Максима грека

Преподобный Максим Грек

Песнь 1

Ирмос: Поим, вси людие, от горькия работы фараони Израиля Изведшему и во глубине морстей ногами немокрыми Наставльшему песнь победную, яко прославися.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Воспети кий язык возможет по достоянию твоя, предивный отче, велия исправления, высокое учительство, в темнице и во узах мученическое страдание и долготерпение?

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Како воспоем и что тя наречем, предоблий отче? Пророка ли, яко провеща неудобь разумеваемая и ведомая нам, апостола ли, яко зыблемую противными нам ветры утверди христианскую веру Божественных писаний учении, учителя ли, но воистинну ничим же хуждши и нижши еси великих онех вселенских учитель.

Слава: Воспети Святаго и покланяемаго Параклита в темнице извещение от Ангела приим, сотворил еси канон Святому Духу, Имже еще в воли просвещен, священныя и Богодухновенныя книги составил еси.

И ныне: Поим, вси людие, святыню и славу Пречистыя и Всепетыя Божия Матере, вышшую Небес и всех умных Сил, поносившую в пречистой Своей утробе Еммануила, яко свята и преславна есть.

Песнь 3

Ирмос: Утверди мене, Христе, на недвижимом камени заповедей Твоих и просвети мя светом лица Твоего: несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Утвердил еси, преподобне Максиме, в сердце своем Божественный страх, вся похоти плотская возненавидев, сего ради умудрился еси, якоже прост младенец, и вслед Господеви востекл еси.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Утверждением имея распеншагося Господа Иисуса Христа, странен, незнаем, бездомен, безотечествен, безъименен, безсмыслен был еси, преподобне Максиме, пред своими сродники, знаемыми и други.

Слава: Утверждался на заповедех Господних, от горести темничныя был еси на мног час, яко мертв, но деял еси о злонравных молитву, сице глаголя: Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, не постави им греха сего, клевещущих на мя неправду.

И ныне: Утверди нас к хвалению Твоему, Дево, и сохрани без вреда от всякия козни лукаваго, и сподоби стояния одесную Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 4-й

Ум украсив поучении Богодохновенных Писаний, трезвенною молитвою и бдении Богоугодными, утвердил еси сердце свое в Господе исполнением заповедей спасительных Его, сего ради прославляют тя выну Росийстии людие и Афон, и обитель Ватопедская вкупе с нами вопиет: Максиме премудре, не остави нас, молящихся тебе.

Слава и ныне: Молю Тя, Пречистая Мати Бога Вышняго, едино души моея утешение, упование, сладосте, Божественный покрове, свете, заступление и спасение! Сподоби мя Твоими молитвами услышати глас благословенных призывающий внутрь чертога Владыки.

Песнь 4

Ирмос: Велия тайна Твоего, Христе, смотрения: сию бо свыше провидя Богозрительно, Аввакум, нашел еси, вопиюще Тебе, во спасение людей Твоих, Человеколюбче.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

От тайных еретических лжеучений ничтоже утаися от тебе, преподобне Максиме, но благодатию Святаго и покланяемаго Духа вся тебе откровена суть.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Таинственных догматов Православныя веры не точию поборника истинна и верна себе показа, но и паче преостра секира на вся, яже под небесем, ереси явился еси.

Слава: Яко таин Святаго Духа строитель и Небеснаго жительства рачитель, и закона Господня учитель воистинну показался еси, премудре Максиме.

И ныне: Велию таинству Моисей Боговидец научен, зря Купину Неопалиму: купина – немощь человеческаго естества, огнь же — Божество Единороднаго Сына Вышняго, ибо Бог наш – огнь есть, поядаяй грехи наша, якоже Божественный Апостол рече.

Песнь 5

Ирмос: От нощи утренююще, поем Тя, Христе, Отцу Собезначальна и Спаса душ наших, мир мирови подаждь, Человеколюбче.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Нощию луна, днем солнце просвещают и веселят тварь всю видимую, житие же и премудрость святых просвещают и веселят души всех человеков, хотящих спастися и в разум истины приити. Сице и писания преподобнаго Максима Грека, яко богодухновенныя труды, велегласно вопиют.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

В нощи молящуся тебе в темнице, Богоначальныя и Преблагия Троицы Промыслом внем Ангел Господень и рече: о старче! Сими муками избудеши вечных мук.

Слава: В нощи, яко сладкогласный и добропеснивый славий, воспел еси, премудре Максиме: не тужи, не скорби, ниже тоскуй о нихже, – любезна ми душе, – страждеши без правды, твоя бо мзда велия на Небесех.

И ныне: От нощи утренююще, поем Тя, Дево, Дщерь Цареву, рясны златыми одеяну и преиспещрену, лествицу, юже Иаков виде, гору, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца.

Песнь 6

Ирмос: Пророка спасл еси от кита, Человеколюбче, и мене из глубины прегрешений возведи, молюся.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Пророчески, преподобне Максиме, люди обличал еси, к покаянию приводя: заблудихом, заблудихом от правого и незаблуднаго жительства преподобных инок и без ума течем к почести вышняго звания.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Пророк покаяния явился еси, преподобне Максиме, души трезвение снабдевая Божественными словесы и из рова страстей возводя омраченных грехми.

Слава: Пророческия писания, в тайне глаголанныя, явны соделал еси, премудре Максиме, сего ради послушают тя обильно вси людие.

И ныне: Пророки Тя провозвестиша, Дево Чистая, Апостоли проповедаша, святии вси ублажиша, мы же со Архангелом вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Кондак, глас 8-й

Богодухновенным Писанием и Богословия проповеданием неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате, паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси, якоже свирель Богогласная, услаждая слышащих разумы, непрестанно веселиши, Максиме досточудне, сего ради молим Тя: моли Христа Бога грехов оставление низпослати верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Икос

Како воспоем величайшему тезоименитаго, Максима предобляго? преподобных красна венца, страдальцев твердаго правила, еретиков неложнаго посрамления, Церкви столпа непоколебимаго, девственник известнаго наставника и супружества честнаго заступника, философов премудршаго мудреца, истины источника приснотекущаго, инок похвалу и всех людей воистинну украшение, сего ради молим тя, досточудне Максиме: моли Христа Бога грехов оставление низпослати верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Песнь 7

Ирмос: Образу служити мусикийскому согласию созывающу люди, от песней сионских поюще отечески, отроцы Давидовы мучителево разориша злочестивое веление и пламень в росу преложиша, песнь воспевающе: превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Образу промышления Пресвятыя Троицы песнь благодарственну воздав, преподобне Максиме, вся ны призвал еси благословити неблазненно Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога в Триех Ипостасех.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Образ злострадания, терпения и молитвы показался еси, святе Максиме, паче же и упования, яко Бог Судия праведен, и крепок, и долготерпелив есть, и Той воздаст коемуждо по делом его.

Слава: Образ превыспренняго Богословия стяжал еси, премудре Максиме, сии есть догматы Божественных апостол и отец, от Святаго Параклита излиянныя, имже и нас научаеши Богомудрыми своими писании.

И ныне: Образ пречистаго Твоего Рождества, Дево Мати, неизреченен и недоведом есть, Ты бо вселение превечнаго Единороднаго Сына Отча была еси, не опалившися от Него.

