Кто этот царь?

Первый русский царь в истории России

Первый русский царь в истории России прожил жизнь великую и трагическую. Его имя известно всем, но настоящие события зачастую скрыты или извращены недоброжелателями и не очень честными историками. Имя первого русского царя — Иван IV Васильевич (Грозный).

Причины появления на Руси царского титула

Высшим титулом правителя на Руси с древности считался «князь». После того как произошло объединение русских княжеств под властью Киева высшим званием правителя стал титул «великий князь».

Титул «царь» носил византийский император в Константинополе. В 1453 году Константинополь пал под ударами турок, а незадолго до этого греческое православие заключило Флорентийскую унию с католическим Римом. В связи с этим последний греческий митрополит был изгнан с Московской кафедры, которая провозгласила себя независимой от Византии. Новых митрополитов выбирали из природных русаков.

Московская Русь, в отличие от Византии, усилиями великих князей, в том числе отцом Ивана IV, а затем и им самим, объединялась, расширялась и укреплялась. Великие московские князья стали называть себя «государями всея Руси» и постепенно приучать иностранных дипломатов и своих подданных к мысли, что их государство — не задворки, а центр истинного христианского мира, не подверженного вероотступническим униям. Появляется и укрепляется в сознании мысль о Москве как о третьем Риме, который является наследником не униатской Византии, как в политике, так и в вере, об особом предназначении Руси.

Кроме всего вышеназванного, титул «великий князь» в Европе воспринимался как «принц» или «герцог» и, соответственно, как вассал или подчиненный императора.

Титул «царь» ставил «государя всея Руси» на один уровень с единственным в то время императором – императором Римской империи, которому номинально подчинялись все европейские короли.

Венчали на царство Ивана IV в 1547 году, в возрасте 17 лет. Правившая страной в то время боярская верхушка надеялась, что царь останется марионеткой в их руках и официальной вывеской государства.

Официальное признание Европой царского титула за московским государем произошло в 1561 году, когда восточный патриарх Иоасаф подтвердил его своей грамотой. Отдельные государства, например, Англия и Швеция, признали титул русского царя раньше патриарха.

Правда и клевета

События жизни первого венчанного русского царя многие сотни лет подвергались откровенно клеветническим инсинуациям со стороны врагов, предателей и тех, кто писал официальную историю. Одним из их основных постулатов является то, что «все начинания царя закончились провалом». Однако среди значительных реформ Ивана IV бесспорными, и получившими дальнейшее развитие, являются:

  • созыв общегосударственных Земских соборов (что-то похожее на вече, но с участием всех сословий) для решения важнейших государственных вопросов;
  • составление Судебника (1550 г.) – провозглашение первенства закона над властью, суд становится прерогативой государства, упорядочиваются налоги и др.;
  • унификация норм церковной жизни – убраны разночтения и различный подход к службам, установлена жесткая иерархия и др.;
  • реформы общегосударственного значения – губная, земская и др., которые вместе с Земскими соборами положили начало складыванию сословно-представительной монархии;
  • отмена систем кормления и местничества, которые разоряли государство и выдвигали на высшие государственные посты не по способностям, а по происхождению;
  • проведение военной реформы – вместо народного ополчения создана постоянная армия из дворянского ополчения и стрельцов, которые за службу наделялись землей;
  • введение опричнины, при помощи которой вместо раздираемой на вотчинные владения страны создал государство с едиными общерусскими интересами;
  • присоединение к Русскому царству Казанского и Астраханского ханства и многих других территорий, что увеличило размеры государства почти в два раза;
  • формирование приказной административной системы (прообраз министерств);
  • начало торговых взаимоотношений с Англией и Голландией через Белое море;
  • начало освоения Урала и Сибири.

Вопреки устоявшемуся мнению, Иван Грозный после себя оставил более развитую страну, чем получил в наследство. Разорению страна обязана очередной боярской смуте, которая произошла после смерти царя.

Большую часть «знаний» об истории люди получают из школьных учебников, художественных фильмов, книг и СМИ, которые без зазрения совести повторяют устоявшиеся мифы. Вот некоторые из них об Иване Грозном:

  • только во время правления Избранной рады происходили положительные изменения. Понятие «Избранная рада» придумано предателем А. Курбским, которому во многом Россия обязана проигранной Ливонской войной. Во времена существования «рады» (в переводе с многих славянских языков – «совета») ее составляли несколько приближенных советников – помощников царя, которым доверялось исполнение конкретных дел. Даже если это и было некое подобие правительства, то оно исполняло то, что им было приказано, как это и происходит в любом государстве до сих пор. Кроме этого, любое правительство периодически меняется, не стала исключением и Избранная рада.
  • Жестокость и кровожадность царя. Никто не спорит, что без жесткости и жестокости к врагам и при наличии постоянного прессинга боярских заговоров и покушений на жизнь государя, другого выбора, как удаление или физическое уничтожения врагов, у царя не было. Однако нужно учитывать, что в России почти за 40 лет правления (с момента совершеннолетия) Ивана IV было казнено не более 4,2 тысячи человек (об этом говорят синодики, в которые тщательно вносились все казненные для отпевания во всех храмах страны). Причем все казни утверждались Боярской думой, были доказаны и соответствовали статьям в Судебнике. Статей, предполагающих смертную казнь, в Судебнике было всего пять – измена царю и государству, убийство, покушение на жизнь царя, фальшивомонетничество, казнокрадство. Во многих европейских странах причиной казней были десятки, а то и сотни поводов. В «просвещенной» Европе людей уничтожали тысячами на кострах инквизиции и в религиозных войнах (за одну только Варфоломеевскую ночь в Париже было уничтожено более 3 тысяч гугенотов). За бродяжничество в Англии уничтожено около 100 тыс. чел. Во время войны за независимость в Голландии герцогом Альба только сожжено более 30 тыс. человек, а восставших крестьян в Германии казнили десятками тысяч. Однако самым кровавым тираном Европа признала Ивана Грозного.

  • Убийство Иваном Грозным сына Ивана. Легенда придумана высокопоставленным иезуитом, папским легатом Антонием Поссевином, который прибыл в Россию через несколько месяцев после смерти наследника престола и не мог быть свидетелем этого происшествия. Получив жесткий отказ от русского царя на предложение унии с католической церковью, Пассевин в свое оправдание был вынужден придумать легенду о жестокости царя и убийстве сына. Эта легенда получила широкое распространение в Европе и была «узаконена» главным русским историком, отъявленным русофобом и англофилом Н.М. Карамзиным. Свою лепту в распространение этого мифа внес выдающийся художник И.Е. Репин, написав картину, которую мы знаем под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Первый же показ картины вызвал возмущение современников, в частности обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, который назвал сюжет картины фантастическим, а Александр III запретил картину к показу.

Первый русский царь в истории России далеко не однозначен, как и время, в которое он жил. Власть – это бремя, которое необходимо нести, и чем лучше это будет получаться, тем больше будет противодействий. Так происходило и с Иваном IV, когда он «модернизировал» страну. Так происходит и с его наследием на протяжении столетий, когда его дела обливают грязью.

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.

Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.

А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.

Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.

Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.

Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.

Правители России

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» знакомит нас с очень интересным событием, которое произошло в 862 году. Именно в этом году варяг Рюрик был приглашен славянскими племенами княжить в Новгород.

Это событие стало основополагающим в отсчете начала государственности восточных славян и получило условное название «Призвание варягов». Именно с Рюрика начинается отсчет правителей русских земель. Наша история очень богатая. Она наполнена и героическими, и трагическими событиями, и все они неразрывно связаны с конкретными личностями, которые история расставила в хронологическом порядке.

Новгородские князья (862–882)

Новгородские князья докиевского периода. Государство Рюрика – так условно можно назвать формирующееся Древнерусское государство. Согласно «Повести временных лет», это время ассоциируется с призванием варягов и переносом столицы в город Киев.

Правитель

Годы правления

Примечание

Рюрик

862–879

Олег

879–882

Киевские князья (882–1263)

К киевским князьям мы относим правителей Древнерусского государства и Киевского княжества. С конца IX по начало XIII века киевский престол считался наиболее престижным, и его занимали самые авторитетные князья (как правило, из династии Рюриковичей), которые признавались остальными князьями в порядке престолонаследия. В конце XII века эта традиция стала ослабевать, киевский престол влиятельные князья не занимали лично, а направляли на него своих ставленников.

Правитель

Годы правления

Примечание

Олег

882–912

Игорь

912–945

Ольга

945–960

Святослав Игоревич

945–972

Ярополк Святославич

972–978

Владимир Святославич

978–1015

Святополк Владимирович

1015–1016; 1018–1019

Ярослав Владимирович Мудрый

1016–1018; 1019 – 20 февраля 1054

Изяслав Ярославич

20 февраля 1054 – сентябрь 1068

Всеслав Брячиславич

сентябрь 1068 – апрель 1069

Изяслав Ярославич

1069–1073

Святослав Ярославич

1073 – 27 декабря 1076

Всеволод Ярославич

декабрь 1076 – июль 1077

Изяслав Ярославич

июль 1077 – 3 октября 1078

Всеволод Ярославич

октябрь 1078 – 13 апреля 1093

Святополк Изяславич

апрель 1093 – 16 апреля 1113

Владимир Всеволодович Мономах

апрель 1113 – 19 мая 1125

Мстислав Владимирович Великий

май 1125 – 15 апреля 1132

Ярополк Владимирович

17 апреля 1132 – 18 февраля 1139

Вячеслав Владимирович

22 февраля – 4 марта 1139

Всеволод Ольгович

5 марта 1139 – 1 августа 1146

Игорь Ольгович

август 1146

Изяслав Мстиславич

13 августа 1146 – после 23 августа 1149

Юрий Владимирович Долгорукий

28 августа 1149 – август 1150

Вячеслав Владимирович

август 1150

Изяслав Мстиславич

август 1150

Юрий Владимирович Долгорукий

август 1150 – начало 1151

Изяслав Мстиславич

март 1151 – 13 ноября 1154

Вячеслав Владимирович

апрель 1151 – декабрь 1154

соправитель

Ростислав Мстиславич

декабрь 1154

Изяслав Давыдович

декабрь 1154 – март 1155

Юрий Владимирович Долгорукий

20 марта 1155 – 15 мая 1157

Изяслав Давыдович

19 мая 1157 – декабрь 1158

Мстислав Изяславич

22 декабря 1158 – апрель 1159

Ростислав Мстиславич

апрель 1159 – 12 февраля 1161

Изяслав Давыдович

12 февраля – 6 марта 1161

Ростислав Мстиславич

март 1161 – март 1167

Владимир Мстиславич

март – май 1167

Мстислав Изяславич

май 1167 – 12 марта 1169

Глеб Юрьевич

12 марта 1169 – февраль 1170

Мстислав Изяславич

февраль – 13 апреля 1170

Глеб Юрьевич

13 апреля 1170 – 20 января 1171

Михалко Юрьевич

Роман Ростиславич

1 июля 1171 – февраль 1173

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

18 февраля – 24 марта 1173

Ярополк Ростиславич

?

соправитель

Рюрик Ростиславич

24 марта – сентябрь 1173

Ярослав Изяславич

ноябрь 1173 – сентябрь 1174

Святослав Всеволодович

январь 1174

Ярослав Изяславич

январь – 2-я половина 1174

Роман Ростиславич

2-я половина 1174 – июль 1176

Святослав Всеволодович

20 июля 1176 – конец августа 1180

Рюрик Ростиславич

конец августа 1180 – лето 1181

Святослав Всеволодович

лето 1181 – 25 июля 1194

Рюрик Ростиславич

лето 1194 – осень 1201

Ингварь Ярославич

1201 – 2 января 1203

Рюрик Ростиславич

2 января 1203 – зима 1204

Ростислав Рюрикович

зима 1204 – лето 1205

Рюрик Ростиславич

лето 1205 – август 1206

Всеволод Святославич Чермный

август – сентябрь 1206

Рюрик Ростиславич

сентябрь 1206 – весна 1207

Всеволод Святославич Чермный

весна – октябрь 1207

Рюрик Ростиславич

октябрь 1207 – 1210

Всеволод Святославич Чермный

1210 – лето 1212

Ингварь Ярославич

лето 1212

Мстислав Романович

лето 1212 – 2 июня 1223

Владимир Рюрикович

16 июня 1223 – май 1235

Изяслав Мстиславич

июнь – конец 1235

Владимир Рюрикович

конец 1235–1236

Ярослав Всеволодович

1236 – 1-я половина 1238

Владимир Рюрикович

Михаил Всеволодович

1238 – после 18 октября 1239

Ростислав Мстиславич

1239–1240

Даниил Романович

Михаил Всеволодович

после 9 апреля 1241 – 1243

Ярослав Всеволодович

1243 – 30 сентября 1246

Александр Ярославович Невский

1249 – 14 ноября 1263

Владимирские великие князья (1157–1425)

Владимирские великие князья – это правители Северо-Восточной Руси. Период их правления начинается с обособления Ростово-Суздальского княжества от Киева в 1132 году и заканчивается в 1389 году, после вхождения Владимирского княжества в состав Московского. В 1169 году Андрей Боголюбский захватывает Киев и провозглашается великим князем, но на княжение в Киев не едет. С этого времени Владимир получает великокняжеский статус и превращается в один из влиятельнейших центров русских земель. После начала монгольского нашествия владимирские князья признаются в Орде старейшими на Руси, а Владимир становится номинальной столицей русских земель.

Правитель

Годы правления

Примечание

Андрей Юрьевич Боголюбский

4 июня 1157 – 29 июня 1174

Михалко Юрьевич

Ярополк Ростиславич

1174 – 15 июня 1175

Михалко Юрьевич

15 июня 1175 – июнь 1176

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

июнь 1176 – 15 апреля 1212

Юрий Всеволодович

апрель 1212 – апрель 1216

Константин Всеволодович

апрель 1216 – 2 февраля 1218

Юрий Всеволодович

февраль 1218 – 4 марта 1238

Ярослав Всеволодович

1238 – 30 сентября 1246

Святослав Всеволодович

1246 – начало 1248

Михаил Ярославович Хоробрит

начало 1248 – зима 1248/1249

Андрей Ярославович

декабрь 1249 – 24 июля 1252

Александр Ярославович Невский

1252 – 14 ноября 1263

Ярослав Ярославович Тверской

1264 – 1272

Василий Ярославович Костромской

1272 – январь 1277

Дмитрий Александрович Переяславский

1277–1281

Андрей Александрович Городецкий

1281–1283

Дмитрий Александрович Переяславский

декабрь 1283 – 1293

Андрей Александрович Городецкий

1293 – 27 июля 1304

Михаил Ярославович Тверской

осень 1304 – 22 ноября 1318

Юрий Данилович

1318 – 2 ноября 1322

Дмитрий Михайлович Грозные Очи (Тверской)

1322 – 15 сентября 1326

Александр Михайлович Тверской

1326–1328

Александр Васильевич Суздальский

1328–1331

Иван Данилович Калита

1328–1331

соправитель

Иван Данилович Калита

1331 – 31 марта 1340

Семен Иванович Гордый

1 октября 1340 – 26 апреля 1353

Иван II Иванович Красный

25 марта 1354 – 13 ноября 1359

Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский

22 июня 1360 – декабрь 1362

Дмитрий Иванович Донской

начало января – весна 1363

Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский

весна 1363

Дмитрий Иванович Донской

весна 1363 – 19 мая 1389

Василий Дмитриевич

15 августа 1389 – 27 февраля 1425

Московские князья и великие князья (1263–1547)

В период феодальной раздробленности во главе войск все чаще оказывались московские князья. Им удавалось выходить из конфликтов с другими странами и соседями, добиваясь положительного решения собственных политических вопросов. Московские князья изменили историю: свергли монгольское иго, вернули государству былое величие.

Правитель

Годы правления

Примечание

Даниил Александрович

номинально 1263, фактически с 1272 (не позднее 1282) – 1303

Юрий Данилович

1303 – 1325

Иван I Данилович Калита

1325 – 31 марта 1340

Семен Иванович Гордый

31 марта 1340 – 27 апреля 1353

Иван II Иванович Красный

27 апреля 1353 – 13 ноября 1359

Дмитрий Иванович Донской

1359 – 1389

Василий I Дмитриевич

1389 – 1425

Василий II Васильевич Темный

27 февраля 1425 – 25 апреля 1433

Юрий Дмитриевич

весна – лето 1433

Василий II Васильевич Темный

лето 1433 – 31 марта 1434

Юрий Дмитриевич Звенигородский

31 марта – 5 июня 1433

Василий Юрьевич Косой

5 июня – начало июля 1434

Василий II Васильевич Темный

начало июля 1434 – 7 июля 1445

Дмитрий Юрьевич Шемяка

7 июля – 26 октября 1445

Василий II Васильевич Темный

26 октября 1445 – 12 февраля 1446

Дмитрий Юрьевич Шемяка

12 февраля 1446 – 17 февраля 1447

Василий II Васильевич Темный

17 февраля 1447 – 27 марта 1462

Иван III Васильевич Великий

1449 – 27 марта 1462

соправитель

Василия II

Иван III Васильевич Великий

27 марта 1462 – 27 октября 1505

Иван Иванович Молодой

1470 (по другим данным – 1477) – 7 марта 1490

соправитель

Ивана III

Дмитрий Иванович Внук

4 февраля 1498 – 1502

соправитель

Ивана III

Василий III Иванович

1502 – 27 октября 1505

соправитель Ивана III

Василий III Иванович

27 октября 1505 – 4 декабря 1533

Иван IV Васильевич Грозный

4 декабря 1533 – 16 января 1547

Российские цари

В 1547 году государь всея Руси и великий князь Московский Иван IV Васильевич Грозный был венчан царем и принял полный титул «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных»; впоследствии, с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель».

Правитель

Годы правления

Примечание

Иван IV Васильевич Грозный

16 января 1547 – 18 марта 1584

Федор I Иоаннович

18 марта 1584 – 7 января 1598

Годуновы

Годуновы – древний русский дворянский род, который после смерти Федора I Ивановича стал русской царской династией (1598–1605).

Правитель

Годы правления

Примечание

Ирина Федоровна Годунова

7 января – 11 февраля 1598

Жена царя Федора I Ивановича. Великая государыня, правительница

Борис Федорович Годунов

11 февраля 1598 – 13 апреля 1605

Федор II Борисович Годунов

13 апреля – 1 июня 1605

Смутное время

В самом начале XVII века страну поразил глубокий духовный, экономический, социальный, политический и внешнеполитический кризис. Он совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть. Все это поставило страну на грань катастрофы. Толчком для начала Cмуты стало пресечение царской династии Рюриковичей после смерти Федора I Иоанновича и не очень понятная политика новой царской династии Годуновых.

Правитель

Годы правления

Примечание

Лжедмитрий I (предположительно – Григорий Отрепьев)

1 июня 1605 – 17 мая 1606

Василий IV Иванович Шуйский

19 мая 1606 – 17 июля 1610

Романовы

Романовы – русский боярский род. В 1613 году в Москве прошел Земский собор для выборов нового царя. Общее количество выборщиков превысило 800 человек, представивших 58 городов. Избрание на царство Михаила Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Правитель

Годы правления

Примечание

Михаил Федорович

21 февраля 1613 – 13 июля 1645

Патриарх Филарет

1 июля 1619 – 1 октября 1633

Соправитель Михаила Федоровича с 1619 по 1633 год с титулом «Великий государь»

Алексей Михайлович

13 июля 1645 – 29 января 1676

Федор III Алексеевич

29 января 1676 – 27 апреля 1682

Иван V Алексеевич

27 апреля 1682 – 29 января 1696

Правил до 1696 года совместно с братом Петром I

Петр I Великий

27 апреля 1682 – 22 октября 1721

До 1696 года правил совместно с братом Иваном V

Российские императоры (1721–1917)

Титул императора всероссийского был принят Петром I 22 октября (2 ноября) 1721 года. Это принятие состоялось по просьбе Сената после победы в Северной войне. Титул просуществовал до Февральской революции 1917 года.

Правитель

Годы правления

Примечание

Петр I Великий

22 октября 1721 – 28 января 1725

Екатерина I

28 января 1725 – 6 мая 1727

Петр II

6 мая 1727 – 19 января 1730

Анна Иоанновна

15 февраля 1730 – 17 октября 1740

Иван VI

17 октября 1740 – 25 ноября 1741

Елизавета Петровна

25 ноября 1741 – 25 декабря 1761

Петр III

25 декабря 1761 – 28 июня 1762

Екатерина II Великая

28 июня 1762 – 6 ноября 1796

Павел I

6 ноября 1796 – 12 марта 1801

Александр I

12 марта 1801 – 19 ноября 1825

Николай I

19 ноября (фактически с 13 декабря) 1825 – 18 февраля 1855

Александр II

18 февраля 1855 – 1 марта 1881

Александр III

1 марта 1881 – 20 октября 1894

Николай II

20 октября 1894 – 2 марта 1917

Временное правительство (1917)

В феврале 1917 года произошла Февральская революция. В результате 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от российского престола. Власть оказалась у Временного правительства.

Львов Георгий Евгеньевич

1 марта – 8 июля 1917

Министр-председатель Временного правительства

Керенский Александр Федорович

8 июля – 25 октября 1917

Министр-председатель Временного правительства

Руководители советского государства

После Октябрьской революции 1917 года было свергнуто Временное правительство, к власти пришли большевики, которые начали строительство нового государства.

Ульянов (Ленин) Владимир Ильич

18 ноября 1918 – 21 января 1924

Председатель СНК

Формальные руководители советского государства (1917–1990)

Формальными руководителями этих людей можно считать только потому, что должность Генерального секретаря ЦК комитета РКП(б) – ВКП(б) – КПСС после смерти В. И. Ленина фактически являлась самой важной государственной должностью.

Каменев Лев Борисович

27 октября – 8 ноября 1917

Председатель ВЦИК

Свердлов Яков Михайлович

8 ноября 1917 – 16 марта 1919

Председатель ВЦИК

Владимирский Михаил Федорович

16 марта – 30 марта 1919

И. о. Председателя ВЦИК

Калинин Михаил Иванович

30 марта 1919 – 19 марта 1946

Председатель ВЦИК, с 30.12.1922 – Председатель ЦИК СССР, с 17.01.1938 – Председатель Президиума ВС СССР

Шверник Николай Михайлович

19 марта 1946 – 15 марта 1953

Председатель Президиума ВС СССР

Ворошилов Климент Ефремович

15 марта 1953 – 7 мая 1960

Председатель Президиума ВС СССР

Брежнев Леонид Ильич

7 мая 1960 – 15 июля 1964

Председатель Президиума ВС СССР

Микоян Анастас Иванович

15 июля 1964 – 9 декабря 1965

Председатель Президиума ВС СССР

Подгорный Николай Викторович

9 декабря 1965 – 16 июня 1977

Председатель Президиума ВС СССР

Брежнев Леонид Ильич

16 июня 1977 – 10 ноября 1982

Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС

Кузнецов Василий Васильевич

10 ноября 1982 – 16 июня 1983

И. о. Председателя Президиума ВС СССР

Андропов Юрий Владимирович

16 июня 1983 – 9 февраля 1984

Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС

Кузнецов Василий Васильевич

9 февраля 1984 – 10 марта 1985

И. о. Председателя Президиума ВС СССР

Черненко Константин Устинович

11 апреля 1984 – 10 марта 1985

Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС

Кузнецов Василий Васильевич

10 марта 1985 – 2 июля 1985

И. о. Председателя Президиума ВС СССР

Громыко Андрей Андреевич

2 июля 1985 – 1 октября 1988

Председатель Президиума ВС СССР

Горбачев Михаил Сергеевич

1 октября 1988 – 15 марта 1990

Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС

Генеральные секретари ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС (1922–1991)

Сталин Иосиф Виссарионович

3 апреля 1922 – 5 марта 1953

Хрущев Никита Сергеевич

фактически 14 марта, формально 7 сентября 1953 – 14 октября 1964

Первый секретарь ЦК КПСС

Брежнев Леонид Ильич

14 октября 1964 – 10 ноября 1982

До 08.04.1966 – Первый секретарь ЦК КПСС, с 08.04.1966 – Генеральный секретарь ЦК КПСС

Андропов Юрий Владимирович

12 ноября 1982 – 9 февраля 1984

Черненко Константин Устинович

13 февраля 1984 – 10 марта 1985

Горбачев Михаил Сергеевич

11 марта 1985 – 24 августа 1991

Президент СССР (1990–1991)

Пост президента Советского Союза был введен 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР с внесением соответствующих поправок в Конституцию СССР.

Горбачев Михаил Сергеевич

15 марта 1990 – 25 декабря 1991

Президенты Российской Федерации (1991–2018)

Должность президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов всероссийского референдума.

Ельцин Борис Николаевич

10 июля 1991 – 31 декабря 1999

Путин Владимир Владимирович

31 декабря 1999 – 7 мая 2000

И. о.

Путин Владимир Владимирович

7 мая 2000 – 7 мая 2008

Медведев Дмитрий Анатольевич

7 мая 2008 – 7 мая 2012

Путин Владимир Владимирович

7 мая 2012 – настоящее время

Первый царь

В январе 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство великого князя Московского Ивана Васильевича…

Царский венец и трон. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / РИА Новости

Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи.

«Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя»

Со времени Крещения Руси Византия была для русских своеобразным эталоном, которым поверяли политическое устройство, развитие культуры и искусства. Так, по словам великого князя Московского Симеона Гордого, царство ромеев «есть источник всякого благочестия и училище законодательства и освящения».

Даже накануне падения Константинополя авторитет византийского императора в глазах русских был чрезвычайно высок. Византийскую идею царя раскрыл в письме великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу (1389) патриарх Константинопольский Антоний IV: «Святой царь занимает высокое положение в Церкви, но не то, что другие поместные князья и государи. Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во вселенной; цари собирали Вселенские соборы, они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей. <…> На всяком месте, где только имеются христиане, имя царя поминается всеми патриархами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и властителей. <…> Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой и невозможно отделить их друг от друга. <…> Один только царь во вселенной, и если некоторые другие из христиан присвоили себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное и противозаконное».

Впитав уроки византийских учителей, на Руси хорошо усвоили саму идею царя как некой от Бога данной и Богом утвержденной силы, призванной в согласии со священством охранять и укреплять правоверие во вселенной…

Уния и падение Второго Рима

Василий Темный в 1440 году отвергает соединение с латинскою церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе. Гравюра Б.А. Чорикова. XIX век

Московские князья никогда не забывали, что они связаны с императорским домом узами кровного родства. Как было написано в инструкциях, данных в 1489 году Иваном III русскому послу, направленному к императору Священной Римской империи Фридриху Габсбургу, князья на Руси «по изначальству были в приятельстве с передними римскими цари… да и государь наш в братстве и любви был с ними…».

Однако образ вселенского владыки на протяжении многих десятилетий оставался для московских правителей недостижимым, хотя и влекущим идеалом. Известно, что еще со времен Дмитрия Донского отдельные князья в некоторых случаях именовали себя царями. Но это был титул «для внутреннего пользования»: он лишь подчеркивал значение князей как независимых правителей, получивших такой статус по праву наследства. Общаясь же с внешним миром, русские князья не требовали от владык других стран называть их царями.

Ситуация резко изменилась в середине XV века. В 1439 году во Флоренции была подписана уния православной церкви с католической, а спустя несколько лет, в 1453-м, под ударами турок пал Константинополь. То, что византийский император, от Бога призванный охранять основы веры, решился на подписание унии, произвело неизгладимое впечатление на русских. А еще большее впечатление произвело на них падение Второго Рима под ударами «неверных»: в Москве оно воспринималось как «наказание Божье» за союз греков с латинянами.

В сложившейся ситуации впервые в новой для русских правителей роли блюстителя православия выступил Василий Темный. В одном из полемических сочинений, направленных против унии, – «Сказании о Флорентийском соборе» – великий князь Московский уже назван «всея русския земли утверждением, а греческой веры подтверждением и поддержанием».

Венчание на царство

Тем ощутимее для русских было значение венчания на царство Ивана IV в январе 1547 года, демонстрировавшего всему миру право наследования Россией той роли, которую некогда играли на международной арене Византия и ее император, почитавшийся царем всех православных христиан.

Одни историки (в частности, этой точки зрения придерживался Василий Ключевский) считают, что инициатива венчания на царство исходила непосредственно от молодого великого князя Ивана Васильевича, которому к тому моменту не исполнилось и 17 лет. Однако большинство исследователей (вслед за Николаем Карамзиным) полагают, что первым с такой идеей выступил тогдашний глава Русской церкви – митрополит Макарий, один из наиболее близких советников будущего царя и его духовный наставник.

«СВЯТОЙ ЦАРЬ ЗАНИМАЕТ ВЫСОКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ЦЕРКВИ, НО НЕ ТО, ЧТО ДРУГИЕ ПОМЕСТНЫЕ КНЯЗЬЯ И ГОСУДАРИ»

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Венчание молодого государя проходило в соответствии с чином и ритуалом, которые специально по этому случаю разработал, вероятнее всего, митрополит Макарий.

Как отмечают исследователи, составленный тогда чин имел ряд отличий от византийского. Так, в русский чин не вошло возглашение царя святым, которое следовало сразу после миропомазания. По-видимому, сам ритуал миропомазания не был совершен над Иваном IV. Дело в том, что подробный текст византийского чина был прислан из Константинополя лишь в начале 1560-х годов, когда после долгих переговоров Ивану Грозному post factum удалось добиться патриаршего благословения на уже свершившееся венчание и тем самым обеспечить законность своего царского титула.

Митрополит Макарий возложил на великого князя знаки царского достоинства – крест, бармы и шапку Мономаха – и благословил его. Затем он обратился к нововенчанному государю с наставлением, которому отводилась очень важная роль в церемонии. Пастырь увещевал царя: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Почему Иван – Четвертый?

