Лестница в рай

(С натуры)

Лестница, ведущая в библиотеку ст.

Москва-Белорусская (1-я Мещанская улица),

совершенно обледенела.

Тьма полная, рабочие падают и

убиваются.

Рабкор

Рабочий Косин упал удачно. С громом приехал со второго этажа в первый, там повернулся на площадке головой вниз и выехал на улицу. Следом за ним приехала шапка, за шапкой — книжка «Война и мир», сочинение Л. Толстого. Книжка выехала горбом, переплет дыбом, и остановилась рядом с Косиным.

— Ну как? — спросили ожидавшие внизу своей очереди.

— Штаны порвал, — ответил глухо Косин, — хорошие штаны, жена набрала на Сухаревке, — и ощупал великолепный звездный разрыв на бедре.

Затем он поднял произведение Толстого, накрылся шапкой и, прихрамывая, ушел домой.

Вторым рискнул Балчугов.

Он сделал попытку ухватиться за невидимые перила, но те мгновенно ускользнули из рук. Затем ускользнул Гоголь и через мгновение был на улице.

— Ох! — пискнул Балчугов, чувствуя, что нечистая сила отрывает его от обледеневших ступенек и тащит куда-то в бездну.

— Спа… — начал он и не кончил.

Ледяной горб под ногами коварно спихнул Балчугова куда-то, где его встретил железный болт. Балчугов был неудачник, и болт пришелся ему прямо в зубы.

— …Сп… — ахнул Балчугов, падая головой вниз.

— …те!!. — кончил он, уже сидя на снегу.

— Ты снегом… — посоветовали ожидающие, глядя, как Балчугов плюет красивой красной кровью.

Он пошарил руками по снегу и собрал разлетевшиеся листки «Тараса Бульбы». Затем поднялся, наплевал на снегу красным и ушел домой.

— Обменял книжку, — бубнил он, держась за щеку, — вот так обменял, шатается…

Тьма поглотила его.

— Полезем, что ль, Митя? — робко спросил ожидающий. — Газетку охота почитать.

— Ну их к свиньям собачьим, — ответил Митя, — живота решишься, а я женился недавно. У меня жена. Вдова останется. Идем домой!

Тьма съела и их.

На 4-й неделе Великого поста почитают особенного святого, иконы с изображением, которого нечасто встретишь в православных храмах мира. Это Иоанн Лествичник. Синайский монах, 40 лет проведший в отшельничестве и оставивший в конце жизни великий духовный труд в виде книги «Лествица Рая», навсегда вошел в церковную историю, а его образ занял особенное место в иконописи.

Дни памяти:

  • 12 апреля
  • четвертое воскресенье Великого поста

В середине VI века в Синайский монастырь (в настоящее время Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте) пришел 16-летний юноша по имени Иоанн. Решив посвятить себя служению Господу, он стал послушником, а спустя четыре года принял монашеский постриг. Ведомый духовными исканиями, через 19 лет он удалился в пустынное место, где провел в отшельничестве сорок лет в молитве и за написанием книг. Под конец жизни его, глубокого старика, разыскали монахи Синайского монастыря и уговорили вернуться в обитель в качестве игумена. На четыре года Иоанн возглавил монастырь и написал по просьбе братии духовный труд, который назвал «Лествица рая». Этот итог монашеского пути, изложенный простым и понятным языком, стал на долгие времена одной из важнейших книг для иноков. Шло время, и «Лествица», переписываемая монахами, все больше и больше дополнялась иллюстрациями, которые в итоге перекочевали в иконопись. Так появилась совершенно уникальная икона «Лествица Иоанна Лествичника».

Икона «Лествица Иоанна Лествичника»

Существует несколько вариантов этой иконы, самый знаменитый из которых хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове. На ней изображена ведущая в рай к Иисусу Христу лестница, по которой поднимаются монахи, одолеваемые бесами. Это емкое, аллегорическое изображение борьбы воли человека со страстями на пути к добродетели. Ступени лестницы символизируют, что духовное совершенство достигается не сразу, а постепенно, шаг за шагом.

