Мальчик онфим



Рисунки на бересте.

Онфим был обычным мальчиком, который жил в Новгороде XIII-го века. Как это было принято в то время, он писал письма и рисовал картины на бересте, пользуясь острым пером.
Сам того не подозревая, Онфим создал захватывающие археологические артефакты, которые были обнаружены спустя века после его жизни. Эта своеобразная «капсула времени» предоставила уникальную возможность заглянуть в жизнь средневекового Новгорода.


Всадник по имени «Онфим» и часть алфавита.

Онфим был шести- или семилетним мальчиком, который сохранял все свои переживания на бересте. Его личные письма, долговые расписки, списки покупок, упражнения в правописании, личные заметки и домашние задания прекрасно сохранились в течение веков в глинистой почве Новгорода. Он также делал на бересте рисунки, которые изображали сценки из его повседневной жизни, к примеру, драку между ним и его учителем.


Упражнения в грамоте и рисунок сказочного зверя с подписью «Я зверь».

Записки Онфима являются особо ценными из-за их детской честности — благодаря этому беспристрастному описанию жизни в средневековые времена ученые могут больше узнать об истории. Большинство записей о прошлом представляют собой труды политических деятелей, богословов и историков, но эта сохранившаяся детская работа больше рассказывает о жизни «реальных» людей.


Рисунок Онфима на бересте.

Коллекция состоит из семнадцати берестяных грамот, двенадцать из которых являются иллюстрациями с текстом, а остальные пять содержат только текст. Ученые подробно изучили эту забавную коллекцию и проанализировали работу Онфима. К примеру, на одном из рисунков изображен рыцарь на коне, который колет пикой кого-то, лежащего на земле.


Несколько слов, ряд слогов, и изображения человечков.

По всей видимости, Онфим изобразил самого себя в качестве рыцаря. Большая часть сохранившихся грамот является частью домашних работ Онфима — он практиковался в написании алфавита и переписывал псалмы (к примеру, встречаются такие фразы, как «Господи, помоги рабу твоему Онфиму» и отрывки из Псалмов 6:2 и 27:3″. Большая часть его работ содержит цитаты из Книги Псалмов. Мальчик оставил после себя на века рисунки рыцарей, лошадей, стрел и убитых врагов. Видимо, он любил иллюстрировать людей больше, чем все остальное.


Рисунок Онфима.

На одном из рисунков он изобразил самого себя, свою мать и отца, а на другом нарисовал автопортрет в виде фантастического животного. Также есть рисунок, на котором изображены дети, играющие вокруг дерева (один из детей прячется за деревом).


Берестяное письмо: уроки правописания и рисунки.

На ряде иллюстраций, сделанных новгородским мальчиком, есть примечания. К примеру, на одной написано «Я зверь», а на другой «Поклон от Онфима Даниле». Рядом с изображением одного человека Онфим написал «Это мой папа. Он воин. Когда я вырасту, я хочу быть воином, как и он». Удалось ли ему стать воином, неизвестно, поскольку о дальнейшей судьбе мальчика, после которого сохранились его детские рисунки, можно только догадываться.

Создавая этот сайт, мы долго искали способ передать значение термина «гражданственность», осознание своей причастности к Родине, народу, истокам и корням не простое чувство, как может показаться с первого взгляда. И не нашли лучшего способа, как дать посмотреть на нашу страну глазами ровесников из прошлого. Мы долго искали в архивах и открытых источниках кандидатов для такого экскурса, но так получилось, что безусловным победителем стал мальчик Онфим, проживавший в XIII веке в Господине Великом Новгороде. И, хотя нас с Онфимом разделяет почти 800 лет, у нас много общего.

Господин Великий Новгород

Для начала стоит рассказать о времени и городе, в котором жил Онфим. Господин Великий Новгород – один из древнейших городов нашей страны. Первое упоминание города относится к 859 году, хотя учёные говорят о ещё более раннем сроке основания города. Земли города простирались от Балтийского моря до Уральских гор.

Почти 600 лет новгородцы призывались колоколом Софийского собора к его стенам для принятия законов, руководства финансами города, объявления войны или заключения мира, утверждения договоров с другими государствами, суда за преступления. В голосовании принимали практически все граждане города. Это было знаменитое Новгородское вече и первая республика феодальной Руси.

Господин Великий Новгород был началом торгового пути из варягов в греки. Из Балтийского моря по реке Нева, Ладожское озеро и реке Волхов в озеро Ильмень. Оттуда по рекам Ловать, Кунья и Сережа, в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающую в Западную Двину. Далее, по одному из притоков Двины до Днепра до Черного моря и Константинополя.

