Кто такой первосвященник?

Первосвященники Анна и Каиафа: вершители суда над Богом

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

По закону Моисееву израильский народ мог иметь только одного первосвященника. Он стоял во главе всех прочих служителей Иерусалимского храма и решал ключевые вопросы, связанные с религиозной жизнью народа. Это было очень важное и пожизненное служение.

В Евангелии мы неоднократно встречаем упоминания о первосвященниках. Но во времена земной жизни Иисуса Христа иудейский народ — наследник древнего Израиля — заботился уже о соблюдении не столько закона, сколько внешних обрядов.

Де-факто в Иерусалиме тогда их было два — Анна (сокращенно от Анан, по-еврейски «милость») и его зять Иосиф Каиафа. Хотя, строго говоря, Анна служил первосвященником только девять лет — с 6 по 15 годы по Р. Х., а потом его отстранил от должности новый префект (римский наместник) Иудеи Валерий Грат, предшественник Понтия Пилата. Но и уйдя в отставку Анна сохранил огромное влияние — возможно, не в последнюю очередь потому, что контролировал храмовую торговлю жертвенными животными, был весьма богат и нередко ссужал деньгами живших в Иерусалиме римлян.

Христос перед первосвященником Анной. Дуччо ди Буонинсенья. 1311

Каиафа исполнял обязанности первосвященника дольше — с 18 до 36 года по Р. Х., но, кажется, во всем подчинялся своему могущественному тестю. Поэтому Христа, взятого в Гефсиманском саду, и привели сперва к Анне. А уж тот сам отправил Его к Каиафе, чтобы соблюсти видимость порядка и законности.

И Анна, и Каиафа принадлежали к религиозной партии саддукеев: в Бога они, разумеется, верили, а вот в посмертную жизнь души — нет. Да и в самом существовании души, кажется, сомневались. Именно саддукеи иронично спрашивали Христа, чьей женой будет после смерти женщина, сменившая семь мужей и оставшаяся бездетной.

Свести счеты с Иисусом первосвященникам хотелось давно, недаром они постоянно подсылали к Нему провокаторов, пытавшихся подловить Его на чем-нибудь противозаконном.

Во-первых, им не нравилось, чтó Он говорит. Ведь Христос не только наполнял исконным смыслом традиционные обряды и установления закона — Он открыто обличал вождей иудейского народа, которые сели на Моисеевом седалище, возлагают на плечи людям бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф 23:2, 4)!

Во-вторых, им не нравилось, как Он говорит — как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29).

Но больше всего им не нравилось, впечатление, которое Иисус производит на народ. Мнения о Нем среди людей ходили разные: одни почитали Его великим учителем мудрости, другие — пророком (или даже кем-то из великих пророков, восставшим из мертвых), третьи — долгожданным Мессией, Христом, Помазанником Божиим. Но для всех было очевидно одно: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин 7:46).

Вот и терзали первосвященников банальные страсти — зависть и злоба.

Но в глазах народа им вовсе не хотелось выглядеть завистливыми и мстительными, поэтому они боялись прилюдно обличать такого авторитетного Учителя, как Христос, не говоря уже о том, чтобы арестовать Его. Им нужен был повод — а повода всë не находилось…

А тут еще, как нарочно, через несколько дней Пасха, Иерусалим будет полон людьми, вокруг Иисуса привычно соберется толпа и к Нему уже не подступишься. Значит, нужно поторопиться и «решить вопрос» до Пасхи, как можно тише и незаметнее, решили первосвященники.

И тогда Каиафа произнес удивительную фразу: нужно, чтобы Иисус умер за народ (Ин 11:50–51). Человеком Каиафа был, конечно, негодным, но все-таки он был первосвященником и, сам того не осознавая, произнес пророчество. Христос действительно умер за всех людей, добровольно взяв на Себя ответственность за грехи каждого.

Однако планы Анны и Каиафы реализовались только отчасти. Казнить Христа «по-тихому» не вышло — на суд Пилата собралась огромная толпа, которую первосвященникам пришлось специально настраивать против Иисуса. И казнь на Голгофе тоже собрала зрителей. А вот управиться до наступления праздника пасхи, которая в тот год выпала на субботу, получилось, только это было уже не важно. На следующий день после наступления иудейской пасхи Христос воскрес — и праздник приобрел новый смысл и новое содержание.

