Лития, что это?

Особенности проведения панихиды: чем отличается от других служб

Панихида – это церковная христианская служба за упокой, структурно напоминающая отпевание. Проводится третьего, девятого, сорокового дня после смерти, на похоронах, в годовщину, день рождения усопшего. Панихида отличается от других служб, имеет свои особенности.

Отличия панихиды от других богослужений

Полная служба именуется «Парастас». В Требниках указано – панихида совершается в церкви, но дозволено делать дома у умершего, у могилы на кладбище. Изредка проводится на месте смерти.

Панихида служится перед кануном – столом с распятием Иисуса Христа. На канун ставится кутия (коливо) – каша, сваренная из зерен пшеницы с медом. В различных регионах почитающих христианство стран рецепт отличается. Пшеницу заменяют рисом, ячменем, другими крупами. Мед заменяется сахаром. Коливо дополняется съедобными подношениями, допустимыми постом. Разрешено жертвовать лампадное масло, кагор.

Вещи, расположенные на кануне – пожертвование за усопших.

Во время богослужения молитвенно поминаются усопшие. Службой ушедшим к Богу испрашивается прощение грехов, вечная жизнь в Раю. По Родительским субботам совершается вселенская панихида. Она отличается соборным поминовением многих умерших.

Каждая церковная служба непохожа на другую. Проведением, силой, значением. Чем панихида отличается от схожих поминовений человеку неосведомленному понять сложно. Осознания отличий, нюансов, помогает выбрать подходящий способ поминовения.

Обедней считается служба, проводимая после 12 часов дня. В народе название принадлежит литургии. Записки о здравии и упокоении подаются на проскомидию. В контексте этого обедня – часть литургии с прочтением поданных записок во второй части богослужения. По прочтении Евангелия священник возносит сугубую молитву поминовения, отличается от панихиды.

Разница между обедней и панихидой в том, что первая – служба о мертвых и о живых, не самостоятельное богослужение, а часть литургии. Нуждающемуся в особой помощи человеку заказывается «40 обеден» и церковь молится о нем сроком в сорок дней. 40 обеден называются «полным поминовением».

Панихида отличается направленностью на поминание мертвых, их нужду в памяти и молитвах о них.

Молебен отличается от панихиды тем, что эта служба – моление, прошение к Господу Богу, Пресвятой Богородице, святым (одному или нескольким). Совершается только за живых людей.

Главное различие с паниходой в том, что молебен – молитва, связанная с жизнью христиан, событиями обыденными или трагическими. Бывает заказным и всеобщим. Служится по поводу путешествия, начинания, болезни, неурожая, эпидемии, стихийного бедствия и прочих общих бед. Типы молебнов:

  • простые;
  • водосвятные;
  • благодарственные службы;
  • акафистные;
  • просительные.

Служба проводится во храмах. Освящение дома, земли, автотранспорта, начала строительства проводятся по месту, этим отличается от панихиды.

Ежегодные молебны проводятся на Крещение, Яблочный, Медовый и Ореховый Спас, Новый год (старый и новый стиль), в первое воскресение Великого поста, в начале учебного года.

Записка о упокоении

Существенно панихида отличается от записки о упокоении. Она подается на проскомидию, обедню, сорокоуст, другие службы.

«Записка о упокоении» сравнительно новый термин, обозначающий единоразовый помянник – книгу с записями имен всех членов семьи. Составляется и передается от поколения к поколению, сохраняя потомкам память о предках. Семьям, не ведущим помянники, предлагается приобрести в церкви бланк о упокоении. Подают записки за свечной ящик (там, где продаются иконки, крестики) до начала службы, вечером предыдущего дня. Правило не отличается для подачи на панихиду.

Поминовения на разных службах отличаются.

Заполнятся записка о упокоении аккуратным почерком, с уважением. Один бланк вмещает до десяти имен, в родительном падеже. Разрешено вписывать дополнительные сведения: отрока, младенца, новопреставленного. Началом списка идут служители церкви.

Существуют две формы: с указанием службы и без указания. Бланк с указанием отличается наличием графы для вписывания названия богослужения, на которое подается записка: на панихиду, проскомидию, сорокоуст, обедню.


Литией зовется служба с выходом в притвор храма, либо часть крестного хода. Совершается как часть всенощного бдения. Движение, шествие – обязательная часть богослужения. Этим лития отличается от панихиды.

Заупокойная лития – усиленная служба, сокращенная версия панихиды. Читается священнослужителями и мирянами. Заупокойная отличается от простой разрешением проведения на территории храма.

Совершается при выносе покойного из дома, у могилы почившего, по возвращении с кладбища.

Как часть всенощного бдения служба проводится в притворе храма. Символично выход в притвор, за пределы храма, означает осознание недостойности моления внутри. Дверь церкви становится символом небесных врат, лития проводится перед ними.