Интересно, что Иван Грозный не всегда обозначался как Четвертый. Во-первых, в допетровскую эпоху цифрового обозначения монархов вовсе не существовало. А во-вторых, известно, что в 1740 году Иван Антонович был провозглашен императором под именем Иоанна III.

Таким образом, Иван Грозный считался Иоанном I, поскольку именно он первым был венчан на царство. И только Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» начал отсчет с великого князя Ивана Калиты: тогда Иван Грозный и стал Четвертым. В дальнейшем в историографии утвердилась именно эта традиция.

Иван I (Калита)

Иван II (Красный)

Иван III (Великий)

Иван IV (Грозный)

«Великое православное самодержство»

В Европе изменение титула московского правителя было воспринято болезненно: если ранее великий князь по своему значению был равен принцу или великому герцогу, то теперь царь становился на один уровень с императором Священной Римской империи.

Католическая Европа провозгласила Ивана «самозванцем», а вот протестантские страны достаточно быстро признали его царское достоинство – первыми в этом ряду стали Англия и Дания. Позже к этой позиции присоединился и император Священной Римской империи Максимилиан II. Польские же короли, опираясь на поддержку папского престола, не признавали московских правителей царями вплоть до XVII века. Эта проблема явилась одним из узловых пунктов дальнейших русско-польских конфликтов…

Православные поместные церкви вскоре после венчания на царство Ивана Васильевича признали его новый титул, и даже патриарх Константинопольский поминал русского царя по обряду, ранее применявшемуся только к византийским императорам. В новых исторических условиях, когда Русь оказалась единственным неподвластным турецкому султану православным государством, страны-единоверцы начали воспринимать ее как «великое православное самодержство». Именно в ней отныне видели оплот православия. Многочисленные посольства просителей милостыни и защиты из Константинополя и монастырей Афона исподволь внушали русским правителям мысль об их долге «избавить угнетенных христиан от агарянского племени».

Несмотря на то что в Москве к этим идеям относились с большой осторожностью, они ложились на хорошо подготовленную почву. Уже в 1548 году братия Хиландарского монастыря в послании к Ивану IV титуловала его «единым правым государем, белым царем восточных и северных стран… святым, великим благочестивым царством, солнцем христианским… утверждением седми соборных столпов». А в 1557 году посланные от патриарха Константинопольского с просительной грамотой именовали в ней русского царя «святым царством» и заявляли о соборном уложении «молить Бога о царе и великом князе Иване Васильевиче, яко же о прежних благочестивых царях».

Трудно сказать точно, было ли это соборное уложение результатом политики Ивана IV, требовавшего признания своего царского титула, либо это было одним из направлений политики восточного духовенства, доказывавшего русским, что их долг – защищать восточную церковь. Очевидно лишь то, что Иван Грозный воспринял эти идеи весьма непосредственно.

Венчание Ивана IV на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Венчавшись царским венцом, он действительно почувствовал себя самодержцем, равным византийским императорам – повелителям восточной половины мира. Однако в реальной политике ему пришлось столкнуться с резким непризнанием его нового статуса государями европейских держав и с «неповиновением подданных». Отныне вся деятельность царя – политическая, литературно-публицистическая – была посвящена построению изощренной системы доказательств его законного права на царский венец.

Мономахов трон

Несмотря на враждебное отношение со стороны западных правителей, сам Иван Грозный ощущал себя помазанником Божиим, противиться воле которого – все равно что противиться воле Бога. Одну из важнейших своих задач он видел в том, чтобы изменить традиционное для Руси отношение к правителю как к первому среди равных. Всеми доступными ему средствами венчанный государь проводил в жизнь идею о том, что царь – фигура священная. Это нашло отражение не только в политических шагах, предпринятых им вскоре после венчания на царство, и литературных произведениях, вышедших из-под его пера, но и в своеобразной художественной «программе», осуществленной царем.

Одним из пунктов этой «программы» было появление в Успенском соборе Кремля в 1551 году, то есть по прошествии четырех лет после венчания на царство, знаменитого Мономахова трона. Ивану Грозному было хорошо известно о существовании особого императорского моленного места в Святой Софии Константинопольской: оно называлось митаторием и располагалось в юго-восточной экседре храма. Идея «трона» в Успенском соборе была явно навеяна византийским образцом.

Царское моленное место и поныне стоит вблизи алтаря на южной стороне храма. Это монументальное сооружение имеет форму четверика с шатровым покрытием. Сюда, под сень шатра, венчанный царь, как некая святыня, восходил для молитвы в дни торжественных служб в Успенском соборе.

Заметим, однако, что если сама идея митатория была заимствована из Византии, то форма и декор «трона» весьма оригинальны. Его боковые стенки украшены барельефами, на которых воспроизведены легендарные сюжеты из русской истории. Здесь рассказывается о том, как русский великий князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора знаки царского достоинства – венец и бармы, венчался ими на царство и заслужил право именоваться царем. Эта легенда в годы правления Ивана Грозного имела огромное политическое значение. Она использовалась для доказательства законности права великого князя на царский венец и упоминалась практически во всех официальных документах того времени.

Резная надпись на подзоре (фризе) Мономахова трона представляет собой библейский текст, восходящий ко Второй и Третьей книгам Царств. Это обетование Господне израильским царям Давиду и Соломону, утверждающее божественный характер царской власти: «Аз избрах тя царя, взях тя за десницу твою и устроих тебе обладати людьми моими во вся дни живота твоего…»

В сочетании с сюжетами барельефов, где главным действующим лицом был русский великий князь, библейский текст воспринимался как обетование царскому роду Рюриковичей и русскому царю как преемнику ветхозаветных царей и византийских императоров. Не случайно в одном из своих посланий Иван Грозный, основываясь на родословии «дозаконных» царей, происшедших от Авраама, так объяснял возникновение института царской власти: «И сице обетова Бог Аврааму: яко отца многим языком сотворю тя, и царие из тебе изыдут».

Митрополит Макарий

Одним из наиболее значительных церковных деятелей эпохи Ивана Грозного был митрополит Московский и всея Руси Макарий. Уроженец Москвы, он принял постриг в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. В 1526 году Макарий стал архиепископом Новгородским и Псковским, а в 1542-м был возведен на московскую митрополичью кафедру. Ряд историков считают, что именно он предложил Ивану венчаться на царство. Он же благословил царя на поход против Казанского ханства в 1552 году, завершившийся взятием Казани.

При нем получило продолжение прославление (канонизация) русских святых, для чего было созвано два больших церковных собора – в 1547 и 1549 годах, а в 1551-м проходил Стоглавый собор, решения которого были зафиксированы в сборнике, известном под названием Стоглав. Под руководством митрополита Макария были составлены «Великие Четьи-Минеи» – первый полный свод житий святых, святоотеческих поучений и других богословских текстов (впоследствии он был переработан святым Димитрием Ростовским). Сборник, выстроенный по месяцам, состоял из 12 томов.

Макарий покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову: Печатный двор на Никольской улице в Москве был открыт при деятельном участии митрополита. После падения «Избранной рады» Макарий оказался единственным ее членом, избежавшим царской опалы. Скончался он в последний день 1563 года. В 1862 году его образ был увековечен среди скульптурных изображений крупнейших деятелей церкви на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, а в 1988-м на Поместном соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Митрополит Макарий венчает на царство Ивана IV. Гравюра с оригинала К.В. Лебедева

Портретная галерея Архангельского собора

Существовал еще один византийский обычай: при восшествии на престол императоры отдавали распоряжения об устройстве своей будущей гробницы, им даже приносили куски мрамора, чтобы они выбрали материал для саркофага. Смысл этой церемонии состоял в том, чтобы напомнить царю о его человеческой, смертной и греховной природе.

