Кто такой авраам в Библии?

И снова мне не хватило одного поста 🙂
Дети Авраама
Авраму было 75 лет, когда Бог призвал его идти в Ханаан — «землю обетованную», владеть которой, по Его обетованию, будут потомки Аврама, а будет столько, сколько звезд на небе и песчинок в пустыне. Но Аврам и Сара до сих пор были бездетны.
«В истории Ветхого Завета мы не раз сталкиваемся еще с одной проблемой, косвенно связанной с первородным грехом, и как ни странно, это проблема детей, потомков. Во-первых, после того, как человек отпал от Бога, он в своей жажде бессмертия сменил индивидуальный аспект на аспект родовой. Потеряв доступ к древу жизни, древний человек решил позаботиться о «бессмертии на земле», что означало главным образом бессмертие в своих детях и внуках. Во-вторых, потеря райского брачного идеала привела к тому, что смысл брака также стал видеться не в единении, а в потомстве, как можно большем. Наличие и количество детей «гарантировало» бессмертие и в глазах окружающих выглядело как знак Божьего благословения. Напротив, отсутствие детей могло означать проклятие: человек оказался недостоин продолжения на земле!»
Через 10 лет, уже в Ханаане, Сара отчаилась и отдала Авраму свою служанку Агарь, чтобы та зачала от него ребенка (по обычаю, дети мужа от служанки в таком случае считались бы законными детьми от ее госпожи). У Агари родился сын Измаил («да услышит Бог»), впоследствии ставший прародителем бедуинов и северных арабов; в мусульманской традиции к нему возводится родословие пророка Мухаммеда, а также история возникновения священного источника Замзам.
Когда Авраму было 100 лет, а Саре 91, наконец Бог совершает обещанное чудо, и у них рождается долгожданный сын Исаак («тот, кто рассмеется / возрадуется»).
Любимая жена Аврама, Сара умерла в 127 лет. Аврам дожил до 175 лет, но успел до этого времени завести еще шестеро детей (от них произошли другие арабские племена) от Хеттуры, наложницы, которую он «взял в жены» (скорее всего, в том смысле, что имел с ней связь, а не заключил брак).
Причем, единственным наследником (и в земном, и в духовном смысле) является только Исаак, его сын от Сары; всех других детей Авраам отослял «в земли восточные», оделив подарками — но отдалив от себя и Исаака. Объясняется это тем, что именно от Исаака должен произойти «избранный народ», через который спустя века явится Мессия; все другие дети были рождены обычным, человеческим путем, и только Исаак — чудесным образом рожден от бесплодной до этого Сары, причем много после менопаузы; Бог избрал Авраама, и Бог же подарил ему сына Исаака, которому и принадлежит задача продолжить духовную миссию своего отца.
***
Завет Бога с Авраамом
Явившись Авраму «под дубом Мамрийским», Бог заключает с ним завет, который заключался в следующем:
— Аврам будет «отцом множетсва народов», и завет Господа распространяется и на его потомков; с этого момента Аврам и Сара («отец выси», «высокий отец» и «сражающаяся») нарекаются Богом Авраамом и Саррой («отец множества» и «госпожа»; наречение имени имеет в Библии очень большое значение, тем более — наречение Богом нового имени)
— потомкам Аврама обещается владение Ханааном — «землей обетованной»
— символом завета утверждается обрезание всех мужчин в доме Аврама (символом завета с Ноембыла радуга)
***
Три ангела
Бог явился Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), чтобы еще раз предречь скорое рождение его сына Исаака, а также кару на города Содом и Гоморра; но на сей раз Он говорил с Авраамом через своих посланников — ангелов (и греческое angelos, и еврейское «малах» (вот откуда турецкое melek!) означает «вестник», «посланник»), которые пришли к Аврааму в человеческом облике, в виде трех мужей. Авраам принял их в своем доме и оказал широчайшее гостеприимство.
Почему именно три ангела? По еврейскому толкованию, каждый ангел посылается с какой-то одной миссией. В данном случае первый ангел был послан к Аврааму, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй — чтобы вывести Лота из обреченного Содома, третий — чтобы наказать Содом.
А вот о чем я даже не догадывалась — так это о том, что именно сюжет о трапезе, которой посланников Бога угощает Авраам, лег в основу знаменитого иконописного изображения св. Троицы: «В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица. … Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества.» (см. Православная иконография Троицы)