Песнь 8

Ирмос: В пламене огненне горящия пещи сохраншаго дети и во зраце Ангела снизшедшаго к ним, пойте Господа и превозносите Его во веки.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Пламене Божественнаго Параклитова облистания возжелев, преподобне Максиме, сего ради и сладчайшим светом учения и чудес огнем отгнал еси всякий мрак бесовский.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Пламене геенскаго бегати люди научил еси, преподобне Максиме, сих призывая делом совершати заповеди Христовы и отступити злобы, блуда, лжи, гордости, льсти и хищения неправеднаго чужих имений.

Слава: Пламенно нечестие еретическое попалил еси, премудре Максиме, веры же христианския непорочныя Божественное исповедание изъяснив.

И ныне: В пламени огненне горящия Купины виде Тя Моисей Боговидец, провозвестив безсеменное Рождество Твое, Дево Пречистая, сего ради и нас плотских страстей свободи.

Песнь 9

Ирмос: Тебе, светлую свещу и Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Тебе, светлую свещу, и ум крайнейший, и столп непоколебим вемы, паче же наставника монахов и ересей наказателя проповедуем.

Припев: Преподобне отче наш Максиме, моли Бога о нас.

Светло от полуденных стран возсиял еси, преподобне Максиме, светло житие показав, мрак лукавствия прогоняя и благоприятною молитвою просияв.

Слава: Свеща Божественнаго разума быв, достигл еси в познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста Христова, сего ради и мы вопием ти: блажен ты еси воистинну по всему, и подвиги, и славою, и благодатию, яже еси свыше получил.

И ныне: Тебе, и светлую свещу в нощи страстей, и покров благостыни, и стену необориму от навет вражиих, песньми велегласно величаем.

Многие слышали имя этого святого, некоторые знают его как покровителя переводчиков. Но чем прославился святой Максим Грек, где он жил, где находятся его мощи, сказать могут немногие. А между тем, житие преподобного Максима Грека настолько интересно, что заинтересовать может любого. Этот святой перенес нелегкие искушения и тяжести земного бытия с удивительным смирением и терпением, являя при этом пример для подражания всем верующим. Он не боялся говорить правду никому, включая даже царя Иоанна Грозного.

Детство Максима

Он происходил из прославленного богатого греческого рода, и, если б этот человек не решил служить Богу, его жизнь была бы спокойной и безмятежной. Максим прожил бы в миру роскошно, ни в чем не нуждаясь. Благодаря блестящему светскому образованию он занял бы солидный пост и пользовался уважением и почитанием. Но Господь уготовал ему трудный, узкий путь, полный скорбей и лишений, приводящий в Царствие Небесное. Благодаря своему терпению скорбей сейчас этот святой наслаждается вечных непреходящих благ.

Происхождение и рождение

Преподобный появился на свет в 1470 году в греческом городе Арта. При рождении мальчику дано было имя Михаил. Благочестивые родители его Эммануил и Ирина происходили из почитаемой и состоятельной фамилии Триволис. Говорят, что она породила одного Константинопольского Патриарха.

Появление на свет Михаила произошло спустя двадцать лет после падения Константинополя. Это было нелегкое время для греков. Столицу Греции заняли турки в те времена. Греки были поставлены в бесправное положение и вынуждены были платить немалые налоги турецкому султану. Это сказалось не лучшим образом на жизни греческого населения, поэтому они переселялись на исконную землю — на Балканский полуостров.

Значение имени в православии

Слово «Максим» в переводе с латинского языка означает «величайший».

В православии много есть святых с этим именем:

  • Максим Авейский, диакон, память 10 июня;
  • Максим Тотемский, блаженный, русский иерей (преставился в 1650 г.), память 16 января;
  • преподобный Максим Исповедник, память 3 февраля, 26 августа;
  • Максим Московский, юродивый ради Христа, память 26 августа, 24 ноября;
  • мученик Максим Римский, память 5 декабря;
  • преподобный Максим Кавсокаливит, Христа ради юродивый, преставился в 1354 г.

Это, конечно, далеко не полный список святых с этим именем. Если почитать их житие, можно заметить, что мало кто скончался своей смертью. Многие из них были мучимы, гонимы, претерпели немалые страдания и были убиты.

Семья

Оба родителя Михаила были философами, имели прекрасное образование. Отец его служил при императорском дворе советником. Как было заведено у греков в те года, мальчик был воспитан в христианской вере. Родители решили дать своему сыну прекрасное светское образование, полагая, что в будущем он сможет занять видный пост.

Уже в десятилетнем возрасте мальчик покинул родной дом и отправился на остров Корфу. Тогда эта территория была под властью Венеции. Там он был отдан учителю и философу Иоанну Мосхосу на обучение разным наукам.

Юношеские годы и молодость

Скорее всего, мальчику трудно было расставаться с родителями, отчим домом и друзьями в таком юном возрасте. Десять лет — это ведь совсем еще ребенок, а ему пришлось уехать так далеко от дома. Но так, видимо, Господь устраивал жизнь Максима, что он всю жизнь провел вдалеке от родины.

В те года Италия была самой развитой страной. Поэтому многие стремились получить светское образование именно там. Не исключением стал и Максим.

Получение образования

После получения начального образования в Корфу юноша отправился в Италию. Это было в 1492 году. В той стране были сосредоточены самые лучшие умы современности. Но распространены были в Италии и лженауки, например, астрология.

Михаил соприкоснулся c разными направлениями и учениями, но, как уверяют историки, он не увлекся модными богопротивными течениями, а остался верен христианству. В Италии он изучал языки и философию. Михаил много ездил по стране, был во Флоренции, Милане, Падуе. В Венеции он познакомился с А.Мануцием, видным гуманистом. У него молодой человек научился книжному делу (редактированию и источниковедению).

Иоанос Ласкарис был учителем греческого языка у Михаила. Во Флоренции юноша посещал библиотеку Медичи, а также монастырь Святого Марка. Большое впечатление произвели на него проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы.

Переезд в Италию

Михаил много путешествовал, бывал в Германии и во Франции. Там он также изучал философию и литературу. Поездки в другие страны способствовали его обучению разным языкам. Но потом молодой человек снова вернулся в Италию. В 1498 году он стал работать у Джованни Пико де ла Мирандола в Венеции. Кроме того, он переписывал труды святых и преподавал греческий язык.

В 1502 году на Венецию напали французы, и Михаил переехал во Флоренцию. Там он некоторое время находился в монастыре св. Марка.

Монашеский постриг

Михаил принял монашеский постриг в католическом монастыре. Трудно сказать, почему некоторое время он находился в католической вере. Но вскоре Господь призвал его на истинный путь. В 1505 его любимого настоятеля Джироламо Савонаролу казнили. Молодой человек очень переживал это событие.

Тогда учитель Михаила Ласкарис случайно приехал во Флоренцию. Он привез рукописи и встретил молодого человека. Ласкарис посоветовал ему обратиться в лоно православия и переехать на Афон.

Зрелый возраст

В этом возрасте произошло много важных событий в жизни будущего святого. Нельзя сказать, что все они были приятные, но все очень значимые. Возраст Иисуса Христа оказался для Максима судьбоносным, и пришла пора взять свой нелегкий крест.

Монашеский постриг на Афоне

На Святой Горе Михаил сразу поступил в Ватопедский монастырь. Главным образом, его привлекла там огромная библиотека, поскольку человек он был интеллектуальный и начитанный. Сначала братия настороженно относилась к католическому монаху. Но потом Михаил завоевал уважение и любовь братьев своим раскаянием и преданностью православию.

Вскоре он принял монашеский постриг с именем Максим. Его святым стал Максим Исповедник. Главным послушанием новоиспеченного монаха стал сбор податей для монастырей Святой Горы. Досуг он проводил в библиотеке, изучая труды святых. В частности, его привлекли творения св. Иоанна Дамаскина.

