Лилит в Библии, кто это?

Лилит. Первая женщина на Земле

Лилит. Первая женщина на Земле
Большинство людей на вопрос «Кто был первой женщиной на Земле?» ответят: «Ева, созданная Богом из ребра Адама». И окажутся неправы — первой женщиной была Лилит.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бытие (1:26-27)
О том, что первых женщин было две, упоминается в мифологиях различных народов. Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос «О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что жила в дупле божественного дерева. Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.
Именно Лилит – имя женщины, которая согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы.
В Ветхом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой.
В семитской мифологии и иудаизме, Лилит — первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар. Испросив у Бога возможность рожать детей без участия мужчины, получила колдовское копьё. Частица тела Лилит, отсеченная этим копьём, становилась человеком. В иудейской мифологии описано, что взамен этого «дара» ангелы ежедневно убивали до 1000 её детей.
«Ибо до Евы была Лилит», — гласит древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на поэму «Eden Bower». Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему «glittering sons and radiant daughters» («сверкающих сыновей и сияющих дочерей»). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал Россетти.
В течение средних веков она изменилась под влиянием слова «лайил», что на древнееврейском значит «ночь». Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она — ангел, ведающий рождением людей, иногда повелевает демонами, которые нападают на спящих в одиночку или на бредущих по дорогам путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с черными распущенными волосами.
Самая полная версия про Лилит появляется в одном из известнейших еврейских текстов – алфавите Бен Сира, написанном приблизительно в 700-1000 гг. н. э. человеком по имени Бен-Сира. Это два листа афоризмов и высказываний, 22 из которых написаны на арамейском языке и 22 на иврите. В алфавите Бен Сира описывается первая в истории супружеская измена: Лилит променяла Адама на одного из демонов.
«- После создание Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: «Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). – Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
— Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
— Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
— Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.
— Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.
— Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.»
— Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться”.
Алфавит Бен-Сира (23а-b)
Дальше в книге повествуется, как ангелы продолжали настаивать. Лилит соглашается видеть ежедневную гибель своих детей, лишь бы сохранить независимость. В свою защиту Лилит говорит, что ее предназначение – портить детей – мальчиков на восьмой день после рождения, а девочек на двадцатый. Она клянется не трогать людских младенцев, если те будут снабжены амулетами с именами всех трех ангелов. До сего дня Лилит помнит клятву и не трогает детей, защищенных таким оберегом.
Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев, представители православной церкви полностью отрицают даже предположение о том, что до создания Богом Евы могла существовать ещё какая-то женщина. Алфавит Бен Сира для христиан не имеет никакого значения. По их мнению, этот документ вообще нельзя считать древним текстом. Христианская церковь считает, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.
Иудеи официально признают существование Лилит. Например, воспоминания о ней есть в главной книге Каббалы – Зогар, написанной во 2 веке до н. э. и книге Тора – 6 век до н. э. В еврейской мифологии центральной фигурой является демон Суккуб – душитель новорожденных, это и есть Лилит. Такой она стала после того, как перешла на сторону тёмных сил. Каждая еврейская семья практиковала определенные ритуалы, чтобы защитить своего ребенка от демонической Лилит, которая могла прийти ночью и безжалостно убить дитя. Также демон представлял опасность для подростков, Лилит соблазняла их.
Еврейский миф о Лилит кристаллизуется в источниках времен изгнания. В Талмуде, закрепившем наследие периода еврейской государственности, упоминания о Лилит встречаются как-то рудиментарно. Позднейшее развитие легенда о Лилит получает в «Книге Зоар» (сияние), давшей начало еврейскому мистическому учению Каббала. Заметим, что кодификация Талмуда была завершена около 500 г. н.э. «Алфавит Бен-Сира» написан в эпоху гаонов, где-то в VII -X вв., а «Зоар» появилась в XIII в. Все эти книги написаны за пределами Земли Израиля. Разрушение Иерусалима Навуходонасором, а затем ликвидация еврейской государственности римлянами в 70 г. н.э. выбросили еврейский народ в изгнание, привели к созданию еврейской диаспоры. В течение 2000 лет евреи жили общинами, маргинальными по отношению к социо-экономическим структурам своих стран, к истории, религии, культуре и политике.
«Алфавит Бен-Сиры» не является, разумеется, единственным или даже наиболее авторитетным источником мифа о Лилит. Будучи по форме произведением талмудической литературы, он не был включен в каноны, а лишь в апокрифы – неканонические книги. Некоторые талмудисты даже считали нужным запрещать их чтение. В разные времена «Алфавит» был чрезвычайно популярен у евреев, хотя всегда воспринимался с некоторой опаской. Не удивительно. Книга полна сарказма, написана ядовитым языком, содержит выпады и фрагменты, способные задеть чувства верующих иудеев. Некоторые исследователи считают ее сборником запретных еврейских сказок, другие – полемикой с христианами или караимами. Книга полна скабрезных подробностей. Библейские и талмудические герои представлены в книге карикатурно, часто очень зло. Так, главный герой Бен-Сира зачат в кровосмесительной связи пророка Иеремии со своей дочерью, когда та мылась в бане. Правда, традиционные комментаторы объясняют, что сперма случайно попала к ней, но из самого текста «Алфавита» это понять невозможно. Йегошуа (Иисус Навин) описывается в книге, как жирный клоун, не способный залезть на коня. Царь Давид – злобный лицемер, втайне радующийся смерти своего сына Абессалома, но публично надевающий на себя личину скорби. Все это дает основание Элиэзеру Сэгалю назвать книгу антисемитской сатирой. Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обреги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит».
Первые амулеты против соблазнительницы Лилит историки датируют 8 веком нашей эры. Самые распространенные из них – это изображение ладони с написанными на ней магическими словами. Особенного размаха подобные ритуальные практики приобрели в эпоху средневековья. В средние века, в еврейских семьях юноши, достигшие 13 лет, не имели права ночевать в одиночестве во избежание быть соблазненными Лилит, которой молва приписывала необычайную красоту, наравне с присутствием копыт, перепончатых крыльев и прочих демонических атрибутов.
Поскольку речь идет о мифе, то совершенно не важны все обстоятельства библейской легенды. Не важно, что именно Ева, а не Лилит, ввергла Адама в грех. Не важно, что Ева, а не Лилит, принесла в мир похоть, изменив Адаму со Змеем. Тема сексуальных отношений Евы и Змея разрабатывается во многих источниках. Интересно, что хотя наказаны все участники грехопадения: Адам, Ева, Змей и даже земля, вся ответственность возлагается на Адама, и даже грех зовется «адамов».
Смысл адамова греха в том, что Бог повелел Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Что делает Адам? Он поступает, как и многие мужья после него. На всякий случай он говорит жене неправду, преувеличивает опасность: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Хотя Бог вовсе не запрещал прикасаться к плодам. Ева увидела, что дерево хорошо для пищи и вожделенно, и взяла плодов его. И ничего не случилось! И вот тогда она впала в грех – ела от запретных плодов и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6). Талмудический трактат Берешит Раба подводит итог «Что заставило Еву трогать дерево? – Слова Адама, построившего ограду вокруг слов Бога».
Кстати:
Американские учёные из института популяционной генетики сделали новое открытие. Исследователи пытались выяснить, каким образом гены передаются по материнской линии от поколения к поколению генетических родственников. С помощью компьютерных технологий ученые свели количество родовых линий всех женщин, живущих ныне, к двум материнским кланам, а не к одному, как считалось ранее. Таким образом удалось доказать, что у Адама было две жены – Лилит и Ева, и от них обеих происходит человечество. Хотя ученые других стран достаточно скептически относятся к открытию американцев.