В книге «Лествица» каждая из ступеней означает определенные этапы самосовершенствования для верующих, включающие в себя борьбу с мирской суетой, с пороками, преодоление преград в аскетической жизни

Последние ступени лестницы особенно важны: после побед над искушениями настает пора освоения добродетелей, три из которых самые главные – это вера, надежда и любовь. Без них не войти в Царство Божие. Количество ступеней лестницы – тридцать –тоже неслучайно. Цифра отсылает нас к тридцати годам самосовершенствования Иисуса Христа, предшествовавшим началу его служения человечеству. На иконе «Лествица Иоанна Лествичника» мы видим, как испытания ждут человека на каждой ступени пути. Кто-то падает с лестницы в самом начале, кто-то сбивается с нравственного пути в середине, а кто-то сдается почти у самого верха. Примечательно, что ангелы изображены в стороне, они застыли в молитве и не вмешиваются в ход событий. Тем самым иконописец показывает зрителю, что борьба с бесами (страстями, искушениями) в руках самого человека, зависит от его воли. На самой вершине лестницы изображен сам Иоанн, протягивающий свиток со своим сочинением Иисусу Христу. Он прошел этот путь.

Существует несколько вариантов иконы «Лествица». В версиях русских иконописцев, как правило, больше подробностей. К примеру, часто изображаются рай со святыми, храм.

Икона Иоанн Лествичник

Вместе с «Лествицей» появлялись и отдельные иконы с ликом самого Иоанна Лествичника.

Как правило, святой изображался в монашеском облачении с куколем на голове и свитком или книгой в руках. Иногда Иоанн Лествичник был представлен на иконе не один, а в окружении других святых — Георгия и Власия.

Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге. На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.

Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.

Молитвы преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

«Туннель был тесным. Дышалось с трудом. Освещение никуда не годилось. Здорово пришлось помучиться», — вспоминал Николай Грубе, известный немецкий знаток культуры майя. Но теперь, когда все это позади, можно с улыбкой рассказывать о темноте, жаре, крохотном лазе. Главное сделано. Вместе с американкой Линдой Шеле, специалисткой по расшифровке иероглифов, Грубе проник под «акрополь» (укрепленную часть) города Копана на территории современного Гондураса и спас от забвения одну из страниц истории этого древнего города-государства, лежащего на юге страны майя.

Потаенный храм

Подземная часть Копана испещрена траншеями и туннелями, словно швейцарский сыр — дырками. Ради чего же мучился доктор Грубе, пробираясь по тесному подземному туннелю? Тогда ему нужна была ступень лестницы. Всего одна лестничная ступень. На ней едва проступали иероглифы: время сильно разрушило надпись. Ее предстояло расшифровать. (У индейцев майя существовала словесно-слоговая иероглифическая письменность, Она известна по памятникам первых исков пашей эры и существовала до запрещения ее испанской церковью в XVI пеке. Расшифрована частично в 50-60-х голах советским ученым Ю. В. Кнорозовым. — Прим. ред.)

Сама же лестница была частью древнего храма, который находился внутри другого, огромного сооружения, спрятавшись за его массивными стенами — как одна матрешка в другой. Около 1300 лет назад строители майя аккуратно засыпали небольшой храм песком и выстроили над ним новую культовую пирамиду — у археологов она числится под названием «Храм-16». Не стоит удивляться тому, что майя захоронили свой старый храм; многие величественные здания той эпохи сооружены именно по такому принципу: их возводили над старинными постройками, и в наши дни эти сооружения можно «очищать словно луковицу».

Обнаружили же потаенный памятник лишь в 1992 году. Гондурасский археолог Рикардо Агурчиа обследовал «Храм-16». Рабочие, помогавшие ему, для чего-то пробили отверстие в одной из внутренних стен храма. Образовался лаз. Выбравшись из низко нависшего туннеля, люди увидели громадную стену высотой метров двенадцать. Это был фасад древнего храма. Он переливался голубыми, красными, желтыми красками. Ученые окрестили это скрытое от всех строение «Розово-лиловым храмом». Фасад украшала огромная — высотой более двух метров — маска верховного божества майя (изображали его в виде птицы).