Именно в это время Максим начал писать свои первые книги. Самым значимым из его произведений был канон св. Иоанну Крестителю.

Миссия в Москве

В то время в далекой Руси возникла проблема, связанная с монастырской жизнью. Разобраться с ней могли бы помочь старинные греческие книги, хранившиеся в библиотеке князя. Однако хороших переводчиков не было в те времена на Руси.

Тогда было решено послать на Афон послание с просьбой прислать опытного переводчика. Такой специалист нашелся — звали его Савва, но он был настолько стар, что не смог бы преодолеть такое расстояние. И вместо него в Россию был отправлен Максим. В то время ему было сорок пять лет. Единственным препятствием для него было то, что он плохо знал русский язык. Но иноку обещали помочь его освоить.

С ним были посланы два монаха, один из них был по национальности болгарин и знал русский язык. Этот монах стал личным переводчиком и помощником Максима. Путешествие их было не из легких и продолжалось более двух лет. Путники задержались в Константинополе, потом в Крыму их остановил крымский хан. И только в 1518 году они прибыли в Москву.

В России путешественников приняли радушно, расположили их в Чудовом монастыре. Питались они с княжеского стола, посланникам оказывали большие почести. Максиму дали в помощь еще двух русских иноков. Максим переводил книги с греческого на латынь (которым он владел в совершенстве), а помощники переводили, в свою очередь, с латыни на церковно-славянский язык.

Этот кропотливый труд дал прекрасный результат — первой была переведена на русский книга «Толковая Псалтирь». Великий князь похвалил мастеров и отпустил двоих из них. Максима же оставил в России под предлогом большого объема работы. Надо было сверить богослужебные книги с уставом Студийским и Иерусалимским.

Максим прекрасно знал богослужебные книги и поэтому легко находил ошибки в русских книгах и указывал на них.

За несколько лет афонский монах успел перевести книги:

  • Деяния Апостолов;
  • Номоканон (сборник церковных канонов);
  • комментарии св. Иоанна Златоуста к Евангелию от Матфея и Иоанна;
  • книги Ездры;
  • отрывки из книг Есфири, Даниила;
  • некоторые труды Симеона Метафраста.

Кроме того, святой писал трактаты по грамматике, называя их «вратами в философию».

К тому же он исправил богослужебные книги:

  • Евангелие;
  • Часослов;
  • Минеи;
  • Триодь.

Максим также обличал русский народ в суевериях, гаданиях, увлечении астрологией. Это все вызвало немалое недовольство среди верующих. Ситуация осложнилась после смены митрополита. Даниил был недоволен обличениями афонского монаха. К тому же Максим ответил отказом на просьбу нового митрополита перевести книгу по церковной истории, мотивируя это тем, что в ней находятся письма еретиков (Ария и Нестория). Кроме того, отношение к нему Великого князя резко ухудшилось. Максима стали обвинять в сотрудничестве с турками.

Эта клевета объяснялась тем, что святой обличил Великого князя в измене своей законной супруге и желании жениться на другой. Это вызвало гнев правителя, и вскоре Максим был арестован и брошен в темницу.

Поместный собор и суд

Для осуждения попавшего под стражу нужны были весомые обвинения, которых никак не могли сразу найти Великий князь и митрополит. Максим ожидал суда в Симоновом монастыре в столице. В апреле 1525 года состоялось заседание суда Церкви. На нем афонского инока осудили за ересь и государственную измену. Митрополит обвинил его также за умышленные ошибки во время перевода церковных книг.

Максим в ответ сказал, что возможно, были ошибки, поскольку он еще не в совершенстве изучил русский язык. Это изречение было использовано против него как отказ от покаяния. В результате монаха отлучили от Церкви и сослали в Волоколамский монастырь.

Ссылка в Иосифо-Волоколамский монастырь

В заточении святой провел долгих шесть лет. Это было нелегкое время: невыносимые условия жизни, в темной и сырой комнате постоянно было облако дыма и ужасного смрада. Это было оттого, что келия никогда не проветривалась. Питание было довольно скудным, а отопление часто вовсе отсутствовало. Мученик, находившийся в таких условиях, постепенно терял силы и здоровье. Братия относилась к нему неуважительно, часто насмехаясь над ним, оскорбляя и даже избивая его.

Но тяжелее всего для узника было отлучение от Святых Таин, ведь Ими он укреплялся довольно часто в прежнее время. Однако святой не терял веры, и Божественное утешение не замедлило. Однажды ему явился Ангел и убеждал терпеть все страдания, ведь это — вход в Царство Небесное.

Неизреченная радость наполнила сердце мученика, и он по вдохновению сочинил канон св. Духу, который написал углем на стене келии.

Ссылка в Тверской монастырь

В 1531 году состоялся повторный суд, на котором старцу предъявили обвинение в порче священных книг и колдовстве. Максим уже хорошо к тому времени владел русским языком, поэтому он отверг клевету, сказав, что никогда такими вещами не занимался. Он взывал к милосердию и просил пощады. Но, к сожалению, не получил этого.

Его снова отправили в заточение, на этот раз в Тверской Отрочь монастырь. Там находился епископ Акакий, под его надзор и был отдан Максим. Сначала он довольно благосклонно относился к узнику, хорошо кормил его, пускал на церковную службу и разрешал писать книги. Для этого Владыка обеспечил его необходимыми письменными принадлежностями.

Но период облегчения страданий длился недолго. Максим написал книгу «Исповедание веры», прочитав которую, Акакий прогневался на автора за открытую правду.

Тем временем о мучениях праведника узнали Константинопольский и Иерусалимский Патриархи. Они послали прошение царю о помиловании Максима. Но все старания были безрезультатны. Тогда они просили, чтобы разрешили узнику хотя бы причащаться Святых Таин. Но был дан ответ, что снять этот запрет может только митрополит Даниил, который запретил его.

Максим лично послал прошение митрополиту о разрешении причащаться, но тот посоветовал ему притвориться умирающим, чтобы причаститься Запасных Даров. На такую ложь праведник не пошел.

Перевод в Троице-Сергиеву Лавру

Однако наступил конец незаслуженным мучениям святого: в 1551 году по многим просьбам бояр и игумена Артемия царь разрешил освободить Максима. Он провел в заточении двадцать шесть лет. Мученика перевели в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он смог снова творить, писать свои книги и переводить церковные.

В 1553 году праведника навестил сам государь. Иван Грозный после победы над вернуться домой и утешать вдов и сирот. Иначе может погибнуть сын царя. Разумеется, Иван Грозный не поверил предсказанию и вразу врагом намеревался совершить благодарственное паломничество. Но при встрече с Максимом он получил предостережение, чтобы млению святого, и вскоре в дороге умер наследник.

Последние годы жизни

Всю жизнь этого святого преследовали страдания. Гонения и скорби, отлучение от Церкви, ужасные условия жизни — все это сказалось на состоянии здоровья Максима. К старости он стал абсолютно больным человеком. К счастью, условия последних лет его жизни были удовлетворительными. Но и тогда он тяжко страдал от телесных немощей. Утешением ему служили молитва и часто причастие Святых Таин.