Лилит

Лилит — демоница, занимающая центральной место в еврейской демонологии. Краткое упоминание о ней встречается в шумерском эпосе о Гильгамеше, а в вавилонской демонологии фигурируют схожие классы духов мужского и женского пола — лилу и лилиту соответственно (их названия не связаны этимологически с древнееврейским лайла, «ночь»). Эти мазиким («вредоносные духи») выполняют разные функции: один из них, Ардат-Лилит, охотится на мужчин, другие стремятся причинить вред роженицам и младенцам. Примером последнего типа служит Ламашту, против которой сохранились заклинания на ассирийском языке. Крылатые демоницы, удушающие детей, упоминаются также в древнееврейской или ханаанской надписи из Арслан-Таша (Северная Сирия), относящейся к VII или VIII веку до н.э. Заклинание, отгоняющее духов-душительниц от дома, гласит: «Той, кто влетает в комнаты во тьме, — прочь, быстро, быстро, Лил», — но вопрос о том, упоминается ли в нем именно Лилит, остается открытым: мы не знаем, имелась ли в слове «Лил» еще одна буква. В Библии Лилит упоминается лишь однажды (Ис. 34:14) — в перечислении хищных зверей и духов, которые опустошат землю в день возмездия. Более ранние предания о демонице, губящей рожениц и предстающей во многих обличьях и под многими именами, значительно отличаются от легенды о Лилит, изложенной в Талмуде. Вавилонские лилу описываются как демоны мужского пола и без определенных функций, а Лилит — как крылатая демоница с женским лицом и длинными волосами («Эрувин», 100b, «Нида», 24b). Лилит может схватить мужчину, уснувшего в пустом доме («Шаббат», 151b), а в качестве одного из ее сыновей упоминается демон Хурмиз или Ормузд («Бава батра», 73b). Позднейшие комментарии, в которых Лилит отождествляется с демоницей Аграт, дочерью Махалат, блуждающей в ночи со свитой из 180 тысяч ангелов-губителей («Песахим», 112b) не находят обоснований в более ранней традиции. Тем не менее, в «Завещании Соломона» — грекоязычном трактате III века — упоминается демоница, известная под десятью тысячами имен, которая странствует в ночи, посещает рожениц и удушает новорожденных. Этот трактат дошел до нас лишь в христианской версии, но в основе его, без сомнения, лежат традиции греко-еврейской магии. Здесь эта демоница именуется Обизуфь (Obizoth), а для защиты от нее рекомендуется амулет с одним из мистических имен ангела Рафаила. В свитках Мертвого моря (11QpsAp) Лилит упомянута как одна из демонов. Кроме того, имя Лилит встречается в надписях на вавилонских магических чашах эпохи Сасанидов. Подобные чаши использовались не только в еврейской традиции, но в некоторых заклинаниях для изгнания демонов, приведенных на этих чашах, присутствуют раввинистические формулы расторжения брака.

В мидрашах легенда о Лилит получает дальнейшее развитие: после изгнания из Эдемского сада Адам расстался со своей женой и начал производить на свет демонов от сошедшихся с ним духов женского пола. Утверждается, что «пришла к нему некая лилит по имени Пизнай, и ради красоты его возлегла с ним, и рождала демонов и демониц». Первенцем от этого союза был Агримас (см. мидраш из сборников «Гагорен» №9, 1914, 66—68 и «Двир», №1, 1923, 138, а также «Еврейские легенды» Л. Гинзберга, №5, 1925, 166). Потомство этой «лилит» расселилось по всему миру. В «Алфавите Бен-Сиры», мидраше эпохи гаонов, приводится переработка этой легенды, предлагающая ответ на вопрос о причинах распространенного обычая носить текстовые амулеты для защиты от Лилит. Здесь Лилит отождествляется с «первой Евой», которая была сотворена из глины одновременно с Адамом и, не желая отказаться от равенства с мужчиной, поспорила с ним о надлежащем способе соития, а затем произнесла Неизреченное Имя, поднялась в воздух и улетела прочь. Бог по просьбе Адама послал за нею трех ангелов (приводятся их имена — Снви, Снснви и Смнглф). Ангелы отыскали Лилит на берегу Красного моря и пригрозили, что если она не вернется к мужу, то каждый день будут умирать сто ее сыновей. Но Лилит отказалась возвращаться и заявила, что будет насылать болезни на новорожденных. Здесь легенда о первой жене, с которой Адам жил до сотворения Евы (Быт. 2), смешивается с более ранними преданиями о Лилит как демонице, убивающей младенцев и вредящей роженицам. У этой поздней версии мифа находится множество параллелей в христианской литературе от византийского периода и далее (при этом не исключено, что византийские варианты предшествуют версии, изложенной в «Алфавите Бен-Сиры»). Сама демоница фигурирует под разными именами, многие из которых встречаются в неизменном или незначительно измененном виде в литературе по практической каббале (например, имя «Обизуфь» из «Завещания Соломона»), а место ангелов занимают трое святых — Синес, Сисинний и Синодор. В арабской демонологии тоже известна версия этой легенды: здесь Лилит выступает под именами «Карина», «Табия» или «Мать младенцев». Как демоница, удушающая новорожденных, Лилит предстает еще в заклинаниях на еврейско-вавилонском арамейском языке, записанных раньше, чем «Алфавит Бен-Сиры». В этом же качестве она упоминается в одном позднем мидраше: «Когда Лилит не находит новорожденного ребенка, она нападает на своего собственного» («Ба-мидбар рабба», конец главы 16). Этот мотив роднит ее с вавилонской Ламашту.

