Масленица что за праздник

Доклад-сообщение Праздник Масленица

Масленица – издавна любимый русским народом праздник. После него начинается Великий пост. Отмечают Масленицу не один день, а целых семь. Праздник имеет многовековую историю, обычаи и традиции. Вначале их было несколько десятков, сечас используют пять-шесть.

История возникновения

В языческие времена у славян был культ бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. Его праздник приходился на последние дни зимы и обозначал смену сезонов, начало нового года. Есть еще одно мнение: праздник, подобный Масленице, отмечали уже в античности. Люди славили богов, развлекались, много ели, пили. Само слово появилось в русском языке только в XVI веке.

Традиции

Вся масленичная неделя расписана по дням, каждый из которых имеет свое название и перечень занятий.

  • Первый день – встреча. Мастерили чучело из подручных материалов, устанавливали его на высоком месте.
  • Второй день – заигрыши. Играли, катались с горки, наряжались в маскарадные костюмы, надевали маски, устраивали гуляния.
  • Третий день – лакомка. Готовили много вкусных блюд, приглашали гостей и угощали их. В уличных шатрах можно было тоже вдоволь полакомиться.
  • Четвертый день – разгул. В этот день устраивались кулачные бои, определялся самый сильный мужчина.
  • Пятый день – тещин вечерок. В дни Масленицы многие юноши и девушки принимали решение пожениться. Они приглашали в гости мать невесты, угощали блинами.
  • Шестой день – золовкины посиделки. Жена приглашала в дом сестер мужа, показывала свою хозяйственность. Кроме того, в этот день вспоминали покойных, ходили на кладбище.
  • Седьмой день – проводы, прощеное воскресение. Просили у других прощение, сжигали чучело Масленицы.

Блюда

После Масленицы начинался период воздержания от сытной пищи, поэтому люди стремились насытиться. Основное блюдо масленичной недели – блины с разными добавками. Пекли оладьи, ватрушки, расстегаи, пончики, пироги. Блюда из рыбы, сыра, молока, масла, напитки на основе меда также стояли на праздничных столах.

Игры и забавы

Всю неделю на улицах проводили веселые игры для детей и взрослых. Стреляли по деревянным мишеням, сбивали друг друга с ног, строили снежные городки, взбирались на столбы, покрытые льдом, перетягивали канат, соревновались в поднятии гирь.

Выступления скоморохов, балаганы, комедии с участием народного героя Петрушки, кулачные бои поднимали людям настроение.

Масленица остается популярным народным праздником. И в странах Европы есть праздники, похожие на русскую Масленицу.

Вариант 2

Немного из истории появления этого праздника. Масленица — это имя девочки, которая выручила заблудившихся туристов. Она помогла им согреться и вывела из бури. От радости они гуляли, веселились, плясали и пели целую неделю.

Масленица — давний праздник. Он продолжается неделю. Каждый день недели имеет свое название. В это время запрещено употреблять мяса, а рыбу и продукты из молока — разрешено. По традиции неделю нужно кататься на лошадях, совершать прыжки через костер. Зима заканчивается, а весна начинается. В масленицу принято плести чучело из соломы. На него надевают красивую праздничную одежду и сжигают на костре. Считается, что с чучелом уходят несчастья и беды. Еще один символ масленицы — блины. Их пекут из различной муки, делают с начинкой и без нее. Употребляют со сметаной, медом, джемом. Перед масленицей принято ходить в гости или собирать их у себя дома. Тесто для блинов раньше делали на снегу, носили его на реку или колодец. Считалось, что блины после этого должны были быть более румяными.

Понедельник считается началом праздника. В этот день принято высоко качаться на качелях, кататься с горок, строить замки и крепости. Мужчины в этот день устраивают бои. Первый блин, испеченный в этот день, принято отдавать нищему. Богатые с этого дня начинали печь блины, а бедные начинали этим заниматься с четверга или с пятницы.

Во вторник нужно угощать всех блинами, играть в игры, веселиться и радоваться. Сани принято украшать бубенцами и разноцветными лентами. По улицам в этот день люди ходят в разных одеждах и поют песни.

В среду принято лакомиться блинами.

Четверг — середина праздничных игр и гуляния. Этот день ассоциируется с катанием на лошадях и битвой в снежных городках. Чучело в этот день катают на санях.