Литургия – главное богослужение христиан. Делится на три части, которые отличаются друг от друга.

Начинается с «проскомидии». Читают Часы, священник с молениями подготавливает хлеб и вино, что будут претворены в Тело и Кровь Христову. С молитвами о живых и мертвых святой отец вынимает из просфор частицы. В службе упоминаются христиане, записанные в поданных накануне записках. Частицы позже будут опущены в Чашу с кровью Христовой для омовения грехов поминаемых.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас! Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Следует Литургия Оглашенных, доступная для некрещенных людей, желающих принять христианскую веру. Священником вносится и зачитывается текст святого Евангелия. Проводится заупокойная ектенья – вторая часть поминовения усопших, отличается от панихиды.

Приходит черед Литургии Верных – завершения службы с участием принявших крещение христиан. Главное таинство – Евхаристия. Вкушение претворенных в Тело и Кровь Христову хлеба и вина. Причащение в два этапа:

  • причащаются священники;
  • причащаются присутствующие верующие.

По завершении таинства святой отец проходит за алтарь и опускает вынутые в начале службы частицы просфор в Чашу. Молится об омовении помянутых прегрешений. Происходит завершающая часть поминовения на литургии.

Литургия отличается от панихиды сложностью службы. Она несет обширное значение и смысл, затрагивает жизнь и смерть христиан, верное следование заветам.

Что общего у всех заупокойных служб

Заупокойные в православии отличаются, но несут единый смысл – помянуть усопших, облегчить пребывание душ в загробном мире. На заупокойных богослужениях возносится молитва за умерших, прошение о помиловании их грехов, даровании жизни вечной во блаженстве.

Каждая поминальная служба – возможность помолиться и быть услышанным Небесами. В христианском мире принято продолжать считать умерших частью семьи, хранить почивших родственников в своих сердцах и памяти. Поминание в виде панихиды, молебня, литургии несет важное значение для усопших и живых. Мертвым поминки помогают искупить грехи, живые исполняют долг памяти о предках.

Церковные заупокойные богослужения – способ вознести усиленную молитву. Участие в разных службах (панихидах, молебнях, литургиях), несущих свое значение, позволяет использовать разные методы для поминания родственников и всех почивших христиан.

Когда допустимо заочное отпевание

Достойные похороны — последняя забота родственников о теле покойного. Очное или заочное отпевание — забота близких о душе усопших.

Для чего необходим обряд?

Чином отпевания (или чином погребения) называют специальный ритуал, который проводится в храме. Из-за большого количества песнопений этот обряд и был назван отпеванием.

Православная церковь верит в загробный мир. Умирает лишь тело человека. Душа продолжает жить, отправляясь в другое измерение, где ей придется держать ответ за все содеянное при жизни тела. В течение жизни человек совершает множество греховных поступков, иногда неосознанных или непроизвольных. Задача церкви состоит в том, чтобы специальными молитвами проводить душу в лучший мир, помочь ей обрести покой.

Для этого умершего необходимо отпеть.

Священнослужители настаивают на необходимости проведения обряда. При этом каждому человеку еще при жизни следует помнить о том, что отпевание не способно полностью избавить его ото всех грехов. По мнению священников, праведник, за которого после смерти некому помолиться, попадет в рай. Душа человека, не соблюдавшего заповеди Божьи, может лишиться вечного покоя и после проведения чина погребения.

Отпевание не следует путать с панихидой. В ХХ в. в СССР появилось такое понятие, как гражданская панихида. По мнению святых отцов, это бессмысленный набор слов, словосочетание, каждый элемент которого исключает другой. Панихидой называют заупокойную молитву об усопшем, читать которую можно как до, так и после погребения. Отпевание по общему правилу проводится в день похорон перед тем, как везти тело на кладбище.

Что требуется от родственников покойного?

Вне зависимости от того, будет ли проводиться очное или заочное отпевание, родственники должны самостоятельно позаботиться о душе близкого еще до проведения обряда в церкви. После того как родным пришла весть о смерть, они должны начать читать Псалтырь (Псалтирь). Делать это нужно беспрерывно днем и ночью, не останавливаясь. Поскольку эмоциональное состояние родственников не всегда позволяет им посвящать время молитвам за усопших, для чтения Псалтыря можно пригласить опытного человека, не обязательно священника. Наши предки приглашали знахарок, которые в отдаленных деревнях нередко выполняли функции священнослужителей. Чтецов должно быть несколько, чтобы у них была возможность для отдыха.

Обязательное условие: молиться по Псалтырю за усопших имеет право только крещеный православный.

Когда отпевают заочно?

