Лихов переулок епархиальный дом

Московский епархиальный дом

Московский епархиальный дом был возведен по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в начале XX столетия в качестве центра религиозного образования, просветительской, издательской и миссионерской деятельности Церкви. Строительство дома началось в 1901 году, домовый храм освятили 30 декабря 1902 года. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна.

Автор проекта, архитектор П.А.Виноградов, выстроил здание в формах эклектичного «псевдовизантийского» стиля с элементами древнерусского каменного узорочья. Постройка состояла из двух частей: главный (административный и учебный) корпус с колокольней и храм во имя Равноапостольного князя Владимира. На втором этаже главного корпуса размещался двухсветный объем большого зала заседаний, куда вели парадные лестницы. Двухэтажные боковые части справа и слева от зала и церкви в плане были уподоблены церковным приделам. Зал заседаний соединялся с храмом. Роспись и убранство храма были выполнены известным придворным иконописцем, реставратором В.П.Гурьяновым.

В августе 1917 года в Епархиальном доме начал работу Поместный собор Русской православной церкви. Заседания Собора преимущественно проводились в помещении большого зала, получившего наименование Соборной палаты. Здесь было принято историческое решение о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви, а также избран патриархом митрополит Московский Тихон. В июне 1922 года Епархиальный дом был закрыт. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, убранство храма уничтожено. С 1924 года здание занимает Главполитпросвет, в связи с чем начинаются перестройки: в помещении бывшей колокольни оборудуется кинобудка кинотеатра «Артес», Соборная палата становится зрительным залом, сообщающимся с кинобудкой через пробитый проем. Экран навешивался на металлический занавес, отделявший прежде палату от храма. В остальных помещениях дома размещаются Академия коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской и жилые квартиры ее сотрудников. В 1926 году производятся новые перестройки: ликвидируется уникальный металлический занавес, отделявший зрительный зал от помещения бывшего храма, и на его месте строится каменная перегородка.

Полностью утратил первоначальный облик Епархиальный дом в 1930-х годах в связи приспособлением здания для нужд «фабрики по производству кинофильмов имени Рот-фронт». Были снесены колокольня и золотой купол храма; над правым крылом надстроили четыре этажа в стиле конструктивизма; пространство храма под куполом с помощью пяти ярусов перекрытий разделили на шесть этажей. Фасад, выходящий в Лихов переулок, также приобрел конструктивистские черты. Работами руководил архитектор Г.К.Олтаржевский. Бывший Епархиальный дом полностью утрачивает первоначальный облик. В 1950 году при устройстве навесного лифта сильно пострадал декор апсиды храма, что также привело к значительному искажению вида здания.

В 2004 году здание бывшего Епархиального дома было возвращено Русской православной церкви и передано для нужд Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Новый купол храма с крестом возвели еще в 2008 году. Затем зданию вернули первоначальный облик: были восстановлены боковые и восточные фасады; воссоздан западный фасад с колокольней, выходящий в Лихов переулок.

К возрождению исторического облика Соборной палаты специалисты приступили в 2010 году, однако оно было не завершено. В 2014 году начались работы по воссозданию полностью утраченного лепного декора потолка палаты и оформления стен, скрытого поздними слоями штукатурки. Было проведено золочение розеток и орнаментов потолка, настенных зеркал, деталей арки Верхнего храма, деревянных киотов. Полностью воссоздан первоначальный облик арки входа в Верхний храм, являющейся неотъемлемой составляющей исторического облика Соборной палаты. Восстановлены лепной декор и росписи поверхности Алтарной и Верхнего храма.

В 2015 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «За лучший проект реставрации объекта культурного наследия».

Кафедральный собор

Кафедральный собор

Собор — особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения. Так, собором называют кафедральный храм, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ; в европейских языках сам соответствующий термин (англ. Cathedral, фр. Cathédrale, нем. Kathedrale) происходит от слова «кафедра».

Значение статуса

В православии статус собора присваивается также главному храму города, монастыря, и имеющим особое значение храмам в столицах.

Как в православии, так и в католицизме, статус собора присваивается храму раз и навсегда. Правящий архиерей может построить или избрать себе для нахождения кафедры другой храм, тогда этому новому храму присваивается статус кафедрального собора, за бывшим кафедральным также остается наименование собора.

Таковыми в Москве, например, именуются бывшие патриаршие соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский в Кремле, Покровский (Василия Блаженного) на Красной площади, построенный Иоанном Грозным в ознаменование взятия Казани, Богоявленский (Елоховский) и др.