Такое расположение города гарантировало ему выгодную торговлю. Новгородские купцы были очень богаты и вели торговлю с европейскими и восточными странами. С Новгородом стремились торговать многие страны и в XII веке в городе уже были открыты готский, немецкий и шведский торговые дворы. В 15 веке Новгород вступит в древнейший торговый союз Ганза или Ганзейский союз.

Господину Великому Новгороду мы обязаны становлением нашего государства. В 862 году новгородцы призвали княжить варяга Рюрика, ставшего родоначальником княжеской, а впоследствии и царской династии Рюриковичей.

История призыва новгородцами на княжество Рюрика гласит:
И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами».

Несмотря на появление княжеской должности высшей властью города оставалось Новгородское вече. Новгородский князь выполнял должность начальника и даже жил вне города на другой стороне реки Волхов,и мог переходить через неё с небольшим количеством воинов.

За своё богатство, величие и независимость город получил приставку к своему названию и стал называться «Господин Великий Новгород».

Ещё одна особенность города известна благодаря берестяным грамотам: новгородцы почти поголовно от мала до велика умели писать и считать. Для Средних веков это была исключительная редкость. На найденных на раскопках бересте мы узнаем о быте простых и именитых новгородцев, об их повседневных заботах и помыслах.

Берёзовая кора – дешевый материал и доступный. Написанное костяным или металлическим стилусом письмо доставлялось адресату, который, прочитав его, выбрасывал на месте прочтения, что даёт нам уникальную возможность связать письменный источник с другими археологическими артефактами. Именно так где-то между 1224 и 1238 годом (точно время мы уже не узнаем никогда) юный новгородец по имени Онфим потерял или выбросил свои записи на бересте. В любом случае мальчик расстался со своими семнадцатью берестяными свитками одновременно, поскольку их обнаружили археологи в одном месте. Ох уж эта доступная береста.

Грамота 1

Грамота 2

Дно берестянного лукошка

Грамота

Грамота

Грамота1 2 3 4 5 6

Онфим

Основная масса свитков Онфима – это учебные записи. Начинали маленьких новгородцев учить письму на восковых таблицах. Воск более мягкий, чем береста, поэтому ребёнку было значительно легче вырисовывать буквы. По мере освоения азбуки и письма ученик переходил к письму на жёсткой бересте. И судя по чётким буквам на берестяных грамотах Онфим уже был учеником не «младших классов», хотя возраст его был 6..7 лет.

Приглашаем тебя пофантазировать. История представляет собой решето с большими и маленькими дырочками-пробелами знаний. Эти пробелы нам поможет заполнить наша фантазия. Попробуем? В столь раннем возрасте Онфим написал на бересте три раза азбуку и слога по ней и даже целые предложения. Значит он уже прошел начальное обучение на воске и в древности дети шли в школу значительно раньше, чем мы. Или Онфимка был отличником. Судя по его рисункам, о которых мы расскажем ниже, азбуку он писал не только на уроке, а и после их. В желании учиться ему не откажешь. Мы будем дальше рисовать образ Онфимки, а пока вернёмся к артефактам.

На другой бересте Онфим записывает традиционную формулу начала письма: «Поклоно ѿ Онѳима ко Данилѣ». Данила, возможно, друг или одноклассник Онфима. Рядом была также обнаружена грамота, где Онфиму отвечает кто-то. Возможно, что это Данила ответил другу, а мы стали свидетелями переписки друзей на уроке.

Онфим – народная версия греческого имени Анфимий

Онфим осваивает церковное и деловое письмо. На нескольких грамотах начертана молитвенная формула «Г(оспод)и помози рабу своѥму Онѳиму» и фрагменты утренних и вечерних молитв из Псалтыря.

Один из этих фрагментов содержит бессмысленный на первый взгляд набор слов «Яко с нами бог, услышите да послу, яко же моличе твое, на раба твоего бог». Историки считают, что это тарабарщина является самым древним в нашей стране диктантом. Онфим записывал короткие фразы из псалтыря на слух, показывая свои успехи освоения слогов.

Одна из грамот содержит образец деловой записки «На Домитрѣ возѧти доложзикѣ», то есть «Взыскать с Дмитра должки», что немудрено, если вспомнить, что Онфим гражданин самого торгового города Руси.

