Мария Иисус

Роман «Код да Винчи» американского журналиста Дэна Брауна стал самой продаваемой книгой в мире в прошлом году — его тираж зашкалил за 20 миллионов. Однако во многих странах христианские священники запрещают прихожанам читать сие произведение. А в Ватикане даже раздумывают, не отлучить ли Дэна Брауна от Церкви. Причина в том, что якобы автор своим произведением подрывает устои христианства. Так ли это? Скандальный роман для читателей «КП» комментирует священник, автор нескольких книг по истории раннего христианства, доктор исторических наук, диакон Василий (Сальников).

О чем книга?

Вот уже почти два тысячелетия таинственный орден Приорат Сиона, в который испокон веков входили самые умные и талантливые представители человечества — среди них Леонардо да Винчи, Виктор Гюго, Исаак Ньютон, — хранит некую великую тайну, способную перевернуть всю историю христианства. В наши дни убивают одного из посвященных. Но он оставляет шифрованное послание, ключ к которому находится в работах Леонардо да Винчи. Главный герой, профессор Гарварда Лэнгдон, и Софи, внучка убиенного, пытаются разгадать загадку и найти секретные документы, которые и представляют собой, как они считают, легендарный cвященный Грааль. То есть вовсе не только чашу, из которой Иисус с учениками пил вино на Тайной Вечере. Героям приходится искать тайные символы на картинах великого Леонардо, заниматься криптографией, изучать множество документов разных эпох… И в итоге они приходят к потрясающему выводу — тайна в том, что Христос был совсем не тем, за кого его выдают священники. Он был женат на Марии Магдалине, и у них была дочка Сара. А священный Грааль — это заодно и символ женского начала христианства. Начала, о котором церковники предпочитают молчать.

— Автор очень талантливый человек, — говорит диакон Василий. — Первая половина романа вообще читается на одном дыхании. Детектив, убийства, погони. Научные факты поначалу тоже весьма добросовестно подобраны — числа Фибоначчи, «божественная пропорция», полотна Леонардо — головоломки, которые надо разгадать, дабы отыскать Истину. Тут и исторические экскурсы, где абсолютно точно описывается история тамплиеров и других тайных обществ. Читатель увлечен сюжетом, принимает роман за документальное откровение и не замечает, как автор начинает вливать яд в его, подготовленную «научным повествованием», душу.

Начнем с того, что настоящая Чаша Грааля существует. И ее местонахождение известно.

В 1910 году в Антиохии, древней столице Сирии, на том месте, где стоял древний собор, несколько арабов, искателей сокровищ, выкопали в развалинах реликварий — серебряный ковчег в форме чаши, в котором обнаружили другую, уже неотшлифованную серебряную чашу. Находка попала к известным торговцам антиквариатом братьям Кучакжи, выставлялась в Лувре, была в частных коллекциях, а сейчас хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Откуда взялись «лишние» Евангелия

Дэн Браун утверждает, что четыре канонических Евангелия содержат лишь малую часть сведений о жизни Христа. На самом же деле существует около 80 Евангелий, из которых только и можно узнать всю правду. А церковь это скрывает.

— Насчет цифры 80 я не уверен, но действительно Евангелий — множество. Некоторые даже используются при составлении церковных служб. Но тут надо понимать ситуацию, сложившуюся к середине I века.

В первые десятилетия после распятия и воскресения Христа Евангелие — благая весть, рассказывающая о его проповеди и деяниях, — распространялось устно. «Правообладателями» на эту историю были апостолы — непосредственные участники тех событий.

В ХХ веке и богословы, и светские историки, и лингвисты провели множество экспертиз. И весьма точно датировали написание канонических Евангелий:

Повторю, за этой датировкой стоят серьезные исследования, с ней уже никто не спорит. Мы сейчас даже знаем, как канонические Евангелия дописывались со временем. Например, лингвисты обнаружили более поздние вставки в Евангелие от Марка. И Церковь согласилась с наукой. Но это уже совсем другая история…

А христианство в I веке распространялось так: апостолы бродили по городам и странам, проповедуя и создавая христианские общины. Уходя дальше, апостол назначал, как ему казалось, наиболее «продвинутого» ученика епископом общины. В одних городах христиане становились мощной организацией, в других — исчезали в противоборстве с приверженцами языческих культов.

Весть о распятии и последующем воскресении, как любое значимое событие, быстро обросла легендами, мифами в соответствии с традициями той или иной местности.

Церковь еще не была организацией в современном смысле этого слова, и контролировать распространение «слухов» было невозможно.

Поэтому во II — IV веках, а это тоже подтверждено современными лингвистическими экспертизами, появились многочисленные рукописи — «Египетское Евангелие», «Евангелие Евреев», «Евангелие от Петра», «Евангелие от Фомы», «Евангелие детства Иисуса», очень интересное «Первоевангелие Иакова», которые повествуют и о детстве Божией Матери, и о братьях Христа, и о многом другом…

Сохранился документ, в котором Сарапион, епископ Антиохийский, около 200 года н. э. обратился к Келесерийской пастве с увещеванием против богослужебного употребления «Евангелия от Петра»

Например, в нем говорится, что римские воины, которые охраняли пещеру с телом Спасителя, увидели выходящего воскресшего Христа и двух ангелов, его поддерживающих. В канонических Евангелиях этого момента нет, поскольку: а) воины, явно язычники, не могли узреть воскресшего Христа — его увидели только уверовавшие в него; б) Христос есть всемогущий Бог, и непонятно, зачем ангелам понадобилось его поддерживать. Вот такие тонкости.