В принципе, собор по размерам может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом праздничные) совершаются собором духовенства, т.е. в штате храма несколько священников (в идеале-12 помимо настоятеля, в образ Христа и 12-ти Апостолов). Но многочисленное духовенство бывает как правило в кафедральных соборах, в главных храмах епархии (например при титуле «митрополит Смоленский и Калининградский» кафедральные соборы должны быть в Смоленске и Калининграде), где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где в определенные моменты службы стоит епископ. В приходских храмах (в городских непременно) как правило, имеется выносная кафедра, обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города (особенно в наше время, после разрушения многих храмов) может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом (что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры), и священников там 2-3 (в лучшем случае). В монастыре же (главным образом в мужском, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и пр.) как правило всегда есть соборный храм.

Наиболее известные соборы

В православии

В католицизме

  • Собор Святого Петра (Рим, Ватикан)
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия)
  • Собор Святого Марка (Венеция, Италия)
  • Миланский собор (Милан, Италия)
  • Кёльнский Собор (Кёльн, Германия)
  • Франкфуртский собор (Франкфурт, Германия)
  • Шпейерский собор (Шпейер, Германия)
  • Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция)
  • Страсбургский собор (Страсбург, Франция)
  • Реймсский собор (Реймс, Франция)
  • Собор Святого Семейства (Барселона, Испания)
  • Собор Святого Вита (Прага, Чехия)
  • Латинский собор (Львов, Украина)
  • Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Минск, Беларусь)
  • Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва, Россия)

В протестантизме

  • Кафедральный собор Хельсинки (Хельсинки, Финляндия)
  • Минстерский собор (Йорк, Великобритания)
  • Берлинский кафедральный собор (Берлин, Германия)
  • Домский собор (Рига, Латвия)

Возникшие до разделения церквей

  • Софийский собор в Константинополе

Примечания

  1. Полный православный богословский энциклопедический словарь, т.2. М.: Возрождение, 1992

См. также

  • Кафоликон

До октябрьского переворота 1917 года Московский епархиальный дом был центром народного просвещения, культуры, духовного образования, борьбы с сектантством, миссионерской деятельности и социального служения Русской Православной Церкви начала ХХ века.

Дом был построен по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901-1902 годах по проекту известного зодчего П.А. Виноградова (1858-1910). Здание включало учебные и административные помещения и Князь-Владимирский домовый храм. Роспись и убранство храма были поручены выдающемуся иконописцу и реставратору Василию Гурьянову (1867-1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи.

Строительство дома началось в 1901 году, домовый Князь-Владимирский храм был освящен 30 декабря 1902 года. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна.

В храме совершалось ежедневное богослужение. Воскресные и праздничные Литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством С.А. Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после нее проводились беседы религиозно-нравственного содержания.

В здании располагалась обширная епархиальная библиотека, при ней находилась читальня для всех желающих.

В Епархиальном доме размещались также редакции духовных журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы». Здесь трудились многочисленные братства и общества, в том числе Братство святителя Петра, Кирилло-Мефодиевское братство, Миссионерское общество, известное всей России своей апостольской деятельностью среди инородцев Сибири, Японии, Китая, Америки.

В доме также располагались епархиальный училищный совет и отдел распространения духовно-нравственных книг, попечительство о бедных духовного звания, занимавшееся богадельнями и приютами. Работал духовно-цензурный комитет, церковно-археологический музей с уникальными собраниями предметов церковной старины, комитет по собиранию предметов церковной утвари для рассылки в бедные храмы.

С 1918 года в Епархиальном доме начались занятия Православной народной академии — уникального высшего учебного заведения, сочетавшего богословское образование со светским.

В августе 1917 года в Епархиальном доме начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Заседания Собора преимущественно проводились в помещении большого зала Епархиального дома, получившего наименование Соборной палаты. Здесь осенью 1917 года было принято историческое решение о восстановлении Патриаршества в Русской Православной Церкви, здесь же проводились выборы кандидатов на Патриарший престол. Выборы завершились 5/18 ноября 1917 года избранием Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.

Работа Собора проходила в условиях большевистских гонений. 25 февраля 1918 года в Киеве был зверски убит почетный председатель Собора и создатель Епархиального дома митрополит Киевский и Галицкий Владимир. В дальнейшем пострадали и приняли мученическую смерть многие члены Собора, около 50 из них уже причислены к лику святых как новомученики. 20 сентября 1918 года работа Поместного Собора была насильственно прервана.

В июне 1922 года Епархиальный дом был закрыт. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, убранство Князь-Владимирского храма уничтожено.

В 1924 году бывший Епархиальный дом занял Главполитпросвет, началась перестройка здания.

В апреле 1930 года здание по Лихову переулку перешло акционерному обществу «Межрабпомфильм» для создания «фабрики по производству кинофильмов имени Рот-фронт». Под руководством архитектора Г.К. Олтаржевского дом был перестроен в стиле конструктивизма, над правым крылом надстроили 4 этажа, были снесены колокольня и золотой купол Владимирского храма. В пространстве храма под куполом с помощью пяти ярусов перекрытий было устроено шесть этажей. Здание полностью утратило свой первоначальный облик.