Церковь настаивает на том, чтобы отпевание было проведено своевременно (перед погребением) и очно (перед гробом умершего человека). Однако соблюсти это требование возможно не всегда:

  1. Если родным воина пришла печальная телеграмма, им необходимо позаботиться о том, чтобы умерший был отпет заочно. Обычно погибших воинов хоронят в спешке в братской могиле. Обстоятельства, при которых проводятся похороны, не позволяют достойно предать земле каждого погибшего. Иногда при погребении присутствует священник, читающий молитву за всех воинов. Но в большинстве случаев похороны проходят без участия священнослужителей.
  2. Погибших в крупной авиакатастрофе или во время кораблекрушения полагается отпеть заочно. Пассажиры разбившихся самолетов и затонувших кораблей, как правило, не выживают. Не следует торопиться с проведением заочного отпевания для пропавших без вести. О таком человеке рекомендовано молиться, как о живом. Известная пословица гласит, что у Бога все живы. Если родственник погиб, моления за него будут способствовать спасению души. Если же он все еще жив, обращение к Богу поможет пропавшему найти дорогу домой. Известны случаи, когда люди теряют память, попадают в рабство и т. п. Это мешает им воссоединиться с родственниками, которые считают их умершими.
  3. Чин погребения проводится после похорон, если отпевание не было проведено своевременно. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям. Проведение церковных обрядов было под строгим запретом. В результате многие люди были похоронены не по-христиански. В таких случаях проведение чина погребения церковью разрешается, несмотря на то, что после смерти человека прошел не один год.
  4. При отсутствии храма в населенном пункте допустимо отпевать заочно. Транспортировка гроба может занять более суток. Перевозить усопшего на дальние расстояния нежелательно. Допустимо приглашать священнослужителя на дом, но это тоже не всегда возможно по целому ряду причин. Отсутствие денег на транспортировку гроба или для приглашения священника на дом является еще одним обстоятельством отказаться от очного отпевания. Родственникам следует помнить о недопустимости обмана священнослужителя. Иногда родные умершего не хотят везти гроб в церковь из-за желания сэкономить, оправдывая свои действия мнимой бедностью.

Как проходит церемония?

При проведении заочного ритуала внесение в храм гроба отпеваемого не требуется. Во всем остальном церемония напоминает обряд, который проводится очно. Отпевать усопших можно практически в любой день.

Проведения ритуала избегают в Рождество Христово и первый день Пасхи.

При проведении заочного ритуала священник молится перед тетраподом. Так называется специальный подсвечник, на котором зажигают свечи в память об усопших. Церемония начинается с пения стихов из 17 кафизмы. Затем поют заупокойные тропари, в которых просят Бога принять душу усопшего, простить ей все грехи и позволить ей быть в раю с праведниками. Далее следует помянуть человека на заупокойной ектении. После этого поют ирмосы заупокойного канона и заупокойный седален.

После того как хор закончит петь погребальную стихиру, священнослужитель вычитывает отрывки из Нового Завета, в которых упоминается о том, что после смерти человека ждет иная жизнь и суд Божий. Далее вновь следуют тропари и стихиры. В конце отпевания священнослужитель читает сугубую ектению, в которой поминает усопшего и провозглашает ему вечную память.

Церемония заочного отпевания имеет свои отличительные особенности. Если гроб с телом еще не захоронен, священник отдает родственникам венчик, землю и разрешительную молитву. Венчик надевают на лоб покойного. Разрешительную молитву вкладывают ему в руку. Землю нужно высыпать в гроб крестообразно, но не на само тело, а на покрывало, которым оно прикрыто. На усопшем обязательно должен быть нательный крестик, который был получен при крещении. Если человек уже похоронен, землю высыпают на его могилу.

Если же местонахождение тела неизвестно, в похоронных атрибутах нет необходимости.

Церковью допускается заочное отпевание, сколько бы времени ни прошло после смерти. Однако родственники должны стремиться заказать чин как можно раньше. Считается, что душа не сразу уходит в другой мир. Некоторое время она пребывает на земле. Это время и нужно использовать для того, чтобы вымолить у Бога прощение за грехи, совершенные этим человеком.

Священник, участвующий в ритуале, надевает белые одежды. Родным и близким покойного рекомендовано сделать то же самое. Церковь рассматривает физическую смерть человека, как рождение в ином мире. Усопший покидает несовершенную реальность, чтобы перейти в лучшее измерение и встретиться со своим Создателем. Вот почему священнослужители облачаются в белое для проведения отпевания так же, как и церемонии крещения. Таким образом подчеркивается, что в жизни человека происходят 2 важных события — приобщение к церкви и переход в иной мир.

Черная одежда на отпевании считается скорее светской, чем церковной традицией.