Подобные Евангелия называют апокрифами. Некоторые из них Церковь все же признает и позволяет читать христианам. Например, православный праздник Успения Богородицы отмечают только благодаря одному из таких апокрифов, в котором описана сцена смерти Богоматери. Но документами они все равно не считаются, так как нет доказательств их подлинности. А другие апокрифы, которые неверно отражают суть учения, признаны еретическими.

Кстати, четыре канонических Евангелия написаны на «койнэ» — языка делового письма того времени. А апокрифические Евангелия созданы в виде обычных религиозных повестей.

Магдалина — жена Иисуса?

Дэн Браун сообщает читателям, что «брак Иисуса и Марии Магдалины зафиксирован в исторических хрониках» (стр. 297). И ссылается на апокриф Евангелия Филиппа.

— Этот интересный документ действительно существует и, как считают лингвисты, был создан в конце II века. Сколько в нем правды, сколько вымысла, никто не знает.

Но Браун, трактуя апокриф, опускается до прямой лжи:

«…Мария Магдалина именуется «спутницей Спасителя», а любой специалист по арамейскому языку скажет вам, что слово «спутница» в те дни буквально означало «супруга» (стр. 298 по изданию «Код да Винчи» издательство «Аст», 2004 г.).

На самом деле любой специалист знает, что апокриф Евангелия Филиппа написан не по-арамейски, а на саидском наречии коптского языка. И по наличию в тексте греческих слов есть основания предполагать, что апокриф был переведен на коптский с греческого первоисточника. А в коптском и греческом слово «спутница» означает лишь то, что оно означает.

Спаситель и Магдалина из царского рода

В романе Браун устами злодея Тиббинга сообщает, что Христос и Магдалина, потомки двух царственных родов, должны были соединиться и дать народу Израиля царя — мессию.

— В Евангелии от Матфея приведена родословная Христа — среди предков присутствует и царь Давид. А в Евангелии от Луки ангел то же самое сообщает Деве Марии. Но то, что Мария Магдалина вела свой род от первого царя Израиля Саула, — поздняя легенда, основанная на апокрифических текстах. Канонических данных на этот счет нет. Кстати, апокрифы из разных мест дают разные сведения о якобы существующих потомках Христа и Магдалины. Одни говорят о дочке, другие называют сына. А третьи говорят, что у них было двое детей. И это наиболее странная версия, поскольку первый ребенок должен был родиться еще до распятия Христа.

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Никогда нельзя недооценивать коммерческий потенциал ереси, облаченной в форму увлекательной истории».

Баптистский богослов Альбер Молер при обсуждении книги «Код да Винчи».

ВНИМАНИЕ!!!

Был ли Христос Богом или человеком? Какова истинная роль Магдалины в жизни Иисуса? Возглавлял ли Леонардо да Винчи тайное общество, и о чем говорят его картины? Об этом и многом другом мы расскажем вам в следующем выпуске «толстушки». А может, у вас есть свои вопросы, возникшие после чтения книги Дэна Брауна, или вас давно волнует какая-то библейская тайна? Свои вопросы и мнения присылайте нам по moisey@kp.ru или на адрес редакции с пометкой на конверте «Код да Винчи». И ученые дадут вам свои разъяснения. Ждем ваших откликов!

Андрей МОИСЕЕНКО.

Пока теологи спорят, туристы бегают с «Кодом», как с путеводителем

…Ну и, разумеется, мы с друзьями, как дураки, убеждая друг друга, что книжка в целом так, ничего особенного, едва прибыв в Лондон, ринулись искать этот самый Темпл — храм тамплиеров, где Лэнгдон и Софи пытаются найти разгадку рыцарей среди лежащих статуй. Чего мы этот храм до прочтения мирового бестселлера не искали? Ведь в хороших путеводителях он был всегда! И станция подземки на это намекала — так и называется «Темпл». Великая сила искусства, одно слово!

А местечко-то оказалось и впрямь! Как точно замечает Браун, находится Темпл на задах Флит-стрит. И о его существовании сообщает крошечная табличка, которую турист после двух пинт «гиннесса» и не разглядит возле неприметных черных ворот.

Мы точно с первого раза не разглядели. Пытались найти Темпл снизу, от набережной — но железные узорчатые ворота в частнособственнический двор, где отдыхало с десяток «Роллс-Ройсов», были закрыты, а листок, приколотый к ним, вежливо сообщал, что приглашенные на бал допускаются только в смокингах и шотландских национальных юбках. Ну, не очень-то и хотелось!

