Кто такой пилат?

Исторический дискуссионный клуб

стрология и алхимия часто воспринимаются как предтечи астрономии и химии. Мол, раньше люди не могли избавиться от предрассудков и потому верили в черти что, во всякие там знаки зодиака, философские камни и прочее. Зато сегодня, когда мы избавились от предрассудков, место алхимии и астрологии наконец-то заняла наука без всяких архаических прибамбасов. Однако, подобные представления, как минимум, крайне узки, а отчасти и попросту не верны.

Гермес Меркурий Трисмегист. Мозаика на полу кафедрального собора Сиены. 1480-е г

Так, например, советский химик Николай Дмитриевич Зелинский (1861 — 1953), параллельно с химией занимался и алхимией. Сталин на это закрывал глаза, в том числе и по причине особой ценности этого ученого. Причем Зелинский и Сталин вряд ли особенно переживали за то, что эта крамола могла стать известной широкой общественности. Ведь обществом владеют те узкие представления, которые я оговорил выше, и поэтому оно, если что, просто списало бы странные занятия Николая Дмитриевича на сугубо историко-научный интерес, ну или, в крайнем случае, на «задвиг» талантливого человека.

Николай Дмитриевич Зелинский. 1923

Но зачем химику Зелинскому понадобилась алхимия? Дело в том, что астрономия и химия — это науки. А науки занимаются только истиной, причем ищут ее согласно представлениям эпохи просвещения, используя научный подход, который был сформирован этой эпохой. Астрология же и алхимия являются предшественницами этих наук только в том смысле, что у них сходные предметы изучения, да и то, это так только на первый взгляд.

Алхимия по-настоящему занималась не веществами, хотя конечно и ими тоже, а человеком. Строение небес же было главным предметом астрологии лишь постольку-поскольку, ибо главной целью астрологов было предсказание будущего. Но главное состоит в том, что алхимия и астрология были не науками, а учениями или частью учений. А любое учение, в отличие от науки, взыскует целостности, то есть не одной только истины, а ее единства с добром и красотой. Поэтому, зачастую, алхимия и астрология шли рука об руку и обычно ими занимались одни и те же люди. Кроме того, и астрология, и алхимия во многом развивались внутри герметической философско-религиозной традиции. Ее основатель — легендарный Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший), который, по сути, являлся синкретическим божеством, был и астрологом и алхимиком. Поэтому связь астрологии и алхимии с соответствующими науками далеко не такая прямая — методы разные, предметы, по сути, тоже.

Иллюстрация из Часослова герцога Беррийского, отображающая связь знаков зодиака с Гиппократовыми темпераментами. XV век

Такое фундаментальное отличие учений от наук порождало то, что одни и те же люди занимались и наукой и часто были интегрированы в ту или иную религиозно-философскую традицию, ибо классическая наука не может по своим свойствам заменить полноценное учение. Именно это обстоятельство главным образом объясняет феноменальную живучесть и алхимии и астрологии.

Сегодня многие считают, что наука противостоит как христианской, так и более древней религиозности. Однако, даже в самый разгар эпохи просвещения о чистой, безценностной рациональности говорили не многие. Французские революционеры понимали, что для построения мира на новых основаниях одной науки мало. Кроме того, понимали они и то, что и сама наука требует веры хотя бы в силу разума и прогресс. И потому Робеспьер говорил о культе Верховного Существа. Более того, были изданы соответствующие указы, запрещающие дехристианизацию. В итоге ценности христианской культуры были сохранены. Таким образом, противоречия между наукой и религией даже тогда не носили характер фундаментального противостояния.

Но сегодня некоторые воинствующие атеисты под одну гребенку чистят и христианство, и любые иные верования, называя все подряд «мракобесием». Однако, при этом как-то забывается, что христианство воевало с мракобесием еще более жестко, чем эпоха просвещения с христианством. Причем, надо признаться, воевать было с чем. Я не собираюсь обелять инквизицию, я просто понимаю, что многие из тех, кого она сожгла на костре, действительно были представителями и представительницами очень мрачных дохристианских верований. Как понимаю я и то, что под сурдинку борьбы с христианским «мракобесием» воинствующие атеисты, по факту, работают на реанимацию именно дохристианских верований, причем, прежде всего, именно антигуманистических.