(Троица Андрея Рублева)
***
Преступление и наказание Содома и Гоморры и история Лота
В чем же состоял грех жителей Содома? Под «содомией», «содомским грехом» чаще всего подразумевают гомосексуализм и всяческие «аморальные» сексуальные практики; но из библейского текста и комментариев к нему видно, что речь идет не только или не столько о гомосексуальных связях и разврате, сколько о сексуальном насилии и насилии вообще, а также о притеснении слабых, нуждающихся и пришельцев-иноземцев (читай, абьюз, дискриминация и ксенофобия), короче, «Город грехов», Gotham city прямо таки (это я сейчас под впечатлением от сериала Gotham, родины Бэтмена:)
История спасения Лота из Содома в ночь перед его разрушением: Лот представляет собой образ живущего праведно, но не полагающегося на Бога, не доверяющего Ему полностью — в противоположность Аврааму. Поэтому Авраам обратил многих людей в веру, а Лоту не удалось убедить даже своих зятей, жителей Содома. Жена Лота, обращенная в соляной столп, когда на пути к спасению она, против запрета, оглянулась на погибающий город — т.е. ее сердце оставалось с его падшими обитателями; символически это означает, что желая спасти свою душу, нельзя «оглядываться» на грехи, зло, от которого пытаешься спастись, избавиться, иначе оно «утянет» тебя назад.

(Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры)

(Столп «Лотова жена» на горе Содом)
Кстати, Содом и Гоморра входили в «Пятиградие», которое также включало города Адма, Севоим и Сигор; все они были разрушены, кроме Сигора — «малого города», т.е. не столь погрязшего во зле и пороке. На месте долины Сиддим, где находились уничтоженные города, образовалось Мертвое море.

***
Жертвоприношение Исаака
Это, наверное, самая знаменитая история, связанная с Авраамом, и одна из самых известных из Ветхого завета. И одна из самых спорных, сложных, непонятных. На основе прочитанного, попробую сформулировать ее религиозное прочтение:
Исаак появился на свет по воле Бога, в результате чуда (от старых родителей, от бесплодной матери, вопреки всем биологическим законам), и как сын принадлежит не столько своему отцу Аврааму, сколько Богу; его рождение и судьба противоречат физическим и историческим законам, находятся вне их — равно как и судьба его сына Иакова (получивший имя Израиль), и вообще народа Израиля, «избранного народа» (шире — всех верующих в истинного Бога). Соответственно, готовность Авраама принести в жертву Богу собственного сына — это, своего рода, «отдать Богу Богово», ибо само существование на свете Исаака — чудо Божье, дело рук Бога.
Несмотря на это, Исаак — любимейший сын и вообще, вероятно, любимейшее существо для Авраама; повиноваться Богу в такой ситуации, причем своими руками заколоть своего сына — это требует полного самоотречения, отрешения от всех своих привязанностей, кроме самого Бога.
Со стороны Авраама это и величайший подвиг веры, полное упование на Бога; его слова «Господь Сам усмотрит себе агнца» (тут, кстати, еще один мостик в Новый Завет, к «Агнцу Божию» — Христу) — свидетельство его веры в то, что даже когда человеческий разум не видит никакой возможности чуда, никакого выхода, и дело кажется однозначно безнадежным, Бог устроит все по Своей воле; надо только полностью полагаться на него.
Почему у Авраама были основания для веры в то, что Бог каким-то одному Ему ведомым образом устроит все, что сотворит какое-то чудо? Потому, что не единожды Бог предрекал Аврааму многочисленное потомство, и это потомство должно было произойти через Исаака — чудом зачатого и рожденного сына; все обетования Бога Аврааму сбывались — он всю жизнь следовал призыву и всегда получал помощь. Соответственно, Исаак не мог просто умереть сейчас… воля Бога в повелении принести его в жертву была непостижима, как никогда, а исполнение его требовала огромного подвига веры, воли к вере.
«Каждый из нас обернулся бы к Богу, к звуку голоса, и сказал бы: Да помилуй, Господи, Ты же Себе противоречишь! Ты же Сам мне обещал, что этот мальчик будет началом целого бесчисленного племени!.. Авраам поверил Богу больше, чем он мог поверить слышанным словам, больше, чем он мог поверить себе самому. Он взял Исаака, поднялся в гору, и этим показал не только то, что способен веровать, то есть быть совершенно уверенным, что с ним говорит Бог, он показал, что вырос в такую меру общения, близости с Богом, что смог Ему поверить без остатка, довериться Ему даже против всякой логики, против всякой очевидности.» (Антоний Сурожский. Уроки Ветхого Завета)

У Иосифа Бродского есть очень интересное стихотворение «Авраам и Исаак»; не менее интересно прочитать о его создании (из биографической книги о Бродском); цитата оттуда: «в интерпретации британского литературоведа Валентины Полухиной Бродский предстает как писатель более христианский, чем Кьеркегор: «В своей поэме, стремясь разгадать смысл истории Авраама, Бродский изменяет перспективу восприятия. В центр повествования ставится не отец, а сын. Так же, как Авраам доверяет Богу, Исаак доверяет своему отцу. Прочитав поэму, мы начинаем приходить к выводу, что, возможно, ответ на мрачную загадку Бога всегда лежал на поверхности. В конце концов, Бог потребовал от Авраама только того же, что и от Себя самого: принести собственного сына в жертву вере»».

(Рейтерн Е. Авраам приносит в жертву Исаака)
Тема о значении понятия жертвы в Библии, а также значения этого события для Авраама и Исаака глубоко раскрыта в этой главе у Щедровицкого:
«Да, Исаак пережил смерть; но пережил не реально и не буквально, а духовно. Он испытал ужас смерти и сразу же вслед за тем — величайшую радость возвращения к жизни. Свершилась величественнейшая из мистерий древности — смерть и воскресение Исаака,— указывающая на будущую мистерию Голгофы.
И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. Этот овен также был прообразом Мессии, «заменяющего» своей жертвой потомков Авраама, которым иначе грозила бы духовная гибель. Овен «запутался в чаще», ибо одновременно был и символом всех тех, кто, блуждая по земным путям, не видит выхода из зарослей грехов, заблуждений и страданий и тем не менее способен в решающий момент принести жизнь свою на алтарь Божий, умереть во освящение Его имени. Таковы были многие мученики, освятившие свою жизнь смертью во славу имени Божьего. Ибо когда-то наступал для них тот миг, когда требовалось принять главное решение: умереть во освящение имени Божьего или отречься от Бога. И эти люди, какой бы ни была до того их жизнь, избирали путь святой смерти и духовного воскресения. И поэтому овен, запутавшийся в чаще своими рогами и легший на алтарь Божий вместо Исаака, указывает на Христа, а вместе с тем — и на мучеников будущих времен.»
Также: «Овен прообразует Христа, освобожденный от цепей Исаак — искупленное человечество. Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский сравнивает Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества.»
И еще: «Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа. А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.
…А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов, если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать – именно потому, что Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать.» (А.Десницкий)