…Вывод первый: во всем, что касается Темпла, Браун документально точен. Храм странен, дух тайны витает над ним, каменные рыцари мрачно возлежат. Ни шара, ни яблока (кто читал — поняли). Но! Фамилия одной из статуй — Роз. А? Каково? Как Браун прошел мимо этого? При такой зацикленности на Розе по ходу поисков! Больше того: наверху, на куполе — опять золотая роза! Или что-то здорово на нее похожее — см. фото. И опять-таки — про нее ни слова в книге. Почему?

Тут вывод второй: скорее всего, поначалу след в Темпле не был ложным, и лишь потом, осознав, что туристов надо привлечь еще и в Рослин, Шотландия, Дэн Браун продлил свое повествование, сделав по дороге промоушен и Вестминстерскому аббатству.

И пусть эта милая научная догадка приведет в Великобританию новых туристов. Лично мы поклялись на могиле Исаака Ньютона добраться весной до Рослина, найти Сонину бабушку и спросить по-нашему, по-пролетарски: чего внучке-то не позвонила, когда дед помер? Позвонила — не было бы книги, фунты бы целее наши были!

Владимир КОНСТАНТИНОВ.

Иисус Христос, жена его Мария Магдалина и их дети

Иисус Христос — не только центральная фигура в христианском учении, но и самый, пожалуй, известный человек из всех, когда-либо живших. Однако достоверного жизнеописания Христа современники не оставили, либо оно до наших дней не дошло. В основном информацию о жизни Сына Божьего, воплотившегося среди людей, приходится черпать из Евангелий. Известно о мирском пути Иисуса не так уж и много: дата и место рождения, родители, дата смерти. Остальные подробности покрыты пеленой мрака, чтобы не разрушать образ мессии-аскета, удобный Церкви. Но недавно учёными из Гарвардской школы богословия было сделано открытие, проливающее свет на личную жизнь Иисуса.

Таинственный папирус

Споры о деталях жизнеописания Христа не утихали в раннем Средневековье. Пока каноны веры не устоялись, сотни богословов на десятках церковных соборов сходились буквально не на жизнь, а на смерть: еврей ли Иисус, был ли женат, кто его родители, оставил ли он после себя наследников? Постепенно сложился тот образ, который преподносится верующим сейчас. И в первую очередь церковники постарались прекратить дискуссии о семье Иисуса. Его женой называют Церковь — и точка. А жены у Спасителя быть не может. Тем более не может быть никаких детей. А то явятся некие наследники, и что делать со всей церковной иерархией, как быть с потомками Сына Божьего?
Не так давно профессор Гарвардской школы богословия Карен Кинг обнародовала результаты исследования некоего папируса, хранившегося в частной коллекции. В восьми строках, написанных на коптском языке и, скорее всего, являющихся фрагментом одного из Евангелий, есть упоминание о жене Иисуса Христа. «Иисус сказал им: моя жена», — гласит запись. Само по себе это ничего не доказывает, но если принимать во внимание целый пласт косвенных свидетельств, то официальная версия Церкви выглядит не такой уж и прочной.
По мнению учёных, текст был написан в середине II века нашей эры, когда жизнеописания Христа множились едва ли не в геометрической прогрессии. Поскольку все они составлялись на основании устных преданий, то порой весьма значительно отличались друг от друга. Долгое время считалось, что «неправильные» Евангелия церковниками уничтожены без следа. Однако оказалось гораздо проще объявить ересь искорененной, нежели избавиться от неё на самом деле.
Каноническими признаются четыре Евангелия, остальные же имеют статус апокрифов и Церковью для прочтения не рекомендуются, в частности, Евангелия от Фомы, Филиппа и Марии, открытые сравнительно недавно. Конечно, они написаны почти на сто лет позже «правильных» Марка, Луки, Иоанна и Матфея, но это не повод для недоверия таким источникам.
Более того, есть все основания полагать, что упоминания о семейном положении Иисуса не включены в Новый Завет умышленно, чтобы не выделять никого из учеников Христа. Зато раннехристианским авторам слова «супруга Иисуса» были прекрасны знакомы.

Ищите женщину

Если допустить мысль, что Христос был женат, то для начала нужно установить, на ком именно. Ответ, как ни странно, легко отыскивается даже в канонических Евангелиях. После чудесного воскрешения Сын Божий раньше всех явился Марии Магдалине. В Новом Завете она выведена блудницей, которая благодаря проповеди Христа вернулась на путь истинный и впоследствии сопровождала Иисуса из Галилеи в Иудею. Но, даже учитывая, что Мария Магдалина раскаялась и уверовала, трудно себе представить, что воскресший Спаситель в первую очередь явился именно бывшей распутнице. Другое дело, если она была его женой. Тогда все сразу встаёт на свои места.
Кроме того, нужно учитывать, в каком обществе и в какое время жил Иисус. Незамужняя женщина, по еврейским традициям, никак не могла находиться в компании странствующего пророка и его учеников. И тем более не могла сопровождать его в путешествии. Здесь же уместно вспомнить и эпизод из «неправильного» Евангелия от Филиппа: Пётр и другие ученики не на шутку приревновали Иисуса к Марии Магдалине, обижаясь, что он целует её в губы. Весьма странное обхождение с обычной последовательницей.
Есть косвенные указания на женитьбу Иисуса, как ни странно, и в каноническом Евангелии от Иоанна. Речь идёт об описании свадьбы в Кане Галилейской. Отметим, что тогда Иисус ещё не проповедовал новой веры и не творил чудес. В определённый момент вино на столе закончилось, и к Иисусу обратилась его мать: «Вина нет у них». Тогда и было сотворено первое из чудес Христа — он обратил воду в вино, чем вызвал бурное одобрение гостей: «Всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе». Спрашивается, какое дело до питья и еды за свадебным столом было Иисусу и его матери, если это не была его собственная свадьба?
Да Христос никогда и не пропагандировал безбрачие, даже наоборот. «Разве вы не читали, что Создатель с самого начала создал мужчину и женщину? Так пусть мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью», — говорится в Евангелии от Луки. Между прочим, во времена Иисуса неженатый мужчина был явлением чрезвычайным и никак не мог бы стать учителем. Безбрачие древние евреи приравнивали чуть ли не к преступлению. Их закон прямо гласил: «Неженатый человек не смеет учить других».