Виднелись многочисленные, прекрасно сохранившиеся орнаменты. Тогда же была обнаружена и надпись на одной из ступеней парадной лестницы «Розово-лилового храма». Но прочитать ее археологи, конечно, не сумели…

Шеле и Грубе целыми днями просиживали перед загадочной надписью. В туннеле было так тесно, что непосредственно перед ступенькой мог уместиться лишь один человек. «Мы работали по очереди, и тот, кто работал, сообщал результаты другому, оставшемуся у него за спиной, а он уже заносил эту информацию в компьютер, который мы притащили с собой, и обрабатывал ее», — вспоминает Грубе.

Работа была долгой и утомительной. Приходилось срисовывать слабозаметные черточки иероглифов, освещая их карманным фонариком. Затем ученые пытались соотнести зарисованные знаки с уже известными иероглифами и старались восполнить очевидные лакуны — поврежденные участки надписи. В конце концов, удалось разобрать эти загадочные символы, гласившие, что «Розово-лиловый храм» был освящен царем по имени Тцик Балам, то есть «Прославленный Ягуар», в 557 году н. э. Имена майя часто кажутся странными. Однако ошибки тут нет: археологи распознали в этих иероглифах имена еще в ту пору, когда письменность майя оставалась неразгаданной.

Записи свидетельствовали о том, что Тцик Балам тоже возвел свой «Розово-лиловый храм» над другим сооружением — где, возможно, был погребен основатель династии царей Копана. Целых два столетия «Розово-лиловый храм» оставался святилищем — по тамошним меркам необычайно долго. Этим объясняется его археологическая ценность. Кстати, раскапывая храм, археологи тоже поступили весьма необычно. Очистив «Розово-лиловый храм» от насыпанной на него земли, они не стали разбирать скрывавшую его наружную постройку. Храм остался внутри храма — словно в пещере. Вокруг него можно разгуливать, его можно осматривать со всех сторон. Правда, только специалистам. И вес же простые смертные тоже могут полюбоваться погребенным храмом майя, отправившись в новый музей, открытый в Копанс. Там, по слепкам, сделанным с оригинала, храм воссоздан с поразительной точностью — повторены и маски, и элементы лепного орнамента, украшавшие подземный прототип.

Тем временем археологи продолжают раскапывать недра «Храма-16». В 1996 году они расчистили основание «Розово-лилового храма». Оно оказалось гораздо шире, чем ожидалось: 10 на 15 метров. Рядом, на этом постаменте, были сооружены еще два небольших храма. Кстати, уже без лепного орнамента: все украшения вытесаны из камня. Почему майя отказались от своего традиционного искусства? На протяжении нескольких столетий майя выделывали лепные украшения из особой пластической массы, в состав которой входили гипс, известь, песок и вода. На обжиг известняка уходило немало дров. «Древние майя изрядно нагрешили, они нанесли огромный экологический ущерб, вырубив леса на обширной территории. Вокруг крупных городов не осталось ни единого деревца, леса перевели на дрова», — критически заметил Грубе.

Итак, майя не могли украсить лепниной даже храмы, построенные, видимо, одновременно с «Розово-лиловым». Значит, уже в VI веке леса в окрестностях Копана — в раскинувшейся здесь долине — были полностью сведены. Таким образом ученым удалось установить, что примерно в это время в стране майя разразилась экологическая катастрофа.

Люди гибнут за нефрит

Политическая катастрофа наступила позже — через два столетия. 29 апреля 738 года властитель соседнего государства Киригуа пленил тринадцатого правителя Копана. С воцарением нового правителя времена блестящих, пышных царствований в Копане закончились. Поражение было тем более обидным, что могучую метрополию сокрушил ее же собственный вассал. Об этой дате исследователи также узнали, расшифровывая древние иероглифы.

И опять — на ступенях лестницы. Но огромной, специально построенной одним из правителей «Лестницы иероглифов». На ее 56 ступенях отчеканена в камне вся история царей Копана. Здесь более 2000 иероглифов. Часть из них уже расшифрована.

…История Копана начинается с появления здесь царской династии в 426 году. Яке К’ ук’ Мо, посланный правителем древнего Тикаля, города-государства майя, за сотни километров от столицы в глубину джунглей на поиск новых земель, забрел в долину Копана. Здесь он и основал свою династию — воздвиг «семейные пенаты» и учредил культ бога-покровителя его собственной семьи. Об этом также сообщает надпись, высеченная на камне.

