Кто становится святым?

Стать праведником — как за хлебушком сходить!

Главный вопрос

Владимир Берхин

Любое лечение начинается с диагностики — выяснения правды о происходящем. Диагностировать духовное состояние можно с помощью одного вопроса. Ответ на него чрезвычайно важен. Если это честный ответ, очищенный от лести и жалости, он сразу даёт важное знание о том, где находится человек по отношению к Царству Небесному.

Это, конечно, довольно грубый диагностический инструмент. Он не помогает выявить конкретные проблемы и не даёт представления о том, что делать сейчас или завтра. Это даже не градусник, это ещё грубее.

Но правда начинается именно с грубых, неточных и важных вещей. Например, правда о состоянии финансов может начинаться со слов «денег нет». Да, непонятно, почему их нет и давно ли. И как именно — просто нет или мы их кому-то должны. И есть ли шансы, что деньги будут. Всё это уже следующие уровни исследования проблемы, а начинается всё с факта: «Денег нет».

И для жизни церковной, для жизни духовной, первый вопрос звучит так: «А чем моя жизнь отличается от жизни неверующего?»

Не «чем отличаются мои мысли и чувства», не «чем отличается мой круг чтения», не «чем отличается мой круг общения», а чем отличается моё поведение. Самая банальная повседневность: как я работаю, как отдыхаю, куда хожу, что и как ем, на что трачу деньги, как разговариваю с людьми, как делаю весь миллион житейских дел.

И если отличий нет, или же они минимальны, то дело плохо.

Иллюзия, в которой мы живем

Постоянно повторяемый лозунг о вере, мёртвой без дел, именно об этом – о повседневности. Если мы верим, если для нас Бог действительно важен, если мы Его любим или пытаемся хотя бы уважать, то это НЕ МОЖЕТ не накладывать отпечаток на всю нашу жизнь во всех её проявлениях.

Посмотрите: если человек влюбился, или скорбит, или ждёт чего-то важного… Да просто зуб у него заболел! Не то что он сам — все вокруг будут видеть, что он «какой-то не такой». А тут — целый Бог, огромный, больше Вселенной, с Его бескрайней Любовью. И если я, утверждая, что хочу быть с Ним, что Он для меня важен, почти ничем не отличаюсь от того, кто ничего такого не говорит, не хочет и не думает — ну, значит, у меня это просто пустые слова, привычка, какая-то поза, но не более.

Мы все живём в удивительной иллюзии, что управляем собственным поведением. Нам кажется, что стать праведником так же просто, как сходить за хлебушком. Сейчас, конечно, лень и не до того, но если понадобится, запросто всё сделаем. Начнём новую жизнь с понедельника, обязательно покаемся, когда придёт срок, непременно будем поститься следующим Великим постом или начнём хотя бы регулярно молиться.

Да, и перестанем сидеть бессмысленно в интернете, и на детей больше не будем кричать… И далее — до бесконечности. Всё это – глупости и туфта. Примерно как мечты интернет-воина о подвигах на реальной войне.

Вы, правда, хотите экстрима?

Наши тела и наши души имеют гораздо больше общего, чем нам кажется. Как говорил капитан Джек Воробей: «Важно только одно — что человек может, и чего он не может». Но способность «что-то мочь» для тела не может появиться сама по себе, по одному только горячему желанию. Если человек не может прыгнуть на два метра вверх, он не способен будет это сделать, даже если получит огромную мотивацию прямо сейчас. Любой знает, что физические рекорды предполагают тренировки постоянные и регулярные, а не разовое сверхнапряжение воли. Воля не заменит мышцы, желание не заменит рефлексы.

И душа, увы, — очень печально это понимать — устроена почти так же. Крайне редко человек меняется внезапно. Как невозможно внезапно научиться играть на скрипке или освоить за ночь управление самолётом, так не получится обрести праведность в момент. Только постоянство, только ежедневные тренировки, трудные и не очень весёлые, исправляют в душе хоть что-то. Если хочется меняться, придётся работать — другого пути нет.

