Маленький принц: это что?

Смысл произведения Маленький принц

Простая и добрая, любимая всеми сказка «Маленький принц» одна из самых популярных среди взрослых и детей. Она несет в себе простые истины, без знания которых жизнь не будет полной и насыщенной. Каждая страница этой сказки-притчи пропитана теплом и светом, исходящим от главного героя – Маленького принца. Он наивен и мудр, казалось бы, – это несочетаемые качества, но в главном герое они лишь дополняют друг друга.

Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою. Он прилетел на Землю с другой планеты, где был единственным человеком на ней. Он был ее принцем. Почему не королем? Потому что автор старается сделать Маленького принца похожим на ребенка. Герой появляется перед автором книги в образе маленького мальчика. Надо отметить, что образ принца и наделен чертами ребенка: наивностью, добротой, щедростью. Принц заботился о своей планете и любил ее всей душой, однако, в какой-то момент он понял, что ему необходимо узнать и весь мир вокруг. Маленький принц решается отправиться в путешествие по другим планетам, чтобы найти для себя новые знания.

Про что книга «Маленький принц»

Задумавшись над тем, о чем книга «Маленький принц», стоит отметить, что в ней содержится очень много скрытых истин, относящихся к жизни людей. Перед тем как попасть на планету Земля и случайно встретиться с летчиком в пустыне (летчик – он же автор книги, от его лица ведется повествование), Маленький принц оказывается и на других планетах, где встречает разных и очень странных людей.

Так, Маленьких принц попадает во владения самодовольного короля, который ошибочно полагает, что может повелевать всем на свете. Например, король думает, что может заставить солнце погаснуть. Король настолько напыщен, что Маленькому принцу быстро надоедает его общество и он отправляется дальше в свое путешествие. А король-самодур остается один на своей планете, где сам подстраивается под природные явления и считает, что это он сам ими повелевает.

Затем Маленький принц находит честолюбивца, который делает все, ради привлечения к себе внимания. Этот человек готов на все, лишь бы им все вокруг восхищались. Маленькому принцу становится тошно находиться на этой планете, и он летит дальше.

После герой видит пьяницу, которые пьет для того, чтобы забыться. Этот человек взывает жалость у Маленького принца. Главный герой понимает, что пьяница мучается и поступает глупо (пьет снова и снова). Маленький принц видит всю глупость и замкнутость ситуации, но никак не может помочь пьющему человеку, поскольку понимает, что только пьяница может помочь себе сам, прекратив пить.

На пути главного героя встречается счетовод, который любит все подсчитывать и присваивать себе. Этот деловой человек кажется Маленькому принцу сумасшедшим, ведь счетовод не может завладеть звездами, хоть он их и считает. Жизнь этого человека кажется Маленькому принцу бессмысленной и глупой, он не может переубедить счетовода и улетает от него.

Маленький принц прилетает на планету со множеством фонарей, где он встречает фонарщика. Это единственный герой, который понравился Маленькому принцу. Лишь он делает что-то не для себя, а для других. Этот человек остается верным своему слову. Он вызывает уважение у главного героя.

Позже Маленький принц знакомится с географом. Этот человек пишет книгу, рассказы в которой записаны со слов других путешественников. Сам географ ни разу не покидал своей планеты. Это удивляет Маленького принца, но он решает последовать совету географа и отправиться на Землю.

Смысл сказки «Маленький принц»

Смысл произведения «Маленький принц» заключается в его простых, но философских мыслях. Многие мудрые советы герой получает от лиса. Лис становится настоящим другом и верным спутником Маленького принца. Он помогает герою и делится с ним своим опытом. Лис учит Маленького принца настоящей дружбе и дружеской верности.

В ходе своего путешествия Маленький принц узнает много нового. Но, в какой-то момент принц начинает грустить по своему дому. Он думает о том, как же там без него растет его Роза. Стоит отметить, что Роза символизирует в книге женское начало. Она кокетлива, хрупка и наивна. Маленький принц любит свою розу, он постоянно о ней заботился. Роза всегда принимала его ухаживания и была рада им. Теперь же Маленький принц грустит, что оставил свою Розу одну.