Деловая переписка и церковь. Это сегодня для нас удивительно. Купцы строили церкви, посвящали их своим покровителям и даже использовали их для деловых операций. Например, хранили свои сокровища, дорогие товары, меры весов. Кому еще могли доверять верующие люди, как не храму Господню. При храмах осуществлялся арбитраж, сравнивали с образцами товары, заключали сделки и, разумеется, молились. А молились три раза в день, церковь в те века была центром жизни людей. Возможно, что Онфим наблюдал за как взрослые занимаются бизнесом, а во время службы вместе с ними читал молитвы.

В минуты отдыха от занятий Онфим рисует. И судя по количеству рисунков, он любит рисовать и рисовать себя. На одной из берест изображён сказочный и страшный зверь с торчащими ушами, высунутым языком стрелой и с закрученным в спираль хвостом. Онфим фантазёр, поскольку так он представил себя, подписав рисунок «Аз зверь» — «Я зверь».

А друзей у Онфима, судя по этой бересте много.

Но большего всего Онфима влекло военное дело и на это были причины. Представь 1228 год. Новгородцы отбивают от финнов новгородский город Ладога. По улицам Господина Великого Новгорода двигаются дружинники-победители, везут трофеи, кругом ликующая толпа, на сотнях церквях бьют в колокола. Мальчик пролезает через плотные ряды взрослых, кричит приветствия дружинникам, а потом с друзьями фехтует на палках, представляя себя богатырём. Может быть после Онфим и нарисовал себя в героическом образе конного воина, протыкающего копьём неприятеля и целую серию батальных сцен, чтобы запечатлеть эти мальчишечьи подвиги.

Онфимку не отпускает мечта стать защитником отечества, и он рисует сразу несколько батальных сцен. Кто изображен на этих рисунках мы не знаем. Не узнаем, скорее всего, какому историческому событию они посвящены.

Маленький художник грезил подвигами и даже не догадывался, что через какие-то двадцать лет новгородский князь Александр Ярославович отразит крестовый поход немцев на Неве и Чудском озере и прославится на века с именем Невский. Онфиму в это время уже будет 26..27 лет, он уже стал зрелым мужем и вполне мог принять участие в Ледовом побоище. К сожалению, мы не знаем ничего о дальнейшей жизни Онфима, но очень надеемся, что все его детские мечты сбылись.

Теперь ты знаком с Онфимом, с самым древним и самым известным мальчиком нашей страны. Ты можешь его представить как выглядел, о чём мечтал и что делал. Это было 800 лет назад, но кажется, что Онфим твой ровесник и современник. Ты догадываешься почему – он гражданин нашей страны, как и ты.

Берестяная грамота мальчика Онфима: рисунок всадника, поражающего копьем врага

Новгородский мальчик Онфим Новгород 1240–1260 гг. Береста; процарапывание 14 х 4 см Поступление: археологические раскопки в Новгороде, Неревский раскоп, участок усадьбы «И», 1956 г. Витрина 14

Эта грамота вместе с другими рисунками на бересте принадлежит новгородскому мальчику Онфиму (народная версия церковного греческого имени Анфимий).
Мальчику, судя по рисункам, было 6–7 лет, и он обучался грамоте. Считается, что все найденные сейчас грамоты и рисунки, Онфим однажды потерял, благодаря чему они были обнаружены рядом друг с другом.
Основная масса грамот Онфима – учебные записи. На одной из грамот представлена начальная строка из церковного песнопения «Иже в шестый час…» и склады: «ба ва га да жа за ка…». Это классическая форма обучения грамоте («буки»+»аз»= «ба»), известная ещё в античности. Записи мальчика – ценное свидетельство начального образования в древней Руси, широко распространенного особенно среди новгородцев.
В минуту отдыха от занятий Онфим рисует. На неумелых, но по-своему выразительных рисунках на берестяных грамотах, хранящихся в Историческом музее, можно увидеть лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага.
На сегодняшний день это одни из самых древних детских рисунков.

Подробнее…

Берестяные грамоты, письма и записи на коре березы – памятники письменности Древней Руси XI–XV веков.
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород, где природные условия, а именно характер почвенного покрова, благоприятствовал их сохранности.
Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А.В.Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла – заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы»).
26 июля 1951 года на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей. Грамоту эту нашла жительница Новгорода Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности.
Открытие показало, что при написании грамот почти никогда не использовались чернила (при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним); текст был просто процарапан на коре и без труда читался.
Большинство берестяных грамот – частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу.
Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы.
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули).
Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается.
Бытовой и личный характер многих берестяных грамот (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.
На сегодняшний день берестяные грамоты обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Москве, Старой Рязани и в других древнерусских городах. А их количество превышает 1000 находок.