Образ Лилит в каббалистической демонологии сложился на основе этих древних легенд. Здесь она тоже выступает, главным образом, в двух ролях: как душительница детей (впрочем, в книге «Зогар» эта функция иногда переходит к Нааме) и как соблазнительница мужчин, порождающая от их ночных семяизвержений несметные полчища демонов. В этой последней роли она предстает как предводительница огромного воинства духов. В связи с верой в неотразимую эротическую привлекательность Лилит в некоторых еврейских общинах сложился обычай, возбраняющий сыновьям сопровождать гроб с телом отца на кладбище: так их защищали от неудобной встречи с единокровными братьями-демонами, рожденными от их отца соблазнительницей-Лилит. В книге «Зогар», как и в других источниках, она фигурирует не только под именем «Лилит», но и под такими прозваниями, как «блудница», «нечестивая», «лживая» и «черная». (Вышеупомянутый комплекс мотивов встречается в «Зогаре» I.14b, I.54a, II.96a, II.111a, III.19a, III.76b.) Как правило, Лилит упоминается в числе четырех матерей демонов (наряду с Аграт, Махалат и Наамой). Принципиально новым в каббалистической концепции Лилит стало представление о ней как о бессменной возлюбленной Самаэля и царице мира ситра ахра (сил зла). В этом мире, мире клипот, она выполняет функцию, аналогичную той, которая отводится Шехине («божественному присутствию») в мире святости: Шехина — мать Дома Израиля, а Лилит — мать нечестивого сонма «смешанных сил» (эрев рав) и госпожа всех беззаконий. Впервые это представление обнаруживается в источниках, которые использовал Исаак бен Яаков ха-Коэн, а затем — в трактате «Аммуд ха-Семали», написанном его учеником, Моисеем бен Соломоном бен Симеоном из Бургоса. У этих авторов, а позднее и в «Тиккуней Зогар» складывается концепция различных внутренних и внешних степеней проявления Лилит. Кроме того, в работах Исаака ха-Коэна и большинства других позднейших каббалистов обнаруживается представление о Лилит Старшей, жене Самаэля, и Лилит Младшей, жене Асмодея (см. «Табриз», 4, 1932/1933, 72). Некоторые отождествляют двух блудниц, пришедших на суд Соломона, с Лилит и Наамой или с Лилит и Аграт; намеки на это встречаются уже в «Зогаре» и других каббалистических книгах того же периода (см. «Табриз», 19, 1947/1948, 172—175).

Нередко Лилит отождествлялась и с царицей Савской (этот мотив стал очень популярен в еврейском фольклоре). Впервые это отождествление встречается в таргуме стиха 1:15 Книги Иова, а в основе его лежит еврейско-арабская легенда о том, что царица Савская в действительности была джинном — получеловеком-полудемоном. Это мнение было известно Моисею бен Шем Тову де Леону и упоминается в «Зогаре». Иосиф Ангелино в «Ливнат ха-Саппир» утверждает, что загадки, которые задавала царица Савская царю Соломону, повторяли слова обольщения, с которыми первая Лилит обратилась к Адаму. В фольклоре ашкенази этот персонаж сливается с популярными образами Елены Троянской или Фрау Венеры из немецких легенд. Вплоть до Новейшего времени царицу Савскую часто изображали как похитительницу детей и злую ведьму.

Не исключено, что образ Лилит как супруги Самаэля повлиял на позднесредневековые европейские легенды о наложнице Сатаны, жене Сатаны (в английском фольклоре) и бабке дьявола (в немецком фольклоре). В немецкой драме о папессе Ютте (Иоанне), опубликованной в 1565 году (но, согласно выходным данным, написанной еще в 1480-м), эту бабку так и зовут — Лилит. Здесь она изображена как обольстительная танцовщица — а заклинаниях евреев-ашкенази, связанных с царицей Савской, это очень распространенный мотив. У Хаима Виталя («Сефер ха-Ликкутим», 1913, 6b) Лилит иногда принимает обличья кошки, гусыни или другого животного, а над новорожденными властвует не в течение 8 дней (для мальчиков) и 20 дней (для девочек), как сказано в «Алфавите Бен-Сиры», а на протяжении 20 и 40 дней соответственно. В каббалистической астрологии Лилит ассоциируется с планетой Сатурн, и ее сыновьями именуются все, кто предрасположен к меланхолии (в ком преобладают «черные соки») («Зогар», «Райя Мехемна», III.227b). С XVI века распространяется поверье о том, что если младенец смеется во сне, то это значит, что с ним играет Лилит; чтобы отвратить несчастье, советовали постучать ребенка по носу (Хаим Виталь, «Сефер ха-Ликкутим», 1913, 78с; «Эмек ха-Мелех», 130b).

Чтобы защитить роженицу от Лилит, очень часто подвешивали амулеты над кроватью или на всех четырех стенах комнаты. Древнейшие разновидности таких амулетов с текстом на арамейском языке представлены в коллекции Монтгомери (J. Montgomery, Aramaic Incantation Texts From Nippur, 1913). Первая известная версия на древнееврейском языке описана в «Алфавите Бен-Сиры», где утверждается, что на амулете должны присутствовать не только имена, но и изображения («облик, крылья, руки и ноги») трех ангелов, побеждающих Лилит. Эта версия получила большую популярность: к XVIII веку изображения таких амулетов стали даже публиковать в книгах. Согласно «Шиммуш техиллим», книге периода гаонов, в амулеты для женщин, у которых часто случались выкидыши, обычно включали 125-й псалом (позднее вместо него стали использовать 120-й) и имена этих трех ангелов. Во многие амулеты входила легенда о пророке Илии, который встретил Лилит, идущую в дом роженицы, «дабы наслать на нее сон смертный, и взять ее сына, и выпить кровь его, и высосать мозг из костей его, и пожрать его плоть» (в других версиях — «оставить его плоть»). Илия предает ее проклятию, после чего Лилит клянется не причинять вреда роженицам, если увидит или услышит свои имена. Эта легенда, без сомнения, восходит к христианской византийской формуле защиты от демоницы Гилло, которую изгоняли именами трех вышеупомянутых святых. Переход от греческой к еврейской версии нагляден виден в еврейском заклинании XV века из Кандии, опубликованном Умберто Кассуто (RSO, 15, 1935, 260): здесь с Лилит встречается не Илия, а архангел Михаил, идущий с горы Синай. Со временем греческие имена претерпевали все более серьезные искажения, но к XIV веку в одном рукописном руководстве по практической каббале, включающем гораздо более ранние материалы (Британский музей, Add. Ms. 15299, fol. 24b) появляются новые греческие имена духов, составляющих «свиту Лилит». Сюжет о пророке Илии и Лилит, вошедший во второе издание книги Давида Лиды «Сод ха-Шем» (Берлин, 1710, 20a), использовался в большинстве позднейших амулетов для защиты от Лилит; при этом она стала выступать, среди прочего, под именами «Стрига» (этим словом обозначались колдуньи как демонического, так и человеческого происхождения) или «Астрига». Со временем, из-за накопившихся искажений и ошибок, Лилит в этом сюжете превратилась в «ангела Астарибо». Впервые эта замена встречается в варианте легенды, записанной на идише в 1695 году, после чего во многих заклинаниях ангел Астарибо занимает место Лилит. Сохранились и такие версии заклинаний, в которых вместо Лилит фигурируют «дурной глаз», «звезда Маргалия» или Маймон Черный — демон, встречающийся в некоторых еврейских и арабских источниках. В европейской художественной литературе легенда о Лилит в различных вариантах стала плодотворным источником новых сюжетов.