Копан лежал в плодородной речной долине, где столетиями селились крестьяне, возделывавшие кукурузу. Царский город быстро разрастался. Недаром археологи окрестили его «Парижем майя»: люди стекались сюда со всех окрестных мест. Во многом процветание городу обеспечило то, что его власти контролировали крупное месторождение нефрита в долине Мотагуа. Для майя нефрит был ценнее золота: из него изготавливали маски и украшения, восхищающие нас и сегодня. Однако постепенно усилились и правители городка Киригуа. Им было сподручнее контролировать места добычи нефрита; к тому же власти Киригуа держали в своих руках и важный торговый путь. проложенный к Тихому океану.

В конце концов, как мы уже знаем, правители Киригуа все-таки победили. Победу воспрявших вассалов восхваляли хвастливые алтари и стелы. Копан сразу же превратился в заурядное, незначительное государство. Эпоха единоличного правления в Копане прошла. Один из последних царей Копана Яке Пас, следуя известному девизу — «Делиться лучше властью, чем головой», — уступил часть царских полномочий своим собственным братьям, В годы его правления даже представители сословия писцов — невиданное дело! — стали устанавливать стелы в свою честь…

Подобная смелость низов не просто знаменовала кризис — она свидетельствовала о стремительно нараставшем распаде державы. Речная долина давно уже была застроена дворцами и храмами. Крестьяне, растившие кукурузу, были оттеснены на склоны холмов, теперь сплошь покрытых полями. Лес вырублен. В довершение всех бед, по-видимому, произошел религиозный раскол, резко разделивший общество.

Конец истории города четко документирован. Каменный Яке Пас восседает на алтаре напротив последнего властителя Копана — У Кит Ток’а. На монументе, созданном в честь возведения на трон, указана дата: 6 февраля 822 года. Это — последняя дата, что значится в истории Копана. На обратной стороне статуи художник начал вырезать рельеф, но он так и остался неоконченным…

«Причиной внезапной катастрофы, — ставит диагноз Николай Грубе, — не могла быть эпидемия, скорее всего, дело в каких-то социальных потрясениях — быть может, здесь произошло восстание. Несомненно, имела место некая стремительная, насильственная развязка. Она и положила конец династии царей города Копана».

Раскопки в Копане продолжаются. В 1997 году пришло сообщение о том, что под «Розово-лиловым храмом» археологи отыскали самый древний храм. В нем, по предположениям ученых, должна была находиться могила основателя династии — Яке К’ ук’ Мо. Однако подступиться к ней было непросто: оказалось, что захоронение заполнено до краев ртутью.

И вес же, облачившись в защитные костюмы, ученые вскрыли залитую ртутью могилу. И вновь неожиданность: они обнаружили останки женщины, а не мужчины. Быть может, это — жена основателя династии? Вскоре под ее останками обнаружилось новое захоронение. В нем погребен был мужчина. Все говорило о том, что покойному были оказаны очень высокие почести. Возможно, найдено место погребения первого царя Копана.

Да упокоится душа его в парах ртутных…

По материалам иностранной печати подготовил Александр Волков 01.08.1998 Источник: Вокруг Света Адрес статьи: http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=821

Лестница духовного восхождения апостола Павла

В 3-ю Неделю по Пятидесятнице Церковь предлагает апостольское чтение из Послания апостола Павла к римлянам. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1–5).

Первая мысль данного отрывка касается темы мира: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Обратим внимание, что здесь не имеется в виду только мир между людьми. Вражда человеческая – всего лишь следствие потери того мира, о котором ведет сегодня речь Павел. Мы утратили мир друг с другом, потому что потеряли «мир с Богом». О восстановлении именно этого мира и возвещает сегодня апостол.

Тема примирения с Богом не есть специфически христианская. Читая историю религий, мы можем видеть, например, как примирялись с Богом древние греки. У них объектом примирения был Бог, а субъектом человек. Определенными жертвами человек умилостивлял Бога и в силу этого Бог «мирился» с человеком (правда, слово «Бог» здесь можно произносить лишь условно. Греки пытались мириться и договариваться со множеством «богов», отвечающих за разные области жизни человека и природы).

