Кто такой матфей?

ЛЕВИЙ МАТВЕЙ

Персонаж романа «Мастер и Маргарита», бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри. Л.М. восходит к евангелисту Матфею, которому традиция приписывает авторство «логий» — древнейших заметок о жизни Иисуса Христа, которые легли в основу трех Евангелий: Матфея, Луки и Марка, называемых синоптическими. Булгаков в романе как бы реконструирует процесс создания Л. М. этих «логий» — первичного искажения истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, умноженного затем в канонических Евангелиях. Сам Иешуа подчеркивает, что Л. М. «неверно записывает за мной». По утверждению Га-Ноцри: «…Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал». Рукопись Л. М., как и рукопись Мастера, не горит, но она несет не истинное, а извращенное знание. Это первичное искажение идей Иешуа Л. М. ведет к кровопролитию, о чем ученик Га-Ноцри предупреждает Понтия Пилата, говоря, что «крови еще будет».

Отметим, что в первой редакции романа Л. М. записывал за Иешуа в записную книжку. В подготовительных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова «Искусство книгопечатания в его историческом развитии» (1923), где отмечалось, что первые книги в Риме появились лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из папируса, а не из бумаги, которая пришла в Европу еще позднее. Основными материалами для письма в Римской империи времен Иисуса Христа здесь были названы пергамент и папирус. В окончательном тексте романа Л. М. пишет на свитке пергамента, который, в отличие от папируса — долговечного материала — не мог сохраниться в течение столетий и отразиться в Евангелиях.

Проклятия Л. М., адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный источник — роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) «Два мира» (1921) о гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола: «Я ошибался! — кричал совсем охрипший Левий, — ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая страдания и гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед иконой Бога-отца: «Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и защитник».

Обращение Л. М. к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и добить распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса. Когда Л. М. позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты, он называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем прошлом обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос сатаны: «Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей?» Теперь Л. М. не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии истории Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней «князя тьмы», который на самом деле «и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте», и во время казни, когда услышал проклятия Л. М. в адрес Бога и откликнулся на них.

Принцип Матфея, или История о том, как все в жизни прибавляется

Майя вспомнила анекдот, который на днях рассказала подруга.

Пришел новый русский в магазин, чтобы сдать новогоднюю гирлянду.

– Не работает? – спрашивает его продавец.

– Почему? Очень даже работает, – отвечает тот.

– А в чем тогда дело?

Покупатель вздохнул и ответил:

– Не радует.

Вот так было и у Майи: все вроде бы хорошо, но ничто не радовало. И странное дело, но с каждым месяцем проблемы только накапливались.

Сначала прорвало трубу в ванной, и Майя затопила соседей снизу. Потом поцарапали крыло ее джипа. Затем щенок подруги, пока они пили чай на кухне, испортил ее новые итальянские туфли. Ну а когда среди ночи вдруг упала картина и чуть ее не пришибла, то Майя поняла, что где-то явно накосячила.

Когда она утром рассказывала об этом коллегам, маркетолог Света только пожала плечами:

– Принцип Матфея, дорогая.
– В смысле? – не поняла Майя.
– В Библии написано: «…кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».
– Кто будет отнимать?
– Ну, кто-кто? – как маленькой, ответила Света и подняла глаза к небу.
– И что делать?
Света вздохнула:
– Плюсовать.
– Что? – не поняла Майя.
– Все! – ответила та. – И хорошее, и плохое.

Майя бы забыла об этом странном принципе, но через пару минут охранник сказал, что поцарапали второе крыло. И тогда она решила, что стоит попробовать этот Светкин закон… Поэтому когда в обед директор раскритиковал ее новый проект, она спокойно ответила:

– Это к счастью, – и вышла из кабинета.

Приплюсовала.

Затем решила сделать себе приятное – зашла в любимое кафе. Через 10 минут позвонила секретарь: «Давай обратно. Шеф решил, что кто-то из конкурентов заинтересовался твоим проектом, поэтому он срочно поставил его в разработку».

До конца недели на все мелкие проблемы Майя отвечала: «Засчитывается», «Плюсую», «К счастью». И скрипя сердцем принимала более крупные: «Ну хорошо, и это в копилку», «Все к лучшему».

И что странно, но каким-то непонятным образом этот принцип Матфея работал. Потому что где-то отнималось, но при этом открывались какие-то новые возможности. Причем там, где Майя совершенно не ожидала.

