Кто такой Василий баженов?

Архитектурный театр Москвы. М.Ф. Казаков

Архитектурный театр москвы.М.Ф Казаков

Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в
семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760
учился в архитектурной школе Д. В.
Ухтомского. С 1768 работал под
руководством В. И. Баженова в Экспедиции
кремлёвского строения, в частности с 1768
по 1773 участвовал в создании Большого
Кремлёвского дворца, а в 1775 — в
оформлении праздничных
увеселительных павильонов на Ходынском
поле.
В 1775 Казаков был утверждён в звании
архитектора.

Петровский дворец в москве

Эта работа представляет собой концепцию
экскурсии. Целью является знакомство с
постройками Матвея Федоровича Казакова, с его
творчеством, с тем, как оно существенно
повлияло на облик Москвы.

Здание сената в Московском кремле

Здание Сената в Московском кремле — одно из самых
значительных построек Казакова М.Ф. В этом
сооружении, возведённом в Кремле, творческие
принципы русской классической архитектуры второй
пол.XVIII в. получили своё яркое выражение.

Архитектор русской усадьбы

Образ характерной русской усадьбы, воспетый русской
литературой, почти всегда классицистический. Именно
в «домах с колоннами» обитали пушкинские,
лермонтовские, тургеневские персонажи. Становление
классицизма в России связано с именем одного из самых
известных наших зодчих, Матвея Фёдоровича Казакова
(1738—1812).

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Моско́вский
госуда́рственны
й университе́т
и́мени М. В.
Ломоно́сова
(МГУ) — один
из старейших,
крупнейших и
ведущих вузов
России, центр
отечественной
науки и
культуры.

УСАДЬБА АЛЕКСИНО

Усадьба Алексино — имение
Барышниковых. Располагается
селе Алексино.Усадьба
построена в стиле зрелого
классицизма.Строительство
усадьба началось в конце XVIII
века с подачи владельца
И.И.Барышникова. Для
строительства усадьбы были
привлечены выдающиеся
архитекторы — Матвей Казаков
и Доменико Жилярди.
Первоначально здесь
планировались только
хозяйственные постройки и
парк, схему которого в 1782
году составил Матвей Казаков.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ

Церковь и колокольня
построены в 1792-1799 в
Кузнечной слободе на
средства прихожан. Проект
церкви предположительно
принадлежит М. Ф. Казакову
или его ученикам. В 1808-1815
годах построена трапезная,
объединившая храм и
колокольню. В конце XIX —
начале XX веков храм был
заново расписан. В 1907 году
около храма построена
часовня. Богослужение
прекращено в 1930-х годах и
возобновлено в 1996 году.

ДОМ №14

Дом № 14 по Тверской улице был
построен на углу Тверской улицы и
переулка, носившего тогда
название Сергиевского, в конце
80-х годов XVIII века по проекту
архитектора М.Ф. Казакова.
Говорили, что «дворец на
Тверской» строил статс-секретарь
Екатерины II Г.В. Козицкий для
своей жены Е.И.Козицкой , но это
не так: почти за 15 лет до начала
строительства Григорий Козицкий,
попав в государственную опалу,
покончил с собой, нанеся себе 32
ножевые раны. Так что к моменту
начала строительства Екатерина
Козицкая давно уже была вдовой и
самостоятельно занималась
домом. Вскоре Сергиевский
переулок был переименован в
честь новой хозяйки дома в
Козицкий.

9. Здание мэрии Москвы

Зда́ние мэ́рии Москвы́
находится в центре города, по
адресу Тверская улица, дом 13.
Возведено архитектором М. Ф.
Казаковым в 1782 г.Его
построили для графа З. Г.
Чернышёва, назначенного
генерал-губернатором столицы.
Граф прославился как
полководец, занявший Берлин в
1760 году во время войны с
Пруссией. В 1790 году здание
выкупила казна, и оно
оставалось резиденцией
генерал-губернаторов до 1917
года, после чего в нём находился
Моссовет.В 1792 году перед
генерал-губернаторским домом
устроили плац для ежедневного
развода караулов.

10. Памятник М.Казакову и В.Баженову

Русский: Памятник
Василию Баженову и
Матвею Казакову в
дворике между
Хлебным домом и
Большим
Царицынским
дворцом.
Дата

Дом Пашкова: описание, история и фото

У Москвы много символических, загадочных мест и неразгаданных тайн. Исторические здания, построенные в давние времена, по-прежнему влияют на городскую среду гораздо больше, чем новостройки центра столицы. Одним из зданий, вокруг которого всегда будут роиться слухи и о котором будут слагать легенды, – это дом Пашкова.