Тяжелый путь, ведущий в Царство Небесное, уготовал Господь любящим Его. Так и произошло с Максимом, только последние пять лет жизни он смог прожить сравнительно спокойно. Но все годы страданий Бог невидимо пребывал с ним, утешал его. Забрал его Господь в Свои Небесные обители, где нет болезни, воздыхания, печали, в 1556 году. Максиму было тогда 86 лет. Долгую и трудную жизнь прожил он, но сподобился и награды Небесной. Весьма интересно, что преставление старца произошло в день памяти его небесного покровителя, Максима Исповедника.

История мощей святого

Тело святого похоронили там, где он преставился — в Лавре, у стены храма Святого Духа. В том же веке его уже считали местночтимым святым. Этому способствовало чудесное событие после его кончины.

Царь Феодор Иоаннович сражался со шведскими захватчиками. Когда он был в Юрьеве, ему во сне явился Максим и велел скорее уходить, иначе он погибнет от внезапного обстрела врага. Проснувшись, царь поверил святому, приснившемуся ему, и поспешно удалился. Так он был спасен от смерти. Тогда в знак благодарности в монастырь были посланы царские дары, и вскоре царь повелел написать икону святому Максиму. Ее установили в Успенском соборе Московского Кремля.

Обретение

Спустя 35 лет мощи святого были открыты по приказу патриарха Иова, это было сделано в ходе подготовки к его канонизации. На удивление всех, тело Максима было совершенно нетленным и издавало благоухание. Даже мантия его оказалась в целости. Несколько из присутствующих при этом событии получили исцеление от болезней. От мощей святого происходили различные чудеса. Поэтому в 1796 году над его могилой была построена шикарная гробница.

Спустя сорок лет после этого по приказу архиепископа Антония построили часовню на этом месте. Канонизация святого состоялась только в 1998 году. Частица мощей была передана в греческий город Арту в храм св. Георгия. Святой Максим всю жизнь тосковал по родине и мечтал вернуться туда. Но так распорядился Промысел Божий, что сделать это он смог только после своей кончины.

Текущее местоположение

После канонизации мощи святого располагались в церкви Святого Духа в Лавре. Но позже они были перенесены в Трапезный храм этого монастыря. Здесь они находятся и в настоящее время. Храм открыт постоянно, и желающие приложиться к мощам могут сделать это в любое время.

Чудодейственная сила

С самой кончины святого от его мощей не прекращаются чудеса. Многие верующие получают исцеления и исполнение просимого. Даже в настоящее время по молитвам к старцу можно сподобиться чудесных явлений. Об этом свидетельствуют рассказы верующих. Кто-то выздоровел от тяжелой болезни, у кого-то супруга родила благополучно и т.д. Но особенно святой помогает литераторам и переводчикам, ведь он имел немалые способности и занимался этим творчеством при жизни.

Чудеса Максима Грека

Первое чудо от мощей святого произошло сразу после кончины его. Келейник старца Вассиана получил исцеление от своего недуга. Это событие было записано в книгу преданий Лавры. Также были многие другие чудеса от мощей святого.

В 1651 году некий богомолец после службы присел на раку святого, но тут же был сброшен с нее неведомой силой. После этого несчастный лежал и не мог подняться. Когда он спросил, чьи мощи здесь лежат, ему ответили: Максима Грека. Тогда бедняга раскаялся, попросил прощения у святого и после отслуженной панихиды он смог встать совершенно здоровым.

Потом другой человек, келейник старца Иоанн, усомнился в чуде, произошедшем ранее, и решил проверить его. Он тоже дерзостно сел на раку, откуда был трижды сброшен невидимой силой. Падения его были настолько сильными, что он разбил в кровь губу и потерял зубы. Тогда он стал каяться и просить прощения у святого. Нечаянно он впал в сон, в котором явился ему Максим Грек и стал упрекать за дерзость. Иоанн попросил у него прощения, но святой не простил его, а молча удалился.

И по сей день чудеса от раки святого не прекращаются, многие получают исполнение просимого у него.

Обычно святой помогает переводчикам, также ему молятся:

  • при освоении иностранных языков;
  • при унынии;
  • при болезнях;
  • при различных скорбях и трудностях.

Преподобный слышит всех, взывающих к нему.

Нравственные поучения преподобного Максима

При жизни святого к нему обращались разные люди за духовными советами. Он не боялся говорить правду и многих обличал и делал это не всегда в тактичной форме. Это, разумеется, нравилось не всем. Так святой приобрел множество недоброжелателей. Но Максима это мало волновало, он предпочитал Суд Божий суду человеческому и был чужд человекоугодия.

Этому он учил и в своих многочисленных творениях. Святой призывает не заботиться о бренном теле, которое дано нам на время земной жизни, но больше приобретать духовные блага.

«Станем на тверди высокой свободы, на тверди свободы богоподобной, которою ты обогащена была прежде того, как попала во власть губительного беса, когда, лишившись бессмертной своей славы, уподобилась скотам бессмысленным «

Максим Грек

Сам святой, претерпевши благодушно при жизни множество скорбей, призывает и других терпеть трудности без ропота и отчаяния:

«Напротив, благодари Владыку твоего, хвали и славь Его сознательно, что Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, какие ты была Ему должна. Смотри же, не считай это время — временем сетования, а напротив — временем божественной радости, чтобы тебе, окаянной, не потерпеть двойного лишения, страдая от неблагодарности. Напротив, веселись и радуйся благоразумно, стараясь проводить всегда жизнь смиренную, с благодарением, с благою надеждою и честностью, чем удобно восхищается Царство Небесное, с которым не может сравниться ничто из существующего.»

Максим Грек

Почитание и прославление

Преподобный является одним из самых любимых святых на Руси и в Греции. Потому что родившись телом в Греции, он большую часть жизни прожил в многострадальной Руси. И хотя эта страна приняла его довольно недружелюбно, «наградила» множеством скорбей, но после смерти святого наибольшее почитание его происходит именно в России.

Много можно встретить икон святого в нашей стране, строятся храмы в его честь. В некоторых из них есть частица мощей святого. Также почитается преподобный в Константинопольской и Элладской Церквах.

Храм в честь этого святого недавно построен в Корее.

В Лавре ежедневно толпа богомольцев спешит приложится к раке святого, попросить его о различных нуждах. Здесь часто читается акафист ему.

Дни памяти

Память святого отмечается дважды в год:

  • 3 февраля по новому стилю — преставление преподобного;
  • 4 июля — обретение мощей.

В эти дни совершаются особые службы в Троице-Сергиевой Лавре. Множество паломников стекаются в дни памяти святого к его мощам. В эти дни отмечают День Ангела мужчины с именем Максим.

Но поскольку святых с именем Максим довольно много, в другие дни памяти святых Максимов тоже отмечаются именины Максима по церковному календарю. Православное имя Максим довольно часто дается младенцам при крещении.

Труды Максима Грека

При жизни святой написал множество книг: догматического характера, поучительного, богословского. Также есть письма некоторым духовным чадам. Все они имеют огромную ценность для потомков, особенно верующих. Благодаря им можно прикоснуться к живой душе святого, понять его мысли, чем он жил. Также преподобный написал немало церковно- служебных творений (канон, молитвы), но делал это он не ради славы человеческой. Слова молитв были внушены ему Свыше и свободно лились из его святой души.

Некоторые из творений этого святого были переписаны его учениками еще при жизни святого. Такие рукописи можно встретить в библиотеке Лавры. Язык святого не всегда прост для восприятия современного читателя, сказывался речевой стиль того времени, древние обороты речи. Но смысл его творений понятен любой верующей душе.