В пятницу зятья должны ходить к тещам на блины.

В субботу ходят к родственникам на блины.

В воскресенье следует просить у всех прощения и пускаться в пляс. Так и заканчивается праздничная неделя.

В древние времена всю неделю народ не работал, а только ходил по гостям. Масленица является любимым праздником любителей блинов. Блин — символ солнца. Это веселый, оживленный, суетливый праздник с плясками, играми, конкурсами. В это время нужно много и сытно кушать. Считается, что тот, кто в праздник грустит и скучает, плохо проведет весь год. Каждый год дата проведения меняется.

В конце недели принято провожать праздник. Это означает, что весна пришла, а зима ушла. Нужно весело провожать зиму и встречать весну с развлечениями и весельем, гулять от души. Масленицу очень любят и взрослые и дети. Это теплый, веселый и необычный праздник.

Картинка к сообщению Праздник Масленица

Популярные сегодня темы

  • Неметаллы

    Только 17 элементов в периодической таблице являются неметаллами, но они составляют большую часть материи во вселенной. Это элементы, которые не являются металлами и не обладают качествами ме

  • Ёж

    Еж – маленький лесной зверек, герой любимых детских сказок. Тело животного покрыто шерстью и панцирем из игл, которые являются его главной защитой от врагов. У ежа небольшая вытянутая мордочк

  • Степная гадюка

    Степная гадюка – опасная ядовитая змея. Длина ее тела составляет от 54 до 63 см, а длина ее хвоста от 7 до 9 см. Как правило, самки этого вида обычно крупнее самцов.

  • Города Золотого кольца России

    Многие могут считать Золотое кольцо России каким-то древним содружеством городов или чем-то подобным, но на самом деле этот феномен является сугубо туристическим. Относительно недавно в 1965

  • Кедр

    Наша планета обладает по истине огромным количеством различных растений и существ, которые в свою очередь и создают всю формацию фауны и флоры на нашей планете. Таким образом

  • Морской леопард

    Морские леопарды — удивительные существа, которые живут в воде и вне ее и играют уникальную роль в экосистемах Антарктики.

Празднование «Широкой Масленицы» 2012

арт-возрождение фольклорных традиций

В этом году организаторы «Широкой Масленицы» предложили москвичам и гостям столицы новый формат проведения масленичных гуляний.

Креативная концепция праздника

Празднование Масленицы сегодня призвано стать уникальным современным и вместе с тем культурно-историческим событием, выполнить важную гуманитарную функцию поддержки межкультурных и межнациональных коммуникаций, предложить москвичам и гостям столицы актуальное современное прочтение российских традиций

Для решения данной задачи необходимо соответствие празднования общемировым модным трендам, в том числе, в части визуальных коммуникаций. Этой зимой традиционный русский праздник приобретает новое современное звучание, которое нашло воплощение в креативной концепции Широкой Масленицы, единой для двух центральных площадок празднования – ГУМ-Катка на Красной площади и Парка Горького.

Остроконечное солнце, павлопосадские платки и масленичные блины – вот основа фирменного стиля Широкой Масленицы 2012. Интерпретированные особым образом и объединенные в коллаж, эти традиционные элементы составляют уникальный визуальный ряд, созданный актуальным российским дизайнером Протеем Теменом.

Основная музыкальная тема праздника

Основная тема праздника создана Александром Хьюманом, основателем электро-поп-рок проекта XUMAN, в прошлом известным диджеем и продюсером электронной музыки. Вокальную партию исполнила Алиса Франка, молодая певица, лауреат российских и международных конкурсов. Музыкальный коллектив Алисы, состоящий из музыкантов Гнесинки, перемешивает все возможные стили, используя одновременно самый разнообразный звук.

Посмотреть ромо ролик, в котором звучит трэк можно посмотреть здесь: http://vimeo.com/36544886

Формат мероприятий на ГУМ-Катке на Красной площади

26 февраля с полудня и до девяти вечера москвичи и гости столицы смогут стать частью празднования Масленицы, объединяющего жителей всей страны. Основная идея события: празднование «Широкой Масленицы» вместе со всеми российскими часовыми поясами. Участники действа на ГУМ-Катке узнают как отмечают Широкую Масленицу в разных частях страны и увидят фольклорные «визитные карточки» российских регионов. В каждом блоке программы состоятся радио-включения из крупнейших городов страны, где празднуют Широкую Масленицу.

На сцене выступят народные коллективы и фолк-команды, яркие представители российской эстрады, такие как группа «Чи-Ли», Митя Фомин, группа «Корни», Дима Колдун, группа «Русское банджо», Бьянка, группа «Хаки» и другие.

Одним из ярких моментов праздничной программы станут выступления балета «Сияние льда». Артисты представят гостям праздника fashion-show – специально подготовленное к празднику ледовое дефиле павлопосадских платков.

Кульминационным моментом программы станет шоу-постановка «сожжения» чучела Масленицы — арт-объекта, разработанного известным российским художником постановщиком, сценографом и художником по костюмам Анной Нежной.

Вечером 26 февраля телемост Москва-Лондон свяжет ГУМ-Каток на Красной площади с Парком Горького и Трафальгарской площадью, где традиционно проходят масленичные гуляния. Телевизионная трансляция закрытия празднований пройдет на телеканале ТВЦ в 22:00.

Арт-пространство ГУМ-Катка

26 февраля на ГУМ-Катке и прилегающей к нему территории будет создана особая праздничная атмосфера, представлены лучшие традиционные атрибуты Масленицы и современные арт-объекты. Гостей встретят аниматоры в народных костюмах, созданных известным художником Анной Нежной, с русскими казачьими народными песнями, традиционными русскими забавами, играми и конкурсами.

Костюмы аниматоров можно посмотреть здесь: http://anna-anatoly-nezny.ru/ru/anna/show/russian_suit/

Наряду с блинными и ярмарочными рядами, где каждый сможет найти масленичные угощения, подарки и сувениры, будет работать Мастерская Черниковых, проект актуальных российских дизайнеров Ольги и Людмилы Черниковых. Хранитель и продолжатель русских традиций, Ольга Черникова, является обладательницей одной из крупнейших частных коллекций древней русской национальной одежды. Основная задача Мастерской Черниковых — вернуть в жизнь современного человека вкус к родной культуре и эстетику натуральных материалов, а также показать, что и старинный предмет обихода может быть частью современной культурной среды.

26 февраля Мастерская представит арт-объекты в русском стиле, такие как мельница, телега, деревянный сундук и другие, а также инсталляцию, посвященную чаепитию, с настоящим самоваром. Аниматоры в традиционных национальных костюмах угостят посетителей Мастерской сладким лакомством, любимым всеми с детства, — «Петушком на палочке».

На прилегающей к катку территории будут размещены арт-объекты – 4-х метровые балалайка и ложка, раскрашенные в узоры русских платков.

Информацию о мероприятиях Широкой Масленицы в этом году можно найти на официальном сайте праздника http://www.maslenitsa2012.ru/.

Вы также можете следить за новостями праздника в социальных сетях Facebook, Twitter, Vkontakte.

Масленица: смысл, история и традиции

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Почему христиане празднуют Масленицу?

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Как празднуют Масленицу в других Церквях

Масленица: Сырная седмица. Особенности богослужения

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии — всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением — настроением «светлой печали». И второе – в эти дни впервые в году совершается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Смотрите также другие материалы о Масленице

А также:

Картина Кустодиева «Масленица»

Праздник Масленица. История возникновения, обряды и все традиции празднования по дням

Приветствую друзья на портале обучения и саморазвития, на пороге весны на всем пост советском пространстве как известно отмечается самый шумный и любимый в народе праздник – Масленица. Поэтому сегодня мы поведаем об истории возникновения этого веселого праздника, ведь Масленица у славян всегда ассоциировалась с развлечениями, гуляньями и, конечно же, с вкуснейшими блинами. А также подробнее расскажем, как отмечали Масленицу в старину, опишем все семь традиционных дней Масленицы, их названия и обряды на каждый день.

Не зря в народе говорили о Масленице:

Широкая Масленица,

Мы тобой хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Происхождение Масленицы

Происхождение Масленицы очевидно своими корнями уходит в далекое языческое прошлое славянского народа.

Блин, как символ солнца

В начале марта наши предки устраивали праздник проводов Зимы и рождения Солнца. Поэтому эмблема Масленицы — блин, как символ Солнца.

Обычно большие праздники в народе устраивались в свободное время, когда были закончены полевые работы – это поздняя осень и зима, или когда работы в поле еще не начинались – ранняя весна. Масленица — как раз то время, когда можно полакомиться блинами и повеселиться, участвуя в играх и забавах.

В дохристианские времена у древних славян было своеобразное отношение к солнцу и земле. Часто молитвами и обрядами они обращались к Земле в надежде снискать ее благосклонность, чтобы получить хороший урожай. И вот на Масленицу, в преддверии начала полевых работ, славяне всеми силами старались отметить и даже возможно как-то поощрить плодовитость Земли.

А так как славяне верили, что их умершие предки имеют силу влиять на плодородие почвы, в дни Масленицы они поминали усопших блинами, чтобы задобрить их. Отсюда и появилась еще одна версия о блинах на Масленицу, как о поминальном блюде.

Масленица и христианство

Что же касается христианских традиций, то на период Масленицы в православии приходится Сырная седмица, идущая сразу после Мясопустной недели. Это время, когда существует запрет на прием в пищу мяса, но разрешено кушать молочные продукты и рыбу каждый день. Это время, предшествующее великому Пасхальному посту.

Мы уже не так давно рассказывали, чем народная Масленица отличается от христианской Сырной Седмицы. Безусловно, с приходом христианства, были неоднократные попытки со стороны церкви отменить этот праздник. Но эти попытки не увенчались успехом, а лишь сократили время празднования до одной недели.

Со временем понятия Масленица и христианство тесно переплелись в сознании народа между собой и по сей день успешно сосуществуют.

Празднование Масленицы на Руси

Но сегодня мы поговорим именно о народном наследии и традициях – о празднике Масленица.

После новогодних Святок, Масленицу можно смело назвать самым продолжительным праздником с разнообразными традициями, обычаями, с маскарадными шествиями и катанием с горок.

Празднуя Масленицу на Руси, народ устраивал балаганы и карусели, конкурсы ледяных скульптур, хождение по гостям, чествование молодоженов и ритуальные костры.

В России всегда зимы были долгими и студеными, поэтому люди радовались приходу тепла и смене долгих скучных ночей на яркие рассветы и теплые солнечные дни. Тризну по уходящей Зиме – стуже отмечали весело, некоторые даже с чарками доброго вина и угощениями из горячих блинов, как символа Солнца.

Названия дней недели Масленицы

Каждый день Масленицы по традиции имеет свое название. Обрядовыми песнями и обычаями народ в название каждого дня Масленицы вкладывал определенный смысл.

Встреча. 1 день Масленицы

«Встреча» — такое название первого дня Масленицы.

Как и в любой праздник на Руси, в этот день звучали обрядовые песни:

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

К началу праздника готовились заранее. На площадях сооружали горки, устраивали качели, балаганы для скоморохов и готовили столы для сладостей и угощений. Также было принято в первый день Масленицы ходить в гости к родственникам.

А молодые девушки пели обрядовые песни, парни мастерили соломенное чучело Масленицы и ходили с ним по улицам.

Дети катались с горок, а также ходили по дворам ватагою и просили хозяев вынести им старое тряпье, при этом они говорили такие слова: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Когда детвора насобирает нужное количество «добра», выносят его на высокое место и поджигают костер – масленку. Вокруг костра они пляшут и приговаривают: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Заигрыши. 2 день Масленицы

«Заигрыши» — так называется второй день Масленицы.

Во вторник Масленицы было принято кататься на санках с горок или на лошадях. Молодые парни приглашали девиц прокатиться с ними, а в это время присматривались. Ведь после поста наступит и традиционное время свадеб.

А кататься в народе любили на Масленицу на самых разнообразных средствах, и названия у них были замысловатые.

Например, корежки – это обычные доски. Они заменяли санки. Для этого применялись доски замороженные на лютом морозе. А для катания на корежках на берегах рек выстраивали «катушки» из толстых бревен и жердей. По ним-то и скатывались с разбегом до трехсот метров и с такой скоростью, что дух захватывало.

Также катались взрослые и дети на саночках со стульчиком, которые назывались чунки. С удовольствием катались на трублях, это санки с перильцами и рулем. А самые маленькие дети катались на ледянках, на небольших дощечках, выдолбленных впереди в виде копытца.

Любимым занятием детей было катание с гор большими группами на снопах соломы и на телячьих шкурах.

В народе существовала примета, у того, кто дальше всех скатится с горки, уродится длинный лен и масло будет хорошо взбиваться. Вот и старались и дети и взрослые одержать победу в соревнованиях по катанию с горок.

Лакомка. 3 день Масленицы

«Лакомка» — название среды, третьего дня Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день в семьях пекли блины с разнообразными начинками. А также из муки ячневой, гречневой, овсяной и пшеничной, из пресного и кислого теста можно было испробовать блинков. В этот день существовала традиция приглашать в дом зятьев. Для веселья и забавы зятя теща обычно приглашала в свой дом родственников и угощала блинами.

Разгул. 4 день Масленицы

«Разгул» или «Разгуляй» — так называется четвертый день Масленицы. Еще его называли «Перелом» или «Широкий четверг» Масленицы.

Середина недели, уже прошли три дня веселья, но впереди еще три дня праздников. День для хороводов, игр и гуляний.

В этот день катали с гор молодоженов, после чего их заставляли прилюдно целоваться. А тех, кто сопротивлялся, засыпали снегом по самую шею.

На масленичный Разгуляй устраивались кулацкие бои. Выходили биться «сам на сам» или «стенка на стенку». При этом обязательно соблюдались правила: бить ниже пояса и по затылку было запрещено. Также запрещалось в рукавицы прятать тяжелые предметы.

Тещины вечерки. 5 день Масленицы

«Гостевой день» или «Тещины вечерки» — так называется пятый день Масленицы.

Обычно в этот день зятья угощают тещ блинами. В народе говорили: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

Тещины вечерки на Масленицу устраивали зятья, приглашая на ужин тещ одних или почетно со всеми родными. Существовал обычай с вечера приглашать тещу на блины, а утром во двор к тещам приходили от зятя нарядные «званые». И чем больше «званых», тем больше почета теще.

А девушки в этот день пекли блины и шли с ними к горке. При этом держали блины в миске на голове. А парни, кому эта девушка нравилась, старались отведать блинов и узнать, хороша ли будет хозяйка. Умеет ли она готовить.

Золовкины посиделки. 6 день Масленицы

Далее идет шестой день масленичной недели, который называется «Золовкины посиделки»

Начало проводов Масленицы. Масленица уже постарела. В субботу на «Золовкины посиделки» молодая невестка приглашала к себе в гости своих родных. Если золовки у невестки были еще в девушках, то гостями в доме были молодые незамужние подруги.

А если были замужем золовки, то молодая жена своих гостей возила на санях ко всем золовкам, при этом она обязана была одаривать каждую подарком.

Вечером этого дня по обычаю сжигали чучело Масленицы, но перед этим разумеется выносили его на околицу с почетом.

Прощеное воскресенье. 7 день масленицы

Последний день Масленицы – «Прощеное воскресенье». Еще седьмой день Масленицы называется «Целовник» или «Проводы».

С раннего утра на Руси все, с мала до велика, просили прощения друг у друга в воскресенье Масленицы. При этом говорили такие слова: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло». Таким образом наши предки с открытой душой старались позабыть обиды, «утворить лад между собой и не держать на памяти зло».

Дети просили прощения у родителей, при этом прощение всех обид завершалось поклоном и целованием. Принято было в этот день ездить в гости к кумовьям и одаривать их подарками.

Ну а вечером христиане нередко собирались в церкви на вечернюю службу, которая открывала Великий пост, о котором мы разумеется тоже будем рассказывать на нашем портале отдельно.

А пока это основное на сегодня об истории возникновения праздника Масленица и о традициях празднования каждого дня Масленицы на Руси что мы хотели рассказать. Подробнее о конкретных забавах и играх, обрядах и старославянских заговорах на Масленицу мы расскажем вам в следующий раз.