(Гершом Шолем)

Средневековые христианские богословы, по-видимому, не были знакомы с легендой о Лилит, изложенной в «Алфавите Бен-Сиры», но, тем не менее, возлагали ответственность за грехопадение первых людей на женщину, которая устойчиво ассоциировалась с соблазном и грехом. В христианских литературных источниках Лилит упоминается, как правило, в связи с Сатаной, но иногда и в связи с персонажами, принимающими на себя роли, не свойственные их полу. Так, например, в немецкой драме Теодорика Шернберга (XV век) Лилит изображена как бабка папессы. Как первая жена Адама она предстает в стихотворениях и на картинах Данте Габриэля Россетти, в поэме Гюго «Конец Сатаны», в одной из пьес Ахима фон Арнима и в «Фаусте» Гёте.

В современных феминистических интерпретациях миф о Лилит представлен как отражение мужского страха перед женщиной, успешно сопротивляющейся патриархальному давлению. Лилит превозносится как женщина, отказавшаяся подчиниться власти Адама, обладающая могучей волей и тайным знанием, которое помогает ей отстоять свою независимость. В феминистических версиях мифа творения Лилит заявляет о своем равенстве с Адамом, а ее изгнание из Эдемского сада трактуется не как следствие ее порочности, а как результат мужской нетерпимости со стороны Адама и Бога, желающих поставить женщину в зависимое положение. Ее самостоятельность и умудренность понимаются не как признаки демонической природы и не как свидетельства того, что она принимает на себя роль, не свойственную ее полу, а как свойства, отличающие всех женщин, которые стремятся к освобождению от ограничивающих гендерных ролей. Джудит Пласкоу в своем феминистическом мидраше изображает возвращение Лилит в Эдемский сад, где они с Евой становятся подругами и последняя тоже бросает вызов власти Адама. В финале своего сюжета Пласкоу оставляет Бога и Адама в смятении и страхе перед тем, что однажды «Ева и Лилит вернутся в сад, полные сил и видов на будущее, чтобы вместе переделать его по-своему».

Под влиянием новых феминистических представлений о Лилит в последней четверти XX века возникли такие культурные явления, как «Ярмарка Лилит» (ежегодный женский музыкальный фестиваль), журнал «Лилит» (первое периодическое издание еврейских феминисток, основанное в 1976 году) и книжный магазин «Лилит» в Берлине. Кроме того, Лилит фигурирует во многих произведениях искусства, современной поэзии и даже в новых религиозных ритуалах, направленных на утверждение женской силы и духовности.

(Сусанна Гешель)

Перевод: Анна Блейз, 2017

analizator_sam

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
«glittering sons and radiant daughters» («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!
А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)
«Ибо до Евы была Лилит» — гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века — как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, — многое в этой статье покажется удивительным.
Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».
Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова».
Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок — бесполезный копчик — до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.
Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским — сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.
В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.
У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.
Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море – в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение – портить детей: мальчиков – на восьмой день после рождения, а девочек – на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».
Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла – ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится – это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.
Несомненно, Лилит — наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь – это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит – как, впрочем, и другой нечистой силы, – в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь.
Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.
Остается добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power… А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его».
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло…
Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту». Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».
Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века – дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб. В их творчестве – как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит — недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы — и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».
Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери – почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…
Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «… уже очень рано <…> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <…> — Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).
Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе — и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему — преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества — знать добро и зло. Привилегия божества — именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» — записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.
В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
«…Как живется вам с стотысячной —
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..»
В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне – Тоска Адама по Лилит, до – первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».
Владимир Набоков, который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:
«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях…»
Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая — он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.
В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит – девочка с лилией – Лолита»? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.
Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени… Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается – и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:
«… Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, «enfant charmante et fourbe» — глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».
Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая — соблазняющая, убегающая, недостижимая, — для Гумберта именно Лолита.
Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать», но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью». И не беда, что бессмертные дочери Лилит – вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые – не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества – старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин:
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!»
Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.
По материалам Дневника Алексея РУДКО и Журнала Дружественной Водолейки Tags: Демон Лилит, Мифы и Легенды, Мужчина и Женщина, Человек и Природа

Вопрос:

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври , обретшее себе покоища. В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение, имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.

Миф этот абсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворении прародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).

Лилит и темная карма

Лилит (или Черная Луна) в астрологии — это фиктивная планета. Традиционно, в астрологии Лилит указывает на накопленную негативную карму прошлых воплощений. Если рассмотреть знак расположения Лилит, дом и планеты, с которыми она в соединении — можно точно сказать каким искушениям человек наиболее подвержен. Черная Луна определяет меру зла и разрушений, которые человек способен совершить если пойдет по низкому пути развития.

Лилит символизирует качества в нашей жизни и сферу, в которых, с одной стороны — мы свободны, с другой стороны — лишены родовой поддержки. Лилит, расположенная в каком-либо знаке говорит о том, что в роду не был наработан адекватный опыт по качествам знака. Этот опыт может быть чрезмерен, либо не доработан или как-то искаженно представлен. Задача человека заключается в том, чтобы эти качества каким-то образом наработать, скорректировать и гармонизировать. Сделать так, чтобы они вам не приносили неприятности и не передавались цепочкой по вашему роду.

Лилит — это ипостась Луны, а Луна связанна с родовыми кармическими программами. Она является символом родовых тем, которые необходимо в роду адекватно реализовать. Так как род хочет, чтобы качества знака были реализованы — он дает владельцу Лилит сильный интерес к этой теме. Черная Луна притягивает, но это не всегда следует воспринимать как искушения. Она указывает на сферу, которая нужна роду и должна быть проработана, чтобы последующее поколение в роду могло двигаться в выбранном направлении, базируясь на фундамент, который вы привнесете.