Но в христианстве далеко не так. Здесь не человек примиряет Бога с собою, а Бог – человека. Мир водворяется в душе человека, а не Бога. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст. Толкование на 2 Кор. 5:20). Бог и не мог враждовать с человеком, как и отец блудного сына из евангельской притчи не враждовал с молодым «повстанцем», но терпеливо ждал его покаяния. Взаимоотношения героев этой притчи – это ведь образы отношения между Богом и человечеством. Также и для готовности человечества к покаянию ему нужно было испить чашу странничества вдали от дома Небесного Отца – пройти через тьму язычества или же веками томиться под гнетом ветхозаветного закона.

Далее апостол Павел, говоря о духовной жизни, выстраивает целую лестницу восхождения. Это вера, доступ к благодати, скорби, терпение, опытность, надежда, любовь – всего семь ступеней, священное число божественной полноты. «Верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Павел вообще любит нанизывать смыслы на какой-либо идейный стержень, выстраивая логические цепочки. Например, в Послании к галатам ему необходимо доказать ненужность закона. Он предлагает такую цепь: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Задача выполнена – апостол доказывает, что человек духовный в законе не нуждается.

Сегодня же Павел показывает, что вера есть путь к любви. Но на этом пути нас ожидают скорби, терпение, опытность, перерастающие в надежду, а надежда увенчивается любовью – совокупностью совершенств (ср. Кол. 3:14). Апостол, как всегда, точен, и его богословие есть сама жизнь.

Какая же практика следует из этой теории? Обретя веру и приняв благодать, жди скорбей и оттачивай терпение. И не ропщи – таков Божий закон. Мы часто ошибочно думаем и другим рассказываем, что по приходу в Церковь человека ожидает какое-то сплошное счастье и решение всех проблем. Но это не так. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1), – говорит премудрый Иисус, сын Сирахов.

Еще что мы можем понять из сегодняшнего отрывка? Например, то, что жизнь христианская есть лестница и имеет строгие законы постепенного развития. Нельзя обрести любовь, не имея терпения. Нельзя попасть в категорию «блаженны кроткие» (Мф. 5:5), если прежде не познаешь, что значит «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Лестница для того и существует, чтобы восходить по ней ступенечка за ступенечкой, а не пытаться сразу запрыгнуть наверх, как нам хочется иногда.

Интересно еще, что первые два стиха сегодняшнего чтения имеют в себе любимое слово Павла: «верою». «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Также это слово очень любят протестанты, учащие о спасении исключительно по вере, без дел. Но мы здесь как раз видим, что верою мы лишь получили «доступ к благодати». Что означает получить доступ куда-то? Например, я поступил в консерваторию и получил доступ в этот священный храм музыки. Но это означает лишь начало моей учебы, а не то, что я автоматически стал профессором кафедры дирижирования.

Также и доступ к благодати означает лишь начало труда в этой благодати, труда для своего спасения. А далее будет то, о чем мы уже говорили: скорби, терпение, опытность, надежда, любовь. Но это лишь при условии, что я внимательно и трезво иду по лестнице, ступенька за ступенькой. Если же я опьянен ложным учением или мои глаза занавешены пеленою страстей, мне грозит падение. Сорвавшись же с лестницы, я рискую продолжить путь в совсем другом направлении.

А как определить, на лестнице ли я? Довольно просто. По лестнице, ведущей вверх, всегда очень трудно восходить.

Итак, вот темы, достойные запоминания. Бог подарил нам веру во Христа и примирил с Собой. Также нам подарена духовная лестница восхождения, по которой мы можем подняться к Богу. Разные подвижники видят ее с разным количеством ступеней, Павел же насчитывает семь: вера, принятие благодати, скорби, терпение, опытность, надежда, любовь. Здесь подъем заканчивается, ибо идти дальше некуда. Любовь – это Сам Бог.

Если ты уже стоишь на какой-либо ступени, христианин, стой крепко и жди перехода на следующую. Если же ты еще на земле, подыми голову, посмотри на эту лестницу, подумай. И – сделай шаг вверх.