Смысл афоризмов сказки «Маленький принц»

Смысл афоризмов сказки «Маленький принц»заключается в том, что всегда необходимо действовать. Жить нужно, согласно законам совести. Маленький принц подает пример людям, показывает, как нужно заботиться о свей планете. Главный герой постоянно выпалывал на своей планете баобабы. Иносказательно эти растения означают дурные мысли и поступки, человеческую лень. Маленький принц словно говорит читателю, что всегда необходимо бороться со всем темным, что находится в твоей натуре, в противном случае, лень и злые мысли захватят все пространство.

Сказка «Маленький принц» остается актуальной и на сегодняшний день, многие проблемы, поставленные в сказке, являются вечными. Сказка не столько для детей, сколько для взрослых. Автор пытается донести взрослым простые истины в легкой форме. Произведение читается на одном дыхании и воспринимается легко.

Доброта и непосредственность главного героя завоевывают уважение и любовь аудитории. Произведении постоянно цитируют, так как в нем сосредоточено много умных и интересных мыслей, подходящих к любым ситуациям.

«Маленький принц»: самый подходящий возраст для прочтения самой знаменитой книги Экзюпери

Удивительно, но одна из самых популярных книг про детство, дружбу и любовь у многих взрослых людей нередко вызывает разочарование, а то и раздражение — достаточно почитать читательские отзывы на «Маленького принца» в интернете, чтобы в этом убедиться. Почему так происходит? Об этом православный журнал «Фома» беседует с филологом и переводчиком Николаем Эппле.

— «Маленький принц» написан в военные годы, издан в 1943 году. Политические события в мире и содержание повести как-то связаны?

— «Маленький принц» имеет, кажется, вполне реальную биографическую основу. В 1935 году самолет Экзюпери упал в ливийской пустыне, вдвоём с механиком они провели в пустыне несколько дней, мучаясь от жажды. Некоторые исследователи полагают, что замысел «Маленького принца» мог быть связан с галлюцинациями, посещавшими писателя в те дни. Что касается войны и политики, тут связь куда более опосредованная. После оккупации Франции нацистами писатель жил в США и переживал отдаление от родины и невозможность принимать участие в боевых действиях. Предложение друзей написать детскую книжку в этих условиях было для Экзюпери скорее способом побороть депрессию, чем поводом сформулировать свою философию. Впрочем, много великих книг было написано в стремлении преодолеть депрессию и выйти из персонального тупика.

— Почему, на Ваш взгляд, эта сказка Сент-Экзюпери и сейчас, спустя 75 лет после первой публикации, настолько популярна и среди взрослых, и среди детей? Какой нерв она задевает?

— «Маленький принц» безусловно задевает какой-то важный нерв, его всемирный успех слишком феноменален, чтобы это было простой случайностью. Думаю, дело в том, что Экзюпери удалось каким-то образом создать нечто подобное мифу, выйти на какой-то трудно достижимый уровень обобщения при описании реальности. Отсюда обилие самых различных интерпретаций этой короткой книжки: для кого-то это антивоенная притча, для кого-то манифест о ценности детства, для кого-то психоаналитический трактат или экологический манифест. Гуманизм «Маленького принца» с его представлением о бесконечной ценности отношений двух личностей, бесконечной же глубине каждого человека, и о ребенке как человеке par excellence, то есть в высшей степени, о превосходстве «простых вещей и ценностей» над суетой и сложностью «мира взрослых» — всё это по жанровой природе сродни мифу в греческом смысле слова как красивого сказания о природе вещей. Это «отлично сказано» и безотчетно трогает каждого — а вот поверки рациональным анализом выдерживает далеко не всегда.