Чаще всего, по Черной Луне мы будем делать ошибки. Нам будет сложно адекватно вписаться в поток, представленный знаком и домом, в котором располагается Лилит. По теме знака Лилит никогда не стоит торопиться и принимать поспешные решения. Терпение и осознанный подход являются залогом успеха на пути к вашему духовному и личностному развитию.

Цикл Лилит составляет около девяти лет. Через каждые девять лет, когда Лилит возвращается в свой знак (в котором находилась на момент рождения) — человек становится податливым на обольщения. Порой, человек не отдает отчет своим действиям.

Годы соблазнов: 9, 18, 27, 36, 45, 54 , 63, 72, 81 ….

Считается, что через каждые 9 лет человек проходит проверку по Лилит. Он может попадать в очень неприятные, тяжелые ситуации. Его задача — с честью пережить даже самые жесткие периоды жизни и понять, проработать страхи и блоки по принципу знака Черной Луны.

Если человек достойно прошел все испытания и искушения Лилит — он проходит духовную трансформацию и приобретает необходимые качества. Если экзамен по Лилит провален — карма еще больше усугубляется.

Как узнать, в каком знаке расположена Лилит

Для того, чтобы узнать, в каком знаке находилась Лилит в момент вашего рождения — воспользуйтесь таблицей транзита Лилит по знакам зодиака.


Если ваша дата рождения находится на границе знаков (в таблице это дата начала или дата конца транзита по знаку) — есть смысл перепроверить знак, составив натальную карту. Для этого перейдите на вкладку с программой Антарес. Введите дату рождения и бирочное время рождения, страну, регион и город рождения. Остальные параметры оставьте без изменения. Далее нажмите кнопку «Создать Гороскоп». Если вы не знаете даже приблизительного времени рождения — выставьте время 12,00.

И, наконец, рассмотрим, значение Лилит в знаках зодиака.

Лилит в овне и карма по дате рождения

06 августа 1931 — 03 мая 1932 31 октября 1975 — 27 июля 1976
11 июня 1940 — 08 марта 1941 05 сентября 1984 — 01 июня 1985
16 апреля 1949 — 12 января 1950 11 июля 1993 — 07 апреля 1994
19 февраля 1958 — 17 ноября 1958 17 мая 2002 — 10 февраля 2003
26 декабря 1966 — 22 сентября 1967 23 марта 2011 — 16 декабря 2011

Лилит в знаке овна — карма воина.

Человек мог быть воином, который решил, что в праве превышать данные ему законом полномочия: убивал не только по долгу службы, мародерствовал, грабил, насиловал.

В любом случае, Лилит в овне говорит о том, что в прошлом воплощении человек неадекватно использовал свою силу. Это проявлялось в физической или вербальной агрессии. Человек был эгоцентристом. Имел склонность к гневу и оскорбительному отношению к другим. Психологически подавлял других и навязывал свои жизненные установки.

В худшем случае — он совершил убийство.

Проявление кармы в этом воплощении

Отрицательное проявление кармы Лилит в овне обнаруживается в дефиците эмпатии. Так же возможна одна из двух крайностей: чрезмерная активность или пассивность.

Активность выражается в необдуманных, импульсивных поступках. Человек испытывает наслаждение от процесса преодоления препятствий, навязывания воли другим людям.

Пассивность — это другая крайность, которая делает человека безвольным, слабым, внушаемым, ленивым и безынициативным. Он становится крайне притягательным объектом для манипуляторов. Тем не менее, агрессивность в таком человеке накапливается — что приводит к нарушению душевного покоя и множеству заболеваний.

Чего следует опасаться

Следует опасаться травм головы (!!!), огня, огнестрельного оружия и острых предметов. Существует опасность травм, переломов, ранений, порезов. Возможны неудачные хирургические операции.

Возможные кармические болезни

Человек предрасположен к заболеваниям головы (от обычных мигреней и гипертонии до неврозов и психических расстройств). Патология головного мозга. Заболевания, вызванные нарушениями работы головного мозга. Возможны проблемы с зубами и заболевания носа.

Как проработать карму Лилит в овне

Человеку следует искоренить в себе агрессию, вспыльчивость, желание решить проблемы силовым путем. Не грубить и не материться. Если карма проявляется в активности — необходимо с уважение относиться к чужому мнению и не навязывать волю другим, избавиться от суетливости, грамотно распорядиться ресурсами. Если карма проявляется в пассивности — необходимо занять в жизни более активную позицию, учиться бесстрашию, стремиться к самостоятельности, не идти на поводу у манипуляторов.

Лилит в тельце и карма по дате рождения

03 мая 1932 -26 января 1933 27 июля 1976 — 24 апреля 1977
08 марта 1941 — 02 декабря 1941 01 июня 1985 — 27 февраля 1986
12 января 1950 — 08 октября 1950 07 апреля 1994 — 02 января 1995
17 ноября 1958 — 14 августа 1959 10 февраля 2003 — 08 ноября 2003
22 сентября 1967 — 18 июня 1968 16 декабря 2011 — 12 сентября 2012

Карма собственника, стяжателя.

В прошлом воплощении человек мог быть собственником, финансистом или банкиром. Или ростовщиком, чревоугодником и скрягой, обладателем не только денег, но и людей. В любом случае, Лилит в знаке тельца говорит о сильной привязанности к материальным ценностям в прошлой жизни.

Карма Лилит в тельце имеет два проявления — накопительство и расточительность. В первом случае, человек отличается алчностью, желанием много заработать и достичь физического комфорта. Ревнивец, так как собственник. Обладатель хорошего аппетита. Это жадины, могут подобно Плюшкину собирать всякую ерунду.

Во втором случае, человек постоянно не вылазит из долгов. Он не умеет грамотно распоряжаться финансами. Уйма денег уходит на приобретение ненужных вещей.

По Лилит в тельце человек может испытывать страх остаться бедным и брошенным. Возможны денежные проблемы.

Краж, засыпания землей, землетрясений.

Заболевания шейного отдела позвоночника. Нарушения в работе щитовидной железы. Кожные заболевания, болезни горла.

Как проработать карму Лилит в тельце

Не заниматься накопительством и не делать запасов. Не относиться к близким как к собственности, избегать ревность. Рационально использовать свои финансовые ресурсы, избегая крайности (скупость и расточительность).

Лилит в близнецах и карма по дате рождения

26 января 1933 — 22 октября 1933 24 апреля 1977 — 17 января 1978
02 декабря 1941 — 27 августа 1942 27 февраля 1986 — 23 ноября 1986
08 октября 1950 — 03 июля 1951 02 января 1995 — 29 сентября 1995
14 августа 1959 — 08 мая 1960 08 ноября 2003 — 04 августа 2004
18 июня 1968 — 14 марта 1969 12 сентября 2012 — 09 июня 2013

Лилит в знаке близнецы — карма доносчика.