Пьер-Антуан Демаши. Праздник Верховного Существа 8 июня 1794 г. на Марсовом поле в Париже. 1794 г

Но алхимия и астрология пережили и светскую и христианскую эпохи. Эти учения донесли до нас «контрабандой» как представители так называемого научного мировоззрения, так и христианские богословы. Одного «контрабандиста» — Зелинского я уже упомянул. Что же касается богословов, то, в частности, алхимией занимались доминиканцы Фома Аквинский и его учитель Альберт Великий, написавший трактаты «Пять книг о металлах и минералах» и «Малый алхимический свод». Разумеется, эта «контрабанда» провозилась под маркой борьбы с этими учениями…

Томмазо да Модена. Альберт Великий. Фреска. 1352

Астрология и алхимия, как впрочем и любое древнее учение, были в основном прерогативой элит. Однако, о них имелись и народные представления. Причем эти представления никуда не делись и сегодня. Несмотря на все атеистические заверения, под тонкой пленкой так называемого научного мировоззрения скрывается бог знает что, и астрология в том числе. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в интернет, а то и просто доверительно поговорить со своим окружением. Нет, нет, а кто-то обязательно спросит вас о вашем знаке зодиака, и, возможно, предложит составить гороскоп. В чем причина этого явления?

Как писал в «Политике» Аристотель о науках ухода за домом:

«Все подобного рода науки — рабские, господская же наука — как пользоваться рабом, и быть господином вовсе не значит уметь приобретать рабов, но уметь пользоваться ими».

Лисипп. Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.)

Так как алхимия всегда относилась к «умению пользоваться» рабами, а относящиеся к ней тексты обычно серьезно зашифрованы, она даже в своих профанных вариантах мало интересует обывателя. Но обывателю очень хочется узнать предсказания о своем будущем, ибо он очень часто уверен, что оно уже где-то записано, то есть, иными словами, он склонен сам же себя лишать перспектив. А между тем еще Эсхил в «Прометее прикованном» говорил о лишении дара предвиденья как о «благодеянии»:

Прометей

«Еще у смертных отнял дар предвиденья».

Предводительница хора

«Каким лекарством эту ты пресек болезнь»?

Прометей

«Я их слепыми наделил надеждами».

Предводительница хора

«Благодеянье это, и немалое».

Но еще в большей степени всегда хотела знать о своей судьбе власть. Ее-то как раз «перспективы» интересовали не часто, ибо, в ее случае, они сулили ее свержение. Желание заморозить ситуацию является почти неотъемлемым властным инстинктом. Кроме того, даже очень устойчивая власть все равно существует, как «на иголках» — возможность переворота возможна почти всегда. В связи с этим мы обнаруживаем, что около власти крайне часто находились астрологи.

Нострадамус

В 1564 году знаменитого Нострадамуса (1503 — 1566) приглашают ко двору французского короля Карла IX и назначают королевским медиком и астрологом. При дворе императора Священной римской империи Фридриха II был астролог из Шотландии Микеле Скотто (1175 — 1232), из книг которого Данте почерпнул значительную часть своих астрологических познаний. Согласно хроникам римского историка Светония, император Рима Октавиан Август вместе со своей женой Агриппой пользовались услугами астролога Феогена. Астрологом Ивана Грозного долгое время был Елисей Бомелий, он же Элизеус Бомелиус (ок. 1530 — 1579). Ближайшим соратником Петра I был знаменитый «колдун с Сухаревской башни», представитель шотландского рода Брюсов Яков Вилимович Брюс, именем которого назван переулок в Москве. Этот список можно было бы продолжить.

Разумеется, астрологи выполняли не только функции предсказателей, но также часто были и придворными медиками и философами. Кроме того, такая возможность влияния на сознание монарших особ часто могла иметь и спецслужбистскую подоплеку. Главное же заключается в том, что астрология всегда была частью соответствующих учений, согласно которым идеальное правление должно осуществляться в соответствии с движением небес. Ведь нет ничего более стабильного и стройного, чем движение светил.

Майкл Скот на миниатюре

В политическом трактате «Монархия» Данте, который сам имел какое-то влияние на императора Священной римской империи Генриха VII Люксенбургского, что явствует из его писем императору, излагает концепцию, согласно которой идеальный вселенский император Рима должен править в соответствии с движением небес. Помогать в этом императору должен философ, который знает, как устроены небеса и чего они хотят.

Более того, если в одно предложение дать ответ на вопрос, что собой представляет «Божественная комедия», то он звучит так: «Божественная комедия» описывает посвящение Данте в философы, который, в том числе, ведает движением небес. Это произведение заканчивается так:

«Здесь изнемог высокий духа взлет;

Но страсть и волю мне уже стремила,

Как если колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет солнце и светила».

Строение небес согласно Данте. Chilakwar.com

Модель идеального царства, в которой все происходит в согласии с движением небес, прочно связана с мифом о «Золотом веке». Эту связь можно проследить как минимум, начиная с произведения древнегреческого поэта и астролога Арата из Сол (ок. 315 до н. э. — 240 до н. э.) «Явления». Арат сам был приглашен около 276 года до н.э. ко двору македонского правителя Антигона II Гоната. То, что он излагает в «Явлениях», на самом деле является стихотворным переложением астрономических сведений из сочинения Евдокса Книдского (408 до н. э — 355 до н. э), но с определенной идеологической привязкой. Согласно Арату, земную ось стерегут Киносура (Малая Медведица) и Гелика (Большая медведица), которые именуются «критянками». Вот что пишет Арат об этих «критянках»:

«Если преданья не лгут, вам родина — Критские земли. Звездным сиянием вас облек повелитель Олимпа, Спутницам преданным дар воздав за то, что когда-то Верно его колыбель охраняли, покуда Диктейской Слуги богини — народ Корибантов — десницею лживой Били в кимвальную медь, испуганной матери хитрость Пряча, чтоб мальчика плач не коснулся отцовского слуха. Так, владыку богов возрастив, Киносура с Геликой, Вы засияли с небес. Гелика богаче огнями, Грекам дорогу дает, Киносура ведет финикийцев».

То есть Арат привязывает миф о рождении Зевса на Крите к созвездиям-хранительницам земной оси. Эти сведения особенно интересны в связи с тем, что, согласно распространенной трактовке, путешествие Данте в «Божественной комедии» осуществлялось вдоль земной оси, на одном из концов которой, как считалось, расположен Иерусалим. Кроме того, этот миф о рождении Зевса прочно связан с именем богини Кибелы, спутниками которой были Корибанты. Как считают многие специалисты, культ Кибелы был занесен в Грецию именно из Финикии. В свою очередь, Арат прямо связывает свои астрологические построения с «Золотым веком», в котором обитала богиня справедливости Астрея:

«Чтобы восславить тебя, многочтимую всюду богиню. Некогда, в век золотой, ты правила миром спокойным. Неоскорбленная злом Справедливость, о Дева благая (Звезд ли родитель Астрей, — а молва его так именует — Был отцом и тебе, иль погублена временем долгим Правда о роде твоем), ты радостно людям являлась, Высь покидая небес, не гнушаясь при этом нисколько В хижины те заходить, чьи хозяева праведны были, Даруя жизни уклад, смягчающий дикость людскую, Честным ремеслам уча, помогающим всякой работе. Не обнажала тогда свой меч безумная ярость, Распрей не знали, раздор соплеменникам был неизвестен, Путь был неведом морской, и людям для жизни хватало Им уделенной земли, и алчность, ветрам доверяя Слаженный хитро корабль, отдаленных богатств не искала. Без принужденья плоды приносила спокойным селянам Почва, и знак межевой не нужен был малым наделам, Чтоб пребывала земля у владельцев цела и сохранна.

Лишь иногда, повстречав беспокойные сонмы народа, Горький бросала упрек: «О потомство, забывшее предков! Ты на смену себе родишь, вырождаясь, сквернейших. Что мне до ваших молитв, коль мои наставленья забыты? Новую надо искать мне обитель, а вас оставляю».

Сальваторе Роза. Богиня Правосудия Астрея покидает землю. 1665 г

О царстве этой Астреи, со ссылкой на своего кумира Вергилия, Данте в «Монархии» пишет следующее:

«Кроме того, мир лучше всего устроен, если высшую силу в нем имеет справедливость; вот почему Вергилий, желая похвалить тот век, который, казалось, зарождался в его времена, пел в своих «Буколиках»: Вот уже Дева грядет и с нею Сатурново царство».

И далее сам же комментирует:

«Ибо Девой именовалась Справедливость, которую именовали также Астреей; Сатурновым же царством называли лучшие времена, которые звались также золотым веком. Справедливость имеет высшую силу лишь при монархе, следовательно, для наилучшего устройства мира требуется монархия или империя».

Что ж, если мода на гороскопы имеет широкое распространение и сегодня, что свидетельствует о том, что очень многие не хотят пришествия никакого будущего, а вслед за властью хотят гарантий, то астрология со всем что идет с ней «в комплекте», по-прежнему остается актуальной. Ибо верно высказывание: каждый народ достоин той власти, которую заслуживает.

Франсисико Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына (фрагмент). 1819-1823 г

Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» — «…распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»… Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) — пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius — это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)). Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный… развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников). Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок — нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию — восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».
Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии — резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения…

Однако Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте — это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория, которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.

Резиденция Пилата в Иерусалиме — претория

Предварительное «дознание» в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной.

Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна(утративший к тому времени права первосвященства), святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: «вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:49–50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё «провернуть» за пятницу, т.к. следующий день был субботний — заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос — Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я — обещанный Мессия», и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата

Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.
Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену — только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.»(Ин.18:29-38)

Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).

Клавдия Прокула — жена Понтия Пилата

Бичевание

Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.

Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), — произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».

На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)…

После распятия

В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному — Пилат закончил жизнь самоубийством.

По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, — Тиберий — к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах..

Апокрифы о Понтии Пилате

Имя Понтия Пилата упоминается в некоторых раннехристианских апокрифах II века.

Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. К числу таких псевдодокументов, датируемых XIII века относятся «Евангелие от Никодима», «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата».

Примечательно, что в Эфиопской Церкви помимо жены прокуратора Клавдии Прокулы, к лику святых причислен и сам Понтий Пилат.

Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940). Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Изучив роман можно сделать вывод, что образ Понтия Пилата очень противоречив, он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него держат в определенных рамках. Михаил Булгаков в своем романе показал прокуратора как жертву, как человека терзающегося муками совести. Пилат наделен сочувствием к Иисусу, в проповедях которого он не видит никакой угрозы общественному порядку.

Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни Пилата и Совесть не даёт прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа и мучается две тысячи лет, мечтая встретиться с Ним. Вот, собственно, и все, что мы узнаем из романа Михаила Булгакова.

Образ булгаковского Пилата одинок, в романе ничего не говорится о жене игемона Клавдии — единственным другом всадника является преданный пёс Банга.

У Булгакова в романе очень много отступлений от Евангелия. Так, перед нами иной образ Спасителя — Иешуа Га-Ноцри. Вопреки изложенной в Евангелии длинной родословной, восходящей к роду Давидову, ничего не известно ни об отце, ни о матери Иешуа. У него нет братьев. «Я не помню моих родителей», – говорит он Пилату. И еще: «Мне говорили, что мой отец был сириец…» Писатель лишает своего героя семьи, быта, даже национальности. Убирая все, он формует одиночество Иешуа…

В числе существенных изменений, внесенных Булгаковым в евангельское предание, – иИуда. В отличие от канона, в романе он не апостол и, следовательно, не предавал своего учителя и друга, поскольку ни учеником, ни другом Иешуа не был. Он – профессиональный соглядатай и доносчик. Это его форма заработка.

В романе «Мастер и Маргарита» всё сосредоточено на опровержении сути Евангельского События – Страстей Христовых. Сцены казни Иешуа Га-Ноцри лишены непомерной жестокости. Иешуа не мучили, не издевались над ним, и умер он не от мук, которых, как видно из текста, и не было, а был убит по милости Понтия Пилата. Нет и тернового венца. И бичевание заменено одним ударом бича кентуриона Крысобоя. В романе нет и тяжкого несения креста. И крестного пути, стало быть, фактически нет. Есть повозка с тремя осужденными, смотрящими вдаль – туда, где их ждет смерть, на шее каждого из них доска с надписью «Разбойник и мятежник». И еще повозки – с палачами и необходимым, увы, рабочим инвентарем для произведения казни: веревками, лопатами, топорами и свежеотесанными столбами… И все это отнюдь не потому, что солдаты добры. Просто им – и солдатам и палачам – так удобней. Для них это будни: у солдат – служба, у палачей – работа. Царит привычное, незаинтересованное равнодушие к страданию и смерти – со стороны властей, римских солдат, толпы. Равнодушие к непонятному, непризнанному, равнодушие к подвигу, состоявшему зря… Иешуа казнен не распятием гвоздями на кресте, символе скорби, как Иисус Христос (и как было предсказано пророками), а просто привязан веревками к «столбу с поперечными перекладинами. В смертный час нет не только группы апостолов и женщин, скорбно застывших вдали (по Матфею, Марку и Луке) или плачущих у подножия креста (по Иоанну). Нет и толпы, насмехающейся и кричащей:»Если ты Сын Божий, сойди с креста». У Булгакова: «Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим». Нет и двенадцати апостолов. Вместо двенадцати учеников – один Левий Матвей… А что говорит Иешуа Га-Ноцри, умирая на кресте? В Евангелии от Матфея:»…около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Илu, Илu! ламa савахфанu? То есть: Боже мой, Боже мой! для чего ты меня оставил?» Похожая фраза в Евангелии от Марка. У Иоанна короче, одно слово: «сказал: совершилось». У Булгакова последнее слово казнимого: «Игемон…»

Кто же он такой – Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»? Бог? Или человек? Иешуа, которому, кажется, открыто все – и глубокое одиночество Пилата, и то, что у Пилата мучительно болит голова, заставляя его помышлять о яде, и то, что гроза будет позже, к вечеру… Иешуа ничего не знает о своей судьбе. У Иешуа нет божественного всеведения. Он человек. И это представление героя не богочеловеком, а человеком бесконечно беззащитным…

Придется признать, что Булгаков сочинил другого Пилата, не имеющего ничего общего с историческим прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.

Кто такой Понтий Пилат

Существовал ли Понтий Пилат на самом деле?

Понтий Пилат — это действительно существовавший исторический персонаж, и доказательства его существования были найдены в 1961 году. Если раньше в существовании Понтия Пилата не сомневались только христиане, верующие в слова из Священного Писания, то находка итальянских археологов в Палестине развеяла сомнения последних скептиков. Мраморная плита с текстом, где было имя и должность Понтия Пилата не оставила повода для недоверия. Впрочем, и до этого несколько древних историков упоминали Понтия Пилата в своих трудах.

Многие думают, что Понтий — это имя, а Пилат — фамилия. На самом деле, фамилия — это Понтий. Фамилия раньше указывала на принадлежность к определенному роду, в данном случае к древнему клану Понтиев. Понтии были потомками самнитов. После войны с римлянами большинство самнитов погибло, но некоторые из тех, что остались, смогли влиться в римское общество. А Пилат — это не имя, а прозвище, которое означает «метатель копий». Очевидно, Понтий Пилат был связан с военным делом.

Прокуратор Понтий Пилат

Должность Понтия Пилата можно было описать как должность префекта, что и было написано на табличке, найденной итальянскими археологами: «Понтий Пилат — префект Иудеи», если бы не тот факт, что он исполнял еще и обязанности прокуратора, то есть разбирался с гражданскими делами, такими, как дело Иисуса Христа, по крайней мере, в самом начале.

Пилат принимает решение

Как Понтий Пилат относился к Иисусу

После того, как синедрион приговорил Иисуса к смерти, Он был заключен в темницу как опасный преступник. К Понтию Пилату Иисуса привели ранним утром, сидя в судейском кресле, Пилат обратился к Иисусу:

— Правда ли, что Ты Царь Иудейский?

— Ты говоришь. — Ответил ему Иисус.

Выслушивая крики собравшихся, Понтий Пилат говорил Иисусу:

— Разве не слышишь, сколько свидетельствуют против тебя?

Но Иисус не стал отвечать.

Тогда к Пилату подошел слуга и передал, что жена умоляет Понтия Пилата сохранить жизнь Иисусу. Она просила «отпусти этого Праведника. Он невиновен». Она увидела сон, в котором было сказано, что Пилат навлечет на себя беду, если не отпустит Узника.

Понтий Пилат прислушивался к жене, к тому же, как язычник, он мог испытывать суеверный страх перед тем, кого многие считают Мессией, поэтому предложил помиловать Христа, наказав его лишь плетками-скорпионами, что само по себе было жестоким наказанием, но синедриону нужна была смерть Христа и ради довольства толпы, требовавшей расправы, он пожертвовал жизнью Христа. Пилат умыл руки перед всеми и объявил, что он не виновен в смерти Иисуса. Так выражение «умывать руки» стало символом преступного бездействия, которое может убивать.

Почему Понтий Пилат не помиловал Христа?

  • Пилат не решился идти против толпы.
  • Иудеи грозили ему жалобой императору, если он помилует того, кто называет себя Царем и, по их мнению, императору угрожает.
  • Понтий Пилат просто не хотел неприятностей для себя.

Ироды, цари Иудеи

Что случилось с Пилатом после Распятия Христа?

Несмотря на то, что Понтий Пилат удовлетворил требования толпы, в 36-ом году кто-то все же пожаловался на него за что-то. Это недовольство стало причиной отставки. Понтий Пилат переехал в Рим, о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Зато его жена Клавдия Прокула крестилась и стала христианкой.

Зачем имя Понтия Пилата упоминается в «Символе Веры»?

Упоминание Понтия Пилата в «Символе Веры» говорят о том, что христиане, основываясь на Писании, верят в достоверность его существования и во все, что было описано в Новом Завете. Задолго до фактических доказательств, христиане утверждали истинность всего, что сказано в Библии.

Образ Понтий Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата далек от своего реального прототипа. Понтий Пилат по свидетельствам был холодным, жестоким, расчетливым человеком, прославившимся жестокими казнями. Несмотря на попытку освободить Иисуса, он не был добрым и даже немного сентиментальным. Такой образ — это восприятие автора романа.

  • Пилат Библейская энциклопедия
  • Пилат Библейский словарь Нюстрема
  • Понтий Пилат Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Синдром Пилата Александр Ткаченко
  • Иудейские древности. Глава 3 Иосиф Флавий

По́нтий Пила́т — пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека Иисуса Христа.

До 4 года по Р.Х. Иудеей правил Ирод Великий, затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

Историчность фигуры

До ХХ века о Пилате свидетельствовала Библия и несколько древних историков. В 1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

Имя

Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат — прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе. Имя Пилата нам неизвестно.

Должность

Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) — управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

Характер Пилата

Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист.

Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

Пилат и Христос

Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека). Против казни также выступила жена чиновника. Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого. Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд (Втор.21:6-9) для собственной защиты.

Что было с Пилатом после Христа?

Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, — это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

Что было дальше — документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (2Тим. 4:21). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

Почтительное обращение к булгаковскому Понтию Пилату из 6 букв

И Г Е М О Н

  • И — первая буква
  • Г — вторая буква
  • Е — третья буква
  • М — четвёртая буква
  • О — пятая буква
  • Н — шестая буква

Какого классика уже с 9 лет любил читать Александр Пушкин 7 букв

Семена сыроедов 3 буквы

почтительный
1) соотн. с сущ. почтение, связанный с ним
2) Содержащий в себе почтение.
отт. Выражающий почтение, преисполненный почтения.
3. перен. разг.
Большой, значительный (о размере, величине).
почтительный
-ая, -ое; -лен, -льна, -о.
см. тж. почтительно, почтительность
1)
а) Относящийся к кому-л. с почтением, оказывающий кому-л. почтение.
Почтительный сын.
Почтителен к старикам.
Быть подчёркнуто почтительным с женщинами.
б) отт. Выражающий почтение; исполненный почтения.
Почтительный поклон.
П-ая речь.
П-ое выражение лица.
П-ое отношение к старшим.
Слушать с почтительным вниманием.
2) разг. Значительный (о размере, величине расстояния)
Остановиться в почтительном отдалении от беседующих.
Держать на почтительном расстоянии (также: избегать в отношениях близости)
обращение
I ср.
1) процесс действия по гл. обратиться, обращаться I 4) 2) Результат такого действия; призыв, воззвание, речь или просьба, адресованные к кому-либо.
II ср.
1) процесс действия по гл. обратиться, обращаться II 3., 5) 2) Результат такого действия.
отт. Приобщение к чему-либо в результате убеждения.
отт. Принятие иного вероисповедания.
3. перен.
Превращение силой волшебства в кого-либо или во что-либо (в сказках).
III ср.
1) процесс действия по гл. обратиться, обращаться III
2) Результат такого действия; оборот I 1., 2., функционирование в употреблении (о денежных средствах, капитале, товарах).
IV ср.
1) процесс действия по гл. обратиться, обращаться IV
2) Результат такого действия; характер обхождения с кем-либо.
отт. Поведение, манера держаться в обществе.
V ср.
1) процесс действия по гл. обратиться, обращаться V
2) Результат такого действия; употребление, пользование.
VI ср.
Слово или словосочетание, которыми называют тех, к кому обращаются с речью; адресат речи (в лингвистике).
обращение
-я; ср.
1) к обратить — обращать, обратиться — обращаться.
Обращение простых дробей в десятичные.
Обращение в христианство.
Обращение к науке.
2) Призыв, речь; воззвание.
Обращение Всемирного конгресса сторонников мира.
Новогоднее обращение президента к народу.
Выступить с обращением.
Опубликовать обращение.
Обращение к народам всего мира.
Совместное обращение стран мирового сообщества к воюющим сторонам.
3) лингв. Слово или группа слов, называющие лицо, предмет, к которому обращаются с речью.
После обращения, стоящего в начале предложения, ставится запятая.
Обращение в середине предложения выделяется запятыми.
После обращения в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
4)
а) Способ, характер обхождения с кем-л., манера держаться, вести себя по отношению к кому-л.
Ласковое, внимательное обращение.
Жестокое, плохое обращение.
Сдержанность в обращении.
Поучитесь у матери обращению с детьми.
Животные требуют ласкового обращения.
Её деликатность в обращении с окружающими удивительна.
б) отт. Поведение в обществе, обхождение, манера держаться.
Изысканность обращения.
5) Пользование, употребление.
Находиться в обращении.
Изъять книгу из обращения.
Вошло в обращение новое слово.
Небрежное обращение с книгой.
6) экон. Процесс обмена, оборота денежных средств, капитала, товара.
Товарное обращение.
Денежное обращение.
Обращение капитала.
пилат
м. устар.
Тот, кто совершает неблаговидные или преступные дела чужими руками и устраняется от ответственности за совершенное.