Кто такой боттичелли?

Картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян» (1474)

Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции. Одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария. Это первое документально подтвержденное религиозное произведение художника, отныне прочно утвердившееся в художественной панораме Флоренции.

На картине изображен мученик III в. н. э. Себастьян, командир преторианцев знатного рода, уверовавший во Христа. Император Диоклетиан приговорил его к казни. Юношу привязали к столбу в Колизее, и отряд легионеров выпустил в него тысячу стрел. Севастьяна оставили умирать. Мать одного казненного христианина выходила его. Она убеждала его бежать из Рима, но Себастьян открыто заявил о своей вере. На ступенях императорского дворца он выступил в защиту осужденных христиан. Диоклетиан вторично приказал казнить Себастьяна. Братья по вере нашли его тело и похоронили в катакомбах рядом с могилами Св. Петра и Св. Павла.

Себастьян был канонизирован Католической церковью. В V веке на его могиле построен храм. В прошлом Святого Себастьяна призывали на помощь больные чумой, он считается покровителем солдат, лучников, гончаров.

Обычно этого святого изображали юношей, привязанного к столбу и пронзенного стрелами. Фигура Святого в трактовке Боттичелли облегчена, пропорции его прекрасного тела удлинены.

Фигура Себастьяна, его поза, и даже ствол дерева, к которому он привязан, почти точно повторяет картину Поллайоло; но у Поллайоло Себастьян окружен воинами, они расстреливают его — и он испытывает страдание: ноги его дрожат, спина судорожно выгнута, лицо поднято к небу. Фигура боттичеллевского героя выражает полное безразличие к окружающему, и даже положение его связанных за спиной рук воспринимается скорее как жест, выражающий глубокое раздумье; такое же раздумье написано и на его лице, с чуть приподнятыми как будто в скорбном удивлении бровями. Художник не превозносит пронзенного стрелами героя, а словно скорбит о погубленной красоте.

предыдущая / главная / следующая страница

Картины Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

В самые плодотворные свои годы Боттичелли неоднократно возвращался к теме Поклонения волхвов. По этим произведениям можно проследить, как росло мастерство художника, насколько различались композиции, созданные в разные годы.

Одна из картин Боттичелли «Поклонение волхвов», написанная в 1470-1475 годы, сейчас хранится в Лондонской Национальной галерее. Заметно, как увлекся художник учением Леона Батиста Альберти. В отличие от ранней своей работы, созданной в ученические годы, теперь он предпочитает располагать главных наиболее важных лиц сцены в центре, на возвышении.

Боттичелли создал впечатляющую многофигурную композицию, изобразил большое количество второстепенных персонажей в различных одеяниях, в разных позах, между ними ощущается некоторое напряжение, однако они еще далеки от согласованности более зрелых его работ. Волхвов, принесших дары Младенцу, можно определить по их месту расположения – перед Богоматерью и Младенцем – они практически теряются в столь многолюдном собрании.

Как и в других работах на эту же тему, Боттичелли непременно изображает развалины античного стиля. Предположительно, это указывает на средневековую легенду, согласно которой в момент рождения Спасителя в Риме разрушился языческий храм.

Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между Гаспаре ди Дзаноби дель Лами — банкиром, близким к семье Медичи, и предназначалось для фамильной капеллы в флорентийской церкви Санта Мария Новелла. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц, хотя их точная идентификация затруднена.

Бесспорно, старший из волхвов в роскошном черном одеянии, склонивший колени перед Младенцем – это Козимо Медичи, дед Лоренцо Великолепного, основатель династии правителей. Расположенный в центре спиной к зрителю другой мудрец в красной мантии — Пьетро Медичи, сын Козимо и отец Лоренцо. Самого Лоренцо Великолепного видели в профильном изображении третьего царя в черно-красной мантии. Слева же, на переднем плане, скрестив руки на рукояти меча, расположен Джулиано Медичи, родной брат Лоренцо, — об этом легко догадаться, если взглянуть на его портрет кисти того же автора.

Портрет заказчика картины, Гаспаре дель Лами, предполагают в седовласом персонаже в светло-голубых одеждах, повернувшегося лицом к зрителю, в правой части картины. Предполагают, что крайний справа молодой человек, напряженно взирающий на зрителей — автопортрет самого Боттичелли.

Однако большое количество портретов исторических лиц не должно отвлекать внимание от замечательного композиционного построения картины, свидетельствующего о достигнутом к тому времени художником высоком уровне мастерства. Мадонна с Младенцем уже не теряется в толпе, как в лондонском Поклонении. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве; отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв.

В работе очевидно стремление к реализму: оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли (при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов), но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости. Однако в расположении фигур чувствуется искусственность, особенно в сцене справа.

Спустя несколько лет Боттичелли написал следующую картину на ту же тему — «Поклонение волхвов», (1481-1482, Национальная галерея, Вашингтоне). Сравнивая предыдущую картину с ней можно проследить рост мастерства художника. В ней, возможно, также присутствуют портреты, каждый персонаж, как и в предыдущей картине, исполненный красоты и благородства, по-своему поклоняется Иисусу. По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения.

Слева: Поклонение волхвов. Боттичелли. 1470-75. Национальная галерея, Лондон
В центре Поклонение волхвов. Ок. 1475-78. Боттичелли. Галерея Уффици, Флоренция
Справа: Поклонение волхвов. 1481-82. Боттичелли. Национальная галерея, Вашингтон

предыдущая / главная / следующая страница

Сандро Боттичелли Botticelli, Alessandro  (1445-1510)

Сандро Боттичелли (1445-1510) – это один из наиболее выдающихся флорентийских художников, творивших во времена эпохи Раннего Возрождения. Прозвище Боттичелли, что в переводе на русский язык означает бочонок, изначально принадлежало старшему брату художника Джованни, который обладал крупным телосложением. Настоящее имя живописца – Алессандро Филипепи.

Детство, юность и обучение мастерству

Родился Боттичелли в семье кожевника. Первое упоминание о нём было обнаружено спустя 13 лет после рождения мальчика, в 1458 году. Юный Боттичелли был крайне болезненным ребёнком, однако прилагал максимум усилий для обучения чтению. Приблизительно в этот же период Сандро начал подрабатывать в мастерской своего другого брата Антонио.

Ремеслом Боттичелли заниматься было не суждено, и он это понял спустя некоторое время работы подмастерье. В начале 60-х годов XV столетия Сандро начал обучение у одного из величайших художников той эпохи – Фра Филиппо Липпи. Стиль мастера сказался на юном Боттичелли, что позже проявилось в ранних работах художника.

Уже в 1467 году юный флорентийский художник открыл мастерскую, а среди первых его произведений значатся «Мадонна с младенцами и двумя ангелами», «Мадонна Евхаристии» и некоторые другие картины.

Начало самостоятельного творческого пути

Первый проект Сандро выполнил уже в 1470 году, а его работа предназначалась для зала суда. Дела у Боттичелли пошли как нельзя хорошо, и в скором времени он стал востребованным мастером, слава о котором постепенно начала доходить до королевского дворца.

Первый собственный шедевр Боттичелли создал в 1475 году. Им стала картина, получившая название «Поклонение волхвов». Заказчик был достаточно богатым и влиятельным банкиром, имеющим связи с тогдашними правителями города, с которыми он познакомил талантливого парня. С тех пор творец был близок к правящей семье Медичи и выполнял заказы специально для них. Главными работами этого периода можно назвать картины «Весна» и «Рождение Венеры».

Приглашение в Рим и пик славы

Слухи о молодом, но очень талантливом художнике быстро распространились до самого Рима, куда его в начале 80-х годов позвал папа Сикст IV. Боттичелли было поручено в сотрудничестве с другими известными личностями своего времени выполнять оформление недавно возведённого сооружения, известного и по сегодняшний день – Сикстинской Капеллы. Сандро принял участие в создании нескольких знаменитых фресок, в числе которых были «Юность Моисея» и «Искушение Христа».

Уже в следующем году Боттичелли вернулся в родную для себя Флоренцию, вероятной причиной чего стала смерть его отца. Хотя в это же время он был буквально перегружен заказами в родном городе.

В середине 80-х годов XV века Боттичелли был на пике славы: заказов было столько, что самостоятельно художник попросту не успевал писать все картины. Большую часть работы выполняли ученики выдающегося творца, а сам Боттичелли занимался лишь созданием самых сложных элементов композиций. Среди наиболее известных работ художника, которые были созданы им в 80-е годы, значатся «Благовещение», «Венера и Марс» и «Мадонна Магнификат».

Позднее творчество

Серьёзные испытания в жизни постигли творца в 90-е годы, когда он потерял горячо любимого брата, от которого ему досталось столь забавное прозвище. Немного позже художник начал сомневаться в том, была ли вся его деятельность оправданной.

Совпало это все с крайне важными событиями, приведшими к свержению династии Медичи. К власти пришел Савонарола, яростно критиковавший расточительство и продажность прежних правителей. Недоволен он был и папством. Власть этому правителю обеспечила народная поддержка, переметнулся на его сторону и Боттичелли, но правил Савонарола совсем недолго: спустя всего несколько лет он был свергнут с престола и заживо сожжён на костре.

Печальные события глубоко ранили живописца. Многие в то время говорили, что Боттичелли был одним из «новообращённых», о чём можно было судить по последним работам творца. Именно это десятилетие стало решающим в жизни художника.

Последние годы жизни и смерть

В последние 10-12 лет жизни слава великого живописца начала постепенно угасать и о былой популярности Боттичелли мог только вспоминать. Современники, заставшие его последние годы жизни, писали о нём, что он был совсем нищим, передвигался на костылях и никому не было до него ни малейшего дела. Последние работы Боттичелли, в числе которых было «Мистическое Рождество» 1500 года, не пользовались популярностью, и никто не обращался к нему по поводу заказа новых картин. Показателен был и тот случай, когда тогдашняя королева при выборе художников для выполнения своего заказа, всячески отвергала предложения Боттичелли.

Умер некогда известный живописец в 1510 году в полном одиночестве и бедноте. Похоронен он был на кладбище возле одной из флорентийских церквей. Вместе с самим творцом полностью умерла и слава о нём, которая была возрождена только в заключительных десятилетиях XIX века.

Существуют несколько картин, с которыми у людей ассоциируется эпоха Возрождения. Эти картины всемирно известны и превратились в настоящие символы того времени. Для написания большинства картин художники приглашали в качестве натурщиков людей, чьи имена до нас не дошли. Они просто были похожи на персонажей, требовавшихся художнику и все. А поэтому как бы нас не интересовала их судьба, сейчас о них практически ничего не известно.

Сандро Боттичелли и его «Венера», Симонетта Веспуччи

Примером этого может служить известная картина Микеланджело, украшающая потолок Сикстинской капеллы, «Сотворение Адама», или же творение того же автора – статуя Давида. Теперь уже неизвестно, кто же послужил моделью для создания этих произведений.

То же самое и с известнейшей картиной Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Сейчас ходит множество слухов о том, что натурой для написания была Лиза Жерардини, но в этой версии существует больше сомнения, чем уверенности. Да и сама загадочность картины скорее связана с самой личностью Леонарда да Винчи, нежели с его моделью.

Однако на фоне всей этой неопределённости, история создания известной картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» и модель, послужившая прообразом Венеры, вполне ясна. Ею была Симонетта Веспуччи, всеми признанная красавица той эпохи. К сожалению, картина писалась не с натуры, потому что к этому моменту муза Боттичелли была уже мертва.

Боттичелли родился во Флоренции и всю жизнь ему покровительствовала влиятельнейшая семья в городе того времени – Медичи. В том же городе жила и Симонетта, её девичья фамилия была Каттанео, она была дочерью генуэзского дворянина. Симонетта в шестнадцать лет вышла замуж за Марко Веспуччи, влюбленного в нее без памяти и хорошо принимаемого её родителями.

Все мужчины города сходили с ума от красоты и доброго характера Симонетты, даже братья Джулиано и Лоренцо Медичи подпали под её обаяние. В качестве модели для художника Сандро Боттичелли Симонетта была предложена самой семьей Веспуччи. Для Боттичелли это стало роковой встречей, он влюбился в свою модель с первого же взгляда, она стала его музой. В то же время на проходившем в 1475 году рыцарском турнире Джулиано де Медичи выступал с флагом, на котором также был изображен рукой Боттичелли портрет Симонетты с надписью на французском языке, означавшей «Несравненная». После его выигрыша на этом турнире, Симонетта была объявлена «Королевой Красоты», а слава о ней как о самой красивой женщине во Флоренции распространилась по всей Европе.