Догматико-полемические

Святой при жизни много боролся с ересями и различными уклонениями от правой веры. Несмотря на то, что в начале он подвизался в католичестве, позже, приняв православие, он изучил его лучше, чем все остальные. Максим много обличал еретиков в своих творениях.

Среди таких книг имеются имеются следующие:

  1. О том, какой грех в естестве человеческом есть первый.
  2. Против хулителей Пречистой Божией Матери.
  3. Против лютеран — слово о поклонении святым иконам.

В те времена существовало множество странных мнений, которые считались истинными. Святой горячо опровергал их. Например, что в местах захоронения самоубийц, земля бывает неплодородной. Или что на Светлую седмицу солнце не заходило все семь дней.

Нравственно-аскетические

Святой оставил своим последователям много разных духовных поучений.

Среди таких книг:

  1. О правде и милости.
  2. О великодушии и совете.
  3. Семь степеней человеческого возраста
  4. О святителе и чудотворце Спиридоне и др.

Прочитав их, можно понять многое о молитве, духовном росте, жизни некоторых святых. Также святой много толковал мест из Евангелия, псалтири, других церковных книг. Известна его книга «Нравственные поучения» — богатый духовный опыт святого.

Гимнография

Сюда относится прежде всего: «Канон Божественному и поклоняемому Пресвятому Духу Параклиту». Это творение он написал после явления к нему Ангела. Записал текст святой углем на стене в заточении. Это очень трогательный канон, написанный на церковно-славянском языке. Слова полны глубоким смыслом, который можно понять, только отрекшись от всего земного.

Вот отрывок из этого творения:

«Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

И́же ма́нною препита́вый Изра́иля в пусты́ни дре́вле, / и ду́шу мою́, Влады́ко, Ду́ха напо́лни Всесвята́го,/ я́ко да о Нем богоуго́дно служу́ Ти вы́ну.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Со Безпло́тными Твои́ми слу́гами, сме́я, припева́ю Ти и аз,/ земля́ сый и пе́пел,/ трисвята́го гла́са пе́ние,/ Тро́ице тая́жде и Еди́нице Преблага́я.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Всегда́ бу́рями губи́тельных страсте́й и духо́в возмуща́емь душе́ю, / Тебе́, Всеблаже́нному Паракли́ту,/ я́же о мое́м спасе́нии я́ко Бо́гу возлага́ю.»

Сюда же можно отнести и «Исповедание Православной веры». За эту книгу святой много пострадал при жизни. Написан текст также на древнем славянском языке. Он довольно труден для восприятия. Преподобный вложил в эту книгу свои догматические познания, а также свои духовные чувства.

Собрание сочинений

Собрания сочинений святого было издано и переиздано в разные века. Впервые три тома его творений были изданы в конце 19-го века. Затем были переизданы в 1910 году.

Образ в иконографии

Обычно святой изображается на иконах древним старцем с большой окладистой бородой. Внешность у него греческая, нос с горбинкой. Одет он в монашескую одежду, на голове скуфья. Обычно святой изображен по пояс, но есть образа, где он стоит в полный рост. Правой рукой преподобный благословляет, а в левой держит книгу Священного Писания. На некоторых иконах он держит не книгу, а четки или просто благословляет.

Молитвы и тропари святому

Святому написаны тропарь и кондак на 8 глас. Автор текста неизвестен, слова молитвы трогательны, в них он называется «свирелью Богогласною», «православия светильником». В молитвах возносится прошение святому об оставлении грехов и спасении.

Каноны и акафисты

Святому написан канон с ирмосами на первый глас и акафист. Авторы их неизвестны. Текст канона и акафиста очень трогательны, после акафиста имеется молитва преподобному, в которой содержится прошение о спасении и благодатной помощи.

Видео

В этом фильме можно ознакомиться с жизнеописанием святого.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого количества почитаемых святых есть те, к которым идут постоянные очереди желающих получить благосклонность Господа. Есть те, к которым верующие проявляют особую склонность. Целые вереницы направляются к ним. О чем просят святой преподобный Максима Грека? Существует мнение, что обращаться с молитвой можно к любому образу, мол не он выполняет наши требования, а наша вера в Господа. Но люди подметили, что некоторые лики святых способны проявлять большую силу именно в некоторых конкретных ситуациях.

Житие святого Максима

Говорят, что он появился на свет в 15 веке в одно из греческих семей. Родители старались дать ему самое лучшее образования. Он отправлялся в разные страны для постижения наук. Но ведение такой безбедной жизни наскучило ему и он принял решение удалиться от всего этого в монастыре. Тяга к наукам была у него всегда. Даже когда произведено было постригание на Афоне, он продолжал читать и стремится понять греческие рукописи.

Такая тяга к знаниям и произвела некие изменениям в житие святого Максима Грека. Князь Василий ІІІ просил направить его в Московию для перевода текстов на славянский язык. Именно тут он получил свое прозвище. Он сделал немало для развития духовного просвещения на Руси. Его перу принадлежат многие церковные книги и рукописи.

Но со временем у него начали происходить некие неприятности с представителями местных церквей.Особенно это проявлялось из-за разрешения разводится с женой. В 1525 году на Поместном соборе ему выдвинули обвинение в ереси и поместили в заточение Иосифо-Волоцкого монастыря. Там для него были уготовлены строгие требования по содержанию. После 6 летнего заключения его снова призвали на совет и обвинен в внесении ошибок в рукописи.

Далее отправили в Тверской монастырь. В нем ему втайне разрешали читать и писать. Только через 20 лет ему разрешили поселится в Троице-Сергиевой лавре. Именно тут с него сняли все ограничения. До конца своих дней он был занят переводом Псалтыри. Преставился он еще в 1556 году, а вот канонизирован лишь в 1998.

О чем молятся святому Максиму

Как и прочие святые, он также откликается на прошения верующих. Важно, чтобы слова шли от чистого сердца и не делали негатива для прочих. Чем помогает икона святого Максима Грека? Чаще всего его просят о:

  • укреплении веры и духа;
  • спасении от депрессии и уныния;
  • исцелении от различных недугов;
  • твердости в убеждениях;
  • противостоянии искушениям.

Многие православные говорят о том, что желательно во время просьбы коснуться образа. Большой силой обладают слова в день памяти святого. Выпадают именины святого Максима Грека на 3 февраля и 4 июля.

После окончания своего жизненного пути он оставил большое количество сочинений, которые и в наше время пользуются широкой популярностью.

Молитвы святому

Помните, что не особенно важен текст прошения, если это просто ваша обязанность. Господь не принимает во внимание такие чтения «для галочки». Вкладывайте в нее всю свою душу и искренность. Если Вы не знаете специальных слов, то просто прочитайте ее из молитовника или произнесите своими словами. Не думайте, что все проблемы сразу пройдут после Вашей молитвы. Святой – только посредник между нами и Богом. Он проявляет свое заступничество за нас перед ним.

Кроме написанных молитвенных текстов святому, есть и те, в написании которых он сам принял участие. Самым популярным есть канон Максима Грека Святому Духу на церковно славянском. Для неосведомленных он достаточно будет сложен для прочтения, но в таком случае можно поискать его перевод. Вот приведем его содержание.

Песнь 1

Ирмос: Боже́ственным покрове́н/ медленноязы́чный мра́ком,/ извити́йствова Богопи́санный зако́н:/ ти́ну бо оттря́с очесе́ у́мнаго,/ ви́дит Су́щаго/ и науча́ется Ду́ха ра́зуму,/ хваля́ Боже́ственными пе́сньми.

Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

И́же ма́нною препита́вый Изра́иля в пусты́ни дре́вле, / и ду́шу мою́, Влады́ко, Ду́ха напо́лни Всесвята́го,/ я́ко да о Нем богоуго́дно служу́ Ти вы́ну.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Со Безпло́тными Твои́ми слу́гами, сме́я, припева́ю Ти и аз,/ земля́ сый и пе́пел,/ трисвята́го гла́са пе́ние,/ Тро́ице тая́жде и Еди́нице Преблага́я.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Всегда́ бу́рями губи́тельных страсте́й и духо́в возмуща́емь душе́ю, / Тебе́, Всеблаже́нному Паракли́ту,/ я́же о мое́м спасе́нии я́ко Бо́гу возлага́ю.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Нестрое́нием вся́ческих беззако́нных по́мыслов омрача́емь лю́те,/ губи́тельного сего́, молю́ Тя, изба́вити мя изво́ли неду́га.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Глубино́ю неразу́мия и лю́таго нераде́ния дрема́нием потопля́емь бе́дне,/ к Тебе́, Всепречи́стому, вопию́:/ душе́вныя сея́ тли изба́ви мя.

Слава: Во чре́ве заче́нши де́вственнем,/ Его́же из чре́ва пре́жде век Оте́ц роди́,/ чре́вными сладостра́стии порабоще́нна,/ Твое́ю кре́пкою свободи́ мя си́лою.

И ныне: Земля́ Ты еди́на свя́та вои́стину,/ я́ко ро́ждшая всех Боже́ственный Живо́т;/ зе́млю плодоно́сну ду́шу мою́ Твоему́ Сы́ну покажи́, Богоро́дице.

Песнь 3

Ирмос: Разве́рзе утро́бы неча́дствовавшия у́зы,/ доса́ду же неудоботерпи́му благоча́дствующия,/ еди́на моли́тва проро́чицы дре́вле А́нны,/ нося́щая дух сокруше́н,/ к Си́льному и Бо́гу ра́зумов.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Бла́гости Твоея́, Свята́я Тро́ице, позна́ние ве́лие есть,/ обновле́ние созда́ннаго по Твоему́ Боже́ственному о́бразу,/ Его́же, воплоще́нием преди́вным из Тебе́ па́че сло́ва,/ Себе́ жили́ще Боже́ственное показа́ла еси́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Дарова́нии Твои́ми святы́ми и по́мыслы священноле́пнаго благогове́инства, Влады́ко,/ ум мой украси́,/ я́ко да в тишине́ души́ и святоле́пном устрое́нии/ пою́ и прославля́ю Тя, Боже́ственный Паракли́те.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Та́йная плотска́я движе́ния,/ от го́рдостныя стра́сти во мне ражда́емая/ и прескве́рне оскверня́ющая окая́нную ду́шу мою́,/ отню́д истреби́ от ся, Влады́ко, молю́тися.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Брозда́ми и уздо́ю Боже́ственнаго стра́ха, Влады́ко,/ безсту́дныя души́ моея́ встягни́ устремле́ния,/ я́ко да зе́льным благогове́инством и тре́звенною мы́слию/ пою́ Тя и сла́влю, Боже́ственный Уте́шителю.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Мно́гими блуже́нии растли́вся коне́чне,/ к Тебе́, Пресветле́йшему Со́лнцу, ве́рою притека́ю:/ Боже́ственным твои́м све́том душе́вныя ми о́чи просвети́ти изво́ли,/ Боже́ственный Паракли́те.

Слава: Живота́ всех а́ки Пита́тельница, Влады́чице,/ умерщвле́нную мою́ ду́шу скве́рными страстьми́ оживотвори́ти, Чи́стая,/ Боже́ственным Твои́м посеще́нием изво́ли.

И ныне: Животво́рных повеле́ний Твоего́ Сы́на, Пречи́стая,/ приле́жна и спе́шна де́лателя покажи́ мя,/ лю́тое разлене́ние и глубо́кое дрема́ние от души́ моея́ отню́д истреби́вши.

Таже глаголи стихи сия:

Спаси́ от бед раба́ Твоего́, Уте́шителю Благи́й,/ я́ко зело́ и безпреста́нно напада́ют на мя нечи́стии бе́сове/ по́мыслы и мечта́нии скве́рными.

При́зри Благоутро́бием, Всепе́тая Богоро́дице,/ на жесто́кое се́рдца моего́ окамене́ние/ и просвети́ тьму души́ моея́.

Кондак, глас 2

Всех Живота́, Исто́чника приснотеку́щаго Боже́ственных даро́в,/ Ду́ха Всесвята́го,/ я́ко Отцу́ Единосу́щна/ и Сы́ну Соприсносу́щна,/ в пе́снех благове́рно воспои́м и велича́им/ и я́ко Бо́гу ве́рою поклони́мся.

Покланя́юся Тебе́, Влады́ко Уте́шителю Бо́же:/ поми́луй и спаси́ покланя́ющияся Тебе́/ и Бо́га испове́дающия Тя.

Песнь 4

Ирмос: Царю́ царе́й,/ Яковы́й Якова́го,/ Еди́н, Сло́ве, произше́дый/ от Отца́ Безвино́внаго, Равномо́щнаго Твоего́ Ду́ха/ апо́столом и́стинно посла́л еси́/ я́ко Благоде́теля, пою́щим:/ сла́ва держа́ве Твое́й, Го́споди.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Услы́шати сподо́би мя, Го́споди, тогда́ многожела́емое зва́ние Твое́,/ в неве́стник Небе́сный созыва́ющее всех преподо́бных Твои́х.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Осужде́на челове́ка злонача́льника прельще́нием/ взыска́ла и спасла́ еси́, Тро́ице Свята́я, и просла́вила еси́ его́;/ и мое́, изнемо́гшее печа́лию се́рдце свы́ше кре́постию Твое́ю утверди́/ и возбуди́ мы́сли моя́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Боже́ственным стра́хом пригвозди́ окая́нныя моея́ пло́ти мудрова́ние/ и па́мятию бу́дущих муче́ний ду́шу устраши́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Дерзнове́ние Боже́ственно пода́ждь ми,/ водруже́нную грехо́м во мне ху́дость истреби́в,/ и Твое́ю просвети́ мя благода́тию.

Богоро́дице Всепе́тая,/ смире́нную Боже́ственным дарова́нием обогати́ ду́шу мою́,/ высоту́ смири́вши велича́ния.

Слава: Свяще́нное жили́ще Твоего́ Сы́на, Богоро́дице,/ покажи́ ду́шу мою́,/ безчи́сленныя ея́ скве́рны отгна́вши.

И ныне: Кре́пце погиба́ема нестрое́нием душе́вным, Всепе́тая,/ моли́твами Твои́ми утверди́ мя в Боже́ственном стра́се и любви́.

Песнь 5

Ирмос: Реши́тельное очище́ние грехо́в,/ огнедохнове́нную приими́те Ду́ха ро́су,/ о ча́да светообра́зная церко́вная!/ Ны́не от Сио́на бо изы́де Зако́н,/ языкоогнеобра́зная Ду́ха благода́ть.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Напра́ви живо́т мой, Прису́щественная Тро́ице,/ к Твои́м спаси́тельным за́поведем/ и све́том Твои́м ду́шу мою́ просвети́, молю́тися.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Обдержи́ма су́ща плени́цами лю́тых прегреше́ний,/ реши́ти мя от сих благоволи́, Преблаги́й,/ и целому́дрия любо́вию Боже́ственною воспери́ мя.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Освети́ Твое́ю Боже́ственною благода́тию, Паракли́те,/ страстьми́ омраче́нную ду́шу мою́/ и глубо́кую неразу́мия тьму от нея́ иждени́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Зело́ безбоя́зненно по вся дни прогневля́ю Тя/ де́лы же и словесы́ скве́рными, Преблаги́й,/ но молю́ Тя:/ нече́стия сего́ изба́ви мя.

