь, что наделали духовники здесь, в миру? Они этими электронными паспортами, числом 666 взбудоражили людей, создали целую кучу проблем, как семейных, так и психологических. Мирские люди не могут уснуть. Чтобы уснуть, они принимают психотропные препараты и снотворное.

Скажи мне, что это такое? Христос, дитя мое, не хочет, чтобы все было так… А хочешь, я скажу тебе еще кое-что важное? — Для нас, христиан, живущих Христом, не существует антихриста!.. Когда мы имеем в себе Христа, разве может в душу прийти антихрист? Может ли войти какая противоположная сущность в нашу душу? А знаешь, детка, почему мы сейчас так беспокоимся об этих электронных паспортах и антихристе? – Да потому что мы не имеем в себе Христа! Когда мы пустим внутрь себя Христа, тогда все вокруг становится Раем! Христос – это все! так всегда и говори людям, детка. Потому мы и не боимся противного. Понимаешь?!» (Что говорил Старец Эмилиан об антихристе?. Сайт: Святая Гора Афон. https://www.isihazm.ru/?id=1794)

«Если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла»

«Однажды я спросил Старца у него в келлии: «Старче! В последнее время много говорят о числе 666, о явлении антихриста, которое приближается… Более того, некоторые утверждают, что антихрист уже пришел, рассуждают об электронной насечке на правую руку или на лоб, о столкновении Христа и антихриста и о поражении последнего, о Втором Пришествии Господнем. А что Вы скажете? –

Геронда ответил: «Что скажу? Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Точно вот что скажу: я знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда – не знаю… Завтра? Через тысячу лет? – этого я не знаю. Однако меня это не тревожит… Потому что знаю, что в час смерти наступит для каждого из нас Второе Пришествие Господне. И этот час для каждого уже очень близок…»

«Геронда! Если в наши дни явится антихрист, даст ли нам Бог выдержать страдания? — Если мы исповедуемся, Христос даст нам эти силы… Пусть вас не тревожат вопросы о последних временах, антихристе и его знамениях, потому что знайте, если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла, даже самого незначительного вреда».

«Вот, смотри, — продолжал Старец, — приведу тебе пример: вот, приходит антихрист и ставит мне НАСИЛЬНО печать лазером – 666… Ты спросишь, помилуйте, Старче, разве это не знак антихриста? – Знаешь что? Да если бы он написал на мне лазерными лучами и тысячу раз по 666, запечатлел это нестираемо, я не расстроюсь…

Почему, хочешь знать? – А почему, скажи мне, первых мучеников бросали к диким зверям, но они осеняли себя крестным знамением и львы становились агнцами? Почему потом их бросали в морскую пучину – они осеняли себя крестным знамением, и море становилось твердию, и они ходили по нему как по суше. Почему их бросали в огонь – они осеняли себя крестным знамением, и огонь становился прохладой. Благословенное мое чадо, что мы сейчас из себя представляем? Разве мы верим во Христа? Что значит наше крестное знамение?

Но послушай, зачем тогда пришел Христос? Разве Христос сошел на землю не для того, чтобы укрепить нашу немощь? Вот все это и скажи своему Старцу. И это ты сам говори людям, чтобы они не боялись антихриста.

Грузинский подвижник Старец Гавриил (Ургебадзе 1929+2.11.1995), монах-юродивый, босоногий, в рваной одежде, в камилавке и с диадимой на голове, учил: «В последние времена людей спасут Любовь, Смирение, Доброта. Доброта откроет врата Рая, Смирение введет туда, а Любовь покажет Бога». (Диадима Старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле. М. 2005.С.109)