Решив казнить Иисуса, первосвященники действовали по намеченному плану и стремились поскорее подвести дело к развязке. Поэтому во время суда Иисус и не отвечал на их вопросы: они, как и весь судебный процесс, были чистой формальностью, инсценировкой.

И все-таки нельзя сказать, что у Анны и Каиафы не было возможности повернуть назад. Суд над Спасителем можно было провести по закону: нормально, в дневное время, созвать всех членов синедриона (верховного судилища), предварительно выслушать свидетелей (реальных, а не наспех подготовленных), не торопиться с вынесением приговора. Можно было хотя бы задуматься, когда на прямой вопрос: «Ты ли Христос, Сын Божий?» обвиняемый дал по сути утвердительный ответ. А Пилата, готового отпустить невиновного, можно было не шантажировать, говоря: «Если отпустишь его, ты не друг кесарю».

Но ни одной из этих возможностей первосвященники не воспользовались. Так бывает, когда человек твердо решил не слушать голоса совести и, зажмурив глаза, бросается навстречу собственной гибели.

…В 1990 году археологи нашли в Иерусалиме захоронение некоего Каиафы и членов его семейства. В одном из черепов обнаружили монетку. Вкладывать такую монетку в рот покойнику было в обычае у язычников: считалось, что умерший расплатится ею с паромщиком Хароном за переправу через реку, отделяющую мир живых от мира мертвых. Если это тот самый Каиафа (а у простых людей именных гробниц, понятно, не было), то смерть его оказалась вполне достойной его жизни.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

Булгаков с конца 1920-х и до самой смерти писал один роман — «Мастер и Маргарита». Краткое содержание поможет получить представление о сюжете произведения, а анализ — понять его место и роль в литературе ХХ века. Расскажем о романе подробнее.

Фото: commons.wikimedia.org

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание

Роман «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам которого пересказать непросто из-за наличия двух сюжетных линий, состоит их двух частей. В первой — 18, а во второй — 14 глав.

Главы поочередно рассказывают о событиях в Москве в 30-е годы ХХ века и Ершалаиме (Иерусалиме) начала эры. Так, если первая глава начинается с событий в Москве, то вторая повествует о встрече Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

Одна из сюжетных линий — это роман в романе. История в Ершалаиме представляет собой главы книги, написанной Мастером, и воспоминания Воланда.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» — это череда событий:

Первая сюжетная линия. События в Москве

Вот наиболее важные события первой сюжетной линии романа:

«Старик и море»: краткое содержание, анализ

  • Встреча Берлиоза, Бездомного и Воланда на Патриарших прудах.

Роман начинается с беседы двух литераторов в парке на Патриарших прудах. Редактор Михаил Берлиоз обсуждает с поэтом по имени Иван Бездомный проблемы религии. К их разговору подключается незнакомец. Он представляется как Воланд — консультант по черной магии.

Его интересует ответ на вопрос, поднятый в дискуссии литераторов, — кто управляет жизнью человека, если нет Бога? Берлиоз утверждает, что сам человек. В ответ Воланд берется доказать обратное и предсказывает, что редактору отрежет голову комсомолка.

Литераторы решают сообщить о подозрительном незнакомце властям. Бездомный остается за ним присматривать, а Берлиоз отправляется к ближайшему телефонному автомату. По дороге он поскользнулся на масле и попал под проезжающий трамвай. Транспортом управляла девушка-комсомолка. Пророчество Воланда осуществилось.

Иван Бездомный отправляется за иностранцем, но не может его найти. После череды странных поступков его отправляют в психиатрическую лечебницу. Ночью к нему в палату пробирается незнакомец. Он называет себя Мастером.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

  • События в театре «Варьете».

В квартире №50 на улице Садовой с тяжелого похмелья проснулся Степан Лиходеев. Он возглавляет театр «Варьете» и делит квартиру с Берлиозом. Открыв глаза, он видит странного человека и его свиту. Незнакомец предлагает ему опохмелиться и рассказывает, что накануне они заключили контракт на одно выступление. Спустя некоторое время Степан оказывается в Ялте. Так квартира лишилась второго постояльца.

Спутник Воланда по фамилии Коровьев договаривается с председателем местного жилтоварищества Никанором Босым о том, что в квартире временно остановится иностранный артист. В качестве вознаграждения вручает Босому деньги в сумме 400 рублей. Тот прячет их в вентиляционной трубе, но спустя некоторое время к нему приходит милиция. Вместо рублей она обнаруживает валюту. Председатель после нервного срыва оказывается в психиатрической клинике.