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» — это не просто красиво, эта фраза, пожалуй, входит в набор этических принципов современного человека. Но если задуматься, к этой фразе очень много вопросов, главный из которых — почему человеческие отношения тут представляются не союзом равных, а союзом «приручившего и прирученного»?

И как любая не очень добросовестно продуманная этическая максима, эта фраза едва ли не большей частью используется с целью призвания к ответственности других, но не себя. Как написал в комментарии один из моих фейсбучных друзей: «Все манипуляторы мира потихоньку заменили в этой цитате «Мы» на «Вы» и сделали из неё свою главную надпись на майке».

«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» — красиво, как и вся философия детства Экзюпери. Но у него детей не было, а у меня их трое и мне кажется, что эгоист и чревоугодник Карлсон — куда более точный (и более привлекательный!) портрет ребёнка, чем маленький философ в шейном платке.

«Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники»; «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою» — очень хорошие сентенции для сборника афоризмов на каждый день. Спорить с этим трудно, но попробуйте прочитать это кому-нибудь вслух — ручаюсь, что вы испытаете при этом чувство неловкости.

«Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво» — «хм, ну ок», или «ну такое» как пишут в таких случаях сегодняшние подростки.

И так далее, и тому подобное. Может быть, это моя личная проблема и это я лишен какого-то духовного органа, воспринимающего такого рода философию. Но берусь утверждать, что это далеко не только моя проблема. С «Маленьким принцем» связан странный эффект. Эта книга принадлежит к разряду неоспоримой и безусловной классики, которую принято любить и которой восторгаться —но, если спросить читателей, окажется, что очень у многих (в том числе среди моих друзей и знакомых, которых я специально опросил, готовясь ответить на вопросы «Фомы») «Маленький принц» с детства вызывает безотчётное раздражение. Вот типичный отзыв с просторов интернета: «Повесть значится у меня среди прочитанных и высоко оцененных, но я не могу с уверенностью сказать, была ли это моя оценка или мне просто однажды сказали, что это хорошая книга, а я приняла это на веру».

— В чём лично Вы видите основной духовный посыл этой сказки? Можно ли его считать христианским?

— Трудно сказать, в том-то и дело, что вся эта книга в некотором смысле о «духовности», но именно так понимаемая «духовность» мне лично глубоко не близка. Одна из главных идей книги — о ценности детства как главного периода человеческой жизни и о детях как природных пророках и философах-тайнозрителях — кажется мне сомнительной. Хотя с большинством утверждений книги — хрупкое нужно беречь, о слабых заботиться — спорить трудно, однако и особенные откровения среди этих утверждений мне разглядеть трудно.

— Как Вы думаете, когда пятиклассники читают «Маленького принца», нуждаются ли они в каких-то комментариях взрослых, или лучше пускай просто читают, а понимать начнут, когда станут постарше?

— Мне кажется, комментировать такого рода тексты — всегда значит сообщать им свой собственный, субъективный смысл. Это полезно (и неизбежно) при чтении для самого себя и довольно безответственно при чтении другому. Для чтения с детьми вполне достаточно «реального комментария», рассказа о том, что автор действительно был летчиком и его самолет действительно потерпел крушение в пустыне, а прототипом Розы была его жена Консуэло (правда, тогда стоило бы сказать, что пять тысяч роз розового сада — тоже мотив вполне автобиографический). Насчет «поймешь, когда вырастешь» — не думаю, что это правильно. Глубина этой книги, якобы, скрытая от глаз и раскрывающаяся со временем — по-моему, её главная мистификация. В действительности тех, кто перечитывает Экзюпери в «сознательном возрасте», слишком часто постигает жестокое разочарование. Думаю, 10-13 лет — самый подходящий возраст для чтения «Маленького принца».