Пашковы

Не существует достоверных сведений о том, кто был архитектором особняка на Ваганьковском холме. Косвенные сведения указывают, что архитектура и замысел – дело гения В. И. Баженова. Дом Пашкова был построен в 1786 году для Петра Егоровича Пашкова. Хозяин дома приходился сыном денщику царя Петра I. Егор Иванович Пашков был обласкан властью и разбогател после успешно проведенного дела против сибирского губернатора князя Гагарина, обвиненного в сепаратизме. Став членом Высшего суда и успешно разоблачая казнокрадов, он получал в вознаграждение за труды имения тех, над кем вершил правосудие.

Сын Петр, получив немалое наследство, быстро его приумножил, став винокуренным королем и откупщиком. Подобные занятия в среде знати не поощрялись, и Пашков стал не просто первым коммерсантом, но и первым изгоем такого масштаба в своем круге. Будучи человеком тщеславным, он решил пустить «пыль в глаза» и построить такой дом, который потряс бы всю столицу. Ему это удалось. Еще на этапе завершения работ особняк стал достопримечательностью Москвы, вокруг него роились слухи, позднее перешедшие в ранг легенд.

Описание

Участок, отведенный под строительство особняка, имеет сложную форму. Сам Пашков с большим трудом скупил землю на Ваганьковском холме, потеснив немало соседей. Широкая сторона надела выходит на улицу Моховую, где есть большой перепад высот по склону холма, такую же длину земельный участок имеет со стороны улицы Знаменской. Вдоль Никольской церкви земельный надел совершает сложный зигзаг. Самое узкое, клиновидное место пришлось на сторону Староваганьковского переулка.

Умелое использование сложной геометрии участка стало одной из изюминок дома Пашкова. Архитектор использовал склон холма в качестве пьедестала для особняка, обеспечив ему отличный обзор Кремля и гарантию от вероятного сползания к подножию возвышенности. Въезд, удобный для карет, был спроектирован с узкой стороны, где не было перепада высот и откуда открывается вид на парадное крыльцо и двор.

Решение было блестящим, но в таком расположении особняк оказался обращен задним двором к Кремлю. Несмотря на всю пышность убранства, фасад был совершенно глухим, парадные лестницы на Моховую были выстроены гораздо позже. Усадьбу ограждала высокая кованая ограда, от дома ее отделял регулярный парк с фонтанами и прудами, населенный диковинными птицами.

Архитектура

Дом Пашкова в Москве вызывал восхищение во всех слоях общества. В дни праздников и народных гуляний толпы граждан стекались к ажурной решетке сада, чтобы поглазеть на заморских птиц, красивый сад, украшенный фонтанами. Сейчас перед домом проложен тротуар, сад был упразднен – за счет его территории существенно расширилась проезжая часть дороги и тротуар.

Архитектура дома Пашкова – это яркий образец русского классицизма. Здание выстроено по трехчастному принципу, характерному для классической школы – над центральным корпусом возвышается бельведер, по бокам размещены симметричные флигели. Композиция объединяется портиком с колоннами и боковыми галереями. Единство структуры подчеркивается общими сюжетами декора. Сейчас здание имеет белый цвет, но по некоторым сохранившимся данным, будучи во владении Пашкова, особняк был оранжевым.

Фасад дома со стороны парадного входа выполнен в стиле загородной усадьбы и выглядит не столь помпезно, но не менее впечатляет. Гостей встречают кованые ворота в виде триумфальной арки. Ее верх венчают вытесанные из камня пышные гирлянды лавровых листьев, этот лейтмотив стал основным декором, украшающим особняк. Фронтальная композиция дома Пашкова, со стороны улицы Моховой, напоминает в своем построении стену Кремля, к которой обращена задним фасадом. Эти два объекта городской застройки строго параллельны и некогда обрамляли долину реки Неглинной.

Дом для просвещения

В войну 1812 года дом Пашкова подвергся разорению и пострадал от пожара, кровля и бельведер были полностью разрушены. В наполеоновском пожаре сгорел и семейный архив, в котором, предположительно, хранились чертежи и проекты архитектора Баженова. Восстановление заняло длительный период, только к концу 1830 годов был закончен ремонт. Вновь отстроенный бельведер существенно отличался от первоначального и нес на себе печать позднего периода классицизма. Архитектором восстановительных работ, предположительно, был Осип Бове.

В 1839 году дом Пашкова наследниками был продан городской казне в пользу Московского университета. Первоначально в нем разместился дворянский институт, немного позже помещения были переданы городской гимназии. С 1861 года особняк стал прибежищем для музея Румянцева. А в 1862 году в дополнение к музейным залам добавилась публичная Румянцевская библиотека, где также разместилось собрание книг Московского университета.

Открытие залов прошло с большими торжествами, императорская семья пожаловала городскому музею часть книг из своих личных библиотек, коллекцию декоративно-прикладного искусства, живописные полотна. С 1913 по 1915 год по проекту Л. Шевякова была проведена глобальная перестройка внутреннего пространства центрального корпуса особняка. Благодаря чему у библиотеки появился двухсветный читальный зал на 300 мест.

После революции

К началу 1917 года в фондах Румянцевской библиотеки и музея насчитывалось более миллиона единиц хранения. Большая часть коллекции книг формировалась за счет поступления одного экземпляра любого тиража выпускаемых книг в библиотечный фонд, такое обязательство было наложено на типографии с 1862 года.

После 1917 года музейные коллекции и экспонаты были переданы в Исторический музей, Третьяковскую галерею и другие фонды. В помещениях дома Пашкова было сконцентрировано одно из самых обширных собраний книг в мире. После революции фонды музея начали пополняться не только по обязательной схеме поступлений одного экземпляра, но и за счет проводимых властью конфискаций ценностей, в том числе книг.

В дальнейшем библиотека получала книги из коллекций репрессированных граждан и выезжающих за рубеж диссидентов. Часть этой литературы носила статус запрещенной, поэтому помещалась в закрытом фонде с выдачей только по особому разрешению. Построенный комплекс Государственной библиотеки включил в свой ансамбль и особняк Пашкова. Сад перед домом был упразднен в 1930 годах, когда стала расширяться проезжая часть улицы Моховой. В этот же период по проекту В. Долганова были построена терраса с балюстрадой и двумя лестницами, проведены работы по выравниванию склонов холма.

Современность

В 1924 году библиотека получила имя В. Ульянова, а годом позднее стала именоваться Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина, сокращенно – ГБЛ. В доме Пашкова был организован отдел редких рукописей. Угроза разрушения явственно нависла над особняком в 1986 году. Строительство станции метрополитена «Боровицкая» привело к проседанию фундамента, что спровоцировало повреждение перекрытий на этажах. Дом Пашкова стал аварийным, первые попытки реставрации предприняли в 1988 году, но финансирование было остановлено.

В 90-е здание пребывало в заброшенном состоянии, было множество попыток приватизации уникального особняка для открытия в его стенах торговых площадок. К счастью, такие предложения отвергались. Но дом приходил в упадок, осыпалась лепнина, по стенам расползался грибок, кровля протекала в нескольких местах.

Реставрация

Ситуация изменилась в 2003 году. Необходимые для реставрации средства были получены, а команда профессионалов обладала необходимыми знаниями и опытом для проведения работ по восстановлению памятника архитектуры.

В 2007 году Пашков дом вновь распахнул свои двери для посетителей. Сейчас в здании открыты три библиотеки – нотно-музыкальная, картографическая и научно-исследовательская библиотека рукописей. В парадном зале расположен культурно-выставочный зал, где регулярно проводятся конференции, презентации, церемонии и вернисажи. Со вторника по воскресенье проводятся в доме Пашкова экскурсии, особняк хранит множество тайн, часть из них до сих пор не раскрыта.

Тайны Ваганьковского холма

Одной из самых распространенных легенд Ваганьковского холма гласит о якобы спрятанной в подземном укрытии библиотеке Ивана Грозного, что имеет под собой веские основания. Исследователи считают, что Ваганьковский холм пронизан подземными ходами и убежищами. Их строили задолго до появления дома Пашкова. Предназначались они для хранения казны в лихие времена, там же располагались пыточные во времена правления Ивана Грозного, некоторые ходы вели в Замоскворечье и к храму Христа Спасителя.

Устойчивы и слухи о том, что именно из этого холма открывается вход в легендарную подземную Москву. Поиски библиотеки Грозного результатов пока не принесли, объяснение этому тоже есть. Считается, что заклятье на нее наложила Софья Палеолог, и кара настигает каждого, кто приблизится к книжному кладу.

Неисследованные подземелья

Слухи и легенды имеют под собой реальные факты – в 30-е годы археолог Стеллецкий занимался исследованием Ваганьковского холма и обнаружил множественные пустоты – погреба, ходы, подвалы. По его мнению, эти подземные постройки были остатками Опричного двора. В одно из помещений ему удалось проникнуть и обнаружить ступени, но пройти дальше не получилось. На следующий день произошло обрушение свода древнего подземелья и ступеней. Дальнейшие раскопки были запрещены, а обнаруженные входы в спешке забетонировали.

В следующий раз на эти же таинственные постройки наткнулись метростроевцы. Строители вскрыли старинный ход, выложенный кирпичом, но археологов на объект не пустили. Вход был опечатан до лучших времен. Библиотека Ивана Грозного не дает покоя кладоискателям и научным работникам и сегодня. На сегодняшний день существует описание около 60 точек в России, где предположительно могут находиться легендарные манускрипты.

Тайны дома Пашкова

В 1980 годах на территории двора особняка Пашкова были проведены геофизические исследования, позволившие выявить уникальное сооружение – колодец, выложенный белым камнем. Диаметр колодца – 5 метров, предположительная глубина – до 15 метров, по внутренним стенам под воду уходят остатки винтовой лестницы. Вода из колодца не уходит, и сколько метров до его дна – пока неизвестно. Строятся различные предположения о его назначении – некоторые считают, что есть особый механизм, запуск которого осушает колодец и открывает подземные входы.

Авторы более прозаических версий склоняются к тому, что колодец является частью водонапорной башни, снабжавшей фонтаны дома Пашкова водой, а также использовавшийся для полива сада и огорода. Но есть одна загвоздка – указать время постройки сооружения невозможно, в имеющихся документах упоминаний о колодце нет, как нет на Русской земле аналогов такого сооружения. На данном этапе посетителям дают возможность спуститься на несколько ступеней внутрь колодца, привилегия доступна гостям, пришедшим в дом Пашкова с экскурсией. Работы по его изучению продолжаются, ожидается расчистка дна.

Есть еще одна библиотечная легенда. Сотрудники утверждают, что в залах обитает призрак, его можно попросить найти редкое издание, и он обязательно подскажет, где оно находится. Удивительный дом на Ваганьковском холме фигурировал и в литературе. Есть мнение, что именно в его залы и комнаты Булгаков поместил героев «Мастера и Маргариты», там состоялся ежегодный бал. В доме Пашкова экскурсантов познакомят с различными экспонатами, многие из них представляют интерес не меньший, чем сам дом и его тайны, мифы и легенды.

Полезная информация

Желающие узнать подробную историю, осмотреть внутренние помещения, оценить стиль дома Пашкова могут записаться на экскурсию. На нее приглашают несколько агентств и непосредственно администрация РГБ.

Адрес: улица Воздвиженка, 3/5, строение 1.

Стоимость экскурсионного посещения для взрослых – 800 рублей, для учеников школ – 600 рублей, а для пенсионеров – 400 рублей. Группы формируются по предварительной записи.

Русский архитектор Василий Иванович Баженов — биография, дом Пашкова

Краткая биография

Василий Баженов — 1738 — 1799 год – архитектор, русский художник, основоположник классического направления в архитектуре второй половины XVIII века.

Творчество Баженова отличалось полетом фантазии, смелостью и своеобразием, но лишь небольшая часть задумок увидела свет

Еще меньше построенных им зданий сохранилось до нашего времени. Среди них несколько построек в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Начало пути

По уточненным данным биографов Василий Баженов родился 12 марта 1738 года в Москве. Отец Баженова служил псаломщиком в придворной церкви московского кремля. Здесь, среди великолепных образцов древнерусского зодчества прошло детство будущего архитектора. Талант искусного художника проявился у мальчика очень рано, вместо забавы он срисовывал здания, церкви, надгробные памятники.

Это пристрастие стало решающим при знакомстве подростка с известным московским архитектором Дмитрием Ухтомским, который нанимал рабочих для скорейшего восстановления сгоревшего царского дворца.

Мальчик расписывал изразцы печей, выполнял посильные задания. Архитектор, желая поддержать талантливого подростка, принимает его в свою школу вольным слушателем.

Семья Василия Ивановича Баженова

Учеба

По рекомендации Ухтомского в 1754 году Василия Баженова принимают в только что открывшуюся гимназию при московском университете. По уровню знаний его сразу определяют в старший класс. А уже в 1755 году его переводят в качестве студента в университет.

После открытия в Петербурге Академии художеств в 1758 году, Баженова берут на учебу первым, как лучшего из студентов. Архитектурный класс в Петербурге вели С. И. Чевакинский и А. Ф. Кокоринов.

В 1759 году студентом Баженовым выполнен самостоятельный архитектурный проект каменной церкви для подмосковной усадьбы князя Черкасского.

Наставник талантливого ученика подает прошение графу Шувалову, чтобы облегчить сложное финансовое положение студента. В результате, за прилежание в учебе Баженову определяют должность архитектурного помощника, что соответствовало рангу прапорщика,

Обучение в Европе

По окончании академии Василия Баженова направляют для дальнейшего обучения в Париж, считавшийся столицей европейской архитектурной моды. В течении полутора лет он будет обучаться у Шарля де Вальи – знаменитого архитектора. Из учебных работ Баженова особое внимание привлек к себе проект Дома инвалидов.

К концу курса из ученика он незаметно превратился в помощника знаменитого архитектора. Блестящая защита диплома дала ему право на дальнейшее обучение

В августе 1762 года Баженов получает двух годичный заграничный паспорт и направляется в Рим изучать:

  • архитектурные шедевры
  • строительное дело у итальянских мастеров

По окончании курса, в начале 1764 года он сдает экзамен, предоставив комиссии, созданные им модели и проекты. В результате ему присвоено звание мастера и профессора архитектуры в академии св. Луки.

Возвращение в Россию

Василий Баженов возвращается из Европы в Петербург в мае 1765 года. Ему предложено подтвердить свои знания, сдав дополнительный экзамен. Проект, созданный для этого, достойно оценен, но Баженову присвоили лишь звание академика. Он обижен, ведь очень рассчитывал на профессорское звание и соответствующее денежное содержание.

Неожиданное предложение поступает от фаворита императрицы, графа Орлова. Генерал готов взять блестящего архитектора в подчиненное ему артиллерийское ведомство в чине капитана. Ему сразу поручают проектировать и строить арсенал. Монументальное здание военного склада занимало целый квартал и производило сильное впечатление.

Императрица, по рекомендации Орлова привлекла Баженова к работе по созданию Института благородных девиц в Смольном монастыре.

Проект Института благородных девиц в Смольном монастыре

Проект был выполнен быстро, но так и не был реализован. Архитектор постарался создать величественное, но в тоже время изящное здание, использовал традиционные для русских зодчих приемы. В результате конкурс выиграл проект архитектора Кваренги.

К этому периоду относится постройка дворца для цесаревича Павла на Каменном острове. Резиденция в стиле классицизма идеально вписывалась в окружающее пространство возле Невы.

Московский период

По приказу главы ведомства, графа Орлова, Баженова в 1767 году направляют в Москву для наведения порядка на территории кремля. Императрица планировала поселиться там, и для этого нужно было подготовить одно из зданий. С присущим Баженову размахом он разрабатывает не только перепланировку, но и строительство царской резиденции.

Перестройка московского кремля

Планы преобразования поразили прибывшего с визитом графа Орлова, и были представлены императрице в самом выгодном свете. Было решено, что возведение новой резиденции будет иметь политическое значение.

Вся Европа заговорит о мощи государства, ведущего одновременно войну с турками и столь масштабное строительство

Проектирование и подготовка места застройки продолжались несколько лет. Была расчищена часть территории, построен дом, в котором создавалась математически выверенная модель дворца, высотой в человеческий рост.

Проект большого Кремлевского дворца

Первый камень в основание стройки был заложен в 1773 году. Но судьба не дала реализовать грандиозное начинание. Длительная военная компания, эпидемия чумы, бунт, повлекший убийство московского архиепископа – все вмешивалось в ход строительства. Финансирование поступало крайне нерегулярно, и в результате Екатерина приказала строительство прекратить.

Оформление празднеств на Ходынском поле

Закрытие кремлевского проекта надломило душевные силы мастера, для него это стало истиной катастрофой. Слухи о его состоянии дошли до императрицы, и она поручает Баженову оформление празднеств в честь победы над Турцией.

На обширной площади Ходынского поля по замыслу архитектора возводятся павильоны, которые напоминали города, отошедшие во владение России по мирному договору. Постройки были выполнены из дерева и камня в стиле восточной, неоклассической архитектуры. При въезде на площадь была сооружена 32 метровая арка, окруженная колоннадой. Императрице пришлись по душе необычные строения, и она поручает Баженову обустроить, приобретенную недавно новую усадьбу.

Строительство резиденции в Царицыне

Рядом с Коломенским, всегда отличавшимся красотой пейзажа, императрицей была приобретена усадьба носившая название «Черная грязь», и позднее переименованная в «Царицыно». Баженову предложили срочно подготовить эскизы. Екатерина, находясь под впечатлением от праздничных павильонов, подписала практически без поправок начальный вариант.

Архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно 1775 -1785 гг.

После этого архитектор приступил к разработке подробных чертежей. При проектировании построек Василий Баженов использовал декоративные приемы, свойственные стилю «русской готики». Дворцово-парковый ансамбль должен был включать здания и пруды, мостики и павильоны, свободно расположившиеся на холмистой местности.

Василий Баженов практически переселился в Царицыно, чтобы контролировать строительные и отделочные работы, которые длились с 1775 по 1785 год.Но после посещения еще не законченной стройки Екатерина требует остановить работы и снести два основных дворца.

Перестройку она решила передать архитектору Казакову. Баженов был отстранен от проекта.

Подобные перемены связывают с его членством в масонской ложе. Екатерине стало известно, что через Баженова Николай Новиков передавал запрещенные книги наследнику престола

Опальный архитектор

После приостановки царицынского проекта Баженов оказывается в вынужденном отпуске. Чтобы прокормить многочисленную семью архитектор берется за частные заказы. Он занимается проектированием поместий и церквей в Москве и ее пригородах. Среди них особенно выделяется дом Пашкова.

В 1792 году Василий Баженов переезжает в Петербург, где по просьбе цесаревича проектирует будущий Михайловский замок. Параллельно он занимается строительными работами для Адмиралтейства.

Михайловский замок

После смерти Екатерины в 1796, Павел жалует Баженову генеральский чин, поместье и тысячу душ крепостных. Но архитектор серьезно болен и уже не может заниматься строительством.

В феврале 1799 Баженова назначают вице-президентом Академии художеств

Архитектор планировал обновить учебное заведение, заняться воспитанием талантливой молодежи, но судьба распорядилась иначе. Василий Баженов скончался 13 августа 1799 года, так и не успев завершить многочисленные планы.

Архивы Баженова утеряны, поэтому его авторство часто подвергают сомнению. Но неоспорима роль В. И. Баженова, как теоретика архитектуры.

Яркий талант зодчего повлиял на творчество современников, определил пути развития отечественной архитектуры на несколько десятилетий вперед

Интересные факты биографии

  • Отец Баженова, Иван Федорович был обычным дьячком и за отличный бас назначен псаломщиком в церковь Иоанна Предтечи на территории московского Кремля. Маленькому Васе была уготована судьба отца, и уже в раннем детстве он пел в хоре Страстного монастыря
  • Одноклассниками Баженова по московской гимназии были издатель сатирических журналов Новиков, писатель Денис Фонвизин, известный архитектор Иван Старое, политический деятель Григорий Потемкин
  • По окончании академии в Париже Баженов получил диплом с отличием, который предполагал получение золотой медали. Но будучи иностранцем и не являясь католиком, он автоматически был лишен этой награды
  • Личность Баженова вызывает многочисленные споры у биографов и историков архитектуры. Не точны данные его места и даты рождения. Не установлено место окончательного захоронения. Практика совместной работы над проектами и потеря архивов часто делает авторство Баженова не доказуемым

Было интересно? ДаНет

Работы с участим В. И. Баженова

  • Оформление Ходынского поля — 1775 год
  • Усадьба И. С. Гендрикова — Спасские казармы -1775 год
  • Ансамбль Царицыно 1776—1786 годы
  • Усадьба Румянцева на Маросейке — 1782 год
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке 1783—1791 годы
  • Дом Пашкова 1784—1786 годы
  • Дом Юшкова 1780 год
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное 1780 год
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах 1793—1796 годы
  • Усадьба Тутолмина — Ярошенко 1788—1791 годы
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери — Рождества Христова
  • Михайловский замок 1792 год
  • Участвовал в проектировании Казанского собора 1797 год

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц — проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги
  • Большой Кремлёвский дворец 1768 год — строительство начато, но остановлено в 1775 в связи с угрозой для древних памятников Кремля
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове — отклонён по причине дороговизны
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного

Архитектор Василий Баженов


«Портрет Василия Баженова в кругу семьи», 1770-е. Источник: theartnewspaper.ru
12 марта по старому стилю (1 марта по новому) родился выдающийся русский придворный архитектор, художник, теоретик архитектуры Василий Иванович Баженов.
В минувшем году прошли мероприятия к 280-летнему юбилею зодчего: в Москве была представлена выставка наследия одного из основателей русской псевдоготики и издан каталог. Однако мало кто знает, что, согласно последним исследованиям, юбилей приходится именно на 2018 год.

Василий Иванович Баженов (1738-1799 гг.) родился 1 марта 1738 года в с. Дольское Калужской губернии в семье дьячка одной из придворных кремлевских церквей. По настоянию отца учился на певчего в Страстном монастыре. С детства проявляет способности к рисованию. Баженов перенимал опыт пожилого нуждающегося живописца и уже в 15 лет выполнил роспись под мрамор во дворце Головина. Незаурядный талант юноши заметил архитектор Д.В. Ухтомский и зачислил его в собственную архитектурную школу вольным слушателем (1751). Проявив большие способности к наукам Баженов был направлен в Московский университет (1755), продолжил обучение в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем – в архитектурном классе вновь образованной Академии художеств. Окончил Академию с большой золотой медалью, одним из первых удостоился пенсионерской поездки в Европу (1759). Посетил Италию и Францию, удостоился званий почетного члена Академий Парижа, Болоньи и Флоренции. Получил известность благодаря созданию деревянно-пробочных моделей знаменитых парижских и римских зданий (1764).

Василий Баженов. Фрагмент панорамы усадьбы Царицыно с Фигурными воротами и подписью архитектора, 1776. Источник: theartnewspaper.ru
Карьера Баженова на родине полна взлетов и падений. По возвращении в Петербург (1765) за создание увеселительного комплекса в Екатерингофе архитектор был удостоен звания академика, но не получил профессорской кафедры и поступил на службу главным архитектором с чином капитана в Артиллерийском ведомстве. Представленный Павлу I Баженов возводит для наследника престола дворец на Каменном острове.

Фигурный мост в усадьбе Царицыно, 1776-1778. Фото: Михаил Розанов
По велению Екатерины II архитектор направлен в Москву (1767) для работы над концепцией грандиозного Большого Кремлевского дворца. Архитектор проработал над проектом 8 лет, но как и ряд других его работ он так и не был реализован. Параллельно Баженов с помощником переводит с французского трактат Витрувия – полтора века этот труд оставался единственным переводом римского архитектора на русский язык.
Хлебный дом (Кухонный корпус) усадьбы Царицыно, 1784-1785. Фото: msk-guide.ru
В 1775 году совместно с М.Ф. Казаковым строит деревянные увеселительные павильоны на Ходынском поле – первые образцы псевдоготики в Москве. В том же году получает заказ на строительство дворцового комплекса с регулярным парком в Царицыно. С 1784 года – член Российской академии наук. На момент завершения строительства (1885) Баженов уже попал в опалу и готовый дворец было велено снести. Немилость императрицы связывают с членством зодчего в масонской ложе, близостью к кружку Н.И. Новикова и расположением Павла I.
Большой мост в усадьбе Царицыно 1778-1779, 1784-1785. Фото: РИА Новости
Василий Баженов. Эскиз театральной декорации в «готическом вкусе», 1764. Источник: theartnewspaper.ru
Оставшись без жалования Баженов открывает свою Архитектурную школу. В 1792 году вернулся в Петербург, получив скромную должность архитектора при Адмиралтействе, строит в основном в Кронштадте. С восшествием на престол Павла I – покровителя Баженова, в 1799 году он был назначен первым вице-президентом Академии художеств, где начал реформу, но в августе того же года зодчий скоропостижно скончался.

Василии Баженов. Проект сени над мощами Ионы Митрополита в Успенском соборе Московского кремля, 1773. Источник: theartnewspaper.ru
В советское время искусствоведы зачастую приписывали авторство Баженова почти всем псевдоготическим зданиям его времени с неустановленным авторством – авторитет мастера способствовал сохранению этих памятников. Однако документальное подтверждение это имеет в единичных случаях, т.к. архивы с чертежами Баженова утрачены. Именем Баженова названы улицы в подмосковном Жуковском, Липецке, Пензе, Калуге, Казани и Калининграде. К 150-летию со дня кончины мастера были выпущены почтовые марки СССР (1949).

Василий Баженов

Биография

Великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры.