Брак по расчёту

Раз уж получается, что Иисус был женат, то уместно пристальнее приглядеться к его супруге. Их брак с Марией Магдалиной, оказывается, преследовал далеко идущие цели и имел значимые для истории последствия. Почему же Иисус выбрал в жены именно эту женщину?
Обо всём по порядку. Родословную Иисуса выводят от древнееврейских царей Соломона и Давида. То есть табличка «царь иудейский», прикреплённая к его кресту, была не издевательством со стороны римлян, а констатацией факта. Возможно, именно притязания на трон Иудеи и послужили причиной столь сурового приговора — вряд ли несколько лет проповедей настолько испугали местные и римские власти, чтобы подсылать к рядовому, в общем-то, проповеднику провокатора, а затем устраивать показательную казнь.
Но дело в том, что сам по себе Иисус не выглядел законным претендентом на иерусалимский престол в глазах простых евреев. Жители Иерусалима принадлежали к колену Вениаминову, и для них Христос был бы пусть и знатным, но пришлым. Но женившись на местной женщине (по некоторым преданиям, происходившей из княжеского рода Вениаминова колена), он, а особенно его наследник, становился реальной политической фигурой. Так что вполне возможно, что Иисус не просто женился, а это был брак по расчёту.
Мало того, Евангелия от Филиппа и Фомы позволяют предполагать, что у Христа были дети, вместе с которыми овдовевшая Мария Магдалина покинула Иудею, скрываясь от политического преследования. С собой она забрала чашу Грааля, освящённую кровью Иисуса и ставшую впоследствии одной из самых почитаемых христианских реликвий.

Французский след

Основываясь на некоторых данных, можно предположить, что семья Иисуса нашла приют в одной из еврейских общин на юге Франции. Во-первых, спустя 12 столетий именно там, у альбигойцев (религиозное христианское движение), «всплыл» Святой Грааль. Во-вторых, на юге Франции множество церквей и соборов посвящены… Марии Магдалине. По крайней мере, к такому выводу пришли Майкл Бейджент, Ричард Лей и Генри Линкольн — авторы книги «Священная загадка», проанализировав множество легенд и преданий, до сих пор бытующих в Провансе. На словах все эти храмы посвящены Деве Марии, или Богоматери, но ряд особенностей указывает на серьёзные отклонения от общепринятой христианской доктрины. И уж совершенно точно нигде более Марию Магдалину не почитают так, как в Провансе и Лангедоке.
Особенно интересно семейное предание сеньоров де Транкавель. Они вели свой род от Меровингов — первой франкской королевской династии. Об этом опасно было говорить вслух, чтобы не навлечь гнев последующих правящих династий, но на юге Франции родство дома де Транкавель с Меровингами считалось фактом бесспорным. Однако у «тайны» было второе дно. Члены семьи де Транкавель считали, что легендарный Меровей (один из предков династии, давший ей имя) является прямым потомком Иисуса и Марии Магдалины по женской линии. Кстати, именно предание де Транкавель легло в основу книги Дэна Брауна «Код да Винчи».
Разумеется, сложно утверждать, где тут правда, а где вымысел, но современники считали, что Меровинги и в самом деле наделены чудотворными способностями. Они, например, могли обращать воду в вино и лечить самые тяжёлые болезни наложением рук. Так что фамильные черты, как говорится, налицо.
Напоследок можно привести ещё один любопытный факт. Потомок Меровингов, Готфрид Бульонский — один из главных вдохновителей Первого крестового похода, в результате которого у сарацин был отвоеван Иерусалим. С особым рвением в походе Готфрида помогали даже не его подданные — лотарингцы, а рыцари юга Франции. Может быть, они видели в его воцарении на иерусалимском троне какую-то высшую справедливость? Правда, титул короля Готфрид не принял, сказав, что не будет короноваться в городе, где терновым венцом увенчали Иисуса.

Журнал: Тайны 20-го века №45, ноябрь 2012 года
Рубрика: Сенсация
Борис Шаров

Вопрос:

Моя подруга начиталась «Евангелия от Марии». Что Вы можете сказать об этой книге? Я не разделяю её точку зрения, ибо есть четыре Евангелия и они – самый точный путеводитель православного человека. Однако не знаю, как ей помочь выйти из этого заблуждения?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В 1955 году австрийский ученый Вальтер Тилль (W.Till; 1894 – 1963) опубликовал с комментариями кодекс, содержавший три гностические сочинения: так называемое «Евангелие от Марии» (ЕМ), «Апокриф Иоанна» и «Премудрость Иисуса Христа». В 1972 году немецкий профессор Х.-М.Шенке (H.-M.Schenke) выпустил кодекс 2-м изданием, включив в него апокриф «Деяние (Апостола) Петра». Папирус получил название Берлинский кодекс 8502. Манускрипт имеет существенные утраты. Так текст ЕМ не имеет первых 1 – 6 страниц. Отсутствуют 11 – 14 страницы. Сохранились: 7.1 – 10.23, 15.1 – 19.5. Текст написан на саидском наречии коптского языка. Кроме коптского текста, до нас дошел еще фрагмент на греческом языке, соответствующий 17.5 – 21; 18.5 – 19.5 коптской рукописи. В. Тилль датировал папирус началом третьего века по Р.Х. Исследователи отмечают отсутствие единства текста ЕМ. Две части 7.1 – 9.24 и 10.1 – 19.5 не связаны между собой. А.С.Четверухин, осуществивший перевод на русский язык и подготовивший публикацию ЕМ, пишет: «Создается полное впечатление, что некогда имели хождение два очень коротких и изначально вполне самостоятельных произведения, которые затем из-за своей краткости были искусственно связаны в единое целое, хотя первоначально они не имели ничего общего» (Содержание и анализ текстов. – Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502, СПб., 2004, с.100).

Приступая к анализу ЕМ, надо решительно сказать, что оно не имеет никакого отношения к св. равноапостольной Марии Магдалине. Возникло это произведение в гностической среде примерно полтора века спустя после того, как великая благовестница почила от своих трудов. Основные темы, идеи, язык ЕМ – типично гностические. Поскольку текст сохранился на коптском языке, то можно предположить, что анонимный автор был представителем александрийского гностицизма (греч. gnostikos – знающий), по учению которого материя является источником зла. Противоположна ей божественная жизнь, которая обладает полнотой. Поскольку материя является причиной зла, то, по учению гностиков, она должна погибнуть. Дошедший до нас текст ЕМ начинается с этой центральной для гностиков темы: «…(начало утрачено) материя будет ли разна или нет?». Ответ на этот вопрос, приписываемый автором Спасителю, построен в духе гностической философии: «Естество любое, форма любая, тварь любая существуют одна в другой и совместно, и опять разложатся до их корня собственного. Ибо естество материи распадается до таковых (= корней) ее (= своей) природы самой» (7.1-8). Гностический пафос отвержения материи проходит через все ЕМ: «Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности» (8.2). В отличие от христианства спасение в ЕМ понимается не как преображение души, очищенной от греха и освященной Божественной благодатью, а как освобождение ее от уз материального мира. На 16 странице приводится диалог души с четырьмя враждебными ей силами, которые в духе мифологического символизма гностиков олицетворяют основные материальные стихии. «Они вопрошают душу: «Идешь ты откуда-то, убийца, или направляешься куда-нибудь. Опустошительница?» Ответила душа, сказав: «Хватающее меня убито. Обволакивающее (= связующее) меня устранено, вожделенное мое ушло, а незнание (невежество) умерло. В миру они меня отрешили от мира, и в отпечатке образом вышним. А узы забвения суть временны. Отныне я получу покой всегда (и) во веки в безмолвии» (16.14-17.7).

В ЕМ ярко проступает еще одна черта гностической философии – подмена духовного начала интеллектуальным, а веры – познанием. «Я, – сказала она, – я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: «Господи, я созерцала тебя сегодня в видении». Он ответил, сказав так: «Хвала тебе, что не трепещешь, созерцая меня. Там же, где ум, там и сокровище». Сказала я ему: «Господи, теперь (скажи мне): тот, кто созерцает видение, он видит его или душу посредством духа?». Ответил Спаситель, говоря так: «Он созерцает не душой, и не духом, но умом, который пребывает посередине между ними обоими. (Именно) он – тот, кто созерцает видение, и (именно) он – тот, кто…»» (10.10-23).

Нет необходимости разбирать каждый стих этого небольшого текста. По сравнению с святым Евангелием, в котором запечатлелись Божественная мудрость Спасителя мира, Его великое служение ради спасения человечества, превосходящая человеческий ум высота нравственного учения, ЕМ представляет собой примитивную имитацию «евангелия», соответствующую духовно-нравственному уровню людей, оказавшихся неспособными вместить богодухновенное христианское учение.

Гностицизм представляет собой смешение языческой философии с элементами христианства. Для гностического мировоззрения характерен дуализм. «Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, казавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом. Это учение о призрачном богочеловеке, или докетизм, так же характерно для гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и творцом мира – для гностицизм теологии. Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает, благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало, и после Христова явления извлекается из него. Гностицизм. не знает «нового неба и новой земли»; с выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества. С единством Бога и Христа отрицается в гностицизме и единство человечества. Род людской состоит из трех, по природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих с сатаной – душевных праведников, пребывающих навеки в низменном самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Демиурга, – и духовных или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия. Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плирому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который к без того принадлежал к высшей сфере» (В.С.Соловьев. Гностицизм. – Собрание сочинений, Брюссель, 1966, т. X, с. 325-26).

Гностицизм умер более 15 веков назад. Сейчас мы видим настойчивые попытки реанимировать его. Увлечение давно отжившими идеями – признак нарастающего духовного недуга нашего времени. Гедонистическая цивилизация, заменившая традиционные ценности культом потребления и достижения удовольствий, становится все более враждебной христианству не только внутренне, но и внешне. Три десятилетия назад отец Серафим (Роуз) ясно видел симптомы этой тяжелой болезни: «Некоторые из недавних исследователей нашей современной жизни назвали молодежь сегодняшнего дня поколением «мне», а наше время «веком нарциссизма», характеризуемым поклонением себе и отображением самого себя, что мешает развиваться нормальной человеческой жизни. Другие говорят о «пластмассовой» вселенной или фантастическом мире, где сегодня живет такое огромное количество народа, неспособного стать лицом к реальности окружающего мира или приспосабливаться к ней, или обратиться к своим внутренним проблемам. Когда поколение «мне» обращается к религии, что очень часто встречается за последние десятилетия, то это обычно бывает какая-то «пластмассовая» или фантастическая форма религии «саморазвития» (где объектом поклонения остается «Я»), промывания мозгов и контроля мыслей, обожествленных гуру или свами, поиска НЛО и «неземных» существ, ненормальных духовных состояний и ощущений» (Приношение православного американца, М.,2003, с.11-12). Гностические «евангелия» вполне соответствуют этой настроенности. Они не требуют ни очищения от греховной скверны, ни отказа от эгоизма, ни напряженных духовных трудов, ни жертвенной христианской любви. Они удовлетворяют тщеславию и создают иллюзию духовной жизни.

Тайны возможных потомков Иисуса

До сих пор остается открытым вопрос был ли Иисус женат и были ли у него потомки. Например, иерархами Церкви отрицается сам факт того, что Иисус был женат. Но, в тоже время церковники прилагают максимальные усилия, чтобы погасить обсуждение в обществе семьи Спасителя.

Но некоторые ученые-богословы не скрывают своих находок. Например, профессор богословия из Гарварда Карен Кинг продемонстрировала результат изучения некоего древнего папируса, найденного в частной коллекции. В нем было только восемь строк, написанных на коптском языке и, вероятнее всего, это был фрагмент Евангелия и в нем говорилось о жене Иисуса Христа – «Иисус сказал им: моя жена». Кроме того, существует еще масса косвенных доказательств того, что Спаситель был женат. И эти сведения нарушают официальную версию Ватикана.

Специалисты знают о том, что существует несколько версий Евангелия, некоторые из них были уничтожены церковниками. Но, объявив сведения о личной жизни Спасителя ересью, иерархи церкви не смогли от нее избавиться на самом деле. Каноническими признаны только четыре Евангелия, остальные Церковью для прочтения не рекомендуются. Такими “отвергнутыми” Церковью стали тексты Евангелия от Марии, Фомы и Филиппа, ставшие доступными только недавно. И хотя они написаны позже, чем Евангелия от Иоанна, Марка, Матфея и Луки, это этот факт не является поводом для недоверия им.

Надо отметить, что сведения о семейном положении Иисуса намеренно не были включены в текст Нового завета, чтобы не выделять никого из учеников Христа. Тем не менее ранне христианские авторы святых текстов неоднократно упоминали слова “супруга Иисуса”. Даже в канонических Евангелиях следует обратить внимание на то, что после воскрешения Сын Божий явился раньше всех Марии Магдалине. Вряд ли он мог явиться к простой женщине (пусть даже и бывшей блуднице, ставшей на праведный путь), если бы она не была ему близким человеком, а вероятнее всего, женой. Если вспомнить традиции, то незамужняя женщина не могла находится среди учеников пророка во время странствования. В одном из “отвергнутых” Евангелия от Филиппа говориться о том, что ученики Иисуса приревновали Марию Магдалину к своему учителю. Особенно их возмущало то, что пророк целует Марию Магдалину в губы. Если это так, то вряд ли Мария была обычной последовательницей Иисуса – напрашивается более правдоподобный вывод, что она была женой пророка.

Существует описание некой церемонии которую наблюдали ученики Христа – Мария Магдалина вымыла ноги Спасителя и обтерла их своими волосами. А ведь это, по древним традициям, является одним из ритуалов свадебной церемонии. Еще одним косвенным доказательствам свершения брачного обряда есть разговор между Иисусом и его матерью о нехватке вина за столом. Именно тогда пророк обратил воду в вино, чем вызвал восхищение гостей: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».

Также известно, что Иисус положительно относился к супружеству. В Евангелия от Луки говорится: «Разве вы не читали, что Создатель с самого начала создал мужчину и женщину? Так пусть мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью». Кстати, согласно древнееврейским обычаям, учителем не мог стать неженатый мужчина. Закон гласил – «Неженатый человек не смеет учить других».

Историки уверены, что предками Иисуса являются древнееврейские цари Давид и Соломон – поэтому, надпись на кресте “царь иудейский”, на котором был распят Иисус была не издевательством, а констатацией факта. Возможно та жестокость, с которой обращались с Иисусом его палачи, и была связана с его правом на иерусалимский трон. Правда была одна проблема – для жителей Иерусалима Иисус хоть и был знатного рода, но для них он был пришлым. Женившись на Марии Магдалине, которая происходила из этих мест и являлась потомком княжеского рода, пророк и его наследники становились значимой политической фигурой в Иерусалиме. В Евангелия от Фомы и Филиппа говориться о детях Христа. Овдовевшая Мария Магдалина, после казни мужа, вместе с детьми спешно покинула Иудею. Согласно свидетельствам очевидцев, именно она забрала с собой чашу Грааля (кровь Иисуса), ставшую самой почитаемой реликвией христианства.

По некоторым данным, семья Иисуса переехала на юг Франции и жила в одной из еврейских общин. Исследователи Генри Линкольн и Ричард Лей проанализировали множество преданий и легенд, бытующих в Провансе (Франция). Они написали интереснейшую книгу “Священная загадка”. В ней авторы ссылаются на то, что у альбигойцев (христианское религиозное движение на юге Франции) “всплыл” святой Грааль. К тому же именно на юге Франции находится множество соборов и церквей, посвященных Марии Магдалине.

Сохранилось семейное предание одной из старейших семей Франции – сеньоров де Транкавель. Они ведут свой род от династии Меровингов. Де Транкавель уверены, что легендарный Меровей, давший имя своему роду, является прямым потомком Марии Магдалины и Иисуса. Все потомки династии Меровингов носили длинные волосы, имели родимое пятно в виде креста и обладали особым разрезом на голове, который предназначался для общения с богом (аналогичный разрез был и у Иисуса). До сих пор ходят предания о том, что Меровинги были наделены чудотворными способностями: они умели превращать воду в вино, лечить тяжелые болезни. Интересный факт: один из потомков Меровингов – Готфрид Бульонский участвовал в крестовом походе на Иерусалим. После вступления в Иерусалим, когда стал вопрос о воцарении его на иерусалимском престоле, он отказался, сославшись на то, что не будет короноваться в городе где казнили Иисуса.

Также в 480 году Меровинги спасли Римскую Церковь от действий вестготов, которые ослабляли власть Рима и разрушали христианские храмы – судьба Рима висела на волоске. В этой ситуации Папа принимает неожиданное и дальновидное решение. Зная правду о происхождении Меровингов, он заключил с потомком династии королем франков Хлодвигом I пакт. Суть его в том, что Хлодвиг принимает католическое христианство, а Церковь нарекает его Новым Константином и передает ему в управление все земли Римской империи. Автоматически Римская католическая Церковь приобретает статус главной европейской Церкви, а клан Меровингов приобретает статус императоров Священной Римской империи, возникшей на развалинах старого Рима. Франки принимают христианство. Новый Константин начинает борьбу с врагами Рима. В 507 году Хлодвиг в битве при Вуйе, окончательно разбивает вестготов, затем освобождает Каркассон и Тулузу. Хлодвиг I скончался в 511 году. Его империя была разделена на четыре части между его сыновьями. Более века Меровинги правили практически всей Европой. Но, Меровинги допустили фатальную для династии ошибку – они правили руками своих администраторов-мажордомов. За это народ прозвал Меровингов “королями-бездельниками” и такое пренебрежительное отношение к процессам управления привело к трагедии всю династию.

Клин разлада между католической Церковью и Меровингами был вбит после коварного убийства одного из Меровингов – Дагоберта II. Этому потомку Иисуса довелось прожить сложную жизнь. В пятилетнем возрасте он был похищен мажордомом и отправлен в Ирландию. Через 15 лет он женился на вестготской принцессе Гизеле (город Разес) и, живя в окружении вестготов проникается идеями отрицающими роль Церкви в общении с Богом. В 674 году Дагоберт II занимает трон, согласно наследственному праву. У него было множество планов по усилению своего королевства, но его коварно убили на охоте. Убийца планировал уничтожить всю семью короля, но сестра правителя смогла вовремя переправить сына короля Сигиберта IV к родственникам матери в Разес – с тех пор мальчика называли Плант-Ар, что означало “пылкий побег”. Церковь оправдала убийство Дагоберта II – и с этого момента между династией иудейских царей и католической церковью наступило время противостояния.

В 741 году трон династии Меровингов был захвачен сыном Карла Мартела – Пепином Коротким. Новый властелин назвал свою династию в честь своего отца – Каролингами.

Но и у Меровингов осталась вотчина – к этому времени вокруг города Разеса образовалось небольшое независимое государство, где правили потомки династии Меровингов. Каролинги признали это государство, а Церковь сделала вид, что не знает ничего о существовании этого государства. Церковь идет на подлог – обнародует фальшивую “Дарственную Константина”, по которой она получает не только все права и состояние римского императора из Меровингов, но и присвоила себе право назначать королей. Коронованный церковью на престол римской империи Пепин Короткий понимает, что занимает этот пост незаконно, потому что трон римской империи мог занимать только потомок из династии Меровнигов. Чтобы как-то завуалировать это предательство, Каролинги женятся на меровинговских принцессах. Их этого следует, что все последующие потомки Каролингов, по женской линии, также относятся к Меровингам.

В 928 году потомок Меровингов Годфруа Бульонский создает орден Сиона. Перед орденом ставиться основная задача – доказать, что Иисус не умирал на кресте. Цель Меровингов отплатить католической церкви за предательство. Если орден Сиона обнародует земную природу Иисуса, церковь потеряет смысл и станет ненужной. Орден Сиона функционирует и по сей день. Он стал источником самых загадочных тайн в истории человечества. Меровинги организовали Крестовый поход, чтобы освободить Гроб Господень от мусульман и вернули его христианам в 1099 году – Цари Израиля через более чем тысячелетний период вернули себе законное место. Сразу же Меровинги дали указание строить на горе Сион хорошо укрепленное аббатство Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион, которое и стало основной базой ордена Сиона. Наследники Меровингов, по достоинству оценив роль Годфруа Бульонского в возвращении династии на родину выбрали его королем Иерусалима, но он отказался от этой чести в пользу своего брата Бодуэна I.

Еще одна самая загадочная ветвь человеческой истории – Орден бедных рыцарей Христа (тамплиеры). Орден был основан великим магистром Ордена Сиона – Гуго де Пейном. Считалось, что орден тамплиеров основывался для помощи паломникам, передвигающимся по дорогам Палестины. Но тамплиеры вовсе не патрулировали палестинские дороги, а занималися поиском Формального Доказательства для ордена Сиона. И они его нашли. Найденное Доказательство Меровинги прячут в Ренн-ле-Шато (бывший Разес), где хранились все сокровища Меровингов. Церковь принимает решение о признании ордена тамплиеров. Сам орден набирает силу, власть и стремительно богатеет. С 1146 года на плащах тамплиерах появился знак Меровингов – красный крест с раздвоенными концами. Наступило время, когда Приоратом Сиона и орденом тамплиеров управлял один и тот же великий магистр Бертран де Бланшфор – организации слились в одну. Бертран де Бланшфор в 1156 году призвал немецких шахтеров, которые при строжайшем соблюдении тайны сооружали подземные хранилища в заброшенных шахтах. Именно при де Бланшфоре орден тамплиеров становится самой могущественной организацией, которая вмешивалась в политику мировых государств на самом высоком уровне. Но роскошь и вседозволенность тамплиеров погубили Орден. После смерти короля Иерусалима Бодуэна IV, тамплиеры нарушают перемирие с мусульманами и через два года в Иерусалим вступают воины аллаха. Тамплиеры возвращаются во Францию. Происходит разрыв между Орденом Сиона и Орденом Храма. В ордене Сиона начинается кардинальная перестройка. Они допускают утечку сведений о Святом Граале, чтобы отвлечь всеобщее внимание от главной тайны Ордена – тайны распятия Христа.

Вся последующая история Европы наполнена попытками проникновения членов Ордена Сиона в высшие эшелоны власти всех европейских стран, возвращении на трон потомков Меровингов и постоянное раскачивание фундамента Католической Церкви.

Но и Церковь также принимает меры по уничтожению Приората Сиона. И повод нашелся – убийство в 1208 году легата Папы – Пьера де Кастельно. Начинается альбигойский крестовый поход, в котором участвует 30-ти тысячная армия крестоносцев. Эта армия безжалостных убийц – уничтожает все на своем пути. «Убивайте их всех. Бог потом разберет своих!» – дает им напутствие легат Папы Иннокентия III. Самым известным эпизодом этих времен является захват крестоносцами замка Монсегюр, где хранилась главная святыня Меролингов. В ночь 16 марта 1243 года перед падением Монсегюра четверо посвященных вынесли сокровище Меролингов из замка. Всех оставшихся защитников Монсегюра крестоносцы сожгли на кострах.

Король Генрих III Австрийский пригрозил тамплиерам конфискацией их имущества и получил от них ответ: «Пока ты будешь справедлив, ты будешь царствовать; но если ты нарушишь справедливость, ты перестанешь быть королем!». Эта наглость не осталась безнаказанной – 13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа Красивого все тамплиеры были арестованы, их найденное имущество конфисковано. В 1314 году на костер взошел последний великий магистр тамплиеров Жак де Молэ. Однако мифические сокровища тамплиеров так и не были найдены.

Существует легенда, что когда святой Ремигий крестил Хлодвига из династии Меровингов, он предрек, что господство династии продлиться до Конца Света. Похоже, предсказание сбывается – почти все короли Франции были потомками Меровингов, а также и правители других стран, например, испанские Бурбоны. Потомками Хлодвига считаются и некоторые правители России – Иван Грозный и представители династии Романовых.

Тайна потомков Иисуса всегда будет будоражить умы людей. На сегодня нам только известна очень маленькая часть информации о возможных потомках Спасителя. Хочется верить, что со временем человечество станет достойным того, чтобы узнать правду о Иисусе и его семье.