Маленький принц

Субтитры

Друзья, если у вас нет возможности (времени, желания, сил) читать аллегорическую повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», смотрите это видео. Вы будете знать об удивительных приключениях одного мальчика с другой планеты. Написал повесть Экзюпери в 1943 году. Считается самой известной работой автора. Рисунки в книге выполнены самим Экзюпери и не менее знамениты, чем сама книга. К 2011 году «Маленький принц» был переведен на 180 языков мира. Не хило? Рассказ ведётся от первого лица. Потому и я буду рассказывать так, как будто эта история произошла со мной. Когда мне было 6 лет, в одной из книг я увидел картинку, где змея глотала свою жертву. Там было написано, что удав заглатывает целиком, не жуя. А потом полгода спит, пока не переварит пищу. Тогда я немного подумал и нарисовал свою картинку, где змея спит с проглоченным слоном. Я показал свой рисунок взрослым. Все говорили, что это шляпа. Тогда я нарисовал вот такую картинку, чтобы взрослые поняли. Им ведь всё всегда нужно объяснять! Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше изучать географию, историю, арифметику, правописание. Очень интересно… Вот как случилось, что в 6 лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу со своими рисунками, я утратил веру в себя. Я стал лётчиком. Кстати, география мне пригодилась. Позже я встречал много взрослых и некоторым из них показывал свой первый рисунок удава. Но все говорили, что это шляпа. Тогда мне становилось неинтересно с этими взрослыми. Они были, как все. Я жил в одиночестве. Мне не с кем было поговорить по душам. Однажды я совершил вынужденную посадку в пустыне Сахаре. Я был один. Естественно. Если бы я не смог сам починить самолет, мне пришлось бы умереть в пустыне. Вокруг на тысячи километров не было ни души. Представьте, как я удивился, когда меня утром разбудил мальчик. Он попросил меня нарисовать ему барашка. Мальчик чувствовал себя хорошо. Он не заблудился, он не был истощён. С ним было всё в порядке. Я реально офигел. А потом сказал, что я не умею рисовать. Но он настаивал. Я ему показал свой рисунок. Мальчик ответил, что ему не нужен слон в удаве. Ему нужен барашек. Я нарисовал сначала одного – не понравился, второго – тоже, третьего – тоже. Тогда я нарисовал ящик. — Вот тебе ящик. А в нём сидит такой барашек, какой тебе хочется. — Круто! Спасибо. – сказал он. – Это то, что нужно. Смотри, он спит. Так я познакомился с Маленьким принцем. Он оказался с другой планеты. С очень маленькой планеты. Вернее с астероида В-612. Это ведь только взрослым нужно знать номера. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не спросят: «А какой у него голос? А в какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев?» И после этого воображают, что узнали человека. Я ведь почему вам рассказываю о Маленьком принце? Правильно! Чтобы самому не забывать о своём друге, с которым я расстался 6 лет назад. Барашек был нужен Маленькому принцу потому, что он ел кусты. А на его планете росли баобабы. Пока они ещё были маленькими, их можно было бы съедать. Ведь если дать баобабам вырасти, то они своими корнями разорвут планету в клочья. Потому за ними нужно следить. Его планета была такой маленькой, что однажды Маленький принц за один день мог увидеть закат солнца 43 раза. Ему достаточно было постоянно переставлять стул. Каждый день я узнавал от мальчика что-то новое. Однажды, когда я ремонтировал самолёт, он стал доставать меня детскими вопросами. Типа: «Зачем растениям шипы?». Я ответил, что сейчас занят серьёзным делом. — Ты говоришь, как взрослый. Я знаю одну планету, на которой живёт такой господин, который за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!». Совсем как ты. Это ведь важно: зачем растут шипы у растений! Это ведь происходит много миллионов лет. А барашек может их съесть. Я только потом понял, почему для мальчика это был так важно. Ведь на его планете рос всего один цветок, который Принц полюбил. И он боялся, что барашек может его съесть, даже не подумав, насколько он важен для мальчика. Это была роза. Неизвестно, каким образом её семена попали на астероид. Роза знала, что она красива и пользовалась этим. Она приказывала мальчику делать всё, что захочет. И тот, очарованный её красотой, всё делал. Роза была