Свернуть

Что 7-летний мальчик из Новгорода писал и рисовал на бересте в XIII веке



Если современные 7-летние дети почти полностью погружены в мир гаджетов, так что необходимость в письме у них минимальна, в XIII веке, естественно, проблемы были совершенно другого толка. На тот момент на территории России еще не было бумаги, и все записи делались на бересте. А находка в районе Новгорода позволила узнать — чем жили дети того времени.

Береста Онфима под стеклом.

В XIII веке бумага, какой мы знаем ее сегодня — с проклейкой в массе — существовала только в Азии и в Испании, куда ее привезли мавры. На территории России повсеместно использовалась береста — самый доступный материал и один из самых удобных для письма. Берестяные грамоты являются ценнейшим материалом, который позволяет узнать быт средневековых людей и проследить историю восточнославянских языков.

Полная азбука и склады. На другой стороне — — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь».

Берестяные грамоты обнаружили в районе Великого Новгорода на Неревском раскопе чуть почти 70 лет назад. Еще до этого находили отдельные фрагменты документов, написанных чернилами на бересте, однако находки в 1951 году сразу 9 таких свитков (позже их найдут более тысячи) были другими. Вместо хрупких чернил, надписи на этих документах были нацарапаны, а потому сохранились намного лучше.

Рисунки Онфима.

Целых 12 грамот, найденных в Великом Новгороде, было создано мальчиком по имени Онфим, которому было, судя по всему, 6-7 лет. Он не только писал на берестяной коре, но и рисовал (рисунки не были пронумерованы и зачислены в общее количество грамот). Специалисты выяснили, что все они были созданы примерно в 1234-1268 гг. и сохранились они все вместе потому, что, скорее всего, молодой человек их просто потерял всем скопом.

Бой и поверженный враг.

Так о чем же писал 7-летний мальчик Онфим? Как и нынешние дети, в этом возрасте он обучался грамоте, и потому основная масса его записей — это учебные записи. Однако если современные дети в этом возрасте только идут в школу или заканчивают первый класс, уверенность, с которой Онфим писал свои записи, позволяет специалистам судить, что для него письмо было уже делом привычным. Они три раза полностью выписывает азбуку, а потом пишет слоги из нее.

Донце туеска и расшифровка изображения на нем.

Кроме азбуки, Онфим учится писать разные виды писем. Со словами «Поклон от Онфима к Даниле» парень, видимо, тренировал написание традиционного вежливого письма (специалисты считают, что Данилой мой быть второй ученик, обучающийся грамоте вместе с Онфимом). А с записью фразы «Г(оспод)и помози рабу своему Онфиму» мальчик мог тренировать или свою подпись в письме, или молитву.

Рисунки Онфима.

Кроме тренировки деловой переписки, вроде как составления письма о том, как «Взыскать с Дмитра должки», Онфим также выписывал некоторые фрагменты из Псалтыря и рисовал простенькие рисунки. Вот скачут лошади с воинами в доспехах, их плащи развиваются, стрелы летят, враг поражен в самое сердце. Вот сказочный зверь на четырех ногах, но так как зверь получился не очень реалистично, Онфим подписал картинку — «Я зверь».

Азбука.

В общем, похоже, учиться в школе письму в XIII веке иногда было так же утомительно, как и детям в XXI веке — и маленький Онфим представлял себя то воином, то мощным зверем, где-то в гуще событий, а не за столом, переписывающим в который раз Псалтырь.

Грамота мальчика Онфима: фрагмент рисунка с подписью.

С момента Неревского раскопа археологические работы по поиску грамот не прекращаются и до сегодня. Результаты сильно зависят от того, какой слой раскапывают: иногда находок бывает несколько сотен в год, а иногда вообще ни одной. Некоторые документы люди находят случайно, как например, случилось с грамотой № 463 — ее нашел студент в поселке Панковка в куче земли, которую привезли для облагораживания местного сквера. Или как это было с небольшим фрагментом берестяного документа (№ 612), который один из жителей Новгорода вообще нашел у себя в цветочном горшке.

Онфим изобразил маму и папу.

На сегодняшний день берестяные грамоты находили на территории девяти русских городов, но самое большое их количество, безусловно, в районе Великого Новгорода — 1113 грамот и одну берестяную грамоту-иконку. Подробнее о том, когда на Руси появилась грамота, в статье о том, правда ли, что на Руси письменность появилась с принятием христианства .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: