Маковский Константин

Искусство

Любимые русские художники

Константин Егорович Маковский

«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

К.Е. Маковский

Автопортрет. 1860

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский.

Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)

В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» — подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

Селёдочница. 1867

Маленькие шарманщики. 1868

Следующая картина молодого художника — «В приемной у доктора» (1870) — привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии — претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.

Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские («Портрет С.Л.Строгановой», 1864, ГТГ; «Портрет жены художника», 1881, ГРМ; «Семейный портрет», 1882, ГРМ; «Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой», ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.

Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3

Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881

Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей». Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Русалки. 1879

За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические «боярские жанры», поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

Под венец. 1884

«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.

Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые — начало девяностых годов — период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, — отмечает Т. Горина. — В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»

Боярыня у окна. 1885

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.

21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.

Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.

Дети, бегущие от грозы. 1872

Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны

Портрет великой княжны Марии Николаевны

Портрет А.А. Худяковой 1890

Портрет детей художника

Портрет Александра II.

Дети господина Балашова

Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)

Портрет сына в мастерской. 1882

Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой

Портрет графини С.Л. Строгановой 1864

Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)

Портрет В.А. Морозовой 1884

Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877

Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881

Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.

Поцелуйный обряд

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

У околицы. 1890-ые

Молодая боярыня

Боярышня у окна

«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.

Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)

Боярышня

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879

— Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.

За чаем. 1914

«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Игра в жмурки

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Крестьянский обед в поле.

«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»

Святочные гадания

Тамара и демон

: Смерть Петрония

Цветы. 1884

Натюрморт. 1890-ые

The Muse of Poesie

Аллегорическая сцена

Счастливая Аркадия

Харон перевозит души умерших через реку Стикс

Красавица, готовящаяся к купанию

Satyr and Nymph

Болгарские мученицы. 1877

Араб в чалме. 1882

Египтянка с ребенком. 1875

Дервиши в Каире. 1875

Обнаженная в черных чулках. 1890-ые

Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова. 1726

    • предыдущая
    • следующая
    • Название Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова
    • Год создания 1726
    • Материал Холст, масло
    • Размер 87 x 65
    • Собрание Государственный Русский музей
  • Все работы автора Всего: 16

Описание

Никитин Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. писал любимую сестру Петра I Наталью АлексеевнуПортрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее 1716Холст, масло, 102 x 71Государственная Третьяковская галерея (она была одним из активных деятелей русского театра). Ее портрет был написан не позднее 1716 года (год ее смерти). Никитин Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. с большой убедительностью передал сосредоточенное выражение болезненно полной женщины в богатой одежде.

Портрет производит впечатление замечательной жизненностью и глубоким вниманием его автора к характерному человеческому образу. Пожалуй, еще больший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно — 28 сентября 1714 года. На нем изображена молодая девушка в парчевой одежде и алой мантии с горностаем, скромная и привлекательная, не избалованная своим привилегированным положением, на которое указывает ее одежда.

Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I — Прасковьи Ивановны, племянницы Петра IПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей, «заштатной принцессы».

Этот портрет позволяет судить о там, с какой вдумчивостью относился Никитин Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. к изображению и характеристике человека даже в ранний период своего творчества. Он стремился к внимательной и реалистической передаче особенностей изображаемого лица. Но мы не чувствуем еще свето-воздушной среды, в которой надлежало бы находиться этому лицу: Никитин еще не владеет живописными средствами для передачи воздуха и света, то есть реального пространства, в котором помещается человеческая фигура.

И все же основным огромным достижением художника в этом портрете явилось трепетно-жизненное, радостное ощущение человеческой личности.

Это один из тех портретов, которые заслужили Никитину Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. признание его дарования Петром I и которые были вскоре намного превзойдены художником.

Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Григорьевича СтрогановаПортрет барона Сергея Григорьевича Строганова. 1726Холст, масло, 87 x 65Государственный Русский музей 1726 года. Портреты родственны по типу (оба достаточно парадные, овальные, с фигурами по пояс, задрапированными мантиями), но в то же время и различные во многом.

Как и раньше, Никитин Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Он имеет почти ребяческий вид, его пухлое лицо еще не приняло определенного выражения взрослого человека. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость, и трудно представить этого знатного юношу влекущимся к наукам. Это гурман, полный нерастраченной энергии, радостно воспринимающий удовольствия жизни, одевший тяжелые латы воина лишь из своеобразного кокетства.

Лицо Строганова ярко освещено, и только намеком показаны вороненые стальные латы. Мантия, наброшенная на плечо, успокаивает глаз зрителя своими широкими складками и возвращает его снова к лицу. Особое значение было придано Никитиным Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. трактовке глаз и губ. Глаза смотрят мерцающим, влажным и улыбающимся взглядом. Губы — единственное яркое по цвету пятно в произведении — также привлекают к себе внимание. Их изгиб и полнота подчеркнуты Никитиным; они — в движении, в улыбке, их уголки прячутся в полутени, в образующейся от улыбки ямке у полных щек.

Сравнение портрета царевны Прасковьи ИвановныПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей и Сергея Строганова освещает поистине огромный путь, пройденный живописцем за протекшие годы его творческой работы. На этом пути художник развил свои возможности наиболее гибкого живописного выражения реалистических тенденций. Как живо лицо Строганова, выступающее в потоке света из теплого сумрака глубокого пространства.

Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий и масс подчинен овальной плоскости портрета. Голове и фигуре придано выразительное движение, способствующее раскрытию образа; портрет приобретает ощущение смены явлений и выигрывает в своей непосредственной жизненности. Уверенным и опытным художником, владеющим всеми средствами своего искусства, является Никитин Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. в портрете Строганова. Сама техника его стала мастерской, но, в то же время далека от нарочитой изысканности; теперь Никитин писал легко, без раздумий перед техническими трудностями, не гоняясь за показным, наружным блеском исполнения, — он владел подлинным и добротным уменьем. За годы, прошедшие со времени написания портрета царевны ПрасковьиПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей, у Никитина Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. неизмеримо углубилось и расширилось его восприятие действительности. Соответственно этому возросли и техническое совершенство и умение живописно передавать реальный мир.

Биография художника Константина Маковского

Константин Маковский – талантливый русский живописец XIX – ХХ века, в творчестве которого есть работы с элементами разных направлений: академизма, барокко, модерна. Блестяще учился, некоторое время работал с передвижниками, писал легко и плодотворно. Широкую известность получил благодаря работам в «боярском» стиле и жанровым портретам, главная особенность которых идеализация жизни.

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Художественное образование в Москве

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, что далось ему очень легко, как и последующая учёба. Преподаватели, когда-то получившие знания от Карла Брюллова художники Скотти, Зарянко, Мокрицкий, были довольны даровитым учеником, который выигрывал все конкурсы. Здесь, в юные годы, сформировалось стремление Маковского-художника к декоративности, романтизму и красочно-нарядным эффектам в работах.

В Санкт-Петербурге. Поиски себя

В 1858 году – следующая ступень – Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Всё идёт как по накатанной: Маковский на хорошем счету, с 1860 года участвует в выставках и становится одним из лучших студентов. Но получить диплом было не суждено. Примкнув к группе выпускников, громко и демонстративно воспротивившихся экзаменационному заданию (не понравилась тема мифологии Скандинавии), бросил академию. Бунт по количеству участников получил название «Бунт четырнадцати». Вообще это событие, не характерное для Маковского, можно списать на молодость. Дальше – больше: по примеру товарищей Константин пробует влиться в артель художников, новое профессиональное объединение под началом Ивана Крамского. Но жить в коммуне и, что важно, делить гонорары Маковскому совсем не понравилось, он вполне самостоятелен и успешен. В 1870 году присоединяется к передвижникам, пишет картины на житейские темы, выставляется. Но народнические и бытовые мотивы и вообще социальная живопись не очень привлекают художника.

Собственный выбор

Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.

Признание

Народнические мотивы произведений русских художников прохладно принимались за границей. У Маковского в основном Русь иная: в богатых кокошниках и парчовых нарядах. Идиллические картины в Европе и Америке раскупались нарасхват. Император Александр II приблизил художника ко двору и называл его «мой живописец». Сравнение работ с портретами Ренуара, а его самого с Рубенсом и Макартом чрезвычайно льстили честолюбивому художнику.

Образ жизни

Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Второй семейный союз

Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Художник-виртуоз

Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?

В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.

Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:

«Любуйся и запоминай!» — твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.

Боярский свадебный пир. 1883 г.Под венец 1884 г.Иван Сусанин 1914 г.Убийство Фёдора Годунова в 1605 году (1862) г.Дети, бегущие от грозы 1872 г.

