Матрона Московская дата рождения и смерти

История Русской Православной Церкви, как и Вселенской, полна чудесными историями святых и монахов, целителей и просто служителей, которых Господь избрал. И, вопреки злым словам гонителей церкви, эти истории относятся не к началу веков, но и к совсем недавнему времени.

Хорошим примером является житие святой Матроны Московской, которая жила в XX веке на территории СССР.

Житие святой Матроны

Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств. Святую многие знают, некоторые даже застали ее при жизни.

Статьи о святой:

  • Хлеб из монастыря Матроны Московской
  • Цветы святой Матроны
  • Как использовать масло святой Матроны

Ее жизнь является примером полного отречения для Господа и полноценной духовной жизни верующего. Писание говорит о том, что Бог задолго до рождения человека выбирает его для Своей службы и вся будущая жизнь будет предопределена. Так и Матрона была избрана Господом задолго до своего рождения и вся ее жизнь была лишь служением Богу.

Икона блаженной Матроны Московской

Рождение и детство

Имя Матрона девочка получила при рождении в честь святой Матроны Константинопольской. Это известная греческая святая, день памяти которой пришелся как раз на день рождения девочки — 9 ноября. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 10 (22 по старому стилю) ноября.

Уже с рождения малышка была отмечена перстом Божьим — на груди у нее была небольшая выпуклость, в форме нательного крестика. Вся ее жизнь — это череда не только испытаний, но и великих чудес.

Семья Никоновых проживала в Тульской области, селе Себино и была обычной бедной крестьянской семьей. Когда у них родилась в 1881 году младшая дочка Матрона Димитриевна в семье уже были сыновья Иван и Михаил, и девочка Мария. Рождение четвертого ребенка не принесло родителям его должной радости — времена были голодные и лишний рот был никому не нужен.

Сама святая рассказывала, что ее мать еще до ее рождения хотела избавиться от ребенка, но поскольку семья была патриархальной, мать не посмела даже заикнуться об этом. После рождения родители решили отдать своего ребенка в приют, где о нем бы позаботилась империя. Однако накануне поездки туда, мать девочки Наталья увидела во сне белую птицу с человеческим лицом и приняла это за знамение, поэтому наотрез отказалась утром ехать отдавать свою кровиночку.

Решение отдать ребенка было обусловлено и тем, что девочка родилась полностью слепой — у нее полностью отсутствовали глазные яблоки, а глазные впадины плотно прикрывались веками. Родители отчетливо понимали, что этот ребенок станет им большой обузой, но после вещего сна боялись ее оставлять.

Ее жизнь с самого рождения была наполнена чудесами: во время крещения купель стала благоухать, что позволило сделать священнику вывод о том, что крестит он необыкновенного ребенка. Он высказал пророческое слово о необычной пророческой судьбе ребенка, что впоследствии и сбылось — отсутствие земного зрения не могло затуманить отчетливый духовный взгляд Матроны.

Крещение Матроны

Священник Василий не только предсказал судьбу ребенка, но и оказал родителям его посильную помощь во всем. Пророческая судьба девочки коснулась и того самого священника Василия — она предрекла его кончину. Спустя несколько лет, ночью девочка сказала родителям, что отец Василий умер, когда люди вошли в его дом, он и правда уже отошел к Господу.

Младенцем Матрона была удивительным — ее мать рассказывала, что она наотрез не хотела кушать грудное молоко по пятницам и средам — дням, которые считаются особенными у церкви. В это время она крепко спала так, что ее нельзя было разбудить. По мере взросления ребенок почти все время проводил дома. Росла девочка доброй и ласковой. Несмотря на свое увечье, она стала отрадой матери и отцу — всегда ластилась к ним и поддерживала.

В детстве Матрона проявляла особое увлечение церковью, по ночам она часто пробиралась на ощупь в красный угол и молилась образам, играла с ними.

Но вот в детских компаниях девочка страдала — дети жестоко издевались над слепой и часто били ее. Часто они стегали ее жгучей крапивой, толкали в ямы и смеялись. Именно жестокость детей мешала ребенку социализироваться, но в то же время стала толкать девочку к Господу.

Проявление дара

Отрочество Матроны стало временем ее духовного возрастания и открытием пророческого и целительного дара.