Сын дьячка кремлевской придворной церкви. Учился в Славяно-Греко-Латинской Академии. С 1751 посещал архитектурные классы князя Дмитрия Ухтомского. В 1755 поступил в Московский университет, а на следующий год переведен в Академическую гимназию (Петербург), одновременно изучал архитектуру под руководством Саввы Чевакинского. Окончил Петербургскую академию художеств. В 1760, получив звание «архитектурии помощника», направлен в Париж. В Париже поступил в Академию художеств и работал под руководством профессора де Вальи. В 1862 уехал в Италию для продолжения образования. Избирался профессором Флорентийской и Римской академий и членом Болонской академии, участвовал в конкурсе на проект монументальной лестницы для Капитолия в Риме.

По возвращении в Россию определен адъюнктом Академии художеств. В 1765 получил звание академика архитектуры за проект «увеселительного дома Екатерингофе», однако разногласия с руководством Академии послужили причиной его отставки (1766) и переезда в Москву.

Екатерина II поручила ему восстановление зданий Московского Кремля. Зодчий разработал проект грандиозного общественного комплекса, в котором должны были разместиться императорский дворец и все правительственные учреждения Москвы. По его замыслу, центром всей композиции должна была стать овальная площадь — площадь народных собраний, от которой через три арки шли лучи проспектов к Троицким, Никольским и Спасским воротам Кремля. Сам дворец должен был занимать пространство от Спасских ворот до Водовзводной башни. В связи с этим строительством предполагалось разобрать Кремлевскую стену. Уже в этом проекте проявилась характерная особенность архитектуры Баженова — подход к сооружению как к объемной композиции, организующей городское пространство.

Событие приобрело политическое значение. Впоследствии императрица потеряла интерес к проекту, и строительство, развернувшееся к 1775, было остановлено. Для архитектора это было сильным ударом. Однако привлечение его к устройству празднеств по случаю Кучук-Кайнарджийского мира потребовало от него значительного внимания. На Ходынском поле в Москве им были сооружены увеселительные строения. Здесь впервые в творчестве архитектора наметились мотивы псевдоготики. Создание новой царской резиденции в Царицыне, порученное Баженову, дало возможность развить эти мотивы в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775–85). В этой работе Баженов обратился к традициям древнерусского зодчества. В основе плана — асимметричная композиция, определяемая условиями местности. Здания живописно располагаются на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор зрительно облегчает и пластически обогащает сооружения из красного кирпича. Архитектурное решение павильонов стало образцом для построек в стиле псевдоготики. Современники оценивали проект как первую попытку создания национального русского стиля. В 1785, когда постройки были вчерне закончены, императрица посетила дворец и остановила работы. Новое строительство было поручено Михаилу Казакову, а Баженова уволили в «отпуск». Считается, что гнев императрицы вызвала близость зодчего к наследнику-цесаревичу Павлу и просветительскому кружку Николая Новикова.

Эти же мотивы — фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества и удивительным образом организованные ордерными пропорциями — применены зодчим в одной из самых изысканных его построек — усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782–89).

В 80–90-е годы Баженов занимался частной практикой. В этот период им были возведены дом Пашкова, дом Прозоровского, дом Долгова-Жемочкина и многие другие. В этих проектах зодчий переработал традиционную схему застройки усадьбы, вынося на одну линию центральное здание и флигеля. Особенно ярко это выявляется в доме Пашкова. Здание, возвышающееся на холме, противоположном Кремлю, определило масштаб трех улиц, на которые выходят его фасады. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад, главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, тогда как парадный фасад выходит на Кремль. Дом Пашкова стал своеобразным символом Москвы. Дом Прозоровского, выстроенный на другой стороне Москвы-реки напротив дома Пашкова (не сохранился), составлял с ним единый ансамбль.

После смерти Екатерины зодчий был приглашен Павлом I в Петербург, где сразу же получил должность вице-президента Академии художеств. В этой должности он опубликовал теоретические трактаты: «Краткое рассуждение о кремлевской постройке» и «Речь на заложении Кремлевского дворца».

Последней работой Баженова стал проект Михайловского замка в Петербурге (1792–96). По воле Павла I Баженов создал комплекс, отделенный каналами от города.

Творчество Баженова как архитектора-практика, теоретика и педагога в большей степени, чем творчество других русских архитекторов, подготовило перестройку всей архитектурно-художественной деятельности России в контексте общеевропейской культуры. Баженовым создана архитектурная школа, которую прошли многие зодчие, работавшие уже в XIX веке.