И когда от нее вдруг решил уйти Миша… она даже не удивилась.

– Тебе что вообще наплевать, что я сейчас собираю вещи? – возмущенно спросил он.
– Не наплевать, – ответила женщина. – Но ты за гражданский брак, не готов к детям и даже не хочешь знакомить меня с друзьями. У меня тогда вопрос к себе самой: «А зачем ты мне такой нужен, если я за отношения, хочу детей и обычно душа компании?» Поэтому твой уход, Миша, к счастью».

Тот удивился от таких слов и даже перестал собирать вещи, но Майя уже стала ему помогать, вытащив второй чемодан…

Света была права: принцип Матфея работал, и теперь никто не отрезал кусочки от того, что она имела. Наоборот, там, где было мало, каким-то образом приплюсовывалось. Если же появлялись проблемы, то как урок или напоминание: не делай другим плохо – обязательно вернется. Но все-таки было больше хорошего. В разы больше. Просто кто замечает, что уже имеет, тому дано будет и приумножится.

#принципматфея #методматфея

Давай дружить в Инстаграм!

Святой апостол и евангелист Матфей

Святой апостол и евангелист Матфей

Память 16 / 29 ноября

(MP3 файл. Продолжительность 4:31 мин. Размер 3.3 Mb) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Изначально святой апостол Матфей носил имя Левий. Он был сыном Алфея, а по роду занятий – мытарем, то есть собирателем налогов. Однажды, когда Матфей занимался сбором налогов, мимо проходил Иисус, а за Ним собралась целая толпа, с жаждой внимавшая Его учению. Господь обратил Свой взгляд на Матфея и сказал ему: «Следуй за Мной!» Мытарь тут же поднялся и пошел за Иисусом, ни минуты не раздумывая и даже не оглянувшись на место, которое покидал.

Матфей устроил у себя большой пир, на котором присутствовал и Иисус с учениками, а также множество мытарей и грешников. Поскольку фарисеи были возмущены этим обстоятельством, Спаситель им сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31–32; ср.: Мф. 9: 13; Мк. 2: 17).

Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был свидетелем Его учения и чудес как до распятия, так и после Воскресения. В день Пятидесятницы исполнившись вместе с другими апостолами благодати Святого Духа, Матфей был послан проповедовать Благую Весть соотечественникам-иудеям. Поэтому через восемь лет после Вознесения он первым написал Евангелие – изложение учения и деяний Спасителя, предназначенное народам, до которых это учение не дошло в устной форме. Считается, что несколькими годами позже это Евангелие перевел на греческий язык святитель Иаков, первый Иерусалимский епископ, а переписал его апостол Варфоломей. Вскоре этот греческий вариант полностью вытеснил собой оригинальный арамейский текст, не дошедший до наших дней ни в одном экземпляре.

Позже апостол Матфей отправился с проповедью Благой Вести в земли парфян, где претерпел многие злоключения от язычников. После этого он отправился в Иераполь, на берега Евфрата. Там ему удалось проповедью обратить в веру множество идолопоклонников. Достигнув почтенного возраста, апостол отошел ко Господу.

Согласно другому преданию, после того как парфяне и мидяне, противящиеся истине, очень плохо поступили со святым апостолом, тот удалился высоко в горы. В полном одиночестве он посвящал свои дни аскезе и духовному созерцанию.

В горах ему явился Господь в образе ребенка и вручил палку, повелев посадить ее возле церкви города Мирмены.

Епископ Мирменский Платон вместе с духовенством торжественно встретил Матфея. Как только апостол посадил палку в землю, она пустила ростки, а затем появились плоды, из которых сочился восхитительный мед – как прообраз райских благ. Кроме того, у подножия дерева забил освежающий источник, и каждый, кто погружался в него, выходил избавленным от страстей и мрака язычества.

Несмотря на все добрые дела, сделанные Матфеем для парфян и даже для самой царской семьи, царь Фулвиан подверг апостола жестоким пыткам, а затем приговорил к сожжению. Однако позже тиран все-таки обратился к вере благодаря многим чудесам, произошедшим от святых мощей апостола. Когда царя крестили, он потребовал наречь его Матфеем. Новокрещеный низверг всех языческих идолов в своем царстве и привел весь народ к вере. Когда епископ Платон умер, царь отрекся от престола в пользу сына, а сам стал епископом, как и предсказывал святой апостол Матфей.