И как уже упоминалось выше, к сожалению Симонетта вскоре умерла, в 1476 году в возрасте всего 23 лет, предположительно от туберкулеза. Боттичелли никогда не смог уже её забыть и всю жизнь прожил один, умер он в 1510 году.

Без сомнения, художник с уважением относился к браку Симонетты и никак не проявлял своей любви, кроме написания множества картин с её изображением. Так на известном полотне «Венера и Марс» он изобразил героев, чье сходство с Симонеттой и самим автором в роли Марса никем не ставится под сомнение.

А в 1485 году Боттичелли и написал знаменитую картину «Рождение Венеры», которую посвятил памяти своей возлюбленной, спустя девять лет после её смерти. Любовь Боттичелли была так велика, что он попросил похоронить себя в усыпальнице, где была похоронена Симонетта Веспуччи, «в ногах» её захоронения.

Известно, что Боттичелли написал более 150 работ, но большинство из них были уничтожены представителями католической церкви, обвинившей работы в язычестве и светскости. «Рождение Венеры» была чудом спасена, по слухам, её защитил Лоренцо де Медичи в память о своем брате и любви к Симонетте.

Сандро Боттичелли

Эпоха итальянского Возрождения неразрывно связана с именем Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Несмотря на то, что талантливый художник признан одним их самых ярких представителей флорентийской школы живописи, его произведения были незаслуженно преданы забвению в течение почти трех столетий.

Интерес к творчеству Боттичелли возродился в середине XIX века. Великолепные полотна мастера входят в коллекции многих музеев мира, и по праву считаются истинными шедеврами изобразительного искусства.

Биография художника

Настоящее имя живописца – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi). Основным источником информации о биографии мастера и его творческом пути является историко-искусствоведческая книга Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) «Жизнеописания».

Юношеские годы и образование

Будущий художник родился в 1445 году, во Флоренции (Firenze), в семье небогатого ремесленника. Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался дублением кожи, держал небольшую мастерскую, но дело не приносило огромных доходов. Из четырех детей Сандро (сокращенно от Алессандро) был самым младшим ребенком. Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя коммерции.

Начальное образование Сандро было вполне традиционным для того времени, как и все дети семьи Филипепи, он посещал приходскую школу доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella).

Когда отец умер, заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына Джованни. Став к тому времени зажиточным купцом, он отличался крупным телосложением, за что получил прозвище «botticelle», означающее в переводе на русский «бочонок», которое впоследствии перешло другим братьям.

Любите Италию? Приглашаем подписаться на наш Instagram, а также скачать лучшее приложение для телефона с советами перед поездкой в Италию. Ждём вас в стране солнца и вина, Артур и Яна.

С ранних лет Сандро проявлял склонность к искусству. Талантливого 12-летнего подростка сперва отдали на обучение в ювелирную мастерскую старшего брата Антонио. Позже, в 1462-1464 годах по рекомендации Джорджио Антонио Веспуччи (Giorgio Antonio Vespucci ), соседа семейства Филипепи, одаренный юноша отправился постигать тонкости живописи в город Прато (Prato), расположенный в 20 км от Флоренции.

Там в течение 5 лет он учился в мастерской прославленного художника Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). Вернувшись в родной город, Сандро продолжил образование. Он стал подмастерьем флорентийского скульптора и живописца, Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio), одним из учеников которого был в то время молодой Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

Творческий путь

С конца 1460-х годов Сандро Боттичелли стал получать крупные индивидуальные заказы. Вскоре он открыл собственную мастерскую. Первые самостоятельные работы во многом напоминали произведения учителей Боттичелли, но со временем молодой художник сумел найти свой неповторимый стиль. В начале творческого пути он успешно реализовывал себя как портретист, заказчиками были знатные горожане.

Успех Сандро Боттичелли неразрывно связан с именем Медичи (Medici), представители влиятельного клана оказывали огромную поддержку таланту художника, постоянно обеспечивая его работой. Он часто посещал заседания Платоновской академии в Кареджи, которая находилась под патронатом Лоренцо Великолепного (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico). Неоплатонические идеи, бурно обсуждаемые в стенах виллы Медичи, определили идеалистическую направленность и гуманистические мотивы в произведениях художника. Слава о выдающемся живописце быстро распространилась за пределы Флоренции.