В прошлом воплощении человек мог быть нечестным продавцом, секретным агентом, обманщиком, интриганом, сплетником или воришкой.

Лилит в близнецах проявляется в двух крайностях — при передаче и восприятии информации. В первом случае, человек выражает чрезмерную болтливость. Он не разборчив в контактах и общении, стремиться все свои мысли выплеснуть наружу.

Во втором случае, человек не разборчив в информации. В не зависимости от того, пригодятся ему новые сведенья или нет — он, как губка, пытается впитать побольше новой информации. На первый план выходит общение по телефону и с глазу на глаз, чтение книг и просмотр телепрограмм без разбора. При попытках изложить свои мысли, человек испытывает затруднение.

Следует опасаться удушения, авиакатастроф, отравления газом.

Болезни органов дыхания, нарушения речи, проблемы с руками, растяжения связок. Заболевания на нервной почве.

Как проработать карму Лилит в близнецах

Необходимо проявлять разборчивость в контактах. Не допускать сплетен, лжи, воровства и не провоцировать других на это. Тщательно проверять полученную информацию. Следить за чистотой речи. Избегать ссор с родственниками и знакомыми.

Лилит в раке и карма по дате рождения

22 октября 1933 — 18 июля 1934 17 января 1978 — 12 октября 1978
27 августа 1942 — 24 мая 1943 23 ноября 1986 — 18 августа 1987
03 июля 1951 — 28 марта 1952 29 сентября 1995 — 23 июня 1996
08 мая 1960 — 31 января 1961 04 августа 2004 — 29 апреля 2005
14 марта 1969 — 07 декабря 1969 09 июня 2013 — 04 марта 2014

Карма родового предателя.

Лилит в знаке рака говорит о том, что в прошлом воплощении человек предал свой род или мать, не чтил семейные традиции, религию или предатель родины. Он совершил преступление перед целым эгрегором, за что ему теперь необходимо расплачиваться.

Может проявится в метании от одного энергоинформационного поля к другому. Существует вероятность конфликтов в семье, родовых проклятий. Человек может остаться бездомным.

В семейных отношениях человек подвержен одной из двух крайностей — тирания или нерешительность. Первая крайность проявляется в чрезмерной опеке детей и всех членов семьи. Человек своей заботой и надмерным контролем просто удушает домочадцев. Иногда тяга к власти и контроля в семье является следствием неудовлетворенных амбиций в других сферах жизни. Такой человек имеет консервативный взгляд на жизнь, чтит традиции и рьяно защищает собственные заблуждения.

Вторая крайность проявляется в том, что человек, в следствии психологической травмы, становится боязливым, нерешительным, неуверенным в себе. Ему в тягость семейные обязанности, но избежать он их вряд ли сможет. Обладает искаженным представлением о материнстве и детях. Может испытывать неприязнь к детям, либо не иметь возможности завести ребенка.

Есть опасность утонуть или быть утопленным. Следует опасаться воды, отравления жидкостями.

Заболевания желудка и желудочно-кишечного тракта. Наследственные болезни.

Как проработать карму Лилит в раке

Следует оберегать семейные традиции, заботиться о членах семьи. Оказывать поддержку пожилым членам семьи. При любых обстоятельствах стараться сохранить семью. Не менять религиозные взгляды.

Лилит вo льве и карма по дате рождения

18 июля 1934 — 15 апреля 1935 12 октября 1978 — 09 июля 1979
24 мая 1943 — 18 февраля 1944 18 августа 1987 — 13 мая 1988
28 марта 1952 — 24 декабря 1952 23 июня 1996 — 19 марта 1997
31 января 1961 — 29 октября 1961 29 апреля 2005 — 22 января 2006
07 декабря 1969 — 03 сентября 1970 04 марта 2014 — 28 ноября 2014

Как человек наработал негативную карму

Карма тщеславия.

Лилит во льве говорит о том, что в прошлом воплощении человек злоупотреблял властью — использовал ее ради обретения материальных благ или подавления чужой воли. Был невероятно горделив и тщеславен. Совершал преступления против детей. Мог быть развратником и обольстителем. Или использовал свои творческие способности в преступных целях (например, подделка произведений искусства).

Карма Лилит во льве может проявится в одной из двух крайностей — либо непомерных амбициях, либо маскировке и «зарывании» своих природных способностей. В первом случае человек из всех сил старается выделится из толпы. Он просто уверен, что является «центром вселенной» и все существующее сосредоточенно на нем, любимом. Стремятся к власти над другими,им свойственны такие качества как лесть и хвастовство. Зачастую, в любви играют роль рабов или требуют чтобы их партнеры исполняли эту роль. Такие люди становятся зацикленными на любви, претерпевая страдания и унижения.

Во втором случае, карма проявляется в потери воли, внушаемости и низкой самооценки человека. Он не любит выделяться, предпочитая сливаться с толпой. Играют в жизнь, используя чужие маски. Льстивы и угодливы.

Инсультов, огня, солнечных ударов.

Болезни сердечно — сосудистой системы.

Как проработать карму Лилит во льве

Побороть в себе гордыню, высокомерие, зависть и тщеславие. Заботиться о детях и защищать их права, не делать абортов и не давать советы делать аборт. В погоне за славой не все средства хороши.

Лилит в деве и карма по дате рождения

15 апреля 1935 — 09 января 1936 09 июля 1979 — 05 апреля 1980
18 февраля 1944 — 14 ноября 1944 13 мая 1988 — 08 февраля 1989
24 декабря 1952 — 19 сентября 1953 19 марта 1997 — 14 декабря 1997
29 октября 1961 — 26 июля 1962 22 января 2006 — 20 октября 2006
03 сентября 1970- 31 мая 1971 28 ноября 2014 — 25 августа 2015

Карма службиста.

В прошлом воплощении человек был мелочным, циничным и жадным. Он мог быть подхалимом, бюрократом или лакеем, обворовывающим своего хозяина. Ни во что не верил, всегда во всем требовал доказательств. Логика побеждала сердце. Или человек был врачом, который нарушил клятву Гиппократа.

Карма Лилит в деве проявляется в одной из двух крайностей — это либо мелочность, либо полнейший хаос. В первом случае, человек, проявляя крайнее внимание к мелочам, способен сделать из мухи слона. Теряясь в мелочах, зачастую упускает из вида что-то главное. Очень расчетлив, проявляет крайний практицизм. Критикой, недовольством и осуждением способен вымотать окружающих.