Такого парфянского царя не существовало. Вероятно, мы имеем дело с искажением имени какого-то из вассальных царей, правивших в пределах Парфянской империи.

Апостол Евангелист Матфей

Житие Евангелиста Матфея

Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Его история особенно трогательна, хотя подробности жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.

Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым.

История Апостолов удивительна тем, что является прямым доказательством Божественного происхождения Спасителя. После того, как Иисус был распят, Апостолы, оставившие свои дома и следовавшие за Учителем, должны были оставаться абсолютно сломленными. Было бы логично, если бы они оставили служение, отреклись от Христа и отправились по домам. Но произошло нечто иное. Апостолы, совершенно разные люди, объединенные одной величайшей на земле идеей, отправились проповедовать, добровольно приняв мученическую кончину. Каждый знал, как рискует, рассказывая о Христе, но не оставил своего служения. Это говорит лишь о том, что Евангелист Матфей, в числе прочих, увидел нечто совершенно потрясающее — Христа Воскресшего. Иначе, он должен был считать себя обманутым, ведь обещания того, кого он почитал Спасителем не исполнились! Слова из всех книг Нового Завета убеждают нас в обратном.

Евангелист Матфей проповедовал и писал Евангелие, добровольно принимал мучения за веру во Христа и свою проповедь.

После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга — Евангелие от Матфея.

Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину. История Евангелиста Матфея связана со множеством чудес, которые он творил во славу Божию. Так, в Эфиопии, Апостол горячо молился об обращении народа в истинную веру. В стране, где ему выпало проповедовать, процветал каннибализм и самые жестокие языческие верования. Явившись Евангелисту Матфею в образе молодого человека, Сам Господь велел ему поставить жезл у дверей храма.

Из этого жезла должно было произрасти дерево, а у подножия этого дерева появиться источник воды. По пути к храме Евангелист Матфей встретил же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одержимого беснованием. Апостол исцелил их, но за это правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Апостола пытались поджечь, но пламя было бессильно перед ним и не причинило вреда. Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, воды не тронули мощи Апостола. Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещен с именем Матфей.

Собор 12-ти Апостолов: жития, иконы, молитвы, проповеди (+Видео)

Тропарь апостола и евангелиста Матфея

глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея

глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва Евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Мытарь, ставший Евангелистом

Об апостоле Матфее мы на самом деле знаем крайне мало. В написанном им Евангелии о нём самом сказано предельно кратко: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним (9:9); подобный рассказ приводят Марк и Лука. Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев (2:14), а Лука называет его мытарем и добавляет одну, но очень существенную деталь: И он, оставив всё, встал и последовал за Ним (Лк 5:28). Впрочем, мытарем называет себя и сам Матфей, когда перечисляет имена Апостолов (10:3).

Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет, который открывается Евангелием от Матфея. Этот Апостол, в отличие от других, не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода — переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда.

Итак, Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого Апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, жили они в галилейском городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины, служил на такой таможне и Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари (то есть таможенники), обирая своих соплеменников, служили римским завоевателям и оккупантам. Неудивительно, что выражение “мытари

Святой апостол и евангелист Матфей.
Книжная миниатюра.Ок. 975–1000 г.
Codex Theodosianus (Sinai cod. 204)

и грешники” стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: это были обеспеченные и влиятельные, но горячо презираемые люди.

Что мог он думать, видя, как мимо него проходит знаменитый проповедник и пророк, о котором говорят все окружающие, — а некоторые, похоже, считают его долгожданным Мессией? Видимо, только одно: это не для меня. С мытарями брезговали общаться люди простого звания, а тут — великий праведник! Конечно же, Он не захочет даже взгляда бросить на погрязшего в коррупции чиновника, который пересчитывает отнятые у честных людей монеты с портретом чужеземного императора…

Христос не поставил никаких условий, ни в чем его не упрекнул и сказал только одно: следуй за Мною. И Матфей последовал, раз и навсегда, бросив и доходное место, и, страшно сказать, может быть, даже весь свой дневной сбор… Предание уточняет, что при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал прежде, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Зак­хей (Лк 19:8). Но мы даже не знаем, была ли у Матфея возможность так поступить — кто только не проезжал мимо него по дороге! Тем более, идти за Иисусом требовалось сразу, сейчас — не оставалось времени на объяснения и расчёты даже с теми, кто жил неподалеку. Да, не всегда бывает возможно исправить причинённый ущерб, извиниться за нанесённую обиду — но всегда возможно переменить свою жизнь, что он и сделал, решительно и бесповоротно. Подробностей этой дальнейшей жизни мы не знаем, но мы твёрдо уверены, что она была посвящена проповеди Евангелия.

