Майков стихи

Поэзия чистого искусства (Литература XIX века)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Тютчев много писал о природе, например, в стихотворении «Не то, что мните вы природа…» он представляет, что в каждой ее частичке есть своя душа. Природа, по его мнению, «не слепок, не бездушный лик», как ее видят многие люди. В других произведениях поэта с природой сравнивается человек, который не может жить в полной гармонии с ней, как, например, коршун в стихотворении «С поляны коршун поднялся».

Так же в стихотворениях «чистого искусства» как правило отсутствует сюжет. Так, в элегии Фета «Одним толчком согнать ладью живую» поэт пишет о назначении поэзии, самого же поэта он называет «избранным» певцом, который должен «шепнуть о том, пред чем язык немеет, усилить бой бестрепетных сердец».

Главным в произведениях «чистой» поэзии являются именно чувства автора, его настроение, которое он вкладывает в строки своих стихов. Не проблемы общества или интересные сюжеты лежат в основе стихотворений, у них нет задачи чему-либо научить читателя, они просто передают внутреннее состояние, какие-либо мысли или переживания поэта.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id67564

Обновлено: 2019-11-14 Опубликовал(а): Елена15_12

Ма́йков

Аполлон Николаевич , русский поэт. Сын академика живописи Н. А. Майкова, брат В. Н. Майкова и Л. Н. Майкова. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1841). Служил в библиотеке при Румянцевском музее, а с 1852 — в Комитете иностранной цензуры. Начал печататься в 1835. Первый сборник «Стихотворения» (1842) получил сочувственный отзыв В. Г. Белинского. Либеральные настроения М. 40-х годов (поэмы «Две судьбы», 1845, «Машенька», 1846) сменились консервативными взглядами (стихотворение «Коляска», 1854), славянофильскими и панславистскими идеями (поэма «Клермонтский собор», 1853); в 60-е годы творчество М. подверглось резкой критике со стороны революционных демократов. Претерпела изменения и эстетическая позиция М.: кратковременное сближение с натуральной школой (См. Натуральная школа) уступило место активной защите «чистого искусства».

Тематика поэзии М. соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта — искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых М. переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах М. немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка М. античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного. Из обширного наследия М. выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе («Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие).

Соч.: Избранные произведения , Л., 1957.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Полное собрание сочинений, т. 2, М., 1949, с. 643-47; Салтыков-Щедрин М. Е., Собрание сочинений, т. 5, М., 1966, с. 424-35.

В. И. Масловский.

А. Н. Майков.

Ма́йков

Валериан Николаевич , русский литературный критик и публицист. Сын академика живописи Н. А. Майкова, брат А. Н. Майкова и Л. Н. Майкова. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1842). Был близок к петрашевцам (См. Петрашевцы), редактировал «Карманный словарь иностранных слов» (в. 1, 1845), писал для него статьи, в которых ратовал за «общественное значение» искусства. С 1846, после ухода В. Г. Белинского из «Отечественных записок», руководил критическим отделом этого журнала, сотрудничал также в журнале «Современник». В своих статьях пропагандировал идеи петрашевцев, Л. Фейербаха, социалистов-утопистов; стремился создать идеал гармонического человека, но при этом национальные свойства, как «частные», считал только тормозом на пути к осуществлению этого идеала (статья «Стихотворения Кольцова», 1846). Белинский резко полемизировал с «фантастическим космополитизмом» М. (см. Полное собрание сочинений, т. 10, 1956, с. 25-35). Ценны попытки М. понять социальную природу представлений о красоте; одним из первых в русской эстетике он начал обсуждать вопрос о специфике не только формы, но и содержания искусства (в отличие от науки). Подобно М. В. Петрашевскому (См. Петрашевский), М. считал, что задача современного искусства — исследование анатомии человеческой души, что сказалось в его восторженных отзывах о творчестве Ф. М. Достоевского (статья «Нечто о русской литературе в 1846 г.»). Н. Г. Чернышевский в статье «Стихотворения Кольцова» оценил М. как продолжателя Белинского.

Соч.: Критические опыты, СПБ, 1891 (библиография); Сочинения, т. 1-2, К., 1901.

Б. Ф. Егоров.

Ма́йков

Василий Иванович , русский поэт. Сын ярославского помещика. Служил в Семёновском полку (1747-61) в Петербурге, где сблизился с А. П. Сумароковым. С 1761 — в Москве. Сотрудничал в литературных журналах, написал ироикомическую поэму «Игрок ломбера» (1763). В 1766-67 изданы его «Нравоучительные басни». В 1771 вышло лучшее произведение М. — ироикомическая поэма «Елисей, или Раздражённый Вакх», в которой сатирическое обличение соединилось с литературно-политической пародией и колоритным и точным изображением нравов городских низов Петербурга. В начале 1770-х годов М. стал масоном; это отразилось в его нравоучительных одах и переложениях псалмов, в которых содержался призыв к нравственному самоусовершенствованию.

Лит.: Кукулевич А. М., Майков, в книге: История русской литературы, т. 4, ч. 2, М. — Л., 1947.

Н. З. Серман.

Ма́йков

Леонид Николаевич , русский литературовед, этнограф, академик (1891) и вице-президент (с 1893) Петербургской АН. Сын академика живописи Н. А. Майкова, брат А. Н. Майкова и В. Н. Майкова. Окончил Петербургский университет (1860). Начал печататься в 1857. Основные работы М., в целом придерживавшегося позиций культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа), посвящены проблемам фольклора и этнографии («О былинах Владимирова цикла», 1863; «Великорусские заклинания», 1869), истории русской литературы. В 1885-1887 М. совместно с В. И. Саитовым издал 3-томное собрание сочинений К. Н. Батюшкова с монографией о нём (отдельные издания 1887 и 1896) и с 75 биографиями русских писателей допушкинской поры. Один из инициаторов издания журнала «Живая старина».

Соч.: Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий, СПБ, 1889; Материалы и исследования по старинной русской литературе, т. 1-2, СПБ, 1890-1891; Пушкин. Биографические материалы и историко-литературные очерки, СПБ, 1899.