В 1481 году он был приглашен в Рим (Roma), где, по поручению папы Сикста IV, расписывал стены Сикстинской капеллы (Cappella Sistina).

Период кризиса

События культурной, социальной и политической жизни Флоренции, оставили глубокий след в творчестве художника. В 1490-х годах Боттичелли, будучи по натуре, как и большинство гениев, человеком восприимчивым и отличающимся тонкой душевной организацией, попал под влияние фанатичного монаха и реформатора Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola), ставшего фактически негласным правителем города. Поборник нравственности рьяно осуждал в своих проповедях тиранию Медичи и разнузданную жизнь приближенных к влиятельному клану.

Савонарола считал любое проявление жизнелюбия и красоты греховным, вместе со своими сторонниками он публично сжигал произведения искусства и светские книги.

По свидетельству Джорджо Вазари, Боттичелли лично бросал свои полотна в костры, разведенные на одной из площадей Флоренции. Он практически перестал заниматься живописью, отчего остаток жизни провел в большой нужде. Работы, созданные Боттичелли в поздний период творчества, отличались аскетизмом и сдержанностью цветовой гаммы. Самого Савонаролу осудили и обвинили в ереси, что стало большим потрясением для художника. В 1498 году по приказу папы римского Александра VI Борджиа монах был казнен.

Любовь и муза живописца

О личной жизни Сандро Боттичелли сохранилось мало сведений. Известно, что он никогда не состоял в браке, и не имел детей. По мнению некоторых исследователей в молодости художник был тайно влюблен в Симонетту Веспуччи (Simonetta Vespucci), флорентийскую красавицу, покорившую сердце Лоренцо Великолепного, его младшего брата Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici) и многих других влиятельных особ.

Прекрасная дева позировала для большого числа картин Боттичелли. Симонетта умерла в возрасте 23 лет, но даже после ее смерит художник продолжал долгие годы рисовать свою музу по памяти, считая ее пленительный образ идеалом женской красоты.

Старость и смерь

Последнее документальное упоминание о жизни Боттичелли датируется 1504 годом. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что художник был членом специальной городской комиссии, авторитетным решением которой определялось место для установления статуи «Давида», работы Микеланджело (Michelangelo).

Поздние годы жизни мастера были омрачены тяжелой болезнью и нищетой. Боттичелли долгое время проводил в одиночестве, он умер в 1510 году, в возрасте 65 лет. Тело художника было погребено на кладбище церкви Всех Святых (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции.

Картины

Полотна, созданные мастером в ранний и зрелый периоды творчества, представляют собой непревзойденные образцы поэтической живописи. В них читается очарованность художника идеями античной цивилизации. Неповторимый стиль Боттичелли подразумевает построение сложной, мифологической композиции, наполненной аллегорическими образами. В работах живописца ощущается неуловимая атмосфера духовности.

В картинах позднего периода чувствуется глубокий душевный кризис. Измененное мировоззрение автора отразилось в целом ряде его произведений, наполненных драматизмом и даже некоторой нервозностью. Лиричность, линейный ритм и радужная палитра уступили место художественным средствам, характерным для искусства готического периода.

Рождение Венеры

«Рождение Венеры» входит в число самых узнаваемых работ художника. Датой ее создания считается 1482-1486 годы. По одной из версий Боттичелли написал картину по заказу двоюродного брата Лоренцо Великолепного.

В основе сюжета – история о появлении из морской пены Венеры, прекрасной богини плотской любви и красоты (в древнегреческой мифологии ее имя – Афродита). Героиня изображена обнаженной, приняв стыдливую позу, она стоит в раковине, плывущей по волнам. Зефир и Аура создают дуновение ветра, помогая добраться до берега, где нимфа времен года Ора ожидает богиню, приготовив для нее накидку с узорами из цветов.

Произведение Боттичелли пронизано одухотворенностью. В нежном лице Венеры прослеживается образ мадонны, а очертания ее изящного тела напоминают древнегреческие статуи. Эмоциональная атмосфера передается в том числе и благодаря композиционному решению: фигуры симметрично расположены на фоне умиротворённого неба и моря, что усиливает ощущение гармоничного союза духовной и телесной красоты. Неподвластный времени шедевр Боттичелли находится в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции.

Советую посетить индивидуальную экскурсию в галерею Уффици на которой вы увидите шедевры итальянских мастеров и узнаете интересные факты.

Весна

Загадочная картина «Весна» была написана в 1482 году, по заказу Лоренцо Великолепного. Художник черпал вдохновение в сочинениях древнеримских авторов.

Боттичелли изобразил сцену из философской поэмы Лукреция «О природе вещей». Некоторые герои картины являются прототипами произведения Овидия «Фасты», повествующего о праздниках и священных днях древнего Рима. Мифологические персонажи, собравшиеся на цветущей поляне апельсиновой рощи, представляют собой аллегорию прихода весны. Композиция создает ощущение парящего танца, в жестах и позах героев чувствуется невероятная легкость и ритмичность.

Споры искусствоведов об истинном замысле художника не прекращаются в течение долгих лет. Исследователи склонны видеть в картине глубокий философский, христианский и даже политический подтекст. До 1743 года произведение «Весна» принадлежало представителям семьи Медичи.

Спустя почти 70 лет работа Боттичелли попала в галерею Уффици, однако, долгое время она не была доступна широкой публике так как хранилась в заказниках музея. Слава и известность пришли лишь в начале XX века. Сегодня эта картина входит в число главных экспонатов галереи.

Поклонение волхвов

Примерной датой создания картины «Поклонение волхвов» считается 1475 год. Работа Боттичелли, изображающая известную библейскую сцену, настолько восхитила современников, что мастеру было заказано около 7 авторских копий.

Произведение художника предназначалось для украшения погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла, главной доминиканской церкви Флоренции. Популярный в эпоху Возрождения новозаветный сюжет исполнен глубоким аллегорическим смыслом.

Особая ценность картины заключена в ее героях, образ каждого персонажа связан с реальной исторической личностью: представителями династии Медичи, их приближенными вельможами и почетными горожанами. В правом углу – автопортрет самого Боттичелли, он предстает белокурым юношей в золотистой мантии. Яркая цветовая гамма, динамичность композиции, точность рисунка, внимание к мельчайшим деталям усиливают торжественность и праздничность произведения. Великолепная картина Боттичелли входит в художественную коллекцию галереи Уффици.

Венера и Марс

Мифологическое произведение «Венера и Марс» было создано художником приблизительно в 1483 году.

Работа осуществлялась по заказу одного из представителей флорентийской семьи Веспуччи (Vespucci), что подтверждается изображением роя ос в верхнем правом углу картины – геральдического символа знатного и богатого рода. Обращение к наследию античной культуры было типичным для искусства эпохи Возрождения.

В аллегорических образах отчётливо читаются гуманистические идеи. Венера символизирует любовь, красоту и женскую силу, способную усмирить свирепствующую энергию бога войны. В полуобнаженной, спящей фигуре Марса чувствуется безмятежность и абсолютный покой. На заднем плане озорные фавны шутливо играются с оружием и доспехами, оказавшимися ненужными, когда воцаряются гармония и любовь.

Произведение Боттичелли «Венера и Марс» входит в художественную коллекцию Лондонской Национальной галереи (The National Gallery) – официальный сайт www.nationalgallery.org.uk.

Мистическое рождество

Картина «Мистическое рождество» датируется 1501 годом. Произведение относится к позднему периоду творчества художника, когда Боттичелли был увлечен религиозными идеями и трагически воспринимал окружающую реальность.

В это время, после смерти правителя Лоренцо Великолепного, Флоренцию охватили политические и военные волнения. Неспокойная ситуация, сложившаяся в родном городе художника, и острые внутренние переживания, близкие к депрессивному разочарованию, отразились на апокалиптическом характере произведения.

Люди, пришедшие поклониться младенцу Христу, облачены в современные одежды. Три главных ангела в верхней части картины олицетворяют собой благодарность, справедливость и истину, – высшие ценности, о которых говорил в одной из своих проповедей Савонарола. Примечательно, что среди героев произведения отсутствуют библейские пастухи и волхвы. При этом в нижней части картины художник изобразил демонов, пытающихся укрыться под землей, – образы, характерные для темы страшного суда. Сложное и во многом загадочное произведение Боттичелли находится с 1878 года в Лондонской Национальной галереи.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