Вторая крайность обнаруживается в отсутствии внимания к деталям. Человек не способен поддерживать порядок, из-за чего в его доме царит неразбериха и хаос. Человек не способен смотреть на жизнь трезво и критически. Отсутствуют такие качества, как добросовестность, обязательство, дисциплина, внимание к своему здоровью.

Зачастую, человек с Лилит в деве испытывает страхи, связанные со здоровьем. Переживая, что обследование может выявить опасную, неизлечимую болезнь — он затягивает с визитом к врачу. Попадает в больницу лишь когда испытывает обострение или когда болезнь уже запущена.

Землетрясений, метро, хирургических операций, ошибок врачей.

Заболевания органов брюшной полости. Ипохондрия, пессимизм. Человеку не могут поставить диагноз, либо ставят неверный диагноз. Велика вероятность врачебных ошибок.

Как проработать карму Лилит в деве

Избавиться от мнительности относительно здоровья. При выявлении серьезного заболевания ни в коем случае не затягивать с лечением и визитом к врачу!!! Не быть мелочным и придирчивым. С уважением относиться к другим людям, вне зависимости от их умственных способностей. Следует избегать чинопочитания. Ухаживать за больными.

Лилит в весах и карма по дате рождения

09 января 1936 — 03 октября 1936 05 апреля 1980 — 30 декабря 1980
14 ноября 1944 — 09 августа 1945 08 февраля 1989 — 04 ноября 1989
19 сентября 1953 — 14 июня 1954 14 декабря 1997 — 10 сентября 1998
26 июля 1962 — 20 апреля 1963 20 октября 2006 — 17 июля 2007
31 мая 1971 — 24 февраля 1972 25 августа 2015 — 21 мая 2016

Карма сутяжничества, интриганства.

Лилит в весах говорит о том, что в прошлой жизни человеком был нарушен баланс. Это могло заключаться в предательстве близких, нарушении принципов семейного союза, изменах. Возможно, человек был нечестным судьей, взяточником. Имел проблемы с законом, подкупал судей, был сутягой и склочником.

В весах карма Лилит проявляется в двух крайностях — это корыстолюбие или полная зависимость. В первом случае человек манипулирует, использует своего партнера, чтобы добиться личных, корыстных целей. Он обладает искаженным понятием о справедливости. Видит несовершенство во всем и предъявляет к окружающим завышенные требования. При выборе партнера — обращает внимание только внешность и социальное положение.

Во второй крайности, человек неуверенный в себе в ситуациях, требующих совершить выбор. Он колеблется то в сторону одного варианта, то в сторону его абсолютной противоположности. В любовных отношениях полная зависимость и согласие с партнером. Брак по расчету, жизнь за счет партнера.

Человек с Лилит в весах, зачастую может испытывать трудности в браке. Постоянные скандалы с партнером, партнер может являться источником проблем для человека. Ненадежное окружение. Проблемы с законом.

Опасность от общества — скандалы, сплетни, огласка. Возможны проблемы с законом, можете ни за что угодить в тюрьму.

Заболевания почек и мочевыводящей системы.Проблемы с поясницей. Заболевания поджелудочной железы. Гормональный дисбаланс. Склонность к сахарному диабету, заболеваниям кожи.

Как проработать карму Лилит в весах

Будьте верны своему партнеру. Не выносите сор из избы. Не осуждайте других. Выполняйте обязательства. Соблюдайте букву закона.

Лилит в скорпионе и карма по дате рождения

03 октября 1936 — 30 июня 1937 30 декабря 1980 — 24 сентября 1981
09 августа 1945 — 05 мая 1946 04 ноября 1989 — 30 июля 1990
14 июня 1954 — 10 марта 1955 10 сентября 1998 — 05 июня 1999
20 апреля 1963 — 14 января 1964 17 июля 2007 — 10 апреля 2008
24 февраля 1972 — 18 ноября 1972 21 мая 2016 — 14 февраля 2017

Карма преступника.

Лилит в скорпионе говорит о том, что в прошлом воплощении человек мог пережить все пороки, был маньяком, насильником или мафиози. У него могла быть сильная привязанность к сексуальной жизни, вплоть до извращений. Он был садомазохистом или самоубийцей. Возможно, занимался черной магией и служил темным силам.

Карма Лилит в скорпионе может проявиться в одной из двух крайностей — это тирания или жертвенность. В первом случае, человек испытывает жажду новых впечатлений, адреналина. Он создает опасные ситуации и завлекает в них других. Пытается изменить мир, согласно своей воле. Повышенный интерес к насилию и сексуальным извращениям.

Во втором случае, человек может стать жертвой манипуляторов, насильников. Отсутствие воли и собственного мнения, внушаемость, пониженное либидо. Человек страдает от манипуляторов. Не умеет прощать, испытывает постоянное чувство ревности.

Человек с Лилит в скорпионе может иметь склонность к самоубийству или жить в постоянном страхе, либо испытывать страх смерти. Возможна роковая любовь, роковая страсть. Всевозможные обольщения.

Следует остерегаться насильников, маньяков, грабителей. Существует опасность взрыва, утопления, изнасилования.

Алкоголизм, наркомания. Нарушение работы эндокринной системы. Заболевания половых органов и прямой кишки. Склонность к венерическим заболеваниям.

Как проработать карму Лилит в скорпионе

Побороть тягу к темным сторонам жизни. Избавиться от пагубных пристрастий. Избегать случайные и нетрадиционные половые связи, неоправданный риск. Нежелательно практиковать магию и гипноз.

Лилит в стрельце и карма по дате рождения

30 июня 1937 — 27 марта 1938 24 сентября 1981 — 20 июня 1982
05 мая 1946 — 31 января 1947 30 июля 1990 — 26 апреля 1991
10 марта 1955 — 06 декабря 1955 05 июня 1999 — 29 февраля 2000
14 января 1964 — 10 октября 1964 10 апреля 2008 — 03 января 2009
18 ноября 1972 — 15 августа 1973 14 февраля 2017 — 09 ноября 2017

Карма лжеучителя.

Лилит в стрельце говорит о том, что в прошлом воплощении у человека была зацепка за духовность. Он мог быть авантюристом, лжепророком, лжеучителем. Человеком, подрывающим идеологию. Или совершал должностные преступления.

Карма Лилит в стрельце может проявиться в одной из двух крайностей. В первом случае, человек обладает завышенной самооценкой, фанатик своего мировоззрения. Сводит с ума окружающих бесконечными поучениями и назойливыми советами.