А к Масленице также советуем почитать на нашем сайте или посмотреть на канале, дополнительно и про рецепты вкусных блинов с разными начинками и из различных видов муки, про различные способы заворачивания блинов для подачи на праздничный стол, а также узнать о народных приметах на первую и вторую половину марта и даже о мартовских православных датах на нашем сайте https://samosoverhenstvovanie.ru/

Ну и конечно не забывайте заходить и подписываться на наш канал на ютуб и также смотреть видео на нашем данном яндекс Дзен канале, надеемся в скором времени самый большой образовательный канал на русскоязычном пространстве с самой большой командой профессионалов. Ну и конечно не стесняйтесь задавать вопросы, мы читаем и отвечаем на все комментарии, которые в этом нуждаются.

Масленица является одним из самых любимых праздников у христиан, который перешел к ним от предков-язычников. В давние времена он был связан с проводами зимы и прощанием со всем старым, с радостью от обновления природы и встречей весны. При отмечании такого торжества, как Масленица, обряды и традиции совершались для лучшего роста домашнего скота и сельскохозяйственных культур на полях, для привлечения удачи и благополучия.

Обряды на Масленицу

Женщины и детвора катались с горок. Считалось, что это поспособствует богатому урожаю и высокому росту конопли и льна. Среди женского населения практиковались песни с плясками, гуляния и даже драки. Самой любимой забавой было катание на санях. Их начищали до блеска и украшали ленточками. Для повышения веселья и азарта устраивали соревнования, катались наперегонки по озерам и деревням. Мужчины ездили на лошадях, которые были запряжены в корыта (так называемое «катание ряженых»). Женщины катали детвору на санках.

Было принято особым образом уделять внимание молодоженам, вступившим в брак в прошлом году. Для них проводили своеобразные смотрины – ставили молодых около ворот и требовали, чтобы они целовались на глазах у всех. А когда молодые муж и жена проезжали по деревне на санях, то им преграждали путь, кричали шутки и забрасывали соломой.

Парней и девушек, не вступивших в брак в прошлом году, подвергали шуточным наказаниям. Ведь считалось, что они не выполнили своего жизненного предназначения, которое заключалось в женитьбе и рождении детей.

Существовали и специальные обряды для каждого дня недели. Понедельник отводился для встреч с родственниками и подготовки к гуляньям. Во вторник женихи смотрели невест. В среду теща угощали зятя блинами. Четверг был днем большого веселья. В пятницу теща приходила на блины к зятю. В субботу молодые девушки устраивали посиделки. В воскресенье просили друг у друга прощение и провожали Масленицу.

Еда в Масленицу

Особое внимание на этот праздник уделялось еде. Самым главным блюдом на столе были блины, но это отнюдь не весь перечень яств, который приносила Масленица. Обряды и традиции предполагали готовку разнообразных пирогов и лепешек, оладий, ватрушек, киселей из овса и клюквы, яичницы. Одним из самых важных блюд была высококалорийная сырница, состоявшая из слоев творога и масла.

Помнили и об умерших. На ночь всю еду оставляли на столе для застолья «родителей», чтобы души усопших не затаили обиду. Считалось, что они могли, как поспособствовать увеличению скота и прекрасному урожаю, так и разрушить все людские труды.

Чучело Масленицы

Обряд сжигания чучела в этот праздник известен даже тем людям, которые практически не интересуются религией. Чучело делали из пучка соломы. Одевали на него кофту и завязывали женский платок. Оно изготовлялось заранее, и на протяжении всей масленичной недели участвовало в гуляньях. С ним катались по деревне, водили вокруг него хороводы.

В последний день праздничной недели разводили костер, топливо для которого собирали со всех жителей деревни. В центр устанавливали кол с надетым на него чучелом. Оно оказывалось на верхушке костра, который называли «колодцем». Также в костер кидали вещи, отжившие свой век. Ведь на похоронах зимы необходимо избавиться от всего старья и рухляди.

Этот обряд проходил на окраине, за пределами деревни. В момент сжигания чучела все танцевали возле костра, водили хороводы и пели песни, а старушки угощали желающих блинами. Поджигали заранее сделанные ворота. Через них проезжали мужики на корытах, впряженных в лошадей. Народ прыгал через костры, шутил, а детвора рассказывала веселые стишки о весне и уплетала сдобные жаворонки.

Вот так проходила Масленица, обряды и традиции которой были очень интересны. Частично они соблюдаются и в наше время. А ведь этот праздник очень древний. История Масленицы на Руси была не простой. Но спустя столетия праздник все также любим народом.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!