Наследником кинофабрики стала возникшая на ее основе Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).

В годы перестройки ЦСДФ пережила сложные времена и в конце концов утратила здание. После ложного банкротства дом 6 в Лиховом переулке перешел в частные руки.

В 1992 году в Москве открылся Православный Свято-Тихоновский богословский институт. На его презентации 8 декабря 1992 года был поднят вопрос о возвращении бывшего Епархиального дома и передаче его новому учебному заведению, что позволило бы полностью вернуть бывший Епархиальный дом к его первоначальному предназначению. Однако ответа со стороны московских властей не последовало.

Более 10 лет велась борьба за возвращение бывшего Епархиального дома Русской Православной Церкви. Наконец, благодаря совместным усилиям Церкви и Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского университета при поддержке Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при участии Администрации Президента России В.В. Путина в 2004 году здание бывшего Епархиального дома было возвращено Русской Православной Церкви и передано для нужд Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

На средства, привлеченные Свято-Тихоновским фондом поддержки православного образования, в 2006 году начались строительные и реставрационные работы по воссозданию исторического облика Епархиального дома. 17 ноября 2008 года, в канун дня памяти Патриарха Тихона, над восстановленным золотым куполом Князь-Владимирского храма был установлен крест.

20 февраля 2010 года в устроенном в нижнем этаже здания храме в честь св. Патриарха Тихона и участников Поместного Собора, прославленных в лике священномучеников, была совершена первая Литургия.

В тот же день Епархиальный дом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, благословил продолжение работ по возрождению здания и обещал свое содействие. После этого началось полномасштабное восстановление Епархиального дома. Велось оно в рамках мероприятий подготовки к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира (28 июля 2015 г.).

Была полностью воссоздана снесенная колокольня с крыльцом, а также фасад дома, увеличена площадь 3-го этажа, возведен мансардный этаж, восстановлены утраченные элементы лепнины и декора Соборной палаты и других исторических помещений, произведена художественная роспись храма.

26 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Князь-Владимирский храм и храм в честь свт. Тихона и членов Всероссийского Поместного Собора в Епархиальном доме.

Сегодня бывший Епархиальный дом является главным административным зданием ПСТГУ, здесь располагаются ректорат, библиотека, самый большой факультет университета ― Богословский. Уникальное историческое здание церковной Москвы вновь используется по прямому назначению, замысленному его создателем священномучеником Владимиром, ― быть центром духовного образования, миссионерской деятельности и социального служения Русской Православной Церкви.

Пресс-служба ПСТГУ

Церковный Белый дом — слово из 5 букв

Определения из сканвордов слова СИНОД

  • церковный совет
  • церковный орган
  • (Святейший Синод) в России до 1917 г. — высший государственный орган, ведавший делами православной церкви
  • в дореволюционной России: высшее учреждение, управляющее православной церковью
  • высшее учреждение, управляющее православной церковью
  • высшее церковное учреждение православной церкви
  • высший государственный орган старой России, возглавлявшийся обер-прокурором
  • высший орган по делам Русской православной церкви
  • высший совет церкви
  • греческое «собрание»
  • дума церкви
  • духовное учреждение, заменившее Патриаршество при Петре I
  • м. греч. собор духовенства, высших духовных лиц. Верховное духовное правленье. Здание, в котором синод собирается. Синоду придан почет: святейшего. Синодные соборы. Синодские чиновники. Синодальная печатня. Синодический, относящийся ко времени обращенья планет и луны. Синодик церк. памятник, поминальная, памятная книжка, куда вписываются имена для поминовенья родственников и близких на литургиях и на вселенских панихидах
  • орган при патриархе
  • патриарший совет
  • православный «пленум»
  • собрание высшей церковной иерархии
  • собрание при патриархе
  • собрание церковных иерархов
  • совет
  • совет при патриархе
  • совещательный орган при патриархе
  • совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси
  • совещательный орган церкви
  • церковная дума
  • церковный «Белый дом»
  • церковный «кабинет министров»

БИБЛИОТЕКА: Сергей Бычков. ВОСПОМИНАНИЯ: Перестройка и Поместный Собор РПЦ МП. Часть вторая [история Церкви]

Первая часть – ЗДЕСЬ…

В статье встречаются невыделенные цитаты из Православной интернет-энциклопедии «Древо» и Свободной интернет-энциклопедии «Википедия» — Прим. ред.