Вторая крайность проявляется в легкой внушаемости человека. Он идеализирует наставников, опирается на мнение авторитетов. Его мировоззрение и жизненные ценности полностью продиктованы обществом, в котором он находится.

Лилит в стрельце может дать проблемы с религией и получением высшего образования. Человек может страдать от лжеучителей. Обольщение идеологией.

Авантюристов и дальних поездок. Проблемы с заграницей, от иностранцев.

Заболевания печени и кровеносной системы. Воспаление седалищного нерва. Проблемы в тазобедренной области.

Как проработать карму Лилит в стрельце

Избегать нравоучения, работу в сфере идеологии. Находиться в той же религиозной конфессии, что и старшие родственники. Не ставить духовность превыше любви. Не осуждать «грешников». Не быть фанатиком какого-либо учения.

Лилит в козероге и карма по дате рождения

27 марта 1938 — 21 декабря 1938 20 июня 1982 — 18 марта 1983
31 января 1947 — 27 октября 1947 26 апреля 1991 — 21 января 1992
06 декабря 1955 — 01 сентября 1956 29 февраля 2000 — 26 ноября 2000
10 октября 1964 — 07 июля 1965 03 января 2009 — 01 октября 2009
15 августа 1973 — 13 мая 1974 09 ноября 2017 — 06 августа 2018

Карма деспота.

Лилит в козероге говорит о том, что в прошлом воплощении человек был безжалостным, жестоким и деспотичным. При достижении целей он не брезговал никакими средствами. Подавлял других.

Карма Лилит в козероге может проявиться в одной из двух крайностей. При избытке качеств козерога, человек не терпит над собой власти. Он стремится навязать свою волю, манипулируя другими. Если ему не удается добиться положения в обществе — становиться домашним тираном.

Вторая крайность проявляется в недостатке качеств козерога. У такого человека отсутствует внутренний стержень. Им легко управлять. Он не любит брать на себя ответственность, даже в мелочах. При малейших трудностях опускает руки и отказывается от своих целей.

Лилит в козероге может сделать человека «козлом отпущения». На него могут свалить грехи целой нации, «повесить» чужие преступления или принести в жертву.

Следует опасаться обвалов, падения с высоты. Опасность может исходить от транспорта.

Проблемы с позвоночником, костями. Заболевания костных тканей. Проблемы с суставами. Отложения солей. Образование камней в желчном пузыре.

Как проработать карму Лилит в козероге

Помнить, что цель не всегда оправдывает средства. Но и не отказываться от планов при малейших трудностях. Следует избавиться от излишнего прагматизма. Принимать жизнь во всех ее проявлениях.

Лилит в водолее и карма по дате рождения

21 декабря 1938 — 15 сентября 1939 18 марта 1983 — 12 декабря 1983
27 октября 1947 — 21 июля 1948 21 января 1992 — 17 октября 1992
01 сентября 1956 — 26 мая 1957 26 ноября 2000 — 22 августа 2001
07 июля 1965 — 01 апреля 1966 01 октября 2009 — 28 июня 2010
13 мая 1974 — 05 февраля 1975 06 августа 2018 — 03 мая 2019

Карма анархиста.

Лилит в водолее говорит о том, что в прошлом воплощении человек не правильно использовал свободу, либо стремился к ней любой ценой. Он мог быть шулером, анархистом, авантюристом, предателем друзей. Нарушал мыслимые и немыслимые запреты общества. Был разрушителем чужих планов.

Карма Лилит в водолее может проявиться в одной из двух крайностей — эксцентричности либо консерватизме. При избытке водолейских качеств человек к склонен к необычным поступкам, шокирующим окружающих. Пренебрегает нормами поведения, ненавидит брак, ответственность. Избегает каких бы то ни было ограничений.

Недостаток водолейских качеств приводит к ограниченности человека. Заблокирована интуиция и способность к новым познаниям.

Лилит в знаке водолея может дать отсутствие стабильности в жизни. Ограничение свободы. Отсутствие друзей. Одиночество и скуку.

Опасность исходит от электричества и электроприборов, самолетов, молнии. Опасайтесь долгов и ненадежных людей.

Болезни ЦНС. Варикозное расширение вен. Судороги голеней. Заболевания желчного пузыря.

Как проработать карму Лилит в водолее

Не ввязываться в авантюры. Отказаться от долгосрочных планов, идя к целям мелкими шажочками, хорошо все взвесив и обдумав. Смириться с чувством нехватки свободы.

Лилит в рыбах и карма по дате рождения

15 сентября 1939 — 11 июня 1940 12 декабря 1983 — 05 сентября 1984
21 июля 1948 — 16 апреля 1949 17 октября 1992 — 11 июля 1993
26 мая 1957 — 19 февраля 1958 22 августа 2001 — 17 мая 2002
01 апреля 1966 — 26 декабря 1966 28 июня 2010 — 23 марта 2011
05 февраля 1975 — 31 октября 1975 03 мая 2019 — 27 января 2020

Карма черного мага.

Лилит в рыбах говорит о том, что в прошлом воплощении человек мог заниматься незаконными, аморальными делами. Он мог быть шпионом, секретным агентом, преступником, алкоголиком, наркоманом, черным магом или растлителем душ.

Лилит в рыбах может проявится в одной из двух крайностей. В пермом случае — человек становится излишне жертвенным. Его желание помочь и поддержать приобретает навязчивую форму. Зачастую, он жалеет тех, кто в жалости абсолютно не нуждается. И оставляет без поддержки тех, кому это действительно необходимо. Жертвенность человека оказывается не к месту. Может стать членом секты с сомнительной репутацией.

Вторая крайность заключается в сильной внушаемости человека. На него легко повлиять, воздействуя на подсознание. Зачастую, мотивы его поступков остаются загадкой даже для него самого. Если человеку приходится сопереживать другим — это его истощает, приводит к нестабильности душевного состояния (что в последствии может стать причиной алкоголизма).

Лилит в рыбах может проявляться в мстительности человека. Может страдать от страхов и фобий. Подвержен пагубным наклонностям, сглазу и порче. Возможна потеря памяти, нестабильная психика, ночные кошмары. Тяжелая работа в закрытых учреждениях.

Необходимо опасаться отравления. Тайных врагов. Порочного общества. Алкоголизма.

Психические расстройства. Предрасположенность к алкоголизму и наркомании. Нарушения сна, кошмары. Заболевания ступней. Нарушение работы иммунной и лимфатической системы.

Как проработать карму Лилит в рыбах

Откажитесь от алкоголя и одурманивающих веществ. Будьте аккуратны с лекарствами. Не лгите и не занимайтесь самообманом. Людям с Лилит в рыбах не рекомендуется заниматься магией, гипнозом и спиритизмом.