гордой и обидчивой, с четырьмя шипами. Однажды она сказала, что ей холодно на этой планете и велела мальчику что-нибудь придумать, чтобы защитить её от сквозняков. В конце концов, ему надоели её постоянные жалобы, и он улетел на другую планету, хоть и понимал, что роза прекрасна, и она наполняет своим ароматом всю его планету. Возвращаться он не хотел. На прощание он накрыл розу колпаком. Когда она поняла, что мальчик её покинет, она попросила у него прощения за то, что выносила ему мозг. Роза сказала, что любит Принца. Она заплакала. Мальчик полетел на больших птицах. Рядом с его астероидом находилось ещё 6 других. Он решил все их посетить. На первом астероиде жил король. Он сидел на троне, его мантия занимала всю планету. Король был рад, что хоть кто-то появился на его планете. Теперь он мог хоть кому-то приказывать. Мальчик спросил, чем же правит король. — Всем! – ответил он. – Даже звёзды меня слушаются. Мальчик был восхищен. Вот бы и ему так. Король был умным. Он никогда не требовал от своих подданных того, чего они не могли выполнить. Мальчику стало скучно, и он сказал, что полетит дальше. — Останься! Я сделаю тебя министром юстиции. — И кого же мне судить? — Суди сам себя! — Сам себя я могу судить где угодно. Для этого мне не нужно здесь оставаться. — Здесь ещё где-то была старая крыса. Суди её. Назначай ей смертную казнь. А потом милуй её. — Круто… Ладно, король… Пока… Но королю нужно было, чтобы его приказания исполнялись. Тогда он сказал, что назначает мальчика послом. На второй планете жил честолюбец. Он любил, когда им восхищались. Потому он тоже был рад увидеть мальчика. — Я самый красивый, самый умный и самый богатый на этой планете. — Круто. Но ведь ты здесь один! — Ну пожалуйста, восхищайся мной. — Да ну тебя! Маленький принц полетел дальше. На третьей планете жил пьяница. Там было совсем грустно. — Ты что делаешь? – спросил мальчик. — Пью. — Зачем? — Чтобы забыть то, что я пью. — Круто… Ну ладно… Удачи… На четвёртой планете жил бизнесмен. Он был очень занят и даже не поднял головы, когда рядом появился мальчик. — Добрый день! — Добрый! — А что ты делаешь? — Считаю свои звёзды с неба. — И что ты с ними делаешь? — Ничего. Я ими владею. — А для чего нужны звёзды? — Чтобы быть богатым. — А для чего быть богатым? — Чтобы покупать новые звёзды. Ведь звёзды сначала ничьи. А если ничьи – значит будут моими. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, — значит, он твой. Если тебе первому придёт в голову какая-нибудь идея, ты берёшь на неё патент: она твоя. Я владею звёздами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть. — И что ты с ними делаешь? — Я их пересчитываю. Мальчик сказал, что у него на планете есть три вулкана и цветок. Он ими владеет. И ухаживает за ними. — Для них есть польза в том, что я ими владею. А какая звёздам польза от того, что ими владеешь ты? Бизнесмен не знал, что ему ответить. — Боже, какие же вы все странные, взрослые. Маленький принц полетел дальше. На пятой планете был фонарь и фонарщик. Мальчик подумал: «Для чего на планете, где нет домов и жителей, нужен фонарь и фонарщик?». Здесь ему нравилось больше всего. Ведь в работе фонарщика был хоть какой-то смысл. Он включал и выключал фонарь. — В чём прикол? – спросил мальчик. — Такой уговор. Утром я должен выключать, а вечером включать фонарь. Но со временем планета стала вращаться очень быстро, а уговор остался. Потому я и постоянно включаю и выключаю фонарь. Даже отдохнуть некогда. Принц подумал, что здесь можно было бы и остаться. Но планета была уж очень маленькой. Он полетел дальше. На шестой планете жил географ. Он что-то записывал в толстые книги. — А на вашей планете есть океаны, города, реки, горы, пустыни? – спросил принц. — Не знаю. — Это как? Вы же географ. — Вот именно – географ, а не путешественник. Мне некогда разгуливать. Я принимаю путешественников, и записываю их рассказы. Вот ты! Расскажи мне о своей планете. — Да нечего рассказывать. Обычная планета. Но на ней есть цветок. — Да по фиг. — Как по фиг? Он же там самый красивый. Географ объяснил, что океаны и горы – вечны, а цветки – нет. Потому они его не интересуют. И тогда мальчик задумался о своей розе. Она ведь не вечная. «Может я её зря саму оставил?». «Да нет – бред. Всё правильно сделал». Он попросил географа