Я знаю и про разбойника благоразумного, который вошел в рай первым, и про Марию Египетскую с её внезапным обращением. Но спросите себя, вот только честно-честно: вам, правда, охота идти именно таким экстремальным путём?

Я вот, например, совершенно не жажду, чтобы мне пришлось приносить покаяние, продираясь остатками сознания через болевой шок от пробитых гвоздями рук и ног…

Знаю я также и про важность отношений с Богом, и о том, что необходимо быть в контакте со своими чувствами, и что тупая пахота без использования ума и сердца может быть губительна для веры. Всё это правда. Но Господь говорил, что если праведность не превосходит праведности книжников и фарисеев, то Царства Божьего нам не видать (Матф. 5:20). А если наша праведность не превосходит праведности просто неверующих рядом с нами, то на что мы вообще рассчитываем?

Далеко ли я ушел

Это ПЕРВЫЙ вопрос, который надо задавать себе. Первый, а не единственный. Первый, а не самый главный. И если ответ на него свидетельствует хотя бы не о провале, то дальше будут другие вопросы. Более сложные и более неприятные. Например, «Куда же я иду», «Чего я ищу» и «Далеко ли я ушёл».

Кто становится святым?

Проповедь протоиерея Бориса Старка в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.

Протоиерей Борис Старк

Господь наш Иисус Христос, говоря о человечестве, сравнил его с полем, засеянным доброй пшеницей, на котором враг посеял сорняки. Этими сорняками являются злые, лукавые, прелюбодейные люди и ненавистники.

Но на ниве Господней есть и прекрасные благоухающие цветы, далеко распространяющие чудесный аромат. Это люди, которых мы называем праведными или святыми. Их памяти, памяти всех святых, просиявших в мире от сотворения его, было посвящено прошлое воскресенье, первое после Троицы.

А сегодня, во второе воскресенье после Троицы, мы отмечаем торжество, может быть, более скромное, — но для нас не менее близкое и родное. Мы празднуем день Всех святых, просиявших в нашей родной Русской Церкви. Сегодня праздник Святой Руси, нашего духовного отечества.

Святые эти жили и подвизались в разных углах нашей Родины, в разные исторические эпохи. Они были разными по своему социальному положению, по своему возрасту, по своему духовному пути, но всех их объединяло одно: они превыше всего возлюбили Господа Бога, возлюбили всем сердцем, всем своим помышлением. И возлюбили ближнего своего как самих себя. За Бога и Его правду они были готовы отдать все, что у них было, все силы, все время, все свое имущество, а часто и саму жизнь.

Повсюду на просторах нашей необъятной Родины мы находим их, как горящие светильники; на юге и севере, на востоке и западе эти праведники созидали Святую Русь своим подвигом, своим примером, своей жизнью и смертью.

Будем ли мы перечислять их всех? На это не хватило бы ни времени, ни места. Преподобный Трифон Печенгский, угодники соловецкие на самом северном крае нашей Родины… Святители херсонесские на юге, и еще южнее — святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Угодники и просветители сибирские, иркутские, тобольские, великопермские, а на самом западном крае Руси — святые полоцкие, галицкие, виленские. Нет им числа…

А сколько примеров святости дала нам наша Центральная Россия: Белгород, Воронеж, Задонск, Новгород, Казань, Киев и Чернигов, Почаев и Загорск, Москва, Псков, Суздаль, Муром и Владимир и, конечно, наша Ярославская, Ростовская земля с ее угодниками угличскими, пошехонскими, обнорскими и переславскими, ярославскими и ростовскими…

Как небо усеяно звездами, так и наша Святая Русь — угодниками Божиими, созидавшими наше духовное отечество, знаемыми и незнаемыми.

Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов…

Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.

Правда, среди канонизированных святых большой процент падает на монахов и архиереев, но это совсем не значит, что людям иного образа жизни путь к святости был закрыт.

Ведь и в общественной жизни не только те герои, кто удостоился той или иной на грады. Сколько героев безызвестных, чей подвиг в дни войны остался незамеченным в горячих условиях боя, но тем не ме нее они являются героями. И ведь всякий военный или гражданский подвиг все же видимый, а в жизни духовной подвиг, духовный героизм, то есть святость, сокровенен, и только Бог его видит и знает.

Естественно, что те, кто стоит на свещнице, более видны миру, но истинная святость находит себе место в любом человеке, который к ней стремится и прилагает усилии. В каноне, который мы слышали вчера вечером за всенощным бдением, были такие слова, прославляющие святых: «Имени тых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших…»

Такие, часто никем не знаемые, святые тоже прославляют Бога своим существованием, а мы всех их прославляем сегодня, объединяя в своих молитвах.

Поясню это еще одним примером. Один великий подвижник молился Богу, чтобы узнать, как ему достигнуть совершенства. А святой этот был уже прославлен и от людей и от Бога за многие свои подвиги и духовные труды. И был ему голос: «Иди в такую-то весь, к живущим там двум женщинам и поучись у них… Ты еще не вошел в меру их подвига».

Придя туда, куда ему было указано, он увидел двух простых тружениц, занятых плетением корзин. Угодник спросил их: «Кто вы и как спасаетесь?» Недоумевая, эти скромные женщины не знали, что отвечать, но на повторные вопросы старца сказали: «Мы не сотворили ничего особенного, живем как все, трудимся. Мы жены двух братьев. Вот разве что за долгие годы совместной жизни ни разу не повздорили и не поссорились, ни разу не осудили друг друга». И старец ушел, поняв, как много надо ему сделать, чтобы достигнуть совершенства.

Вот много таких незаметных праведников и праведниц населяли, да и сейчас населяют нашу землю, и всех их мы сегодня прославляем. И не только прославляем, но и вдохновляемся их примером, так как их путь духовный — это путь каждого из нас и, каждый из нас должен найти его и найти силы идти к» жизни, не сходя с этого пути.

Вот две простые труженицы, и Господь поставил их примером для всех нас. И мы ДОЛЖНЫ следовать их примеру. Ведь мы являемся частицей великой нивы Господней, и только от нас зависит, станем ли мы сорняками или же цветами благоухающими. Наступит великий момент сбора урожая, и мы ДОЛЖНЫ быть класом многоплодным и благоухающим. Ведь и в наше время нас окружают подвижники, незаметно озаряющие нас духовным благоуханием своих подвигов.

Каждый из нас должен стремиться к такому совершенству, к такой святости, каждый из нас должен стать в строй великих угодников Святой Руси, чтобы не оказаться в момент жатвы плевелами, которые вырываются и будут сожжены. Мы должны стать доброй пшеницей, благоухающими цветами, чтобы и нас когда-нибудь причислили к этой великой плеяде святых угодников русских: именитых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших. Аминь.
Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля
23 июня 1968 г.

По изданию: Протоиерей Борис Старк. Вся моя жизнь — чудо. М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2009.

В Евангелии от Иоанна 15:16 Иисус говорит о том, что не люди Его выбирают, а Он выбирает служителей для приношения плода.

Стать священником — это выбор жизни, который делается по Божьему призванию и добровольным отречением от земных радостей. Им может стать мужчина, который имеет богословское образование и рукоположенный в сан священнослужителя.

Что означает служение Богу

Священник — это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Читайте о священстве:

  • Рукоположение во священника
  • Батюшка, священник и поп — в чем разница

Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:

  • кто-то умер и надо хоронить;
  • другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
  • там крестины;
  • третьего надо соборовать.

Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Главное, священничество — великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.

Кто может стать священником

Желание стать батюшкой рождается в сердце, наполненном познанием Бога и миссии на земле, как христианина.

Истинное понимание глубины посвящения Богу и людям свойственно мужчинам, которые обладают определенными моральными качествами:

  • крепкой верой;
  • смирением;
  • умением слышать Бога;
  • силой духа;
  • терпением;
  • любовью к людям и желанием служить им.

Глубокое понимание священнического служения доступно воцерковленным христианам, они согласны отказаться от многих, пусть земных радостей, чтобы во всей полноте принять счастье общения с Богом.

Будущий священник должен воспитывать в себе высокие моральные качества с ранней юности

В первую очередь, желающие стать батюшкой должны понять, что жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.

Священник — подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители, послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой. Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.

До получения образования богослова, мужчины должны проявить себя в служении, это должно быть потребностью и наслаждением, приоритетом в жизни. Невозможно представить в роли священнослужителя человека не воцерковленного, не живущего интересами церкви, не соблюдающего посты и молитвенные правила. Батюшкой не может стать человек, обладающий низкими моральными качествами, не умеющий укрощать свои греховные мысли.

Важно! Священнослужителем может стать христианин, познавший все каноны церкви через обучение в семинарии.

Как получить семинарское образование

Богословское образование открывает двери к получению сана священника.

Основные требования ко всем желающим:

  • возраст — 18-35 лет;
  • семейное положение — холост или единожды женат;
  • среднее образование;
  • психически здоров;
  • рекомендации от православного священника.

Обучение в духовной семинарии

При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.

Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.

Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.

На заметку! Август — время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.

Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.

Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.

Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.

Монах или священник

Находясь в звании семинариста, будущие священнослужители должны определиться с важной задачей, накладывающей печать на всю жизнь.

Выпускники до окончания семинарии, должны определиться, какой путь они выбирают, монашества или священства, черное или белое братство.

При решении быть женатым человеком, иметь семью, детей, дорога одна — стать батюшкой, вступив в брак до посвящения. При этом выдвигаются строгие правила как к будущему супругу, так и его жене.

Батюшка может иметь только одну жену

Будущая матушка до вступления в брак не должна иметь предыдущих семейных связей. Она не может быть вдовой или разведенной. Батюшка может иметь только одну жену. Даже если останется вдовцом, ему запрещено вступать в повторный брак.

Выбирая себе в жену девушку, будущий священник должен объяснить ей все индивидуальные особенности в роли матушки, а это запрет на вечеринки, определенные требования к одежде, поведению. Как правило, девушки-христианки, готовящиеся стать матушками, воспитываются в православных христианских семьях, знакомых с канонами церкви.

Внимание! Без разрешения ректора богословского учреждения семинарист не может жениться.

Невеста будущего священнослужителя должна осознавать всю ответственность своего звания, быть готовой:

  • следовать за мужем в самую глубинку;
  • находиться всегда на виду;
  • стать примером для других христианок в качестве жены;
  • принять то, что супруг будет постоянно занят церковными проблемами и другими людьми.

Другой путь — монашество, при котором жениться запрещено, молодой человек добровольно отказывается от радости главы семейства, отцовства, вверяя жизнь в Божьи руки.

Атрибуты священников:

  • Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна
  • Священнические поручи

После окончания духовного заведения

Получив распределение в приход, выпускники должны пройти определенные ступени иерархической лестницы.

Выбравшие путь священнослужителя вначале служат дьяконами, после чего их рукополагают на батюшек, высшая ступень — епископство, протоиерейство, настоятель.

В Таинстве Хиротонии — рукоположении участвует Святой Дух, который наполняет сердце будущего наставника мирян особой любовью к ним и делает батюшку носителем Божьей благодати.

Таинство хиротонии

Хиротония совершается епископом в алтаре во время Литургии.

Внимание! Члены черного братства, монахи, могут стать епископами, митрополитами и главами епархий. Патриарх выбирается из монашеской братии, для священников этот путь закрыт.

Богословское образование является обязательным условием при получении сана, хотя, глава прихода может взять на себя ответственность и произвести обряд посвящения в священники без специального образования.

Эта практика присуща немногим церквям, и опыт показывает, что батюшке без богословского образования обойтись трудно.

Где можно получить духовное образование

Помимо России, духовное образование можно получить в Беларуси. Минск — столица, в которой есть не только училище, семинария, но и академия.

Белорусский государственный университет один из немногих вузов бывших стран СНГ, открывший институт теологии. Витебск, Слоним готовы принять желающих получить среднее богословское образование в специальном училище. Стать слушателями училищ могут и девушки.

Шанс стать священником в зрелом возрасте

История Церкви хранит случаев, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.

При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.

На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.

Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.

Как стать священником

Как стать православным христианином. Краткая памятка

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации смысла жизни с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

***

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных заповедей.

***

Духовным рождением является Таинство Крещения. Если Вы ещё некрещены, то лучше сделать это после прохождения катехизических курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в вере, то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

***

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство благодатной защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

***

Духовник. Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того священника, которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти ответ в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

***

Духовная жизнь христианина основывается на 4-х составляющих:

  • молитве
  • милосердии
  • духовном чтении
  • участии в Церковных Таинствах.

а) Молитва – это не просто ритуал; т.к. Бог – личность, то молитва – это общение с Отцом Небесным, который желает Вашего исправления и безмерно любит Вас. В идеале личная молитва должна стать непрестанной; в любом случае молитва должна быть регулярной (утреннее и вечернее правило, перед и после всякого дела и приёма пищи). Общественная молитва в храме по минимуму должна состоять из ежевоскресного участия в Литургии.
Для сознательного участия в богослужении приобретите толковыймолитвослов и книгу с объяснением основных богослужений или книгу о Церкви для новоначальных, куда это уже включено.

б) Милосердие выражается как в материальной милостыне, помощи трудом, так милостыне духовной – молитве за ближних и помощи им в духовном возрождении.

в) Священное Писание (Библия) должна стать вашей настольной книгой, его следует читать ежедневно. Для лучшего его понимания следует начать её чтение с Нового Завета, после подробного его изучения можно переходить к Ветхому Завету. Используйте толкования для изъяснения всех нюансов текста.

г) Внимательно и серьёзно подготовьтесь к Таинству Покаяния (Исповеди), которое должно явиться рубежом, отделяющим вас от прежней, греховной жизни. От каких-то грехов удастся отказаться сразу же, другие потребуют борьбы. По словам св. Серафима Саровского, святой человек отличается от прочих только одним – решимостью. Высшей формой Богообщения является соединение со Христом – Таинство Святого Причащения, – оно должно стать насущной регулярной потребностью.

Ослабление любой из этих четырех составляющих ведёт к искривлению духовного пути; например нонсенсом является причащающийся человек, не читающий Евангелие или немилосердный молитвенник.

***

Задача христианина в аскетическом плане – избавиться от страстей, которые сковывают его в движении к Богу, т.к. Бог чужд какого-либо зла, и стяжать (приобрести) добродетели. Усвойте 2 важнейших аскетических принципа: регулярность и постепенность возрастания. Старайтесь избегать рывков, лучше умеренно поститься весь первый пост, чем через неделю прекратить его, не выдержав строгой монастырской нормы. Ставьте себе чёткие и исполняемые цели. Это касается всех составляющих духовной жизни.
Помните, что борьба со страстями является лишь средством, её цель – приобретение добродетелей.

***

Критерием правильности духовного пути является умножение любви к Богу и ближнему, причём эта любовь не просто эмоциональная, а деятельная и жертвенная. По словам преподобного Амвросия Оптинского «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Можно сказать, что единственное, что мы сможем вынести из этого мира в вечность – только любовь, которую мы смогли стяжать.

***

Помните: падения неизбежны, но нельзя впадать в уныние и зацикливаться на своём несовершенстве. Каждое падение должно стать стимулом для большей решимости следовать за Христом. Ведь «если Бог за нас, то кто против нас» (Рим. 8:31)!

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к обожению (святости), богопознанию на основании христоцентричности.

***

Учитесь, процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. Церковью накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.