Следуя византийским примерам, Иван Грозный проявил особую заботу об украшении московского Архангельского собора – усыпальницы Рюриковичей, где в алтарной части, в диаконнике, приготовили место для царского погребения. Сам собор был расписан по царскому указу в 1564–1565 годах.

Главной отличительной чертой программы росписи храма, в разработке которой Иван IV, вероятно, принимал участие, стали надгробные портреты покоящихся в нем князей московского дома, предков венчанного царя. Примечательно, что все князья были изображены с нимбами над головой как представители династии, породившей царя-помазанника, каким себя ощущал Грозный. Их святость подтверждала и узаконивала его право на царский венец.

Не случайно и появление на стенах Архангельского собора портрета византийского императора Мануила Палеолога (в росписи, обновленной в XVII веке, Мануил превратился в Михаила), который был помещен на юго-восточном столпе среди изображений русских князей. Его портрет в этом ряду лишний раз подтверждал, что имперская традиция не умерла с падением Византийской империи, но нашла свое развитие при дворе русского царя.

В системе росписи Архангельского собора портрет императора уже не демонстрировал идею власти главы христианского мира, а символизировал верность русских князей имперской идее и тем традициям, которые были восприняты ими от Византии. Он служил напоминанием о праве московской державы – нового Рима – наследовать статус христианской империи.

Для доказательства царского происхождения кроме демонстрации святости рода необходимо было и детальное знание генеалогического древа, причем чем глубже в века уходили его корни, тем больше оснований находилось для подтверждения величия династии.

Византийский император Михаил Палеолог. Фреска юго-восточного столпа в Архангельском соборе Московского Кремля

Об актуальности этой идеи свидетельствует переписка Ивана Грозного с европейскими монархами. В письме шведскому королю Юхану III, не желавшему признавать русского великого князя царем, Иван IV высказывал сомнения относительно царского происхождения самого Юхана и указывал на то, что шведский государь не аргументировал свои претензии генеалогическими построениями: «Всего же достовернее будет, если ты пришлешь запись о своем государском роде, о котором ты писал, что ему 400 лет, – кто и какой государь после кого сидел на престоле, с какими государями были в братстве, и мы оттуда уразумеем величие твоего государства». С этой точки зрения княжеские портреты в Архангельском соборе не только подтверждали законность власти царствующего самодержца, но и были призваны демонстрировать мощь и величие державы.

Сакрализация власти

За долгие годы правления первый русский венчанный царь Иван Васильевич пережил многое – от радостного и бодрого упоения величием своей власти, по праву наследованной от византийских императоров, до мрачного разочарования и ощущения бессилия изменить что-либо в собственной судьбе и судьбе своего государства, что обернулось для его подданных невиданными по жестокости казнями.

В одном лишь царь был всегда последователен: на протяжении всей своей жизни самыми разными способами – сочинением литературных произведений, введением в обиход ритуалов византийского императорского двора, созданием художественных ансамблей со сложной идеологической программой, раскрывавшей идею царства, – он проповедовал воспринятую от Византии концепцию харизматической, то есть наделенной особыми благодатными дарами, царской власти.

На этом поприще Иван IV преуспел. Благодаря его стараниям традиционные для Руси представления о власти в значительной мере изменились. Отныне в царе видели не просто личность, которой полагается воздавать определенного рода почести, а предмет священного чувства и веры. С этого момента стал набирать силу процесс сакрализации царской власти, уже через столетие сформировавший специфически русское отношение к самодержавию как к понятию, принадлежащему не столько к области права, сколько к области веры.

Татьяна Самойлова,
кандидат искусствоведения (при участии Никиты Брусиловского)

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения komrik ВСЯ ПРАВДА О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ

Загадочная и неоднозначная личность первого в русской истории избранного царя Бориса Федоровича Годунова и спустя века интересует ученых, композиторов, писателей и поэтов, режиссеров театра и кино. Ниже — самое важное о человеке, который сменил Рюриковичей после их 700 летнего пребывания во главе страны, и рассказ об истории его правления…

Откуда он появился?

Еще при Иване Калите (1328-1341) предок Бориса Годунова (1552-1605) Чета сбежал из Орды и поступил на службу московскому князю. Принял крещение под именем Захария и, как считается, стал основателем Ипатьевского монастыря в Костроме. От него ведут свою родословную фамилии Годуновых и Сабуровых. Сабуровы были родственниками Ивана Грозного по его первой супруге.

Сам Годунов был женат на дочери Малюты Скуратова, видного опричника. Тем не менее, по происхождению Годунов к первым сановникам государства не относился. Его возвышение шло по линии опричнины (особого института, созданного Иваном Грозным). Вершиной карьеры, как казалось, стала женитьба сына Грозного Федора на Ирине Годуновой (сестре Бориса).

Слабый здоровьем Федор был вторым в списке наследников престола, после вполне здорового брата Ивана. Ирина с семи лет вместе с братом жила в царском дворце, находясь там на воспитании и их брак с Федором состоялся по взаимной симпатии, что редкость для царских детей того времени.

Годунов по случаю брака сестры стал боярином (1575 год). И ближайшим советником Федора. После трагической смерти царевича Ивана именно Федор стал наследником Ивана Грозного.

Как он выглядел? Каким он был?

Не сохранилось ни одного прижизненного портрета царя Бориса. Гравюра, по которой его воспроизводят в учебниках, создана в XVIII веке.

По описаниям современников он был красив, невысок ростом, плотен телом. Отмечается его величавая осанка. В биографии Бориса Годунова отмечено, что он был прекрасным оратором, при этом не имел достаточного хорошего образования, по некоторым оценкам был просто безграмотным. Впрочем, для русских царей само по себе писание считалось бесчестьем, на это есть дьяки, а вместо подписи — печать.

Борис Годунов

Годунов обладал умением быстро ориентироваться в ситуации и использовать к своей выгоде самые неудачные обстоятельства. Честолюбивый, умный, хитрый политик. Он стал первым в истории России «временщиком», наделенным абсолютной властью правителем при живом самодержце.

Годунов верил в астрологов. Есть такой исторический анекдот. Астролог предсказал Борису «Ты будешь царствовать. Но всего семь лет». «Да хоть один день», — якобы ответил Годунов.

Борис не жалел денег для пожертвований московскому люду, для создания «положительного образа» и «узнаваемости бренда». Именно при Борисе в честь московского блаженного Василия была пристроена церковь к Храму Покрова на Рву. Когда дело дошло до одобрения Годунова в качестве царя — Москва была за него.

Убивал ли Годунов царевича Дмитрия?

После смерти Ивана Грозного (1584) в живых осталось два его сына. Слабый Федор (1557-1598), и юный Дмитрий (1582-1591). Дмитрий появился на свет от шестого (или даже седьмого, никто так и не может посчитать достоверно) брака Грозного. Официально это был пятый брак с венчанием, хотя по всем канонам больше трех венчаний у человека никак быть не может.

Так что права Дмитрия на отеческий престол легко можно было, при желании, оспорить. Но Иван Грозный с законами обращался свободно, и перечить человеку столь быстрому на расправу никто бы не решился. Царевича Дмитрия, вместе с матерью Марией Нагой и ее родственниками поселили в Угличе, подальше от Москвы, и подальше от участия в политической жизни.

Известно, что мальчик погиб 15 мая 1591 года. Царевич упал на нож во время игры. Днем, во дворе, рядом находились другие дети. То ли его кто-то подтолкнул, то ли Дмитрий наткнулся на нож в приступе эпилепсии. Как только стало известно об этой трагедии, в Угличе забил колокол, разъяренные горожане вместе с родственниками царевны перебили царских людей, следивших за мальчиком, во главе с боярином Битяговским.

Расследование поручили Василию Шуйскому, члену Боярской думы. Василий, как и другие Шуйские, другом безродному выскочке Годунову не был. Материалы дела сохранились и внимательнейшим образом изучены. Большинство историков склоняется к тому, чтобы поддержать вывод следствия — Дмитрий погиб в результате несчастного случая. Откуда же всеобщая убежденность в вине Бориса и пушкинские «мальчики кровавые в глазах»?

В 1606 году, уже после гибели Лжедмитрия, к власти пришел Василий Шуйский. И вопрос о том, погиб ли настоящий Дмитрий в Угличе был едва ли не главным для государства.

Гибель царевича Дмитрия в Угличе.

Новый царь, которому было выгодно очернить предыдущего, рассказал «правду» о вине Бориса. Тело Дмитрия было перенесено в кремлевский Архангельский собор (где лежит до сих пор). Появились свидетели чудес, совершаемых у гроба, и Дмитрий был причислен к лику святых.

Пришедшие на смену Шуйскому Романовы тоже Годунова недолюбливали и в летописях закрепилась история о том, что в Угличе произошло «заказное убийство». Интересно, что Шуйский от своего лица, перед всем честным народом рассказал две противоположные версии, и даже не подумал, что выглядит в этой ситуации не слишком честным…

Основные доводы, которые приводят историки в защиту Годунова. В 1591 году Дмитрий как серьезный претендент на престол не рассматривался, так как жена Федора еще вполне могла родить наследника (их дочь родилась в середине 1592 года). А сам Дмитрий, напомним, был сыном шестой-седьмой жены Грозного. То что расследовать отправили Шуйского — тоже говорит в пользу Бориса.

Да и при всех своих полномочиях потомок малоизвестного перебежчика из Орды ни в какое сравнение не шел с многочисленными побочными ветвями Рюриковичей (Шуйские, Долгорукие, Гагарины, Лобановы…). Да и со знатными московскими родами, теми же Романовыми. То есть строить планы занять русский трон ему вроде как было не с чего.

С другой стороны, Годунов озаботился тем, чтобы пресечь еще одну возможную ветвь родового дерева Ивана Калиты (московские Рюриковичи). В Риге жила Мария, дочь Владимира Старицкого, убитого по приказу Грозного его двоюродного брата. Мария была вдовой датского принца Магнуса, провозглашенного «королем Ливонии».

Королева вместе с дочерью добровольно приехала в Россию по приглашению Годунова. Ее тут же постригли в монахини, а ее дочь довольно быстро умерла при невыясненных обстоятельствах.

Как Годунов пришел к власти?

Иван Грозный умер в 1584 году, Его сыну Федору в этот момент было 27 лет. Сам Грозный понимал, что Федор не в состоянии самостоятельно управлять государством. Незадолго до смерти царь Иван назвал участников регентского совета, который должен был управлять де-факто. В него вошли представители высшей знати Иван Мстиславский, Иван Шуйский и Никита Романов.

Четвертым в этом совете стал Богдан Бельский, сделавший карьеру в опричнине. В его подчинении находился «двор», вооруженные дворяне, корпус личной охраны царя. Бельский попытался сразу после смерти Грозного захватить власть, устроив переворот. Но бояре сумели уговорить Федора отправить Бельского в отставку.

Место в регентском совете досталось Годунову, ставленнику Никиты Романова. Вскоре Романова хватил удар. Глава совета Мстиславский сложил с себя полномочия и удалился в монастырь. Годунов оказался в шаге от единовластия.

Но Шуйские начали интриговать против худородного Бориса, подбивали московский народ выдать им Годунова. Кремль фактически находился в осаде, а Борис писал королеве Англии с просьбой предоставить ему убежище.

Бояре вместе с патриархом Дионисием потребовали от царя избавиться от Бориса, развестись с его сестрой Ириной (по причине отсутствия у них детей). И в этом была ошибка – царь супругу любил и во всем ее слушался. Дионисия лишили сана, несколько сообщников Шуйских были обезглавлены, несколько бояр Шуйских отправили по своим вотчинам (включая будущего царя Василия).

Ивана Шуйского отправили в Кирилло-Белозерский монастырь, насильно постригли в монахи под именем Иов. Вскоре он был убит по приказу Годунова. С 1586 года Борис стал полноправным правителем государства.

Как Русская церковь получила патриарха?

Митрополита Дионисия сменил ставленник Годунова Иов. После Флорентийской унии (1439), которую константинопольский патриарх заключил с папой Римским, русская церковь сама утверждала своих предстоятелей.

Митрополит Московский и всея Руси избирался собором Русской церкви, по настоятельной рекомендации царя. Фактически русская церковь была независимой. Канонически она оставалась частью константинопольского патриархата. И в свете теории «Москва – третий Рим», русскому царю, заменившему по значению в православном мире императора Византии, нужен был свой патриарх.

XVI век – стал временем религиозных войн в Европе. Последователи Мартина Лютера нанесли сильнейший удар по католической церкви. В ответ приверженцы папы Римского усилили религиозное давление там, где еще в силах были это сделать. В русских землях, находившихся на территории Польши и Литвы, усилилось влияние униатской церкви (православные, признающие примат папы Римского).

После многочисленных «чисток», устроенных Иваном Грозным в среде русского духовенства, необходимо было поднять престиж московского митрополита. Ну и самое главное – даже формально подчиненная церковь никак не соответствовала значению русского государства, его возрастающему влиянию в европейской политике.

Восточные патриархи находились в бедственном положении. Москва была и значительнее и богаче, и у нее регулярно просили финансовой помощи. Москва помогала, но и просила «рассмотреть вопрос» о своем патриархе. Наконец, от патриарха Феолита пришел устный ответ – он вместе с антиохийским патриархом согласились вынести решение на вселенском соборе.

Жизнь константинопольского патриарха под турками была полна неожиданностей. Феолита султан прогнал, восстановив на кафедру Иеремию (1588). Иеремия первым делом отправился в Москву, попросить денег на новую резиденцию.

В Москве за переменами не уследили, и поначалу главу вселенской церкви приняли за самозванца. А когда разобрались приняли в Кремле. Там Годунова ждало серьезное разочарование. Вместо ожидаемого решения собора Иеремия высказал свои просьбы о пожертвованиях.

Патриарх Иеремия II Транос. Учредил патриаршество Русской церкви в 1589 году.

С этого момента начались долгие переговоры. Патриарх и его свита жили богато, ни в чем не нуждаясь (10 блюд ежедневно, три кружки хмельного меда – боярского, вишневого и малинового, ведро паточного меда и полведра квасу). Но и свободы у греков не было, из палат они имели право выходить только под присмотром.

В результате греческая сторона предложила русским такое решение. Иеремия переносит константинопольскую кафедру в Москву, и сам остается патриархом. Такой вариант Годунова не устраивал. Русские правители со времен Ивана Третьего привыкли к подчиненному положению главы церкви, и считаться с кем-то в своих решениях не собирались.

Отдавать греку главенство над русской церковью, чего давно уже не было к тому моменту, тоже не хотелось. И еще заботливые интриганы успели распустить слухи, что Иеремия в сговоре с папой Римским и хочет объединить церкви, чтобы получить от западных стран поддержку и освободить Царьград.

Русское правительство схитрило – Иеремии предложили два варианта. Первый – он переносит свою кафедру во Владимир, а Иов остается митрополитом московским. Второй – признает Иова патриархом Московским, а сам уезжает с миром.

Советники патриарха отговорили его от Владимира, находившегося в упадке. А второй вариант греческим гостям не нравился. Особенно упорствовал митрополит Дорофей. С Дорофеем поговорили люди Годунова, пригрозив, что вполне могут его и утопить в Москве-реке. Советник поменял свое мнение.

Патриарх Иов. Святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия.

25 января 1589 года Иеремия рукоположил патриарха Московского Иова. Но и после этого главу константинопольского патриархата и его помощников домой не отпустили, а отправили на богомолье в Троице-Сергееву лавру.

И лишь 19 мая, пробыв в России больше года, вся делегация с богатыми дарами отправилась в Стамбул. Интересно, что деньги на новую резиденцию, за чем, собственно, Иеремия и приезжал, Годунов дать забыл. 1000 рублей отправили грекам чуть позже.

В 1590 году собор патриархов в Константинополе санкционировал решение Иеремии, а в 1593 году вселенский собор поставил русскую церковь на пятое место во всеобщей иерархии православных церквей.

Как Годунов стал царем?

Слабый и немощный Федор Иванович, женатый на сестре Годунова, на реальную власть не претендовал, выполняя роль номинального главы государства. На пирах даже здравницы царю совмещали со здравницами Борису, что по тогдашним представлениям о прекрасном было делом немыслимым, и уж точно признавало за Годуновым титул Правителя.

Английская королева обращалась к Борису, называя его «лорд-протектор», да и со всеми европейскими дворами переписка велась от имени Годунова (напомним, сам правитель, похоже, грамоты не знал).

Наследника у Федора не было, единственный их с Ириной ребенок, девочка, умерла в младенчестве. Умирая, наследника Федор не назначил. В летописных свидетельствах, написанных уже при Романовых, впрочем, указывалось, что власть он хотел передать Федору Никитичу Романову (будущему патриарху Филарету, отцу Михаила Федоровича, основателя новой династии).

Но верить в это свидетельство сложно. Формально трон был оставлен на бездетную Ирину, но та через неделю после смерти мужа (он умер 7 января 1598 года по старому стилю) постриглась в монахини Новодевичьего монастыря.

Акеньшин И. Бориса на царство.

После того, как московский люд стал требовать Бориса на царство, царский венец был предложен правителю боярской думой и патриархом Иовом. Борис отказался. Как считает большинство историков, согласие означало бы ограничение власти, так как бояре наверняка выставили бы Годунову ряд условий при его избрании.

Для выбора нового царя был созван Земский собор. В его состав вошли 83 представителя духовенства, 338 служивых людей, представители торговых людей (21), старосты и сотники (61).

За всю историю России к тому времени это был первый случай, когда престол должен был достаться не Рюриковичам. И никаких правил или традиций по избранию нового царя не существовало. Скорее всего Борису хватило бы и признания москвичей. Но потенциальный новый царь хотел обставить свое избрание как можно более легитимно.

17 февраля Собор начал работу. Патриарх Иов предложил избрать Бориса. Собор проголосовал «за». Затем Крестный ход во главе с Иовом отправился в Новодевичий монастырь, где вместе с сестрой находился Борис.

От предложенного венца он снова отказался. 20 февраля новый крестный ход, уже с иконой Владимирской Богоматери вышел из Успенского собора Кремля и направился к Новодевичьему. При этом патриарх заявил, что если Годунов не примет корону, то его отлучат от церкви, сам патриарх и все епископы сложат сан, а во всех церквях прекратятся богослужения.

Обращался он к Ирине, которая формально в тот момент оставалась главной государства, и та убедила брата стать царем. Тем не менее — еще почти полтора месяца Борис провел в монастыре, и лишь 30 апреля приехал в Кремль. 1 августа бояре подписали специальную присягу, а 1 сентября произошло венчание Бориса на царство.

Федоровский Ф. Венчание Бориса Годунова на царство.

Считается, что многочисленные рыдающие женщины с младенцами, которые участвовали во всех народных акциях за Годунова, были им проплачены. Впрочем, как уточняют историки, все эти сведения мы получили от недоброжелателей Бориса. Тем не менее, вполне можно назвать Годунова первым российским политиком, добившимся успеха благодаря пиар-технологиям.

Известно, например, что все время, пока тянулся спектакль с приглашением на царство и отказами претендента, и сам Годунов, и его сестра «вели работу» и со стрельцами и с московскими общинами.

Чем закончилась эпоха Годунова?

Правление Бориса Годунова было, по мнению ряда историков, крайне успешным для России. Удалось вернуть города, потерянные в Ливонскую войну, основано несколько новых городов, которые значительно обезопасили границы России. У Москвы появился патриарх, велось массовое каменное строительство, большие суммы жертвовались ремесленникам и крестьянам…

Но закончилось его царствование катастрофой. Знатное боярство так и не смирилось с выскочкой на престоле, а доверие простого народа было подорвано из-за трех неурожайных лет, вызвавших массовый голод и разорение. Правительство Годунова с этим кризисом справиться не смогло.

Относительная безопасность территорий на южной границе (ее удалось добиться строительством новых укрепленных городов и созданием системной обороны) привлекла туда большое количество казаков. На Юг уходили и жители центральной России. Именно сюда направился при поддержке польских войск самозванец, объявивший себя чудом спавшимся сыном Ивана Грозного Дмитрием.

Лебедев К. Вступление войск Лжедмитрия I в Москву.

Появление законного царя вызвало восторг у страдающего народа, и было поддержано боярством. Лжедмитрий без особых усилий продвигался к Москве. Правительство Годунова с невероятной жестокостью, массовыми казнями пыталось подавить выступления народа. И пролитая кровь активно использовалась пропагандой Лжедмитрия.

В результате Лжедмитрий пришел в Москву в 1605 году, и народ и боярская дума признала его «истинным царевичем Дмитрием». Из далекого монастыря привезли монахиню Марфу, бывшую царицу Марию Нагую. И та признала в Лжедмитрии своего убиенного сына.

Как умер Борис?

Вес шапки Мономаха буквально придавил Бориса. Будучи полноправным правителем при царе Федоре, он казался (да и был) всемогущим. Став царем он так и не сумел убедить страну в законности своих прав на престол. Он чувствовал предубеждение боярской думы, и старался на все важные посты назначить родственников.

Уже с 1600 года Борис жаловался на здоровье. По свидетельству очевидцев в последние годы жизни Годунов редко появлялся на людях. Во время царской трапезы обязательно присутствовали врачи (царь был не воздержан в еде и весьма опасался отравления). Он постоянно держал радом астрологов.

Умер Годунов 13 апреля, когда Лжедмитрий был еще достаточно далеко от Москвы, но его успехи уже вызывали серьезное беспокойство.

Лебедев К. Смерть Бориса Годунова.

Через два часа после плотного обеда у царя началось сильное кровотечение, и он вскоре скончался. Царь был похоронен в Архангельском соборе, рядом со всеми правителями Московского царства, начиная с Ивана Калиты.

Новым царем стал Федор, сын Бориса. Образованный юноша 16-ти лет. Новый царь не имел поддержки правительства. Его мать – Мария, дочь ненавидимого всеми палача Малюты Скуратова, симпатии у народа точно не вызывала.

Удержать власть Годуновы не смогли. Во время народных волнений, еще до прихода Лжедмитрия в Москву, были разгромлены и разграблены дворы родни Годуновых. Самого царя Федора Борисовича, его мать и сестру Ксению сначала держали под охраной, а когда Лжедмитрий въехал в Кремль, он приказал их убить.

Федор отчаянно сопротивлялся, пытаясь защитить мать, но вскоре два тела Федора и Марии вынесли на всеобщее обозрение. Убийцы сообщили, что родные Бориса покончили жизнь самоубийст