посоветовать ему, какую планету можно посетить. Он посоветовал полететь на Землю. Седьмой планетой была Земля. Эта планета была посерьёзней предыдущих. Шутка ли – на ней жило 2 миллиарда взрослых. Но мальчик никого из них не увидел, потому что приземлился в африканской пустыне. Первым, с кем он познакомился, была змея. — Ты такая маленькая. — И что? Зато я сильная. Укушу любого, и он сразу умрёт. Тебя не буду – ты хороший. Мальчик пошёл дальше. Он увидел какой-то цветок. — Как дела? Людей видел? — Давно видел. – ответил цветок. – Люди странные. У них нет корней, их постоянно ветер куда-то носит. Мальчик пошёл дальше. Он увидел сад роз. — Охренеть. Моя роза говорила, что она единственная во вселенной. А тут таких, как она, несколько тысяч. Ему стало грустно. Он заплакал. И тут появился Лис. Они познакомились. Лис рассказал, что сейчас они друг для друга чужие. Но если мальчик его приручит, тогда они станут друзьями и станут нуждаться друг в друге. Лис рассказал мальчику, что ему нужно делать, чтобы приручить его. Прошло время, и настал час прощаться. Мальчик понял, что среди всех лис на Земле, его лис – самый особенный. И среди всех роз во Вселенной, его роза – самая особенная. Потому что он их приручил. Для всех людей его роза будет такой же, как все остальные. Но для него – нет. Она будет уникальной. Потому что он ухаживал именно за ней. На прощание Лис сказал мальчику, что самое главное в жизни глазами не увидеть. Только сердце это может увидеть! — Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. – сказал Лис. После Лиса Маленький принц встретился со стрелочником на железной дороге, с торговцем. Он продавал пилюли, съев которые, целую неделю не хочется пить. — И в чём прикол? – спросил мальчик. — В том, что это экономит время. Целых 53 минуты в неделю. Ты можешь это время потратить на всё, что хочешь! — М-да? Если бы у меня было 53 минуты в неделю, я пошёл бы к роднику попить воды. А потом он встретил меня лётчика. Я очень хотел пить, мальчик тоже. Он предложил отправиться на поиски колодца. — Где? В пустыне? Ну пошли. Мы шли долго. Наступила ночь. На небе показались звёзды. Мальчик уснул, и я понёс его на руках. Я посмотрел на него и понял, что самое главное в нём скрыто внутри, то, чего я не увижу глазами, а могу видеть сердцем. Так я шёл и на рассвете увидел колодец. Мы напились воды, и силы вернулись к нам. — Ты должен сдержать своё слово. Ты обещал нарисовать намордник для барашка, чтобы он не съел мою розу. Я нарисовал намордник. Мальчик сказал, что завтра будет год, как он попал на нашу планету. Я оставил его у колодца, а сам пошёл к самолёту. Когда вернулся, то увидел, что он с кем-то разговаривал. Но я никого не видел рядом с ним. Он спросил у кого-то: — А у тебя хороший яд? Я не буду долго мучиться? Я подошёл ближе и увидел рядом с ним маленькую змею, чей укус убивает в полминуты. Я хотел её убить из револьвера, но она скрылась между камней. Мальчик обнял меня и сказал: — Я рад, что ты починил свой самолёт. Теперь ты сможешь улететь домой. — Откуда ты знаешь, что я его отремонтировал? Он не ответил. А только сказал, что тоже сегодня отправится домой – на свою звезду. — Теперь, когда ты будешь смотреть на небо и звёзды, ты будешь улыбаться, думая обо мне. А другие люди будут думать, что ты ненормальный. Но ведь ты будешь знать, почему ты улыбаешься. Мальчик попросил меня не приходить сегодня ночью. Потому что мне может показаться, что он умирает. И ещё змея может меня ужалить. Но я пошёл с ним. — Моё тело слишком тяжёлое, чтобы попасть домой, — сказал он. Наконец мы пришли. Змея ужалила Маленького принца, и он упал. Прошло 6 лет. Я ещё никому об этом не рассказывал. Я знаю, что он улетел на свою планету. Потому что утром на песке я не нашёл его тела. По ночам я люблю слушать звёзды. Я вспомнил, что я забыл нарисовать ремешок для намордника. Значит, его нельзя будет надеть на барашка. Вдруг он съест его розу. Но ни один взрослый не поймёт, насколько это важно. Вот такая трогательная история, друзья! Я вам скажу, что, когда я читал её в школе, я не понимал этой повести. Мне она не нравилась. Потому что я тогда не был взрослым. Сейчас совершенно по-другому воспринимается «Маленький принц». Потому не судите сейчас строго Экзюпери. Прочтите повесть лет через 20.


Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало

Проблемно-тематический анализ произведения

Автор текста: Chipyshk

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

Аудиокнига (2 часа):

http://ideazhunter.ru/wp-content/uploads/2014/05/Экзюпери-А.-Маленький-принц-Аудиокниги-и-фильмы-со-смыслом.mp3


Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” — сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра — вырастает кедр, а из семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить — значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить — значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, — говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду ,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

«…Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит…»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Летчик по профессии Антуан де Сент-Экзюпери, писатель по призванию, написал повесть-сказку “Маленький принц” о самом важном в этой жизни — жизни на планете Земля. Рисунки в сказке выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга.

Нужно или не нужно читать “Маленького принца” — ответ может подсказать тот факт, что к 2011 году «Маленький принц» был переведен на 180 языков мира,

в том числе на основные европейские, азиатские, африканские и американские языки. В Хаконе-поселок в Японии, есть музей Маленького принца. На небе есть астероид, названный в честь астероида В612. На 13-ой международной книжной ярмарке в Рио-де-Жанейро в 2007 году, было представлено гигантское издание «Маленького принца» на португальском языке ,самая большая книга в мире на тот момент, размером 2,01 метра в высоту и 3,08 метра в ширину в открытом виде. Впечатляет? Много всего значимого и интересного в пользу «Маленького принца»,вы найдете в Википедии

В каком возрасте «Маленького принца»читать детям ? И опять-таки,много дебатов и противоречий по этому вопросу: считают, что это сказка для взрослых, в первую очередь. Выскажу свое мнение: когда вы ответите себе на вопрос- что вы хотите донести своему ребенку, чему научить, читая «Маленького принца»,тогда для начала созрели вы. А потом, не торопясь и не навязывая, читая понемногу каждый день, и обязательно рассуждая и задавая вопросы, (кроме глупого в данном случае: ну что, интересно?), вы «скажете и донесете» своему ребенку то, что хотели… Мне, например, очень помогали рисунки, которые мы рисовали, как могли, после прочтения каждой страницы и эпизода. У меня всегда приготовлены возле книги листы бумаги и карандаши.
А, чтобы вы окончательно утвердились в своем решении и выборе, предлагаю вам мудрые цитаты из чудесной книги Антуана де Сент-Экзепюри «Маленький принц». Kidpassage на Facebook



Если ты хочешь быть не таким как все — начни читать книги.

Искренне ваша Наталия.