В театре, который возглавлял Лиходеев, финансовый директор Римский озадачен тем, что регулярно получает телеграммы. Они якобы подписаны директором, который просит подтвердить его личность и выслать денег в Ялту. Посоветовавшись с администратором Варенухой, финдиректор приходит к выводу, что руководитель где-то сидит пьяный в одном из ресторанов Москвы и шлет телеграммы.

Однако он решает подстраховаться и поручает администратору отнести полученные телеграммы в милицию. Бегемот и Азазелло — спутники Воланда — перехватывают Варенуху по дороге. Он оказывается в квартире Берлиоза, где его целует ведьма Гелла.

Вечером в театре «Варьете» публика собралась на представление. Пока Воланд сидит на сцене и размышляет о жителях города, его спутники показывают чудеса. Одаривают присутствующих червонцами, предлагают женщинам обменять наряды на новые прямо на сцене. Конферансье Бенгальскому, который мешал представлению, отрывают голову и ставят на место. Он попадает в лечебницу.

Сеанс заканчивается скандалом. Вначале на требование разоблачить трюки Фагот из свиты Воланда обвиняет требовавшего в неверности жене, а затем деньги, полученные зрителями, превращаются в бумагу, а наряды дам исчезают. Несчастные вынуждены возвращаться домой в нижнем белье.

«Мастер и Маргарита» — книга, в которой специалисты находят отсылки к другим литературным произведениям. В частности, сцена после представления напомнила критикам гоголевского «Вия». Несчастного финдиректора Римского в кабинете преследует Варенуха, ставший вампиром. Лишь с первыми петухами нечисть исчезает, а поседевший от страха Римский уезжает из города.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

  • История Мастера.

Следует вспомнить сцену знакомства Бездомного и Мастера в произведении «Мастер и Маргарита». Пересказ продолжает представление главного героя. Бездомный рассказывает новому знакомому, как стал пациентом. Мастер поясняет, что поэт и редактор встретили самого сатану.

Далее герой рассказывает свою историю. Ему повезло выиграть большую сумму денег в лотерею, и он оставил работу в музее, посвятив себя написанию книги. Она была посвящена Понтию Пилату. Однажды во время прогулки герой встретил женщину по имени Маргарита. Они полюбили друг друга. Именно Маргарита назвала его Мастером.

Она была несчастна в браке и навещала Мастера. Период работы над романом был самым счастливым в его жизни. Произведение опубликовали лишь отрывками, но этого хватило, чтобы на автора обрушились критики. Расстроенный Мастер попытался сжечь роман. Его возлюбленная успела спасти несколько листов. Она ушла, чтобы расстаться с мужем. Пока она отсутствовала, Мастер лишился жилья и попал в клинику.

  • История Маргариты.

«Мастер и Маргарита», краткое содержание которого не будет полным без представления героини, продолжает сцена знакомства Маргариты с одним из спутников Воланда Азазелло. Женщина встретила его в Александровском парке. Азазелло рассказал, что ей стоит прийти на встречу с неким иностранцем.

В надежде узнать хоть какую-то информацию о возлюбленном, Маргарита согласилась. Вечером, использовав волшебную мазь, она стала ведьмой и полетела на встречу. По дороге разгромила квартиру одного из критиков, который плохо написал о романе.

Маргарита прибыла в квартиру №50 и по просьбе Воланда стала королевой его бала. Ее задача состояла в том, чтобы встречать гостей, которые целовали ей колено. После бала героиня попросила вернуть ее и Мастера в их квартиру.

Тем временем в квартиру нагрянула милиция и увидела там кота с примусом, который устроил пожар. За ним последовали возгорания в одном из валютных магазинов и ресторане.

Вторая сюжетная линия. События в Ершалаиме

Параллельно с московскими событиями читатель узнает о том, что происходило в Ершалаиме. Пилат допрашивал осужденного на смертную казнь. Побеседовав с Иешуа, он пришел к выводу, что перед ним не преступник, а странствующий философ.

Первосвященник Каифа отказал Пилату в просьбе помиловать философа в честь наступающей Пасхи, мотивировав это тем, что слова философа опаснее действий разбойника. Иешуа казнили. Когда толпа разошлась, остался лишь ученик покойного Левий Матвей.