Слава: Еди́на ро́ждшая вся́кия прему́дрости Исто́чника,/ преступле́нием Боже́ственных за́поведей/ объюро́девшую ду́шу мою́ отню́д вразуми́, Всепе́тая.

И ныне: Истреби́, Чи́стая, от души́ моея́/ стужа́ющия ми безпреста́нно злы́я по́мыслы/ и Богоуго́дными обогати́ мя поуче́нии.

Песнь 6

Ирмос: Очище́ние нам, Христе́,/ и спасе́ние, Влады́ко, возсия́л еси́ от Де́вы,/ да, я́ко проро́ка от зве́ря морска́го пе́рсей Ио́ну,/ от тли исхити́ши/ всего́ Ада́ма всеро́дна па́дшаго.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Страстьми́ го́рькими плотски́ми огорче́н быв окая́нною душе́ю мое́ю/ и в тех, а́ки в после́дних бе́зднах, вы́ну, Спа́се мой, потопля́емь, Тебе́ молю́ся:/ струя́ми Живода́тельнаго, и́же у Тебе́, Исто́чника, оживи́ мя.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Вели́каго вои́стину молча́ния досто́йна суть вся Твоя́ та́инства:/ трили́цствуеши бо во Еди́ном Существе́/ и соединяе́ма, пребыва́еши несме́сна./ Но, Безнача́льная Тро́ице,/ Твои́х рук бре́нное созда́ние спаси́ мя.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Весь цел Сын, ве́руем, есть во Отце́ суще́ственне и Дух:/ от Него́ бо, а́ки от Еди́наго Нача́ла, соприсносу́щне О́ба сия́ют/ и пребыва́ют о Себе́ в Живонача́льных Испоста́сех Свои́х.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Ю́ности гну́сными стрека́нии/ на мя вооружи́вся скве́рный вся́ким о́бразом,/ те́ми ду́шу мою́ и живо́т весь оскверни́л есть,/ но, Паракли́те Преблаги́й,/ плода́ми покая́ния исцели́ мя.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

В напа́сти лю́тыя по уму́ падо́х,/ и недоуме́нием содержи́мь есмь всю́ду,/ и в беды́ разли́чныя впада́ю,/ и я́коже ладия́ в морско́м волне́нии, обурева́емь есмь,/ но, Преблаги́й Уте́шителю,/ лю́таго сего́ обурева́ния, молю́ Тя, ско́ро исхити́ мя.

Слава: Паде́нием лю́тым падо́х,/ преступи́в к Твоему́ Сы́ну обе́ты моя́,/ но, я́ко исто́чника щедро́т и благоутро́бия су́щую пучи́ну,/ Всенепоро́чная, молю́ Тя:/ ми́лостива сотвори́ ми Его́.

И ныне: Губи́тельные на мя наве́ты/ неви́димых враго́в мои́х, Де́во, изгоня́й всегда́ от души́ моея́/ непобеди́мою и Боже́ственною си́лою Твое́ю/ и даждь ми на них всеору́жие духо́вное и ра́зум.

Таже глаголи стихи сия:

Спаси́ от бед раба́ Твоего́, Уте́шителю Благи́й,/ я́ко зело́ и безпреста́нно напада́ют на мя нечи́стии бе́сове/ по́мыслы и мечта́нии скве́рными.

При́зри Благоутро́бием, Всепе́тая Богоро́дице,/ на жесто́кое се́рдца моего́ окамене́ние/ и просвети́ тьму души́ моея́.

Кондак, глас 2

Всех Животе́, Све́те и Утеше́ние,/ Наде́ждо и Наслажде́ние, Всесвяты́й Ду́ше,/ Бо́га Тя зна́ющих, Отцу́ и Сы́ну Сопресто́льна,/ даро́в Твои́х сподо́би/ и грехо́в отпуще́ние да́руй им.

Песнь 7

Ирмос: Согла́сная возшуме́ орга́нская песнь/ почита́ти златосотворе́нный безду́шный истука́н;/ Уте́шителева же светоно́сная благода́ть почеству́ет,/ е́же вопи́ти:/ Тро́ице Еди́ная, Равноси́льная, Безнача́льная, благослове́на еси́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Вся́кия зло́бы и ху́дости нра́вов свободи́в мя, Спа́се,/ дарова́нии всесвяты́ми Боже́ственнаго Паракли́та обогати́ мя, пою́ща:/ отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Вся́каго желе́за и ка́мене жесточа́йшее се́рдце мое́ умягчи́, Спа́се,/ да и́стинным умиле́нием возопию́, спаса́емь:/ отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Со Отце́м Безнача́льным Сы́на и Ду́ха Соприсносу́щна,/ во Еди́ном Существе́, и Трие́х Ли́цах, богосло́вствующе, пое́м:/ отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Лука́вым обы́чаем грехо́вным ра́бски побежда́емь,/ Тебе́, всех Влады́це, припа́дая, молю́ся:/ скве́рныя сея́ рабо́ты изба́ви мя.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Кре́пкою си́лою Твое́ю/ грехо́м изнемо́гшую ду́шу мою́ утверди́ти благоволи́,/ да воззову́, спаса́емь:/ отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Слава: Ра́зумом Боже́ственным и те́плым покая́нием, Богоблагода́тная,/ ум мой и ду́шу, лю́те грехо́м помраче́нную,/ просвети́ти изво́ли, да пою́ Ти со Арха́нгелом:/ ра́дуйся, Влады́чице.

И ныне: Пло́ти моея́ беззако́нная и пристра́стная движе́ния, Богороди́тельнице,/ умертви́вши коне́чне,/ благода́ть Паракли́тову в души́ мое́й насади́,/ да святоле́пне Тя, Пресвяту́ю, прославля́ю всегда́.

Песнь 8

Ирмос: Разреша́ет у́зы и ороша́ет пла́мень/ трисве́тлый Богонача́лия о́браз, пою́т о́троцы,/ благослови́т же еди́наго Спа́са и Вседе́теля,/ я́ко Благоде́теля,/ сотворе́нная вся́ческая тварь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Губи́тельнаго разжже́ния беззако́нных помысло́в разреши́ мя, Иису́се мой,/ да чи́стым се́рдцем сла́влю Тя.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Со Безпло́тными слу́гами Твои́ми/ Высоча́йшую и Вседе́тельную Тро́ицу пое́м Тя/ и превозно́сим, пе́рстнии раби́ Твои́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Губи́тельныя нахо́ды враго́в мои́х неви́димых изгоня́я от души́ моея́,/ благода́ть Твою́ всели́ти в ней, Паракли́те, изво́ли.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Проше́ния, и́хже у Тебе́ прошу́ моли́твою,/ соверша́ти бо́дренно де́лом, и стра́хом,/ и любо́вию сподо́би мя, Уте́шителю.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Па́че блудни́цы и Иса́ва беззако́новав,/ к Твои́м щедро́там прибега́ю:/ не отри́ни мене́ от благода́ти Твоея́, Паракли́те Пресвяты́й.

Благослови́м Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Го́спода.

Грехолюби́в зело́ па́че всех челове́к сый, Всепе́тая,/ К Тебе́ прибега́ю:/ спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́.