Свечи в руках родных усопшего символизируют свет и радость. Душа покойного проходит тьму смерти, чтобы увидеть свет новой жизни. Свечи должны напоминать родственникам умершего о том, что дорогой им человек не перестал существовать, а возродился для нового бытия. Физическая смерть не должна вызывать чувства скорби.

Нередко родственники совершают большую ошибку: заказывают службу и уходят из храма. Через несколько дней они возвращаются, чтобы забрать землю, венчик и разрешительную молитву. Церковь не одобряет подобное поведение. Смысл таких обрядов, как поминки или отпевание, состоит не в том, чтобы провести красивую пышную церемонию и выглядеть праведником в глазах других христиан.

Любой похоронный ритуал предназначен для того, чтобы помочь недавно отделившейся от тела душе преодолеть препятствия на пути к Создателю. Родные должны присутствовать в церкви на очном и заочном отпевании и не покидать церемонию без крайней необходимости. Во время проведения обряда следует молиться за близкого человека. Делать это можно не только по специальной литературе, но и своими словами. Богом будет принята любая искренняя молитва.

Кому будет отказано в проведении церемонии?

Правила отказа для заочного отпевания те же, что и для очного ритуала:

  1. Запрещено отпевать самоубийц. Грех самоубийства считается одним из самых тяжких. Отмолить его крайне трудно. Родные и близкие человека, который оборвал свою жизнь собственными руками, могут возносить молитвы за оступившегося. Есть вероятность, что благодаря мольбам неравнодушных людей Всевышний простит своего раба. Однако со стороны церкви будет получен категорический отказ. В некоторых случаях возможны исключения. Самоубиенными не признаются люди, совершившие грех в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием психоактивных веществ. Человек согрешил не по доброй воле, а в измененном состоянии сознания, не отдавая себе отчета в том, что он делает. Не признаются самоубийцами и психически больные люди, которые не несут ответственности за свои поступки. Чтобы получить разрешение на отпевание душевнобольного, родственникам нужно обратиться в епархию. Причинение себе смерти по неосторожности (гибель из-за несоблюдения техники безопасности, отравление недоброкачественными продуктами и т. д.) тоже не рассматривается, как суицид.
  2. Чин погребения не проводится над некрещеными. Если покойный был добрым человеком, верил в Бога, но при этом не прошел таинство крещения, проводить по нему отпевание запрещено. Покойный не принадлежал церкви, священнослужители не имеют права заступаться за него. Родственникам такого человека разрешено молиться за него дома.
  3. При наличии завещания, запрещающего проводить церемонию, усопшего не отпевают. Почтительное отношение к религии не должно быть навязанным. Истинная вера исходит от души. Если покойный по каким бы то ни было соображениям не захотел быть отпетым и завещал родным письменно или на словах не проводить неприятный ему обряд, делать этого не стоит. Руководствуясь естественным побуждением помочь близкому, родные могут не исполнить последнюю волю усопшего. По мнению богословов, проводить отпевание против воли покойного нельзя. Душа не только не войдет в Царство Небесное, но и будет страдать о того, что родные отказались выполнить последнюю просьбу. Отказавшийся от отпевания необязательно является атеистом или противником религии. Возможно, покойный просто выбрал для себя другую форму поклонения Богу и не желает, чтобы его провожали в мир иной по христианскому обряду.
  4. Церковь отказывает в отпевании тому, кто при жизни был ее гонителем, открыто богохульствовал, притеснял служителей культа, публично осмеивал религию. Проводить чин погребение над человеком, который отрекался от Бога, не станет ни один священник. Забота о грешной душе ложится на плечи семьи, которая своими молитвами может повлиять на дальнейшую участь родственника-богохульника.
  5. В отпевании нередко отказывают бандитам, погибшим во время грабительского налета. Если преступник был пойман и успел раскаяться в содеянном, церковь обязана его отпеть. Все люди имеют право на прощение, вне зависимости от тяжести грехов. Священнику не следует выступать в качестве судьи. Ему предназначена роль адвоката.

Родным наркоманов и алкоголиков необходимо помнить о том, что человек, погибший от вредной зависимости, может быть отпет церковью. Несмотря на то, что эти люди, безусловно, нарушали Божью волю, доставляли немало хлопот своим близким, оставлять их души без молитв нельзя. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как тяжелые заболевания, справиться с которыми могут не все. Даже если семья была в ссоре со своим близким родственником, покойного следует простить, молиться за него и заказать для усопшего отпевание в храме.

От пагубных увлечений не застрахован никто.

Ни один церковный обряд не может гарантировать умершему пропуск в рай и прощение всех грехов. Об этом стоит помнить еще при жизни. Даже богословы признают, что значение имеют не сами ритуалы, а тот смысл, который в них вкладывает человек. Искренняя молитва близкого способна дать умершему намного больше, чем отпевание, красивый памятник или поминальный обед в дорогом ресторане.

Сценарий гражданской панихиды

Прощание с умершим – важная часть обряда похорон. У христиан прощание проходит в виде панихиды, другие конфессии также имеют свои обряды прощания. В жизни чаще всего проводят гражданскую панихиду.

Гражданская панихида (иногда говорят траурный митинг) призвана собрать близких и друзей умершего, чтобы дать им возможно выразить свои любовь и уважение к покойному и вместе разделить горесть утраты. Гражданская панихида – важное мероприятие с большим количеством участников, потому для её проведения требуется сценарий. Сценарии гражданской панихиды могут сильно различаться, в зависимости от того, сколько участников планируется и того, каковы пожелания близких покойного. В случае похорон известного человека написание сценария и тщательная подготовка к панихиде становятся обязательны.

Традиционная гражданская панихида

Традиционная гражданская панихида обычно проходит на кладбище или в специальном траурном зале. Такие помещения обычно есть в моргах, крематориях и на кладбищах.

При проведении традиционной гражданской панихиде в зале, помещение организуют следующим образом:

  • Гроб с телом покойного размещается в центре ногами ко входу. Обычно его ставят на возвышение-подиум.
  • На входе в помещение ставится текст некролога.
  • Портрет покойного ставят в изголовье гроба, левый нижний угол перевязывают черной траурной лентой.
  • Места для близких умершего размещаются либо по обе стороны от гроба, либо по правую руку покойного.
  • Венок от близких размещается перед гробом, обычно на нем лента белого цвета. Прочие венки вешаются по периметру помещения.

Сценарий гражданской панихиды разрабатывается совместно с церемониймейстером. Сценарий включает в себя прощальные речи участников. Эти речи, а также порядок выступлений согласуются с церемониймейстером. При этом порядок выступлений следует выстраивать в соответствии с родством, либо старшинством участников.

Во время всего ритуала внимание прощающихся должно быть обращено на гроб с телом покойного. Поэтому пространство для выступающих и стойка с микрофоном должны быть расположены так, чтобы участникам не было нужды переводить взгляд. Если выступающий говорит последние словами к покойному, то ему следует обращаться к нему, а не к собравшимся. В прощальной речи о покойном следует говорить лишь хорошее, вспоминать связанные с ним важные и приятные события, подчеркивать его заслуги перед семьей, друзьями, обществом.

Сценарий гражданской панихиды обычно включает в себя траурную музыку. Она исполняется при начале обряда, когда гроб вносят в помещение, и в конце, после завершения прощальных речей. Допускается как использование записей, так и участие траурного оркестра.

Гражданская панихида: новые тренды

Все чаще близкие покойного выражают желание сделать сценарий гражданской панихиды менее традиционным. Отход от привычного вида траурного митинга призван сделать обряд не таким формальным и в большей степени соответствующим вкусам покойного. Так, гражданскую панихиду все чаще проводят не в траурных залах, а в любимых местах покойного – например, в его загородном доме или на природе, где он любил бывать.

В Россию постепенно приходит европейская тенденция проводить панихиду как торжественный праздник. В то время как традиционная панихида строится вокруг скорби, новые тенденции предлагают воспринимать обряд как прощание с умершим, проводы его на другой свет. Это позволяет скорбящим лучше справиться с утратой, не фокусироваться на печали, а вспомнить все те радостные моменты, что они пережили вместе с покойным. Стиль одежды на таком траурном митинге допускается более свободный, темные тона не являются единственным возможным выбором.

Часто при гражданской панихиде ставится стенд с фотографиями умершего. Чтобы не повредить фотографии, которые зачастую представляют ценность для семьи покойного, используется металлическая доска, к которой фотографии крепят магнитами. В сценарий гражданской панихиды все чаще добавляют показ биографического фильма, смонтированного на основе видео с участием покойного.

Новые тренды касаются и музыки, исполняемой на похоронах. Все чаще выбор организаторов падает не на традиционные похоронные марши, а на те композиции, что любил покойный. Также популярностью пользуются популярные песни, жизнеутверждающие или торжественные, песни, посвященные разлуке и прощанию.

Сценарий гражданской панихиды – VIP-похороны

Смерть известного человека всегда требует особо тщательной подготовки похорон и слаженной кропотливой работы специалистов. Один из важных элементов в организации VIP-похорон – это подробный и эксклюзивный сценарий гражданской панихиды. Он разрабатывается близкими покойного совместно с церемониймейстером, в то время как его воплощение ложится на сотрудников ритуального агентства.

VIP-похороны предполагают участие большого числа людей. Поэтому при подготовке сценария гражданской панихиды важно учесть масштабы мероприятия и выбрать подходящую площадку, способную вместить всех участников. Также необходимо продумать размещение участников, озаботится приглашениями и транспортом от места прощания к месту проведения похорон.