Еще об Аврааме и значении его истории:
Из «Толковой Библии» Лопухина: azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_01/22
Андрей Десницкий. Призвание Авраама, Жертвоприношение Исаака
Прекрасное и подробное жизнеописание с иллюстрациями и картами, часть которых я позаимствовала в этом посте: www.hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1172743
Антоний Сурожский в беседе «Уроки Ветхого Завета»: azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/o-slyshanii-i-delanii/2_2
***
Гора Мориа — Храмовая гора в Иерусалиме
А где происходило жертвоприношение Исаака? «На горе Мориа», на это место указал Аврааму Бог. Впоследствии, почти тысячу лет спустя, именно на этом месте, царем Соломоном был построен Иерусалимский Храм, просуществовавший с 950 г. до н.э. до 586 г. до н.э.; Второй Храм был построен на его месте в 516 г. до н.э. и разрушен в 20 г. н.э., но обо всем этом мне еще предстоит прочитать, поэтому пока не буду углубляться в вопрос.
Это место, известное с тех пор как Храмовая гора, также примечательно тем, что, по еврейскому преданию, именно с него началось сотворение мира — а именно, с участка скалы под названием Камень Основания, краеугольный камень мироздания.
А в конце VII века на этом самом месте была воздвигнуто мусульманское святилище, получившее название Купол Скалы и мечеть Аль Акса — третья из важнейших мусульманских святынь; дело в том, что именно отсюда был вознесен на небеса пророк Мухаммед (это событие называется мирадж; ему предшествовало чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим в компании архангела Гаврииал — исра). В XII веке там отметились мои любимые тамплиеры, устроив свою штаб-квартиру именно в зданиях Купола Скалы, временно перешедшей к ним в руки (оно и понятно, тамплиеры — рыцари Ордена Храма Соломона; хотя Купол Скалы не был фактически тем самым Храмом Соломона, таковым его считали современники-европейцы).

(Храмовая гора в наши дни. На месте иудейского Храма сейчас — мечеть Аль Акса, комплекс Купол Скалы)
***
Авраам и Исаак vs Ибрахим и Исмаил
В мусульманской традиции Авраам назван Ибрахимом, а его сыновья Исаак и Измаил — Исхак и Исмаил (ср. еврейское произношение: Ицхак и Ишмаэль). В Коране также рассказываются истории их рождения: Исаак — от Сарры, Исмаил — от ее служанки Хаджар (Агарь). Повторяется и история с ревностью Сарры и изгнанием Исмаила с его матерью, только говорится, что Авраам-Ибрахим сам проводил их, причем не до Вирсавии (Беэр-Шева) в Палестине, как в Библии, а до самой Аравии (по Библии туда она направилась уже после), а там оставил одних в пустыне. Дальше повторяется история с отчаянием и молитвой Агари-Хаджар и ее сына, и даровании им священного источника воды — Замзам. Кроме того, Ибрахим построил святилище Каабу вместе со своим сыном Исмаилом; с ними же связан и паломнический ритуал хаджа, следуя главным событиям их жизни.
В Коране прямо не указано имя сына, которого Ибрахим собирался принести в жертву; но преобладающее мнение — что это был не Исаак-Исхак, а именно Исмаил, от которого и произошли многие арабские племена.


(Фреска в музее Хафт Танан (Семь могил) в Ширазе)
***
O tempora, o mores, или «восток — дело тонкое»?
В истории Авраама и его семейства и потомков встречается немало деталей, прямо шокирующих читателей, особенно современных; в данном случае я имею ввиду не ситуации, имеющие символическое и концептуальное значение (например, проявление абсолютной веры и доверия Богу в действиях Авраама, особенно в его готовности принести в жертву сына), а подробности личной жизни. Некоторые можно объяснить обычаями культуры и эпохи, некоторые вызывают недоумение: ведь речь идет, вроде бы, о «хороших людях», избранных Богом для осуществления своей воли, праведных или их близких. Несколько примеров «бурной личной жизни» библейских героев:

  • близкородственные браки: Авраам женат на своей сводной сестре; своего сына он женит на собственной племяннице… (но это культурная норма времени и места) (к тому же, в дальнейшем «избранный народ» должен был хранить чистоту веры и выбирать супругов из своей среды, а не язычников)
  • у мужа, кроме жены (или жен) есть еще и наложницы (у Авраама — Агарь и Хеттура, хотя первая стала наложницей по настоянию самой жены, а вторая — уже после смерти Сары; тоже культурная норма)
  • дважды Аврам выдает свою жену за сестру, чтобы спасти свою жизнь и благополучие в чужой стране (но каждый раз Бог предотвращает посягательство на ее честь и история заканчивается благополучно; к тому же, способствует обращению к вере правителя, пожелавшего взять Сару в гарем) (это обычно объясняют, опять же, упованием Аврама на Бога — что он не допустит бесчестия Сары… но скорее, это пример не веры, а малодушия)
  • дважды женщина с ребенком фактически выставляется за дверь (Агарь; в первый раз она сбегает от притеснений своей госпожи Сары, второй раз выдворяется уже официально) (впрочем, и это Бог обращает во благо, и от Агари происходит целый народ; так что это можно считать действием Промысла, хотя Сару и не оправдывает, она проявляет банальную ревность и жестокость)
  • Лот, защищая своих гостей (ангелов) от посягательств развратных жителей Содома, предлагает взамен своих дочерей-девственниц, которые, притом, имели женихов (логика востока? гость дороже родной дочери?) (впрочем, дочери впоследствии тоже себя проявляют сомнительным образом: спасшись из Содома и скрываясь в пещере, напоив отца, они зачинают от него детей, от которых происходят племена моавитян и аммонитян — враждебные Израилю языческие народы)
  • при содействии своей матери Ревекки, Иаков обманом получает от отца, Исаака, благословение на первородство (хотя оно по праву принадлежало его брату Исаву) (опять таки, все оказывается к лучшему)
  • чтобы жениться на избраннице, Иаков вынужден семь лет за нее отработать у ее отца, который в итоге подменяет невесту и вручает свою вторую, некрасивую дочь; Иаков женится на ней, но остается работать еще семь лет, чтобы получить свою возлюбленную, которая становится уже второй женой; в итоге бонусом ему достается еще две наложницы; от всех этих женщин у него рождаются дети (впрочем, «покупка» невест, также как и многоженство и наличие наложниц, это тоже приметы времени)

Дальше тоже было много интересного, но я еще не дочитала 🙂
Так вот. Даже если объяснить и оправдать определенные действия героев Ветхого Завета нормами, приоритетами и обычаями их времени и культуры, сильно отличающимися от современных нам (а также тех, что были введены уже во время Нового Завета — т.е. до них еще предстояло дорасти), все равно нам встречается множество проявлений обыкновенных человеческих слабостей и пороков: зависть и ревность, гнев и мстительность, хитрость и обман… Может даже сложиться впечатление, что «во имя Божие все средства хороши» — ведь Бог продолжает вести всех этих людей по Своему пути, невзирая на то, что они далеко не всегда проявляют во всем добродетель и святость.
Но: не помню, когда и где я впервые прочитала эту мысль, но она тогда меня очень впечатлила, и впечатляет до сих пор: повествование Ветхого Завета — это очень честный рассказ. Без приукрашиваний, как есть. Путь народа Израиля не был ровной дорожкой, шедшие по нему постоянно спотыкались, падали, сворачивали с пути, предавали свой Завет, и снова возвращались и карабкались дальше; главное — что так или иначе они дошли до Нового Завета. Серди них были обыкновенные и необыкновенные люди, и самые прославленные из них были всего лишь людьми, и на слабости и подлости, которые совершают иногда все люди, дети Адама, писатели книг Ветхого Завета не закрывали глаза, просто сохраняли и эти детали рассказа. «Праведником человек назван не потому, что он безгрешен, а потому, что в процессе длительного Божественного воспитания его жизненный путь становится примером.»