Это было доброе время для нее — дочь местного помещика Янькова часто отправлялась в паломнические поездки по святым местам и брала с собой слепую, чтобы та также могла приобщиться к Церкви. Вместе они посетили:

  • Санкт-Петербург и его храмы;
  • Киево-Печерскую Лавру;
  • Троице-Сергиеву Лавру;
  • Андреевский собор, где встретились с Иоанном Кронштадтским.

Матрона перед образом Пресвятой Богородицы

В родном селе дом семьи Никоновых находился недалеко от красивого местного храма, который регулярно посещали родители и куда брали с собой младшую дочь. Так ребенок возрастал при церкви и впитывал в себя ее атмосферу, ее духовную жизнь. У нее там даже было свое место — сразу возле входной двери с западной стороны. Когда девочка посещала церковь сама, ее всегда там могли с легкостью отыскать родители. Ребенок знал наизусть все церковные песнопения и почти непрестанно молился.

В возрасте 8 лет у Матроны открылся дар — она стала исцелять людей и предсказывать разные события. Духовное зрение и понимание будущего заменили ей мирские глаза. Ее близкие стали замечать, что ребенок видит их проступки, а порой и читает мысли. Неоднократно она предсказывала стихийные бедствия и опасности. Молясь за родных, она способствовала их исцелению.

Слава о чудесной девочке стала выходить за пределы родного села и распространяться. К дому Никоновых стали приезжать и приходить люди, нуждающиеся в духовном и физическом исцелении. Девочка разговаривала с каждым, молилась и совершала чудеса.

Множество людей покинули ее дом утешенные или исцеленные. Молитва чистого, непорочного ребенка имела большую силу так, несколько раз она даже исцелила по молитве парализованного. Люди благодарили ее и хотели заплатить, но она отказывалась от всего, кроме продуктов питания. Так подросток перестал быть обузой своим родителям, а принял участие в формировании семейного благосостояния.

Матрона исцеляет больного

В 17 лет у Матроны парализовало ноги, как будто от удара. Она стала вести сидячий образ жизни, но при этом не унывала — рассматривала это как духовное испытание. На причитания матери отвечала, что той надобно более жалеть старших детей, понимая, что ее жизнь с Господом правильная и благословенная, а старшие братья в своем увлечении коммунизмом претерпят множество скорбей.

Помимо духовного дара, девушка выросла удивительно рассудительной, иногда она давала советы, которые не имели под собой духовного значения, но были следствием наблюдений самой Матроны. Советы, данные слепой всегда были дельные, а несоблюдение их приводило к серьезным последствиям.

Так она посоветовала местному помещику бежать, как только началась зарождаться революция, но он ослушался девушку и решил переждать беспокойства на родине, в глухой деревушке. Однако коммунистическая волна докатилась и туда, помещик был казнен, а его имущество забрали власти.

Сама девушка относилась к своей миссии просто — она говорила, что заслуга всего есть Господь, и Ему одному следует кланяться. Такой своей позицией она заняла нишу евангельского целителя и прославляла Господа каждым своим поступком.

Революция и жизнь при СССР

Революция разделила не только страну, но и семью Никоновых — старшие братья Матроны вступили в партию и стали притеснять сестру, которую считали блаженной. Чтобы не навлекать на родителей беду, в 1925 году Матрона стала бездомной странницей и отправилась в Москву, где начались ее скитания по чужим домам и обителям. Условием ее пребывания в родном доме было полное отречение от веры во Христа и отказ всем людям в помощи. Святая предпочла лишиться дома, но не Господа.

В довоенное время слепая целительница проживала в доме священника, в Сергиевом Посаде, в Царицыно и в доме у своей племянницы. Знала она каждый подвал и закуток Москвы, где ей пришлось обитать. Сопровождали ее мытарства келейницы, которые помогали безногой девушке передвигаться. Отсутствие московской прописки заставляло постоянно бежать от милицейских патрулей и не задерживаться нигде надолго.

Москва стала обиталищем для множества людей, чья душа была полна смятения, а жизнь — страданий. Несчастным потерянным и отпавшим от веры духовно больным людям и стала помогать Матрона. Почти тридцать лет она прожила в столице, и все это время отвращала многих от гибели и привлекала к Господу.

Матрона исцеляет бесноватую старицу

Жизнь ее в Москве была полной трудности. Она жила в самых неприметных местах: в холодных подвалах, фанерных домиках, которые нельзя было даже топить. Часто ее находили полузамерзший, с отмороженными ногами и покрытыми инеем волосами. Женщина никогда не жаловалась и все принимала со смирением. Она продолжала принимать людей, изредка бывала в своей родной деревне, но все делала кротко и непрестанно молилась.

Читайте о молитве к Матроне Московской:

  • Акафист блаженной Матроне
  • Как правильно написать записку о помощи матушке Матроне
  • Молитва святой Матроне об исполнении желаемого

Вторая мировая и смерть

Предсказала Матрона и Вторую Мировую. Сохранились множества свидетельств, когда она советовала людям сходить в отпуск, потому что «долго-долго отдыхать не будешь, война будет» или советовала помириться с близкими, ведь «скоро начнется война и русские победят, но многие погибнут».

Все пророчества святой сбылись, в том числе и те, которые говорили, что Москва лишь немного пострадает от фашистов.

Всю войну и несколько лет после (1942-1949 года) старица прожила у своей односельчанки Е. Ждановой и ее дочери, который проживали на Арбате в деревянном особняке. Однако в 50-х годах Жданову репрессировали, а Матрона вновь переехала. В этот раз это был последний переезд — на подмосковную Сходню, где ее приняла дальняя родственница. И там старица вновь начала принимать всех нуждающихся людей и молиться за них.

Матрона перестала служить лишь за три дня перед смертью — она почувствовала свою кончину и заранее попросила близких похоронить ее на Даниловском кладбище, а предварительно отпеть в церкви Ризоположения. Близкие исполнили все указания страдалицы и передали записку 3 мая в Троице-Сергиеву лавру о заказе панихиды.

Преставление Матроны

Лаврские монахи знали старицу и уважали ее, поэтому все они посетили ее похороны.

Жизнь после смерти

Через тридцать лет после смерти страдалицы Матроны Московской ее могила на Даниловском кладбище стала целью многих паломников.

Кто-то приезжал посетить могилу в качестве почтения, кто-то приходил помолиться, веря, что и после смерти святая сможет помочь. Люди стекались со всех областей России, приезжали и из-за рубежа.

Блаженная при жизни была глубоко верующей, истинной православной служительницей. Ее сердце было полно сострадания к людям и любви. Добрая слава о ней не умерла вместе с ней, но живет уже более сорока лет после ее смерти, точно так же, как и подвиг ее христианской веры в благочестии и целомудрии.

Житие преподобной Матроны Московской

Икона Матроны Московской

Матрона Московская — одна из самых почитаемых Святых в православном мире. Ее жизнь — это пример настоящего духовного подвига. С самого рождения Матрона, жившая в простой крестьянской семье, была незрячей, а в юном возрасте потеряла и возможность ходить.

Несмотря на это, уже в раннем возрасте глубоко верующая девочка, наделенная Господом особым даром, помогала людям, проявляя к ним бесконечную любовь и сострадание. Сохранилось много свидетельств такой помощи и исцеления.

Воспринимая свои болезни, как Божий дар, она не отказывала в помощи обратившимся к ней людям, утешая, исцеляя и наставляя их. Каждый, кто обращался к святой, имея чистые помыслы, получал желаемое.

Где поклониться образу

И после смерти Матронушки, как любовно величают блаженную Матрону в народе, она продолжала помогать тем, кто прибегает к ней с молитвенными просьбами. Бесчисленное количество верующих посещает Покровский монастырь в Москве, где хранятся две иконы Матроны Московской и ее святые мощи.

Одна из икон находится внутри храма, а вторая расположена на стене главного храма.

Иконы Матроны Московской

  • На иконах Матрона Московская почти всегда предстает перед нами с закрытыми глазами, хотя на некоторых иконах она изображена зрячей.
  • Руки святой или сложены на груди или воздеты к небу с молитвой.
  • На некоторых иконах Матрона Московская держит в руках четки или образ Пресвятой Богородицы.

В чем помогает икона Матроны Московской

Тысячи людей, молившиеся перед иконой Матроны Московской с чистыми помыслами и глубокой искренней верой получали помощь и утешение.

Перед иконой Матроны Московской молятся

  • при пропаже близкого человека;
  • в стрессовых ситуациях — при тревожности, депрессии и других расстройствах;
  • при различных заболеваниях;
  • для сохранения семьи;
  • о долгожданном младенце;
  • об утешении в скорби.

И во многих других трудных для человека моментах. Многие отмечают, что нет такой просьбы, на которую не откликнулась бы святая.

Молитвы образу Матроны Московской

О даровании ребенка

«О, блаженная мати Матрона, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим. Яко имущую велие дерзновение по Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорбе дущевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дается вам и паки: яко аще два от вас совещаете, на землю о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Услыши убовоздыхания наша и донеси ко престолу Владычню, и деже ты предстоиши всмы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует. Воистину, Богидете хощет, тако сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с ним же моли. Тако да сотворит Господь Бог и нам по милости своей и неизреченному человеколюбию. Буди имя Господнее благословенно от ныне и до века. Аминь.»

Об исцелении

«О блаженная, мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской

В 1911 году в списках сельскохозяйственной переписи Тульской губернии появилась запись о детях Димитрия Ивановича и Натальи Никитичны Никоновых, проживающих в селе Себино Епифанского уезда. Среди прочих была в ней строчка: «Дочь 28 лет, девица безграмотная». Переписчик поставил рядом букву «к», что означало «калека». Эта строчка относилась к будущей святой — блаженной Матроне Московской.

Матрона родилась в большой семье. У неё было четыре брата и три сестры. Четверо детей умерли в младенчестве, а вот с именами двух братьев Матроны связан один из многих трагических сюжетов в жизни святой, когда самые близкие, казалось бы, люди её предали.

Иван Никонов, старший из братьев, в 19 лет женился на 17-летней Евдокии, дочери крестьянина Николая Ивановича Федотова. В 1907 году в его семье появился сын Дмитрий. Крёстной к первенцу Николай позвал набожную сестру Матрону, об удивительном молитвенном даре которой с ранних её лет знали не только близкие, но и жители соседних деревень: к сестре приходили толпами со всей округи, убеждаясь, что слепой дочке Никоновой открыто больше, чем зрячим. Дочь Машу, которая родилась у Ивана Никонова через два года после Дмитрия, тоже крестила тётка, Матронушка. И сына Василия, снова – она. Уже это показывает, что Иван свою сестру любил и ценил.

А вот младший брат, Михаил Никонов, видимо, с самого начала калеку невзлюбил. Хотя признавал, что семье от сестры есть большая выгода — удивительным образом слепая не стала близким обузой, а наоборот, сделалась кормилицей: отец Никоновых долго болел, зарабатывать не мог, потом умер, а к Матроне за советом и помощью шли люди и в благодарность несли еду, вещи, деньги…

Эта фотография встречается на некоторых сайтах подписанная как дом, где родилась Матрона. На самом деле, дом Матроны в Себино был деревянным и сгорел

Скоро судьба распорядилась Михаилу надолго покинуть родное Себино. Приближалась Первая мировая война. Братья Никоновы тянули жребий — кому идти в солдаты. Выпало Михаилу, и он ушёл сначала просто служить, а потом и воевать.

Михаил не был дома целых восемь лет. За старшего оставался Иван. Был он грамотным, деловым, сумел сколотить крепкое хозяйство: и скотина, и двор — всё содержалось в порядке. И Матроне жить давал, не обижал. А потом грянул 1917 год.

Михаил вернулся из армии «перекованным», большевиком. Скорее всего, именно он подсказал брату Ване, что имущество семьи надо срочно продавать, потому что грядут перемены, а при новой власти лучше оказаться в бедняках, пусть даже и номинально. Сам уже партийный, Миша убедил Ивана вступить в Коммунистическую партию. Под влиянием брата, Иван, судя по всему, изменил и отношение к Матроне. Во всяком случае, когда в 1918 году в семье Ивана родился младший ребёнок — сын Петя — крестить его отец уже не решился и «неблагонадёжную» сестру в восприемницы не позвал.

У братьев началась новая жизнь. Карьера их шла в гору: в мае 1917 года граждане села Себинопри полном сходе единогласно постановили лишить должности Губанова Василия Тихоновича, который был прежде членом волостного совета, и выбрать на его место Ивана Дмитриевича Никонова. То есть Иван выбился в волостное начальство. А Михаил и того круче — стал председателем Себинского комитета бедноты, органа советской власти с довольно большими полномочиями в селе.

Запись в архиве о семье Никоновых.
В разделе «Женский пол» написано — дочь, 17 лет, слепая
В разделе «Мужской пол» написано — сын, 15 лет, грамотный, сын, 12 лет, учащийся

Началось раскулачивание. Михаил с другими членами комитета бедноты лютовал, с односельчанами разбирался жестоко, добро отбирал, а кто отдавать не хотел, того наказывал. По свидетельству исследователя биографии святой Матроны Московской Геннадия Зайцева, были в практике комбедовцев под предводительством Михаила Никонова и перестрелки, и убийства.

Между тем обедневшим жителям Тульской губернии стало не до лечения душевных ран и не до визитов к прозорливой себинской слепой. Самим бы с голоду не помереть — куда уж платить какой-то там калеке за советы! Поток посетителей к Матронушке схлынул, дохода семье она больше не приносила. Молитва Матроны, иконы в ее комнате — все это совсем не вписывалось в новый атеистический образ жизни Михаила и Ивана. Богомолка стала откровенно мешать братьям. Они теперь редко заходили в родительский дом и встреч с Матроной избегали. Братья уже не скрывали, что из-за сестры могут лишиться не только должности, но и свободы.

Вопрос встал ребром: идеологическое противостояние внутри семьи вынуждало Матрону Никонову уехать из родного дома. Девушка безропотно собрала нехитрые пожитки и вместе с подругой отправилась в Москву.

Дом в Москве в Староконюшенном переулке, где в семье Ждановых Матрона прожила с 1941 по 1949 год

О её скитаниях, о неприкаянности, голоде и холоде, который пришлось пережить святой, написано много. Матрона Никонова меняла адреса, переезжала от знакомых — к родным, от родных — к случайным людям, порой к тем, кто относился к бездомной страннице враждебно… Квартиры, комнаты, домики, подвалы, сараюшки… С жильём в столице было сложно, выбирать не приходилось. Почти везде — без прописки, постоянно под угрозой ареста… Прописывать её боялись: Матрона принимала по сорок человек в день, донести мог любой из них. А не посетители, так соседи пожалуются властям на шум, на беспокойство — и всё равно прихода милиции не избежать. Послушницы-хожалки, которые ухаживали за Матроной, тоже подвергались опасности. Матрона переживала за них и за хозяев, у которых находила временный приют, старалась в меру сил не обременять долго своим присутствием.

Вот что вспоминает одна из женщин, у которой Матрона долго жила в Москве: «Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком фа­нерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в до­мик, а в домике — густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, по­вернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы живем вдвоем с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним — неизвестно, а у нас — две комнаты в теплом доме, сорок восемь квадратных метров, от­дельный вход; почему же вы не попросились к нам?” Матушка тяжело вздох­нула и сказала: “Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели”».

Фотография блаженной старицы Матроны

Но что же братья? Ведь они знали, где Матрона и что с ней — до 1945 года, пока жива была мать, сестра не раз приезжала в Себино, чтобы её проведать. Неужели Иван и Михаил ни разу не поинтересовались судьбой изгнанницы?

Известно, что до 1930-х годов братья Никоновы ещё оставались в Себино. Говорят, Иван с Михаилом крепко поругались, Иван переживал, что выгнал Матрону. Говорили даже, он нашёл на чердаке иконку, спрятал под подушку, молился втихую, каялся.

А потом в селе случился загадочный пожар — ночью ни с того ни с сего сгорела изба председателя комитета бедноты Михаила Никонова. Соседние дома огонь странным образом не тронул. Совпадение? Возможно. А может быть, и месть раскулаченных.

Как бы то ни было, в 1938 или в 1939 году Михаил с семьей из Себино уехал. Куда — неизвестно. Есть сведения, что в 1942 году 54-летний Михаил ушёл на фронт и пропал без вести.

Иван, скорее всего, оставался в родном селе до войны. Самого его по возрасту на фронт уже не взяли — в 1941-м Ивану Дмитриевичу исполнилось 55. Но воевать отправились три его сына: Дмитрий, Василий и Пётр. В 1943-м Ивану и Евдокии пришла первая похоронка на Дмитрия. Потом — на Василия. Погиб на фронте и третий сын Ивана, Пётр Никонов.

Село Себино война не пощадила. В 1942-м, когда немцы подступали к Москве, себинцы только-только успели оставить дома и спрятаться в лесу, как в село вошли фашисты. Никого не нашли, разозлились, сожгли село полностью. Сгорело и хозяйство Ивана вместе с родительским домом Никоновых. Две дочери Ивана после войны вышли замуж и разъехались. История повторилась: остался брат святой скиталицы сам бездомным и неприкаянным. Сбывалось пророчество маленькой Матроны. По свидетельству Евгении Калачковой, односельчанки святой, «мать родная Матроне говорила: “Дитя ты моё несчастное!” А Матрона ей отвечала: “Я-то несчастная! У тебя Ваня несчастный, да Миша!”»

Последнее место, где жила святая Матрона на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, 23)

О послевоенной судьбе Ивана Никонова известно немного. Есть свидетельства, что брат, сам уже смертельно больной, приезжал к Матроне в Загорск, просил прощения, раскаивался. Анна Дмитриевна Прохорова, внучатая племянница блаженной Матроны, вспоминала: «Мать Матронушки умерла в 45-м году, тетка Марфа — в 41-м. Братья ее были дядя Миша и дядя Ваня. Они были неверующими, особенно дядя Миша. Они ее вообще не понимали. Дядя Миша тут всех кулачил, дядя Ваня уж к ней ходил, когда стал плохой. Он был маленький ростом, с усиками, худенький. Приходил на кладбище, плакал. Тетя Дуня, его жена, тоже к ней ходила».

А вот свидетельство Анны Филипповны Выборновой, дочери старосты себенской церкви (орфография сохранена): «Брат Матрюшен не верил: “Что там она знает?” Свой родной брат, а не верил. А как коснулось его горе, так и поверил в сестру. И вот в последнее время (она жила в Москве) брат начал к ней ездить и прощение сколько раз просил у сестры!»

Четверть века прошло с тех пор, как уехала Матрона из родного дома. О чём были разговоры брата и сестры? Можно только догадываться. Иван мучился мыслью, что выгнал калеку из дому, сам дома лишился, детей потерял. Отказался от помощи Божией, отвернулся от Бога — остался одиноким и больным… Винил себя в слабости, в трусости, в предательстве. Плакал, не верил, что сможет сестра такой грех простить…

Храм Успения, в котором крестили святую Матрону, в селе Себино
Современный вид

Родилась блаженная Матрона в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Полное имя святой — Матрона Димитриевна Никонова. Село Себино расположено в 20 км от знаменитого Куликова поля. Родители святой — крестьяне Димитрий и Наталия. Они были простыми крестьянами, жили бедно, имели четверых детей. Блаженная Матрона была самой младшей. Родители были уже немолоды и учитывая ту нужду, в которой они находились, еще до рождения последнего ребенка, родители решили отдать ее в приют, где необеспеченные дети воспитывались за казенный счет.
Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Матрона явилась Наталии в образе белой птицы, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Женщина приняла сон за знамение и отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Матрона родилась блаженной, у нее не было глаз. Однако, как вспоминают очевидцы, мать любила свое несчастное дите от этого не меньше.

Блаженная Матроны была названа в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой празднуется 9 ноября. Во время крещения, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма, что было принято как знак богоизбранности ребенка. Вот то рассказывает сам священник, отец Василий: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Так же он добавил что праведная Матрона потом встанет на его место и даже предскажет его кончину. Впоследствии так и получилось: однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Перепуганные родители побежали к дому священника. Оказалось что он, действительно, только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности Матроны – на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Подруга матери святой Матроны позже рассказывала, что, когда девочка была еще младенцем, Наталия жаловалась что девочка не берет грудь в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, и разбудить ее невозможно.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Будучи маленькой, Матрона каким-то непостижимым образом по ночам, пока родители спали, находила иконы, снимала их с полки и в тишине играла с ними.

Жизнь блаженной Матронушки не была легкой. Над ней часто издевалась детвора: они стегали ее крапивой, понимая что она их не увидит и не узнает кто ее обижал. Неоднократно сажали ее в яму, наблюдая как она будет выбираться оттуда. Поэтому Матрона перестала общаться с детьми и все чаще ее можно было застать в храме. У нее было любимое место – слева за входной дверью, где она неподвижно стояла во время службы. Она знала все песнопения наизусть и подпевала певчим.
В 7-8 лет у праведной Матронушки открылся дар предсказаний и исцеления больных. Жизнь Матроны начала меняться. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. Своей молитвой Матронушка могла исцелять от болезней и утешать пребывающих в скорби. В дом к блаженной Матронушке стали ходить и ездить посетители. Сюда везли больных из окрестных сел и даже губерний. В знак благодарности люди оставляли праведной Матронушке продукты и подарки. Так, вместо того чтобы стать обузой для семьи, Матрона стала главной кормилицей.

Был в житие Матроны случай, когда ее мать увидела как дочь сидит на завалинке, несмотря на холод. Мать ее позвала в избу, чтобы ты не мерзла. На что Матрона ответила: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевала: «Там нет никого». А Матрона ей объясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!»
Ксения Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь». И действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни, и дом матери остался цел.

Жизнь Матроны была наполнена и путешествиями. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече святой Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение праведной Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

В 17 лет жизнь Матроны усложнилась, у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину своей болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия», — говорила Матрона.
С тех пор до конца своей жизни матушка была «сидячей». И сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла по жизни этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте святая Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.

Помещику из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией все продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его — скитаний.
Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню».
«Что ты задумала делать, то не сбудется», — отвечает матушка. Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда все у меня есть — и деньги, и материалы?» Так ничего с постройкой колокольни и не вышло.

Удивляло людей и то, что святая имела обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» — она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

Но есть еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект “Министерство военно-морского флота” (я тогда училась в архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив “завалить” мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: “Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была — защититься и работать. Матушка выслушала меня и говорит: “Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!” Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: “Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…” И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: “Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там — три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, ведь проект получился, отлично выглядит — защищайтесь!”»

Были поистине удивительные случае в житие Матроны. Праведной передали что в ее помощи нуждается мужчина, живший в 4 км от Себино. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти 4 км, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.
Однажды к матушке на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна. Одной она дала просфору, другой — воду, третьей — красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там — мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: «Что, гадко мыша-то есть?» — «Матронушка, ну как же есть-то его?» — «А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям». Женщина говорит: «Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда». — «А Бог то знает, что ты молоко от мыша продавала!»

Помощь, которую подавала святая Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.

Матрона читала молитвы над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Последний земной в своей земной жизни праведная Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» «Боюсь».

2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? — взволнованно спросил он.— Что, она умерла?» (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону.) Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец Николай Голубцов, все присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам.

Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Люди так и поступают сегодня, обращаясь к блаженной Матроне с просьбами об исцелении от болезней, встрече с суженым, материнстве, избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, помощи в решении материальных проблем, в учебе или работе, избавлении от страданий.

Призывая в помощники святую Матрону, помните, что прежде всего нужно обращаться в молитвах к Спасителю и Пресвятой Богородице. Просите Матронушку помолиться за вас перед Господом и помочь вам.

К святой Матроне можно обратиться в храме, в который вы обычно ходите, или дома, или в любом другом месте: важна не обстановка, а твердая вера в Бога и молитва, совершенная с открытым сердцем. Обычно православные просят святых угодников о помощи, осеняя себя крестным знамением и прикладываясь губами к иконе. Но если перед вами нет образа Матроны Московской, мысленно представьте его себе, закрыв глаза, и почувствуйте связь с ней.

В православных молитвословах вы найдете акафист и молитву святой Матроне, с которой к ней обращаются с просьбой о помощи или благодарностью. Ее можно выучить наизусть или читать по книге. Если вы не знаете или не помните молитв, можно говорить от себя теми словами, которые идут из глубины души и сердца.
Более того, если вам требуется помощь святой Матроны и ее заступничество перед Господом, вы можете обратится к ней посредством письма. Отправьте его на почтовый адрес монастыря: 109147, г.Москва, ул. Таганская, 58, Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г.Москвы, настоятельнице игумении Феофании (Мискиной). Можно также обратиться к Матроне с помощью электронной почты на адрес: matronushka@gmail.com. Служители монастыря возложат ваши просьбы к мощам святой блаженной старицы.

Верьте, просите святую Матрону всем сердцем, но обязательно добавляйте: «Если на то воля Божья», поскольку только ему ведомо, что каждому из нас нужно для счастья.

День памяти Матроны Московской – 2 мая (19 апреля по старому стилю).

Елицы