С конца 1986 года прекратились аресты по статьям 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и 190-1 (распростране­ние заведомо ложных измышлений, порочащих советский государст­венный и общественный строй) Уголовного кодекса РСФСР и анало­гичным статьям союзных республик11. После освобождения академика А.Д. Сахарова 23 декабря 1986 года из ссылки в Горьком (ныне Нижний Новгород), начался по выражению самого же Сахарова, «долгожданный процесс массового освобождения узников совести». Он оценил его как «смелый шаг властей, имеющий огромное значение».

Решение о начале этого процесса было принято на предновогоднем заседании Политбюро ЦК КПСС 31 декабря 1986 года по записке председателя КГБ СССР В.М. Чебрикова. В ней одобрялись репрессивные меры, принятые в прошлом в отношении узников совести, но указывалось, что «их освобождение даст политический выигрыш и подчеркнет гуманность Советской власти». Способом освобождения было избрано помилование, причем заключенные должны были сделать заявление о недопущении впредь «враждебной деятельности».

Процедуру освобождения политзаключенных регламентировали указы Президиума Верховного Совета СССР от 2 и 9 февраля 1987 года. Позднее член коллегии Прокуратуры СССР В.К. Андреев в интервью журналу «Огонек» сообщил, что в 1987 го­ду была освобождена значительная часть политических заключен­ных, а в конце 1988 года Президиум Верховного Совета СССР помиловал последних зэков, отбывавших наказание по политическим статьям12.

Помню то потрясение, которые я испытал, когда узнал, что после смерти правозащитника Анатолия Марченко, которая наступила в результате голодовки в лагере, Михаил Горбачев позвонил академику Андрею Сахарову в Горький. Их разговор почти сразу же стал известен не только в СССР. Сахаров поставил условием своего освобождения из ссылки освобождение всех политических заключенных в СССР. В начале следующего года вернулись из лагерей и ссылок политзаключенные. Вернулся в Москву и священник Глеб Якунин из якутской ссылки. И сразу же возобновил активную политическую деятельность. Он долгое время избегал встреч с бывшими соратниками — священником Василием Фонченковым, Львом Регельсоном и Виктором Капитанчуком. Мы встретились с ним в Семхозе, в доме священника Александра Меня. В 1987 году он был амнистирован и восстановлен Московской патриархией в священническом служении. В течение последующих четырех лет служил в Никольской церкви села Жегалова (город Щёлково Московской области)13.

Постепенное освобождение от пут тоталитарного режима привело к брожению в обществе и Церкви. Первой очнулась Украина. (Далее используется терминология, оскорбительная для ряда украинских православных, используемая в изданиях РПЦ МП – Прим. Ред.) «…Усиливалось и автокефалистское движение: к началу 1990 года в раскол перешло свыше 200 западноукраинских приходов, и их число возрастало с каждым месяцем (к концу 1990 — свыше 900 общин). В мае 1990 года Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), 7 июня Совет зарегистрировал устав УАПЦ. Практически одновременно с этими событиями, 5-6 июня 1990 года, раскольники провели в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», на котором они еще раз провозгласили автокефалию Украинской Церкви. На «соборе» заочно был избран «патриарх Киевский и всея Украины», которым стал проживавший в США Мстислав (Скрыпник), последний представитель «епископата», восходящего к автокефалистскому расколу времени Второй мировой войны. Лишенный сана бывший епископ РПЦ Иоанн (Боднарчук) был избран на раскольничьем лжесоборе «Местоблюстителем патриаршего престола» и «Блаженнейшим митрополитом Львовским и Галицким»»14.

29 октября 1989 года греко-католики заняли львовский Преображенский собор. Процесс возвращения храмов, отнятых у них после Собора 1946 года, на котором было «утверждено» принятое Сталиным решение об упразднении Унии, на Западной Украине принял массовый характер. Был создан Комитет защиты Украинской греко-католической церкви. 6 ноября 1989 года архиепископ Львовский Ириней (Середний) и епархиальное духовенство обратились с открытым письмом к Римскому папе Иоанну-Павлу II. Православные требовали остановить захваты храмов. Вскоре было принято решение об урегулировании конфликта. По договоренности с Ватиканом 12-17 января 1990 года в Москве прошла встреча представителей Римо-Католической Церкви и РПЦ. Были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», которые должны были стать основой для нормализации положения.

Архиерейский Собор 1990 года (30-31 января) принял решение об участии в работе четырехсторонней (Московский патриархат, Украинская Православная Церковь, Ватикан, Греко-католическая церковь на Украине) комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда. В ходе заседаний 8-13 марта во Львове комиссия выработала практические решения по распределению храмов между православными и греко-католиками. Более того, сам процесс мирного распределения храмов начался. Комиссию от РПЦ возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов). 22 марта было опубликовано заявление Греко-католической церкви в Украине, в котором епископ Владимир (Стернюк) потребовал, чтобы РПЦ признала не отдельные приходы греко-католиков, а УГКЦ как юридическое лицо. А также потребовал возвращения всех греко-католических храмов, принадлежавших УКГЦ до 1939 года. Ему возразил митрополит Смоленский Кирилл, глава ОВЦС МП, заметив, что сама РПЦ еще не имеет в СССР статуса юридического лица. Переговоры в марте были сорваны, но ненадолго возобновились в сентябре15.

