Кто не возненавидит отца?

Шесть способов почитать отца и мать

Божьи заповеди совершенно четко говорят, что требуется от их исполнителя. Но когда мы переходим в практическую плоскость следования заповедям, начинаются трудности. И тогда требуется молитва, размышления и творческий подход. С пятой заповедью дело обстоит именно так. «Почитай отца и мать» кажется слишком размытым понятием, особенно для повзрослевших детей. Маленькие дети почитают родителей послушанием, а вот взрослым что делать? Что будет уместно для взрослых исполнителей пятой заповеди?

Мы уже довольно большой путь прошли до сегодняшнего разговора. И медлили мы с темой практического применения намеренно. Слишком уж часто мы стремимся «проскочить» основы и сразу перейти к практике: просто дайте мне список дел, и я побегу их делать! Но глубокие перемены в нас и наиболее правильный порядок почитания родителей приходит лишь с пониманием, что эта заповедь значит, почему она нам дана, почему она так важна. Я надеюсь, что вы прочитали четыре предыдущие статьи из этой серии. Если так, то к разговору о практике вы готовы.

Чтите тех, кому причитается почтение

В прошлой статье мы уже упоминали, что почтение к родителям – это форма почтения ко всякой власти, включая власть Самого Бога. Как говорит Тим Келлер: «Почтение к родителям – это основа любого другого уважения к любой другой разновидности власти». Я также указал, что в заповеди нет «срока давности», мы должны почитать родителей в детстве, равно как и в зрелом возрасте, мы обязаны относится к ним с почтением, и эта обязанность никогда не прекращается.

Так какое же почтение к родителям хочет увидеть Бог? Я собираюсь озвучить список из шести пунктов, но, разумеется, этих пунктов может быть гораздо больше. Спешу вас предупредить, при ознакомлении с каждым пунктом вам захочется сказать: «Да, но ты не знаешь моих родителей, как они со мной обходились, что они сделали со мной». Я понимаю, что в некоторых случаях почитать отца и мать трудно и почти невозможно. Но для начала давайте просто посмотрим, как почтение к родителям может выглядеть на практике.

Прощайте их

Наверное, самый важный способ почтить родителей – это прощать их. Придется признать, что совершенных родителей не бывает. Все родители так или иначе не дотягивают до планки ожиданий, выставленной их детьми. Да что греха таить, даже до своей собственной планки они не дотягивают. Наши родители согрешили против нас. Они поступали немудро, требовали от нас невозможного, говорили и делали то, что ранило нас. Именно из-за этого многие дети вырастают в людей с багажом гнева и горечи, не способных оставить позади ошибки и грехи своих родителей.

Лучший способ почитать родителей – простить их. И это можно сделать, если мы служим и подражаем нашему всепрощающему Спасителю. В Библии мы видим, как Иисус прощает тех, кто наносил Ему раны. В тот самый момент, когда гвозди вонзались в Его плоть Он произносит: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят» (Лк. 22:34). Когда мы стоим у подножия Креста и размышляем о нашем Спасителе, как мы посмеем не прощать своих родителей? Мы чтим отца и мать, относясь к ним с благодатью и прощением.

Говорите о них добрые слова

Еще один способ проявлять почтение к родителям – говорить о них с уважением. Мы живем во времена, когда высказывать свои недовольства считается «целительным», когда вываливать на людях свое «грязное белье» уместно в «терапевтических целях». Мы, не задумываясь, с удовольствием сообщаем миру о том, что мы думаем о правительствах, начальниках, родителях. Но Библия предостерегает нас, говоря, что мы должны уважать и чтить любую власть, которую Бог поместил в нашей жизни (Рим. 13:7). Библия предупреждает, что наши слова имеют способность почитать и бесчестить. Мы не можем беспечно забыть о наказаниях, которые в Ветхом завете причитаются тем, кто проклинает родителей или нападает на них (Исх. 21:15-17, Лев. 20:9), потому что корень греха всегда один. Проклинать или бить родителей – это преступление против пятой заповеди и также шестой.

Нам следует говорить о родителях добрые слова. Добрые слова, когда они живы, и добрые слова, даже когда они уже умерли. Добрые слова, когда разговариваем со своими братьями и сестрами, со своими супругами, со своими детьми. Мы должны говорить о них добрые слова, когда рассказываем о родителях в церкви и обществе, показывая пример универсального почтения и уважения, применимых в любой культуре, и которые в наши дни кажутся утраченными в таком большом спектре контекстов. Христиане, говорите о родителях добрые слова, не говорите о них плохо.

Уважайте их на людях и в уединении

Третий способ почитать отца и мать – проявлять уважение к ним на людях и в уединении. В одной из проповедей Тим Келлер призывает детей: «Уважайте желание родителей увидеть себя в вас!» Родителям важно видеть, каким образом они положительно повлияли на своих детей, отражение в них своих ценностей и способностей. «Вы не представляете, как важно отдавать им должное там, где это возможно. Вы не представляете, как важно иногда просто сказать: «Знаешь, распоряжаться деньгами я научился у тебя». Или: «Знаешь, папа, ты меня всегда учил поступать вот так… И я теперь только так и делаю».». Это кажется чем-то простым, но именно это приносит радость нашим родителям.

Мы можем говорить такие слова лично в разговорах наедине, а можем говорить об этом публично, когда за семейным праздничным столом нужно «толкнуть речь» или произнести тост. Деннис Рейни даже призывает детей написать «официальное письмо» родителям, которое потом следует прочесть перед ними вслух. Мы можем почитать родителей через уважение к ним.

Спрашивайте у них совета

Мы почитаем родителей, когда спрашиваем у них совета в различных жизненных ситуациях. Библия довольно часто ассоциирует возраст с мудростью, а молодость с безрассудством (Пр. 20:29, Иов 12:12) и говорит нам о том, что пожившие подольше набрались побольше мудрости. Поэтому не зазорно полагаться на советы и мудрость старших, когда нужно принимать важные решения в жизни. В некоторых культурах это в порядке вещей, в других этого сторонятся. Но в любом случае, когда мы обращаемся к родителям за помощью, мы проявляем этим почтение к ним, даже если впоследствии не сможем воспользоваться их советами.

Поддерживайте их

Мы проявляем почтение, когда поддерживаем наших родителей. И я не говорю лишь о финансовой помощи, но и о других формах любви и заботы. Я вспоминаю историю Давида в очень трудный момент его жизни, когда от него отвернулись друзья и напали враги. В этой ситуации он воззвал к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя…» (Пс. 70:9). Давид страшился ситуации, когда соединяются преклонный возраст и изоляция, боялся оказаться старым и одиноким. Наши родители этого тоже боятся.

Когда мы молоды, у нас есть силы, мы жаждем независимости. Наши родители воспитывают нас сильными и свободными. Но есть тут загвоздка, плата, так сказать, за все это: отдавая нам независимость, они с каждым годом теряют ее сами (Еккл. 12:1-8). Мы почитаем родителей, когда обещаем им не оставить их в преклонном возрасте в одиночестве. Как они заботились о нас, мы будем заботиться о них. Это наша обязанность, и это должно стать нашей радостью.

Во времена, когда миллионы стариков живут в одиночестве, отданные в дома престарелых или помещенные в больницы, окруженные профессионалами, а не семьей, христиане получили возможность показать всему миру особое почтение к родителям. Кент Хьюз говорит, что даже когда родителям не нужны деньги, «христиане все равно несут на себе ответственность проявлять свою личную заботу о них». Можно нанять сиделок, но этого недостаточно. Заботу невозможно отдать на «аутсорсинг». Нельзя отказать родителям в эмоциональной поддержке и общении, потому что даже у неверующих так не принято.

Обеспечивайте их

И последнее, мы почитаем родителей, заботясь о них материально. В 1 Тим. 5 мы читаем, как Павел дает Тимофею советы по заботе о вдовах в церкви. В своих инструкциях Павел упоминает два принципа: дети должны «вернуть должок» своим родителям (4) и христиане, не помогающие своим членам семьи поступают хуже неверующих (8). Все толкователи этого отрывка в один голос утверждают, что данные принципы распространяются на детей и их пожилых родителей. В некоторых церквях что-то является обычным делом, а других церквях то же самое вызывает разделения. Стотт однажды заметил, что «африканские и азиатские культуры, где семья – это все родственники, в этом вопросе являются живым обличением всему западу».

Когда дети маленькие, Бог их обеспечение возлагает на родителей (2 Кор. 12:14). Но, по словам Стотта, «когда родители стареют и слабеют», роли меняются местами. Хьюз пишет: «Христианские дочери и сыны несут ответственность за финансовую заботу о вдовах и, как видно из текста, за финансовую заботу о беспомощных родителях и бабушках с дедушками». Уильям Баркли говорит похожие слова: «Воспитание детей требует огромных жертв со стороны родителей, и это честно, когда дети готовы в свою очередь идти на жертвы ради своих родителей». Можно еще вспомнить отрывок из Ев. от Марка 7:9-13, когда Иисус ругает фарисеев за отказ заботиться о родителях.

Возможно, никакая другая форма «почтения» не дается так тяжело западному миру, как эта. Но все довольно просто: Библия призывает христиан к ответственности за заботу о членах своей семьи. И эта заповедь равным образом распределяется и на родителей маленьких детей, и на детей пожилых родителей.

Заключение

Бог призывает детей всех возрастов проявлять почтение к отцу и матери и не бесчестить их. Он призывает нас почитать их из почтения к Нему Самому. Он призывает нас быть людьми, уважающими Его власть через уважение к родителям, которых Он посчитал уместным дать нам. Каким образом Бог призывает вас лично проявлять почтение к вашим родителям?

Материнство – это важнейшая роль, которую Бог определил многим женщинам. Послание к Титу (Тит.2:4-5) говорит женщинам об их обязанности любить своих детей: «Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». В книге пророка Исаии (Ис.49:15) говорится: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» Когда же женщина становится матерью?

Дети – это Божий дар (Пс.126:3-5). В послании к Титу (Тит.2:4) мы находим греческое слово «phileoteknos». Это слово обозначает особое чувство материнской любви. Смысл этого слова заключается в оказании поддержки детям, заботе о них, в их воспитании, в нежных объятиях с ними, в удовлетворении их потребностей, в помощи им. Библия указывает нам на материнскую любовь как нашу обязанность, а также упоминает о некоторых моментах, которые должны исполняться как матерью, так и отцом:

• присутствие – утром, днем и вечером (Втор.6:6-7);

• причастность – взаимодействие, обсуждения, совместные размышления над жизнью (Еф.6:4);

• обучение – Библии и библейскому мировоззрению (Пс.77:5-6; Втор.4:10; Еф.6:4);

• тренировка – помощь ребенку в овладении определенными навыками и в развитии своих сил (Притч.22:6);

Библия нигде не говорит о том, что каждая женщина должна стать матерью. Но она говорит, что каждая женщина, благословленная на материнство, должна отнестись к этому со всей серьезностью и ответственностью. Женщины играют уникальную роль в жизни своих детей. Материнство не может быть рутинным и неприятным. Как мать вынашивает своего ребенка, как кормит и опекается ним в младенческом возрасте – так же мать и играет важнейшую роль во всей его последующей жизни, будь он подростком, молодой особой или уже взрослым человеком. Несмотря на то, что роль матери со временем всё же видоизменяется, – ее любовь, опека, наставления и одобрение неизменны!

В каких странах официально отказались от терминов «мама» и «папа»

На минувшей неделе Владимир Путин заявил, что пока он занимает должность главы государства, в России не легализуют однополые браки, «будут мама и папа». Об этом он сказал на встрече с рабочей группой по подготовке поправок в Конституцию РФ.

Реклама

«Что касается «родителя №1 и родителя №2″, я уже как-то публично говорил, повторю еще раз, пока я президент у нас не будет родителей один и два — у нас будут папа и мама», — отметил глава государства.

При этом депутат Госдумы Ольга Баталина на встрече сообщила, что в рабочую группу поступила масса предложений о закреплении в Конституции понятия традиционной семьи. Она отметила, что еще 10 лет назад никто не мог представить, что на смену словам «мама и папа» могут прийти понятия «родитель №1 и родитель №2», а это «реальность в некоторых странах».

«Этим вызвано желание некоторых авторов, которые направляют нам свои поправки, в Конституции прописать, что семья — это союз мужчины и женщины», — заключила чиновница. Путин в ответ на это заметил, что такая формулировка — дискуссионный вопрос.

«Семья, вы сказали, союз мужчины и женщины. А если это неполная семья? Что тогда? Давайте, нам надо уточнить некоторые вещи. Брак — это союз мужчины и женщины, с семьей немножко по-другому», — пояснил президент. Он добавил, что идея сама по себе правильная и должна быть поддержана, «надо только подумать, в каких формулировках и где это сделать».

Между тем, определения «родитель №1» и «родитель №2» вместо «отец» и «мать» используются в документообороте в некоторых странах: Совет Европы еще в 2010 году заявил о намерении внедрять гендерно-нейтральный язык.

Как передавало издание Die Welt, в число запланированных изменений входило исключение из лексикона слов «мама» и «папа». Вместо этого рекомендовалось употреблять термин «родители». По мнению авторов законопроекта, традиционная ролевая модель, связывающая женщин с домашним хозяйством, препятствует равенству мужчин и женщин.

Поводом для внесения подобных изменений послужило требование швейцарского депутата Дорис Стамп, которая заявила, что женщины не являются пассивными и низшими существами и не должны изображаться матерями или сексуальными объектами.

Швейцария стала также первой страной, выполнившей эту рекомендацию — теперь в Берне практически не употребляются слова «мать» или «отец».

Через год, в 2011-м, и в США прошла такая реформа. Однако связано это было с увеличением случаев усыновления детей однополыми парами.

В Госдепе такой шаг объясняли тем, что гендерная идентификация родителей просто устарела. Власти США подчеркнули, что теперь в документах у детей, воспитывающихся парой одного пола, не будут числиться сразу два папы или две мамы. Вместо этого в бумагах указывается политкорректный термин «родитель №1» и «родитель №2».

При этом решение Госдепа США не вызвало полного одобрения со стороны представителей ЛГБТК-сообщества. Многие из них были и не против бывшей идентификации — «мама» и «папа».

В феврале 2019-го национальное собрание Франции приняло поправку о замене понятий «отец и мать» в школьных формулярах. Как и в США, это было связано с растущим числом французских семей, где дети воспитываются родителями одного пола. Ранее в официальных документах не учитывалось существование однополых браков, хотя закон, разрешающий такие союзы, был принят еще в 2013 году.

«Эта поправка призвана закрепить в законодательстве разнообразие семей. Реальность такова, что есть дети, живущие с двумя папами или двумя мамами, и у них не меньше прав, чем у других», — заявила на пресс-конференции Валери Пети, депутат из президентской партии «Вперед, Республика!»,

Защитники традиционных ценностей не оценили нововведение. Людовин де Ла Рошер, лидер общественного движения «Маниф пур тус» (La Manif pour tous), которое выступает за сохранение традиционных семейных ценностей, назвала принятую поправку «абсолютно бесчеловечной»: «Эта поправка уничтожает фундаментальные ценности», — заявила она в разговоре с AFP

В британской Шотландии пока не введен подобный закон, однако медперсоналу клиник запретили употребление слов «мама» и «папа», чтобы не обидеть гомосексуальные пары с детьми. Кроме того, в медицинских учреждениях развешивают плакаты с изображением не только гетеросексуальных, но и однополых пар с детьми.

Есть, впрочем, страны, где такие поправки провалились. В апреле 2019 власти Италии официально вернули в документы понятия «мать» и «отец». Указ об этом нововведении подписал вице-премьер и министр внутренних дел Маттео Сальвини.

Три года назад предыдущее правительство упразднило эти термины и распорядилось указывать во всех удостоверяющих личность документы формулировки «родитель №1» и «родитель №2». Однако это решение возмутило многих граждан.

Толкования Священного Писания

Ст. 4-10 Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет» (Исх. 20:12; Лев. 20:9). А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Ис. 29:13). И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте

Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров (Исх. 20:21; Лев 20). Вдовиц, — говорит апостол, почитай, истинных вдовиц (1 Тим. 5:3); здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5:17). Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст (Втор. 25:4), и трудящийся достоин своей награды (Лк. 10:7). Господь дал эту заповедь, или напоминая о слабости, или о преклонном возрасте, или о бедности родителей, чтобы сыновья почитали родителей своих, даже оказывая им помощь в необходимом для жизни. Книжники и фарисеи, желая извратить эту попечительнейшую заповедь Божию, — чтобы под именем благочестия ввести нечестие, — учили нечестивейших сыновей, что если бы кто по обету захотел Богу посвятить то, что должно быть принесено родителям, в таком случае приношение Богу пусть будет предпочтено дару для родителей. Конечно, может быть и то, что сами родители, видя посвященное Богу и опасаясь, как бы не подпасть осуждению за святотатственное деяние, переносили бедность. Но при этом бывало так, что приношение детей, — под видом приношения в храм Божий, становилось прибытком священникам. Это нечестивейшее предание фарисеев происходило из другого побуждения. Многие, взяв в долг чужие деньги и не желая возвратить вверенное им, передавали священникам, чтобы требуемые от них деньги были употреблены на служение в храм и на их нужды. А может быть, что изречение: Дар, который от меня, поможет тебе имеют в кратких словах следующее значение. Вы, говорит Он, побуждаете детей, чтобы они говорили своим родителям: «Отец, мать! Тот дар, который я намереваюсь принести Богу, я трачу на твое пропитание, и он поможет тебе», чтобы они , боясь взять то, что, — как им известно, предназначено для Бога, предпочитали проводить жизнь в недостатке, чем питаться от того, что посвящено.

Толкование на Евангелие от Матфея.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери… не может быть Моим учеником»

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:25-27).
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:34-39).
1. В семитских языках отсутствуют степени сравнения. Здесь, как часто в Библии, глагол «ненавидеть» имеет сравнительное значение «любить меньше».
2. Блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет эту фразу: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания».
3. Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
При этом не следует игнорировать:
— пятую Заповедь: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен;
— укор фарисеям за корван (Мк.7:9-13);
— любовь Христа к Собственной матери, усыновление Её с Креста любимому ученику Иоанну (Ин.19:25-27).
Игумен Петр (Мещеринов): Смысл здесь тот, что любить Христа нужно несравненно больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр и саму свою жизнь. Это не значит напрямую ненавидеть всё это; да у нас и не получится это сделать, потому что Сам же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в нас естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам, Сам дал заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к Богу должна быть настолько больше, принципиально, качественно значимее и сильнее, насколько «ненависть» отстоит от «приязни». ()