Важный момент в подготовке к гражданской панихиды – это составление речи для выступающих. В случае VIP-похорон это имеет особое значение, так как здесь недопустимо проявить неуважение к покойному плохо подготовленной речью или неловким молчанием. Поэтому речь и список выступающих следует подготовить совместно с церемониймейстером. Иногда близкие покойного слишком погружены в переживания утраты, чтобы озаботиться подготовкой выступления – в таком случае её готовит церемониймейстер в соответствии с пожеланиями близких.

Музыкальное сопровождение – это важный элемент сценария гражданской панихиды. В случае VIP-похорон необходимо участие похоронного оркестра, ограничится проигрыванием записей недопустимо. При этом необходимо важно подобрать и согласовать репертуар с исполнителями, будь то классическая похоронная музыка или излюбленные композиции покойного.

Зачастую VIP-похороны проходят в соответствии с государственным регламентом. В таких случаях важно также и правильное декорирование зала. Государственные символы, эмблемы компании должны быть расположены в изголовье гроба выше портрета. Награды, если таковые были у умершего, располагаются на подушечках у передней части подиума с гробом. На потрет усопшего помимо траурной ленты может быть также повязана лента-триколор.

Чтобы организовать достойные похороны и гражданскую панихиду, нужен опыт и помощь специалистов. Городская ритуальная служба Ritual.ru организовала уже больше 100 000 церемоний прощания для жителей Москвы и Подмосковья, в том числе с со многими известными людьми.

Обратившись в Ritual.ru, вы можете быть уверены в том, что похороны будут организованы в соответствии с наивысшими стандартами качества и с чутким вниманием к вашим пожеланиям.

Получить подробную информации об организации гражданской панихиды можно по круглосуточному телефону центра консультаций Ritual.ru – +7 (495) 100-3-100.

Возможно, вам будет интересно:

  • Ритуальный зал
  • Заказ похоронного оркестра
  • Рекомендованный список с описанием кафе и ресторанов в Москве и в Московской области, в которых можно провести поминки с 10-процентной скидкой

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость «заочного отпевания» и кремации

Екатеринбург, 14 марта 2006 г.

Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики «заочного отпевания» и кремации.

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Сол.4, 13-14)

Дорогие братья и сестры!

В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека.

К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри.

После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий, прибегающим к Таинствам церковным. И они стремятся проводить дорогих им усопших «в путь всея земли» так, как учит Православная Церковь.

Но очень многие, даже те, кто принадлежит Церкви по Святому Крещению, в непростой момент смерти близких теряются перед лицом смерти, начинают поступать так, как им советуют соседи, знакомые, а порой и некоторые недобросовестные работники ритуальных служб. Большие деньги и силы тратятся на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий – поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. Это очень хорошо понимали угодники Божии. Преподобный Ефрем Сирин, покаянную молитву которого мы ежедневно произносим Великим постом, наставлял окружавших его: «Не полагайте меня в роскошные гробницы, потому что ни к чему не послужат для меня ваши украшения… Вместо того, чтобы расточать благовония и ароматы, воспоминайте меня в молитвах своих, ибо, что пользы от благовоний мертвецу, который не может их ощущать?»

С христианской точки зрения главным является забота о душе усопшего, и уже во вторую очередь исполнение нашего долга о захоронении его тела. Заупокойное богослужение, которое формировалось вековой традицией, глубоко назидательно. Оно доставляет душе усопшего большую духовную пользу, а родных и близких, скорбящих об утрате – утешает, обновляя в их сердцах спасительные истины христианства, избавляя от душепагубного отчаяния. Поэтому отказ от соборной молитвы об умершем, совершаемой в храме Божием, является несомненным грехом.

Немногим лучше и те печальные случаи, когда в храм отправляется только один из родственников, чтобы заказать так называемое «заочное» отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного.

Дорогие братья и сестры! Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участии. Совершение «заочных отпеваний» может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае «заочное отпевание» благословляется Церковью и может быть совершено. Оно может иметь место и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом.

Но, к нашему глубокому сожалению, «заочные» отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали «заочные отпевания». В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой.

Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение «заочного» отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер. 48:10).

И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: «Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…» (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.З:16-17).

Поэтому, чтобы не совершались подобные трагические ошибки, ныне при храмах нашей епархии создаются собственные похоронные службы. Такие службы действуют в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Талице и других городах. Их сотрудники, верующие православные люди, точно знают, как в соответствии с церковными канонами совершаются наши труды ради наилучшего упокоения усопшего. Они помогут и с выбором похоронных принадлежностей, и с оформлением необходимых документов, и, самое главное, с организацией чтения Псалтыри и всех необходимых заупокойных Богослужений. И поминальная трапеза будет организована ими в строгом соответствии с церковным уставом (например, сейчас, во время Великого поста, такая трапеза должна быть постной, равно как в другие постные дни и во время многодневных постов). Похоронные принадлежности для этих служб изготавливаются также православными прихожанами, и здесь невозможно столкнуться с нарушением, например, формы креста, что бывает порой.