Не миновали бродильные процессы и Москву. 3 мая 1990 году после долгой и продолжительной болезни скончался Патриарх Пимен. Местоблюстителем патриаршего престола стал экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко). Он попытался сразу же навести порядок в РПЦ. Первое, что сделал — уведомил Евгения Пархаева, директора церковного завода в Софрино и весьма влиятельного человека в РПЦ, что он уволен. Пархаев обратился за помощью к члену Политбюро Александру Яковлеву. А тот доложил генеральному секретарю о решении митрополита Филарета. Горбачев позвонил местоблюстителю и попросил подтвердить эту информацию. Местоблюститель заявил, что это ложь, а Пархаев по-прежнему исполняет свои обязанности. На патриарший престол претендовало не менее 10 епископов. Украинское лобби в РПЦ в этот момент было как никогда сильно. Но украинцам, служившим в Москве, не удалось достичь соглашения по единой кандидатуре.

Митрополит Филарет ни минуты не сомневался, что именно он будет избран следующим Патриархом. Ему противостоял другой кандидат-украинец, управляющий делами РПЦ, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Власти на этот раз предоставили РПЦ полную свободу выбора.

7 мая Священный Синод принял постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха и образовал комиссию по его подготовке во главе с местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по Уставу РПЦ, являлись членами Поместного собора. Это было неслыханное решение — повторялась ситуация 1917 года, когда в работе Поместного Собора принимали участие не только епископы, но и свободно (относительно) избранные духовенство и миряне. 6 июня 1990 года в Даниловском монастыре прошел однодневный Архиерейский Собор, который разработал процедуру избрания Патриарха.

Поместный Собор, собравшийся в Троице-Сергиевой лавре на следующий день, утвердил процедуру избрания, предложенную Архиерейским Собором:

«1. Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трёх кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором для избрания Патриарха Московского и всея Руси.

  1. Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, предусмотренные Уставом РПЦ.
  2. Для включения дополнительных лиц в список кандидатов должно быть проведено тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50 % голосов.
  3. Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утверждённых кандидатов одного.
  4. Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50 % голосов.
  5. Если ни один из кандидатов не набрал более 50 % голосов, то необходимо провести повторное голосование».

Архиерейский Собор открылся 6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре под председательством местоблюстителя — митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха всея Украины. С приветствием по поручению правительства СССР и от имени Совета по делам религий при Совете Министров СССР выступил его председатель Ю. Христораднов, в июне 1989 года сменивший на этом посту К. Харчева. Новый председатель в отличие от предшественника лишь наблюдал за подготовкой к Собору, не вмешиваясь в труды архиереев. Собор обсудил повестку дня Поместного Собора, а также процедуру избрания Патриарха. По этому вопросу не было единого мнения: некоторые епископы энергично выска­зались в пользу избрания патриар­ха жребием, другие — столь же энергично против. В конце концов решили голосовать на Поместном Соборе, предварительно ознакомив участников с разными точками зрения. Архиерейский Собор предложил трех кандидатов на патриарший престол, оговорив, что Поместный Собор может выдвинуть дополнительных кандидатов.

Согласно Уставу РПЦ, Патриархом мог стать епископ, достигший сорока лет, являющийся гражда­нином СССР, поэтому в бюллетени вошли 75 имен из 92. Голосование было тайным, причем каждый епископ мог оставить в списке одно, два или три имени. Три архиерея, набравшие наибольшее число голосов, становятся кандидатами. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий набрал 37 архиерейских голосов. Митрополит Ростовский и Ново­черкасский Владимир — 34, митро­политы Киевский и Галицкий Фила­рет и Крутицкий и Коломенский Ювеналий — по 25. Второй тур голосования по двум последним кандидатам вывел вперед митропо­лита Филарета (34 голоса против 33 при остальных недействительных бюллетенях). Митрополит Ювеналий не вошел в число трех кандидатов, выдвигаемых Архиерейским Собором. Разрыв между двумя основными кандидатами был минимальным — 3 голоса! Это неудивительно — оба митрополита, Алексий и Владимир, каждый в свое время, занимали пост управляющего делами МП.

На следующий день делегаты Поместного Собора, собравшегося в Троице-Сергиевой лавре в Трапезном храме, выдвинули еще четверых кандида­тов: архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек предло­жил еще раз кандидатуру митрополита Кру­тицкого и Коломенского Ювеналия (в открытом голосовании его под­держали 35 человек); протоиерей Андрей Добролюбов — митрополи­та Минского и Гродненского Фи­ларета (поддержали 64 человека); архиепископ Ярославский и Ростов­ский Платон — митрополита Воло­коламского и Юрьевского Питирима (56 голосов в поддерж­ку). Предложили также и канди­датуру митрополита Ставрополь­ского и Бакинского Гедеона, однако счетчики указали только одиннад­цать голосов в его поддержку. Этого было недостаточно для внесения в бюллетень для тайного голосования.

Делегаты Собора начали голосовать по трем новым канди­датам за право включить их в окончательный список, приравняв их к тем, кто был выдвинут накануне Архиерейским Собором. После обеда начался подсчет голосов. Авторитетная счетная комиссия, в которую входили: пред­седатель — митрополит Сурожский Антоний, епископы Можайский Григорий, Ладожский Арсений, на­местник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Евлогий, ректор Киевской Духовной Семина­рии протоиерей Петр Влодек, про­тоиерей Иоанн Хорошевич (Мин­ская епархия) и Павел Владимиро­вич Самойлов (Новосибирская епархия) — вела подсчет голосов в передней части трапез­ного храма. В 18.50 митрополит Антоний объявил итоги: голосова­ло 316 человек, действительными бюллетенями признаны 215 (то есть 101 делегат вычеркнул всех троих претендентов). За включение в окончательный список кандидатов митрополита Питирима высказались 128 человек, митрополита Минского Филарета — 117 и митро­полита Ювеналия — 106. Для про­хождения требовалось 50 % голосов.

Председатель­ствующий митрополит Киевский Филарет объявил о том, что ни одна из трех кандидатур не про­ходит. В списке для голосования остались три кандидата, выдвинутых Архиерейским Собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать закандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 года избрать Патриарха жребием. Председатель поддержал владыку Максима, но его предложение, не встретив сочувствия у соборян, не было принято. Как это ни парадоксально звучит — у большинства соборян не возникло желания представить выбор Патриарха Божественной воле.

Вечером первого дня Собора митро­полит Антоний огласил итоги первого голосования за Патриарха: 318 голосовавших, 312 действительных бюллетеней; 139 голосов за митро­полита Алексия, 107 — за митропо­лита Владимира и 66 — за митропо­лита Филарета. Никто не набрал 50 % голосов. В последний тур вышли митрополиты Алексий и Владимир. Оба были хорошо знакомы еписко­пату, клиру и мирянам и в равной степени прекрасно знали церковные проблемы. Уходя на ужин, участники Собора опускали в урны бюллетени с одним-единственным именем…

В десять часов вечера 7 июня открылось последнее в тот день заседание. После нескольких выступлений в прениях к микрофону подошел митрополит Сурожский Антоний и огласил результат голосования: количество голосовавших — 317. Количество бюллетеней после голосования — 317. Действительных бюллетеней 309, недействительных — 8. В ре­зультате: митрополит Ленинград­ский и Новгородский Алексий — 166 голосов, митрополит Ростов­ский и Новочеркасский Владимир — 143 голоса. Когда митрополит Филарет зачитывал Собору результаты подсчетов, голос его дрожал. Он был уверен в своей победе и не ожидал, что его обойдут два более молодых конкурента. Никто не обратил внимания, что в состав Счетной комиссии был кооптирован молодой и лично преданный викарий одного из претендентов на патриарший престол — митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия — епископ Ладожский Арсений (Епифанов). В 22 часа 20 минут колокол Троице-Сергиевой Лавры возвестил об избрании пятнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Процедура избрания Патриарха заняла только один день. До сих пор непонятно, почему соборяне так спешили.

8 июня, второй день работы Поместного Собора, открыл новый председательствующий — митрополит Алексий, избранный Патриархом Московским и всея Руси. В 12 часов митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докла­дом о канонизации протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтско­го). Общей темой всех выступлений второго дня стала проблема единства Церкви. Четыре направления, по которым эта тема развивалась, были подняты накануне: проблема униатов в Западной Украине, проблема Украинской автоке­фальной православной Церкви, проблема взаимоотношений с Русской За­рубежной Церковью и обсуждение опубликованного 5 июня 1990 года проекта Закона СССР о свободе совести и религиозных организациях. Все эти вопросы обсуждались участниками Собора в дискуссии по докладу патриаршего местоблюстителя (7 июня) и по проектам послания и определений Поместного Собора.

В конце дня 8 июня Собор проголосовал за основные тезисы обращения в Верховный Совет и Совет Министров СССР по проекту Закона о свободе совести. В нем содержались три основные группы пожеланий: призна­ние юридических прав за Церковью в целом, а не только за ее общинами, предоставление права преподавания религиозных предметов в школах (факультативно), признание за Цер­ковью права собственности на цер­ковные здания и другое имущество, которое пока лишь арендуется. Полный текст обращения редакци­онная комиссия подготовила позже17.

Вопросы законности и единства Церкви были затронуты и в ином аспекте — в связи с проблемой унии и автокефалии в Украине. Многим запомнился спор, возник­ший 8 июня между архиепископом Виленским и Литовским Хризостомом и архиепископом Тернопольским и Кременецким Лазарем: «Мож­но ли обращаться за поддержкой к государственным законам, к свет­ской власти в случае возникновения межконфессиональных конфлик­тов?» Владыка Хризостом ответил на этот вопрос отрицательно, архиепископ Лазарь — положительно. Большинство участников Собора, судя по продолжительности аплодисмен­тов, стали на сторону владыки Ла­заря, признав допустимым апел­ляцию к советскому законодатель­ству в случаях захватов храмов и других противозаконных действий. Всеобщее внимание привлекло решение Синода Русской Зарубежной Церкви от 16 мая о создании в территориаль­ных пределах Русской Православ­ной Церкви своих приходов и иерархии. Участники Собора едино­душно квалифицировали это реше­ние как направленное к сеянию смуты и нового раскола уже на территории СССР, подчерк­нули, что оно будет стимулировать возникновение конфликтов, подоб­ных суздальскому, где настоятель, архимандрит Валентин (Русанцов), вошедший в канонический конфликт с епископом, объявил о своем пере­ходе в «карловацкую» юрисдикцию18.

9 июня, в субботу, в Богоявлен­ском патриаршем соборе новоиз­бранный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении членов Священного Синода митро­политов Киевского и Галицкого Филарета, патриаршего Экзарха всея Украины, Минского и Гроднен­ского Филарета, патриаршего Эк­зарха всея Беларуси, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростов­ского и Новочеркасского Владими­ра, Одесского и Херсонского Леон­тия, архиепископов Смоленского и Калининградского Кирилла, Яро­славского и Ростовского Платона, Кировского и Слободского Хрисанфа, Тернопольского и Кременецкого Лазаря, епископов Пермского и Соликамского Афанасия и Брест­ского и Кобринского Константина совершил в 8 часов утра панихиду по почившим предстоятелям Рус­ской Православной Церкви. Вече­ром состоялось всенощное бдение.

На следующий день, 10 июня, в Неделю Всех святых, в патриар­шем Богоявленском соборе состоя­лась Божественная литургия с интронизацией новоизбранного Патри­арха, сослужили которому Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском епископ Филиппопольский Нифон, постоянные и временные члены Священного Синода РПЦ МП, участво­вавшие накануне в панихиде, и мно­гочисленное духовенство. В патри­аршем соборе собрались участники По­местного Собора, главы и представители христианских Церквей в СССР, и мно­гочисленное духовенство.

12 июня в патриаршей резиден­ции в Даниловом монастыре состоя­лась первая пресс-конференция Патриарха Алексия II, в которой приняли участие митрополит Воло­коламский и Юрьевский Питирим и архиепископ Смоленский и Кали­нинградский Кирилл. Затем Патриарх Алексий и по­стоянные члены Сино­да посетили Успенский собор Московского Кремля, где отслужили молебен и поклонились святыням.

В тот же день в Кремле пре­зидент СССР М.С. Горбачев при­нял новоизбранного Патриарха Москов­ского и всея Руси Алексия II и постоянных членов Си­нода митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, патриаршего Эк­зарха всея Украины, Минского и Гродненского Филарета, патриар­шего Экзарха всея Беларуси, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира и архиепископа Смолен­ского и Калининградского Кирилла. Во второй половине дня в патри­аршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча и бе­седа Патриарха Алексия с епископатом Рус­ской Православной Церкви. Спустя день Патриарх Алексий отбыл в Ленинград на тор­жества, посвященные канонизации святого праведного Иоанна, пресви­тера и чудотворца Кронштадтского. 21 июня 1990 года в московской резиденции Патриарх Алексий принял председателя Совета Мини­стров РСФСР И. С. Силаева. В ходе беседы обсуждались вопросы по широкому кругу проблем общественной жиз­ни и социального служения, воз­рождения утраченных традиций, милосердия, христианской добродете­ли, трудовой морали.

О предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении говорилось в обращении, которое православный епископат Украины направил 9 июля 1990 года в адрес Священного Синода РПЦ. На следующий день Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на дальнейшее расширение автономии УПЦ, чтобы, так сказать, противостоять унии и расколу. В итоге Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся 25-27 октября 1990 года, определил: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси…». Глава УПЦ с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины» стал постоянным членом Священного Синода РПЦ. На следующий день после окончания работы Архиерейского Собора, 28 октября, Патриарх Московский Алексий II прибыл в Киев для торжественного провозглашения независимости УПЦ, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного.

В день приезда Патриарх Алексий, с трудом прорвавшись сквозь пикеты украинских националистов, совершил литургию в Софийском соборе Киева. Перед ее началом он даровал митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви. В патриаршей грамоте объявлялось: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с единой святой соборной и апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов». Фактически УПЦ получила полную самостоятельность, по сути Автокефалию, сохраняя каноническое единство с Московским патриархатом. Вскоре после дарования УПЦ независимости Патриарх Алексий направил в адрес украинского правительства официальное письмо, в котором объявил об отказе РПЦ от прав на собственность и имущество, до сих пор принадлежавшие ей на территории Украины. Правопреемницей РПЦ на Украине объявлялась УПЦ.

ПРИМЕЧАНИЯ:

11 — Судя по официальной записке КГБ в ЦК КПСС «По вопросам о статьях 70 и 190-1 Уголовного кодекса РСФСР» от 11.05.1987 года, репрессивная машина замедлила свой ход. Из приведенной записки видно, что в СССР за антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 70) было осуждено: в 1983 г. 44 человека, в 1984 – 25, в 1985 – 16, в 1986 – 11; за опорочивание советского строя (ст. 190-1): в 1983 г. 119 человек, в 1984 – 67, в 1985 – 57, в 1986 – 47. Далее КГБ отчитывался в том, что на 1 января 1987 г. в местах лишения свободы содержалось 163 человека, осужденных по ст. 70, и 122 человека – по ст. 190-1. «В связи с решением Инстанций, – говорилось далее в записке, — в порядке частного помилования в марте – апреле с.г. освобождено 108 человек, осужденных за антисоветскую агитацию и пропаганду, и 64 человека, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного ст. 190-1 УК РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик».

12 — Это подтверждает и «Отчет КГБ СССР за 1988 год», в котором говорилось: «В 1988 году помиловано 137 человек, осужденных ранее по ст. ст. 70, 190-1, 142 и 227 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. В настоящее время отбывающих наказание по этим статьям нет». На I съезде народных депутатов СССР статья 7 Указа о внесении изменений и дополнений в закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» была изменена. Теперь были наказуемы лишь призывы к «насильственному свержению или изменению советского государст­венного или общественного строя». Соответственно статья 70 УК РСФСР была дана в новой редакции, а статья 190-я от­менена.

13 — 18 октября 1991 года реабилитирован постановлением Верховного Совета Российской Федерации. В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета РСФСР, заместителем председателя Комитета Верховного Совета по свободе совести. Принимал активное участие в работе над законом «О свободе вероисповеданий». При его содействии возобновили работу множество закрытых храмов и монастырей. (Цитата из «Википедии» — Прим. Ред.)

14 — Православная энциклопедия, статья «Автокефалия», авторы статьи — профессор-протоиерей МДА В. Цыпин и профессор ПСТГУ В. Петрушко. Т. 3, сс. 550-551.

15 — Встречи по греко-католикам продолжились в этом же же году в Москве, где с 10 по 14 сентября собрались представители всех четырех комиссий. Однако, комиссию от РПЦ возглавлял митрополит Кирилл, председатель ОВЦС. Переговоры зашли в тупик и остались безрезультатными.

17 — 1 октября 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях», утвердивший за отдельными приходами и церковными учреждениями статус юридического лица. Закон сохранил существовавший ранее орган по связям с церковными учреждениями — Совет по делам религий при Совете министров СССР, но лишил его властных полномочий.

Новый закон изменил статус Русской православной церкви и других религиозных организаций, которые получили правовую основу своей деятельности и приобрели правоспособность юридического лица. Отныне религиозные организации могли владеть недвижимостью, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать учебные заведения для детей и взрослых, а также свободно распространять религиозную литературу. Спустя месяц, 25 октября 1990 года, был принят российский закон «О свободе вероисповеданий», подтвердивший большинство положений союзного закона, но предлагавший более радикальное решение «религиозного вопроса». В частности, был упразднён Совет по делам религий и впервые в советском законодательстве прописывалось право на альтернативную военную службу по религиозным мотивам.

18 — Наиболее подробно события Поместного Собора описаны одним из присутствовавших на нем наблюдателей, сотрудником Издательского Отдела Е.В. Комаровым в статье «Избрание и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II», ЖМП, 1990 № 9, с. 28.

Опубликовано: 21.01.2019 в 22:34

Рубрики: Библиотека, Главные новости, Лента новостей, Мысли