Раздосадованный Пилат поручил начальнику тайной службы по имени Афраний отомстить тем, кто виновен в гибели философа. Так был убит Иуда из Кириафа. Синедрион ему заплатил за возможность арестовать проповедника в его доме. Гонорар покойного подбросили к дому первосвященника.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

Финал. Соединение двух сюжетных линий

В финале две линии сюжета соединились. В Москве к Воланду прибыл Левий Матвей и сказал, что тот должен забрать Мастера и его спутницу. Когда Воланд поинтересовался, почему парочку не берут в свет, получил ответ, что Мастер заслужил лишь покой.

Азазелло прибыл в жилище, где после бала находились Мастер и Маргарита, и подарил им бутылку вина. Они выпили и упали без чувств. Одновременно где-то в психиатрической больнице умер безымянный больной, а в доме на Арбате — женщина.

В эпилоге герои, Воланд и его спутники несутся на волшебных конях. Мастер получает возможность увидеть Пилата и закончить свое творение, освободив персонажа.

Мастер и его спутница остались в доме, где проведут вечность вдвоем.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

«Алые паруса»: краткое содержание и анализ

«Мастер и Маргарита»: анализ произведения

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова — произведение со сложной судьбой, которое стало важным явлением в культуре ХХ столетия.

Вот особенности творения писателя, на которые обращают внимание критики:

  • История создания и замысел.

Роман «Мастер и Маргарита», читать который любят поклонники разных поколений во многих странах, писатель начал в конце 1920-х и завершил перед смертью в 1940 году, а опубликован был лишь в 1960-х.

Интересно, что вначале у Булгакова в набросках не фигурировали ни Мастер, ни Маргарита. Это было произведение о Воланде и Иешуа. В 1930 году писатель поступил с рукописью так же, как и герой его романа, — отправил в огонь. Причиной стала информация о запрете постановки одной из его пьес. По сути, Булгаков, как и Мастер, стал жертвой советской критики.

В развязке произведения Воланд заявляет Мастеру о том, что рукописи не горят. Это утверждение основано на опыте самого автора. В 1932 году он обнаружил уцелевшие листки сожженного произведения и продолжил работу. В последние годы Булгаков болел и вынужден был диктовать текст жене.

Произведение увидело свет спустя два десятилетия после кончины писателя.

  • Тема и конфликт произведения.

Булгаков «Мастер и Маргарита» задумал как произведение о противостоянии зла и добра. Через эту призму он раскрывает темы религии и атеизма, предательства, любви и ненависти, сущности человека и ряд других.

Одной из ключевых проблем произведения является проблема выбора. Она остро стоит перед Пилатом, который осознает, что Иешуа невиновен, и где-то даже симпатизирует ему, но в силу должности не способен отменить приговор.

В качестве раскаяния за свой поступок он приказывает убить предателя и проучить Каифу. Но это не дает ему облегчения, и он вынужден вечность ждать, пока Мастер не принесет ему свободу.

Противоположностью Прокуратору является Маргарита. Она без колебаний следует повелению сердца. Готова оставить нелюбимого мужа, стать ведьмой и выполнять просьбу Воланда, чтобы быть с любимым.

Важной мыслью является дуализм добра и зла. Автор подводит читателя к мысли, что тьма и свет не могут существовать друг без друга. Булгаков выбирает для героев третий путь. Устами Левия Матвея он заявляет, что герой не достоин света:

  • он не отстаивал свою точку зрения;
  • не боролся за любовь;
  • был пассивным и смирился с судьбой.

Но это не означает, что он обречен на тьму. Он достоин получить покой.

  • Особенности композиции и жанр.

В произведении две линии повествования. История Иешуа представляет «роман в романе». Автор в ходе повествования как бы раскрывает содержание произведения, которое написал Мастер. В финале линии сходятся, и прошлое с настоящим переплетается. Мастер встречает Пилата — героя собственного романа.

В произведении пересекаются несколько жанров — сатира на советское общество конца 1920-х с начинающейся подозрительностью и доносами, мистические сюжеты о Воланде и персонажах фольклора (ведьмах, упырях и прочих), а также философия, представленная диалогами Пилата и Иешуа.

Первосвященник Иосиф Каиафа

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:1–2).
«Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ» (Ин. 18:14).

Римские прокураторы управляли Иудейской провинцией с помощью назначаемых ими первосвященников. Каиафа был первосвященником Храма в течение 18 лет. Его назначил на этот пост Валерий Грат, предшественник Понтия Пилата, а отстранил от власти консул Авл Вителлий, будущий император Рима. Каиафа был зятем первосвященника Анны и после избрания полостью подчинялся советам и рекомендациям своего тестя. Даже уйдя с поста, Анна крепко держал в руках власть и, по сути дела, единолично распоряжался храмовыми должностями и казной. Как и тесть, Каиафа был саддукеем и своим возвышением был полностью обязан римской власти. После воскрешения Лазаря саддукеи были встревожены тем, что непреложный факт отвергает их учение о невозможности воскрешения и отрицании жизни после земной смерти. Каиафа прежде всего ценил свои личные интересы, и видя в Господе Иисусе Христе опасного возмутителя, испугавшись за то, что может лишиться положения, если произойдет бунт и последующая расправа римлян, первый призвал избавиться от Иисуса Христа, потому что»что лучше одному человеку умереть за народ».

В «Церковной истории Евсевия Памфила о Иосифе Каиафе говорится следующее: «Тогда то, по евангелисту, в пятнадцатый год царствования кесаря Тиверия и в четвертый управления Пилатом Иудеей, когда тетрархами остальной Иудеи были Ирод, Лисаний и Филипп, Спаситель и Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на тридцатом году Своей жизни пришел креститься к Иоанну и положил начало благовестию. По словам Священного Писания, время Его учительства укладывается в годы, когда первосвященниками были Анна и Каиафа. Оно началось в первосвященство Анны и продолжалось до первосвященства Каиафы, — это промежуток меньше четырех лет. С этого времени нарушены были постановления закона, касавшиеся служения Богу, которое было пожизненным и переходило преемственно от отца к сыну. Римские власти ставили первосвященниками то одного, то другого, и никто в этой должности больше года не оставался. Иосиф <Флавий> рассказывает, что после Анны и до Каиафы сменилось четыре первосвященника. В той же книге «Древностей» он пишет так: «Валерий Грат сместил Анана и объявил первосвященником Измаила, сына Фаби, но спустя короткое время убрал и его и объявил первосвященником Елеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года сместил и его и передал сан первосвященника Симону, сыну Камифа. И он удержал свое звание не больше года; преемником его стал Иосиф, прозванный Каиафой». Итак, время учительства Спасителя нашего продолжалось неполных четыре года, и в течение этих четырех лет четыре первосвященника — от Анны до Каиафы — несли свое служение. Что Каиафа был действительно первосвященником в год спасительных Страданий, об этом свидетельствует Евангелие. Оно и вышеприведенные замечания, с ним согласные, указывают время учительства Христова. Спаситель и Владыка наш вскоре после начала Своей проповеди призвал двенадцать апостолов; только их, среди прочих Своих учеников, особо почтил Он именем апостолов. Затем избрал Он еще семьдесят, которых послал по двое пред лицем Своим во всякое место и город, куда хотел идти Сам» (кн. 1, гл. 10).

В найденной в 1990 году погребальной пещере были обнаружены несколько оссуариев (гробов), на узкой стороне одного из них была найдена надпись «‘husf br kfa», то есть на современном языке «Yehosef bar Qafa» — Иосиф, сын Каиафы. В оссуарии археологи нашли кости шести человек: двух младенцев, одного ребенка возрастом от 2 до 5 лет, подростка около 13 лет, взрослой женщины и мужчины примерно 60 лет. Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику.


Giotto Scrovegni 32 Christ before Caiaphas. Giotto, Di Bondone.


Оссуарий Каиафы

Первосвященник

I.
Должность П. давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым П. израил. народа был см. Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Финеес (Чис 20:26; Втор 10:6; Суд 20:28). До Илии (см. Илия) или начиная с него этот пост по неустанов. причине перешел к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар 1:9; 1Пар 24:1-6). Во времена Давида его совместно занимали см. Авиафар и см. Садок. Однако после того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключит. привилегией потомков Елеазара (3Цар 2:26 и след.,35).
II.
П. назван в Библии «священником» (Исх 29:30), «помазанным священником» (Лев 4:3, 5,16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев 21:10). Описание свящ. одежд, к-рые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх 28:2-39. Одежды состояли из см. Наперсника, см. Ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, к-рый, согл. преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Ее подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой священник носил хитон с рукавами, к-рый также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Ее надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (ст. 32). В Исх 39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. Гранаты на подоле должны были напоминать П. о заповедях (см. Чис 15:38-41), к-рые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согл. Исх 28:35 (ср. ст. 43), — о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями. Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как ее носителю, так и Господу на славу, величие и святость П. На кидаре П. носил укреп. на голубом шнуре пластинку из чистого золота, на к-рой было выгравировано «Святыня Господня». Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех послед. П. (Исх 28:36-38). Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего П. был отмечен ею как освященная собственность Господа. Кидар П., вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. В великий день искупления П. должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев 16:4).
III.
Должность П. была весьма почетной и передавалась по наследству. К П. предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев 21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев 10:6). В это время П. не должен был покидать святилище (ст. 7). П. не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.
IV.
Обязанностью П. было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев 4:3-12), так и за грехи всего народа (ст. 13-21); ему полагалось совершать предпис. жертвоприношения в День искупления (гл. 16). Кр. того, в особо ответственных случаях П. должен был испрашивать волю Господа при помощи см. Урим и туммим (Лев 8:8). П. мог исполнять любые священнич. обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников. Во время вавил. плена (587-538 гг. до Р.Х.) обязанности П. не исполнялись. В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. П. стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не было. Впоследствии хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и П. в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса П. председательствовал в синедрионе и в политич. плане являлся верховным вождем народа, правда, подконтрольным оккупац. рим. властям. Относит. упомянутых в Библии П. см. Синедрион (II).
V.
Согл. Евр 5:5 и след., Христос считается истинным П. Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных П., каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя наши грехи и примирил нас с Богом (Евр 9:25-28; ср. Ис 53:11; Ин 1:29; 2Пет 2:24), войдя в небесное святилище (Евр 9:24). см. Жертва см. Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление.

Жрец Каиссы
«Богиня Каисса слыла в жилище богов лучшей художницей. Она умела ваять такие скульптуры, что они готовы были ожить, писать такие картины, что изображенная на них листва дрожала от незримого ветерка, а вода в ручьях журчала, и ее хотелось испить, но богиня стремилась к большему. Она мечтала отразить саму жизнь. И она решила создать волшебное зеркало из палисандрового дерева, разделив его на шестьдесят четыре квадрата. По этим полированным клеткам она заставила двигаться отражения человеческих страстей. Как проникновенный художник она изучила жизнь людей и… полюбила их.
И она отдала им лучшее, что сумела сделать, — свое волшебное зеркало с движущимися тенями живого.
Люди приняли дар богини, но скоро забыли о ней, приписав изобретение шахмат восточным мудрецам. Однако дар Каиссы остался у людей и верно служит им. Богиня Каисса приняла в свой храм шахматных композиторов как певцов. Но творения их отдала на самый строгий суд подвластного ей мира. Никогда не прощает богиня ошибок. Если произведение поэта ложно (не единственно решение и не безусловно!), Каисса карает это лжетворение суровой казнью: испепеленное, оно перестает существовать.
Я стал жрецом Каиссы, охваченный шахматной лихорадкой 1925 года, во время московского Международного шахматного турнира с участием Ласкера, Капабланки и других шахматных корифеев того времени.
За полвека я создал едва пятьдесят творений, но в каждом старался угодить богине. И потому, использовав в этой книге лучшие из них, я назвал ее «Дар Каиссы»».
Это начало автобиографического очерка «Поэты не умирают» известного писателя-фантаста и не менее известного этюдиста, старейшего мастера спорта СССР по шахматной композиции Александра Петровича Казанцева, как я узнал из аннотации к книге, вышедшей в издательстве «Физкультура и спорт» в 1975 году. В предыдущем номере «Троицкого варианта» мы поместили поздравление писателю — «Фантасту-корифею — 95 лет!» и обещали читателям рассказ из первых уст, что нам, к счастью, удалось.
2 сентября на своей даче в Переделкино нас (человек 20) любезно принял сам юбиляр! Нам повезло больше всех: Нина Григорьевна Алексеева первая вручила виновнику торжества цветы, и, чтобы напомнить писателю, кого мы представляем, я тут же вручил ему экземпляр городской газеты с поздравлением. Было прохладно, но Александр Петрович (А.П. — в дальнейшем) за уставленным диктофонами представительским столиком, вынесенным на солнечную полянку, начал принимать поздравления. Расшифровка диктофонных записей поздравляющих еще впереди, а я опишу своими словами, что запомнил.
А.П. попросил прочесть, что написано в нашей газете, т.к. ему трудно читать. Я зачитал заметку из «Троицкого варианта» и сказал, что мы обещали нашим читателям интервью. Н.Г.Алексеева зачитала поздравление от группы троицких ученых, вручила подарки и от себя лично. Писатель поблагодарил её и галантно поцеловал даме ручку. Мы уступили место представителям других организаций. Федерация космонавтики России (председатель — космонавт В.В.Коваленок) вручила А.П. юбилейную медаль «40 лет полету Ю.А.Гагарина». 40 лет назад первый космонавт планеты Земля подарил фантасту Казанцеву автограф на известном рисунке, изображающем инопланетянина… Новосибирцы, занимающиеся «тунгусской проблемой», прислали фантастические чудо-биодобавки для поддержания здоровья юбиляра еще на много лет. Последним официальным (не опоздавшим) поздравителем была девочка лет 12, по имени Ива. Она была первой, удостоившейся автографа знаменитого писателя на его книжке в обмен на детский рисунок, изображавший космическую ракету. Официальная часть окончилась, хозяин дачи пригласил всех к столу, на импровизированный банкет на природе. Большинство членов его семьи, а их 17 человек, присутствовали и помогали А.П.
Подходили опоздавшие, их представляли. Поздравление от Правительства Москвы передал наш земляк В.И.Зюков. С подарком подошла старейшая подруга детства писателя, которой исполнилось 93 года, и подарила А.П. мастерски вырезанную ею трость. Одним из последних опоздавших, но донесшим свой подарок в целости, был Владимир Алексеевич Алексеев, который подарил прекрасный цветной фотопортрет писателя на украшение дома, что тут же А.П. и «повелел» выполнить своей семье, указав точно, куда его надо поставить. Тут он вспомнил и попросил представителя от мэрии Москвы подойти, а родных принести роман «Звезда Нострадамуса». Наконец-то появилась возможность передать подарок мэру Лужкову, до которого он все никак не доберется сам. Все подарки юбиляру собирались на книжном столе. Там были выставлены диплом от 5 сентября 1997 г. Действительному члену Академии российской словесности и последние издания писателя — 9 книг известной серии фантастики («Центрполиграф», 1999 г.), трехтомник издательства «К-Терра», 2001 г. — «Пылающий остров», «Арктический мост», «Фаэты» — много более ранних изданий, в том числе и второе издание «Дар Каиссы». Я захватил с собой из городской библиотеки первое издание, пообещав подписать его у писателя при возможности для читателей библиотеки. И вот возможность представилась.
После тостов за писателя, науку и фантастику я обратился к мастеру шахматного этюда с просьбой назвать свой лучший шахматный этюд и подарить его нашим любителям и мастерам игры. Немного подумав, он сказал, что лучшим считает представленный на Всемирной олимпиаде по шахматам в Израиле (кажется, в 1966 году), номер он с ходу не вспомнил. Внучка Катерина — хозяйка за столом и главная помощница — предложила найти потом этот этюд, я сказал, что у меня с собой «Дар Каиссы», не подпишет ли автор свой этюд. От неожиданности предложения сразу найти этюд в книге было достаточно трудно, но именно эта книга убеждает читателя не сдаваться и искать выход в сложнейших шахматных (и не только) ситуациях. А.П. выбрал рассказ «Марсианская партия», подписал его и сказал, что это первые варианты его лучшего этюда. Вот отрывок из рассказа:
«- О том, какой был взрыв над тунгусской тайгой в 1908 году, теперь спорят ученые между собой, без фантастов. Фантасту остается перейти на… марсиан непосредственно.
— Покажите нам эту партию, — попросили все, даже не знающие шахмат.
Гроссмейстер молча расставил на доске позицию (№ 113).
— Это надо же! Две пешечки против целой армии во главе с черным ферзем! — восхищался старший шахматист.
— Красота — это неожиданность парадокса. Я вам всегда это говорил! — отозвался молодой усач.
-Я сделал одну попытку, — ответил я. — Послал позицию из этой марсианской партии на всемирную олимпиаду по шахматам. И там ее автору, то есть, по существу говоря, марсианину, была присуждена золотая олимпийская медаль. Я храню ее до нашей с ним будущей встречи».
Так на книжке из троицкой городской библиотеки появился автограф патриарха шахматной композиции России. Часа через три после начала чествования юбиляр А.П. сел в глубокое кресло возле банкетного стола и на какое-то время оказался в одиночестве. Взять интервью у старейшего писателя России для меня все равно, что сыграть партию в шахматы с марсианином…
Я задал два вопроса-этюда, возможно сложных и ответственных для решения, стороннику реалистической фантастики. Первый — фантастический — сформулировал так:
— Исходная позиция: Солнце, как и любая звезда (по науке), когда-нибудь погаснет. Через несколько миллионов лет. Что делать человечеству?!

Уточняю вопрос:
— Возможны варианты: люди строят космические корабли и улетают, понимая, что спасать планету сложнее, чем корабль, своего рода «Ноев ковчег». Или все же надо придумывать решение по спасению планеты Земля вместе с людьми?
— Безусловно, надо спасать Землю, а не космические корабли.
Второй вопрос — этюд реалистический. Сформулировать его кратко было трудно, я выбрал такой вариант:
— Кажется, У.Черчиль сказал, что общество выбрало демократию. Хоть она и не во всем хороша, но пока лучшего ничего не придумано. Какой практический выход из этой ситуации — лучше жесткий режим или демократический?

А.П., подумав:
— Я против жестких указаний, кого надо выбирать. Тогда нет реального выбора. А на нынешних выборах было много лжи. В «Севильском цирюльнике» есть один персонаж — монах, он поет…
И А.П. негромко напел арию, наверное целиком. Я не помню всех слов, но мне показались знакомыми мотивы Дж.Верди даже в таком необычном звучании столь пожившего исполнителя. В арии все время повторяется слово «клевета, клевета-а-а…», хотя и относилось оно к другому сюжету. Мне оставалось поблагодарить мудрого писателя за красноречивый ответ. Это был ход Гроссмейстера! Эта партия была за ним.
— Александр Петрович, из истории известно, что прогресс науки обеспечивался войнами. Что можно предложить человечеству взамен взаимной угрозы силой оружия — чтобы науку двигала мирная цель?
— Мне нравятся последние инициативы Путина (президента России. — Р.С.). Активно начали реформу в образовании, и это реальный путь. Надо переделать мораль в обществе, образование в этом может помочь. Я — человек не религиозный, но чту заповеди. Не убий, не укради… Вот в восточных монастырях умели воспитывать, умели передать друг другу моральные ценности. Надо у них учиться и привить в обществе истинные ценности…
— Как это сделать? Интернет — это возможное решение?
— Изобретение динамита (для не знающих — источник Нобелевских премий — Р.С.) имеет не только полезную сторону, это безусловно разрушительная сила. Видимо, и у Интернета появятся свои отрицательные стороны, но широкодоступная информация по важным вопросам поможет изменить мораль в обществе.
Дружеское рукопожатие на прощание я воспринял как знак того, что мои этюды не отвергнуты, достаточно красивы, чтобы представить их на суд читателей «Троицкого варианта», и, возможно, богиня Каисса не испепелит их… В части объективности я надеюсь на защиту нашего верного посредника в беседе — внучки писателя Катерины, которой сам академик Е.П.Велихов (напомню, Почетный гражданин Троицка) помогал в устройстве на работу, потому что она представляет ветвь науки в наследии корифея научной фантастики, родившегося в начале ХХ века. А в первом году XXI века А.П. выпустил в свет в издательстве «Современник» свой новый автобиографический роман в двух книгах — «Фантаст». Станислав Рылов (ТРИНИТИ)

P.S. Я предложил служителям книги в библиотеке Троицка обратиться к жителям, чтобы силами города пополнить библиотеку новыми изданиями писателя А.П. Казанцева. Потому как всего 6-7 (самых популярных, разумеется) книжек писателя-фантаста в городе науки, на мой взгляд, явно не достаточно для подрастающих и выросших ученых. Я подписал первую книгу романа «Фантаст» у авторов — отца и сына. Расшифровку автографа (каюсь, из-за моей плохо писавшей ручки) сделала своей рукой и хорошей ручкой внучка писателя. Вторую книгу — о временах вплоть до сегодняшних — я попросил подписать для молодых журналистов из известной детской газеты «Байтика», к которому также приложил руку наш Е.П.Велихов, — «Комп-Кэмп». У детской газеты есть свои большие материальные и маленькие объективные трудности. Может быть, увлечение научной фантастикой поможет им найти свой путь к Слову.