Его письменный текст Матфей создал предположительно в начале 40-х годов в Палестине. Относительно места написания споров нет: Матфей явно обращается к соплеменникам-евреям. В древности были свидетельства, что даже языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный арамейский), но этот текст до нас, к сожалению, не дошёл, и мы даже не можем быть уверены в его существовании — мы располагаем только греческим текстом этого Евангелия, равно как и остальных.

А вот что касается датировки, тут споров довольно много. Нет полного согласия о точной дате написания и даже об относительной хронологии Матфея и Марка: кто из них был первым? Можно с уверенностью сказать, что Лука писал позднее (наверняка ему был знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками). Ещё позднее создал свой труд евангелист Иоанн, но вот кто был первым, мы точно не знаем: расположение книг в новозаветном каноне вовсе не обязательно отражает время их написания. Большинство учёных сегодня отдаёт приоритет Марку и считает, что Матфей дополнил его текст деталями, которые были важны для его читателей. Но есть и другая точка зрения, к ней склоняются и раннецерковные историки: напротив, первым писал Матфей, а Марк, обращавшийся к совсем другой аудитории, опустил неинтересные для неё подробности, чтобы сделать свой текст более динамичным.

В любом случае, Матфей последовательно и подробно, с самых первых строк показывает, как в жизни Иисуса исполнились мессианские пророчества Ветхого Завета и как в то же самое время Он был связан со всей предшествующей историей избранного народа. Матфей изображает Христа во время Его земного служения как Пророка и Законодателя, как Царя и Первосвященника — ведь именно этого и ждали евреи от своего Мессии. Наконец, Матфей подробно описывает крестную смерть Спасителя, подчеркивая её жертвенный характер, и благовествует о Воскресении Христовом. Жизнь в Царствии Небесном — вот ещё одна центральная тема этого Евангелия. Именно для того, чтобы показать, в чём смысл этого Царствия и что требуется от человека для вхождения в него, Матфей начинает рассказ о служении Христа с длинной Нагорной проповеди — по-видимому, это не стенографическая запись какой-то одной беседы Иисуса с народом, а сведённые воедино самые известные из Его изречений. Сегодня именно к этой проповеди обращаются люди, чтобы понять: а по каким же законам должны жить христиане?

О дальнейшей жизни самого Апостола мы узнаём из церковного предания, но тут полного единства нет. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях — книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, не упоминает Матфея. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за её пределами, среди каннибальских племён чёрной Африки. Эта проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую Апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон.

Там он, по описанию жития, принял мученическую смерть около 60-го года: местный правитель-язычник по имени Фульвиан велел его распять на земле и сжечь затем на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем принял крещение от епископа Платона, приняв имя апостола Матфея, которого он отныне почитал как святого. Со временем, отрекшись от светской власти, он стал епископом после Платона.

Насколько исторически достоверно это предание, судить трудно — во всяком случае, греческие и латинские имена (Платон, Фульвиан) явно были в чёрной Африке в ту пору не в ходу, так что рассказ о кончине Апостола очевидно подвергся дальнейшей переработке. Вполне возможно, что в данном случае “Эфиопией” называется некая достаточно дикая часть Азии, населённая чернокожими людьми — такая теория больше соответствует основному азиатскому направлению странствий Апостола. Это могла быть южная Аравия или какая-то область Индостана.

Впрочем, по другим источникам, его мученическая кончина случилась в малоазийском городе Иераполе, который известен сегодня туристам, посещающим в Турции кальциевые источники Памук-Кале. Как раз жители этого города носили греко-римские имена.

Мощи Апостола хранятся в храме Сан-Маттео в Салерно (Италия), его память отмечается православными 16/29 ноября, католиками и англиканами — 21 сентября. Своим покровителем святого Матфея традиционно считают таможенники и обладатели “финансовых профессий“ — правда, редко доводится им в единый миг оставить всё и пойти за Христом, как сделал это в своё время Левий Алфеев и так, лишившись доходного места, навсегда обессмертил своё имя.