Похоронная служба Екатеринбургской епархии ныне действует круглосуточно, туда можно позвонить по телефону 217-91-39. Такой режим работы позволяет этой службе доставлять усопшего на ночь в Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, где над гробом совершается чтение Псалтыри. Родственники, друзья покойного могут принять участие в этой соборной молитве на протяжении всей ночи.

Хорошо заранее озаботиться вопросами предстоящего погребения, посетить храм Божий и узнать обо всем необходимом. Тогда в трудный час вы будете поступать правильно, как должно для пользы духовной вашей и ближних ваших.

Но можно ли считать после похорон, что наши обязанности полностью исполнены? Если усопший дорог нам, то мы должны и в дальнейшем проявлять заботу о душе его. По православной традиции нам необходимо на третий, девятый и сороковой день после кончины вновь поспешить в храм Божий, чтобы призвать братьев и сестер наших к соборной молитве об усопшем на Божественной литургии и совершить о нем панихиду.

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтырь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Порядок совершения этих молитв мы можем найти в православных молитвословах.

Но возникает вопрос, как сделать, чтобы молитва наша была услышана, чтобы дорогому нам усопшему были прощены согрешения его вольные и невольные, чтобы он удостоился благой участи со всеми святыми, от века угодившими Богу?

Мы знаем, что Господь многие милости и чудеса являл по молитвам святых. Значит, для того, чтобы наша молитва была столь же сильна и доходчива, нам надо стремиться приблизить свою жизнь к образу жизни великих угодников Божиих. Нам необходимо измениться, начать жить подлинной церковной жизнью, обязательно посещать воскресные и праздничные Богослужения, подавать на церковное поминание записки об упокоении наших близких, постоянно прибегать к таинствам церковным, соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

Ныне самое благоприятное время для того, чтобы вступить на этот спасительный для нас и благополезный для дорогих нам усопших путь: время Великого поста, время покаяния и молитвы. Кроме того, великим постом совершается особое поминание усопших субботы второй, третьей и четвертой седмицы. В этом году это поминание будет совершаться за вечернем Богослужением накануне и за утренним Богослужением 18 и 25 марта, а также 1 апреля.

Дорогие братья и сестры! Наша земная жизнь должна быть подготовкой к Жизни Вечной, исканием прежде всего Царства Божия и правды его. Мы глубоко скорбим, когда расстаемся с близким человеком, которого любили и почитали. Но смерть не сеть уничтожение жизни, а только дверь в истинную, вечную жизнь и, и вера в эту вечную жизнь и молитва успокаивают наши сердца, соединяя воедино Церковь Небесную и земную. И так как мы верим, что у Бога все живы, мы можем иметь великое молитвенное единение с дорогими нам усопшими, и, если мы будем достойно, по-православному, провожать их в последний путь, если будем усердно молиться об их упокоении, Господь не оставит всех нас своим милосердием, и тогда для нас в самые трудные дни будут утешением слова преподобного Ефрема Сирина: «Да не печалятся сердца ваши смертные; придет день Господень, возвеселит и пробудит нас почивших, хранители подвигнутся пред Господом, Ангелы возвеселяться в день воскресения. Да не скорбит душа ваша, искупленные крестом и призванные в Царство; приидет день Господень, даст глас в шеоле и мертвые восстанут, и воздадут хвалу. Не скорбите, смертные, об истлении своем, царь Христос воссияет с высоты и всесильным мановением Своим воскресит мертвых во гробах и достойных облечет славою во Царствии».

Призываю на всех вас Божие благословение и напоминаю: у нас есть великое сокровище – благословлённый Матерью-Церковью древний погребальный обряд, содержащий дивной силы молитвословия. Пусть в наших душах и во время благоденствия, и во время потери родных будет одно и то же спасительное настроение: память о том, что главной в нашей жизни должна быть забота о душе. Пусть во всех случаях, когда смерть ближнего входит в наш дом, именно это настроение определяет наш твёрдый христианский выбор: позаботиться о душевном благе усопшего, принести его тело в храм Божий для совершения отпевания, а затем с благоговением предать тело земле. Тогда Всемилостивый Господь, видя нашу верность Ему и усердие, упокоит души дорогих нам усопших в селениях праведных, идеже святые упокоеваются, и сотворит им вечную память.

Тех же родственников усопших, которые – по незнанию или немощи духовной – пренебрегли своими христианскими обязанностями, следовало бы призвать всерьез задуматься о вечности, о своей загробной участи, и раскаяться в своих согрешениях, связанных с нерадением о душевном благе усопших ближних своих. Им необходимо, осознав свои согрешения, прибегнуть к таинствам Исповеди, Причащения и принять на себя посильный усердный молитвенный подвиг для уврачевания раны, нанесённой своей душе этими злочестивыми поступками. Наряду с этим им следует объяснить своим родным и близким, друзьям и знакомым недопустимость такого нерадения по отношению к усопшим.

Викентий,

Архиепископ Екатеринбургский

и Верхотурский»

«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

Церковные богослужения делятся не только на вечерние и утренние, как многие думают. К ним относятся и заздравные молебны, и панихиды за упокой. Особенное место в молитве за усопших православных христиан занимает служба с интересным названием «парастас». Что это и чем она отличается от остальных?

Значение в православии

В переводе с греческого языка слово «парастас» означает «стояние, ходатайство». Это особая большая заупокойная служба, Великая панихида, которая служится в храмах несколько раз в году, накануне родительских суббот (особых поминальных дней). Служится парастас всегда вечером в пятницу, на Всенощном бдении.

Парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим христианинам

Обычные панихиды, которые служатся после каждой литургии в храме, по сути своей являются сокращенным вариантом парастаса. Великая панихида отличается тем, что на ней поется 17 кафисма и канон «Воду прошед». Соответственно, эта служба длинее и глубже обычной панихиды.

Чтимые стихословия в народе принято считать исключительно заупкойоными, что привело к порождению множества страхов и суеверий вокруг этих молитв. Так, канон «Воду прошед» часто считают чуть ли не мистическим по воздействию на человека, в то время как в его тексте можно увидеть призыв к покаянию, искреннее исповедание веры, прошение ко Творцу о милости к грешным людям.

Все присутствующие на службе следом за хором поют припевы с призыванием Божьего благословения и прошениями о спасении.

Важно! В традиции нашей Церкви принято совершать парастас и дома, так называемым мирским чином. Это делается на особые поминальные дни по смерти близкого человека (3, 9, 40).

Зачем нужно заказывать парастас

Молитва за усопших имеет большое значение как для них самих, так и для оставшихся в живых родственников. Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную.

И пока его душа находится в ожидании своей окончательной участии, молитвы ближних очень помогают. Господь любит каждого из нас, даже самого последнего грешника. В Евангелии тому есть подтверждении в притче о блудном сыне. Несмотря на то, что блудный сын ушел от своего любящего отца, последний принял его с распростертыми объятиями после покаянного возвращения.

Парастас служится накануне родительских суббот

Усопших христианин за порогом вечности уже не имеет возможности покаяться, но православная вера учит, что до наступления Страшного Суда по молитвам Церкви и близких возможно облегчить участь души человека.

Хорошо, когда человек уходит к Богу после искреннего покаяния, примирившись со всеми. Но для тех, кто по каким-то причинам не успел этого сделать, важность молитвы близких многократно возрастает. Парастас — именно та служба, которая позволяет проявить милосердие живых в отношении своих умерших близких.

Когда служится парастас

Заупокойные богослужения в виде панихид и проскомидий совершаются весь богослужебный год, поэтому поминать своих умерших родственников мы можем практически на любом богослужении. А служба парастаса является особенной, и проводится накануне Родительских суббот, а именно:

  • Троицкая суббота (накануне праздника Святой Троицы);
  • Мясопустная суббота (за неделю до Великого поста);
  • Родительские субботы 2, 3, 4 недель Великого поста;
  • Радоница;
  • День поминовения православных воинов 11 сентября;
  • Димитриевская родительская суббота;
  • День поминовения погибших в Великой Отечественной Войне 9 мая.

Подать записочку с именами близких на поминовение можно в свечном киоске в любом храме.

Важно! На записке нельзя писать имена некрещенных людей, представителей других вероисповеданий, самоубийц.

Богослужебные особенности парастаса

Поскольку парастас является более длительной службой, она несколько отличается от обычной панихиды. Так, после обычного начала службы вместо шестопсалмия читают Псалом Давида 90, за которым следует великая заупокойная ектения. Также читаются тропари «Глубиною мудрости».

Подать записку с именами близких на поминовение можно в любом храме

За тропарями следуют «непорочны», а завершает их припев «Благословен еси Господи». Далее следует еще одна заупокойная ектения, но на этот раз малая, с седаленом «Покой, Спасе наш». Далее следует знакомый нам из утренних молитв 50-й псалом.

Далее читаются каноны, где каждая песня сопровождается не тропарями, а припевом «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих».

Заканчивается любая панихида, как и парастас, служением литии, Трисвятым и ектинией. В самом конце звучит отпуст и поется «Вечная память».

Православная азбука. Парастас