Художник Маковский Константин Егорович (1839-1915) создал грандиозную картину. Её полное название — «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Краткое название – «Воззвание Минина».

… Период Смутного времени (Смута). Страна гибнет в мятежах и распрях. На Руси хозяйничают чужеземцы. Шведы захватили Новгород. В Москве обосновались поляки. Король Польши намеревается занять русский престол. Под угрозой само Русское государство. Призывы прогнать ляхов (так в России называли поляков) раздаются всё громче и громче.

Началось всё с того, что Кузьме Минину было знамение. Нижегородскому земскому старосте явился преподобный Сергий Радонежский, велел собрать «казну» на военные нужды и «очищать» Московское государство. Минин понял, что сам Господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к жителям Нижнего Новгорода, пожертвовать всем ради освобождения родной земли. Он произносил простые слова, но говорил так взволнованно, убеждённо, с таким воодушевлением, что речь его доходила до самого сердца людей.

— Люди добрые, — говорил Кузьма, — про великое разорение земли русской вы знаете. Не щадят злодеи ни старцев, ни младенцев грудных. Коль вправду хотим спасти Московское государство, не будем жалеть ничего: продадим дворы, имущество и наберём людей ратных.

И все откликнулись на призыв Кузьмы Минина. Люди стали приносить деньги, драгоценные вещи. С каждым днём всё больше и больше ратников снаряжалось в Нижнем Новгороде. Командовать ополчением выбрали Дмитрия Пожарского. 22 октября по старому стилю (4 ноября по новому) 1612 года Москву освободили, а захватчиков изгнали.

Монументальная картина «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», задуманная Маковским, требовала длительной подготовки. Первые эскизы были сделаны ещё в годы учёбы в Московском училище живописи. Автор ездил в Нижний Новгород для сбора материала.

Картина создавалась на протяжении 5 лет. Она была впервые показана в Нижнем Новгороде. Для полотна построили специальный павильон. И не удивительно, ведь картина занимала целых 42 квадратных метра. Маковский лично руководил установкой огромного холста. Герои живописного произведения – народные массы. И не случайно, именно народ, его судьбы, его нужды являются главным содержанием искусства.

А в 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник двум славным сынам русского народа. Надпись на нём такая:

«Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия».

И если нам с вами случится быть у этого памятника, тоже скажем: «Низкий поклон вам, герои, от потомков!»

Константин Егорович Маковский (Konstantin Makovsky)

Константин Егорович Маковский (1839-1915) родился в Москве в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского.
В 1851 г. Константин Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где стал первым студентом, легко получая все доступные награды.
В 1858 г. Константин Маковский поступил в Петербургскую Академию художеств и с 1860 г. начал принимать участие в выставках Академии.
В 1863 г. вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии (знаменитый бунт четырнадцати) и покинул Академию, не получив диплом.
В 1870 г. вошел в число основателей «Товарищества передвижных художественных выставок».
Свои работы художник представлял, как на выставки Академии, так и на выставки Товарищества.
Уже к началу 1880-х Константин Маковский был модным автором портретов и исторических картин, одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени.
Константин Егорович Маковский умер 15 сентября 1915 г. в результате несчастного случая.
Картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Иркутском областном художественном музее, Нижегородском государственном художественном музее, Краснодарском краевом художественном музее, Серпуховском историко-художественном музее, Самарском областном художественном музее.
Большое количество работ Константина Егоровича Маковского осело в частных коллекциях, из которых они нередко попадают на аукционы. Среди самых дорогих можно отметить полотна: «Счастливая Аркадия» – 3 400 000 долларов США (Sotheby’s, 16.04.200 2007), «Из жизни русских бояр» – 2 036 500 фунтов стерлингов (Sotheby’s, 26.11.2007), «Сенокос» – 568 000 британских фунтов (Sotheby’s, 28.11.2006), «Туалет Венеры» – 800 000 долларов США (Sotheby’s, 26.04.2006).
27 ноября 2018 г. на Sotheby’s продано самое дорогостоящее полотно в наследии Константина Егоровича Маковского.
Картину «Игра в жмурки», написанную художником в 1890-х годах, купили за 4 287 400 британских фунтов.

77 картин Константина Егоровича Маковского