И ныне: Любому́дрия и́стины Боже́ственнаго рачи́теля покажи́ мя, Всепе́тая,/ стра́хом и любо́вию направля́ющи мя.

Песнь 9

Ирмос: Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная Сла́во,/ вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́/ вити́йствовати не мо́гут,/ Тебе́ пе́ти досто́йно,/ изумева́ет же ум всяк Твое́ рождество́ разуме́ти,/ Те́мже Тя согла́сно сла́вим.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Спа́се мой, просвеще́ние и Защи́тниче,/ от Твоея́ Боже́ственныя ра́дости не отри́ни мене́/ Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере моли́твами святы́ми.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

С Го́рними Си́лами и аз, со стра́хом ниц пад,/ покланя́ютися, пе́рстный, и любо́вию вопию́ Ти:/ Тро́ице Всесвята́я, сла́ва Тебе́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Спаси́ мя, пою́щаго, покланя́ющагося и славосло́вящаго/ держа́ву непристу́пныя сла́вы Твоея́.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Бла́гости нра́вов, и наказа́нию зако́на,/ и ра́зуму Боже́ственных догма́т научи́ мя,/ да богоуго́дно пою́ Тя, Боже́ственный Паракли́те.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Всех пра́ведных и благоугоди́вших Ти/ сподо́битися изво́ли ра́достнаго пра́здника,/ да вку́пе с ни́ми пою́ Тя, Пресвяты́й Уте́шителю.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Души́ моея́ страхова́ние, и разли́чныя зло́бы,/ и всю ея́ истреби́в ху́дость,/ доброде́телей венце́м украси́ ю́, Святы́й Паракли́те.

Слава: О Всенепоро́чная Де́во,/ растли́вшуюся вся́ческими блуже́нии окая́нную ду́шу мою́/ Твои́ми святы́ми моли́твами исцели́.

И ныне: О Боже́ственная Хода́таице Бо́гу и челове́ком,/ худу́ю сию́ моли́тву мою́/ Боже́ственному Паракли́ту принеси́, молю́ Тя, Всесвята́я Богоро́дице.

Таже глаголи стихи сия:

Спаси́ от бед раба́ Твоего́, Уте́шителю Благи́й,/ я́ко зело́ и безпреста́нно напада́ют на мя нечи́стии бе́сове/ по́мыслы и мечта́нии скве́рными.

При́зри Благоутро́бием, Всепе́тая Богоро́дице,/ на жесто́кое се́рдца моего́ окамене́ние/ и просвети́ тьму души́ моея́.

И тропари сия:

Досто́йно есть вои́стину велича́ти Тя, Бо́га Сло́ва,/ Его́же трепе́щут и ужаса́ются Херуви́ми/ и славосло́вят Си́лы Небе́сныя,/ от Де́вы непрело́жно вопло́щшагося/ Христа́, Жизнода́вца и Го́спода.

Досто́йно есть вои́стину превозноси́ти Тя славосло́вии, Всепреблага́го,/ и Всепресвята́го, и Храни́теля жи́зни на́шея,/ со Отце́м и Сы́ном богонача́льно ца́рствующаго ви́димыми и неви́димыми,/ от Отца́ еди́наго исходя́щаго Бо́жия Ду́ха,/ вели́ка же и стра́шна, со стра́хом сла́вити.

Слава: Пое́м Тя все боголе́пно пе́нии Боже́ственными,/ Отца́ и Сы́на и Ду́ха Боже́ственнаго,/ Трисоста́вную Держа́ву,/ Еди́но Ца́рство и Госпо́дство.

И ныне: Влады́чице, Ма́ти Изба́вителя,/ приими́ моли́твы Твои́х непотре́бных раб,/ и́мже возда́ждь избавле́ние грехо́в/ и богоуго́дныя жи́зни прия́тное исправле́ние.

Молитва ко Пресвятому Духу

Приими́, Влады́ко, Преблаги́й Паракли́те, Еди́н Сый Святы́я и Покланя́емыя Единосу́щныя же и Нераздели́мыя Тро́ицы, худо́е сие́ моле́ние, ему́же благоволи́л еси́ приноси́му быва́ти Тебе́ от челове́ка гре́шнаго и осужде́ннаго, и прости́ ми согреше́ния моя́, во́льныя и нево́льная, от та́йных мои́х очи́сти мя и от чужди́х пощади́ раба́ Твоего́. Благоволи́ о мне, гре́шнем и непотре́бнем, и не́мощи души́ моея́ посети́ благода́тию Твое́ю и исцели́ сокруше́ние ея́.

Поми́луй мя, Влады́ко, Паракли́те, Бо́же, поми́луй мя, освяти́ мою́ ду́шу и те́ло, просвети́ ми ум и ра́зум, очи́сти со́весть душе́вную от вся́кия скве́рны, нечи́стых по́мыслов, умышле́ний лука́вых и разуме́ний ху́льных и от вся́каго превозноше́ния, го́рдости же и киче́ния, высокоу́мия же и де́рзости, и сатани́нскаго шата́ния, и от вся́каго фарисе́йскаго лицеме́рия и презо́рства, и от вся́каго сту́днаго и лука́ваго обы́чая моего́ изба́ви мя до конца́, сла́вы ра́ди и́мене Твоего́, и да́руй ми и́скреннее покая́ние, сокруше́ние се́рдца моего́ и смиренному́дрие, кро́тость же и ти́хость и вся́кое христиа́нское благогове́инство, ра́зум же и худо́жество духо́вное, со вся́ким благоразу́мием, благодаре́нием и терпе́нием соверше́нным.

Ей, Бо́же, сла́вы ра́ди и́мене Твоего́ услы́ши мя, гре́шнаго, моля́щагося Тебе́, и сподо́би мя в про́чее вре́мя окая́нныя жи́зни моея́ ка́ятися и́скренне мои́х беззако́ний, со вся́ким смиренному́дрием, целому́дрием же и воздержа́нием и́стинным, отступи́вшу мне вся́каго сомне́ния, двоеду́шия и нечу́вствия, и соблюди́ мя, Влады́ко, во вся́ком благочести́вом и правосла́вном испове́дании ве́ры христиа́нския, да сподо́блюся во вся дни живота́ моего́ без сомне́ния пе́ти Тя, благослови́ти, славосло́вити и глаго́лати: Святы́й Бо́же, О́тче Безнача́льный; Святы́й Кре́пкий, Сы́не Его́ Собезнача́льный; Святы́й Безсме́ртный, Ду́ше Святы́й, от Отца́ исходя́й и в Сы́не пребыва́яй и почива́яй; Тро́ице Всесвята́я, сла́ва Тебе́. Сла́ва Тебе́, Свята́я Тро́ице Единосу́щная, Животворя́щая и Нераздели́мая, всех ра́ди сла́ва Тебе́.

Сла́ва Тебе́, Ма́ти Бо́жия, ве́рных прибе́жище, и избавле́ние в лю́тых содержи́мым, и души́ моея́ Боже́ственное утеше́ние; всеокая́нную ду́шу мою́, о Богоблагода́тная, уя́звленную стреля́нии ра́тника, Твоему́ всеси́льному предста́тельству поруча́ю, ю́же соблюда́й, покрыва́й и спаса́й от бесо́вских ко́зней невреди́му, да вопию́ Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Помните, что основой свершения чудес есть наша вера. Если она тверда, то и Господь нас не оставит.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно еще посмотреть видео рассказ о преподобном Максиме: